Бахтин

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Литературоведение
  • 20 20 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 16.12.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ВКЛАД М. БАХТИНА В РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ: РАЗРАБОТКА ДИАЛОГОВОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА 4
2.АКТУАЛЬНЫЕ ИДЕИ М. БАХТИНА.. ХРОНОТОП 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

Фрагмент для ознакомления

Они как бы строили по ту сторону всего официального второй мир, вторую жизнь. Это - особого рода двумирность...».Таким образом, эта народная смеховая культура была целым отдельным миром. И обычный человек из народа жил в состоянии «двумирности». Отметим, что подобный способ существования человека превращает его в человека с расщеплённым сознанием, человека не имеющего никаких прочных основ. Отдельный человек или группа людей следуя какой-либо цели могут жить в одном мире и притворяться в другом. Но если это происходит на уровне общества, то это уже болезнь. Кстати, указывает М. Т. Рюмина «З. Фрейд использовал термин «амбивалентность», который по М.М. Бахтину является одним из определяющих средневековый смех свойств, как раз, для характеристики таких патологических двойственных состояний». При этом Михаил Бахтин, рассматривая два мира: мира смехового, пародийного, карнавального народного и официального серьёзного церковного, настаивает на самостоятельности первого. Т.е. на самостоятельности мира пародийного. Но очевидно обратное, что пародия является лишь вторичной по отношению к тому, что является объектом пародирования. Ольга Михайловна Фрайденберг в своей книге «Миф и литература древности», рассматривая античную пародию, выразила это следующими словами «этот пародийный двойнический аспект имеет отрицательный, нарушительный и мнимый характер, заключающийся в повторении пародии только внешней формы без подлинной сущности явления». И поэтому никакой собственной сущностной ценности не имеет.Сущность же смеховой культуры этого второго мира, в понимании М. Бахтина, сводится к гротескному смеху с ядром - Амбивалентностью. Амбивалентность у Михаила Бахтина есть некая двойственность, включающая в себя одновременное утверждение одного через отрицание другого, жизнь одного (скажем, нового и даже лучшего) за счёт смерти другого (старого и всегда почему-то худшего). При этом утверждение и отрицание рассматривается в рамках одной целостности, одного тела: «Снижение здесь [в гротескном реализме] значит приземление, приобщение к земле, как поглощающему и одновременно рождающему началу: снижая, и хоронят и сеют одновременно, умерщвляют, чтобы родить сызнова лучше и больше... Снижение роет телесную могилу для нового рождения. Поэтому оно имеет не только уничтожающее, отрицающее значение, но и положительное: оно амбивалентно, оно отрицает и утверждает одновременно».С точки зрения формальной логики - это логически абсурд. В классической диалектике же подобное противоречие может иметь место, но оно обязательно должно в ходе развития быть снято в синтезе. Амбивалентность М. Бахтина же является застывшим противоречием, никакого разрешения не предполагающее. То есть Михаил Бахтин, по словам Марины Рюминой вводит новый вид диалектики, которую она охарактеризовала как «остановившуюся диалектику». Самое близкое к ней понятие - это «негативная диалектика» Теодора Адорно, смысл которой состоит в мышлении таким образом, чтобы в каждом понятии найти его скрываемую противоположность самому себе. Таким образом эта диалектика разрушает процесс мышления в принципе.Ещё одной особенностью амбивалентности является то, что никаких гарантий возникновения новой жизни после смерти, тем более лучшей, чем была, Михаил Бахтин не даёт. Он рассматривает это как само собой разумеющееся. Что якобы отмирание чего-то старого и отживающего обязательно предполагает рождение нового. Из нашего жизненного опыта же следует обратное. Для того, чтобы новое ожило и было лучше, нужно приложить специальные усилия. Мы видим, что после того, как распался Союз Советских Социалистических Республик, ничего принципиально нового, качественно лучшего на его месте не возникло. Единственный пример амбивалентности, который приводит М. Бахтин из мира природы - это деление клеток. Умирающая клетка делится и рождает две новые. Но это ведь лишь уровень клетки, а мы говорим о человеческом мире. Т.е. правильнее будет сказать, что амбивалентность - это реальность отрицания или уничтожения при мнимости нового рождения.Что же предлагается взамен отмирающему? Взамен разрушенному высшему Михаилом Бахтиным предлагается материально-телесное. С несвойственной для научных текстов экспрессивностью он восхваляет материально-телесное начало в ущерб высшему, духовному. То есть к тому, что роднит человека с животным, ведь главная особенность человека, это не материальное, а его духовная, культурная составляющая. «Материально-телесное начало здесь воспринимается как универсальное и всенародное и именно как такое противопоставляется всякому отрыву от материально-телесных корней мира, всякому обособлению и замыканию в себя, всякой отвлеченной идеальности, всяким претензиям на отрешенную и независимую от земли и тела значимость. Тело и телесная жизнь, повторяем, носят здесь космический и одновременно всенародный характер; это вовсе не тело и не физиология в узком и точном современном смысле; они не индивидуализированы до конца и не отграничены от остального мира...».И так далее и так далее... Поражает настойчивость, с которой Михаил Бахтин приписывает низшему, материально-телесному, свойства чего-то космического и основополагающего. Правда от этого оно не становится менее животным или менее приземлённым.Итак, по утверждению М. Бахтина, народная смеховая культура содержит некуюмиросозерцательность, носящую не ритуальный, не магический и не религиозный характер. ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, М. Бахтиным в теорию литературы были внесены следующие идеи, а именно, речь идет о диалогичности и карнавализации. Феномен диалога у Бахтина обладает универсальным значением. Что касается диалогических отношений людей, то речь идет не просто об одном из проявлений бытия, а явлении, которое пронизывает речь и сознание. Бытие отождествляется с диалогическим общением. Если кончается диалог, то завершается все. Два голоса являются минимумом жизни и минимумом бытия. Важнейшая бытийная характеристика, порождающая диалог, заключается не в необходимости передачи, а потребности человека отнестись к человеку. Говорящий установлен именно на «активно ответное внимание». Этот принцип определяет трансформацию монолога в диалог. Вторая базисная идея М. Бахтина - это карнавализация, системный анализ средневековых праздников дураков, ослов, карнавала, во время которых происходит перемешивание "верха" и "низа". При этом король и шут меняются местами: "ругаемое" и "восхваляемое" заполняются иными объектами.Наконец, нужно выделить значимость идеи хронотопа. Как отмечал М. Бахтин, любой художественный текст оформляется так, что его содержание возможно соотнести с определенным временным планом. Иными словами, художественный текст занимает то или иное место во временном континууме. Как мы выяснили, художественное время представляет собой нечто отличное от реального времени, в частности, художественное время может поворачиваться вспять, останавливаться, в рамках художественного времени возможно соединение различных временных пластов. Если сопоставить художественное время и грамматическое, то художественное время будет занимать более высокую позицию, подчинять себе грамматическое время. В художественное время также включено понятие плотности действия, что принципиально отличает художественное время от грамматического. В моделировании временных отношений в художественном тексте участвуют языковые средства разных уровней, образная система языка, композиция произведения и т.д. Таким образом, выбор средств для обозначения темпоральности достаточно богат.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫБахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/probltext.htmlБахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/122741/Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990 Корниенко, Е.Р. Текст сквозь призму философии М.М. Бахтина.//Знание. Понимание. Умение. № 1. – 2010. – С. 129.Рюмина, М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. – М.: Либроком, 2010. – 320 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин, М.М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.infoliolib.info/philol/bahtin/probltext.html
2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/122741/
3. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература, 1990
4. Корниенко, Е.Р. Текст сквозь призму философии М.М. Бахтина.//Знание. Понимание. Умение. № 1. – 2010. – С. 129.
5. Рюмина, М.Т. Эстетика смеха: Смех как виртуальная реальность. – М.: Либроком, 2010. – 320 с.




