Основные виды угроз экономическим интересам региона
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 21.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Региональные интересы в общей системе национальных интересов России 5
1.1. Сущность понятия «экономический интерес» 5
1.2. Характеристика экономических интересов регионов 14
Глава 2. Угрозы экономической безопасности региона 19
2.1. Сущность и классификации угроз экономическим интересам региона 19
2.2. Направления экономической безопасности регионов России 25
Заключение 29
Библиографический список 30
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года отмечено, что стабильному состоянию национальной безопасности отвечает сбалансированное, комплексное и системное развитие её субъектов.
В этих условиях первостепенной целью государственной экономической политики является стабилизация дефицита консолидированных бюджетов субъектов. В связи с этим, предполагается реализация в 2018-2020 гг. бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений, которая по прогнозам позволит стабилизировать дефицит консолидированных бюджетов субъектов в пределах 0,1% ВВП.
Таблица 2.4. - Основные параметры консолидированных бюджетов субъектов в 2017-2020 гг, млрд. руб.
Показатель 2017 2018 2019 2020 Доходы 10 641 11 259 11 749 12 406 %% ВВП 11,5 11,6 11,4 11,3 Собственные налоговые и неналоговые доходы 8 972 9 607 10 172 10 815 %% ВВП 9,7 9,9 9,9 9,8 Межбюджетные трансферты 1 669 1 652 1 577 1 591 %% ВВП 1,8 1,7 1,5 1,4 Расходы 10 656 11 312 11 774 12 421 %% ВВП 11,6 11,6 11,4 11,3 Дефицит -15 -52 -25 -15 %% ВВП <0,1 <0,1 <0,1 <0,1
Объем налоговых и неналоговых доходов на субфедеральном уровне будет сохраняться на стабильном уровне по отношению к ВВП с небольшим снижением к 2020 году на фоне сокращения с 2018 года прибыли нефтегазового сектора со стабилизацией цен на нефть на равновесном уровне после временного превышения этого уровня в 2017 году.
Расходы консолидированных бюджетов субъектов в 2018-2020 годах прогнозируются со стабильным ежегодным приростом на уровне 4%-5% к предыдущему году. В то же время ожидается сокращение объема расходов консолидированных бюджетов субъектов в процентах к ВВП с 11,6% в 2018 году до 11,3% в 2020 году на фоне аналогичного снижения доли доходной части по отношению к ВВП.
При планировании объема расходных обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации учитывается оценка исполнения в 2016 году, уточненный прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития и следующие факторы:
- повышение оплаты труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и принятыми региональными планами мероприятий («дорожными картами») по развитию отраслей социальной сферы с учетом достижения целевых показателей повышения оплаты труда работников бюджетной сферы в 2018 году, в 2019-2020 годах сохранение достигнутых в 2018 году соотношений;
- индексация с 1 января 2018 года фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не попадают под действие указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
- повышение уровня минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- ежегодная индексация социально-значимых расходов на уровень инфляции;
- ежегодное изменение объемов целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
Дефицит консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации будет постепенно сокращаться с 52 млрд рублей в 2018 году до 15 млрд рублей в 2020 году.
Источниками финансирования дефицита бюджетов субъектов в рассматриваемом периоде будут являться ценные бумаги, кредиты от кредитных организаций, изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов субъектов, и прочие источники финансирования.
Таблица 2.5. - Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов в 2017-2020 гг., млрд. руб.
Показатель 2017 2018 2019 2020 Межбюджетные трансферты 1 669 1 652 1 577 1 591 %% ВВП 1,8 1,6 1,4 1,4 Дотации 779 804 782 796 в % к МБТ (всего) 46,7 48,7 49,6 50,0 Субсидии 426 409 379 376 в % к МБТ (всего) 25,5 24,7 24,0 23,6 Субвенции 302 304 312 315 в % к МБТ (всего) 18,1 18,4 19,8 19,8 иные межбюджетные трансферты 162 135 105 104 в % к МБТ (всего) 9,7 8,2 6,6 6,5 Оказание поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, которые сохранят ведущую роль в системе межбюджетного регулирования.
Предоставление субсидий и иных межбюджетных трансфертов предполагается осуществлять с учетом необходимости сокращения количества указанных межбюджетных трансфертов, в том числе путем консолидации, исходя из необходимости объединения различных видов трансфертов, предоставляемых на одинаковые или близкие цели, для повышении самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в выборе способов достижения поставленных целей при использовании межбюджетных трансфертов.
Предполагается предоставление субсидий бюджетам субъектов с поэтапным переходом на предоставление консолидированной субсидии в рамках соответствующей госпрограммы (подпрограммы), в том числе за счет постепенной оптимизации иных межбюджетных трансфертов и их перевода в другие более формализованные формы межбюджетных трансфертов или выплат за счет средств федерального бюджета.
