социально-культурная деятельность

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Социально-культурная деятельность
  • 26 26 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 23.12.2018
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание

Введение 3
1. Социально-культурная деятельность в СССР в первой половине ХХ века 4
2. Социально-культурная деятельность в СССР во второй половине ХХ века 20
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

В военные годы несколько ослабло идеологическое давление. Хотя в каждом подразделении в армии и в тылу ситуацию отслеживали партийные контролирующие структуры, работала цензура. Марксистско-ленинскую идеологию временно затмила тема защиты Отечества.

2. Социально-культурная деятельность в СССР во второй половине ХХ века

Начало диссидентскому движению как таковому было положено в 1965 году арестом А. Синявского и Ю. Даниэля, опубликовавших на Западе одну из своих работ "Прогулки с Пушкиным". В качестве протеста против этого 5 декабря 1965 года в День советской Конституции на Пушкинской площади в Москве состоялся «митинг гласности». Этот митинг был не только ответом на арест Ю. Даниэля и А. Синявского, но и призывом к властям соблюдать собственные законы (на плакатах выступавших было написано: «Требуем гласности суда над Синявским и Даниэлем!» и «Уважайте советскую конституцию!»).

Рис. 10 Ю. Даниэль и А. Синявский в зале суда. 1968 г..

5 декабря можно назвать днем рождения диссидентского движения в СССР. С этого времени начинается создание широкой по географии и представительной по составу участников сети подпольных кружков, ставивших своей задачей изменение существовавших политических порядков. Именно с этого времени власти начинают целенаправленную борьбу с диссидентством. Что касается суда над Синявским и Даниэлем, то все же он был гласным (состоялся в январе 1966 года), хотя приговоры были достаточно суровыми: Синявский и Даниэль получили соответственно 5 и 7 лет лагерей строгого режима.
Символом диссидентства также стало выступление 25 августа 1968 года против советской интервенции в Чехословакию, состоявшееся на Красной площади. В нем участвовало восемь человек: студентка Т. Баева, лингвист К. Бабицкий, филолог Л. Богораз, поэт В. Делонэ, рабочий В. Дремлюга, физик П. Литвинов, искусствовед В. Файенберг и поэтесса Н. Горбаневская [5].
Первый этап (1965 - 1972) можно назвать периодом становления. Эти годы ознаменовались: «кампанией писем» в защиту прав человека в СССР; созданием первых кружков и групп правозащитной направленности; организацией первых фондов материальной помощи политзаключенным; активизацией позиций советской интеллигенции не только в отношении событий в нашей стране, но и в других государствах (например, в Чехословакии в 1968 году, Польше в 1971 году и т.д.); общественным протестом против ресталинизации общества; апеллированием не только к властям СССР, но и к мировой общественности (включая и международное коммунистическое движение); созданием первых программных документов либерально-западнического (работа А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе") и почвеннического ("Нобелевская лекция" А.И. Солженицына) направления; началом выхода в свет "Хроники текущих событий" (1968); созданием 28 мая 1969 года первой в стране открытой общественной ассоциации - Инициативной группы защиты прав человека в СССР; массовым размахом движения (по данным КГБ за 1967 - 1971 годы было выявлено 3096 "группировок политически вредного характера"; профилактировано 13602 человека, входящих в их состав) [8].
Второй этап (1973 - 1974) обычно считается периодом кризиса движения. Это состояние связывают с арестом, следствием и судом над П. Якиром и В. Красиным (1972-1973), в ходе которых они согласились сотрудничать с КГБ. Результатом этого стали новые аресты участников и некоторое затухание правозащитного движения. Было проведено наступление властей на самиздат. Многочисленные обыски, аресты и суды прошли в Москве, Ленинграде, Вильнюсе, Новосибирске, Киеве и других городах.
Третий этап (1974 - 1975) принято считать периодом широкого международного признания диссидентского движения. На этот период приходятся создание советского отделения международной организации «Amnesty International»; депортация из страны А.И. Солженицына (1974); присуждение Нобелевской премии А.Д. Сахарову (1975); возобновление выпуска «Хроники текущих событий» (1974).
Четвертый этап (1976 – 1981) называют Хельсинским. В этот период создается группа содействия выполнению хельсинских соглашений 1975 года в СССР во главе с Ю. Орловым (Московская Хельсинская Группа - МХГ). Главное содержание своей деятельности группа видела в сборе и анализе доступных ей материалов о нарушении гуманитарных статей Хельсинских соглашений и информировании о них правительств стран - участниц. МХГ установило связи с религиозными и национальными движениями, прежде не связанными друг с другом, и стала выполнять некоторые координирующие функции. В конце 1976 - начале 1977 годов на базе национальных движений были созданы Украинская, Литовская, Грузинская, Армянская, Хельсинская группы. В 1977 году при МХГ была создана рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях [11].
Перестройка в СССР во многом была связана с молодежным протестом. А он, в свою очередь, базировался на рок культуре. Легендарные подпольные концерты, кожаные куртки «косухи», фильм «Асса» « все сейчас слилось в какую то единую картинку из далекого прошлого.

