Психофизиология сознания
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 27.01.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Теоретические вопросы психофизиологии сознания 5
1.1. Понятие сознания и бессознательного 5
1.2. Основные концепции сознания 9
1.2.1. «Светлое пятно» 10
1.2.2. Повторный вход возбуждения и информационный синтез 12
1.2.3. Сознание, общение и речь 18
1.3. Функции сознания 20
Глава 2. Исследование осознанности как проявления сознания 24
Заключение 30
Список использованной литературы: 32
Все они базируются на том, что материальным субстратом сознания человека является центральная нервная система. Рассматривая различные аспекты формирования и взаимодействия психических функций, в первую очередь, восприятия и памяти, данные теории взаимодополняют друг друга. Глава 2. Исследование осознанности как проявления сознанияХотя в науке еще не определены единые подходы к теории сознания, и существует огромное многообразие интерпретаций этого понятия сознания, очевидно, что факты сознания ассоциированы с осознаваемыми переживаниями [1]. Агафонов А.Ю. (2011) отмечает, что понятие «сознания» является теоретическим, и предлагает рассматривать его в рамках объяснения феномена осознания. Осознание – это непосредственный опыт, он сопровождается чувством очевидности воспринимаемого и представляемого реального мира, и доступен интроспективному анализу. Осознанность для субъекта сознания есть самый достоверный факт на свете. Чувство субъективной очевидности происходящего в конкретный момент времени («здесь и сейчас») является эмпирическим индикатором осознания.Человек, благодаря субъективной очевидности (осознанию) получает знание о том, что он переживает в конкретный момент времени, а также о том, что это переживает именно он, а не кто-то за него. Осознание всегда эгоцентрично, невозможно испытать голод, боль, эмоцию за кого-то другого. Так, известна фраза: «Проснувшись утром, я не бегу к зеркалу, чтобы узнать, я ли проснулся или кто-то за меня», поэтому изучение осознанных переживаний тесно связано с проблемой самоосознания, с проблемой «Я»[1]. Любой эффект осознания – это результат деятельности сознания, которая первично происходила на неосознаваемом уровне. Состояние осознанности имеет как качественную характеристику (актуальные переживания), так и количественную меру, то есть выраженность, интенсивность этих переживаний.Переживания, которые индивид смог осознать, он может вербализовать, то есть дать о них отчет как о личном пережитом опыте. Иначе говоря, то, что осознанно, может быть выражено в словесной форме. Данную позицию разделяет, в частности, Э.А.Костандов [1; 11, С.11 12]. Осознанность – это проявление сознания, также, как время проявляется в длительности. Способность человека к осознанности является проявлением его сознательных процессов. Сознание не противопоставляется бессознательному, они вместе образуют сферу неосознаваемого опыта, который может быть осознан человеком.Осознанность является производной процесса осознания. А.С. Андреев (2017) предлагает следующую шкалу для оценки степени осознания [4]:1.Нечто (процесс или предмет – назовем это объектом осознания) имеет место быть2.Грубая дифференциация (категоризация) объекта осознания3.Более тонкая (детальная) дифференциация (категоризация) объекта осознания(все объекты могут быть разделены на типы, каждый из них – на подтипы и т.д.). Таким образом, возникает многоуровневая классификация, что позволяет говорить об уровне категоризации объекта осознания.4.Осознание своей связи с объектом осознания и его связей с другими объектами.5.Частичное погружение сознанием в объект осознания и эмоциональное переживание своего взаимодействия с ним.6.Полное погружение сознания в объект осознания в сочетании с осознанием отдельности от него.7.Полное погружение сознания в объект осознания в сочетании с переживанием тождественности с ним.Н.М.Юмартова (2016) определяет осознанность (mindfulness) как сложносоставную характеристику организации психической деятельности, основанную на контроле внимания и ограничении мыслительного и эмоционального автоматизма, характеризующуюся увеличением осведомленности о текущих психических и физиологических процессах [16]. Осознанность можно определить как комплексную характеристику сознания, определяющую (а) размер осознаваемой части психического пространства, (б) степень её осознания, (в) временные характеристики процесса осознавания (АндреевА.С., 2017). Кроме того, осознанность описывается как личностная черта, ассоциированная с разными аспектами психологического благополучия личности [7]. Модель организации аффективно-когнитивных процессов, соответствующая большей или меньшей осознанности, конкретные механизмы ее функционирования в контексте психологического благополучия и неблагополучия личности описаны явно не полностью и имеют некоторые внутренние противоречия.Осознанность включает, во-первых, саморегуляцию внимания, обеспечивающую сосредоточение на событиях текущего момента.