произвольное внимание
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 28 + 28 источников
- Добавлена 07.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1 Педагогические и психологические вопросы о развитии внимания у старших дошкольников 5
1.2 Психолого-педагогические особенности старшего дошкольного возраста 11
Вывод по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ЭМПРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18
2.1 Цель, гипотеза и задачи исследования 18
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента 19
2.3 Результаты контрольного этапа эксперимента 23
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Во 2 группе этот показатель чуть поменьше, но зато здесь выше показатели по высокой устойчивости внимания и очень высокой. Данный факт мы можем связывать с развитием детей в течении года и улучшению показателей. Именно по этой причине, на наш взгляд мы можем наблюдать разницу в показателях между группами.Далее представим результаты по переключаемости внимания в таблице 5.Таблица 5 – результаты констатирующего эксперимента по переключаемости внимания1 группа2 группаОченьвысокая74Высокая54Средняя1213Низкая55Оченьнизкая24Длянашегоудобстваотобразимполученныеданныенарисунок 2.Рисунок 2 – распределение переключаемости внимания среде детей, констатирующий этапИтак, мы наглядно видим, что показатели во 2 группе несколько выше, чем в 1, но значительной разницы между ними нет. Несомненно, что показатели по очень низкой переключаемости внимания во 2 группе выше, также, как и показатель по среднему значению. Из чего мы можем заключить, что переключаемость внимания больше «страдает» в 1 группе. Опять же, такая разница в показателях, вероятнее всего, зависит исключительно от группы и возраста детей, а также полученных уже умений.ДлятогочтобывыяснитьпоказателипоконцентрациивниманияприведемрезультатытестаПьерона-Рузеравтаблице6.Таблица6–результатыконстатирующегоэкспериментапоконцентрациивнимания1 группа2 группаОченьвысокая34Высокая56Средняя1112Низкая75Оченьнизкая43Для наглядности отобразим полученные нами данные на рисунке 3.Рисунок3–распределениеконцентрациивниманиясреди детей,констатирующийэтапИтак, как мы видим, усредненные показатели по концентрации внимания также выше во 2 группе, но в целом в обоих группы показатели больше стремятся к средним значениям. Таким образом, мы можем сказать, что уровень концентрации внимания детей в обеих группах в основном находится на среднем уровне.В ходе констатирующего эксперимента мы выяснили, что показатели устойчивости, переключаемости и концентрации внимания в среднем выше именно во 2 группе среди детей 7 лет. Однако, в обоих группах больше стремятся к средним показателям, нежели к каким-то более ярко выраженным значениям.Мы предполагаем, что занятия оригами способствуют развитию внимания. По итогам констатирующего этапа мы разработали план работы с детьми по занятиям оригами (приложение 2). В ходе формирующего этапа эксперимента мы проводили подобранные нами занятия, учили детей обращаться с бумагой, создавать оригами. В ходе эксперимента мы провели 14 уроков по технологии, в рамках которых занимались с детьми оригами. Формирующий этап эксперимента был направлен на улучшение показателей устойчивости внимания, его переключаемости и умения концентрироваться, формированию произвольного внимания.На наш взгляд занятия оригами подходит наилучшим образом, так как данная техника требует большой внимательности, усидчивости и кропотливой работы.Вместе с тем она интересна для детей, так как они могут из обычного листа бумаги могут создать новые, необычные предметы, игрушки и так далее, которые затем могут еще и раскрасить, подарить или пользоваться самостоятельно. К тому же, оригами на многих людей оказывает успокаивающее воздействие, что тоже немаловажно при работе.2.3 Результаты контрольного этапа экспериментаПосле серии уроков мы провели наше исследование еще раз. Ниже отобразим полученные нами данные в ходе контрольного эксперимента в таблице 7.Таблица 7 – результаты контрольного эксперимента на устойчивость внимания1 группа2 группаОченьвысокая710Высокая108Средняя56Низкая44Оченьнизкая32Отобразим полученные данные на рисунке 4.Рисунок4–распределениеустойчивостивниманиясредидетей,контрольныйэтапИтак, мы видим, что средние значения детей стали выше, и теперь имеют более высокие показатели. Но для того, чтобы увидеть это наверняка отобразим сравнительные данные в начале и в конце эксперимента и отобразим это на рисунке 5.Рисунок5–сравнениепоказателейустойчивостивниманияНа нашей диаграмме мы наглядно можем увидеть, что средние показатели по устойчивости внимания после серии развивающих занятий увеличились. Если раньше во 2 группе показатели больше стремились к среднему значению, то сейчас дети стали обладать более высокими показатели, в целом, это касается и результатов в 1 группДалее, для того чтобы увидеть результат нашего эксперимента отобразим данные по следующему показателю – переключаемость внимания в таблице 8.