Фортепианные циклы для детей петербургских композиторов ХХ века В Учебных курсах по музыкально- теоретическим дисциплинам .
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 28.12.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 4
ГЛАВА 1 Современная музыка для детей и язык композиторского искусства 6
1.1 Принципы методики музыкально - композиционной техники фортепианного цикла для детей 6
1.2 Преемственность музыки разных эпох в творчестве петербургских композиторов 12
1.3 История становления фортепианных программных циклов для детей 17
1.4. Фортепианные циклы для детей 21
1.5. Фортепианные циклы в русской музыке первой половины XX века 25
1.6. Фортепианные циклы в русской музыке второй половины XX века 29
ГЛАВА 2 Фортепианная музыка для детей петербургских композиторов 20 века, как дисциплина в рамках теоретического курса 33
2.1 Фортепианная музыка XX века в исполнительской практике учителя музыки 33
2.2.Выразительные средства современной музыки 35
2.3 Современная фортепианная музыка мощное средство активизации художественно-образного мышления 37
Заключение 46
Список использованной литератры 49
Учитель должен уметь истолковывать идеи и художественный образ смысла произведения.
Должен научить детей отбирать выразительные средства для наиболее точной передачи содержательного композиторского замысла Необходимо знание специфики исполнения репертуара и умения исполнять фрагменты произведения. Нужно уметь вычленять главное из музыкальной ткани и заострять внимание детей на этом.
Многие учителя игнорируют музыкальную культуру ХХ века и в частности фортепианную музыку современных композиторов. История современной фортепианной музыки остается нераскрытой для детей, так как данная тема не является обязательным компонентом учебно-воспитательного процесса. Данной темы нет и в структуре предметов художественно-эстетического цикла, поэтому мало исследованы приемы и способы изучения современной музыки в школе.
Анализ современного опыта преподавания музыки в школе показал, что из всего многообразия направлений в музыкальной культуре двадцатого столетия, учащиеся частично получают знания о фольклоре афроамериканцев и истории возникновения и развития джазового искусства, рок-н-ролле, рок-музыке и поп-музыке.
И совсем не знакомы с процессами развития музыкальной культуры ХХ века, так как он противоречив и разнообразен. Не все процессы в культуре ХХ века исследованы и осознаны историками и музыковедами.
Современная эпоха характеризуется, как плюрализм стилей, выраженный в плюрализме современного музыкального языка, так как существует множественность систем организации звукового материала и необычайно широкий спектр выразительных средств и техник композиции.
Современная музыка рассматривается от «свободной атональности» до электронной, что не даёт оснований говорить о какой бы то ни было целостности музыкального мировосприятия эпохи.
Отсутствие знаний о закономерностях развития музыкального искусства в отечественной культуре двадцатого столетия в программе по музыке нет целостной картины мирового музыкального искусства, что говорит о необходимости совершенствования содержания общеобразовательного процесса и форм изучения современного музыкального искусства.
Данная задача напрямую связана с наполнением программы уроков новым материалом, отвечающем за художественные ценности и увлекательности для учеников, а также педагогической целесообразности и воспитательного потенциала.
Современная фортепианная музыка отражает действительность, выражает настроения, чувства и мысли наших современников представляет собой качественно новый стилевой этап в развитии музыкального искусства. Выражается это направление в фортепианных циклах, которые помогают воспринимать и приобретать музыкальный опыт учащихся.
Существуют несколько причин, по которым инструментальная фортепианная музыка композиторов ХХ века не вошла в исполнительский репертуар современного учителя музыки.
Главная причина невостребованности современной фортепианной музыки в учебно-воспитательном процессе школы заключается в том, что сочинения композиторов ХХ века, представляют на сегодняшний день особую исполнительскую сложность.
Например, современная музыка Б. Бартока, В.А. Гаврилина, С. А. Губайдуллиной, Э.В. Денисова, С.М. Слонимского, В.К. Сорокина, В.В. Сильвестрова, Г.И. Уствольской, А.Г. Шнитке. Учителя музыки зачастую не имеют должной подготовки в области исполнительства, что не позволяет включать сложные в техническом и образном плане сочинения для фортепиано композиторов ХХ века.
