Гособоронзаказ: сроки выполнения, ценообразование, система гарантий, хищения

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 41 41 страница
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 06.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты понятия государственные оборонный заказ 6
1.1. Понятие и особенности государственного оборонного заказа 6
1.2. Источники правового регулирования государственного оборонного заказа 9
Глава II. Практические аспекты реализации государственного оборонного заказа 16
2.1. Схема реализации и динамика расходов на гособоронзаказ в России 16
2.2. Порядок формирования цен на гособоронзаказ в России 19
2.3. Основные нарушения и влияние коррупции на реализацию гособоронзаказа в Российской Федерации 22
Глава III. Пути совершенствования реализации гособорнзаказа в России 26
3.1. Проблемы реализации гособоронзаказа 26
3.2. Предложения по совершенствованию ценообразования на продукцию гособоронзаказа 29
Заключение 34
Список литературы и использованных источников 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Фрагмент для ознакомления

Ценообразование на эту продукцию в настоящее время осуществляется в соответствии с ФЗ №275-ФЗ от 18.12.1997 г. «О государственном оборонном заказе», Приказом Минэкономики РФ №179 «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» и другими нормативными документами. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №29 от 25 января 2008 г. максимальный размер прибыли определяется по формуле «20+1», т. е. прибыль не может быть более 1% затрат на комплектующие изделия, работы или услуги сторонних поставщиков и 20-ти % собственных затрат. При этом, при расчёте цен на продукцию государственного оборонного заказа (ГОЗ) должны учитываться обоснованные затраты на её производств и прибыль. Тем не менее, как показывает практика, переход из плановой экономики на рыночные рельсы хозяйствования не привёл к решению проблем ценообразования на новую технику машиностроительного производства, особенно, касаемо ГОЗ. Но применение нормативов рентабельности по формуле «20+1» при расчётах цен на эту продукцию по действующей методологии ценообразования приносит большинству головных исполнителей реальную рентабельность не более 3-5%. А у предприятий, занятых только в сфере ГОЗ, и имеющих более низкий уровень кооперации, она может иметь и отрицательное значение. Естественно, что низкая или, тем более, отрицательная рентабельность продукции не вызывают энтузиазма в её производстве у производителей, что недопустимо, т. к. не способствует, в том числе, выполнению поставленных перед оборонным машиностроением задач, особенно, в условиях постоянно усложняющейся ситуацией в мире. Итак, несмотря на имеющиеся определенные успехи в определении цен в условиях рынка, задача совершенствования ценообразования, в том числе на новую технику оборонно-промышленного комплекса (ОПК), остается весьма актуальной. В рыночных условиях цена должна строиться, в первую очередь, на базе затрат, обусловленных его производством и сбытом, обеспечивая предприятию – производителю товара нормальные условия для воспроизводства. Это особенно актуально для продукции гособоронзаказа, т. к. как уже было указано выше, цены на неё должны рассчитываться на основе обоснованных затрат производства данной продукции. Ещё в условиях плановой экономики одной из важнейших задач было приближение цен на изделия к общественно необходимым затратам труда на их воспроизводство. Но, в отличие от плановой экономики, в условиях рынка именно цена продукции в первую очередь обеспечивает её конкурентоспособность, поэтому управление затратами начинает играть важнейшую роль.Эта задача является важной и для оборонной промышленности. Т.е. цена на продукцию оборонзаказа должна быть такой, чтобы обеспечивать возмещение производителю объективно обоснованных издержек на её производство и нормальные условия для воспроизводства, т. е. достаточную прибыль. Практика образования цен показывает, что на их уровень влияют не только спрос и предложение, но и ряд других ценообразующих факторов. Причём роль фактора затрат в ценах производителей машиностроительной продукции в 4-6 раз весомее фактора спроса. Другое дело, что для продукции (услуг) различных отраслей и главенствующие факторы ценообразования будут различны: для одних – затраты, для других – полезность, социальная значимость, престижность и пр. В связи с этим возникает проблема учёта влияния различных факторов в цене на ту или иную продукцию (услугу). На рисунке 7 представлена модель влияния ценообразующих факторов на формирование рыночной цены.