Институциональный и поведенческий подходы в анализе внутринациональных и мировых политических процессов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Мировая политика
  • 26 26 страниц
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 13.03.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Теоретические основы институционального и поведенческого подходов в мировой политике 5
1.1. Сущность институционального подхода 5
1.2. Понятие и особенности поведенческого подхода 9
2. Применение институционального и поведенческого подхода в анализе внутренней и внешней политики 13
2.1. Институциональный и поведенческий подход в оценке внутренней политики 13
2.2. Институциональный и поведенческий подход в оценке внешней политики 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Фрагмент для ознакомления

То есть умная сила предполагает сочетание жесткой и мягкой силы. В настоящее время теория «умной безопасности» приобретает актуальное значения в рамках глобального мира.Основой стратегии национальной безопасности РФ является подчеркивание отличия политики безопасности РФ от политики других стран, что обусловлено национальными задачами по обеспечению безопасности.Москва занимает независимую и часто весьма активную позицию в отношении большинства международных кризисов, которые требовали вмешательства со стороны международного сообщества (бывшая Югославия , Афганистан, Ирак , Ливия) , но до ситуации в Сирии играла лишь ограниченную роль в обеспечении персонала и финансирования для миротворческих операций Совета безопасности ООН но тем самым уделяя больше внимания вопросам региональных миротворческих операций на постсоветском пространстве в течение последних двух десятилетий.Взаимодействие России и США обуславливается не только отношениями в данной организации. Отношения России и США формировались с времен окончания Второй мировой войны и в последующее время в рамках «холодной войны» получили характер конфронтационных отношений. Несмотря на изменение ситуации в мире и позиционирование США как «партнера России», в рамках взаимодействия по конкретным конфликтам отношения все равно сохраняют конфронтацию, которая в последние годы усиливается.В начале ХХI в. характерной особенностью формирования современного миропорядка, отмечаемой многими исследователями, стало неуклонное возрастание значения азиатских акторов в глобальной системе международных отношений. Во втором десятилетии ХХI в. обстановка характеризуется сохранением конфликтного потенциала, нарастающими изменениями в балансе сил, появлением новых и усилением старых угроз и вызовов региональной безопасности и безопасности отдельных государств. Провозглашенная некоторыми политиками и учеными, но несостоявшаяся монополярность уступает место новой, пока не вполне ясной международной архитектуре. Обстановка в мире на современном этапе не дает возможности классифицировать полярность мировой политики в связи с быстро меняющейся обстановкой.В стремительно глобализирующемся мире это более чем актуально: одни страны имеют технологии и средства производства, другие сырьё и трудовые ресурсы, за которые не только не прекращается, но нарастает геополитическое соперничество. Поэтому обеспечение глобальной безопасности и её особенности во многом зависят от существующих геополитических условий.Обеспечение безопасности не сводится к мерам военного характера или увеличению потенциала силы каждой или некоторых стран, а достигается комплексом экономических, социальных, политических и иных мер, которые адекватны тем или иным угрозам. В современных условиях, необходимо выделять конкретные угрозы, которые присущи именно сегодняшнему дню.Изменение международной ситуации, а также внешнеполитической стратегии требует нового подхода к основным принципам внешней политики России, в связи с чем, в 2016 г. была принята новая Концепция внешней политики 2016 г. которая имеет определенные изменения. Что касается силового и несилового воздействия, то в новой концепции изменился подход. Если в Концепции 2013 г. в пункте 32 отмечалось, что «Россия последовательно выступает за снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональной стабильности», то в Концепции 2016 г. сделан упор на силовой фактор, в частности, в пункте 6 указано «повышается роль фактора силы в международных отношениях». Основное отличие концепций задано принципами в 2013 г. о снижении фактора силы, а в 2016 г. повышении и фактора силы. Однако в Концепции 2016 г. прямо не указано использование силовых методов разрешения конфликтов, а сделан упор на соблюдение норм и форматов разрешения путем международных норм и институтов.Большое значение имеют интересы России в странах Ближнего Востока обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности в регионе. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия в некоторых странах, а также поддержание стабильности в вопросах политики исламизации.Ключевые направления России на Ближнем Востоке, прежде всего, связаны с региональным конфликтом в Сирии, а также необходимостью поддержания стабильности во всем регионе на основе дипломатического взаимодействия, борьбы с основными угрозами терроризма и предотвращению проникновения в отряды террористов своих соотечественников путем пропаганды, работы исламских богословов России.