Дефицит госбюджета как угроза финансовой безопасности государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 33 33 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 09.01.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы дефицита госбюджета 5
1.1. Понятие, причины и виды бюджетного дефицита 5
1.2. Источники финансирования дефицита госбюджета 11
2. Анализ бюджетного дефицита в РФ 17
2.1. Причины возникновения дефицита 17
2.2. Направления и рекомендации по снижению дефицита
госбюджета РФ 23
Заключение 28
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Теперь же необходимо принимать меры по увеличению мест в яслях и детских садах, решать вопросы гибкого графика для молодых матерей и т.д.Поэтому детальное рассмотрение данной реформы позволяет предположить, что ее результатом станет не только уже проявившееся социальное возмущение, но и безработица среди граждан предпенсионного возраста, ухудшение материального положение этой уязвимой группы населения. Большинство людей данной возрастной категории нуждаются в постоянных медицинских услугах, которые постепенно все больше становятся платными. Из этого следует, что пенсионная реформа в ее текущем виде как мера экономии бюджетных денег не соответствует принципам социального государства.Чтобы в текущей кризисной экономической ситуации решить проблему с дефицитом бюджета и источниками его финансирования, сбалансировать расходы и доходы, а также способствовать подъему производства, предлагаются следующие меры в части формирования бюджета и бюджетного планирования:Пересмотреть внутреннюю структуру бюджета, перераспределив бюджетные расходы между статьями в оптимальном соотношении, сохранив при этом все социальные обязательства. Согласно мнению профессора В.А. Слепова, необходимым условием является консолидация и перераспределение ресурсов федерального бюджета по тем направлениям, которые обеспечивают положительный мультипликативный эффект в долгосрочном периоде при сохранении сбалансированной структуры бюджета. Выбор источников бюджета должен определяться, с одной стороны, особенностями экономической модели развития и ее факторами, и, с другой стороны, рисками использования имеющихся финансовых источников для субъектов национальной экономики.Мобилизовать все ресурсы для исполнения бюджета, в том числе использовать приватизацию государственных компаний (по примеру уже проведенной продажи 19,5% акций «Роснефти»). Приватизация крупных государственных предприятийпо причине их публичности может осуществитьсядовольно быстро, при этом возможно выручить в сумме несколько сотен миллиардов рублей. Однако контрольные пакеты системообразующих государственных компаний должны обязательно остаться в руках государства.Помимо обычных методов бюджетного регулирования, активнее использовать различные формы инвестиционного бюджетного финансирования, создавать эффективные механизмы конкурсного использования бюджетных средств частным сектором.Усилить государственный финансовый контроль за расходованием бюджетных средств и уделить особое внимание борьбе с коррупцией. В условиях острой ограниченности бюджетных средств особенно важно проследить, чтобы деньги не были растрачены неэффективно и незаконно.Предполагается, что данный пакет мер поможет преодолеть бюджетный дефицит и обеспечить сбалансированность государственного бюджета Российской Федерации в текущие кризисные времена.ЗаключениеПо результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.1. Бюджетный дефицит определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Он является сложной финансово-экономической категорией, выражающей пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками государственных доходов и потребностями в финансировании, обеспечивающем реализацию функций государства.2. Наличие бюджетных дефицитов составляет угрозу финансовой безопасности страны и может быть вызвано большим количеством причин финансового, политического, экономического характера, а именно: кризисом в экономике;нестабильностью финансового рынка;неустойчивостью денежно-кредитной системы страны;нестабильностью цен мирового рынка;неэффективностью реформ и политики государства;чрезвычайными обстоятельствами и необходимостью увеличения оборонных расходов;необходимостью высоких затрат на обслуживание и покрытие внешнего долга.3. Для преодоления дефицита госбюджета и обеспечения сбалансированности бюджета существует широкий спектр методов, и выбор в каждом конкретном случае зависит от экономических условий и специфики финансовой политики, проводимой правительством страны.4. По итогам проведенного анализа сбалансированности бюджета в 2015-2017 гг. было установлено, что к концу 2015 года после наступления кризисных событий в экономике дефицит консолидированного и федерального бюджетов РФ резко увеличился, достигнув 3,4% и 2,4% ВВП соответственно. Неблагоприятная тенденция сохранилась и в 2016 году, и лишь в 2017 году наметилось снижение бюджетного дефицита до 1,5% ВВП (консолидированный бюджет) и 1,4% ВВП (федеральный бюджет).Поддержка социальной сферы была одним из основных направлений бюджетной политики страны в после наступления кризиса в 2014 г., чтобы нивелировать негативное влияние кризисных событий на наиболее уязвимые категории населения.Значительная часть бюджетных средств также была направлена на поддержку национальной экономики (15%), обороны (17%) и национальной безопасности (12%) в целях поддержания конкурентоспособности и обороноспособности страны в условиях ухудшения геополитической ситуации в мире, введения множества антироссийских санкций.5. Основной и тяжело решаемой проблемой на данный момент является нахождение оптимальных источников финансирования бюджетного дефицита.Для решения этих проблем предлагаются меры:Пересмотр внутренней структуры расходной части бюджета, перераспределение бюджетных расходов между статьями в оптимальном соотношении, сохраняя при этом все социальные обязательства.Приватизация государственных компаний, что привлечет крупные средства в бюджет.Усиление государственного финансового контроля за расходованием бюджетных средств.Кроместандартных методов бюджетного регулирования, интенсивнееприменять различные формы инвестиционного бюджетного финансирования, создавая эффективные механизмы конкурсного использования бюджетных средств частным сектором.Предполагается, что данный пакет мер поможет преодолеть бюджетный дефицит и обеспечить сбалансированность государственного бюджета, что является важным условием устойчивого развития экономикивсей страны.СписоклитературыКонституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.12.2018).Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.12.2018).Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 10.12.2018).Альгин, А.П. Рискология и синергетика в системе управления: монография / А.П. Альгин. – Петрозаводск:Сев.-Зап. акад. гос. службы, Карел.фил. Сев.-Зап. акад. гос. службы в г. Петрозаводске, 2008. – 103 с.Богоявленский,С.Б. Управление риском в социально-экономических системах: учеб.пособие / С.Б. Богоявленский. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 144 с. Булатов, А.С. Национальная экономика: учеб.пособие / А.С. Булатов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.Бурлачков, В.К. Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации / В.К. Бурлачков, О.А. Гришина, Е.И. Громова [и др.]; под ред. В.А. Слепова. – М., 2015. – С. 42-53.Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации / А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2013. – 628 с.Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 272 с.Казарян, Т.Р. Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет / Т.Р. Казарян // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2012. – №39. Карпов, Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: монография / Э.С. Карпов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 139 с.Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 1028 с.Мамонов, А.В. Основные факторы национальной безопасности / А.В. Мамонов // Научный вестник МГТУ ГА. – 2005. – №95.Национальная экономика: учебник / Под.ред. П.В. Савченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 839 с.Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: монография / Под ред. Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 238 с.Нечаев, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб.пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 266 с.Ниналалова, Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб.пособие / Ф.И. Ниналалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 703 с.Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.Симонов, В.В. Идеология и структура бюджета России как отражение социально-экономической модели России / В.В. Симонов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2010. – №6.Сланченко, Л.И. Социальная защита и качество жизни населения / Л.И. Сланченко, О.Н. Валькович, М.А. Ткаченко // Экономика устойчивого развития. – 2015. – №3(23). – С. 381-387.Слепов, В.А. Источники финансирования роста российской экономики / В.А. Слепов, В.К. Бурлачков // Вестник РЭУ им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 1 (91). – С. 72-80. Слепов, В.А. Интеграция секторов российского финансового рынка: условия, текущее состояние и пути развития / В.А. Слепов, О.В. Грядовая, Е.Л. Ивановский // Деньги и кредит. – 2015. – №9. – С. 58-61.Экономическая безопасность: учеб.пособие / под ред. Н.В. Манохиной. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с. Фалюшина, Л.И. Состояние государственной системы социальной защиты населения в России / Л.И. Фалюшина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т.7. – №5-2. – С.163-177.Финансы: учебник / под ред. В.А. Слепова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.Министерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] / Минфин России. – Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 10.12.2018).Министерство экономического развития РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] / Минэкономразвития России. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.12.2018).Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2018).Электронный бюджет [Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.budget.gov.ru (дата обращения: 10.12.2018).


