Развитие Байкало-Амурской магистрали

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Управление проектами
  • 95 95 страниц
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 21.02.2020
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ 7
1.1. Сущность управления проектами развития территорий 7
1.2. Дефиниции, определяющие инвестиционную привлекательность территорий 10
1.3. Роль стратегического развития территорий в условиях кризиса 18
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ БАЙКАЛО-АМУРСКОЙ МАГИСТРАЛИ 29
2.1. Роль Байкало-Амурской магистрали в развитии Сибири и Дальнего Востока: перспективы освоения 29
2.2. Социально-экономические процессы в регионах реализации проекта модернизации БАМа 45
2.3. Проект увеличения провозной способности Байкало-Амурской магистрали за счет пропуска соединённых поездов 56
3. ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ БАМА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 67
3.1. Проблемы социально-экономического развития регионов территориально-отраслевой системы проекта модернизации Байкало-Амурской магистрали 67
3.2. Модернизация Байкало-Амурской магистрали как перспективный потенциал для освоения территорий Дальнего Востока 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 96
Фрагмент для ознакомления

Так же вождение грузовых поездов такой массой и локомотивом 3ТЭ25А («Витязь») и 3ТЭ10 все же не позволило избежать наличия «узких» мест для пропускной способности перегонов однопутных участковДальневосточной железной дороги (рис. 2.5).Рис. 2.5. Анализ наличной пропускной способности перегонов железнодорожного участкаКомсомольск-на-Амуре – Советская ГаваньСуществующие размеры движения на рассматривае6мом направлении 26 четных поездов. Крометого на железнодорожном участке 16% перегоновс применением подталкивания и всего 9% двух-путных перегонов. Таким образом, на данный момент участок Комсомольск – Советская Гавань неимеет резерва пропускной способности и на этапеувеличения провозной способности до 60 млн.тонн в год – требуется развитие семи перегонов, ана этапе увеличения провозной способности до100 млн. тонн год – требуется развитие 38 перегонов данного железнодорожного направления.В свою очередь, освоить такие объемы перевозок, возможно с увеличением массы поезда, чтоповлечет необходимость развития станционныхжелезнодорожных путей. На данный момент вместимость приемоотправочных путей раздельныхпунктов железнодорожного участка, участвующихв пропуске четных поездов составляет: до 56условных вагонов (усл.ваг.) – 3; 56 – 59 усл.ваг. –7; 60 – 63 усл.ваг. – 8; 64 – 66 усл.ваг.– 2 ; 67 – 71усл.ваг. – 8 ; более 71 усл.ваг. – 14.Таким образом, при увеличении длины поезда всвязи с необходимостью формирования состава от6000-6300 тонн и до 7100 тонн (даже при повышенных значениях осевой нагрузки) необходимоудлинение станционных путей на 21-ом раздельном пункте железнодорожного участка (рис. 2.6 и2.7).Рис 2.6 Вместимость станционных путей раздельных пунктов участка Комсомольск-сорт. – Высокогорная (искл.) (вагоны с нагрузкой 25 т/ось)Рис 2.7. Вместимость станционных путей раздельных пунктов участка Высокогорная (вкл.) – Ванино (парк Токи) (вагоны с нагрузкой 25 т/ось)Доля раздельных пунктов железнодорожного участка Комсомольск-сортировочный – Высокогорная, путевое развитие которых удовлетворяет пропуску поездов:- массой 6000 т. при осевой нагрузке 25 т/ось – 81%;- массой 6300 т. при осевой нагрузке 25 т/ось – 67%;- массой 7100 т. при осевой нагрузке 25 т/ось –52%.Доля раздельных пунктов железнодорожногоучастка Высокогорная – Ванино (парк Токи), путевое развитие которых удовлетворяет пропускупоездов:- массой 6000 т. при осевой нагрузке 25 т/ось –71%;- массой 6300 т. при осевой нагрузке 25 т/ось –48%;- массой 7100 т. при осевой нагрузке 25 т/ось –48%.Однако предполагается, что значительное повышение пропускной и провозной способности наданном железнодорожном направлении возможноза счет электрификации данного участка, но этостанет возможным только после ввода в эксплуатацию генерирующих мощностей в Советско-Гаванском районе региона. При переходена эклектическую тягу время хода по ограничивающим перегонам железнодорожного участкаКомсомольск – Советская Гавань изменится незначительно, что в свою очередь не позволит сократить дефицит пропускной способности данногонаправления. При этом при потребной провознойспособности до 60 и 100 млн. тонн в год потребные размеры движения поездов увеличатся в полтора раза, что так же повлечёт за собой значительное увеличение парка локомотивов.Таким образом, без реконструктивных мероприятий по развитию инфраструктуры рассматриваемых железнодорожных участков (таких какудлинение станционных путей, строительстворазъездов) достичь необходимых размеров движения не представляется возможным. Ликвидацияданного дефицита пропускной и провозной способности однопутного железнодорожного направления Байкало-Амурской магистрали предполагает выполнение следующих мероприятий (в порядке приоритета):– безусловная ликвидация ограниченийскорости, снижающих безопасность движенияпоездов;– подготовка инфраструктуры направления дляпропуска поездов массой 7100 т. с тягой поездовлокомотивами «Ермак», в т.ч. – удлинениеприемоотправочных путей станций до полезнойдлины не менее 1100 м (на участках одиночнойтяги) и не менее 1250 м (на участкахподталкивания);– строительство двухпутных вставок или новыхразъездов на тех участках, где эти мерынеобходимы и эффективны для устранениядефицита пропускной способности (ссоответствующей ликвидацией ограниченийскорости);– строительство второго пути на тех перегонах,где вышеуказанные мероприятия не обеспечиваютповышение пропускной способности участков допотребного уровня (с ликвидацией ограниченийскорости движения поездов по существующемупути данных перегонов).В заключение стоит отметить, что опыт свидетельствует о том, что невозможно переоценитьзначимость транспортной инфраструктуры дляразвития всего народно-хозяйственного комплекса: от добычи сырьевых ресурсов до создания высокотехнологичных производств. Статистическиеоценки показывают, что отказ от развития железнодорожного транспорта привел бы к резкому замедлению темпов экономического роста в стране.И, несмотря на проблемы, указанные выше, железнодорожный транспорт, оставаясь стержнемединой транспортной системы страны, и в перспективе сможет оказывать положительное воздействие на развитие всех регионов России.3. ПРОБЛЕМЫ И ЭФФЕКТИВНОСТЬРЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ БАМА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ3.1. Проблемы социально-экономического развития регионов территориально-отраслевой системы проекта модернизации Байкало-Амурской магистралиВ новой модели экономического роста, представленной социально - экономической стратегией России на период до2020,важноеместо занимает задача укрепления международной позицииРоссии, предполагающее развитие сотрудничества со странамиАзиатско-Тихоокеанского региона, приоритетным партнером средикоторых является Китай.Ключевым в реализации поставленной задачи является мегапроект, заявленный Президентом РФ на Петербургском экономическомфоруме в 2013 году – проект модернизации Байкало-Амурской (далее БАМ) и Транссибирской (далее Транссиб) магистралей. Цельюпроекта является развитие инфраструктуры Байкало-Амурской иТранссибирской магистралей как необходимого условия раскрытияпотенциала восточных территорий Российской Федерации, освоенияновых месторождений полезных ископаемых, обновления промышленной базы регионов Сибири и Дальнего Востока, расширениявнешнеэкономических связей и укрепления статуса России какключевого звена континентальной транспортной системы.В июле 2014 года на международной конференции «Байкало-Амурская магистраль: геоэкономика железнодорожного транспорта и роль в развитии Сибири и Дальнего Востока» министр повопросам Открытого правительства Михаил Абызов отметил, чтоодной из задач правительства является расширение рамок проектамодернизации БАМа и Транссиба, его синхронизация с социальнымипроектамипереселения людей из ветхого жилья, развития инфраструктуры, создания новых рабочих мест в регионах присутствия, атакже экономическими программами развития северных территорийРФ и выхода к новым месторождениям природных ресурсов.Плановое финансирование проекта составляет: 302 млрд. рублейза счет средств ОАО «РЖД», 150 млрд. рублей за счет средств Фонданационального благосостояния, 110 млрд. рублей за счет средств федерального бюджета РФ. Реализация крупномасштабного межрегионального проекта несомненно увеличивает социально-экономическийпотенциал регионов присутствия. Вместе с тем, важной задачей длясистемы управления проектом является обеспечение эффективностиего реализации, которая заключается в максимальномдостижениипоставленных целей, экономном целевом расходовании ресурсов,соблюдении установленных сроков реализации мероприятий, обеспечении синергии деятельности всех участников.Авторы считают, что согласно определению экономическойсистемы, как совокупности механизмов и институтов для принятияи реализации решений относительно производства, распределения,обмена и потребления материальных и нематериальных благ в рамках определенной географической территории, долгосрочныеинвестиционные проекты, целесообразно рассматривать в качествеэлементов региональной экономической системы, внутренниеусловия которой влияют на эффективность реализации проекта.Региональные социально-экономические процессы и процессы, связанные с реализацией проекта, рассматривается авторами как единаятерриториально-отраслевая экономическая система (далее ТОЭС).В связи с этим, действенным методом повышения эффективностипрограммы является совершенствование механизма управлениярегиональными экономическими системами, прилегающими кареалу реализации инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирскоймагистралей.Модернизация Байкало-Амурской магистрали создает перспективный потенциал для освоения территорий Дальнего Востока иосвоения новых месторождений полезных ископаемых. В связи сэтим, данная часть проекта имеет особую важность для развитияэкономической системы страны и требует повышенного вниманияк организации процессов управления.На первом этапе совершенствования механизма управленияТОЭС необходимо определить состояние внешней среды проекта,которая представляет собой совокупность социально-экономическихусловий регионов зоны БАМа.Ареал прохождения Байкало-Амурской магистрали расположенна территориях шести регионов: Амурской области, Забайкальскогокрая, Иркутской области, Республики Бурятия, Республики Саха(Якутия), Хабаровского края. Программа является отраслевымпроектом ОАО «РЖД».Таблица 3.1 – Динамика показателя СЭП - рейтинга субъектов зоны БАМа в 2011 - 2015 гг.* составлено поДля сравнения – интегральный показатель региона – лидерарейтинга СЭП составляет в среднем 82%. Вместе с тем, необходимоучитывать разницу географического положения регионов, объективные экономические условия, не зависящие от деятельности системырегионального управления. Условия развития рассматриваемых намирегионов сопоставимы.На основании данных(табл.31)авторы заключили, что к 2015 годунаиболее высокий уровень социально-экономического развития достигнут в Республике Саха (Якутия) и Иркутской области (53,10% и50,72%). По региону с наименьшим показателем уровня социально-экономического развития – Забайкальскому краю (29,39%), необходимо осуществить более глубокий анализ процессов.Уровень развития экономики Забайкальского края и Хабаровского края снизилсялишь в период 2014-2015 годов, что свидетельствует о наличиипотенциала, который необходимо определить и реализовать.Далее определим особенности и проблемы развития отраслей,которые оказывают существенное влияние на реализацию проекта.К таким авторы относят ведущие отрасли экономики регионов, атакже отрасли социальной инфраструктуры.Индексы социально-экономических показателей развития регионов реализации проекта модернизации БАМа в 2015по сравнению спредыдущим годом, которые рассматриваются авторами в качествепоказателей качества управления внешними условиями проекта,представлены в таблице 3.2.Таблица 3.2– Показателикачества управлениясоциально-экономическими процессами в регионах реализации проекта модернизацииБАМа, %На основании анализа показателей развития регионов, прилегающих к Байкало-Амурской магистрали (табл.3.2) авторами сделаныследующие выводы.