Этот компонент осознанности характеризуется как продолжающееся наблюдение за внешними и внутренними событиями с фокусировкой на текущем опыте без «ухода» в события прошлого или будущего.Вторым ключевым компонентом осознанности является субъективное отношение к получаемому опыту, основывающееся на любопытстве и принятии. Он включает в себя не только безоценочное отношение к своим эмоциям и мыслям, но и способность прерывать процессы вторичной переработки информации или откладывать их (ассоциативные мысленные потоки, включение цепочек эмоциональных реакций, механизмов регуляции эмоций, например, таких как отрицание или подавление их и т.д.). [7]. Принципиальное значение для характеристики личности имеет карта осознанного пространства, а также локализация как наиболее осознанных его частей, так и доминирующей в данный период времени области.Оценка осознанности является весьма непростой задачей. Поскольку она тесно связана с субъективными представлениями, то объективной оценки осознанности не существует, она определяется по опросникам. Опросник «Шкала оценки осознанности и внимательности» (Mindful Attention Awareness Scale – MAAS),(Carlson, Brown 2005), содержит 15 утверждений, на которые испытуемый может дать ответы от «почти всегда» (1 балл) до «почти никогда» (6 баллов). Уровень осознанности определяется как высокий при большем количестве набранных баллов.Пятифакторный опросник Осознанности (Five Facet Mindfulness Questionnaire – FFMQ) содержит 39 утверждений, ответы на которые оцениваются по 5-балльной шкале (от 1 – «Никогда или очень редко» до 5 - «Очень часто или всегда».Шкала 1. «Наблюдение». По ней оценивается склонность индивида обращать внимание и фокусироваться на внутренних и внешних стимулах (телес ные ощущения, запахи, звуки, зрительные стимулы, эмоции, мысли). Шкала 2. «Описание». Здесь оценивается способность вербализовать субъективные впечатления, ощущения, чувства, позиции, ожидания, мысли. Шкала 3. «Осознанная активность / деятельность». Она оценивает склонность субъекта осознавать свои действия в данный момент времени, быть сосредоточенным на них, не отвлекаться на посторонние мысли. Человек с низким уровнем по этой шкале действует механически, стереотипно, «на автопилоте», не особо обращая внимание на конкретные действия, совершаемые в данный момент, легко отвлекается, погружаясь в мечтания или сторонние размышления. Шкала 4. «Безоценочное отношение к своему опыту» оценивает стремление принимать без самоосуждения свои эмоции и мысли, не оценивать их с позиции «хорошие–плохие». Шкала 5. «Нереагирование». Она отражает способность человека не погружаться в свои мысли и эмоции, его возможность сознательно реагировать независимо от эмоциональной оценки ситуации. Осознанность взаимосвязана с рядом личностных характеристик: интраверсией/экстраверсией, самоконтролем, наблюдательностью, внимательностью, стрессоустойчивостью, эмоциональностью, мотивационно-потребностной сферой и др.В таблице 1 представлены средние показатели осознанности по опроснику FFMQ на русскоязычной выборке [7]. В качестве нормальных значений предложено использовать диапазон 50-75 процентиль [7]. Таблица 1Шкалы опросника осознанностиШкалаСреднееСтанд. откл.Диапазон нормы1. Наблюдение25,574,9822-292. Описание31,265,2228-353. Осознанная активность26,655,1523-304. Безоценочное отношение к опыту27,966,2423-335. Нереагирование20,984,0818-24Суммарный показатель по всемуопроснику132,4315,6896-118Исследованиями Н.М.Юмартовой с соавт. (2016) была выявлена взаимосвязь осознанности с полом и возрастом испытуемых. Также исследовалась зависимость осознанности от уровня образования, наличия опыта медитации и некоторых других психологических конструктов. Было установлено, что осознанность отрицательно коррелирует с алекситимией (неспособностью выражать свои эмоции), и положительно коррелирует с эмоциональной устойчивостью.Люди, имеющие практический медитативный опыт, показывали его связь с наблюдением, нереагированием, безоценочным отношением к внутреннему опыту.Уровень наблюдения был выше у женщин с неоконченным высшим образованием, а у мужчин – с высшим психологическим образованием. Математики (как мужчины, так и женщины), показывали более низкие показатели наблюдения, чем психологи.Молодые люди показывали более высокий уровень осознанности, чем подростки, при этом с возрастом осознанность продолжала увеличиваться, но меньшими темпами. Из этого авторы сделали вывод, что период вхождения во взрослость является переломным периодом повышения осознанности [16]. Заключение1. Сознание обычно трактуется в психологических текстах или как осознание того, на что направлено внимание, или как область психического пространства, все части которого уже когда-либо осознавались.Осознавание – процесс превращения неосознанного в осознанное, оно относится к некоторому определённому моменту или интервалу времени.Осознание – результат осознавания. Осознание сохраняется в памяти и вследствие этого может со временем утрачиваться частично или полностью, а также искажаться подобно тому, как это бывает с прочим содержимым памяти.