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.12.2018).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 03.08.2018, с изм. от 11.10.2018) [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://consultant.ru (дата обращения: 10.12.2018).
3. Основные направления бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 10.12.2018).
4. Альгин, А.П. Рискология и синергетика в системе управления: монография / А.П. Альгин. – Петрозаводск: Сев.-Зап. акад. гос. службы, Карел. фил. Сев.-Зап. акад. гос. службы в г. Петрозаводске, 2008. – 103 с.
5. Богоявленский, С.Б. Управление риском в социально-экономических системах: учеб. пособие / С.Б. Богоявленский. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 144 с.
6. Булатов, А.С. Национальная экономика: учеб. пособие / А.С. Булатов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
7. Бурлачков, В.К. Механизм формирования антикризисного федерального бюджета Российской Федерации / В.К. Бурлачков, О.А. Гришина, Е.И. Громова [и др.]; под ред. В.А. Слепова. – М., 2015. – С. 42-53.
8. Годин, А.М. Бюджетная система Российской Федерации /
А.М. Годин. – М.: Дашков и К, 2013. – 628 с.
9. Грачева, Е.Ю. Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации: учебник для магистратуры / Е.Ю. Грачева, О.В. Болтинова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 272 с.
10. Казарян, Т.Р. Механизм взаимодействия налоговых органов с администраторами доходов бюджета в процессе мобилизации платежей в бюджет / Т.Р. Казарян // Вестник РГЭУ РИНХ. – 2012. – №39.
11. Карпов, Э.С. Бюджетный контроль в Российской Федерации: монография / Э.С. Карпов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 139 с.
12. Макконнелл, К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2 т.:пер. с англ. / К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 1028 с.
13. Мамонов, А.В. Основные факторы национальной безопасности / А.В. Мамонов // Научный вестник МГТУ ГА. – 2005. – №95.
14. Национальная экономика: учебник / Под. ред. П.В. Савченко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 839 с.
15. Национальная экономика: обеспечение продовольственной безопасности в условиях интеграции и глобализации: монография / Под ред. Э.Н. Крылатых, В.З. Мазлоева. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 238 с.
16. Нечаев, А.С. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / А.С. Нечаев, Д.А. Антипин, О.В. Антипина. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 266 с.
17. Ниналалова, Ф.И. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие / Ф.И. Ниналалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 296 с.
18. Поляк, Г.Б. Бюджетная система России / Г.Б. Поляк. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 703 с.
19. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 512 с.
20. Симонов, В.В. Идеология и структура бюджета России как отражение социально-экономической модели России / В.В. Симонов // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. – 2010. – №6.
21. Сланченко, Л.И. Социальная защита и качество жизни населения / Л.И. Сланченко, О.Н. Валькович, М.А. Ткаченко // Экономика устойчивого развития. – 2015. – №3(23). – С. 381-387.
22. Слепов, В.А. Источники финансирования роста российской экономики / В.А. Слепов, В.К. Бурлачков // Вестник РЭУ им.
Г.В. Плеханова. – 2017. – № 1 (91). – С. 72-80.
23. Слепов, В.А. Интеграция секторов российского финансового рынка: условия, текущее состояние и пути развития / В.А. Слепов, О.В. Грядовая, Е.Л. Ивановский // Деньги и кредит. – 2015. – №9. – С. 58-61.
24. Экономическая безопасность: учеб. пособие / под ред. Н.В. Манохиной. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 320 с.
25. Фалюшина, Л.И. Состояние государственной системы социальной защиты населения в России / Л.И. Фалюшина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – Т.7. – №5-2. – С.163-177.
26. Финансы: учебник / под ред. В.А. Слепова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 336 с.
27. Министерство финансов РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] / Минфин России. – Режим доступа: http://www.minfin.ru (дата обращения: 10.12.2018).
28. Министерство экономического развития РФ: официальный сайт [Электронный ресурс] / Минэкономразвития России. – Режим доступа: https://www.economy.gov.ru (дата обращения: 10.12.2018).
29. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] / Росстат. – Режим доступа: http://www.gks.ru (дата обращения: 10.12.2018).
30. Электронный бюджет [Электронный ресурс] / Единый портал бюджетной системы Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.budget.gov.ru (дата обращения: 10.12.2018).