По отраслям материального производства:- особое внимание необходимо уделить ситуации в отраслях «Добыча полезных ископаемых» и «Обрабатывающие производства»,так как проект модернизации БАМа разработан с учетом целей программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востокаи Байкальского региона на период до 2018 года», направленной наобеспечение своевременного и надежного вывоза товаров, произведенных на территории Дальнего Востока. По данным за 2015год объемы добычи полезных ископаемых снизились в Амурскойобласти и Республике Бурятия (на 12,4 и 7,1% соответственно),снижение объемов обрабатывающих производств наблюдается вЗабайкальском крае на 5,8, Республике Саха (Якутия) на 9,3 и в Хабаровском крае на 0,4%;- проект модернизации БАМа сопряжен с инвестиционнымипрограммами строительства энергетической инфраструктуры Федеральной сетевой компании Единой Энергетической Системы,поэтому для оценки условий, в которых реализуется проект, необходимо иметь информацию о положении дел в данной отрасли.В 2015 году показатели объемов производства и распределенияэлектроэнергии, газа и воды в половине анализируемых регионовдемонстрируют тенденцию к снижению, что является поводом кформированию более подробной информации для принятия управленческих решений;- среди отраслей материального производства наиболее проблемной является отрасль сельского хозяйства, в которой наблюдаетсяснижение объемов производства в пяти регионах из шести.Относительно ситуации в отраслях социальной инфраструктурырегионов зоны БАМа авторами сделаны следующие выводы:- снижение внимания органов региональной власти к вопросамобеспеченности населения жильем наблюдается в Амурской области и Забайкальском крае, следовательно, в этих регионах передруководством проекта может встать проблема обеспечения жильемспециалистов проекта;- показатели объема перевозок грузов железнодорожным иавтомобильным транспортом в регионах присутствия проекта демонстрируют неоднородные тенденции. Так, в Иркутской областипоказатель перевозок грузов автомобильным транспортом снизилсяпочти вдвое – на 53%, при одновременном снижении объемов перевозок грузов железнодорожным транспортом на 5,6%. В Забайкальском крае наблюдается снижение данных показателей на 15,7 и 7,8%соответственно. Для повышения эффективности реализации проектанеобходимо выявить причины таких тенденций, согласовать управляющие воздействия с руководством сопряженных отраслей;- показатели объемов услуг связи демонстрируют стремление кснижению во всех регионах, что является негативной тенденцией дляпрограммных целей освоения новых месторождений и расширениявнешнеэкономических связей;- в качестве показателя состояния образовательной инфраструктуры в регионах авторами определен показатель «Численностьстудентов по программам подготовки квалифицированных рабочихи служащих на 10 000 человек населения», так как именно даннаякатегория трудовых ресурсов наиболее востребована для проектовинженерного строительства. Ситуация с кадрами необходимойквалификации требует повышенного внимания со стороны системыуправления, так как показатель демонстрирует снижение во всехрегионах присутствия проекта;- показатель, характеризующий состояние здравоохранения«Численность врачей всех специальностей на 10 000 человек населения» демонстрирует наличие рисков для проекта в этой сфере,а именно, рискнедостаточности медицинских кадров в регионах;- показатель, характеризующий степень внимания органов региональной власти территорий, прилегающих к БАМу к сфере культурыи отдыха «Выпуск газет на 1000 человек населения»,демонстрируеттенденцию к значительному снижению в Республике Саха(Якутия) иХабаровском крае ( соответственно на 21,5 и 30,2%), что не отвечаетпотребностям проекта в развитии коммуникаций и презентациипотенциала регионов;- показатель «Уровень занятости населения» снижается в Амурской области и Хабаровском крае и незначительно растет в другихобластях. Следовательно, в регионах имеется потенциал незанятойрабочей силы для работ по проекту.Анализ социально-экономического развития регионов, прилегающих к ареалу проекта модернизации Байкало-Амурской магистрали показал неоднородность развития отраслей материального производства и социальной инфраструктуры территорий. Такаяситуация требует особого внимания со стороны управляющей системы проекта, так как внешние условия оказывают существенноевлияние на эффективность его реализации.Решение данной задачи авторы видят в организации процессапостоянного мониторинга изменений социально-экономическогоположения территорий присутствия и принятии управленческихрешений на основании полученной оперативной информации. Такженеобходимо организовать процесс эффективного взаимодействиямежду управляющей системой проекта, региональными органами власти, управляющими системами сопряженных проектов. Определениепутей совершенствования механизма управления территориально-отраслевыми системами, в ареале которых реализуется инвестиционный проект модернизации Байкало-Амурской магистрали ОАО«РЖД» является задачей дальнейшего исследования.3.2. Модернизация Байкало-Амурской магистрали как перспективный потенциал для освоения территорий Дальнего ВостокаПеред ОАО «РЖД» поставлена задача высокого увеличения пропускной способности магистрали, поскольку после окончания реконструкции БАМа сюда будет перенаправлена большая доля грузов – транзит угля и полезных ископаемых увеличится, как минимум в два раза. Это будет способствовать наращению товарооборота для России . Как следствие, ОАО «РЖД» берет на себя обязательства не только формирования жд магистралей, но и значительного обновления инфраструктуры портов Тихоокеанского побережья РФ в доли модернизации и сооружения новых подъездных линий.Модернизация БАМа и Транссиба возможно, станет долей глобального инфраструктурного проекта. Для РФ с ее природным географическим положением рационально применять ресурсы для инвестирования в инфраструктуру, особенно на фоне кризисных явлений в международной экономике. Постановлением правительства от 24 октября № 2116-р был утвержден инвестиционный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» (рисунок 3.1)Рисунок 3.1 – Проект развития Восточного полигона до 2020 годаПаспорт приготовлен в согласовании с Правилами размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов (утверждены постановлением правительства от 5 ноября 2013 года № 990). Данный проект, внесенный Минтрансом России, включен в перечень самоокупаемых инфраструктурных проектов, реализуемых юридически лицами в финансовые активы которых размещаются средства Фонда национального благосостояния, на возвратной основе).