Цена: виды, механизм образования.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Ценообразование
  • 34 34 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Мировые цены и их особенности 3
1.1. Основные виды мировых цен 3
1.2 Важнейшие характеристики цен мирового рынка 5
2. Особенности формирования мировых цен на разных типах рынков 9
2.1. Формирование цен на рынке совершенной (чистой) конкуренции 9
2.2. Формирование цен на рынке чистой монополии 11
2.3. Формирование цен на рынке монополистической конкуренции 15
2.4. Формирование цен на рынке конкуренции в форме олигополии 18
3. Анализ формирования и динамики мировых цен на мировом рынке природного газа 23
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Фрагмент для ознакомления

В олигополии со сговором, вместо того, чтобы конкурировать друг с другом, фирмы объединяются и с консенсусом всех фиксируют цену и результаты. Если в случае неконсолидированной олигополии между фирмами недостаточно понимания и они конкурируют друг с другом за достижение своих соответствующих целей.Таким образом, рынок олигополии представляет собой рыночную структуру, которая находится между монополистической конкуренцией и чистой монополией.На рынке олигополий каждая фирма часто рекламирует свою продукцию с намерением привлечь все больше клиентов и увеличить свою клиентскую базу. Это связано с рекламой, которая делает конкуренцию более интенсивной. Если одна фирма много рекламирует свой продукт, то его будут покупать чаще,поэтому, чтобы участвовать в гонке, каждая фирма тратит много денег на рекламную деятельность.Конкуренция: Подлинно, что с несколькими игроками на рынке будет интенсивная конкуренция среди продавцов. Любой шаг, предпринятый фирмой, окажет значительное влияние на ее конкурентов. Таким образом, каждый продавец следит за своим соперником и готов к контратаке.Барьеры входа и выхода: фирмы могут легко выйти из отрасли, когда захотят, но должны столкнуться с определенными препятствиями для входа в нее. Этими барьерами могут быть государственные лицензии, патенты, экономия крупной фирмы по шкале, высокая потребность в капитале, сложные технологии и т. Д. Кроме того, иногда правительственные постановления благоприятствуют существующим крупным фирмам, тем самым выступая в качестве барьера для новых участников.Отсутствие единообразия: среди фирм существует ограниченность по размеру, некоторые из них большие, а некоторые небольшие.Поскольку число фирм меньше, любые действия, предпринимаемые одной фирмой, оказывают значительное влияние на другие. Таким образом, каждая фирма должна внимательно следить за своим партнером и соответственно планировать рекламную деятельность.Из-за структуры олигополий новым фирмам обычно сложно (если не невозможно) туннелировать на уже существующие олигополистические рынки. В первую очередь это связано с двумя важными факторами: несколько хорошо зарекомендовавших себя и успешных крупных компаний уже доминируют в пространстве, и компании обычно предлагают самые премиальные и хорошо известные товары и услуги.Для новых компаний с подобными предложениями вступление в олигополию - это борьба. Единственными фирмами, которые обычно это делают, являются те, у которых значительное финансирование; для олигополистического рынка требуется большой объем капитала, потому что экономия от масштаба обычно обеспечивает, чтобы статус-кво редко менялся.Олигополии формируются, когда несколько доминирующих компаний управляют определенным рынком или промышленностью, что делает возможным сотрудничество и партнерские отношения между фирмами, которые существуют в них. В то время как олигополистическая установка может быть невероятно выгодной для компаний, уже существующих на рынке, они так же трудно ворваться в новые компании без значительных средств.Анализ формирования и динамики мировых цен на мировом рынке природного газаВсе существующие методы ценообразования можно разделить на две категории: рыночные и регулируемые. В частности к рыночным методам относится конкурентный метод (GOG), когда цена продажи газа устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения на газ в регионе поставки. К этой же категории можно отнести метод с ориентацией (индексацией к цене) на другой энергоноситель (ОРЕ). По своей сути это тоже рыночный метод, но в качестве ориентира выступает рынок другого товара (нефти, нефтепродукта, угля и т.п.). Подробнее перечисленные методы описаны в таблице 1. Таблица 1. Описание методов ценообразования на природный газ в мире В методе NET отправной ценой служит цена конечного товара, в производстве которого участвует природный газ. Метод BIM отличается от метода GOG тем, что одной из сторон сделки выступает монополист. Регулируемое ценообразование подразумевает вмешательство государства в формирование условий сделки (RCS, RBC, RSP, NP)Нужно понимать, что большинство стран совокупное потребление природного газа частично обеспечивают самостоятельно за счет собственной добычи, а нехватку восполняют за счет импорта.Другие страны производят больше, чем потребляют внутри страны, поэтому остатки экспортируют. Поэтому будет логично, если в данной статье сначала будет рассмотрена общая картина мирового потребления природного газа в разрезе методов ценообразования, а затем с разбивкой по категориям: ценообразование в той части внутренних рынков, которая покрывается за счет собственной добычи, и ценообразование на импортируемый газ.Рисунок 4. Структура мирового потребления природного газа по методам ценообразования В мировых продажах природного газа вне зависимости от регионов преобладает рыночный метод ценообразования, основанный на соотношении спроса и предложения (GOG). Его доля в 2016 г. составила 44 % (рисунок 4). Данный механизм применяется в Северной Америке, Европе и СНГ (рисунок 5).Рисунок 5. Объемы потребления природного газа с учетом методов ценообразования по регионам мира На втором месте также рыночный метод ценообразования, но основанный на привязке к другим видам топлива – OPE, с долей в мировых продажах 20 %. Преобладает в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и Европе. Таблица 2. Ценовая структура потребления природного газа в регионах мира, % Методы, основанные на государственном вмешательстве в процесс ценообразования, (RCS, RSP RBC) имеют совокупную долю 31%. Ценообразование на газ, направленное на субсидирование населения (RBC), применяется в СНГ и странах Африки. Цены, завязанные на политических или социальных аспектах, применяются в ближневосточных странах, в меньшей степени в странах СНГ и АТР. Сделки на основе прямого государственного регулирования цен применяются преимущественно в странах СНГ, меньше в Азии и Африке. Ценовая cтруктура потребления газа по регионам мира представлена в таблице 2.