Исходя из этого, сознание можно определить как совокупность всех имевших место осознаний, а бессознательное – как неосознанную область индивидуального психического пространства.2. В настоящее время существует три основные гипотезы психофизиологических механизмов сознания, которые не противоречат друг другу, а отражают различные аспекты высших психических функций. Нет также единства и в самом определении сознания – от сугубо медицинского подхода до общефилософского. В обеспечении сознания как высшего проявления человеческой психики, связанного с абстракцией, отделением себя от окружающей среды и социальными контактами с другими людьми, участвует большое количество образований. Для этого необходим оптимальный уровень возбудимости мозговых структур. Для объединения различных структур, сопоставления и синтеза имеющейся и поступающей информации в коре возникают специальные образования фокусы взаимодействия, которые должны, в первую очередь, находиться в состоянии оптимальной возбудимости, выполняя роль «светлого пятна».Механизм обеспечения субъективного опыта отражает гипотеза повторного входа возбуждения и информационного синтеза, которая успешно объясняет возникновение как простых психических феноменов (ощущений), так и ряда сложных психических процессов (мышления и др.). Но осуществление более сложных форм психического требует обязательного участия лобных отделов коры, ответственных за абстракцию и речь. Ведущую роль при этом играет левый передний отдел полушарий. И в обеспечении коммуникативных функций сознания и субъективного переживания высших функций важная роль также принадлежит механизму кольцевого движения возбуждения и информационного синтеза. 3. В обеспечении сознания как высшей психической функции принимают участие гиппокамп и высшие отделы коры, ключевая роль принадлежит речевым центрам. Сознание на базе знакового общения является основой речи и высшей формой психического. Передача сигналов на моторные речевые центры считает-ся решающим условием для перехода от бессознательных форм восприятия сигналов к сознательным.Мозговые структуры, ответственные за поддержаниесознания - это ретикулярная формация, поддерживающая необходимый тонус высших мозговых центров; ядра ствола головного мозга, соматосенсорная кора, гипоталамус, инсула, базальные отделы переднего мозга, верхние бугорки, таламус ипоясная извилина. 4. Осознанность - это характеристика организации сознательной деятельности, которая базируется на контроле внимания, наблюдении, ограничении мыслительного и эмоционального автоматизма. Она способствует увеличение осведомленности субъекта о текущих психических и физиологических процессах. Осознанность является важной характеристикой, взаимосвязанной со всеми психическими процессами человека. Повышение осознанности оказывает положительное влияние на внимание и память, профессиональную и социальную адаптацию.Список использованной литературы:Агафонов А. Ю. Как изучать сознание? // Известия Самарского научного центра РАН. 2011. №2-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kak-izuchat-soznanie (дата обращения: 28.12.2018).Агафонов, А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А.Ю.Агафонов. – Самара, 2006. – 348 с.Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика), т. 1. / В.М. Аллахвердов – СПб.: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.Андреев А.С. Сознание и осознанность / А.С. Андреев // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 8-11.Анохин, К.В. Лабиринты сознания, кладовые памяти / К.В. Анохин // Человек. – 2014. – № 4. – С. 136-150.Брукс Ч. Чувственное осознавание: Как вернуть себе полноту переживания. / Ч. Брукс – М.: «Либрис», 1997. – 282 с.Голубев, А.М. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности / Голубев А.М., Дорошева Е.А. // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46-68.Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2012.— 368 c.Датченко, С.А. Понятие «сознание» с позиции системно-эволюционных представлений / С.А. Датченко /Иваницкий, А.М. Наука о мозге на пути к решению проблемы сознания / А.М, Иваницкий // Вестник Российской Академии наук. – 2010. - № 5-6. – С. 447-455.Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. М.: 2004. С.11 – 12Психофизиология : учебник / [Ю. В. Гринченко, Т. Н. Греченко, Б. Н. Безденежных и др.] ; под ред. Ю. И. Александрова. 4-е изд., перераб. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. 463 с.Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Рыбников. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.Симонов П.В. Сознание и мозг//Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т.43. №1. С.211-218.Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / П.В, Симонов.- М.: Наука, 2001.Юмартова, Н.М. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения / Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 105-115.
