Государственное экономическое программирование
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 10.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Возникновение государственных экономических программ
2. Виды и объекты государственных программ, направленных на решение отдельных хозяйственных задач
3. Необходимость, задачи и проблемы общегосударственного программирования
4. Практическая задача
Выводы
Список использованной литературы
Такая необходимость определяется как внутренними нуждами, которые вытекают из долгосрочной социально-экономической политики Украины, так и внешними. Единство перспективного и текущего планирования, которое устанавливает четкие взаимосвязи и преемственность планов, являются важными условиями плановой работы. Принцип правильного определения приоритетов в планах развития народного хозяйства, области и регионов. Рост производства на современном этапе экономического и социального развития Украины в значительной мере зависит от структурных изменений в экономике, ускоренного развития областей, которые обеспечивают техническое переоснащение народного хозяйства, создание прогрессивных видов продукции и т.п.. Поэтому в планах необходимо предусмотреть правильное определение приоритетов в развитии областей и регионов для обеспечения прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, повышение эффективности капитальных вложений и всего общественного производства, решение социальных и экологических проблем и ресурсосбережения. Принцип единства воспроизведения, рационального использования и охраны всех видов природных ресурсов. Основой соблюдения этого принципа является совокупная эколого-економическая оценка природных ресурсов с учетом их качества, анализ состояния и прогноз воспроизведения, рационального использования и их охраны, возможность замены первичного естественного сырья вторичной в условиях экономии ресурсов и внедрении научно-технического прогресса. Принцип согласованности общественных, коллективных и личных интересов. Социально-экономическое развитие России зависит от того, насколько общегосударственные интересы совпадают с интересами трудового коллектива и отдельного работника относительно конечных результатов работы. В планах необходимо использовать всю систему интересов как движущую силу развития производственных отношений, рост экономики, повышение ее эффективности. Личная и коллективная материальная заинтересованность находит свое отображение не только в высоких задачах на производстве, а и в стимулировании роста производительности работы, внедрении новой техники, повышении качества продукции и квалификации работников (8, c. 57). Принцип постоянного анализа и контроля выполнения планов состоит в своевременном устранении недостатков в хозяйственной деятельности предприятий и осуществлении необходимых мер по достижению плановых показателей. Постоянный контроль дает возможность своевременно проявить отклонение, упущение, диспропорции и оперативно использовать резервы для ускорения темпов роста производства в отстающих областях или подразделениях.Совокупность этих принципов используется для уточнения прогнозов и планов, экономической и демографической ситуации в стране. Ни один из этих принципов отдельно не может характеризовать методологию прогнозирования и макроэкономического планирования, но каждый из них отображает ту или другую существенную его сторону. Задачами прогнозирования и макроэкономического планирования являются усиления влияния государства на структурную перестройку экономики, организация финансирования и стимулирование научно-технических исследований, особенно фундаментальных, подготовка кадров (инженерных, научных, образованной и квалифицированной рабочей силы), создание инженерно-исследовательских центров. Государство также разрабатывает среднесрочные мероприятия по модернизации таких областей промышленности, как угольная, судостроение, черная металлургия. Активизируется участие государства в развитии отдельных отсталых регионов, росте эффективности и конкурентоспособности национальных компаний. С этой целью им предоставляются льготные кредиты, налоговые льготы, гарантии на случай непредвиденных ситуаций. 4. Практическая задачаСоставить кассовый план предприятия на месяц с учетом того, что предприятие для осуществления необходимых платежей через кассу снимает со своего расчетного счета 10% месячной выручки от реализации продукции, которая составляет 200 тыс. р./мес (табл. 5).Таблица 5 Расчет плановой сметы затрат на производство и реализацию единицы продукции в плановом годуНаименование показателейСумма, тыс.р.1. Поступление денежных средств с расчетного счета в кассу предприятия2. Прочие поступленияИтого3. Расчет наличных денег: в том числе на оплату труда4. Командировочные расходы5. Хозяйственные расходы6. Прочие расходыИтого7. Деньги, сданные в банк на расчетно-кассовый счетПримечание. Значение пунктов 2, 3 – 6 выбираются самостоятельно с учетом обоснованной необходимостиРешение.За отчетный период чистая выручка от реализации продукции предприятия составляла 2 000 тыс. руб. На основе прогноза объема продажа установлена возможности увеличения выручки от реализации на 20%, т.е. по плану выручка от реализации будет составлять 2 400 тыс. руб. Ниже приведен баланс предприятия на конец отчетного (начало планового) периода.Таблица 1 - Баланс предприятия на конец отчетного периода, тыс. руб.Основные средстваСобственный капитал1 500Остаточная стоимость1 000Первоначальная стоимость3 000Долгосрочныйкредит860Износ (амортизация) 2 000Оборотные активы1 850Текущие обязательства490Производственные запасы сырья500Задолженность поставщикам240Незавершенное производство200Другие текущие обязательстваГотовая продукция400250Дебиторская задолженность420Денежные средства330Баланс2850Баланс2 850Руководство предприятия решило не изменять параметры операционного цикла относительно запасов сырья, незавершенного производства, дебиторской и кредиторской задолженности. Это означает, что эти статьи баланса будут изменяться пропорционально росту выручки в 1,2 раза (см. табл. 3). В тот же время планируется усовершенствовать управление запасами сырья и снизить запасы на конец планового периода до 400 тыс. руб. По предварительно выполненными расчетам годовая потребность в сырье на производство продукции будет составлять 1 100 руб., из этой суммы 100 тыс. руб будет списано на себестоимость за счет уменьшения товарных запасов сырья, а на закупки необходимо выделить 1 000 тыс. руб. Составим план доходов и расходов предприятия и определим объем прибыли (табл. 2). Таблица 2 - План доходов и расходов предприятия, тыс. руб.1. Закупки1 0001. Выручка от реализации2 4002. Уменьшение запасов сырья 1002. Увеличение остатков:3. Заработная плата670а) незавершенного производства404. Другие расходы400б) готовой продукции на составе805. Амортизация2006. Всего расходов23707. Прибыль (2 520–2 370)150Вместе2 520Вместе2 520Примечание. Значение заработной платы и других расходов на производство валовой продукции были определены заранее методом экстраполяции. Налог на прибыль 150×25/100=37,5 тыс. руб.; нераспределенная прибыль: 150-37,5=112,5 тыс. руб.Исходя из того, что коэффициент оборота дебиторской задолженности по условиям задачи не изменяется, дебиторская задолженность на конец планового года будет представлять: 420×1,2=504 тыс. руб. Отсюда найдем поступление средств от реализации продукции на счета предприятия: 2 400–504=1 896 тыс. руб.Кредиторская задолженность поставщикам будет представлять: 240?1,2=288 тыс. руб. Отсюда расходы денежных средств поставщикам будут представлять: 1 000–288=712 тыс. руб.С учетом изложенного выше составим план движения денежных средств (табл. 3) и одновременно бюджетный баланс (табл. 4).Таблица 3 - План движения денежных средств, тыс. руб.ПОСТУПЛЕНИЕНачальный остаток денежных средств330табл. 1Поступление средств:Погашение начального остатка дебиторской задолженности420табл. 1Поступление выручки от реализации (2 400–504)1 8961. Всего поступление денежных средств2 646РАСХОДЫна погашение начального остатка кредиторской задолженности240табл. 1на закупки (1 000–288)712на персонал и другие расходы (670+400)1 070табл. 22. Всего расходы2 0223. Конечный остаток денежных средств (2 646–2 022)624Учитывая то, что заработная плата и другие расходы полностью погашаются на протяжении планового периода, составим бюджетный баланс (табл. 4).Таблица 4 - Бюджетный балансОсновные средстваСобственный капитал1 500Остаточная стоимость800Долгосрочный кредит860Первоначальная стоимость3 000Нераспределенная прибыль (150-37,5)112,5Износ (амортизация)2 200Оборотные активы, всего2 248Текущие обязательства575,5Производственные запасы сырья400Кредиторская задолженность поставщикам, 240 ×1,2288Незавершенное производство, 200×1,2240Готовая продукция, 400×1,2480Другие текущие обязательства 250Дебиторская задолженность, 420×1,2504Налог на прибыль37,5Денежные средства (табл. 3)624Баланс3048Баланс3 048ВыводыИтак, высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача - комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики. По мере осложнения задач стали формулировать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные задачи, определять порядок их решение и органы, ответственные за выполнение этих решений, выделять необходимые средства и определять порядок финансирования. Объектами таких целевых программ обычно являются области; регионы; социальная сфера; разнообразные направления научных исследований. Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обычные среднесрочные общеэкономические программы составляются, как правило, на пять лет с ежегодным продолжением на один год. Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях, в условиях кризиса, массовой безработицы, большой инфляции. Осуществляются они, как правило, средствами административного регулирования. Практически во всех странах с рыночной экономикой осуществляются целевые программы. Субъектами экономического программирования являются государственные органы, ответственные за упорядочение программ, их осуществление и контроль над ними. Программы разрабатываются специальным государственным органом или министерствами экономики и финансов. Министерство финансов также разрабатывает план финансирования программы. К разработке программ также широко привлекаются представители центрального банки, союза предпринимателей, торгово-промышленные палаты, профсоюза. Программа и финансовый план ежегодно утверждаются парламентом. Государственное экономическое программирование является достаточно эффективным при решении ряда хозяйственных задач. В условиях рыночной экономики программирования может быть только индикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стимулирующий характер, тем не менее оно является эффективным средством решения хозяйственных задач разного уровня. Как правило программы обеспечивают социально-экономическое развитие в желательном направлении. Программирование позволяет использовать все средства ГРЭ и избегнуть противоречивости и несогласования регулирующих мероприятий отдельных государственных органов. Государственное финансовое стимулирование, заказ и закупки в рамках экономических программ делают заметное и неравномерное влияние на конкурентоспособность отдельных предприятий, положение областей, регионов, социальных групп и вызывают сопротивления тех, чьи интересы были защемлены. Поэтому на государственные органы, которые программируют, предоставляется всякое влияние, которое отражает противоречивые интересы отдельных групп. Список использованной литературыФедеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учеб. для студ. вузов, обучающ. по направлению и спец. "Статистика". — М.: Финансы и статистика, 2001. — 227 с.Бутакова М.М. Прогнозирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Алтайский гос. ун-т. — Барнаул: Издательство Алтайского гос. ун-та, 1999. — 119 с. Багинова В. В. Экономическая теория: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. Москва: ИНФРА-М, 2010. – 745 с.Боровикова Е.В. Развитие налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации (Текст): дис. доктора экономических наук: 08.00.10 / Е.В. Боровикова; Рос. ак. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2009. – 311 с.Вашедченко А.Н. Прогнозирование: Учебное пособие для менеджера / Національний ун-т кораблебудування ім. адмірала Макарова. Институт последипломного образования. — Николаев: НУК, 2007. — 138 с. Горанова О.А. Экономическая теория: учебное пособие: для студентов всех специальностей / О. А. Горанова, Т. Н. Леонова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.", Ин-т нац. и мировой экономики. Москва: Гос. ун-т упр., 2006. – 138 с.Едронов А.В. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (Текст) / А.В. Едронов // Финансы и кредит. – 2009. –№48 (384). – С. 55-65.Калина А.В., Конева М.И., Ященко В.А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро-и макроуровни): Учеб.-метод. пособие / Межрегиональная академия управления персоналом. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2004. — 416сКушлина В.И., Государственное регулирование рыночной экономики под ред. М.: издательство «РАГС», 2005. – 339 с.Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование учебное пособие / Р. В. Леньков; Гос. ун-т управления и др. Москва: Государственный университет управления, 2010. – 99 с.Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. «Государственное регулирование рыночной экономики» М.: издательство «РАГС», 2005. – 223 с.Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: (денежные потоки, финансовое планирование и прогнозирование, управление финансовым риском, оценка инвестиционных решений): учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / И. Я. Лукасе. Москва: Эксмо, 2010. – 764 с.Лукашевич В.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / В. В. Лукашевич; Ун-т Натальи Нестеровой. Москва: Ун-т Н. Нестеровой, 2005. – 189 с.Моисеенков В.В. Управление формированием и организация исполнения местных бюджетов: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.02.03. Донецк, 2000. -124 с. Морозова Т.Г.Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие (для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / ВЗФИ; А. В. Пикулькин и др.); Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2004. – 220 с.Свистунова И.Н. Стратегическое территориальное планирование (Текст): учебное пособие по специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" / И. Н. Свистунова, М. А. Гайдук; Смоленский ин-т экономики Санкт-Петербургской акад. упр. и экономики, Каф. "Гос. и муниципальное упр."Смоленск: Смоленский ин-т экономики, 2010. – 179 с.Смирнов В.Г. Муниципальное планирование: учеб. пособие / В. Г. Смирнов. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005. – 93 с.Соколов А.Ю. Управленческий учет затрат: целевой подход. Казань: изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. – 178 с.Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М.: Финансы и статистика, 2004. – 238 с.Суйц В.П. Управленческий учет. Москва: Высш. образование, 2007. – 370 с.Титов А.В. Регулирование развития национальной экономики на основе индикативного планирования: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2004. – 165 с.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория: (монография) / А. Е. Шаститко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экономический фак. Москва: ТЕИС, 2010. – 827 сЭнтони А. Аткинсон, Раджив Д. Банкер, Роберт С. Каплан, С. Марк Янг. Управленческий учет, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 878 с.Эриашвили Н.Д., Артемьев Н.В. – Экономика и право. Теневая экономика. Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 332 с.
