Научно-исследовательский семинар (курсовая работа 40 листов)
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 17.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ0 ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Структурные и функциональные изменения нервной системы подростка 6
1.2. Анализ когнитивной и эмоциональной сферы подростков 11
1.3. Эмоциональные деструкции в подростковом возрасте 15
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ 21
2.1. Характеристика базы исследования и организация процедуры исследования эксперимента 21
2.2. Анализ и интерпретация результата исследования 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 38
Изучение особенностей саморегуляции во взаимосвязи с психодинамическими свойствами подростков необходимо, так как психодинамические свойства взаимосвязаны с субъектными свойствами, к которым относятся отдельные личностно-регуляторные свойства, в частности, реакция на стресс, тревожность, эмоциональность и др. Следует учитывать, что свойства темперамента соотносятся со свойствами нервной системы, на темперамент и его развитие влияют социальные и биологические детерминанты. Так, экстраверсия может рассматриваться как результат «широкого» афферентного синтеза; при выраженной экстраверсии выше сформированность способности к моделированию;Экстравертированность:она связана с умением моделировать внешние и внутренние условия для достижения своих целей, гибкостью саморегуля-ции, уверенностью в себе. Высокая потребность в общении, социальных контактах, характерная для подросткового возраста, реализуется в направленности на внешний мир, общительности, стремлению к контактам, их поиску, склонности к переменам, развитию коммуникативных свойств. Наиболее «вы-годным» для формирования личности является сочетание экстраверсии, плас-тичности и низкой тревожности. Именно такие подростки отличаютсяэмоци-ональной устойчивостью, эмоциональной зрелостью, спокойствием, собран-ностью, гибкостью саморегуляции, склонностью доводить начатое дело до конца, а при достижении целей учитывать не только внешние, объективные факторы, но и свои способности, свой потенциал. Тревожные экстраверты и интроверты имеют слабую сформированность основных регуляторных и личностно-регуляторных свойств. При этом тре-вожные экстраверты могут проявлять гибкость, быстро перестраивать свою деятельность в связи с изменениями обстоятельств и более уверены в себе, нежели интроверты [21]. Для определение экстраверсии/интраверсии использовался опросник К. Юнга [19] (Приложение 3). Этот тест предназначен для выявления темперамента ребят, исходя из полученных результатов, и определяет – к какому типу они могут относить-ся (экстраверты, интроверты или амбиверты, имеющие средние показатели по шкале интроверсии — экстраверсии).Инструкция: здесь подросткам предлагалось отвечать на вопросы бланков, выбрав один из вариантов ответа («да/нет»).Сумма баллов 0 — 35 свидетельствует об интроверсии, 36-65 б. – об амбиверсии, подростки, набравшие от 66 до 100 баллов, относятся к экстравертам. 2.2. Анализ и интерпретация результата исследования1. Определение уровня стрессаРезультаты опросника по уровню стресса показаны в таблице 1 и диаграмме 1.Таблица 1 – Уровень стресса среди опрошенных подростковДевочкиМальчикиНизкий (35-70 б.)34Средний (71-105 б.)97Высокий (106-140 б.)2Рис. 1. Показатели стресса Средний показатель баллов среди опрошенных составил 87,7±17,4 (у девочек – 90,9±18,0, у мальчиков – 83,7±15,8. Отмечается, что средний показатель уровня стресса у подростков женского пола несколько выше, чем у подростков-мальчиков.Большинство респондентов (64%) показали средний уровень стресса. 12% девочек и 16% мальчиков имеют низкий уровень стресса. Две девочки (8% опрошенных) показали высокий уровень стресса. 2. Тестирование по методике Спилбергера-Ханина. Результаты опросника по личностной тревожности (ЛТ, кол-во опрашиваемых) следующие:Умеренная ЛТ (31-44 б.) – 17 человек (68%)Низкая ЛТ (до 30 б.) – 12 % опрошенных (2 мальчика и 1 девочка);Высокая ЛТ (> 45 б.) – 5 человек (20%), из них 4 девочки.Средний показатель личностной тревожности составил у девочек – 43,4±4,2, у мальчиков – 38,9±6,0. средний показатель по всей выборке – 41,4±5,5.У девочек показатели ЛТ статистически выше, чем у мальчиков (значение t-критерия = 2,1, P<0.05). Результаты показателей личностной тревожности представлены на рис. 2.