Рисунок7 - Схема влияния ценообразующих факторов на формирование рыночной цены С учётом этих факторов формула формирования цены i-го изделия будет иметь следующий вид.:(1)Формула (1) применима при расчёте цен на многие товары, но ценообразование на продукцию гособоронзаказа имеет свои специфические особенности. Во-первых, коэффициенты, учитывающие влияние на цену товара тех или иных факторов, должны относиться, по нашему мнению, лишь к его себестоимости. Во-вторых, набор этих коэффициентов также должен быть изменён: часть из них должна быть исключена из расчётов цены на продукцию оборонзаказа, но должны быть добавлены коэффициенты (факторы), учитывающие её специфику, например, улучшение характеристик изделий, технологичность эксплуатации (экономичность) и пр. Некоторые сомнения в этой формуле (1) вызывает простое перемножение коэффициентов, которое может привести в некоторых случаях к необоснованному увеличению цены. В случае образования цен на продукцию гособоронзаказа можно предложить следующую формулу: (2)где: Цi ГОЗ – цена i-го изделия госборонзаказа, тыс. руб.; СiГОЗ – обоснованная себестоимость i-го изделия, тыс. руб.; kiхар. – коэффициент улучшения характеристик iго изделия, дол. ед.; kiэ.т. – коэффициент эксплуатационной технологичности i-го изделия, дол. ед.; i – рентабельность i-го изделия, дол. ед. Вывод. Таким образом, объективное определение себестоимости продукции и правильный выбор повышающих коэффициентов, учитывающих влияние на неё тех или иных факторов, позволит получить объективные цены на продукцию гособоронзаказа (см. Формулу 2), стимулирующие предприятия-изготовители экономить её себестоимость.ЗаключениеВ современных условиях рыночной экономики в России основной задачей любого предприятия является постоянное расширение рынков сбыта, т.е. завоевание новых сегментов рынка. Для того, чтобы организация могла выжить в сложившихся условиях, она должна обладать высокой конкурентоспособностью. Для достижения данного результата необходимо постоянное планирование выпуска продукции. Предприятие оборонно-промышленного комплекса является режимным предприятием, основной пакет представлен в виде Государственно оборонного заказа. Под гособоронзаказом понимаются закупки для обеспечения обороны и безопасности государства. Сегодня государственный оборонный заказ выступает определяющим фактором для оборонно-промышленного комплекса нашей страны и является одним из действенных инструментов промышленной политики государства. Политике национальной безопасности уделяется большое внимание, и государственный оборонный заказ является одним из приоритетных направлений деятельности органов исполнительной власти. В его реализации и исполнении задействовано значительное число предприятий обороннопромышленного комплекса, многие из которых являются единственными поставщиками вооружения и военной техники российского производства. Исходя из этого, правовое регулирование в области государственного оборонного заказа представляется весьма важным и не теряет своей значимости и актуальности. А проведенные автором работы исследования позволили прийти к следующим выводам и заключениям. Действующая на сегодняшний день нормативно-правовая база в сфере государственного оборонного заказа позволяет обеспечить вооруженные силы российской федерации современными образцами оборонной продукции. Ориентированная на перспективу своевременного создания современных образцов оборонной продукции, система государственного оборонного заказа предназначена для сохранения в будущем паритетов в области вооружения, сохранение и развитие научно-технического и производственно-технологического потенциала оборонных отраслей промышленности, а также реализации государственного оборонного заказа на основе контрактных отношений с предприятиями.По мнению ряда руководителей оборонных предприятий, на сегодняшний день нормативно-правовая база по государственному оборонному заказу создает большое количество проблем и противоречий, добавляющих трудностей предприятиям оборонно-промышленного комплекса, вынужденных выполнять постоянно возрастающие заказы Министерства обороны при дефиците денежных средств, трудовых ресурсов и технологических мощностей, при недостаточном количестве высокоточного и высокопроизводительного оборудования и наличием не до конца решенных проблем с импортозамещением по целому ряду импортных материалов и комплектующих. Для производства гражданской продукции на предприятиях ОПК необходимо произвести модернизацию оборудования, разработать и освоить новые технологии, произвести поиск новых поставщиков и потребителей на рынке. Важно внедрять автоматизированную систему управления предприятия, которая будет способствовать правильному формированию плана производства выпускаемой продукции. С ее помощью производство будет находиться в единой сети, объединяющей все имеющиеся персональные компьютеры. Вся необходимая информация будет храниться в электронной базе данных ПК, откуда ей можно будет воспользоваться в нужное время. Данная