Рис. 11. Концерт рок-группы в СССР
Какой-либо артикулированной идеологии у музыкального рок-подполья восьмидесятых не было. Было много общего в неприятии тоталитарной системы, отношении к официозным ВИА, музыкантам-конформистам, которые исполняли песни советских композиторов или устраивались на работу во всякие филармонии, к худсоветам, литовкам.
Можно упомянуть, что в одном из лозунгов движения «Митьки» «Митьки никого не хотят победить» есть что-то объединяющее совершенно разных подпольных музыкантов того периода.

Рис. 12. Эмблема «Митьков»
Подпольные группы записывали свои магнитофонные альбомы безотносительно того, разрешается это или нет, будет это популярно или нет, будет это приносить доход или нет. В этом подходе есть одно из отличий менталитета подпольных музыкантов от менталитета музыкантов›конформистов тех лет, которые объясняли свою работу в официозных ВИА и других советских музпроектах тем, что им надо кормить семью, платить за квартиру, покупать оборудование. Подпольные музыканты по своей сути не могли играть в официальных ВИА и зарабатывали на жизнь лифтерами, сторожами, лаборантами в НИИ и на других малопрестижных и даже по советским стандартам низкооплачиваемых должностях.
Многие группы подпольного мейнстрима в конце восьмидесятых нашли себе работу в официальных концертных организациях типа мосросленконцертов и всевозможных региональных филармоний со всеми вытекающими реалиями бытия и круга общения. Подпольный мейнстрим быстро и органично влился в обойму стадионных гастролеров, до перестройки состоявшую только из звезд официальной советской эстрады.

Заключение

В советское время в основе периодизации культурно-просветительной работы лежала ленинская концепция национально-освободительного движения. Периодизация не опиралась на внутренние изменения сферы, а увязывалась с периодами социально-экономического и политического развития страны. Также в этот период существовала тенденция к микродроблению. Однако в основе деления должно лежать качественное изменение всей системы, а не отдельных её элементов.
В целом, несмотря ряд уже достигнутых научных и методических наработок, остается еще немало белых пятен, нуждающихся в изучении. Процесс научного осмысления социально-культурной сферы продолжается. Существует тенденция к расширению, как хронологических рамок, так и предметного поля. Изучение ключевых проблем истории социально-культурной деятельности, безусловно, нуждается в своем дальнейшем развитии.

Список литературы

Андреева, М.С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. /Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974.
Багдасарян С. Д. Методы социально-культурной политики советского государства в области преобразований традиционной праздничной культуры в селах и станицах юга России в 1920-е гг. // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2;
Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х годов. М., 1994.
Гурин Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 22.11.2018).
Деканова М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция: дис. канд. ист. наук. Самара, 2009. 244 с.
Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.
Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты. - М.: МГУКИ, 1999.
Ленин, В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма. // Полное собрание сочинение. 5 изд. Т. 27. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1969.с. 299-426.
Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. гос ун-т культуры и ис­кусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007.
Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: КультИнформПресс, 2001;
Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000;
Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979; Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.
Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности //Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.
Энгельс, Ф., «Развитие социализма от утопии к науке». /Маркс К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. – М,: Государственное издательство политической литературы, 1961.с. 185-230.













2

Список литературы

1. Андреева, М.С. История культурно-просветительной работы в СССР. - Ч. 2. /Культурно-просветительная работа в СССР: учеб. пособие /Под ред. Т.А. Ремизовой. - М.: Просвещение, 1974.
2. Багдасарян С. Д. Методы социально-культурной политики советского государства в области преобразований традиционной праздничной культуры в селах и станицах юга России в 1920-е гг. // Вестник СГУТиКД. 2012. № 2;
3. Безбородов А.Б., Мейер М.М., Пивовар Е.И. Материалы по истории диссидентского движения 50-80-х годов. М., 1994.
4. Гурин Н. А. История социально-культурной деятельности как самостоятельное научное направление // Молодой ученый. — 2011. — №11. Т.2. — С. 42-45. — URL https://moluch.ru/archive/34/3836/ (дата обращения: 22.11.2018).
5. Деканова М. К. Трансформация российской праздничной культуры в конце XIX - первой трети XX в.: центр и провинция: дис. канд. ист. наук. Самара, 2009. 244 с.
6. Киселева, Т.Г., Красильников, Ю.Д. Социально-культурная деятельность. – М., 2004.
7. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России (май 1945-1985 гг.): Теоретико-методологический и исторический аспекты. - М.: МГУКИ, 1999.
8. Ленин, В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма. // Полное собрание сочинение. 5 изд. Т. 27. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1969.с. 299-426.
9. Литовкин, Е.В. Критерии периодизации и основные этапы истории социально-культурной деятельности в России //Социально-культурная деятельность в образовательном пространстве: межвуз. сб. науч. тр. /Кемеровск. гос ун-т культуры и ис­кусств. - Кемерово: КемГУКИ, 2007.
10. Орлов О. Л. Праздничная культура России. СПб.: КультИнформПресс, 2001;
11. Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000;
12. Руднев В. А. Советские праздники, обряды, ритуалы. Л.: Лениздат, 1979; Белоусов Я. П. Праздники старые и новые. Алма-Ата, 1974.
13. Рябков, В.М. О применении метода периодизации в историографии социально-культурной деятельности //Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 3. Ярошенко, Н.Н. История и методология социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко. - М.: МГУКИ, 2007.
14. Энгельс, Ф., «Развитие социализма от утопии к науке». /Маркс К., Энгельс, Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. – М,: Государственное издательство политической литературы, 1961.с. 185-230.