Рис. 2. Показатели личностной тревожности.Таким образом, большинство подростков имеет средний уровень личностной тревожности, при этом средние показатели у девочек превышают средние показатели личностной тревожности у мальчиков. Результаты опросника по ситуативной тревожности (СТ):Средний показатель СТ составил – 36,8±5,4 балла, при этом у девочек – 38,0±5,2, у мальчиков – 35,2±5,1 балла, различия статистически не значимы (значение t-критерия 1,3, P>0.05).Умеренная тревожность (31-44 б.)выявлена у 11 девочек и 7 мальчиков (76% опрошенных подростков).Низкая тревожность (до 30 б.) – 16 % опрошенных (3 мальчика и 1 девочка);Высокая тревожность (> 45 б.) – 2 человека (8%), 1 девочка и 1 мальчик.Результаты показателей ситуативной тревожности представлены на рис. 3.Рис. 3. Показатели реактивной (ситуативной) тревожности.Данные результаты показывают, что преобладающее большинство подростков имеют умеренные показатели по шкалам ситуативной и личностной тревожности. То есть они оценивают все признаки их проявления (тревожность, беспокойство, озабоченность, нервные психические реакции и т.д.) как средние.Такие подростки обладают выдержкой, терпением, они могут эффективно справляться со страхами и другими сложными ситуациями во время учебного процесса и социального взаимодействия.Им свойственно присутствие существенного и адекватного умиротворения. В классе нашлись и такие учащиеся, которые имеют несколько иные показателя тревожности.В частности,дети, которые имеют низкую тревожность, скорее всего, низко замотивированы, пребывают в депрессивном или неактивном состоянии.Возможно и то, что дети с высокой тревожностью могут в своих ответах вытеснять свою тревожность, чтобы показать себя в «лучшем свете». Дети с высоким показателем тревожности скорее имеют склонность создавать ситуацию конфликта, когда они могут «выплёскивать» свои эмоции, у них бывают частые эмоциональные «срывы».Как следует из представленных результатов,подростков с высокой личностной тревожностью больше, чем детей с умеренной ситуативной тревожностью, при этом среди девочек больше проявляется личностная тревожность. Таким образом, уровень тревожности подростков зависит от ряда факторов, связанных с трудностями пубертатного периода, школьной нагрузкой, взаимоотношениями со сверстниками и значимыми взрослыми. 3. Показатели экстраверсии / интраверсииРезультаты опроса представлены в таблице 2Таблица 2 - Распределение учащихся по экстраверсии / интраверсии*ДевочкиМальчикиИнтроверты34Амбиверты88Экстраверты2Рис. 4. Распределение учащихся по шкале экстраверсии/интроверсииТаким образом, среди опрошенных школьников обнаружено примерно равное количество интровертов, амбивертов и экстравертов. По результатам опроса видно, что среди девочек преобладают интроверты (24% в группе), а среди мальчиков – экстраверты (20% в группе). Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что среди учащихся 8 класса преобладают дети со средними показателями личностной и реактивной тревожности; большинство из подростков показали средний уровень стресса. Дети с высоким уровнем тревожности и высокими показателями стресса, нуждаются в психологической поддержке, с целью коррекции их психоэмоционального состояния и профилактики адаптационных срывов. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование, посвященное особенностям психофизиологического состояния подростков, их влиянию на эмоциональное состояние подростков в психологии позволило прийти к следующим выводам:1. Подростковый период является сложным для ребенка, поскольку одновременно происходит перестройка организма (половое созревание) и перестройка социальных ролей (формируется поведение, характерное для взрослого). Возрастает потребность в установлении полноценной и полноправной коммуникации со сверстниками и взрослыми. Это оказывает ключевое влияние на формирование личности подростка, в частности, его интеллект, творческие способности, основы мировоззрения. У подростка формируется взрослость, происходит формирование и стабилизации «Я – концепции», которую считают центральнымновообразованием этого периода.2. Развитие интеллектуальных способностей в подростковом периоде продолжается: происходит улучшение памяти, внимания, мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. Однако все это