Особые затруднения современная фортепианная музыка вызывает у начинающих педагогов, так как выпускники вузов из-за недостаточной музыкально-теоретической подготовки не умеют правильно определить их форму-структуру, стиль и жанр музыкального произведения.
Не могут организовать процесс разучивания музыкального произведения и исполнять произведения, согласно замыслу композитора, требованиям жанра и стиля. Профессиональная специфика деятельности учителя музыки заключается в понимании законов развития музыкального искусства и факторов возникновения музыкального жанра и стиля.
Необходимость понимания внутренних механизмов и процессов создания музыкальных произведений композитором, а также отражение эмоциональных переживаний и адекватное воплощение музыкальных произведений в собственной исполнительной деятельности.
Исполнение современного произведения требует от учителя полноценного музыкального представления творческого стиля композитора и слухового осознания специфики его сочинений.
Педагогу необходимо знать несколько произведений композитора, тогда интерпретация конкретного сочинения может стать достаточно убедительной и художественно обоснованной.
Игнорирования современной музыки состоит в том, что лучшие образцы фортепианной музыки часто вызывают реакцию непонимания у учащихся, так как музыкальная ткань, состоит из переживания и осмысления.
Учеников нужно подготовить к использованию совокупности выразительных средств и многоплановости музыкальных образов музыки композиторов XX века. На сегодняшний день современная музыка остается в представлении многих учащихся сумбурным звуковым фоном, что связано с отсутствием слухового опыта.
Многие учащиеся неспособны и не умеют воспринимать многоплановость инструментальной музыки, поэтому постоянно закрепляется, формируются ложные критерии ценностей. А позже вырабатывается стойкое предпочтение произведений, в которых доминирует примитивная мелодия.
Воспитание слухового опыта и восприятия современной музыки должно строиться поэтапно, путем постепенного усложнения музыкального материала. Необходимо интонационное осмысление через исполнение учителем музыки простых и доступных детскому понимаю, пьес современных композиторов в младших классах школы, а лучше обратиться к фортепианным циклам для детей.
Так музыканты-исследователи считают, что «необходимо с самого начала учить ребенка воспринимать каждый компонент музыкального языка, как динамический, естественно развивающийся элемент без этого невозможно органичное понимание современной музыки.
Изучение современной фортепианной музыки целесообразно начинать с исполнения учителем музыки несложных произведений, которые написаны для детей младшего школьного возраста лучшего композитора ХХ века Б. Бартока, который на протяжении всей жизни уделял пристальное внимание проблемам детской фортепианной.
Композитор неоднократно обращался к сфере композиторского творчества, поэтому оставил значительный багаж детского репертуара. Например, «Багатели» ор. 6, альбом «Детям», Девять маленьких пьес для фортепиано, цикл фортепианных пьес «Микрокосмос».
Сочинение «Микрокосмос» уникально по новаторскому вкладу автора и решению многих педагогических задач, так как в этом сочинении композитор соединил в одно целое традиции народного фольклора с современным музыкальным языком. В фортепианном цикле для детей широко представлен венгерский фольклор, танцы в болгарских ритмах (№148-153), «Южнославянское» (№40), «В русском стиле» (№90).
Раскрывая мир современной музыки, композитор использует доступный детскому понимаю музыкальный язык, подчеркивая, что все радикальные новшества музыки ХХ века, основаны на усложнении ритмической стороны, тонального плана, которые в своей основе опираются на глубокие слои народного искусства. Изучение «Микрокосмоса» в школе можно считать основой изучения изощренного музыкального стиля ХХ века
Гениальными сочинениями композиторов ХХ века, написанными для детей, являются: цикл «Музыкальные игрушки» С. Губайдуллиной, который состоит из 14 разнохарактерных программных пьес.
Сборник пьес для фортепианоВ. Гаврилина, в котором собраны сочинения композитора и разделены на три раздела: деревенские эскизы, портреты, танцы. Фортепианные циклы фортепианных пьес Э. Денисова входящих в «Детский альбом», «Картины», «Пять пьес».
Фортепианные циклы «Шесть Пьес для фортепиано» А. Шёнберга состоящие из маленьких прелюдии настроений, очень резких, переменчивых, типично экспрессионистских, которые присущи при всей своей субъективности не только Шенбергу, а и всей его эпохе.