2. Агафонов, А.Ю. Когнитивная психомеханика сознания, или как сознание неосознанно принимает решение об осознании / А.Ю.Агафонов. – Самара, 2006. – 348 с.
3. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика), т. 1. / В.М. Аллахвердов – СПб.: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.
4. Андреев А.С. Сознание и осознанность / А.С. Андреев // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2017. № 1 (7). С. 8-11.
5. Анохин, К.В. Лабиринты сознания, кладовые памяти / К.В. Анохин // Человек. – 2014. – № 4. – С. 136-150.
6. Брукс Ч. Чувственное осознавание: Как вернуть себе полноту переживания. / Ч. Брукс – М.: «Либрис», 1997. – 282 с.
7. Голубев, А.М. Особенности применения русскоязычной версии пятифакторного опросника осознанности / Голубев А.М., Дорошева Е.А. // Сибирский психологический журнал. 2018. № 69. С. 46-68.
8. Данилова Н. Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н. Н. Данилова. — М.: Аспект Пресс, 2012.— 368 c.
9. Датченко, С.А. Понятие «сознание» с позиции системно-эволюционных представлений / С.А. Датченко /
10. Иваницкий, А.М. Наука о мозге на пути к решению проблемы сознания / А.М, Иваницкий // Вестник Российской Академии наук. – 2010. - № 5-6. – С. 447-455.
11. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. М.: 2004. С.11 – 12
12. Психофизиология : учебник / [Ю. В. Гринченко, Т. Н. Греченко, Б. Н. Безденежных и др.] ; под ред. Ю. И. Александрова. 4-е изд., перераб. Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2015. 463 с.
13. Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений / О. Н. Рыбников. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
14. Симонов П.В. Сознание и мозг//Журн. высш. нервн. деят. 1993. Т.43. №1. С.211-218.
15. Симонов, П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности / П.В, Симонов.- М.: Наука, 2001.
16. Юмартова, Н.М. Осознанность (mindfulness): психологические характеристики и адаптация инструментов измерения / Н.М. Юмартова, Н.В. Гришина // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 4. С. 105-115.
Вопрос-ответ:
Что такое психофизиология сознания?
Психофизиология сознания изучает взаимосвязь психических процессов и физиологических процессов в организме человека.
Какие концепции сознания существуют?
Существуют различные концепции сознания, включая светлое пятно, повторный вход возбуждения и информационный синтез, сознание, общение и речь.
Какова роль сознания в общении и речи?
Сознание играет важную роль в общении и речи, позволяя нам осознавать и выражать свои мысли и эмоции.
Что такое осознанность?
Осознанность - это проявление сознания, которое включает в себя внимание, осознавание собственных мыслей и чувств, а также присутствие в настоящем моменте.
На чем базируются исследования осознанности?
Исследования осознанности базируются на предположении, что материальным субстратом сознания человека является центральная нервная система.
Что такое психофизиология сознания?
Психофизиология сознания - это научное направление, изучающее взаимодействие психических и физиологических процессов в человеке, а также механизмы формирования и функционирования сознания.
Какие основные концепции сознания существуют?
Основные концепции сознания включают светлое пятно, повторный вход возбуждения и информационный синтез, сознание, общение и речь.
Что изучается в главе 2 "Исследование осознанности как проявления сознания"?
В главе 2 рассматривается изучение осознанности как проявления сознания, его определение и механизмы функционирования, а также рассматриваются различные подходы к измерению и исследованию осознанности.
На чем базируются все исследования психофизиологии сознания?
Все исследования в психофизиологии сознания базируются на предположении о том, что материальным субстратом сознания человека является центральная нервная система.
Какие функции выполняет сознание?
Сознание выполняет такие функции, как осознание себя и внешнего мира, переживание эмоций и чувств, принятие решений, планирование и контроль действий, а также образование и хранение памяти.
Что такое психофизиология сознания?
Психофизиология сознания - это научное направление, изучающее взаимосвязь психических процессов и физиологических проявлений в организме человека.
Какие концепции сознания существуют?
Существует несколько концепций сознания, включая светлое пятно, повторный вход возбуждения и информационный синтез, а также сознание, общение и речь.