происходит на фоне «гормональной бури», сложных отношений в связи с осознанием себя и перестройкой социальных ролей, эмоциональной нестабильности, что может влиять на успешность обучения в целом, дезадаптации, конфликтам в школе и семье, приводя к еще большим личностным проблемам.3. В подростковом возрасте возрастает риск проявления эмоциональных деструкций, который зависит от многих факторов - биологических, психических, социальных. К повышению уровня стресса, а такжек тревожности и снижению эмоционального тонуса у современныхподростков могут привести такие причины, как социальный статус,переезд семьи, отсутствие одного из родителей, изменение уровняжизни, ссоры, развод родителей, негативный психологический климатв семье, а также социально-психологические факторы, связанные собучением в школе и освоением образовательных программ. Очевидно, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходноговозраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.4. Проведенное исследование показало, что большинство опрошенных подростков находились в состоянии умеренного стресса, 8% - показали высокий уровень стресса. Длительное нахождение в состоянии стресса (хронический стресс) может приводить к срыву адаптационных механизмов и развитию психосоматических заболеваний. 20% учащихся показали высокий уровень личностной тревожности, что может свидетельствовать о формировании тревожности как устойчивого личностного компонента. Учащиеся с низкой тревожностью (12%) могут отличаться беспечностью, низкой ответственностью. Среди опрошенных школьников отмечались небольшие гендерные различия. Так, высокий уровень стресса и более высокие показатели тревожности отмечены у девочек, что, возможно, связано с более ранним началом полового созревания. Распределение экстраверсии, интроверсии и амбиверсии среди опрошенных школьников примерно одинаковое (32%, 32% и 36%) соответственно. При этом среди девочек больше интровертов, среди мальчиков – экстравертов.5. Дети с высоким уровнем тревожности и высокими показателями стресса, нуждаются в психологической поддержке, с целью коррекции их психоэмоционального состояния и профилактики адаптационных срывов. ЛИТЕРАТУРААлёхин, А.Н. Эмоционально-оценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением / А. Н. Алёхин, Н. Н. Королёва// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 90-98.Бутузова, Ю. С. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению [Интернет-ресурс] / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4 (апрель). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16062.htm.(Дата обращения 15.11.2018).Вергунов, Е.Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической :дисс. ... канд. психол.наук.- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.:Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с. 96.Гаджибабаева, Д.Р. Психофизиологические особенности созреваниямозговых структур в подростковом возрасте / Д. Р. Гаджибабаева // ктуальные проблемы психологического знания. 2014. № 3 (32). С. 41-46.Данилина, В.С. Темперамент - психобиологическая основа личности [Текст] / Данилина В.С. // Культура. Социум. Личность: сб. статей Международной научно-практической конференции, посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [Под ред. М.В. Андреева, О.П. Ситниковой]. 2015. С. 25-28.Иванова Е.С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е.С.Иванова // Психологическая диагностика. - 2008.- № 5.- С. 82-101.Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.Каташинская, Л.И. Некоторые психофизиологические показатели подростков и их учет при организации учебной деятельности / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №3-6. – С. 1802-1805.Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 сМазур, Е.Н. Психофизиологические особенности развития подростка / Е.Н. Мазур // Мир науки и инноваций. – Вып.1, Т. 8. – Иваново: Научный мир, 2015. – С.50-53.Мужиченко, М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период / М.В. Мужиченко// LogosetPraxis. 2008. №2.- С. 157-152 Никитин А.С. Причины появления девиантного поведения у подростков / А.С. Никитин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 35-37.Николаева, Е.И. Сравнительный анализ психологических характеристик подростков с разными типами психосоматического реагирования/ Е.И. Николаева, Е.