система будет способствовать проведению мониторинга и контроля достоверности отчетных, данных при принятии важных решений, что в свою очередь окажет положительное влияние на проведение масштабных структурных преобразований предприятия. И стоит отметить, что данные мероприятия потребуют материальных и временных затрат. В качестве одной из основных мер по стимулированию деятельности оборонно-промышленного комплекса нашего государства в соответствии со ст. 22 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ предлагается совершенствовать ценообразование на продукцию военного назначения, которая поставляется по долгосрочным контрактам, и создать систему гос. регулирования цен на поставляемую по гособоронзаказу промышленную продукцию.Объективное определение себестоимости продукции и правильный выбор повышающих коэффициентов, учитывающих влияние на неё тех или иных факторов, позволит получить объективные цены на продукцию гособоронзаказа, стимулирующие предприятия-изготовители экономить её себестоимость.Список литературы и использованных источниковФедеральный закон от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/e0da9886c35562da55b34bd2b059a460939a660a/ Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70833138/ Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013 - № 14. - Ст. 1652.Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собрание законодательства РФ. - 15.09.2014. - № 37. - Ст. 4935.Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 18.12.1997 г. №179 «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» [Электронный ресурс]. URL: http://adorishop.ru/id-4303.html Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 г. №425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/57424488/ Постановление Правительства РФ от 25 января 2008 г. №29. «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12158630/paragraph/8898:Андрофагина Марина Николаевна Государственный оборонный заказ в структуре государственного спроса: современные реалии и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. - №4 (53). Бакулина Анна Александровна, Алексеев Александр Александрович, Топчий Павел Павлович Проблемы совершенствования учета накладных расходов предприятий оборонно-промышленного комплекса // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. - №5. Балабан, Е.И. Применение ценометрического метода определения стоимости серийных образцов боевой техники для выполнения долгосрочного исследовательского прогноза ее закупок [Текст] / Е.И. Балабан, А.В. Гальченко, В.А. Тегин // Вооружение и экономика №1(30)/2015. – С. 83-99. Банки-контрагенты Минобороны обналичивают деньги гособоронзаказа. – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/banki-kontragenty-minoborony-obnalichivayut-dengigosoboronzakaza-1001997863Больше половины гособоронзаказа ушло в «обналичку». – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/bolshe-poloviny-gosoboronzakaza-ushlo-v-obnalichku1001998151?utm_source=smi2.htmlВыступление В. В. Путина на конференции в г. Туле [Электронный ресурс], URL: http://tula.bezformata.ruВладимироваЛ. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – 2013. 412 с.Коррупция в России: распил гособоронзаказа – угроза национальной безопасности России. – Режим доступа: https://marc-aureli.livejournal.com/208413.htmlКостиогло В. «Экспорт вооружений во внешнеэкономической деятельности РФ» // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 9. - С. 9-12.Лабзунов П. П. Управление ценами и затратами в современной экономике. М.: Книжный мир, - 2013. - 288 с.МеркуловаЮ. В.Ситуационно – стратегическое планирование в экономике. Моделирование оптимальных стратегий и программ – 2015. – 464 с. 3. СавкинаР. В.Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров – 2014. – 320 с. Среднесрочные тенденции развития ВПК [Электронный ресурс]. URL: http://www.uznaemkak.ru/srednesrochnye-tendencii-razvitiya-vpk/ ТрофимовВ.В. Информационные технологии в экономике – 2013. 478 с. 4. ФАС оценила масштабы распила Гособоронзаказа. – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/fas-ocenila-masshtaby-raspila-gosoboronzakaza1001159096.html Федеральный закон «О гособоронзаказе» будет исправлен // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017. - №8. - С. 18 – 19. Федотов Д. С. Коррупция в Вооруженных Силах и ее влияние на государственную безопасность Российской Федерации / Д. С. Федотов. – Прага, 2014. – Режим доступа: http://rusnauka.com/4_SND_2014/Politologia/10_157698.doc.htmЯковенко Дмитрий. Почти четверть средств гособоронзаказа отмывается через госбанки / Дмитрий Яковенко. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/kompanii/344015-pochti-chetvertsredstv-gosoboronzakaza-otmyvayutsya-cherez-gosbanki?from_alt_domain=1ПРИЛОЖЕНИЕПродолжение приложения