Фортепианная музыка данных композиторов уникальна разнообразием форм и жанров, тем и образов, творческих находок. Язык их чрезвычайно демократичен, доступен.
Современная музыка по-настоящему образна и талантлива, поэтому воспринимается учащимися лучше, чем классика, несмотря на необычный и довольно сложный музыкальный язык.
Таким образом, усвоение музыкально-выразительных средств и интонационного языка в некоторых несложных пьесах, в конечном счете, может дать ученикам старших классов «ключ» к пониманию музыки более сложных инструментальных сочинений.
Изучая современные фортепианные сочинения композиторов важно обращать внимание учащихся на то, что выразительные средства современной музыки не являются новыми, поэтому восприятие инструментальных сочинений А. Шнитке, С. Губайдулиной, Э. Денисова, В. Гаврилина, С. Слонимского детьми будет существенно затруднено.
Невозможно изучение современной фортепианной музыки без констатации творческих связей, названных композиторов с традициями западноевропейской и русской музыкальной классики.
Выявление и анализ этих связей является одой из центральных задач учителя музыки, так как истоки многих особенностей современного музыкального языка представленных композиторов можно обнаружить в народной музыке. Народная музыка в разной степени проявляется в творчестве современных композиторов. Фольклор сохраняет значение генетического ядра и определяет закономерности мелодии, тематического развёртывания, способы гармонического построения.
Несмотря на сложность и многоплановость интонационного языка произведений современных композиторов ХХ века, их яркая образность, контрастность, непривычность звучания и возникающие стилевые связи с музыкальным материалом прошлого, а также адекватность современному ритму жизни, вызывают огромный интерес у школьников.
Как показывает практика работы, для лучшего усвоения фортепианных сочинений современных композиторов ХХ столетия эффективно использовать разнообразный банк заданий, который можно разделить на: составление музыкальных кроссвордов, помогающий учащимся научиться формулировать определения, лучше их усвоить.
Можно использовать мини-сочинения на прослушанную музыку, которые развивают речь и помогают формированию логического и образного мышления учащихся.
Написание рефератов, развивающих умение у учеников работать с литературой, используя различные методы исследования. Можно использовать подбор слайдов и подготовку презентаций, которые способствуют развитию образного мышления ребенка и воспитывают внутренний слух и зрение.
Можно использовать рисование музыкальных настроений, данная форма формирует образное мышление учащихся и подбирать стихотворения к услышанной фортепианной музыке, таким образом, развивая эрудицию детей. Данное направление работы позволит накопить богатый музыкальный опыт, научит сопоставлять музыку. Научит детей раскрывать их внутреннюю связь и выражать собственные мысли в коротких ответах и собственных стихах.
Вывод ко второй главе. Таким образом, изучение современной фортепианной музыки является мощным средством активизации художественно-образного мышления, что позволяет повысить интеллектуальную нагрузку уроков музыки. Современная фортепианная музыка, представленная в музыкальных циклах современных композиторов ХХ века, является логической точкой, которая завершает цикл художественно-эстетического воспитания учащихся школы.
Заключение
Таким образом, для того чтобы работа над овладением инструментом приносила действительную пользу, то необходимо ставить ученику ясные и определенные цели, которых необходимо добиваться. Если ребенок играет настоящее художественное произведение, то его эмоциональное состояние будет повышенное при разучивании полезных упражнений.
Юному музыканту можно легко внушить: каким звуком, в каком темпе, с какими нюансами, с какими замедлениями и ускорениями надо исполнять данное произведение. Юный музыкант должен понять, что произведение должно прозвучать ясно, осмысленно и выразительно, согласно содержанию произведения. Работа ребенка над музыкально-художественным образом будет богатой, целеустремленной.
От того, как учитель преподнесет материал и разнообразит приемы, так будет проходить работа над образным мышлением. Педагог не должен увлекаться исполнениями произведений, его задача стремится развивать в учащемся творческое начало, творческую инициативу. Иначе вместо раскрытия индивидуальности учащегося получится обратный результат, так как интерес будет приглушен.
Кроме этого, «почти невозможно найти слово, которое проникло бы в самую сущность музыки», поэтому приходится довольствоваться тем, чтобы «ощупывая» словами музыку, создавая эмоциональный тон.
