Речевой этикет в деловой сфере

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Этикет
  • 29 29 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 30.12.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1.ЭТИКЕТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ИСТОРИЯ. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ: ПРИНЦИПЫ И СПЕЦИФИКА. ЭТИКЕТ КОММУНИКАЦИЙ 6
2. КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ЭТИКЕТ. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ДЕЛОВОГО СПОРА. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭТИЧНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В ДЕЛОВОЙ СФЕРЕ И РОЛЬ ИМИДЖА. ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭТИКИ И МОРАЛИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

Посредством нравственного сознания дается оценка разным явлениям социальной действительности (поступки, его мотивы, поведение, образ жизни и т. д.) с точки зрения того, насколько они соответствуют моральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осуждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и ненависти. Нравственное сознание является формой общественного сознания и одновременно областью индивидуального сознания личности. В последнем важное место принадлежит самооценке человека, связанной с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.). Мораль не может быть сведена только к моральному (нравственному) сознанию.Необходимо также сказать о недопустимости отождествления нравственности и нравственного сознания. Возникновение моральных отношений между людьми происходит в процессе их деятельности, которая обладает нравственным характером. Их возможно различать по таким аспектам, как содержание, форма, способ социальной связи между субъектами. Также их содержание определяется нравственными обязанностями самого человека перед обществом, людьми, коллективом и т.п. Однако в большинстве случаев оказывается так, что человек включен в систему моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как члену данного общества. В моральных отношениях человек является как субъектом, так и объектом моральной деятельности. Так, поскольку им выполняются обязанности перед другими людьми, сам он выступает в роли субъекта по отношению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и является объектом моральных обязанностей для других, поскольку они должны стоять на страже его интересов, проявлять о нем заботу и т.д. Нравственная деятельность является объективной стороной морали. О нравственной деятельности можно говорить в том случае, если поступок, поведение, их мотивы возможно оценить с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичным элементом нравственной деятельности является поступок (или проступок), поскольку в нем осуществляется воплощение моральных целей, мотивов или ориентаций. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это то, как человек сам оценивает свой поступок, а также и то, какую оценку его поступок получил со стороны окружающих. Совокупность поступков человека, обладающих нравственным значением, которые человек совершает в постоянных или изменяющихся условиях, носит название поведения. Поведение человека является единственным объективным показателем его моральных качеств, нравственного облика.Нравственную деятельность характеризуют только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающий фактор – это те побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершения добра, реализация чувства долга, достижение определенного идеала и т. д.В структуре морали можно говорить о различении образующих ее элементов. В мораль включены моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.Моральные нормы являются социальными нормами, регулирующими поведение человека в обществе, то, каким образом он относится к другим людям, как выстраивает свои отношения с обществом и самим собой. Их выполнение обеспечивается за счет авторитета общественного мнения, в каждом обществе есть сложившиеся представления о таких категориях, как добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок, должное и осуждаемое.Содержание поведения определяется моральными нормами, речь идет о том, как следует поступать в той или иной ситуации, то есть, здесь можно говорить о присущих данному обществу или социальной группе нравах. Они имеют отличие от иных норм, которые действуют в обществе, выполняют регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества посредством силы традиции, авторитета и власти общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественного мнения, убеждения членов общества о должном поведении при определенных условиях.Моральные нормы отличаются от обычаев и привычек, поскольку они обладают идейным обоснованием в представлениях человека о том, что есть должное или недолжное поведение как вообще, так и в определенной жизненной ситуации.Основой формирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения являются реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., которые действуют в обществе.Как уже отмечалось ранее, нравственные нормы выполняются через авторитет и силу общественного мнения, сознание субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, за счет чего определяется и характер нравственных санкций.В целом, конечно же, моральная норма рассчитана на то, что ее исполняют добровольно. Однако если она нарушается, за этим следуют моральные санкции, которые заключаются в том, что человек, его поведение подвергается осуждению, получают отрицательную оценку, таким образом осуществляется направленное духовное воздействие. Они означают нравственный запрет на совершение подобных поступков в будущем, адресованный не только определенному человеку, но и окружающим людям. Моральная санкция выполняет функцию подкрепления нравственных требований, содержащихся в моральных нормах и принципах.Если моральные нормы нарушаются, то это может приводить к моральным санкциям иного рода (здесь можно говорить о дисциплинарных или предусмотренных нормами общественных организаций).Моральные принципы являются одной из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающими содержание нравственности, которая существует в данном обществе. Они являются выражением основополагающих требований, касающихся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они выступают в качестве критериев нравственности.Если моральная норма определяет те поступки, которые должно совершать человеку, как выстраивать свое поведение в определенных ситуациях, то благодаря моральному принципу у человека появляется общее направление деятельности.