При имеющихся тарифах и строительство объекта и сама программа развития Западного БАМа – это выделение субсидий угольной отрасли вместо обеспечения окупаемости самого инфраструктурного проекта. Схема размещения угольных и рудных месторождений представлена на рисунке 3.2.Рисунок 3.2 – Схема размещения угольных и рудных месторождений в восточном полигоне сети Железных дорог РоссииЭкономические показатели добычи и перевозки угля приведены в таблице 3.3.Таблица 3.3 – Экономика перевозки угляПроект Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей ориентирован на реализацию увеличения пропускной и провозной возможности Трансибирской магистрали, развитие железнодорожной структуры и увеличение пропускной и провозной способностей Байкало-Амурской магистрали, развитие сортировочных, предпортовых и припортовых станций и пограничных переходов Дальнего Востока, завершение комплексных комплексных инвестиционных программ по развитию участка Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань со строительством нового Кузнецовского тоннеля, завершение групповых проектов по развитию участка Карымская – Забайкальск с электрификацией участка Борзя – Забайкальск, реконструкция и модернизация верхнего строения пути искусственных сооружений и строительство технологического жилья.Целью проекта Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей является развитие и обновление железнодорожной инфраструктуры для создания провозной способности к 2020 году в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока в размере 66 млн.тонн в год дополнительно к уровню 212 года, в том числе для обеспечения пропуска грузовых поездов, перевозящих балкерные грузы в порты Дальнего Востока.Раелизация проекта даст гарантию для обеспечения заказа для отечественной промышленности на сумму около 200 млрд рублей и дает возможность освоения дополнительного грузопотока в 75 млн тонн в год. Схема основных мероприятий реализации инфраструктурного проекта представлена в таблице 3.4.Таблица 3.4 – Схема основных мероприятий проекта на период 2013 – 2017 ггУчастники проекта представлены на рисунке 3.3.Рисунок 3.3 - Участники проекта Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностейСтруктура и объемы финансирования инвестиционного проекта представлены в таблице 3.5.Таблица 3.5.Таблица 3.5 – Этапность и объемы финансирования проектаНа данных рисунка 3.4. приведена структура источников финансирования нового транспортного строительства Восточного полигона.Рисунок 3.4 – Структура источников финансирования нового транспортного строительстваВозвратность средств ФНБ гарантируется за счет возможной продажи кумулятивных привилегированных акций открытого акционерного общества Российские железные дороги и за счет установления целевой инвестиционной составляющей в тарифе.Предварительный план – график выплаты дивидендов по привилегированным акциям ОАО «РЖД» представлен на данных таблицы 3.6.Таблица 3.6 - Предварительный план – график выплаты дивидендов по привилегированным акциям ОАО «РЖД»Значения показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта для частных инвесторов (с учетом всех мер государственной поддержки) представлены на данных таблицы 3.7.Таблица 3.7 - Значения показателей финансовой эффективности инвестиционного проекта для частных инвесторов (с учетом всех мер государственной поддержки)Бюджетная эффективность инвестиционного проекта характеризуется показателями, которые представлены на данных таблицы 3.8.Таблица 3.8 - Бюджетная эффективность проектного финансирования нового транспортного строительстваТаким образом, можно сделать вывод о том, что оценка эффективности проекта на первом его этапе реализации проведена в соответствии со всеми требованиями и рекомендациями.Прогнозное состояние рисков реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» представлено на данных рисунка 3.5.Рисунок 3.5 – Прогнозное состояние рисков реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей»Проект развития железных дорог Восточного полигона впервые среди отечественных инфраструктурных программ развития прошел технологический и ценовой аудит на площадке Открытого правительства. В рамках аудит эффективности специалистами был предложен ряд мер, который позволил провести оптимизацию проекта и повысить его эффективность.В таблице 3.9 приложения 1 представлены варианты реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигонаИтак, основным эффектом для ОАО «РЖД» от реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» рассматривается прогнозируемый к 2020 году прирост объемов перевозок, в основном экспортно-импортных грузов, следующих в сообщении с портами и пограничными станциями Дальневосточного региона России.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦели строительства БАМа корректировались неоднократно в зависимости от внешних обстоятельств, что отражало менявшуюся во времени проблемную ситуацию. Тем не менее две доминанты всегда оставались неизменными. Важность сооружения магистрали для развития была очевидна: подразумевалась экономическая целесообразность. БАМ должен был стать военно-стратегической и транзитной нефтевозной дорогой в страны АТР. Однако к моменту ввода магистрали в эксплуатацию в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе не оказалось дополнительных объёмов нефти, которые можно было бы направить на восток по БАМу и сделать дорогу рентабельной. Нефтевозная функция магистрали осталась нереализованной.На решение фундаментальных проблем в рамках существовавшей институциональной системы всегда не хватало средств, хотя попытки их изыскать и организовать целевое использование неоднократно предпринимались. Спонтанное решение лидера страны о строительстве БАМа было принято в условиях, крайне неблагоприятствующих успеху.Фактором, лимитирующим сдачу магистрали в постоянную эксплуатацию, на всём её протяжении были тоннели. Они имеют не только транспортное значение. Тоннели – это крупномасштабный полигон для испытания новых образцов отечественной и зарубежной техники, предназначенной для ведения горно-проходческих работ, и для отработки новых технологий проходки и методов закрепления грунтов. Отметим, что проблема закрепления грунтов актуальна не только для БАМа. Опыт строительства тоннелей магистрали в условиях обрушающихся пород вялой многолетней мерзлоты, плывунов, неустойчивых, сильно обводнённых грунтов и т. п. и их закрепления впоследствии был широко использован на строительстве объектов Атоммаша, уникального 30-километрового тоннеля в Протвино, тоннеля через главный Кавказский хребет, космодрома в Амурской области и других объектов.