Экспортно-импортные операции с природным газом составляют около 28 % мирового потребления. При этом около 70 % – это поставки по газопроводам и 30 % – поставки сжиженного природного газа (СПГ). Большинство экспортно-импортных поставок газа по газопроводам осуществляются по конкурентным ценам – доля GOG составляет 57 % (рисунок 6). Это импорт газа в Европу, в такие страны как Федеративная Республика Германия (ФРГ), Италия, Франция и Великобритания. На условиях индексации цены газа к цене другого энергоносителя СПГ закупают Япония, Южная Корея, Тайвань, Китай, Индия, Испания, Турция, Франция, Италия. На условиях конкурентных цен СПГ закупают США, Великобритания, Бельгия, Нидерланды, где конкурентный механизм свойственен и внутренним рынкам природного газа. Рисунок 8. Структура ценообразования на импортируемый природный газ В целом с учетом распределения долей рынка СПГ и трубопроводного газа в импортно-экспортных сделках практически в равной степени применяются как условия конкурентного ценообразования (46 %), так и цены с привязкой к традиционному для региона поставки энергоносителю (49 %) (рисунок 8). Рисунок 9. Структура мирового импорта природного газа В общем импорте доля европейских стран составляла в 2016 г. 42 %, доля стран АТР – 32 % (рисунок 9). Рисунок 10. Структура ценообразования на импортируемый природный газ в различных регионах мира Для России, в частности для ПАО «Газпром» как для крупнейшего мирового экспортера природного газа, интерес представляет механизм ценообразования, сложившийся на европейском рынке и на рынке АТР. На европейском рынке преобладает механизм конкурентного ценообразования (63,6 % совокупного импорта газа), в странах АТР – механизм с индексацией к другим энергоносителям (88,1 %) (рисунок 10). Снижение доли сделок с ценой ОРЕ было частично нивелировано в Европе ростом сделок по данному механизму между странами бывшего Советского Союза, и в 2015 г. и в Китае, где ценовые реформы носили общенациональный характер и не коснулись только двух секторов – коммунального и производства удобрений. Доля сектора регулируемых цен снизилась с 38 % в 2005 г. до 31 % в 2016 г. При этом самые существенные изменения произошли в последнее время в Китае и Индии, где усилилась роль рыночного механизма ценообразования. Основные изменения в ценовой структуре международной торговли газом наблюдаются в экспортно-импортных поставках трубопроводного газа, где доля конкурентного ценообразования выросла с 23 % в 2005 г. до 57 % в 2016 г. Структура ценообразования в секторе импорта СПГ достаточно стабильна в последние годы. Хотя доля сделок с конкурентным ценообразованием выросла с 13% в 2005 г. до 32% в 2015 г., значительные изменения имели место в промежутке 2005-2007 гг., когда вырос объем спотового рынка СПГ, и европейские страны, такие как Великобритания, стали импортировать сжиженный газ. К 2016 г. доля сделок по механизму конкурентного образования резко снизилась до 24 %. Причиной стал рост сделок с привязкой цены на СПГ к цене нефти не только в Европе, но и по всему миру. Если анализировать уровень цен при различных методах ценообразования, то стоит отметить, что цены с привязкой к цене другого энергоносителя были всегда выше, например, в 2016 г. они в среднем составили 5,93 долл./млн БТЕ, что почти вдвое превышает средние цены GOG (рисунок 12). Наиболее высокого уровня за последнее десятилетие цены ОРЕ достигли в 2013 г. – 10,4 долл./млн БТЕ. В результате исследования ценового формирования международных рынков природного газа и их взаимоотношения друг с другом и с мировым рынком сырой нефти можно сделать вывод, что отношения между рынками нефти и газа зависят от рынка природного газа. Российский природный газ связан с сырой нефтью в течение всего периода выборки. Однако российские экспортные цены в последнее время также показали некоторые ранние признаки того, что ценообразование может стать более независимым от нефти. Аналогичным образом, цены на японский СПГ были меньше подвержены ценам на сырую нефть во второй половине набора данных. Цены на СПГ изменились примерно в 2002 году из-за выхода на рынок Китая, который может торговаться за более низкую стоимость СПГ в условиях роста цен на нефть. Цены на СПГ оставались производными от цен на сырую нефть, но постоянная стала более важной, тогда как чувствительность к цене на сырую нефть стала менее важной при определении цены. Изменение формулы ценообразования в сочетании с ростом цен на нефть привело к более серьезному занижению СПГ по отношению к сырой нефти.Цены на природный газ в США не показывают такой сильной связи с ценами на сырую нефть, как российские экспортные цены, цены НБП или японские цены на СПГ. Рекурсивные оценки OLS и тесты причинности Грейнджера показывают, что связь между ценами на природный газ и сырой нефти в последнее время существенно ослабла. Поскольку две другие контрольные показатели остались индексированными по цене на сырую нефть, американская контрольная цена показала отклонения от европейских и азиатских цен.ЗаключениеМировые цены - это денежное выражение стоимости определенного товара, который реализуется на интернациональном рынке. Данные цены находят свое применение в определении цен контрактов международного уровня, по которым оформляются большинство крупных торговых сделок в мировом масштабе. Основная часть мировых цен устанавливается (назначается) крупными транснациональными компаниями (ТНК), господствующими на мировом рынке Данные цены устанавливаются в валюте, которая является свободно конвертируемой. На уровень мировых цен влияют следующие факторы:формы расчетов; способы расчетов; валюта платежа; характер поставки; условия поставки. Мировые цены на конкретную продукцию констатируются в результате определения соотношения спроса/предложения на интернациональном рынке.Сделки с природным газом на мировых рынках осуществляются по двум видам цен – свободным (рыночным) и регулируемым. К рыночным ценам относят метод конкурентного ценообразования (GOG, когда цена продажи газа устанавливается под влиянием спроса и предложения на газ в регионе поставки), метод с ориентацией на другой энергоноситель (ОРЕ); метод «обратного счета» (NET), где отправной ценой служит цена конечного товара, в производстве которого участвует природный газ; конкурентный метод, в котором одной из сторон сделки выступает монополист (BIM). Регулируемое ценообразование подразумевает установление цен под контролем государства. Таких методов четыре: цена устанавливается или одобряется формально регулирующим государственным органом (RCS); цена устанавливается заведомо ниже средних затрат на производство и транспортировку газа, обычно с целью субсидирования населения (RBC); цена регулируется со стороны государства с учетом социальных и политических факторов (RSP); добытый газ учитывается по себестоимости и передается населению или промышленности бесплатно (NP). Большинство сделок с природным газом осуществляется по конкурентным ценам (44 % общего объема сделок в 2016 г.). Исключение составляет рынок АТР, где преобладает ценообразование на газ с привязкой к другим энергоносителям (нефть, нефтепродукты). Анализ абсолютного уровня цен показал, что цены с привязкой к цене другого энергоносителя были всегда выше, в 2016 г. они почти вдвое превысили конкурентные цены GOG. Список использованной литературы