Таблица8–результатыконтрольногоэкспериментанапереключаемостьвнимания1 группа2 группаОченьвысокая53Высокая32Средняя910Низкая89Оченьнизкая56Отобразим полученные данные на рисунке 6.Рисунок6–распределениепереключаемостивниманиясреди детей,контрольныйэтап.Как мы видим на рисунке выше, показатели по переключаемости внимания «упали», несомненно, что большая часть детей по-прежнему обладает средним показателем, тем не менее, произошли изменению показателей переключаемости внимания в лучшую сторону.Для наглядности сравним показатели на начальном и заключительном этапе нашего исследования и отобразим данные на рисунке 7.Рисунок7–сравнениепоказателейпереключаемостивниманияЗдесь мы видим, что в целом в двух группах показатель переключаемости внимания стал более высоким, иначе говоря, дети стали меньше отвлекаться на посторонние раздражители и стали более сосредоточенно относиться к своему занятию. В целом мы видим, что показатели внимания становятся более «благоприятными», но посмотрим на результаты по концентрации внимания на контрольном этапе эксперимента в таблице 9.Таблица 9 – результаты контрольного эксперимента по концентрации внимания1 группа2 группаОченьвысокая57Высокая89Средняя99Низкая54Оченьнизкая41Для наглядности также отобразим полученные данные на рисунке 8.Рисунок8–распределениеконцентрациивниманиясредедетей,контрольныйэтап.В целом, мы можем сказать, что показатели концентрации внимания на контрольном этапе эксперимента стремятся к более высоким значениям, но для того, чтобы мы могли сделать окончательный вывод сделаем сравнительный анализ данного критерия в начале и конце эксперимента. Данные отобразим на рисунке 9.Рисунок9–сравнениепоказателейконцентрациивниманияПо результатам полученных нами данных по показателю концентрации внимания мы можем сделать вывод, что в целом, концентрация дошкольников стала лучше и обладаем более высокими показателями. Опять же, результаты скорее стремятся к средним показателям, но тем не менее нельзя не отметить, что произошли изменения в лучшую сторону, а значит уровень концентрации детей увеличился.Выводыпо2главеВ ходе нашего эксперимента мы предположили, что занятия с бумагой, в частности, работа с помощью оригами будет способствовать развитию внимания детей. Для подтверждения своих предположений мы провели эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.В ходе своего эксперимента, как мы считаем, мы подтвердили наше предположение.У детей дошкольного возраста в двух группах значительно увеличились показатели по устойчивости внимания, переключаемости и концентрации. Сформировалось произвольное внимание.Из чего мы можем заключить, что работа с бумагой в технике оригами способствует развитию внимания.Таким образом мы можем утверждать, что наша гипотеза подтвердилась.ЗаключениеВнимание можно считать одним из самых старых вопросов в области психологии, который всегда вызывал интерес. В истории психологии многие авторы обращались к изучению этого вопроса. Но даже на современном этапе развития психологической науки нет однозначного ответа на вопрос что же представляет собой внимание.Внимание играет важную роль в жизни человека, поскольку благодаря ей осуществляется регуляция деятельности, поведения и интеллектуальной активности.Дети старшего дошкольного возраста подвержены существенным изменения во всех сферах жизни. Это связано не только с «внешними изменениями» – подготовка к школе, больше времени в социуме, а не только в семье и детском саду. Но также имеется большой круг «внутренних» изменения, которые отвечают за формирование личности ребенка, его психологических качеств, различных умений и много другого. Поэтому старший дошкольный возраст очень важен для каждого ребенка. И правильное воспитание даст ему непосредственное преимущество. Развитие различных качеств, например, интеллектуальных или коммуникативных, будет способствовать его дальнейшей учебной жизни. В ходе нашего исследования мы обратили внимание на технику оригами.В ходе нашего эксперимента мы предположили, что занятий на уроках технологии с бумагой, в частности, работа с помощью оригами будет способствовать развитию внимания детей. Для подтверждения своих предположений мы провели эксперимент, состоящий из констатирующего, формирующего и контрольного этапов.В ходе своего эксперимента, как мы считаем, мы подтвердили наше предположение.У детей в двух группах значительно увеличились показатели по произвольному вниманию.Из чего мы можем заключить, что работа с бумагой в технике оригами способствует развитию внимания. В ходе своей экспериментальной работы мы решили поставленные перед нами задачи, достигли определенной нами цели и подтвердили гипотезу.СписоклитературыБаскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников/ И.Л. Баскакова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 2015. – 64 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2012. - 297 с.Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М.: Наука, 2014, – 134 с.Гальперин П. Я. К проблеме внимания. - 2013. - № 3. - 33-38 с.Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2014. –89 с.Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. - 2011. - № 4.Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- 2012. – 99 с.Джеймс, В. Научные основы психологии. – М.: Наука, 2013. – 189 с.Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. –149 с. Коффка, К. Принципы гельштат-психологии. – М.: Наука, 2014. – 297 с.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним/ В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 2012. – 16-18 с.Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130. Лук, А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 2013. – 115 с. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 201. – 115 с.Малышева, Н.А. «Художественный труд» Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе. – М.: ACT-ПРЕСС, 2012. – 105 с.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческих работ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527. Петровский, А.В. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 172 с.Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с. Развитие произвольного внимания как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] [web-сайт] http://referat7.ru/refs/source/ref666-127692.htmlРубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2012. – 335 с.Усанова О.Н. Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей. - М., 2011. - 238 с.Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2012. - 297 с.
3. Вайнер, М. Э., Вьюнкова, Ю. Н., Дементьева, И. Ф. и др. Коррекционная педагогика в начальном образовании [Текст]/ М.Э. Вайнер. – М.: академия, 2013. – 314 с.
4. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М.: Наука, 2014, – 134 с.
5. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. - 2013. - № 3. - 33-38 с.
6. Гамезо, М.В., Домашенко, И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2014. –89 с.
7. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. - 2011. - № 4.
8. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М., 2014 — 460с.
9. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- 2012. – 99 с.
10. Джеймс, В. Научные основы психологии. – М.: Наука, 2013. – 189 с.
11. Дмитриева, Н.Ю. Общая психология [Текст] / Н.Ю. Дмитриева. — М.: ЭКСМО, 2014. – 412 с.
12. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. –149 с.
13. Коффка, К. Принципы гельштат-психологии. – М.: Наука, 2014. – 297 с.
14. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним/ В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 2012. – 16-18 с.
15. Кумарина, Г. Состояния риска в развитии школьника и способы их предупреждения [Текст]/ Г. Кумарина// Народное образование. – 2007. - № 7. – С. 123 – 130.
16. Лук, А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 2013. – 115 с.
17. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 201. – 115 с.
18. Малышева, Н.А. «Художественный труд» Обучение детей элементам народных ремесел в детском саду и начальной школе. – М.: ACT-ПРЕСС, 2012. – 105 с.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология. Учебник[Текст] / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 442 с.
20. Осипова, И. Нарушение межличностных отношений как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков [Текст]/ И. Осипова// Воспитание школьников. – 2014. - № 2. – С. 40 – 45.
21. Особенности психологического развития детей 6-7 летнего возраста [Текст] / под ред. Д.Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 2014 – 448с.
22. Перегуда, В.В. Особенности эмпатии у детей детей младшего школьного возраста из неполных семей [Текст]/ В.В. Перегуда// Студенческие Дни науки в ТГУ: научно-практическая конференция: сборник студенческих работ /отв. за вып. С.Х. Петерайтис. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 525-527.
23. Петровский, А.В. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 172 с.
24. Пидкасистый, П. И., Хайдаров, Ж. С. Технология игры в обучении и развитии: Учебное пособие[Текст]/ П.И. Пидкасистый. - М.: МПУ, 2013. – 269 с.
25. Развитие произвольного внимания как самоконтроля в процессе учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] [web-сайт] http://referat7.ru/refs/source/ref666-127692.html
26. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2012. – 335 с.
27. Усанова О.Н. Гаркуша Ю.Ф. Особенности произвольного внимания детей. - М., 2011. - 238 с.
28. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. — М., 2016. – 457 с.