1.Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «Об инвестиционной деятельности в российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
2.Афанасьев В.Н., Юзбашев М.М. Анализ временных рядов и прогнозирование: Учеб. для студ. вузов, обучающ. по направлению и спец. "Статистика". — М.: Финансы и статистика, 2001. — 227 с.
3.Бутакова М.М. Прогнозирование в условиях рынка: Учеб. пособие / Алтайский гос. ун-т. — Барнаул: Издательство Алтайского гос. ун-та, 1999. — 119 с.
4.Багинова В. В. Экономическая теория: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. Москва: ИНФРА-М, 2010. – 745 с.
5.Боровикова Е.В. Развитие налогового и бюджетного планирования в субъектах Российской Федерации (Текст): дис. доктора экономических наук: 08.00.10 / Е.В. Боровикова; Рос. ак. гос. службы при Президенте РФ. Москва, 2009. – 311 с.
6.Вашедченко А.Н. Прогнозирование: Учебное пособие для менеджера / Національний ун-т кораблебудування ім. адмірала Макарова. Институт последипломного образования. — Николаев: НУК, 2007. — 138 с.
7.Горанова О.А. Экономическая теория: учебное пособие: для студентов всех специальностей / О. А. Горанова, Т. Н. Леонова; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования "Гос. ун-т упр.", Ин-т нац. и мировой экономики. Москва: Гос. ун-т упр., 2006. – 138 с.
8.Едронов А.В. Практика планирования налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ (Текст) / А.В. Едронов // Финансы и кредит. – 2009. –№48 (384). – С. 55-65.
9.Калина А.В., Конева М.И., Ященко В.А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро-и макроуровни): Учеб.-метод. пособие / Межрегиональная академия управления персоналом. — 3-е изд., перераб. и доп. — К.: МАУП, 2004. — 416с
10.Кушлина В.И., Государственное регулирование рыночной экономики под ред. М.: издательство «РАГС», 2005. – 339 с.
11.Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование учебное пособие / Р. В. Леньков; Гос. ун-т управления и др. Москва: Государственный университет управления, 2010. – 99 с.
12.Ливенцев Н.Н., Костюнина Г.М. «Государственное регулирование рыночной экономики» М.: издательство «РАГС», 2005. – 223 с.
13.Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: (денежные потоки, финансовое планирование и прогнозирование, управление финансовым риском, оценка инвестиционных решений): учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" / И. Я. Лукасе. Москва: Эксмо, 2010. – 764 с.
14.Лукашевич В.В. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. пособие / В. В. Лукашевич; Ун-т Натальи Нестеровой. Москва: Ун-т Н. Нестеровой, 2005. – 189 с.
15.Моисеенков В.В. Управление формированием и организация исполнения местных бюджетов: автореферат дис. кандидата экономических наук: 08.02.03. Донецк, 2000. - 124 с.
16.Морозова Т.Г. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс: Учеб. пособие (для вузов по специальности "Гос. и муницип. упр." / ВЗФИ; А. В. Пикулькин и др.); Под ред. Т. Г. Морозовой, А. В. Пикулькина. М.: ЗАО "Финстатинформ", 2004. – 220 с.
17.Свистунова И.Н. Стратегическое территориальное планирование (Текст): учебное пособие по специальности 080504 "Государственное и муниципальное управление" / И. Н. Свистунова, М. А. Гайдук; Смоленский ин-т экономики Санкт-Петербургской акад. упр. и экономики, Каф. "Гос. и муниципальное упр." Смоленск: Смоленский ин-т экономики, 2010. – 179 с.