Важно рождение образных ассоциаций, которые могут родиться и рождаются при соприкосновении с музыкой бесчисленное множество, поэтому приходится прибегать к определениям, которые связаны со зрительными восприятиями. Мы говорим: «эту ноту нужно играть очень остро» или «аккорд необходимо подчеркнуть», что будет эффективнее.
Нужно стремиться к образности в разговоре педагога с учеником, для этого можно использовать сравнения. Например: в объяснении «текучести» можно обратиться к сравнению стоячего пруда с речкой, поэтому желательно, использовать конкретные образы, насыщенные высказываниями педагога. Связь искусства с образами природы очень важна, например, заход солнца - «горы, чистый воздух, снежные вершины: все искрится, сверкает, блести», где неповторимость иллюстрируется сравнением с природой.
В образах не существует совершенно одинаковых деревьев, ветвей, листьев, цветов, поэтому уместно говорить и о противоположных качествах мертвой техники, как о «штамповке».
В работе над музыкальным произведением детского цикла возникают ассоциации с другими видами искусства, например, литературой, изобразительным искусством, театром, кино. При резкой смене тональностей или гармоний приходится призывать к «смене декораций» или пояснять характер контрастности звучания.
Развивать образное мышление у учащихся на материале фортепианных циклов при использовании поэтических образов или музыкальных картинок представленных композитором и писателем, например, П. Чайковский - А. Пушкин. Остается многогранной область вокального искусства в развитии образного мышления, так «вокальность», «пение» на фортепиано особенно типичны для русской пианистической культуры и используются в создании фортепианных циклов для детей. Иначе зазвучит интервал сексты или септимы, когда удастся внушить ученику, что он берет певец и для него он значительнее, напряженнее и представлен целым событием.
Таким образом, в музыкальных циклах используются разные средства выразительности, которые способствуют развитию музыкальных способностей. Постоянное нахождение тембров различных инструментов помогает развивать слух, мышление учащихся, поэтому при работе также важно касаться стиля композитора и знакомиться с эпохой и воззрениями композитора. Профессиональная деятельность учителя музыки всесторонне рассмотрена в исследованиях Э.Б. Абдуллина, О.А. Апраксиной, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Г.М. Цыпина.
В процессе становления отечественной системы музыкального воспитания педагоги и методисты неоднократно высказывали мысль о том, что лишь тот педагог успешно воспитывает художественный вкус, который тщательно готовит репертуар программы как исполнитель. Задача не «проигрывать», а «исполнять музыку», тем самым, помогая детям осознано полюбить классическую музыку.
Список использованной литературы
1.Алексеев А. Себя преодолеть. М., 2015 - С.89.
2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 2018 - С.67.
3.Андреев Д. Роза мира. М., 2014 - 78.
4.АртоболевскаяА. Первая встреча с музыкой//Музыкальная жизнь.2015.№17
5.Асафьев Б. Русская музыка о детях и для детей. // Избранные труды, т. IV, М.: Академия наук СССР, 1955г., С. 97-109.
6.Бизе Ж. Письма, М., «Музыка», 2014, - С .278.
7.Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: «Музыка»,2014г.- С.143.
8.Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза.// Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 2, Л., «Музгиз», 1963., С. 216-229.
9.Блок В. «Детская музыка» Прокофьева.//Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 3. М.: «Музыка», 2014 - С. 130-148.
10.Восприятие музыки. Сборник статей, М.: «Музыка», 2014 - С.255 .
11.Выготский Л.С. Психология искусства. М.:«Педагогика», 2017 - С. 341.
12.Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 2014 - С.56.
13.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 2014 - С.98.
14.Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969. Вып.5
15.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2014 -С.36.
16.Герман А., М.С.Завалишина. //Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 1980 - С. 71-102.
17.Дебюсси К. Избранные письма. Л.: «Музыка»,2014 – С. 286.
18.Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М-Л.: «Музыка», 2014 – С.277.
19.Домбаев Г. Творчество П.И.Чайковского. В материалах и документах. М.: «Музгиз», 1958г. - С. 636.
20.Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: «Высшая школа», 2014 - С. 303.
21.Кадцын Л.М. Творчество слушателей (механизм слухового восприятия музыкальных произведений). М.,1989 - С.45.
22.Кияновская Л.А. Функции программности в восприятии программных произведений. Л., 1985 - С. 23.