Субвенции на финансирование публичных нормативных обязательств предполагается проиндексировать с учетом уровня ожидаемой инфляции.
Обеспечение устойчивого и сбалансированного исполнения бюджетов субъектов, сохранение безопасного уровня долговой нагрузки должно быть обеспечено за счет принятия и реализации субъектами программ оздоровления государственных финансов с учетом методической поддержки Минфина России. Указанные программы должны быть сформированы на основании типовой программы по следующим направлениям:
- увеличение поступлений налоговых и неналоговых доходов;
- оптимизация бюджетных расходов;
- совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне;
- сокращение долговой нагрузки;
- утверждение (исполнение) субъектом дефицита бюджета на уровне не более 10% общего годового объема доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
Сформированный на основе изложенных выше основных направлений бюджетной политики проект федерального бюджета на 2018-2020 годы должен стать одним из ключевых инструментов экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической стабильности и сбалансированного развития страны.
Таким образом, решение проблемы дефицита государственного бюджета на сегодняшний день продолжает оставаться одной их важнейших задач бюджетной политики и при прочих равных условиях определяет направленность государственной экономической политики, определяя основные параметры Проекта федерального бюджета в ближайшей перспективе.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что экономическая безопасность государства является неотъемлемым фактором обеспечения национальной безопасности и входит в состав системы обеспечения национальной безопасности страны.
Экономическая безопасность - это сложная система, которая включает в себя такие элементы, как технологическая, производственная, финансовая, сырьевая, энергетическая, экологическая и информационная безопасности.
Экономическая безопасность, как система зашиты экономики от воздействия и давления извне, подвержена рискам влияния угроз. Угрозы экономической безопасности государства принято разделять (по источнику их возникновения) на внутренние и внешние.
Так как экономическая безопасность тесно связана со всеми элементами системы обеспечения национальной безопасности России, то решение вопроса нейтрализации угроз занимает важное место в обеспечении военной безопасности, социальной безопасности и т.д.
К основным внутренним угрозам экономической безопасности Российской Федерации можно отнести России относятся имущественное расслоение населения; денежно-кредитная политика, проводимая Центральным Банком Российской Федерации и экономическим блоком Правительства Российской Федерации; спад реального сектора экономики; оффшорный характер современного бизнеса в России; сырьевой уклон отечественной экономики. На наш взгляд, проведение несбалансированной денежно-кредитной политики, приводит к возникновению таких угроз экономической безопасности как спад реального сектора экономики, оффшорного характера нашей экономики, что в итоге приводит к сырьевому уклону нашей экономики.
Библиографический список
Проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // КонсультантПлюс: [электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51058.html/
Быков В.П. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях / В.П. Быков, О.А. Дембовская, Е.М. Лебедько // Экономика и эффективность организации производства. 2017. № 5. С. 60-63.
Варюха А. О., Сурженко Л. В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 3-5.
Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 478 с.
Гаджиев Ш. Азербайджан на пути к мировому сообществу. Стратегия внешнеэкономического развития, Киев: Експресс-об ява, 2017, 504 с.
Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Глустенков Игорь Валентинович [Место защиты: Институт проблем рынка РАН]. – Москва, 2016.
Дворядкина Е.Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Е.Б. Дворядкина, Я.П. Силин, Н.В. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. 194с.
Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–2 (18). — С. 258–262.
Новикова И. В. Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона/ Журнал: Вестник института дружбы народов Кавказа: теория экономики и управления народным хозяйством. 2017. № 1. 167-178 с.
Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность»: Брошюра. - Б.: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2016. - 6 с.
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
Собственность и экономические интересы. Ростов–Д: Изд-во СКАГС, 2015.
Собственность в экономической системе России. Под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова. М. Экономический Факультет, ТЕИС, 2017
Соболева О.Н., Никулина Т.В. // Управление регионом на основе социально-экономического потенциала // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы и решения, том 4 (68)-2017. с. 39-46.
Хадисов М.-Р.Б. Интегральная оценка уровня экономической безопасности региона при сравнительном анализе // Вестник экономической безопасности. 2015. Т 4. М. 71-78.
Чичканов В.П., Беляевская-Плотник Л.А. Анализ подходов к оценке региональных процессов формирования социально-экономической безопасности // Экономика региона. 2016. № 3. С.654-669.
Росстат[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
Ручко С. Инфляция в России в 2017 году: официальные данные Росстата говорят о рекордно низких показателях / С. Ручко // Комсомольская правда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/j92U1q
Сурнина Н.М., Печура О.В., Рекечинская Т.Б., Шишкина Е.А., Скопова Л.В. Кластеры нооэкономики: региональные особенности, методы и механизмы [Электронный ресурс] Режим доступа:
Brunnerk. The Perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society. Economic inguiry. 1987/ July. Vol. 25.