18.Смирнов В.Г. Муниципальное планирование: учеб. пособие / В. Г. Смирнов. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005. – 93 с.
19.Соколов А.Ю. Управленческий учет затрат: целевой подход. Казань: изд-во Казанского гос. ун-та, 2007. – 178 с.
20.Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. М.: Финансы и статистика, 2004. – 238 с.
21.Суйц В.П. Управленческий учет. Москва: Высш. образование, 2007. – 370 с.
22.Титов А.В. Регулирование развития национальной экономики на основе индикативного планирования: диссертация кандидата экономических наук: 08.00.05. Москва, 2004. – 165 с.
23.Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория: (монография) / А. Е. Шаститко; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Экономический фак. Москва: ТЕИС, 2010. – 827 с
24.Энтони А. Аткинсон, Раджив Д. Банкер, Роберт С. Каплан, С. Марк Янг. Управленческий учет, 3-е издание: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. – 878 с.
25.Эриашвили Н.Д., Артемьев Н.В. – Экономика и право. Теневая экономика. Учебное пособие – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 332 с.
Вопрос-ответ:
Что такое государственное экономическое программирование?
Государственное экономическое программирование - это процесс разработки и реализации экономических программ и планов государством для достижения определенных хозяйственных задач и целей.
Какие виды государственных программ существуют в рамках государственного экономического программирования?
Существует несколько видов государственных программ, направленных на решение различных хозяйственных задач. Например, программы развития транспортной инфраструктуры, программы по повышению энергоэффективности, программы развития малого и среднего бизнеса и т.д.
Почему необходимо государственное программирование?
Государственное программирование необходимо для координации долгосрочной социально-экономической политики страны и достижения поставленных целей. Это позволяет оптимизировать распределение ресурсов, повысить эффективность работы экономики и улучшить качество жизни граждан.
Какая практическая задача может быть связана с государственным программированием?
Одной из практических задач может быть разработка и реализация программы по развитию сельского хозяйства, например. Это может включать модернизацию сельскохозяйственных предприятий, повышение качества сельскохозяйственной продукции, поддержку фермерских хозяйств и т.д.
Как связаны долгосрочная и текущая социально-экономическая политика при государственном программировании?
Долгосрочная социально-экономическая политика определяет общие направления развития страны на долгосрочную перспективу, а текущая политика осуществляет государственное экономическое программирование для достижения целей, поставленных в рамках долгосрочной политики.
Какие государственные программы возникли в результате государственного экономического программирования?
В результате государственного экономического программирования возникли различные государственные программы, направленные, например, на развитие отдельных отраслей экономики, повышение эффективности производства, снижение безработицы и т.д. В Украине такие программы принимаются, чтобы решить конкретные хозяйственные задачи.
Какие объекты являются целью государственных программ, направленных на решение отдельных хозяйственных задач?
Государственные программы могут быть направлены на решение различных задач в экономике, таких как развитие сельского хозяйства, промышленности, строительства, транспорта и т.д. Это могут быть как отдельные отрасли экономики, так и отдельные проекты, например, строительство новых заводов или дорог.
Почему существует необходимость общегосударственного программирования?
Необходимость общегосударственного программирования определяется как внутренними, так и внешними нуждами. Внутренние нужды проистекают из долгосрочной социально-экономической политики страны, которая направлена на достижение определенных целей. Внешние нужды связаны с обеспечением конкурентоспособности страны на мировом рынке, привлечением инвестиций и др.
Какие практические задачи решаются с помощью государственного экономического программирования?
С помощью государственного экономического программирования решаются различные задачи, такие как повышение уровня жизни населения, развитие экономики, снижение безработицы, сокращение неравенства между регионами. Также программы могут быть направлены на решение конкретных проблем, например, улучшение экологической ситуации или развитие инновационных технологий.
Что представляет собой единство перспективного и текущего планирования?
Единство перспективного и текущего планирования означает, что государственные программы разрабатываются с учетом как долгосрочных перспектив, так и текущих задач. Таким образом, при формировании программ учитываются как стратегические цели развития экономики, так и текущая ситуация и проблемы, которые необходимо решить в ближайшее время.