23.Копчевский Н. «Детский уголок» Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения. //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. М.: «Музыка», 1976, - С. 171-204.
24.Копчевский Н. Новые тенденции в детской музыке. //Советская музыка, 1973г., №6, стр. 106-112.
25.Корто А. О фортепианном искусстве. М.: «Музыка», 2014 - С.259.
26.Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. М., 2016, - С.98.
27.Коган Г. Работа пианиста М., 2014, - С.82.
28.Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 2014 - С.72..
29.Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 2014. - С.45.
30.Леви В. Вопросы психобиологии музыки.//Советская музыка, 1966, №8, С.37-43.
31.Лонг М. За роялем с Дебюсси. Л-М.: «Советский композитор», 1985г., С.158.
32.Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
33.Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963 - С. 76-86.
34.Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия. //Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 2. Л.: «Музгиз», 1963 - С. 181-215.
35.Ж. Поль. Левана. //Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том 1. М.: «Музыка», 2014 - С. 373-374.
36.Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
37.Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
38.Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: «Наука», 2014 - С. 282.
39.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Композитор», 2014 - С. 382.
40.Чайковский П.И. Переписка с Юргенсоном. Том 2. М-Л.: «Музгиз», 1952г. - С.343.
41.Чайковский П.И. Письма к близким.М.: «Музгиз», 1955г. - С. 671.
42.Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Том 7. М.: «Музгиз», 1962. - С. 644.
43.Шуман Р. {Афоризмы из статей разных лет}.// Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том 2. М., «Музыка», 2015 - С. 91-94.
44.Шуман Р. О музыке и музыкантах. Том 2-Б. М.: «Музыка», 2014 - С. 294.
45.Шуман Р. Письма. Том 1. М.: «Музыка», 2014 - С. 719.
46.Юрова Т.В. Современная фортепианная музыка для детей (60-70гг.) и проблемы ее изучения. Автореферат диссертации Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, М., 1975 - С. 24.
47.Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: «Прогресс», 1978. - С. 232.
48.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
49.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/О вариантности восприятия музыкального образа Восприятие музыки.
50.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре.
51.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Творческая работа пианиста с авторским текстом
52.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Знаменитые композиторы двадцатого века. Режим доступа: https://bigpicture.ru/?p=141739
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Личности Петербурга. Режим доступа: http://ceo.spb.ru/rus/music/composers.shtml
Балдина Е.Г. Фортепианная музыка для детей в творчестве отечественных композиторов первой трети XX века // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 19.11.2018)
Балдина Е.Г. Фортепианная музыка для детей в творчестве отечественных композиторов первой трети XX века // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 19.11.2018)
Балдина Е.Г. Фортепианная музыка для детей в творчестве отечественных композиторов первой трети XX века // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 19.11.2018)
Балдина Е.Г. Фортепианная музыка для детей в творчестве отечественных композиторов первой трети XX века // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: № 9(57). URL: https://sibac.info/archive/guman/9(57).pdf (дата обращения: 19.11.2018)
Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963 - С. 76-86.
Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963 - С. 76-86.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Композитор», 2014 - С. 382.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Композитор», 2014 - С. 382.
Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Композитор», 2014 - С. 382.
Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: «Наука», 2014 - С. 282.
Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: «Наука», 2014 - С. 282.
Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: «Наука», 2014 - С. 282.
Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
17
Список использованной литературы
1.Алексеев А. Себя преодолеть. М., 2015 - С.89.
2.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 2018 - С.67.
3.Андреев Д. Роза мира. М., 2014 - 78.
4.АртоболевскаяА. Первая встреча с музыкой//Музыкальная жизнь.2015.№17
5.Асафьев Б. Русская музыка о детях и для детей. // Избранные труды, т. IV, М.: Академия наук СССР, 1955г., С. 97-109.
6.Бизе Ж. Письма, М., «Музыка», 2014, - С .278.
7.Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: «Музыка»,2014г.- С.143.
8.Блинова М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза.// Вопросы теории и эстетики музыки, выпуск 2, Л., «Музгиз», 1963., С. 216-229.
9.Блок В. «Детская музыка» Прокофьева.//Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 3. М.: «Музыка», 2014 - С. 130-148.
10.Восприятие музыки. Сборник статей, М.: «Музыка», 2014 - С.255 .