Собственность и экономические интересы. Ростов–Д: Изд-во СКАГС, 2015.
Brunnerk. The Perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society. Economic inguiry. 1987/ July. Vol. 25.
Собственность в экономической системе России. Под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова. М. Экономический Факультет, ТЕИС, 2017
Гаджиев Ш. Азербайджан на пути к мировому сообществу. Стратегия внешнеэкономического развития, Киев: Експресс-об ява, 2017, 504 с.
Собственность в экономической системе России. Под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова. М. Экономический Факультет, ТЕИС, 2017
Дворядкина Е.Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Е.Б. Дворядкина, Я.П. Силин, Н.В. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. 194с.
Быков В.П. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях / В.П. Быков, О.А. Дембовская, Е.М. Лебедько // Экономика и эффективность организации производства. 2017. № 5. С. 60-63.
Чичканов В.П., Беляевская-Плотник Л.А. Анализ подходов к оценке региональных процессов формирования социально-экономической безопасности // Экономика региона. 2016. № 3. С.654-669.
Соболева О.Н., Никулина Т.В. // Управление регионом на основе социально-экономического потенциала // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы и решения, том 4 (68)-2017. с. 39-46.
Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Глустенков Игорь Валентинович [Место защиты: Институт проблем рынка РАН]. – Москва, 2016.
Хадисов М.-Р.Б. Интегральная оценка уровня экономической безопасности региона при сравнительном анализе // Вестник экономической безопасности. 2015. Т 4. М. 71-78.
Желенин А. Снова убыль / А. Желенин // Росбалт. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/8tKvjQ
Росстат[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
Проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // КонсультантПлюс: [электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51058.html/
Проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // КонсультантПлюс: [электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51058.html/
3
1. Проект Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов // КонсультантПлюс: [электронный ресурс]: режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/51058.html/
2. Быков В.П. Экономическая безопасность регионов и преодоление угроз в современных условиях / В.П. Быков, О.А. Дембовская, Е.М. Лебедько // Экономика и эффективность организации производства. 2017. № 5. С. 60-63.
3. Варюха А. О., Сурженко Л. В. Современные угрозы экономической безопасности России // Молодой ученый. — 2016. — №8.8. — С. 3-5.
4. Гончаренко Л.П., Акулинин Ф.В. Экономическая безопасность. Учебник для вузов: Учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 478 с.
5. Гаджиев Ш. Азербайджан на пути к мировому сообществу. Стратегия внешнеэкономического развития, Киев: Експресс-об ява, 2017, 504 с.
6. Глустенков И.В. Формирование эффективной системы экономической безопасности регионов России: диссертация ... кандидата Экономических наук: 08.00.05 / Глустенков Игорь Валентинович [Место защиты: Институт проблем рынка РАН]. – Москва, 2016.
7. Дворядкина Е.Б. Экономическая безопасность: учеб. пособие / Е.Б. Дворядкина, Я.П. Силин, Н.В. Новикова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2016. 194с.
8. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–2 (18). — С. 258–262.
9. Новикова И. В. Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона/ Журнал: Вестник института дружбы народов Кавказа: теория экономики и управления народным хозяйством. 2017. № 1. 167-178 с.
10. Орлова А.В. Эволюция понятия «экономическая безопасность»: Брошюра. - Б.: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2016. - 6 с.
11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2017: Стат. сб. / Росстат. М., 2017. 1402 с.
12. Собственность и экономические интересы. Ростов–Д: Изд-во СКАГС, 2015.
13. Собственность в экономической системе России. Под ред. В. Н. Черковца, В. М. Кулькова. М. Экономический Факультет, ТЕИС, 2017
14. Соболева О.Н., Никулина Т.В. // Управление регионом на основе социально-экономического потенциала // Научно-практический журнал Экономика и управление: проблемы и решения, том 4 (68)-2017. с. 39-46.
15. Хадисов М.-Р.Б. Интегральная оценка уровня экономической безопасности региона при сравнительном анализе // Вестник экономической безопасности. 2015. Т 4. М. 71-78.
16. Чичканов В.П., Беляевская-Плотник Л.А. Анализ подходов к оценке региональных процессов формирования социально-экономической безопасности // Экономика региона. 2016. № 3. С.654-669.
17. Росстат[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/
18. Ручко С. Инфляция в России в 2017 году: официальные данные Росстата говорят о рекордно низких показателях / С. Ручко // Комсомольская правда [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.gl/j92U1q
19. Сурнина Н.М., Печура О.В., Рекечинская Т.Б., Шишкина Е.А., Скопова Л.В. Кластеры нооэкономики: региональные особенности, методы и механизмы [Электронный ресурс] Режим доступа:
20. Brunnerk. The Perception of Man and the Conception of Society: Two Approaches to Understanding Society. Economic inguiry. 1987/ July. Vol. 25.