Можно говорить о выделении следующих моральных принципов: гуманизм — когда человек признается в качестве высшей ценности; альтруизм — здесь речь идет о бескорыстном служении ближнему;милосердие — здесь речь идет о сострадательной и деятельной любви, которая выражается в готовности помогать каждому, кто нуждается в помощи, просит о помощи; коллективизм — когда человек сознательно стремиться к содействию общему благу;отказ от индивидуализма — здесь говорится о том, что индивид не должен противопоставлять себя обществу, любой социальности, быть эгоистичным, предпочитать свои интересы интересам других людей.Кроме принципов, являющихся характеристикой сущности той или иной нравственности, принято различение так называемых формальных принципов, относящихся уже к способам исполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также являются характеристикой определенной нравственности, показывая, насколько сознательный характер носит выполнение нравственных требований.Нравственные идеалы являются понятиями морального сознания.Нравственный идеал, который человек принимает, выступает в качестве конечной цели его самовоспитания. Нравственный идеал, которые принимает общественное моральное сознание, является определяющим фактором цели воспитания, оказывает влияние на то, каким содержанием будут обладать моральные принципы и нормы. Можно также сказать, что общественный нравственный идеал является образом совершенного общества, которое строится на принципах высшей справедливости и гуманизма.Без морали подлинно этичное поведение делового человека не может в полной мере сформироваться, сложиться. ЗАКЛЮЧЕНИЕЭтика – это философская дисциплина, которая изучает мораль, нравственность, определяет присущие данному обществу совокупности принципов общения между людьми, соответственно, она изначально связана с моральными аспектами. Профессиональная этика сегодня является гуманитарной дисциплиной. Объектом ее является человек как работник, профессиональные отношения между людьми. Это обуславливает связь профессиональной этики с другими науками гуманитарного направления, с духовной культурой общества, с общей теорией морали. Значение профессиональной этики достаточно велико, ведь именно она помогает структурировать все представления о должном поведении человека, она способствует его духовно-нравственному развитию, формированию принципов морального поведения в обществе.В любом национальном этикете и деловой этике предъявляются собственные требования, здесь есть свои особенности. Тем не менее, в речевом этикете разных народов также есть и общие черты, при существовании различий в формах реализации деловых этических норм.Сегодня имеет место универсализация правил и норм этики и делового этикета во всем мире, и проблемы коммуникации представителей различных культур уже не стоят так остро. Однако все равно особенности национального менталитета оказывают влияние на процесс делового общения. Этика в сфере деловых взаимодействий является частью общей делового этики, с одной стороны. С другой стороны, она включает в себя как принципы этики, используемого всеми людьми, так и принципы, характерные исключительно для делового сообщества.Одной из основ коммуникации в деловой сфере является вербальная коммуникация. Вербальная коммуникация представляет собой систему использования языковых знаков и экстралингвистического контекста. При анализе литературы оказалось, что при описании делового этикета частым является использование таких терминов, как коммуникативная культура, культура общения, культура ведения бизнеса. Несложно догадаться, что фактором, объединяющим все эти понятия, является отсылка к культурным ценностям и морали.Этикет и этика делового общения основаны на принципах доброжелательности, нравственности, уважения к окружающим, строгом соблюдении речевых норм, внимании к собственному поведению и имиджу.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫВведенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. – М.: КноРус, 2014.Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2007Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795. — ЭБС «IPRbooks»Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М., 2002.Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали.//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 2. http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-moraliКочнева С.В. Профессионально-этическая коммуникация [Учебное пособие]/ С.В. Кочнева. – СПб.: СПГУТД, 2014. – 184 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2070Кузьменко Г. Н. Этика: Учебное пособие. - М. ИНФРА-М, Издательство «Веси мир», 2002.Кушнерук С.П. Документная лингвистика. – М., 2011.Разин А.В. Структура морали.// http://iph.ras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/razin.htmlРезник С. Репутация и имидж. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1382/Itemid,118/Репутационный менеджмент. Курс лекций. Режим доступа: http://studme.org/1584072011314/menedzhment/reputatsionnyy_menedzhmentРоманова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М., 2012.Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи. – М.: КноРус, 2014.
2. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Деловая риторика. - Ростов-на-Дону, 2007
3. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. – М.: Наука, 1996.
4. Денисов А.А. Профессиональная этика и этикет [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Денисов А.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 210 c.- Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/32795. — ЭБС «IPRbooks»
5. Кибанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. – М., 2002.
6. Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали.//Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 2. http://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-struktura-morali
7. Кочнева С.В. Профессионально-этическая коммуникация [Учебное пособие]/ С.В. Кочнева. – СПб.: СПГУТД, 2014. – 184 с. – Режим доступа: http://publish.sutd.ru/tp_ext_inf_publish.php?id=2070
8. Кузьменко Г. Н. Этика: Учебное пособие. - М. ИНФРА-М, Издательство «Веси мир», 2002.
9. Кушнерук С.П. Документная лингвистика. – М., 2011.
10. Разин А.В. Структура морали.// http://iph.ras.ru/uplfile//ethics/RC/ed/f/soc_eth/razin.html
11. Резник С. Репутация и имидж. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,1382/Itemid,118/
12. Репутационный менеджмент. Курс лекций. Режим доступа: http://studme.org/1584072011314/menedzhment/reputatsionnyy_menedzhment
13. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Стилистика и стили. – М., 2012.
14. Скребнев Ю.С. Исследования русской разговорной речи // Вопросы языкознания. 2007. №4.
15. Солоницина А.А. Профессиональная этика и этикет. – Владивосток, 2005.