Война в Сирии создала определенный импульс к вниманию других стран к этому региону. Возможно, что в рамках ближайших решений и принятия участия России будут стоять вопросы: - решения проблемы на основе других методов и механизмов в отношении палестино-израильского конфликта; - решение проблем с нераспространением ядерного оружия; - решение проблем с терроризмом.В силу того, что назрела необходимость углубления отношений России и стран конфликта в рамках создания объективности в принятии решений в краткосрочной перспективе будет решаться вопрос о выработке новых концепций деятельности, новых подходов в экономическом и политическом сотрудничестве. И России естественно будет принимать активное участие в этих вопросах. Следует отметить, что разработка концепций будет идти в рамках возможного расширения взаимодействия России со странами конфликта и прежде всего, с Израилем, Сирией чему уже положено начало в рамках дипломатии. В рамках разработки концепций о расширении взаимодействия скорее всего, будет стоять на позиции расширения дипломатических связей и средств, прежде всего в разных сферах.Таким образом, в рамках мировой политики стоит констатировать определенную нестабильность, что выражается в различном поведении акторов мировой политики. Большое влияние оказывает противостояние США и России, санкционная политика в отношении России.ЗаключениеСегодняможно говорить о двух базовых подходах к изучению политики как деятельности. Во-первых, об институциональном подходе – с его выраженным акцентом на политические институты, т.е. на результаты определенной деятельности людей. Во-вторых, о поведенческом подходе – с его не менее выраженным акцентом на политические процессы, то есть на поведение акторов, лидеров. Каждый из названных подходов хорош для своего времени. В кризисные периоды исторического времени на первое место выходила психология – поведенческий подход.Институциональный подход в политике исходит из категории института. Несмотря на то, что на первоначальных этапах создания теории формальные и неформальные правила, сопряжение коллективного и общественного, на современном этапе, в основе институции лежит конкретный институт и, прежде всего, государство, конкретные органы государственной власти. При этом, стоит выделять и субъектов не выполняющих политические функции, а также неформальные институты, которые также оказывают влияние на политику.Поведенческий подход является отражением эмпирического, что оказало влияние на науку и появляется он позже институционального. В большей степени на становление поведенческого подхода оказал влияние бихевиоризм. В настоящее время поведенческий подход в большей степени применяется в оценке выборов и поведения политических лидеров.В настоящее время в рамках оценки внутринациональных проблем стоит учитывать влияние внешних факторов на развитие России. В последние годы, следует констатировать как процессы кризиса, так и выработку стратегического подхода к решению проблем. Современные политические реалии создают новое пространство, которое строится четко на стратегиях России в национальной политики, что позволяет определить основные приоритеты, исполнителей и показатели развития в перспективе.В рамках мировой политики стоит констатировать определенную нестабильность, что выражается в различном поведении акторов мировой политики. Большое влияние оказывает противостояние США и России, санкционная политика в отношении России.Список использованной литературыКонституция Российской Федерации // Российская газета 1993 . 25 декабря.Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза. Политекс 2007. № 4. Т. 3. С. 68-86. ВВП России. Данные Росстат // [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htmJoseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.Квашонкин А.В. Инструмент участия государства // Стратегия России 2013. № 1. С. 48-51.Князев Г.А. Поведенческие клише в политической науке: постановка проблемы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование 2013. № 6. С. 85-92.Kennedy, P. The Rise And Fall Of The Great Powers/ P.Kennedy. – New York: Random House, 1987.Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права – М.: Проспект, 2013. \Меркель В. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Политические исследования 2002 № 2. С. 5-10.Морис Ориу // [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/4-1-38-sociologiya-prava/37.htmНовые санкции Запада и перспективы российской экономики // [Электронный ресурс]: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novye-sanktsii-zapada-i-perspektivy-rossiyskoy-ekonomiki/Политбюро 2.0. Минченко 2012 // [Электронный ресурс]: http://www.minchenko.ru/netcat_files/File/Politburo%20October%202014.pdfПолитбюро 2.0. Минченко 2017 // [Электронный ресурс]: http://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/2/Dokumenty/Yubileynyy_doklad_22.08.17.pdfПутин: США для России важнее Сноудена //[Электронный ресурс]: http://rbcdaily.ru/politics/562949987968395Элиты готовятся к транзиту власти. Кандидаты на пост Путина, модели и сценарии // [Электронный ресурс]:https://www.nakanune.ru/articles/113357/