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственном оборонном заказе» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140175/e0da9886c35562da55b34bd2b059a460939a660a/
2. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/70833138/
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - 08.04.2013 - № 14. - Ст. 1652.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.2011. - № 30 (ч. 1). - Ст. 4571
5. Указ Президента РФ от 08.09.2014 № 613 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // Собрание законодательства РФ. - 15.09.2014. - № 37. - Ст. 4935.
6. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 04.01.2016. - № 1 (часть II). - Ст. 212.
7. Приказ Министерства экономики Российской Федерации от 18.12.1997 г. №179 «Об утверждении Инструкции по формированию контрактных (договорных) оптовых цен на продукцию оборонного назначения, поставляемую по государственному оборонному заказу» [Электронный ресурс]. URL: http://adorishop.ru/id-4303.html
8. Постановление Правительства РФ от 16.05.2016 г. №425-8 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие оборонно-промышленного комплекса»» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/57424488/
9. Постановление Правительства РФ от 25 января 2008 г. №29. «Об утверждении Правил формирования цен на российские вооружение и военную технику, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем» [Электронный ресурс]. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12158630/paragraph/8898:
10. Андрофагина Марина Николаевна Государственный оборонный заказ в структуре государственного спроса: современные реалии и перспективы развития // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2014. - №4 (53).
11. Бакулина Анна Александровна, Алексеев Александр Александрович, Топчий Павел Павлович Проблемы совершенствования учета накладных расходов предприятий оборонно-промышленного комплекса // Учет. Анализ. Аудит. - 2017. - №5.
12. Балабан, Е.И. Применение ценометрического метода определения стоимости серийных образцов боевой техники для выполнения долгосрочного исследовательского прогноза ее закупок [Текст] / Е.И. Балабан, А.В. Гальченко, В.А. Тегин // Вооружение и экономика №1(30)/2015. – С. 83-99.
13. Банки-контрагенты Минобороны обналичивают деньги гособоронзаказа. – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/banki-kontragenty-minoborony-obnalichivayut-dengigosoboronzakaza-1001997863
14. Больше половины гособоронзаказа ушло в «обналичку». – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/bolshe-poloviny-gosoboronzakaza-ushlo-v-obnalichku1001998151?utm_source=smi2.html
15. Выступление В. В. Путина на конференции в г. Туле [Электронный ресурс], URL: http://tula.bezformata.ru
16. Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка – 2013. 412 с.
17. Коррупция в России: распил гособоронзаказа – угроза национальной безопасности России. – Режим доступа: https://marc-aureli.livejournal.com/208413.html
18. Костиогло В. «Экспорт вооружений во внешнеэкономической деятельности РФ» // Актуальные вопросы инновационной экономики. - 2015. - № 9. - С. 9-12.
19. Лабзунов П. П. Управление ценами и затратами в современной экономике. М.: Книжный мир, - 2013. - 288 с.
20. Меркулова Ю. В. Ситуационно – стратегическое планирование в экономике. Моделирование оптимальных стратегий и программ – 2015. – 464 с. 3.
21. Савкина Р. В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров – 2014. – 320 с.
22. Среднесрочные тенденции развития ВПК [Электронный ресурс]. URL: http://www.uznaemkak.ru/srednesrochnye-tendencii-razvitiya-vpk/
23. Трофимов В.В. Информационные технологии в экономике – 2013. 478 с. 4.
24. ФАС оценила масштабы распила Гособоронзаказа. – Режим доступа: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/fas-ocenila-masshtaby-raspila-gosoboronzakaza1001159096.html
25. Федеральный закон «О гособоронзаказе» будет исправлен // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2017. - №8. - С. 18 – 19.
26. Федотов Д. С. Коррупция в Вооруженных Силах и ее влияние на государственную безопасность Российской Федерации / Д. С. Федотов. – Прага, 2014. – Режим доступа: http://rusnauka.com/4_SND_2014/Politologia/10_157698.doc.htm
27. Яковенко Дмитрий. Почти четверть средств гособоронзаказа отмывается через госбанки / Дмитрий Яковенко. – Режим доступа: http://www.forbes.ru/kompanii/344015-pochti-chetvertsredstv-gosoboronzakaza-otmyvayutsya-cherez-gosbanki?from_alt_domain=1

