Отечественный и зарубежный опыт управления качеством образования в школах.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Менеджмент
  • 17 17 страниц
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 10.04.2011
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление


Введение
1. Российская система качества образования
2. Подходы к организации управления качеством образования
3. Тенденции и специфика национальных систем оценки качества образования
Заключение
Список использованных источников

Фрагмент для ознакомления

Используются экспертные методы оценивания, результаты формируются на основе самообследования, отчета внешних экспертов и имеющихся статистических данных.
Для системы образования ФРГ характерны оценка наиболее общих показателей функционирования образовательных учреждений без детального изучения процессов обучения и анализа профессиональных программ, ограничение детального государственного контроля. Результаты проверки используются для решения внутренних проблем при сохранении конфиденциальности информации. Только в шести регионах Германии создание тестовых экзаменационных работ и проверка результатов осуществляются централизованно на уровне региона.
Специфична и деятельность аккредитационных агентств. Три из них узкоспециализированны, они созданы для аккредитации технических программ, медицинских программ и программ бизнеса. Остальные три специализируются на аккредитации различных направлений и учреждений образования в целом. Аккредитационные агентства работают по собственным критериям, независимо друг от друга. Отрицательное заключение одного агентства не означает отрицательного заключения другого. В определенной степени систематизацию работы в целом проводит Совет, который разрабатывает минимальные стандарты, общий порядок проведения процедур, проводит мониторинг качества.
Система аккредитации Японии создана по американскому типу для признания качества образования вузов. Как и в других странах, процедуры оценивания состоят из самообследования, внешней экспертизы и принятия решения. В составе комиссий создаются подкомиссии по общей оценке образовательного учреждения и по оценке отдельных образовательных программ. Общая оценка предполагает анализ современных методов управления качеством образования и оценку эффективности внутреннего менеджмента.
3. Тенденции и специфика национальных систем оценки качества образования
На основании проделанного анализа зарубежной практики мы можем определить специфику национальных систем оценки качества образования и обозначить тенденции их развития.
Среди наиболее существенных тенденций, представляющих интерес для отечественной системы образования, назовем следующие.
1. Создание в большинстве стран полностью или частично независимых от образовательных учреждений и органов управления ими организаций – аккредитационных агентств, специализирующихся на оценке качества образования и выработке рекомендаций по его улучшению.
2. Централизация в большинстве развитых стран, возможно, за исключением США и ФРГ, государственных систем контроля качества образования и активное использование результатов контроля для улучшения работы учебных заведений и повышения уровня образовательных услуг.
3. Все более широкое использование для повышения объективности оценки деятельности учебных заведений и качества образования сочетания самообследований, проводимых самими образовательными учреждениями, с внешней независимой экспертизой.
4. Переход от оценки качества образования по результатам к анализу тенденций развития учебных заведений и определению долгосрочных программ совершенствования их деятельности.
5. Повышение уровня и расширение масштабов научных исследований в области педагогических измерений и все более широкое использование их результатов на практике.
6. Усиление взаимосвязи контроля качества образования с деятельностью институтов гражданского общества, деловыми кругами и рынком труда.
Обобщая рассмотренные тенденции, можно сделать вывод, что они ведут к трансформации традиционной системы контроля качества образования из внутреннего дела самих учебных заведений в совокупности мер, инструментов и механизмов, усиливающих взаимосвязь в развитии образовательных учреждений с обществом, экономикой и культурой. Формируются новые стимулы повышения конкурентоспособности учебных заведений и их выпускников. Учреждения образования активизируют свои усилия в деле повышения своего авторитета в обществе, стремятся создать привлекательный имидж, повысить заинтересованность в своем развитии государства, общественности и предпринимательских кругов.




Заключение


Таким образом, нововведения последних десятилетий в сфере контроля качества образования позволяют сделать вывод о становлении на их базе современной системы управления учебными заведениями рыночного типа, которую некоторые исследователи не без оснований называют академическим капитализмом.
Очевидно, что зарубежный опыт весьма интересен и для России, где наблюдаются аналогичные процессы, хотя они разворачиваются с некоторым отставанием и менее целенаправленно. Разумеется, здесь не могут не сказываться масштабы нашей страны, разнообразие ее условий, сложность административно-по ли-ти ческой структуры. Но в любом случае это только подчеркивает целесообразность более глубокого изучения зарубежного опыта и его эффективного использования в сочетании с нашими собственными традициями. Сказанное относится и к Республике Саха (Якутия), где мы уже наметили практические шаги, предусматривающие использование достижений зарубежных стран в деле модернизации контроля качества образования и управления им, которые адекватны государственной образовательной политике Российской Федерации.
Список использованных источников

Аржанова, И. В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России : (по результатам подготовки Национального доклада РФ 2005-2007 г. г.) / И. В. Аржанова, Д. В. Суслова // Аккредитация в образовании. – 2009. – № 13. – С. 20-22.
Арташкина, Т. А. Проблема конвертируемости диплома о высшем образовании в условиях Болонского процесса / Т. А. Арташкина // Философия образования. – 2007. – № 1. – С. 95-102.
Болонский процесс : качество образовательных программ в современном вузе : материалы междунар. конф. – СПб.: РГПУ, 2007. – 228 с.
Звонников В.И. Зарубежный опыт создания систем оценки качества образования: материалы межрег. совещания 2009 / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.
Ковалева Г.С. Международный опыт оценки качества образования / Г.С. Ковалева // Материалы коллегии по ЕГЭ / Центр оценки качества образования ИОСО РАО. М., 2010. - 375 c.
Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS) / Г.С. Ковалева. М., 2009. 92 .
Цейкович К.Н. Сравнение образовательных систем России и зарубежных стран. Экспериментальная учебная авторская программа. М., 2009.
Цейкович К.Н., Соловьев В.П., Тарасюк Л.Н , Ворожейкина О.Л., Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. – М, 2008.

