Скрытые смыслы в тексте и лингвистическая методика их распознавания (прагмалингвистический подход).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Лингвистика
  • 11 11 страниц
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 01.02.2019
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Скрытые смыслы в тексте и лингвистическая методика их распознавания (прагмалингвистический подход) 3
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Фрагмент для ознакомления

Однако в текстах военной тематики Э. М. Ремарка и В. Борхерта социальный и предметный планы значительно превышают личностный, что говорит об активном восприятии одиночества в ситуации общей угрозы и мобилизации усилий в предметной деятельности.
Таким образом, для изучения речевого портрета автора повествовательного художественного текста с точки зрения прагмалингвистики большую роль играют выявление идиостереотипов речевого поведения, исследование интенционального отношения к экзистенциальной ситуации (например, одиночества) и выведение речежанровых стратегий, присущих повествовательным (нарративным) текстам.


























Заключение

Ценность текста как лингвистической единицы состоит в его способности обнаруживать и демонстрировать текстообразующие потенции составляющих его формально-языковых единиц. Текст дает бесконечные образцы выбора и реализации языковых средств всех уровней для решения комплекса проблем межкультурного взаимодействия, включая нормы, правила, уровни общения соответствующего социума. В тексте все языковые единицы представлены в естественном окружении. Текст – это универсальная дидактическая единица, позволяющая соединить познание системы формально-языковых средств иностранного языка и познание норм и правил общения, речевого поведения в социокультурном контексте.

















Список использованной литературы

Борботько В. Г.Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: Книжный дом т «ЛИБРОКОМ», 2011. 288 с.
Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. - М.: Флинта-Наука, 2017.- 592 с.
Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006. 320 с.
Гальперин И. Р.Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2016. 148 с.
Матвеева Г. Г., Петрова Е. И. Введение в скрытую прагмалингвистику. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 97 с.
Nesterova T.V. Aktual’nye problemy kommunikativnoy lingvistiki (k utochneniyu ponyatiy «Kommunikativnaya kategoriya», «Kategoriya nepryamoy kommunikatsii», «kategoriya kosvennosti») [Actual problems of communicative linguistics (to clarify the concepts “Communicative category”, “Category of indirect communication”, “category of indirectness”)]. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2016, I. 1, pp. 103–109.
Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2016. - 314 с.
Степанов Ю. С.Методы и принципы современной лингвистики. М.: Эдиториал УРСС, 2015. 312 с.
Стернин И.А. Анализ скрытых смыслов в тексте. – Воронеж: «Истоки», 2011. - 66 с. - Тираж200 экз.
https://ru.content.guru/articles/smysl-teksta/
Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006. 320 с.
Степанов Ю. С.Методы и принципы современной лингвистики. М.: Эдиториал УРСС, 2015. 312 с.
Nesterova T.V. Aktual’nye problemy kommunikativnoy lingvistiki (k utochneniyu ponyatiy «Kommunikativnaya kategoriya», «Kategoriya nepryamoy kommunikatsii», «kategoriya kosvennosti») [Actual problems of communicative linguistics (to clarify the concepts “Communicative category”, “Category of indirect communication”, “category of indirectness”)]. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2016, I. 1, pp. 103–109.
https://ru.content.guru/articles/smysl-teksta/
Борботько В. Г.Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: Книжный дом
«ЛИБРОКОМ», 2011. 75 с.
Матвеева Г. Г., Петрова Е. И. Введение в скрытую прагмалингвистику. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 52 с.
Матвеева Г. Г., Петрова Е. И. Введение в скрытую прагмалингвистику. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 57 с.
Матвеева Г. Г., Петрова Е. И. Введение в скрытую прагмалингвистику. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 61 с.
Гальперин И. Р.Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2016. 148 с.