Вопрос-ответ:

Какой вклад М. Бахтина в развитие теории литературы?

Михаил Бахтин внес значительный вклад в развитие теории литературы. Он разработал диалоговую модель художественного текста, которая позволяет изучать взаимодействие различных голосов и перспектив в художественных произведениях. Бахтин считал, что каждый голос в тексте обладает своей уникальной точкой зрения и становится важным элементом создания смысла. Его работы оказали большое влияние на современную литературную критику и стали основой для изучения множества литературных явлений.

Какие актуальные идеи М. Бахтина существуют в современной литературной критике?

В современной литературной критике актуальными являются идеи М. Бахтина о хронотопе, то есть о взаимосвязи пространства и времени в художественном произведении. Бахтин считал, что каждая история имеет свой уникальный контекст и образуется в определенном пространстве и времени. Эта идея помогает исследователям анализировать взаимодействие событий и персонажей в произведении, а также исследовать влияние социокультурных факторов на создание и восприятие художественного текста.

Какие особенности народной смеховой культуры были описаны М. Бахтиным?

М. Бахтин отмечал особенности народной смеховой культуры, которая представляла собой "второй мир" для народа. Этот мир был отделен от официальной культуры и представлял собой своеобразную двумирность. Обычные люди из народа жили в состоянии двумирности, где народная смеховая культура играла важную роль. Она создавала своеобразное пространство, где люди могли выражать свое мнение, шутить над властью и критиковать социальные нормы.

Какой вклад в развитие теории литературы внес М. Бахтин?

М. Бахтин внес значительный вклад в развитие теории литературы. Его работы посвящены изучению художественного текста, особенностей его структуры и смысловой организации. Бахтин разработал диалоговую модель художественного текста, которая учитывает множественность голосов и точек зрения в тексте, создавая богатый и многоголосый художественный мир.

Какие идеи актуальны для современной литературы из трудов М. Бахтина?

Идеи М. Бахтина остаются актуальными для современной литературы. Одна из ключевых идей - это понятие хронотопа, или пространственно-временной организации текста. Бахтин утверждает, что хронотоп - это основная организационная структура текста, определяющая его смысловую глубину и специфику. Также актуальны идеи о многоголосии текста, о смешении жанров и стилей, о взаимодействии автора и читателя в процессе создания смысла текста.

Как автор описывает «двумирность» народной смеховой культуры?

Автор описывает «двумирность» народной смеховой культуры как особого рода двойственность существования. Он говорит о том, что народная смеховая культура создавала свой собственный мир, второй мир, отличный от официального. Обычный человек из народа жил в состоянии двумирности, где были свои правила, нормы и ценности. Это был отдельный, самодостаточный мир, который существовал рядом с официальным.

Какова особенность существования человека в состоянии двумирности?

Особенностью существования человека в состоянии двумирности является то, что он одновременно находится в двух мирах - официальном и народном. Человек, живущий в состоянии двумирности, имеет возможность проникнуть в мир народной смеховой культуры и участвовать в ней. Это позволяет ему видеть и понимать смешное и обращаться к смешному в своей повседневной жизни.

Какой вклад М. Бахтина внес в развитие теории литературы?

М. Бахтин внес значительный вклад в развитие теории литературы, особенно своими исследованиями о романе и диалоге. Он предложил новую модель анализа художественного текста, основанную на понятии полифонии и многоголосия. Бахтин развил идею того, что литературный текст представляет собой поле взаимодействия различных голосов и точек зрения, а не просто выражение одного авторского голоса. Его работы имеют большое значение для современной литературной теории и критики.