Аржанова, И. В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России : (по результатам подготовки Национального доклада РФ 2005-2007 г. г.) / И. В. Аржанова, Д. В. Суслова // Аккредитация в образовании. – 2009. – № 13. – С. 22.

Арташкина, Т. А. Проблема конвертируемости диплома о высшем образовании в условиях Болонского процесса / Т. А. Арташкина // Философия образования. – 2007. – № 1. – С. 102.

Цейкович К.Н., Соловьев В.П., Тарасюк Л.Н , Ворожейкина О.Л., Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. – М, 2008.

Ковалева Г.С. Международный опыт оценки качества образования / Г.С. Ковалева // Материалы коллегии по ЕГЭ / Центр оценки качества образования ИОСО РАО. М., 2010. - c.16.

Цейкович К.Н. Сравнение образовательных систем России и зарубежных стран. Экспериментальная учебная авторская программа. М., 2009.с.76.
Болонский процесс : качество образовательных программ в современном вузе : материалы междунар. конф. – СПб.: РГПУ, 2007. –с. 121.













2

Список использованных источников

1. Аржанова, И. В. Россия в Болонском процессе и Болонский процесс в России : (по результатам подготовки Национального доклада РФ 2005-2007 г. г.) / И. В. Аржанова, Д. В. Суслова // Аккредитация в образовании. – 2009. – № 13. – С. 20-22.
2.Арташкина, Т. А. Проблема конвертируемости диплома о высшем образовании в условиях Болонского процесса / Т. А. Арташкина // Философия образования. – 2007. – № 1. – С. 95-102.
3.Болонский процесс : качество образовательных программ в современном вузе : материалы междунар. конф. – СПб.: РГПУ, 2007. – 228 с.
4.Звонников В.И. Зарубежный опыт создания систем оценки качества образования: материалы межрег. совещания 2009 / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова.
5.Ковалева Г.С. Международный опыт оценки качества образования / Г.С. Ковалева // Материалы коллегии по ЕГЭ / Центр оценки качества образования ИОСО РАО. М., 2010. - 375 c.
6.Ковалева Г.С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS) / Г.С. Ковалева. М., 2009. 92 .
7.Цейкович К.Н. Сравнение образовательных систем России и зарубежных стран. Экспериментальная учебная авторская программа. М., 2009.
8.Цейкович К.Н., Соловьев В.П., Тарасюк Л.Н , Ворожейкина О.Л., Сравнение требований к подготовке выпускников вузов России, США, Германии, Великобритании. – М, 2008.

Вопрос-ответ:

Как организовано управление качеством образования в России?

В России организация управления качеством образования осуществляется с помощью экспертных методов оценивания. Результаты формируются на основе самообследования, отчетов внешних экспертов и имеющихся статистических данных.

Какие подходы используются в организации управления качеством образования?

Организация управления качеством образования осуществляется с использованием различных подходов, таких как учет и анализ статистических данных, разработка стандартов качества, проведение самообследования и получение отчетов экспертов.

Какие специфические тенденции присутствуют в российской системе оценки качества образования?

В российской системе оценки качества образования можно выделить такие тенденции, как акцент на развитии национальных стандартов образования, стремление к повышению профессионального уровня учителей и воспитателей, а также внедрение инновационных технологий в образовательный процесс.

Каковы особенности немецкой системы оценки качества образования?

Для системы образования ФРГ характерны оценка наиболее важных компетенций школьников, использование результатов оценки в улучшении образовательного процесса, определение достижений обучающихся с помощью стандартизированных тестов и проверка уровня усвоения знаний.

Какие источники используются для оценки качества образования в России?

Для оценки качества образования в России используются самообследование, отчеты внешних экспертов и статистические данные, такие как результаты экзаменов и мониторинговых исследований. Также могут быть использованы результаты интернациональных исследований, например, программы Международного ассоциации для оценки достижений учащихся (PISA).

Как оцениваются результаты качества образования в Российской системе?

В Российской системе качества образования результаты оцениваются с помощью экспертных методов. Они формируются на основе самообследования, отчетов внешних экспертов и имеющихся статистических данных.

Какие подходы используются при организации управления качеством образования?

При организации управления качеством образования используются различные подходы, такие как управление по результатам, управление качеством, управление проектами, управление знаниями и другие.

Какие тенденции и специфика отличают национальные системы оценки качества образования?

Тенденции и специфика национальных систем оценки качества образования различны. Они могут включать в себя сосредоточение на оценке учебных достижений учащихся, использование стандартизированных тестов, оценку профессиональных навыков учителей и другие факторы, зависящие от конкретной системы образования.

Какую систему оценки качества образования применяют в системе образования ФРГ?

В системе образования ФРГ применяется система оценки наиболее успешных учебных заведений. Они оцениваются на основе результатов стандартных тестов и других критериев, таких как квалификация учителей, качество учебных программ и условия обучения.