Сегодня государство снова проявляет интерес к БАМу. В освоении прилегающих территорий, богатых ценными природными ресурсами, заинтересованы коммерческие структуры. Компания «Русский алюминий» начала эксплуатацию ранее построенной «БАМинвестом» 75-километровой железнодорожной ветки к Чинейскому месторождению.Перспективные грузопотоки на БАМе сдерживает в основном восточный участок Хани – Комсомольск-на-Амуре – Ванино – Советская Гавань. ОАО «РЖД» разработало технико-экономическое обоснование «Освоение перспективных объёмов перевозок на участке Тайшет – Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань на период до 2020 года», содержащее набор мероприятий по развитию пропускной и провозной способности БАМа и участков Транссиба. Расчётная стоимость реализации проекта до 2020 г. составит почти 1 трлн руб., в том числе на мероприятия по развитию железнодорожной инфраструктуры потребуется 517 млрд руб. Правительство РФ одобрило программу модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в объёме 562 млрд руб., из которых 260 млрд выделит государство. Одна треть денег понадобится на модернизацию Транссиба, две трети – на модернизацию БАМа. Из них 147 млрд руб. пойдёт на модернизацию западного участка магистрали, а остальные – восточного. ОАО «РЖД» на развитие и поддержание восточного участка БАМа планирует выделить из собственных средств 41,1 млрд руб.Необходимо определить приоритетность реализации проектов, с тем чтобы ограниченные инвестиционные ресурсы страны использовать наилучшим образом. Причём важно учитывать, что сравнительная ожидаемая эффективность этих проектов зависит не только от их экономических, социальных и иных характеристик, но и от сценариев развития России, от конкурентной мирохозяйственной среды, в которой наша страна стремится занять достойное место и в которой проекты будут осуществляться. Однако достоверность актуализации конкретного сценария не может быть определена однозначно.Для увеличения пропускной способности БАМ и Транссиба необходимо строительство новых транспортных развязок. В настоящее время на востоке через пограничные станции Хасан, Гродеково, Забайкальск, Наушки, Транссибирская магистраль обеспечивает доступ к сети железных дорог Северной Кореи, Китая и Монголии, а на западе через российские порты и границы пересечения с Союзом бывших советских республик - в европейские страны, где перевозятся более 50% внешнеторговых и транзитных товаров.Развитие транспортной зоны БАМ не должно ограничиваться только железной дорогой. БАМ будет работать эффективно и полнокровно, только когда:- во-первых, морские и речные порты (Ванино, Осетрово, Комсомольск-на-Амуре) помогут ему; - во-вторых, когда автомагистраль пройдет параллельно трассе и будут построены подъездные пути к месторождениям полезных ископаемых и лесным массивам;- в-третьих, когда начнут действовать десятки аэропортов местных воздушных линий и крупных международных аэропортов. Поэтому мы должны говорить о развитии многофункционального транспортного узла и его строительстве, которое включает в себя все виды современных транспортных и строительных технологий.В новой модели экономического роста, представленной социально - экономической стратегией России на период до2020, важное место занимает задача укрепления международной позиции России, предполагающее развитие сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, приоритетным партнером среди которых является Китай.Постановлением правительства от 24 октября № 2116-р был утвержден инвестиционный проект «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей».Итак, основным эффектом для ОАО «РЖД» от реализации проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Трансибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей» рассматривается прогнозируемый к 2020 году прирост объемов перевозок, в основном экспортно-импортных грузов, следующих в сообщении с портами и пограничными станциями Дальневосточного региона России.Модернизация БАМа и Транссиба уже к 2020-му году позволит российским предприятиям ежегодно дополнительно вывозить до 66,8 млн. тонн грузов к уровню 2012-го года. Также будет возможнопропускать в порты Дальнего Востока преимущественно грузовые поезда с весовой нормой в 7100 млн.тонн и эксплуатировать вагоны с весовой нагрузкой 25 тонн на ось. Планируется, что модернизация магистралей будет иметь своим следствием объединение пяти крупнейших кластеров Забайкалья, Сибири иДальнего Востока: горно-металлургического, лесного, энергетического, перерабатывающей промышленности и инноваций, и, конечно же, ключевого, связующего – транспортного. На сегодняшний день можно смело говорить о том, что за модернизацией БАМа и Транссиба стоит будущее транспортной целостности страны. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫСтратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 408 с.О проекте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-of-reconstruction-BAM-TSR/ (дата обращения 12.10.2018).Экспертному совету поручено сопровождать модернизацию БАМа и Транссиба. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://open.gov.ru/events/5510362/ (дата обращения 12.10.2018).Источники финансирования проекта. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-ofreconstruction-BAM-TSR/ / (дата обращения 12.10.2018).Основы теории управления экономическими системами: краткий курс лекций / Сост. И. П. Глебов // Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2014. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.sgau.ru/files/pages/14691/143279681814.pdf (дата обращения 12.10.2018).Рейтинг социально - экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011-2015 годов / РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.riarating.ru/ / (дата обращения 12.10.2018).Регионы России. Социально - экономические показатели. 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156/ (дата обращения 12.10.2018).Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Постановление Правительства РФ от 15.04. 1996 г. № 480 (в ред. от 28.12.2016 № 1519). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».Казарова И. Газета «Fb.ry» от 14.02.2016 Режим доступа: СНр:/ЯЬ.