Особенности коммуникативной сферы детей младшего школьного возраста с РАС (расстройство аутистического спектра)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 25 25 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 30.12.2018
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование особенностей развития коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра 6
1.2 Характеристика развития коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 12
Глава 2. Программа эмпирического исследования особенностей развития коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра 18
2.1 Организация исследования 18
2.2 Методики исследования 18
Заключение 21
Список использованных источников 23



Фрагмент для ознакомления

Для диагностики коммуникативных навыках у аутистов использовались следующие методики:1.Cоциометрическая методика «Капитан корабля» (А.А. Романов, модифицированная О.Е. Смирновой).Цель: выявление статуса младших школьников в коллективе ровесников. Диагностика межличностных отношений младших школьников в группе ровесников.Описание: методика дает возможность оценить уровень комфорта ребят во взаимоотношениях, коммуникативные умения ребят и в том числе удовлетворенность младшего школьника общением со ровесниками, степень статуса учащегося в группе, проанализировать заинтересованность ребят в общении со ровесниками.Инструкция: в ходе индивидуальной беседы испытуемомудемонстрируют рисунок корабля (игрушечный кораблик) и задают следующие вопросы:Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты взял бы себе в помощники, когда отправился бы в дальнее путешествие?Кого пригласил бы на корабль в качестве гостей?Кого ни за что не взял бы с собой в плавание?Кто еще остался на берегу?2. Методика «Метод наблюдения» (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова)Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.Описание: Данный метод является, незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.Инструкция: на каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.3. Тест «Я в детском саду»(Аромштам М. Я.).Цель: проверка психологической комфортности пребывания детей в группе.4. Методика «Рукавички»Цель: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.Описание: ребятам, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми. Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, -для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав понятие коммуникативных навыков, можно сказать, что коммуникативную компетентность в качестве психологического феномена стоит рассматривать как систему внутренних ресурсов, которые необходимы для построения успешной коммуникации в конкретном круге ситуаций личного взаимодействия.2. Изучив психолого-педагогическую характеристику детей с расстройствами аутистического спектра, можно сделать вывод, что у детей с аутизмом наблюдаются проблемы в установлении контактов с окружающими. При аутизме наблюдаются поведенческие стереотипии. Причины аутизма у детей: наследственность, холодное отношение матери, повреждения головного мозга. При аутизме наблюдаются нарушения в звукопроизношении и темпе речи. Детям с аутизмом требуется постоянное сопровождение взрослого.3. Рассмотрев характеристику развития коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра, можно констатировать, что нарушения развития коммуникативных навыковимеют все дети с аутизмом в независимости от состояния интеллекта и развития речи.Таким ребятам трудно вступатьв контакт с окружающими людьми, они не понимают, когда и каким образом надо применять коммуникацию. Даже при хорошем словарном запасе и умении выстроить фразуаутист все равно будет испытывать затруднения при общении.4. Полученные результаты эмпирического исследования показали необходимость целенаправленного обучения детей с синдромом детского аутизма по специально разработанной дифференцированной системе психолого-педагогической коррекции, направленной на развитие коммуникации.Следовательно, цель исследования достигнута, задачи решены.Список использованных источниковАппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2011. - 167 с.Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. - Гнозис, 2017 г. – 392 с. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2004. 80 с.Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2015. – 592 с.Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004. – 1166 с. Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.Коэн Ш. Как жить с аутизмом? Психолого-педагогические рекомендации по работе и взаимодействию с детьми. - Изд. В. Секачев, 2017. – 204 с. Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 150-155. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 260 с.Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Диалог-МИФИ, 2012. — 288 с. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с. Мастюкова Е. М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. // Лечебная педагогика» (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос». – 1997. — С. 99-108, 164-258. Метляева Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: АСГАРД, 2016. — С. 51-53. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. – 300 с.Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2007. — 112 с. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.Питерс Т. Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии. - Бином, 2017 г. – 424 с.Сухорукова И. В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом. // Сибирский вестник специального образования. — 2012. – № 2 (6). — С. 130-139. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - №, 2008. – С. 208-235.Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом:Дис. ... канд. пед. наук:13.00.03: М., 2005 - 176 c.