11

1. Борботько В. Г.Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. М.: Книжный дом т «ЛИБРОКОМ», 2011. 288 с.
2. Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста. - М.: Флинта-Наука, 2017.- 592 с.
3. Белянин В. П. Психологическое литературоведение. Текст как отражение внутренних миров автора и читателя. М.:Генезис, 2006. 320 с.
4. Гальперин И. Р.Текст как объект лингвистического исследования. М.: КомКнига, 2016. 148 с.
5. Матвеева Г. Г., Петрова Е. И. Введение в скрытую прагмалингвистику. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2009. 97 с.
6. Nesterova T.V. Aktual’nye problemy kommunikativnoy lingvistiki (k utochneniyu ponyatiy «Kommunikativnaya kategoriya», «Kategoriya nepryamoy kommunikatsii», «kategoriya kosvennosti») [Actual problems of communicative linguistics (to clarify the concepts “Communicative category”, “Category of indirect communication”, “category of indirectness”)]. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian language abroad]. 2016, I. 1, pp. 103–109.
7. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика. М.: Восток-Запад, 2016. - 314 с.
8. Степанов Ю. С.Методы и принципы современной лингвистики. М.: Эдиториал УРСС, 2015. 312 с.
9. Стернин И.А. Анализ скрытых смыслов в тексте. – Воронеж: «Истоки», 2011. - 66 с. - Тираж200 экз.
10. https://ru.content.guru/articles/smysl-teksta/

Вопрос-ответ:

Какие смыслы могут скрываться в тексте согласно прагмалингвистическому подходу?

Согласно прагмалингвистическому подходу, в тексте могут скрываться скрытые смыслы, которые не выражены явно, но подразумеваются или обозначаются в определенных контекстных условиях. Эти смыслы могут быть связаны с эмоциями, социальными отношениями, намерениями автора и др. Прагмалингвистическая методика помогает распознавать такие скрытые смыслы.

Какие тексты были использованы в статье для исследования скрытых смыслов?

В статье были использованы тексты военной тематики Э. М. Ремарка и В. Борхерта. Авторы обратили внимание на то, что в этих текстах социальный и предметный планы значительно превышают личностный, что указывает на активное восприятие одиночества в ситуации общей угрозы и мобилизации усилий в предметной деятельности.

Что означает активное восприятие одиночества в ситуации общей угрозы и мобилизации усилий в предметной деятельности?

Активное восприятие одиночества в ситуации общей угрозы и мобилизации усилий в предметной деятельности означает, что в текстах военной тематики, таких как произведения Э. М. Ремарка и В. Борхерта, авторы акцентируют внимание на социальных и предметных аспектах, а не на личностных. Это свидетельствует о том, что в условиях войны и общей угрозы отдельная личность ощущает себя одинокой и все свои усилия направляет на выполняемые задачи и деятельность, а не на самореализацию или взаимоотношения с другими людьми.

Какая методика помогает распознавать скрытые смыслы в тексте?

Для распознавания скрытых смыслов в тексте используется прагмалингвистическая методика. Она предполагает анализ контекста, намерений автора, общих знаний о мире и социальных отношений. С помощью этой методики можно определить скрытые эмоции, отношения или намерения, которые автор хотел выразить, но не выразил явно. Таким образом, прагмалингвистическая методика позволяет расширить понимание текста и обнаружить дополнительные смысловые слои.

Какие существуют скрытые смыслы в тексте?

В тексте могут существовать скрытые смыслы, которые не прямо выражены, но передают определенные значения, отношения или эмоции. Например, использование метафор, иронии или сарказма может передавать скрытые смыслы.

Какой подход используется для распознавания скрытых смыслов в тексте?

Для распознавания скрытых смыслов в тексте применяется прагмалингвистический подход. Этот подход учитывает контекст, интенцию автора и влияние среды на интерпретацию текста. Он анализирует не только языковые средства, но и их воздействие на коммуникативную ситуацию.

Существуют ли скрытые смыслы в текстах военной тематики?

Да, в текстах военной тематики могут существовать скрытые смыслы. Например, в текстах Э. М. Ремарка и В. Борхерта социальный и предметный планы могут превышать личностный, что указывает на активное восприятие одиночества в ситуации общей угрозы и мобилизации усилий в предметной деятельности.

Как можно изучать скрытые смыслы в тексте?

Изучение скрытых смыслов в тексте требует использование лингвистической методики, основанной на прагмалингвистическом подходе. Эта методика включает анализ языковых средств, контекста, коммуникативной ситуации и интенции автора. Изучение речевого портрета может помочь распознать и интерпретировать скрытые смыслы в тексте.