Вопрос-ответ:

Что такое дефицит госбюджета?

Дефицит госбюджета - это разница между доходами и расходами государственного бюджета, когда расходы превышают доходы. Это означает, что государство тратит больше денег, чем получает.

Какие причины могут привести к возникновению дефицита госбюджета?

Причины возникновения дефицита госбюджета могут быть различными. Например, это могут быть экономические кризисы, увеличение расходов на социальные программы, неправильное планирование расходов и доходов, недостаток налоговых поступлений и другие факторы.

Какие виды бюджетного дефицита существуют?

Существуют три основных вида бюджетного дефицита: фискальный дефицит, торговый дефицит и текущий дефицит. Фискальный дефицит возникает, когда государство тратит больше денег, чем получает. Торговый дефицит возникает, когда импорт товаров и услуг превышает экспорт. Текущий дефицит представляет собой разницу между суммой оттока капитала из страны и суммой притока.

Как государство финансирует дефицит своего госбюджета?

Государство может финансировать дефицит своего госбюджета различными способами. Например, оно может выпускать государственные облигации и привлекать средства от инвесторов, или брать займы в банках и международных организациях. Также государство может повышать налоги или снижать расходы на определенные программы.

Какие меры можно предпринять для снижения дефицита госбюджета РФ?

Для снижения дефицита госбюджета РФ можно предпринять следующие меры: сократить экономические расходы государства, улучшить налоговую систему, бороться с коррупцией и неэффективным использованием бюджетных средств, развивать экономику и привлекать инвестиции, а также сократить социальные расходы за счет оптимизации системы социальных выплат и повышения эффективности государственных программ.

Что такое дефицит госбюджета?

Дефицит госбюджета - это разница между доходами и расходами государства за определенный период времени, когда расходы превышают доходы. Это означает, что государство тратит больше денег, чем получает, и вынуждено занимать или печатать деньги для уравновешивания бюджета.

Какие могут быть причины и виды бюджетного дефицита?

Причины бюджетного дефицита могут быть разные: экономический спад, повышение расходов на социальные программы, увеличение военных расходов и другие. Виды бюджетного дефицита включают краткосрочный и долгосрочный дефицит, структурный и конъюнктурный дефицит.

Каким образом государство финансирует дефицит госбюджета?

Государство может финансировать дефицит госбюджета различными способами. Например, путем займов на внутреннем и внешнем рынках, путем эмиссии новых денежных средств, повышением налогов или сокращением расходов. Каждый способ имеет свои плюсы и минусы, и выбор зависит от конкретной ситуации и экономической политики страны.