1. Липсиц И.В. Ценообразование, М. 2013 – 399 с.
2. Ломакин, В.К. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 223 c.
3. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 671 c.
4. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 671 c.
5. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник. / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 671 c.
6. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.
7. Маренков, Н. Л. Цены и ценообразование в рыночной экономике России : курс лекций / Н. Л. Маренков. – М.: Едиториал УРСС, 2014.- 216 с.
8. Мороз, И.И. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров) / И.И. Мороз. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
9. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2014. - 244 c.
10. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
11. Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2013. - 528 c.
12. Поляков, В.В. Мировая экономика / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
13. Слепов В. А. Ценообразование: Учебное пособие / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева и др.; Под ред. В.А. Слепова; Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013 [Электронный ресурс], режим доступа: http://edu-on.ru/predmet/cenoobrazovanie-4-2bu-4-1fk/
14. Внешние (мировые) цены [Электронный ресурс], режим доступа: https://www.inventech.ru/lib/pricing/pricing-0021/
15. Внутренняя цена [Электронный ресурс], режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/10632-vnutrennyaya-cena
16. Мировые цены [Электронный ресурс], режим доступа: https://utmagazine.ru/posts/12038-mirovye-ceny
17. Мировой рынок и мировые цены [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.empitry.com/423-mirovoj-rynok-i-mirovye-ceny.html
18. Основные виды мировых цен [Электронный ресурс], режим доступа: http://www.economy-web.org/?p=212