Вопрос-ответ:

Какова история развития делового этикета?

Деловой этикет имеет долгую историю развития, которая началась с древних цивилизаций. Уже тогда существовали определенные нормы и правила поведения в деловой сфере, которые имели цель облегчить коммуникацию и сделать ее более эффективной. В течение времени эти нормы и правила эволюционировали и адаптировались к изменяющимся условиям и потребностям общества. Современный деловой этикет включает в себя широкий спектр правил и норм, которые регулируют как вербальное, так и невербальное поведение в деловой среде.

Какие основные принципы и специфика делового этикета?

Основными принципами делового этикета являются взаимоуважение, вежливость и профессионализм. Специфика делового этикета состоит в том, что он устанавливает определенные стандарты коммуникации и поведения в деловой сфере, включая правила оформления документов, письменную и устную речь, взаимоотношения с коллегами и клиентами, а также деловой этикет при использовании электронной почты и социальных сетей.

Какова роль имиджа в деловом общении?

Имидж играет важную роль в деловом общении, так как он является средством коммуникации визуальными и вербальными элементами. Правильно созданный и поддерживаемый имидж помогает установить доверительные отношения с партнерами и клиентами, создать положительное впечатление и подтвердить свою профессиональную компетентность. Имидж включает в себя такие аспекты, как внешний вид, оформление документов и презентаций, а также стиль делового общения.

В чем состоит взаимосвязь между этикой и моралью в деловом общении?

В деловом общении этика и мораль тесно связаны друг с другом. Этика определяет общепринятые нормы и правила поведения, которые принимаются обществом и регулируют взаимодействие людей в деловой сфере. Мораль же является совокупностью ценностей и убеждений каждого конкретного человека. В деловом общении важно найти баланс между этими двумя аспектами, чтобы соблюдать этические нормы и при этом сохранять свою индивидуальность и моральные принципы.

Какова роль речевого этикета в деловой сфере?

Речевой этикет играет важную роль в деловой сфере, поскольку помогает поддерживать взаимоуважение и профессионализм в коммуникации. Он устанавливает правила приемлемого и этичного поведения при общении на рабочем месте, в деловых переговорах и в письменной коммуникации.

Какова история делового этикета?

История делового этикета восходит к древним временам, когда существовали определенные правила поведения между людьми. С течением времени эти правила стали усложняться и находить отражение в особенностях коммуникации на рабочем месте.

Какие принципы и специфика делового этикета?

Принципы делового этикета включают в себя взаимоуважение, внимание к собеседнику, умение слушать и выражать свои мысли четко и ясно. Одной из специфик делового этикета является необходимость соблюдать определенные правила форматирования и стилистики при написании деловых писем или документов.

Как связаны этика и мораль в деловом общении?

В деловом общении этика и мораль тесно связаны. Этика определяет правила поведения и коммуникации, которые считаются приемлемыми в профессиональной среде. Мораль же охватывает систему ценностей и убеждений, а также нравственных принципов каждого отдельного человека. Успешное деловое общение требует соблюдения этических норм и учета моральных ценностей всех участников коммуникации.