Вопрос-ответ:

Что такое государственный оборонный заказ?

Государственный оборонный заказ - это система закупок и заказов, осуществляемых государством для обеспечения обороноспособности страны.

Какие источники правового регулирования государственного оборонного заказа существуют?

Государственный оборонный заказ регулируется рядом законодательных актов, в том числе Федеральным законом "О государственном оборонном заказе", федеральными законами о контрактной системе и законах о финансовых и бюджетных организациях.

Какова схема реализации и динамика расходов на государственный оборонный заказ в России?

Схема реализации государственного оборонного заказа в России предусматривает определение потребностей в обороне, разработку государственных оборонных программ, подготовку и проведение тендеров по заключению контрактов, а также контроль исполнения этих контрактов и финансовое обеспечение. Расходы на государственный оборонный заказ в России имеют тенденцию к увеличению в связи с повышением объема и сложности выполняемых работ.

Как формируются цены на государственный оборонный заказ в России?

Цены на государственный оборонный заказ формируются на основе процедур конкурентного отбора и торгов. Они могут включать расходы на разработку, производство, доставку и обслуживание оборудования, а также прибыль компаний-исполнителей. Цены могут быть как фиксированными, так и изменяемыми с учетом индексации и внешних факторов.

Как система гарантий защищает исполнение государственного оборонного заказа?

Система гарантий защищает исполнение государственного оборонного заказа путем требования исполнителя предоставить банковскую гарантию или задаток в качестве обеспечения исполнения обязательств по контракту. Это позволяет обеспечить финансовую стабильность и надежность исполнения контрактов со стороны поставщиков.

Какие сроки выполнения предусмотрены для гособоронзаказа?

Сроки выполнения гособоронзаказа зависят от сложности и объёма работ, но обычно они определяются в договоре между заказчиком и исполнителем.

Как формируется ценообразование при гособоронзаказе?

Ценообразование при гособоронзаказе осуществляется с учетом постановления Правительства РФ No 500 от 15 апреля 2009 года "Об утверждении правил формирования цен на товары, работы и услуги, закупаемые для государственных нужд".

Какая система гарантии предусмотрена при гособоронзаказе?

Система гарантий при гособоронзаказе включает различные меры контроля качества и сроков выполнения работ, а также штрафные санкции за несоблюдение договорных обязательств.

Как борются с хищениями при гособоронзаказе?

Борьба с хищениями при гособоронзаказе осуществляется через систему контроля и прозрачности расходов, а также путем ужесточения ответственности за коррупционные действия и привлечения виновных лиц к уголовной ответственности.