ги/а|Ис1е/230007/Ьаука1о-атиг5кауа-тад15Эга1-кгирпу1е-Эгап5ро|1пу1е-иг1у1-5Эго1Эе15Эуо- Ьаука1о-атигекоу-тад15ЭгаНГазета «Коммерсантъ» № 159 от 30.08.2017, стр.7. Режим доступа: СНр5://ааа.коттегеапГги/бос/3397074Подымов А. Строим БАМ. Новая жизнь знаменитой магистрали. Режим доступа: http://zaqopod.com/bloq/43733649742/Stroim-BAM.-Novava-zhizn-znamenitov- maoistrali#42532774246Газета «Правда. ру» Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/economics/20-08-2017/1346005-bam-0/Коршунова С.А. Концепция развития транспортных узлов на примере реконструкции морского порта в г.Сочи./ С.А. Коршунова// Мир современной науки. - 2016. № 4. С. 27-30. Режим доступа: https://elibrarv.ru/item.asp?id=16923781СНиП II-85-80. Вокзалы/Госстрой СССР.-М.: Стройиздат, 1982.-112с.Рекомендации по проектированию вокзалов МДС 32-1.2000/Госстрой России, ЦНИИП градостроительтства. - М.: ГУП ЦПП, 2012. - 60 с.Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП П-85-80)/ЦНИИП градостроительства. - М.: Стройиздат, 1987.Яковенко В.Г. Строительство причалов. - М.:Транспорт, 1981. - 256 с.: ил.Как программа модернизации БАМа и Транссиба коснется дорог Восточного полигона / Усов П., 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://nadv.ru/story/BAM-Transsib// (дата обращения 11.10.2018).Быкова И. К закрытию готовы : на Приволжской магистрали пойдут соединенные поезда. // Гудок. 2016. № 191(26 октября). – С. 2.Кляйн В. Шаг в завтрашний день : на Алтае прошли опытные поездки соединенных поездов общим весом до 14.2 тыс.т. // Гудок. 2017. № 179(10 октября). – С. 7.Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.– М.: ООО «Техинформ»; ООО «Центр Транспорт», 2016. – 520 с.Новый магистральный электровоз 2ЭС7 провел по БАМу 30 тяжеловесных поездов // Гудок. – 22.02.2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gudok.ru/news/?ID=1365744 (дата обращения 11.10.2018).Основные проекты. Модернизация БАМа и Транссиба: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).Проекты. Байкало-Амурская магистраль: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).Проекты. Транссибирская магистраль: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения): [Электронный ресурс]// Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения:11.10.2018).Кузькина мать. Итоги. БАМ – молодец! – URL: http://russia.tv/brand/ show/brand_id/57811 (дата обращения 10.10.2018).Орлов Б., Лавров В. Какой нам нужен БАМ // Звезда. – 1988. – № 10. – С. 160–164.На модернизацию жилья в зоне БАМа потребуется 45 миллиардов рублей. – URL: http://stonetorg.ru/news_build/622 (дата обращения 10.10.2018).Бессолов В.А. Тоннели БАМа // БАМ: первое десятилетие / В.А. Бессолов, А.Г. Клева; отв. ред. А.Г. Аганбегян, А.А. Кин. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984. – С. 38–44.Пьемонт. На строительстве железнодорожного тоннеля Мон-Сени был впервые применён пневматический отбойный молоток // Вокруг света. – 2016. – № 1. – С. 28.Опрос населения. БАМ: вчера, сегодня, завтра. – URL: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0430/dd043013 (дата обращения 10.10.2018).БАМ: в ожидании оттепели. – URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/ 58122 (дата обращения 10.10.2018).Об основных видах стратегического минерального сырья: распоряжение Правительства РФ от 16.01.1996 № 50-р // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 4. – Ст. 390.Научные основы программы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали / Науч. совет АН СССР по проблемам БАМ. – Новосибирск, 1977. – 784 с.О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали: постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 728 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2946.Кибалов Е.Б. Организационные альтернативы управления развитием зоны БАМ // Регион: экономика и социология. – 2012. – № 4. – С. 56–75.Кольский край в советскую эпоху. – URL: http://2004.murman.ru/history/kola_land/kolskiy_kray_history-6/index.shtm (дата обращения 10.10.2018).Огородников Е. Эльгу взять, патронов не давать. – URL: http://expert.ru/expert/2014/28/elgu-vzyat-patronov-ne-davat (дата обращения 05.08.2014).Ступин И. Дайте дорогу экономике // Эксперт. – 2012. – № 25 (808). – URL:http://expert.ru/expert/2012/25 (дата обращения 10.10.2018).Российская газета. – 2012. – 26 нояб.На БАМ и Транссиб потратят 562 миллиарда. – URL: http://www.dni.ru/economy/2013/7/26/256929.html (дата обращения 10.10.2018).Правительство одобрило выделение 260 миллиардов на БАМ и Транссиб. – URL: http://lenta.ru/news/2013/07/26/bam (дата обращения 10.10.2018).О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 29, ч. II. – Ст. 3537.Кибалов Е.Б., Кин А.А. Система БАМ – Транссиб как основа устойчивого развития прилегающих территорий // Регион: экономика и социология. – 1999. – № 4. – С. 38–84.Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL://http://cargo.rzd.ru/static/public/cargo?STRUCTURE_ID=5133 (дата обращения: 15.10.2018). Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL://http://cargo.rzd.ru/static/public/cargo?STRUCTURE_ID=5133(дата обращения: 15.10.2018). Власов Г. П. БАМ: опыт, уроки / Г. П. Власов. — Иркутск, 2015. Воробьева И. Эксперты АТЭС рекомендуют России развивать пути сообщения [Электронный ресурс] //RBKdaily. 24.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949982915989 (дата обращения: 15.10.2018). Деревянко А. П. Социальные проблемы строительства БАМа / А. П. Деревянко, А. К. Васильев. — Владивосток, 2014. — 153с. Дерипаска О. В. Пленарное заседание «О государственной политике и стратегии развития Сибири и Дальнего Востока» /О. В. Дерипаска // VII Байкальский экономический форум 12–14 сентября 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.baikalforum.ru/qa/726.html(дата обращения: 15.10.2018). Казахстан и Китай приступили к эксплуатации нового ж/д перехода Алтынколь — Хоргос // Новости Казахстан [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://newskaz.ru/economy/20121222/4494123.html (дата обращения: 15.10.2018). Ламин В. А. Ключ к двум океанам / В. А. Ламин. — Хабаровск: Частная Коллекция, 1981. — 189 с. Петрунина Ж. В. Транссиб и БАМ в развитии международных транспортных перевозок по маршруту Азия — Европа / Ж. В. Петрунина //Теория и практика общественного развития. — Краснодар, 2015. — № 3. — С. 141. ПРИЛОЖЕНИЯТаблица 3.11 – Варианты реализации проекта развития железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона

1. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Книга 2; под научн. ред. В.А. Мау, Я.И. Кузьминова. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. – 408 с.
2. О проекте. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-of-reconstruction-BAM-TSR/ (дата обращения 12.10.2018).
3. Экспертному совету поручено сопровождать модернизацию БАМа и Транссиба. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://open.gov.ru/events/5510362/ (дата обращения 12.10.2018).
4. Источники финансирования проекта. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://ar2014.rzd.ru/ru/investment/project-ofreconstruction-BAM-TSR/ / (дата обращения 12.10.2018).
5. Основы теории управления экономическими системами: краткий курс лекций / Сост. И. П. Глебов // Саратов: ФГБОУ ВПО «Саратовский ГАУ», 2014. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.sgau.ru/fi les/pages/14691/143279681814.pdf (дата обращения 12.10.2018).
6. Рейтинг социально - экономического положения субъектов РФ. Итоги 2011-2015 годов / РИА Рейтинг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.riarating.ru/ / (дата обращения 12.10.2018).
7. Регионы России. Социально - экономические показатели. 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1138623506156/ (дата обращения 12.10.2018).
8. Об утверждении Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Постановление Правительства РФ от 15.04. 1996 г. № 480 (в ред. от 28.12.2016 № 1519). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
9. Казарова И. Газета «Fb.ry» от 14.02.2016 Режим доступа: СНр:/ЯЬ.ги/а|Ис1е/230007/Ьаука1о-атиг5кауа-тад15Эга1-кгирпу1е-Эгап5ро|1пу1е-иг1у1-5Эго1Эе15Эуо- Ьаука1о-атигекоу-тад15ЭгаН
10. Газета «Коммерсантъ» № 159 от 30.08.2017, стр.7. Режим доступа: СНр5://ааа.коттегеапГги/бос/3397074
11. Подымов А. Строим БАМ. Новая жизнь знаменитой магистрали. Режим доступа: http://zaqopod.com/bloq/43733649742/Stroim-BAM.-Novava-zhizn-znamenitov- maoistrali#42532774246
12. Газета «Правда. ру» Режим доступа: https://www.pravda.ru/news/economics/20-08-2017/1346005-bam-0/
13. Коршунова С.А. Концепция развития транспортных узлов на примере реконструкции морского порта в г.Сочи./ С.А. Коршунова// Мир современной науки. - 2016. № 4. С. 27-30. Режим доступа: https://elibrarv.ru/item.asp?id=16923781
14. СНиП II-85-80. Вокзалы/Госстрой СССР.-М.: Стройиздат, 1982.-112с.
15. Рекомендации по проектированию вокзалов МДС 32-1.2000/Госстрой России, ЦНИИП градостроительтства. - М.: ГУП ЦПП, 2012. - 60 с.
16. Пособие по проектированию вокзалов (к СНиП П-85-80)/ЦНИИП градостроительства. - М.: Стройиздат, 1987.
17. Яковенко В.Г. Строительство причалов. - М.:Транспорт, 1981. - 256 с.: ил.
18. Как программа модернизации БАМа и Транссиба коснется дорог Восточного полигона / Усов П., 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://nadv.ru/story/BAM-Transsib// (дата обращения 11.10.2018).
19. Быкова И. К закрытию готовы : на Приволжской магистрали пойдут соединенные поезда. // Гудок. 2016. № 191(26 октября). – С. 2.
20. Кляйн В. Шаг в завтрашний день : на Алтае прошли опытные поездки соединенных поездов общим весом до 14.2 тыс.т. // Гудок. 2017. № 179(10 октября). – С. 7.
21. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.– М.: ООО «Техинформ»; ООО «Центр Транспорт», 2016. – 520 с.
22. Новый магистральный электровоз 2ЭС7 провел по БАМу 30 тяжеловесных поездов // Гудок. – 22.02.2017. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gudok.ru/news/?ID=1365744 (дата обращения 11.10.2018).
23. Основные проекты. Модернизация БАМа и Транссиба: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).
24. Проекты. Байкало-Амурская магистраль: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).
25. Проекты. Транссибирская магистраль: [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).
26. Стратегия развития холдинга «РЖД» на период до 2030 года (основные положения): [Электронный ресурс] // Открытое акционерное общество «Российские железные дороги». URL: http://www.rzd/. (Дата обращения: 11.10.2018).
27. Кузькина мать. Итоги. БАМ – молодец! – URL: http://russia.tv/brand/ show/brand_id/57811 (дата обращения 10.10.2018).
28. Орлов Б., Лавров В. Какой нам нужен БАМ // Звезда. – 1988. – № 10. – С. 160–164.
29. На модернизацию жилья в зоне БАМа потребуется 45 миллиардов рублей. – URL: http://stonetorg.ru/news_build/622 (дата обращения 10.10.2018).
30. Бессолов В.А. Тоннели БАМа // БАМ: первое десятилетие / В.А. Бессолов, А.Г. Клева; отв. ред. А.Г. Аганбегян, А.А. Кин. – Новосибирск: Наука, Сиб. отд-ние, 1984. – С. 38–44.
31. Пьемонт. На строительстве железнодорожного тоннеля Мон-Сени был впервые применён пневматический отбойный молоток // Вокруг света. – 2016. – № 1. – С. 28.
32. Опрос населения. БАМ: вчера, сегодня, завтра. – URL: http://bd.fom.ru/report/map/projects/dominant/dom0430/dd043013 (дата обращения 10.10.2018).
33. БАМ: в ожидании оттепели. – URL: http://russia.tv/brand/show/brand_id/ 58122 (дата обращения 10.10.2018).
34. Об основных видах стратегического минерального сырья: распоряжение Правительства РФ от 16.01.1996 № 50-р // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 4. – Ст. 390.
35. Научные основы программы хозяйственного освоения зоны Байкало-Амурской магистрали / Науч. совет АН СССР по проблемам БАМ. – Новосибирск, 1977. – 784 с.
36. О первоочередных мерах по стимулированию экономического развития зоны Байкало-Амурской железнодорожной магистрали: постановление Правительства РФ от 16.06.1997 № 728 // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2946.
37. Кибалов Е.Б. Организационные альтернативы управления развитием зоны БАМ // Регион: экономика и социология. – 2012. – № 4. – С. 56–75.
38. Кольский край в советскую эпоху. – URL: http://2004.murman.ru/history/kola_land/kolskiy_kray_history-6/index.shtm (дата обращения 10.10.2018).
39. Огородников Е. Эльгу взять, патронов не давать. – URL: http://expert.ru/expert/2014/28/elgu-vzyat-patronov-ne-davat (дата обращения 05.08.2014).
40. Ступин И. Дайте дорогу экономике // Эксперт. – 2012. – № 25 (808). – URL:http://expert.ru/expert/2012/25 (дата обращения 10.10.2018).
41. Российская газета. – 2012. – 26 нояб.
42. На БАМ и Транссиб потратят 562 миллиарда. – URL: http://www.dni.ru/economy/2013/7/26/256929.html (дата обращения 10.10.2018).
43. Правительство одобрило выделение 260 миллиардов на БАМ и Транссиб. – URL: http://lenta.ru/news/2013/07/26/bam (дата обращения 10.10.2018).
44. О Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 17.06.2008 № 877-р // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 29, ч. II. – Ст. 3537.
45. Кибалов Е.Б., Кин А.А. Система БАМ – Транссиб как основа устойчивого развития прилегающих территорий // Регион: экономика и социология. – 1999. – № 4. – С. 38–84.
46. Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL://http://cargo.rzd.ru/static/public/cargo?STRUCTURE_ID=5133 (дата обращения: 15.10.2018).
47. Байкало-Амурская магистраль [Электронный ресурс] /Режим доступа: URL://http://cargo.rzd.ru/static/public/cargo?STRUCTURE_ID=5133(дата обращения: 15.10.2018).
48. Власов Г. П. БАМ: опыт, уроки / Г. П. Власов. — Иркутск, 2015.
49. Воробьева И. Эксперты АТЭС рекомендуют России развивать пути сообщения [Электронный ресурс] //RBKdaily. 24.02.2012. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbcdaily.ru/politics/562949982915989 (дата обращения: 15.10.2018).
50. Деревянко А. П. Социальные проблемы строительства БАМа / А. П. Деревянко, А. К. Васильев. — Владивосток, 2014. — 153с.
51. Дерипаска О. В. Пленарное заседание «О государственной политике и стратегии развития Сибири и Дальнего Востока» /О. В. Дерипаска // VII Байкальский экономический форум 12–14 сентября 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.baikalforum.ru/qa/726.html(дата обращения: 15.10.2018).
52. Казахстан и Китай приступили к эксплуатации нового ж/д перехода Алтынколь — Хоргос // Новости Казахстан [Электронный ресурс] / Режим доступа: URL: http://newskaz.ru/economy/20121222/4494123.html (дата обращения: 15.10.2018).
53. Ламин В. А. Ключ к двум океанам / В. А. Ламин. — Хабаровск: Частная Коллекция, 1981. — 189 с.
54. Петрунина Ж. В. Транссиб и БАМ в развитии международных транспортных перевозок по маршруту Азия — Европа / Ж. В. Петрунина //Теория и практика общественного развития. — Краснодар, 2015. — № 3. — С. 141.