Н. Грекова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. - № 26(2). – С. 64-69.Озерова, Ю. Л Социальная агрессивность подростков и телевидение [Текст] / Ю. Л Озерова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2008. № 3. С. 204-207.Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.Соколова Н.В. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде / Соколова Н.В. [и др.].Сорокина, Л.В. Психофизиологические проявления социальной дезадаптации у подростков / Л.В. Сорокина, Э.Б. Романовская, Е.А. Свистуноваподростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. №3. – С. 536-539.Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005. 336 с.Шрейбер, Т.В. Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников [Текст] / Т.В. Шрейбер // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 3-2. С. 74-84.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Ключ:Приложение 2«Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)Реактивная тревожность (№№ 1-20) Личностная тревожность (№№ 21-40)Интерпретация результатов: до 30 б. — низкая тревожность; 31-45 б. — умеренная тревожность; 46 и более — высокая тревожность.Приложение 3Опросник экстраверсии / интроверсии для выявления типологических особенностей личности.Инструкция. На каждый вопрос имеется два варианта ответа, необходимо выбрать наиболее подходящий для вас и поставить букву, обозначающую этот ответ.Обработка и интерпретация результатовПоказатели экстраверсии: 1б, 2а, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.Подсчитать количество ответов и умножить на 5.
1. Алёхин, А.Н. Эмоционально-оценочные составляющие образа мира подростков с саморазрушающим поведением / А. Н. Алёхин, Н. Н. Королёва // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 1. - С. 90-98.
2. Бутузова, Ю. С. Негативное влияние информационной среды на подростков, склонных к девиантному поведению [Интернет-ресурс] / Ю. С. Бутузова, С. П. Акутина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 4 (апрель). – URL: http://e-koncept.ru/2016/16062.htm.(Дата обращения 15.11.2018).
3. Вергунов, Е.Г. Психофизиологический анализ эмоциональных реакций старших школьников с разной академической : дисс. ... канд. психол. наук.- Санкт-Петербург, 2011.- 166 с.:
4. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.: Академический проект, 2017. —240 с. 96.
5. Гаджибабаева, Д.Р. Психофизиологические особенности созревания мозговых структур в подростковом возрасте / Д. Р. Гаджибабаева // ктуальные проблемы психологического знания. 2014. № 3 (32). С. 41-46.
6. Данилина, В.С. Темперамент - психобиологическая основа личности [Текст] / Данилина В.С. // Культура. Социум. Личность: сб. статей Международной научно-практической конференции, посвящается 70-летию Победы в Великой Отечественной войне [Под ред. М.В. Андреева, О.П. Ситниковой]. 2015. С. 25-28.
7. Иванова Е.С. «Стресс-ФИЭ»: методика измерения основных видов стресса / Е.С.Иванова // Психологическая диагностика. - 2008.- № 5.- С. 82-101.
8. Карелин, А. А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2007. — 416 с.
9. Каташинская, Л.И. Некоторые психофизиологические показатели подростков и их учет при организации учебной деятельности / Л.И. Каташинская, Л.В. Губанова // // Известия Самарского научного центра РАН. 2013. №3-6. – С. 1802-1805.
10. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — 9-е изд. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с
11. Мазур, Е.Н. Психофизиологические особенности развития подростка / Е.Н. Мазур // Мир науки и инноваций. – Вып. 1, Т. 8. – Иваново: Научный мир, 2015. – С.50-53.
12. Мужиченко, М. В. Исследование состояния высшей нервной деятельности школьников в пубертатный период / М.В. Мужиченко // Logos et Praxis. 2008. №2.- С. 157-152
13. Никитин А.С. Причины появления девиантного поведения у подростков / А.С. Никитин // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 3-6. С. 35-37.
14. Николаева, Е.И. Сравнительный анализ психологических характеристик подростков с разными типами психосоматического реагирования/ Е.И. Николаева, Е.Н. Грекова // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2014. - № 26(2). – С. 64-69.
15. Озерова, Ю. Л Социальная агрессивность подростков и телевидение [Текст] / Ю. Л Озерова // Вестник Воронежского института высоких технологий. 2008. № 3. С. 204-207.