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета 1993 . 25 декабря.
2. Баранов Н.А. Институционализация в России: особенности национальной модели // Политическая экспертиза. Политекс 2007. № 4. Т. 3. С. 68-86.
3. ВВП России. Данные Росстат // [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/vvp/vvp-god/tab1.htm
4. Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
5. Квашонкин А.В. Инструмент участия государства // Стратегия России 2013. № 1. С. 48-51.
6. Князев Г.А. Поведенческие клише в политической науке: постановка проблемы // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование 2013. № 6. С. 85-92.
7. Kennedy, P. The Rise And Fall Of The Great Powers/ P.Kennedy. – New York: Random House, 1987.
8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права – М.: Проспект, 2013. \
9. Меркель В. Формальные и неформальные институты в дефектных демократиях // Политические исследования 2002 № 2. С. 5-10.
10. Морис Ориу // [Электронный ресурс]: http://www.bibliotekar.ru/4-1-38-sociologiya-prava/37.htm
11. Новые санкции Запада и перспективы российской экономики // [Электронный ресурс]: http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novye-sanktsii-zapada-i-perspektivy-rossiyskoy-ekonomiki/
12. Политбюро 2.0. Минченко 2012 // [Электронный ресурс]: http://www.minchenko.ru/netcat_files/File/Politburo%20October%202014.pdf
13. Политбюро 2.0. Минченко 2017 // [Электронный ресурс]: http://minchenko.ru/netcat_files/userfiles/2/Dokumenty/Yubileynyy_doklad_22.08.17.pdf
14. Путин: США для России важнее Сноудена //[Электронный ресурс]: http://rbcdaily.ru/politics/562949987968395
15. Элиты готовятся к транзиту власти. Кандидаты на пост Путина, модели и сценарии // [Электронный ресурс]: https://www.nakanune.ru/articles/113357/

Вопрос-ответ:

Чем отличается институциональный подход от поведенческого в анализе политических процессов?

Институциональный подход в анализе политических процессов рассматривает роль институтов и их влияние на поведение политических акторов. Основной акцент делается на формализованных правилах, процедурах и нормах, которые определяют поведение участников политической системы. Поведенческий подход, в свою очередь, сконцентрирован на исследовании конкретного поведения политических актеров, не пренебрегая ролью институтов.

Какую роль играют институты в анализе политических процессов?

Институты являются ключевыми элементами политической системы, определяющими правила игры и ограничивающими поведение политических актеров. Они обеспечивают предсказуемость и стабильность, регулируют власть и обеспечивают консистентность политических процессов.

Какие особенности поведенческого подхода в анализе политических процессов?

Поведенческий подход в анализе политических процессов акцентирует внимание на исследовании рационального поведения индивидов в рамках политической системы. Он ориентирован на изучение отдельных политических актеров и фокусируется на использовании математических моделей и экспериментов для объяснения и прогнозирования поведенческих решений.

Какие применения имеют институциональный и поведенческий подходы в анализе внутренней политики?

Институциональный подход позволяет исследовать влияние формализованных правил и норм на политический процесс. Это помогает понять, почему некоторые политические системы более стабильные и предсказуемые, а другие менее. Поведенческий подход, в свою очередь, помогает изучать рациональные стратегии и поведение политических актеров в контексте внутренней политики, что может быть полезно для анализа принятия политических решений и предсказания их последствий.

Чем отличается институциональный подход от поведенческого подхода в анализе политических процессов?

Институциональный подход в политической науке предполагает изучение роли и влияния институтов на политические процессы. Он уделяет основное внимание формальным правилам, нормам и структурам, которые оказывают влияние на принятие политических решений и организацию взаимодействия между политическими акторами. Поведенческий подход, напротив, акцентирует внимание на действиях и стратегиях индивидов и групп в политическом процессе. Он изучает конкретное поведение политических акторов с учетом их интересов, целей и рациональности.

Какие теоретические основы лежат в основе институционального подхода в анализе политических процессов?

Институциональный подход в анализе политических процессов основывается на предположении, что политика и политические процессы определяются правилами, нормами и институтами, которые регулируют поведение акторов в политической системе. Данный подход считает, что институты играют важную роль в формировании и изменении политических процессов, их стабильность и эффективность. Институциональный подход анализирует правовые и политические институты, их роль и влияние на политическую систему.

Чем отличается поведенческий подход от институционального в анализе политических процессов?

Поведенческий подход в анализе политических процессов сосредотачивается на изучении поведения и мотиваций отдельных акторов в политической системе. Он анализирует, какие интересы и цели стоят у политических акторов, как они принимают решения и взаимодействуют друг с другом. Поведенческий подход также обращает внимание на роль индивидуальных психологических факторов, стереотипов и предпочтений акторов в политическом процессе. В отличие от институционального подхода, поведенческий подход анализирует действия и стратегии конкретных политических деятелей и их влияние на политические процессы.