Список использованных источников

1. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. М.: Теревинф, 2011. - 167 с.
2. Багрий Я. Т., Бураго А. С., Вайсерман А. М. Цунами детского аутизма. Медицинская и психолого-педагогическая помощь. - Гнозис, 2017 г. – 392 с.
3. Баттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я/ Пер. с англ. – М.:Академический проект: Традиция,2004. -784с.
4. Детская патопсихология. Хрестоматия. // Сост. Белопольская Н.Л. – М.: Когито-Центр, 2010.
5. Детский аутизм: хрестоматия/ Сост. Л.М. Шипицына. –– СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997. – 254 с.
6. Иванов Е. С., Демьянчук Л. Н., Демьянчук Р. В. Детский аутизм: диагностика и коррекция. - СПб.: Дидактика Плюс, - 2004. 80 с.
7. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – Спб.: Питер, 2015. – 592 с.
8. Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста: учебник для ВУЗов – СПб., 2001.
9. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. – СПб., 2004. – 1166 с.
10. Колосков А.Р., Горбунов Л.Л. Аутистическое расстройство и новые методы его коррекции. - Воронеж, 2002. – 300 с.
11. Коэн Ш. Как жить с аутизмом? Психолого-педагогические рекомендации по работе и взаимодействию с детьми. - Изд. В. Секачев, 2017. – 204 с.
12. Кулешова И. И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами поведенческой терапии // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 150-155.
13. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: учебное пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. – М.: Издательство Московского университета, 1985. – 400 с.
14. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, речь. – СПб.: Питер, 2007. – 396 с.
15. Леонтьев А.А. Психология общения. – М: Смысл, 1997. – 260 с.
16. Максимова Е.В. Уровни общения. Причины возникновения раннего детского аутизма и его коррекция на основе теории Н.А. Бернштейна. — М.: Диалог-МИФИ, 2012. — 288 с.
17. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. – М.: Эко-Вектор, 2014. – 336 с.
18. Мастюкова Е. М. Нарушение коммуникативного поведения при раннем детском аутизме. // Лечебная педагогика» (ранний и дошкольный возраст). Москва, «Владос». – 1997. — С. 99-108, 164-258.
19. Метляева Ю. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2016 г.). — Самара: АСГАРД, 2016. — С. 51-53.
20. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – Спб.: Прайм-Еврознак, 2008.
21. Нагорняк А. А. Структура речевой коммуникации. // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 6, 2014. – С. 49-52
22. Никольская О.С., Баенкская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршатская А.С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение. – М.: Теренфинф, 2011. – 224 с.
23. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. - М.: Теревинф, 2000. – 300 с.
24. Нуриева Л. Г. Развитие речи у аутичных детей. – М.: Теревинф, 2007. — 112 с.
25. Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений – К.: Наукова думка, 2006. – 374 с.
26. Питерс Т. Аутизм от теоретического понимания к педагогическому воздействию. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1999. - 192 с.
27. Ребер М. Расстройства аутистического спектра. Научные подходы к терапии. - Бином, 2017 г. – 424 с.
28. Сухорукова И. В. Особенности коммуникативного развития у детей с аутизмом. // Сибирский вестник специального образования. — 2012. – № 2 (6). — С. 130-139.
29. Хаустов А.В. Развитие речевой коммуникации у детей с аутистическими нарушениями. // Детский аутизм: исследования и практика. - №, 2008. – С. 208-235.
30. Хаустов А.В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03: М., 2005 - 176 c.





Вопрос-ответ:

Какие особенности коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра?

У детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра наблюдаются особенности в коммуникативной сфере. Они могут иметь проблемы с непрерывностью речи, пониманием невербальных средств коммуникации, использованием жестов и мимики. Также у них может быть ограниченный набор слов и фраз, затруднение в установлении контакта с окружающими.

Какие психолого-педагогические характеристики у детей с расстройствами аутистического спектра?

Дети с расстройствами аутистического спектра могут иметь ряд психолого-педагогических особенностей. Они могут проявлять повышенную чувствительность к звукам, свету или запахам, иметь ограниченные интересы и затруднения в общении. Они также могут испытывать затруднения в понимании социальных норм и взаимодействии с другими людьми.

Какие характеристики развития коммуникативной сферы есть у детей младшего школьного возраста с РАС?

У детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра может быть отставание в развитии коммуникативной сферы. Они могут не проявлять интерес к общению, иметь проблемы с восприятием невербальных средств коммуникации, таких как жесты и мимика. Они также могут использовать ограниченный набор слов и фраз, а также испытывать затруднения в установлении контакта с окружающими.

Какие проблемы могут возникнуть у детей с расстройствами аутистического спектра в непрерывности речи?

У детей с расстройствами аутистического спектра может возникнуть проблема с непрерывностью речи. Это означает, что они могут иметь трудности в поддержании связной речи и могут переходить с одной темы на другую без видимой причины. Они также могут включать в свою речь несвязанные фразы или слова, что затрудняет понимание их собеседником.

Какие особенности развития коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с РАС?

Дети с РАС (расстройствами аутистического спектра) в младшем школьном возрасте часто испытывают трудности в коммуникации. Они могут иметь проблемы с развитием речи, пониманием невербальных сигналов и установлением эмоциональной связи с окружающими. Эти особенности могут затруднять их адаптацию в школе и социальное взаимодействие с другими детьми.

Какова психолого-педагогическая характеристика детей с РАС?

Дети с РАС имеют различные психологические и педагогические особенности. Они могут проявлять ограниченные интересы и поведение, любить рутину и строгое соблюдение порядка. У них также может быть ограниченная способность к социальному взаимодействию и коммуникации, что может затруднить их обучение и адаптацию в школе и обществе.

Как проявляется развитие коммуникативной сферы у детей младшего школьного возраста с РАС?

У детей младшего школьного возраста с РАС развитие коммуникативной сферы может быть отклоняющимся от типичного. Они могут испытывать трудности в развитии речи, как в понимании, так и в произношении слов. Они также могут иметь трудности в понимании и использовании невербальных сигналов, таких как жесты и мимика. Кроме того, у них может быть ограниченное использование языка для социальных целей и установления эмоциональной связи с другими людьми.

Какие трудности могут возникать у детей с РАС в школе и социальном взаимодействии?

Дети с РАС могут испытывать трудности в адаптации к школьной среде и социальному взаимодействию с другими детьми. Их коммуникативные навыки могут быть ограниченными, что затрудняет установление эмоциональной связи и общение с окружающими. Они также могут испытывать трудности с пониманием инструкций и выполнением учебных заданий. Все это может привести к трудностям в обучении и социальной интеграции.

Какие особенности развития коммуникативной сферы есть у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра?

Дети младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра обычно имеют проблемы с непосредственным контактом, у них недостаточно развито невербальное общение, слабо выражены эмоции, они испытывают трудности в использовании языка. У этих детей может наблюдаться повышенная чувствительность к звукам и свету, а также они могут предпочитать уединение и избегать социальных ситуаций.