Вопрос-ответ:
Какие виды угроз можно выделить, которые могут угрожать экономическим интересам региона?
Можно выделить несколько видов угроз, которые могут угрожать экономическим интересам региона. Это могут быть угрозы внешнего характера, такие как экономическая блокада или эмбарго, вооруженный конфликт на территории региона, волатильность мировых цен на сырье. Также существуют угрозы внутреннего характера, например, недостаток квалифицированной рабочей силы, низкая инвестиционная активность, проблемы социальной инфраструктуры и т.д.
Какие основные виды угроз существуют для экономической безопасности региона?
Для экономической безопасности региона существуют различные виды угроз. Это могут быть угрозы внешнего характера, такие как изменение внешнеполитической ситуации в мире, волатильность мировых цен на сырье, международные финансовые кризисы. Также есть угрозы внутреннего характера, например, недостаток квалифицированной рабочей силы, низкая инвестиционная активность, проблемы социальной инфраструктуры и т.д.
Как определить экономические интересы региона?
Экономические интересы региона определяются на основе анализа его экономического потенциала, особенностей отраслевой структуры, внешнеэкономической активности. Это могут быть интересы в развитии определенных отраслей промышленности, сельского хозяйства, инфраструктуры, туризма и т.д. Также важными экономическими интересами региона являются привлечение инвестиций, развитие высокотехнологичных производств, повышение уровня жизни населения.
Какие могут быть направления экономической безопасности регионов России?
В рамках обеспечения экономической безопасности регионов России, возможны различные направления. Важное направление - это развитие региональных стратегий и программ экономического развития, которые направлены на укрепление конкурентоспособности регионов. Также особое внимание уделяется развитию инфраструктуры, привлечению инвестиций, поддержке малого и среднего бизнеса, развитию туризма и другим отраслям экономики.
Какие виды угроз могут нанести ущерб экономическим интересам региона?
Угрозы экономическим интересам региона могут быть различными. Это может быть конкуренция со стороны других регионов или стран, экономические санкции, изменение налоговой политики, осуществление дестабилизирующих мероприятий, а также природные и технологические катастрофы. Все эти факторы могут негативно отразиться на экономике региона и его интересах.
Каковы основные направления экономической безопасности регионов в России?
Основные направления экономической безопасности регионов в России включают в себя различные меры и политики. Это может быть развитие инфраструктуры, привлечение инвестиций, поддержка малого и среднего бизнеса, разработка и реализация инновационных проектов, обеспечение рабочих мест, развитие туризма и другие меры, направленные на укрепление эффективности и конкурентоспособности региональной экономики.
В чем сущность понятия "экономический интерес" у регионов?
Сущность понятия "экономический интерес" у регионов заключается в стремлении к развитию и преуспеванию экономики в пределах данного региона. Это включает в себя укрепление конкурентоспособности предприятий и компаний, обеспечение стабильного и сбалансированного экономического роста, создание благоприятных условий для бизнеса и привлечения инвестиций, а также сохранение и развитие производственного потенциала региона.
Какие угрозы экономической безопасности регионов классифицируются и какова их сущность?
Угрозы экономической безопасности регионов могут быть классифицированы на различные виды. Это может быть экономический кризис, санкции со стороны других стран, торговые войны, изменение законодательства в сфере налогообложения, природные катастрофы, технические аварии и другие факторы. Сущность этих угроз заключается в возможности нанесения экономического ущерба региону и его интересам, затрудняющих или ограничивающих его развитие и прогресс.
Какие виды угроз существуют для экономических интересов регионов?
Для экономических интересов регионов могут существовать различные виды угроз. Например, это могут быть угрозы в сфере энергетики, транспорта, финансов и т.д. Прямые угрозы могут включать терроризм, военные конфликты, природные катаклизмы и т.д. Также существуют косвенные угрозы, такие как изменения в мировой экономике, изменение внешнеполитической ситуации и т.д. Все эти угрозы могут негативно влиять на экономическую безопасность региона и его интересы.
Какова сущность понятия "экономический интерес"?
Экономический интерес региона - это совокупность целей, задач и потребностей, связанных с эффективным функционированием экономики региона. Он выражается через стремление к устойчивому развитию, повышению уровня жизни населения, привлечению инвестиций, созданию новых рабочих мест и т.д. Экономический интерес направлен на максимизацию экономической выгоды и укрепление экономической безопасности региона.
Какие угрозы существуют для экономической безопасности регионов России?
Угрозы экономической безопасности регионов могут быть разнообразными. Они могут включать в себя экономические санкции, изменение политической ситуации, глобальные экономические кризисы, снижение инвестиций и т.д. Также к угрозам можно отнести недостаток квалифицированных кадров, неразвитость инфраструктуры, неблагоприятные климатические условия и т.д. Все эти угрозы могут иметь негативные последствия для экономической безопасности регионов России и их интересов.