Вопрос-ответ:

Какие виды механизмов формирования мировых цен существуют?

Существуют два основных вида механизмов формирования мировых цен: рыночные и нерыночные. Рыночные механизмы основаны на взаимодействии спроса и предложения на мировом рынке, в результате чего определяется равновесная цена. Нерыночные механизмы формирования цен основаны на регулировании государством или другими нерыночными субъектами.

Какие особенности характеризуют мировые цены?

Основные характеристики мировых цен включают уровень инфляции, валютные колебания, изменение спроса и предложения на мировых рынках, изменение общей экономической ситуации в мире, политические и геополитические риски, технологические инновации и другие факторы, которые могут повлиять на формирование и динамику мировых цен.

Какие основные виды мировых цен существуют?

Основные виды мировых цен включают цены на сырье (например, цены на нефть, золото, металлы), цены на продукты питания (например, цены на зерно, мясо, молоко), цены на товары химической и энергетической промышленности (например, цены на удобрения, электричество), цены на финансовые инструменты (например, цены на акции, облигации) и другие виды мировых цен.

Как формируются цены на рынке совершенной чистой конкуренции?

На рынке совершенной чистой конкуренции цены формируются путем взаимодействия спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то цены повышаются, что стимулирует увеличение предложения и снижение спроса до установления равновесной цены. Если предложение превышает спрос, то цены снижаются, что стимулирует снижение предложения и увеличение спроса до установления равновесной цены.

Какие особенности характерны для формирования цен на рынке чистой монополии?

На рынке чистой монополии цены формируются монополистом, который является единственным продавцом товара или услуги. Монополист имеет возможность устанавливать цены выше равновесного уровня, чтобы получить максимальную прибыль. Однако, в условиях жесткой конкуренции и регулирования со стороны государства, монополист может быть ограничен в возможности устанавливать высокие цены.

Какие основные виды мировых цен существуют?

Существует несколько основных видов мировых цен, таких как товарные цены, финансовые цены, трудовые цены и т.д. Каждый вид цен связан с определенным аспектом мировой экономики и формируется в зависимости от спроса и предложения на рынке.

Какие важнейшие характеристики цен мирового рынка можно выделить?

На мировом рынке цены имеют ряд важных характеристик, таких как эластичность цен, инфляция, степень конкуренции на рынке и множество других факторов, которые влияют на их формирование и изменение. Важно учитывать все эти факторы при анализе и прогнозировании мировых цен.

Как формируются цены на рынке совершенной чистой конкуренции?

На рынке совершенной чистой конкуренции цены формируются исходя из спроса и предложения на товар. В условиях полной конкуренции, каждый продавец и покупатель имеет равные возможности влиять на цену товара. При увеличении спроса на товар цена растет, а при увеличении предложения - цена снижается.

Как формируются цены на рынке чистой монополии?

На рынке чистой монополии цена формируется исключительно монополистом, который контролирует весь рынок и не имеет конкурентов. Монополист может устанавливать цены выше рыночных, чтобы максимизировать свою прибыль. Это может привести к искажению рыночной экономики и несправедливым условиям для покупателей.