16. Смирнов В. М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков: Учеб. пособие для студ. дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
17. Соколова Н.В. Психофизиологические механизмы депрессии и их профилактика в подростковой среде / Соколова Н.В. [и др.].
18. Сорокина, Л.В. Психофизиологические проявления социальной дезадаптации у подростков / Л.В. Сорокина, Э.Б. Романовская, Е.А. Свистунова подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Естественные и технические науки. 2009. №3. – С. 536-539.
19. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов — М. Изд-во Института Психотерапии. 2002 — 362 с.
20. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков. М.: Академический проект; Трикста, 2005. 336 с.
21. Шрейбер, Т.В. Ригидность, тревожность и экстраверсия как факторы, детерминирующие особенности саморегуляции старшеклассников [Текст] / Т.В. Шрейбер // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2009. № 3-2. С. 74-84.
Вопрос-ответ:
Какие основные темы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются особенности физиологии и психологии подросткового возраста, анализируются изменения в нервной системе подростка, обсуждаются когнитивная и эмоциональная сферы подростков, а также эмоциональные деструкции, характерные для подросткового возраста. Также в статье описывается психологическое исследование эмоционального состояния подростков и методология проведения эксперимента.
Какие изменения происходят в нервной системе подростка?
В нервной системе подростка происходят структурные и функциональные изменения. Происходит созревание мозга и его различных областей, формирование новых нейронных связей. Также наблюдается изменение деятельности нейромедиаторных систем и гормонального баланса. Все эти изменения влияют на поведение и эмоциональное состояние подростков.
Какие аспекты когнитивной и эмоциональной сферы подростков анализируются в статье?
В статье анализируются различные аспекты когнитивной и эмоциональной сферы подростков. Исследуются особенности мышления, внимания, памяти и других когнитивных процессов у подростков. Также рассматриваются эмоциональные характеристики подростков, их способность к саморегуляции эмоций и выражению эмоций.
Что такое эмоциональные деструкции в подростковом возрасте?
Эмоциональные деструкции в подростковом возрасте - это различные нарушения эмоциональной сферы, которые характерны для этого возрастного периода. Это могут быть проблемы с эмоциональной регуляцией, нарушения в выражении и понимании эмоций, повышенная эмоциональная чувствительность и т.д. Эти нарушения могут влиять на психологическое благополучие и адаптацию подростков.
Какие темы рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются следующие темы: структурные и функциональные изменения нервной системы подростка, анализ когнитивной и эмоциональной сферы подростков, эмоциональные деструкции в подростковом возрасте, характеристика базы исследования и организация процедуры исследования эксперимента.
Что такое научно-исследовательский семинар?
Научно-исследовательский семинар - это форма проведения научной работы, направленной на изучение определенной проблемы или вопроса с использованием научных методов исследования.
Какие особенности физиологии и психологии подросткового возраста рассматриваются?
В статье рассматриваются особенности структурных и функциональных изменений нервной системы подростка, анализ когнитивной и эмоциональной сферы подростков, а также эмоциональные деструкции в подростковом возрасте.
Какие методы использовались в исследовании эмоционального состояния подростков?
Методы исследования эмоционального состояния подростков не указаны в данной статье. В статье описывается характеристика базы исследования и организация процедуры исследования эксперимента, но конкретные методы не рассматриваются.
Какие выводы можно сделать из исследования эмоционального состояния подростков?
На основе проведенного исследования можно сделать выводы о характеристиках эмоционального состояния подростков. Однако, конкретные выводы из данного исследования не приведены в данной статье.
Какая тема рассматривается в статье?
В статье рассматривается тема научно-исследовательского семинара, посвященного изучению особенностей физиологии и психологии подросткового возраста.
Что включает в себя первая глава статьи?
Первая глава статьи включает в себя анализ структурных и функциональных изменений нервной системы подростка, а также анализ когнитивной и эмоциональной сферы подростков и эмоциональных деструкций в подростковом возрасте.