Вопрос-ответ:

Какие аспекты управления проектами развития территорий рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты управления проектами развития территорий, такие как сущность управления проектами, определение инвестиционной привлекательности и роль стратегического развития территорий в условиях кризиса.

Какую роль играет Байкало-Амурская магистраль в развитии Сибири и Дальнего Востока?

Байкало-Амурская магистраль играет важную роль в развитии Сибири и Дальнего Востока. Она является перспективной транспортной артерией, способствующей освоению данных регионов и содействующей социально-экономическому прогрессу.

Какие социально-экономические процессы связаны с развитием Байкало-Амурской магистрали?

Развитие Байкало-Амурской магистрали связано с реализацией различных социально-экономических процессов. Это привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, развитие транспортной инфраструктуры, улучшение доступа к ресурсам и т.д.

Какие проблемы могут возникнуть при развитии Байкало-Амурской магистрали?

В процессе развития Байкало-Амурской магистрали могут возникнуть различные проблемы. Это могут быть экологические проблемы, сопряженные с строительством и эксплуатацией железной дороги, а также проблемы, связанные с обеспечением безопасности на транспортной артерии.

Какие перспективы освоения Байкало-Амурской магистрали рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются перспективы освоения Байкало-Амурской магистрали для развития Сибири и Дальнего Востока. Это включает привлечение инвестиций, создание новых рабочих мест, улучшение доступа к ресурсам и дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры в данном регионе.

Какова сущность управления проектами развития территорий?

Сущность управления проектами развития территорий заключается в осуществлении целенаправленных действий по планированию, реализации и контролю проектов, направленных на развитие определенной территории. Управление проектами развития территорий включает в себя анализ потенциала территории, определение приоритетных направлений развития, привлечение инвестиций, организацию и координацию работ, а также оценку полученных результатов. Оно направлено на достижение экономической, социальной и экологической эффективности развития территории.

Какие дефиниции определяют инвестиционную привлекательность территорий?

Определения, определяющие инвестиционную привлекательность территорий, включают в себя такие понятия, как уровень развития инфраструктуры, наличие доступных ресурсов, стабильность политической и экономической ситуации, уровень институциональной поддержки, налоговые льготы и другие меры поощрения инвестиций. Инвестиционная привлекательность территорий является основным фактором, определяющим интерес потенциальных инвесторов к развитию этой территории.

Какова роль стратегического развития территорий в условиях кризиса?

В условиях кризиса стратегическое развитие территорий играет особую роль. Оно позволяет определить приоритетные направления развития и направить ресурсы на реализацию конкретных проектов, способствующих выходу из кризисной ситуации. Стратегическое развитие территорий также способствует укреплению экономической стабильности, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций и формированию благоприятной инвестиционной среды.

Какова сущность управления проектами развития территорий?

Сущность управления проектами развития территорий заключается в планировании, координации и контроле деятельности, направленной на развитие конкретной территории. Это включает в себя управление ресурсами, организацию работы различных участников проекта, принятие решений и достижение определенных целей. Основная задача управления проектами развития территорий - обеспечить эффективность и успех проекта, внести позитивные изменения в социально-экономическое развитие территории.

Какие дефиниции определяют инвестиционную привлекательность территорий?

Инвестиционная привлекательность территорий определяется различными дефинициями. Во-первых, это экономический потенциал территории, который включает в себя наличие ресурсов, инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и рынка. Во-вторых, это уровень развития государственного и муниципального управления, которые влияют на бизнес-климат и инвестиционную политику. Также важными факторами являются стабильность и безопасность территории, налоговые льготы, доступность кредитования и инвестиционной поддержки, а также наличие инновационного потенциала и научных исследований.

Какова роль стратегического развития территорий в условиях кризиса?

В условиях кризиса стратегическое развитие территорий играет особую роль. Оно позволяет определить приоритетные направления развития, выявить потенциал и конкурентоспособность территории, а также разработать планы и программы развития. Стратегическое развитие помогает укрепить устойчивость территории к экономическим и социальным потрясениям, улучшить инвестиционный климат, привлечь инвестиции и создать новые рабочие места. Также оно способствует разнообразию экономики и повышению ее конкурентоспособности, что помогает преодолевать кризисные явления и обеспечивает стабильное развитие территории.

Что такое управление проектами развития территорий?

Управление проектами развития территорий - это целенаправленная деятельность, направленная на планирование, координацию и реализацию проектов, имеющих целью развитие определенных территорий. В рамках управления проектами развития территорий осуществляется анализ потенциала территории, определение целей и методов развития, привлечение инвестиций и реализация конкретных проектов для достижения поставленных целей.