11.Выготский Л.С. Психология искусства. М.:«Педагогика», 2017 - С. 341.
12.Венгер Л.А. Педагогика способностей. М., 2014 - С.56.
13.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 2014 - С.98.
14.Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М., 1969. Вып.5
15.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 2014 -С.36.
16.Герман А., М.С.Завалишина. //Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 1980 - С. 71-102.
17.Дебюсси К. Избранные письма. Л.: «Музыка»,2014 – С. 286.
18.Дебюсси К. Статьи, рецензии, беседы. М-Л.: «Музыка», 2014 – С.277.
19.Домбаев Г. Творчество П.И.Чайковского. В материалах и документах. М.: «Музгиз», 1958г. - С. 636.
20.Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: «Высшая школа», 2014 - С. 303.
21.Кадцын Л.М. Творчество слушателей (механизм слухового восприятия музыкальных произведений). М.,1989 - С.45.
22.Кияновская Л.А. Функции программности в восприятии программных произведений. Л., 1985 - С. 23.
23.Копчевский Н. «Детский уголок» Дебюсси. Стилистические параллели и вопросы исполнения. //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 4. М.: «Музыка», 1976, - С. 171-204.
24.Копчевский Н. Новые тенденции в детской музыке. //Советская музыка, 1973г., №6, стр. 106-112.
25.Корто А. О фортепианном искусстве. М.: «Музыка», 2014 - С.259.
26.Кнебель О.Л. Поэзия педагогики. М., 2016, - С.98.
27.Коган Г. Работа пианиста М., 2014, - С.82.
28.Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М., 2014 - С.72..
29.Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано. М., 2014. - С.45.
30.Леви В. Вопросы психобиологии музыки.//Советская музыка, 1966, №8, С.37-43.
31.Лонг М. За роялем с Дебюсси. Л-М.: «Советский композитор», 1985г., С.158.
32.Назайкинский Е.О. О психологии музыкального восприятия. М.: «Музыка», 2014 - С.381.
33.Натансон В. Р.Шуман «Альбом для юношества». //Вопросы фортепианной педагогики. Выпуск 1. М.: «Музгиз», 1963 - С. 76-86.
34.Орлов Г. Психологические механизмы музыкального восприятия. //Вопросы теории и эстетики музыки. Выпуск 2. Л.: «Музгиз», 1963 - С. 181-215.
35.Ж. Поль. Левана. //Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том 1. М.: «Музыка», 2014 - С. 373-374.
36.Ротенберг В.С. Психофизиологические аспекты изучения творчества. //Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Сборник статей. Л.:«Наука»,2014 - С. 53-72.
37.Хараджанян Р. А.И.Хачатурян. // Они пишут для детей. Выпуск 3. М.: «Советский композитор», 2014 - С. 3-35.
38.Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: «Наука», 2014 - С. 282.
39.Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. Книга 1. М.: «Композитор», 2014 - С. 382.
40.Чайковский П.И. Переписка с Юргенсоном. Том 2. М-Л.: «Музгиз», 1952г. - С.343.
41.Чайковский П.И. Письма к близким.М.: «Музгиз», 1955г. - С. 671.
42.Чайковский П.И. Полное собрание сочинений. Том 7. М.: «Музгиз», 1962. - С. 644.
43.Шуман Р. {Афоризмы из статей разных лет}.// Музыкальная эстетика Германии 19 века. Том 2. М., «Музыка», 2015 - С. 91-94.
44.Шуман Р. О музыке и музыкантах. Том 2-Б. М.: «Музыка», 2014 - С. 294.
45.Шуман Р. Письма. Том 1. М.: «Музыка», 2014 - С. 719.
46.Юрова Т.В. Современная фортепианная музыка для детей (60-70гг.) и проблемы ее изучения. Автореферат диссертации Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, М., 1975 - С. 24.
47.Яроциньский С. Дебюсси, импрессионизм и символизм. М.: «Прогресс», 1978. - С. 232.
48.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.
49.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/О вариантности восприятия музыкального образа Восприятие музыки.
50.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Фортепианная игра: Ответы на вопросы о фортепианной игре.
51.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ Творческая работа пианиста с авторским текстом
52.Я - музыкант. Режим доступа https://www.rsl.ru/ О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки.