Роль шиитского ислама в Иране на рубеже XX – XXI вв.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История нового времени
  • 34 34 страницы
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 01.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Традиции участия шиитского духовенства в политической деятельности………………………………………………………………………5
Глава 2 Раскол исламского течения……………………………………………………………………………18
Заключение………………………………………………………………………32
Список литературы………………………………………………………………34

Фрагмент для ознакомления

Повторная победа М. Ахмадинежа-да на выборах вызвала взрыв возмущения среди иранцев. Кандидаты от реформаторского лагеря (С.Х. Мусави и ходжат-оль-эслам М. Кяруби) не признали итоги выборов и призвали своих сторонников выйти на протестные акции. Протестное движение, которое стали называть «зеленым», первоначально обращалось к властям с требованием пересмотреть итоги выборов. Однако по мере его расширения над ним все больший контроль устанавливали радикальные группы про-реформаторской ориентации, связанные с иранской эмиграцией на Западе. Оппозиционные властям идеологи «новой волны» исламского модернизма опубликовали манифест, в котором открыто обвинили аятоллу А. Хаменеи в утверждении в Иране системы единоличной власти и предложили свое видение трансформации режима через демократические преобразования . Внутри страны идейной опорой «зеленого движения» стал опальный аятолла Х.А. Монтазе-ри, духовный наставник реформаторского течения. Его похороны вылились в крупнейшую манифестацию сторонников преобразования исламского строя. Некоторые из великих аятолл на первом этапе поддерживали протестующих. Содействие оппозиционерам оказывал руководитель СОЦР аятолла А.А. ХашемиРафсанджани, что и стало причиной его политического затворничества в течение нескольких лет.Впоследствии в рядах демонстрантов появились лозунги против исламского режима. Призывы к ликвидации «велаятефаких» не нашли понимания в обществе. В ходе ответных массовых демонстраций иранцы заявляли о поддержке лидера и исламской республики. В акциях в защиту власти принимали участие известные сторонники лагеря реформаторов и даже активисты «зеленого движения». Эти события привели к резкому сокращению его социальной поддержки. События осени 2009 г. показали, что большая часть населения не разделяет идей изменения системы власти и пока не готова отказаться от принципа велаят-е факих, а выступает лишь за реформирование режима. Это движение не стало общенародным и остановилось на стадиипротестных акций средних городских слоев и студенчества, поскольку ввиду особенностей экономического и социально-культурного развития Ирана ему не удалось привлечь на свою сторону представителей других социальных групп.Власти в целях поддержания внутренней стабильности попытались задействовать все мобилизационные способности режима и применили насильственные методы. Хотя кризис был ликвидирован, его результатом стал раскол общества на две большие группы: сторонников сохранения режима в неизменном виде и выступающих за его трансформацию. Это размежевание наблюдалось и среди духовенства. Стоит признать, что с осени 2009 г. само понятие «реформаторство» воспринималось частью общества как антигосударственная и даже антиисламская деятельность, а участники движения ассоциировались с мятежниками. Это понимание до сих пор сохраняется в наиболее радикальных исламских кругах.Однако, несмотря на разгром реформаторских организаций после выборов, полностью искоренить это идейное течение не удалось. Хотя оппозиционное движение было задавлено, причины, приведшие к его возникновению, устранены не были. Внутри общества лишь усилился интерес к идеям демократии. События 2009 г. были расценены как самый сложный период в истории исламской республики. Они поставили перед руководством страны вопрос: каким путем пойдет дальнейшее развитие Ирана? путем усиления исламской компоненты или развития дихотомии - ислам-демократия?Высшие шиитские богословы осознали необходимость реформ в политической сфере для укрепления стабильности режима. Свое видение реформ продемонстрировал и духовныйлидер, сильно обеспокоенный разба-лансировкой всей системы власти. Он открыто заявил о намерениях в будущем внести корректировки в политическую систему, с тем, чтобы законодательно закрепить контроль парламента над президентом, предоставив депутатам право избирать главу исполнительной власти, и тем самым президентскую республику превратить в парламентскую. Консервативное крыло, отслеживая усиливающиеся в обществе тенденции модернизации, предлагало усиление религиозной парадигмы и ограничение демократических институтов.Усиление внешнего давления на Иран и ужесточение санкционного режима в связи с развитием ядерной программы настолько обострило экономическую ситуацию, что на время отодвинуло дискуссии по политическим вопросам. Духовный лидер говорил о сплочении всех внутренних сил для противостояния врагам республики, однако внутри страны усиливалось противостояние религиозно-политических элит и их дальнейшая сегментация. От консервативного фронта отделились наиболее радикальные группы, которые открыто противостояли умеренно-традиционной и прагматично-либеральной частям этого лагеря.Реформаторский фланг, переживший жесточайшие репрессии, отмежевался от радикальных группировок и, опираясь на позиции умеренного реформаторства, попытался вернуться на политическую арену. Его лидер М. Хатами заявлял о верности идеям исламской революции, принципу велаятефаких и конституции страны и призывал оставшиеся в стране либеральные силы пересмотреть стратегию действий.В 2013 г. в условиях международной изоляции и обвала экономики либерально настроенное духовенство сумело мобилизовать общество на создание широкой коалиции в составе вновь созданных и восстановленных реформаторских партий, прагматиков-технократов и части умеренных консерваторов, которая привела на президентских выборах к победе их кандидата - ходжат-оль-эслама Х. Роухани. Его программа поставила основной целью деятельности нового правительства снятие санкций и обеспечение гражданских свобод. Х. Роухани, представляя высшее духовенство, реализует идеи умеренного направления в религиозном модернизме и увязывает их с интересами новых средних слоев. Он выступает за более активное участие населения в общественно-политической жизни, за равноправие женщин, освобождение культурной сферы от излишнего контроля со стороны религиозных структур.Деятельность его правительства открыла новый этап политической и социокультурной либерализации. На фоне заметного повышения уровня политического участия граждан в последние годы наблюдается усиление интереса к проблемам дальнейшего развития страны. Часть шиитского духовенства поддерживает идеи либерализации общественно-культурной жизни и даже готово к реформированию политической сферы в рамках исламской республики. Оно ставит вопрос о пересмотре функций Наблюдательного совета с целью сокращения его влияния на выборы светских органов власти, об изменении Законао выборах и партиях. Недовольство духовенства вызывает обязательный экзамен для кандидатов в члены Совета экспертов. На последних выборах в этот орган в 2016 г. внук имама Хомейни, отказавшийся пройти тестирование, не был допущен к участию в кампании. Много лет ждет решения Наблюдательного совета вопрос о возможности женщины стать президентом, хотя многие религиозные лидеры дают на него положительный ответ.В религиозном сообществе обсуждается вопрос и о возможности замены валифакиха советом факихов (35 чел.), создание которого было предусмотрено в первом тексте иранской конституции. Ряд ведущих аятолл допускают, что руководство обществом со стороны духовенства может быть коллегиальным. Некоторые высказываются относительно необходимости ограничивать полномочия духовного лидера. Однако этот политический дискурс воспринимается в штыки радикальным духовенством, представители которого видят решение всех проблем в усилении исламиза-ции и укрепления института вали факиха. Отмечая разложение иранского общества из-за проникновения западных ценностей, они усиливают борьбу за ужесточение исламских норм в быту, в общественной жизни и делают ставку на исламские институты-мечети, пятничные намазы, религиозные церемонии, которые проводят индоктринацию населения, используя традиционные образы и понятия. Радикальное духовенство прилагает максимум усилий, чтобы отстранить правительство Х. Роухани от власти и предотвратить дальнейшую эволюцию режима.В самом начале 2018 г. по Ирану прокатилась волна выступлений и демонстраций, на которых звучало недовольство экономической ситуацией в стране и снижением уровня жизни. Высказывались обвинения в адрес правительства в связи с неспособностью разрешить бытовые трудности населения. Экономические акции в ряде мест стали перерастать в политические протесты. Впервые за всю историю ИРИ открыто осуждались диктатура духовенства, исламский режим и лично духовный лидер. Были предприняты попытки восстановить имидж шахов Пехлеви, что свидетельствует о выходе на политическую сцену нового поколения иранцев, далеких от идей исламской революции. Протестующие в ряде мест нападали на представителей духовенства, обвиняя их в коррупции и отказе от принципа социальной справедливости, препятствовали проведению пятничных намазов. Аналитики на Западе рассматривали эти события как преддверие антиисламской революции, сильно преувеличив их размах и политическую суть протестов. Даже окружение М. Ахмадине-жада заговорило о приближении существующего режима к своему концу и сопоставляло события января 2018 г. с антишахскими демонстрациями 1978 г. Январские протесты отразили широкий спектр настроений иранского общества и отличались разнонаправленностью лозунгов и устремлений. Тем не менее многочисленные демонстрации так и не переросли в массовое движение. С социальной точки зрения, протестующие представляли низшие слоисреднего класса и самые низы общества. Основная масса городских слоев не поддержала эти выступления. Эти социальные группы, опасаясь дестабилизации ситуации по сирийскому сценарию, заявили о поддержке властей, поскольку еще не потеряли надежду на либерализацию режима. Соцопросы, проведенные по окончании акций, показали, что 75% населения недовольны ситуацией в стране, но лишь 9% корень проблем видят в руководящей роли духовенства. Почти 60% убеждены в том, что режим можно реформировать, и только треть опрошенных не видят перспектив для существующей политической системы. ЗаключениеНедавние события показали, что пока в стране не сложились предпосылки для революционной ситуации. Власть еще сохраняет запас прочности, однако недовольство политикой духовенства среди молодых поколений нарастает. Молодежь требует расширения политических и социальных свобод, ликвидации вмешательства в личную жизнь, перехода от политизированного общества к гражданскому. Прослойка недовольных режимом в его нынешней форме день ото дня расширяется, что демонстрируют многочисленные кампании неповиновения властям в интернете и увеличивающееся число протестных акций в стране.Значительная часть религиозно-политической элиты осознает необходимость кардинальных преобразований ради выживания исламской республики. Х. Роухани пытается воспользоваться моментом, ослабить экономические позиции радикального духовенства и КСИР, продвинуть более либерально настроенных шиитских улемов на посты пятничных имамов и руководителей религиозных структур, провести ряд мер, направленных на либерализацию социально-культурной сферы. Он имеет поддержку в среде духовенства, готового к смягчению исламских норм, внесению некоторых изменений в Конституцию. Но очевидно, что он и его сторонники не готовы принять тот факт, что духовенство не должно управлять обществом, и допустить секуляризацию режима.Крайние радикалы говорят о необходимости жестко подавлять все проявления недовольства, ограничить доступ к интернету и усилить исламскую составляющую. Эти круги, полностью контролирующие религиозную трибуну, при поддержке КСИР будут пытаться и далее дискредитировать правительство, мобилизуя против него традиционные слои, чтобы не допустить снижения авторитарности религиозной власти. В условиях сильнейшего внешнего давления со стороны США, их поддержки эмигрантских организацией, отсутствии перспектив продолжения СВПД, ужесточение внутренней политики и игнорирование требований нового поколения может подставить под угрозу будущее режима.Борьба умеренных либералов и радикальных консерваторов отражает противостояние двух идеологических течений: мусульманского консерватизма (фундаментализма) и религиозно-политического модернизма по вопросам исламской модели управления обществом. Причем по сути это столкновение традиционности и стремления к модернизации. Духовенство, вставшее почти 40 лет назад у руля власти в Иране, предложило народу свою модель политического и социально-экономического развития. Несмотря на установление абсолютного доминирования духовенства, выстроенная система несла в себе демократический потенциал. По мере развития общества в направлении модернизации в нем возрастали запросы на развитие этого потенциала. Духовенство, разделявшее идеи модернизма в исламе, возглавило процесс экономической и политической либерализации и выразило готовность к трансформации системы. Из-за сохранения наиболее сильных рычагов власти в руках консервативно настроенного духовенства, выступающего за доминирование религиозной компоненты, попытки реформирования политической сферы оказались безуспешными. Однако пока еще надежды на преобразование системы в сторону усиления республиканских органов власти и демократических начал при сохранении исламской компоненты не исчерпаны.Существующую в Иране на протяжении почти 40 лет систему исламского правления можно рассматривать как модель модернизации общества, которое идет незападным путем и опирается на традиционные ценности, сочетая их с принципами демократии и сохраняя свою политическую идентичность.Список литературыВознесенский А.Д. (ред.) (2011) Восток и политика. Политические системы. Политические культуры. Политические процессы. М.: Аспект-Пресс.Дараби А. (2011/12) Доктрина исламской революции. Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни (2009). М.: Научная книга.Дунаева Е.В. (2016) Политическая система Исламской республики Ирана: вызовы либеральной модернизации // Восток (Oriens). № 1. Кепель Ж. (2002) К «мусульманской демократии»? // Неприкосновенный запас. № 6 (26) // http://magazines.russ.ru/ nz/2002/6/kepel.html Лукоянов А.К. (2009) Исламская революция. Иран - опыт первый. М.: Май-принт.Мамедова Н.М., Санаи М. (ред.) (2001) Иран: ислам и власть: Сб. статей. М.: Институт востоковедения.Политические течения в современном Иране. Тегеран: Исследовательский центр культуры и научной мысли (на перс.яз.).Скляров Л.Е. (1993) Иран 60-80-х годов: традиционализм против современности. Революция и контрреволюция. М.: Наука.Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. (2006) Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец.Федосеенкова А.Н. (2011) Религиозно-политический модернизм в современном Иране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: ИВ РАН.Филин Н.А. (2014) Концепция «мар-джаата» в реалиях современного Ирана // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). М.: ИВ РАН, Крафт+. С. 210-218.Хаджесарви Г. (ред.) (2011/12) Политика и власть в Исламской республике Иран. Тегеран: Университет имама Садега (на перс.яз.)

Список литературы
1. Вознесенский А.Д. (ред.) (2011) Восток и политика. Политические системы. Политические культуры. Политические процессы. М.: Аспект-Пресс.Дараби А. (2011/12)
2. Доктрина исламской революции. Избранные мысли и взгляды Имама Хомейни (2009). М.: Научная книга.
3. Дунаева Е.В. (2016) Политическая система Исламской республики Ирана: вызовы либеральной модернизации // Восток (Oriens). № 1.
4. Кепель Ж. (2002) К «мусульманской демократии»? // Неприкосновенный запас. № 6 (26) // http://magazines.russ.ru/ nz/2002/6/kepel.html
5. Лукоянов А.К. (2009) Исламская революция. Иран - опыт первый. М.: Май-принт.
6. Мамедова Н.М., Санаи М. (ред.) (2001) Иран: ислам и власть: Сб. статей. М.: Институт востоковедения.
7. Политические течения в современном Иране. Тегеран: Исследовательский центр культуры и научной мысли (на перс. яз.).
8. Скляров Л.Е. (1993) Иран 60-80-х годов: традиционализм против современности. Революция и контрреволюция. М.: Наука.
9. Ульченко Н.Ю., Мамедова Н.М. (2006) Особенности экономического развития современных мусульманских государств (на примере Турции и Ирана). М.: Городец.
10. Федосеенкова А.Н. (2011) Религиозно-политический модернизм в современном Иране. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. М.: ИВ РАН.
11. Филин Н.А. (2014) Концепция «мар-джаата» в реалиях современного Ирана // Государство, общество, международные отношения на мусульманском Востоке (Афганистан, Иран, Пакистан, Турция, этнический Курдистан, соседние мусульманские районы). М.: ИВ РАН, Крафт+. С. 210-218.
12. Хаджесарви Г. (ред.) (2011/12) Политика и власть в Исламской республике Иран. Тегеран: Университет имама Садега (на перс. яз.)

Вопрос-ответ:

Какую роль играет шиитский ислам в Иране?

Шиитский ислам имеет огромное значение в Иране, являясь государственной религией. Он определяет многие аспекты жизни в стране, включая политику, образование, юридическую систему и культуру.

Какие традиции участия шиитского духовенства в политической деятельности существуют в Иране?

Духовенство в Иране играет активную роль в политике. Они контролируют многие ключевые институты в стране, в том числе Совет экспертов и Верховный лидер. Кроме того, они имеют свои собственные политические партии и участвуют в выборах.

Как произошел раскол в шиитском исламе?

Раскол в шиитском исламе произошел в результате различных толкований правопреемства после смерти пророка Мухаммеда. Одна группа сторонников приняла точку зрения, что вождем должен быть потомок Мухаммеда, тогда как другая группа поддерживала право каждого выбирать своего вождя. Это привело к разделению на шиитов и суннитов.

Какие претенденты оспорили победу М Ахмадинежа на выборах в Иране?

На выборах в Иране победу М Ахмадинежа оспаривали претенденты от реформаторского лагеря - С Х Мусави и ходжат оль эслам М Кяруби. Они не признали результаты выборов, утверждая, что они были сфальсифицированы.

Какова была реакция иранцев на повторную победу М Ахмадинежа на выборах?

Повторная победа М Ахмадинежа на выборах вызвала взрыв возмущения среди иранцев. Многие люди вышли на улицы в знак протеста против якобы фальсифицированных результатов выборов. Были столкновения с полицией и жестокая подавление протестов. Это привело к началу массовых антиправительственных движений в стране.

Какая роль шиитского ислама играет в политической деятельности Ирана?

Шиитский ислам играет важную роль в политической деятельности Ирана. Он является государственной религией и имеет влияние на формирование законодательства и политических решений. Духовенство шиитской общины также активно участвует в политической жизни страны, поддерживая определенных политических лидеров и партии. В иранской системе государственного управления существует концепция "Великого Аятоллы", которая дает религиозному лидеру значительное влияние на принятие решений.

Какова роль шиитского духовенства в политической деятельности Ирана?

Шиитское духовенство играет активную роль в политической деятельности Ирана. Оно является одним из главных источников религиозной и политической власти в стране. Духовенство обладает значительным авторитетом среди шиитской общины и использует свое влияние для поддержки определенных политических лидеров и партий. Оно также принимает участие в формировании законодательства и политических решений, основываясь на своих религиозных убеждениях и традициях.

Какова роль шиитского духовенства в иранской политической системе?

Шиитское духовенство играет важную роль в иранской политической системе. Оно обладает значительным влиянием и авторитетом среди шиитской общины и использует его для участия в политической деятельности. Духовенство поддерживает определенных политических лидеров и партии, а также принимает участие в формировании законодательства и принятии политических решений. Кроме того, существует концепция "Великого Аятоллы", которая дает религиозному лидеру значительное влияние на политический процесс в стране.

Какую роль играет шиитский ислам в политической деятельности Ирана?

Шиитский ислам играет важную роль в политической деятельности Ирана. Это государство является шиитской республикой, где шиитские духовенство имеет значительное влияние на принятие решений и формирование политической системы.

Какие традиции участия шиитского духовенства в политической деятельности Ирана можно выделить?

Шиитское духовенство в Иране традиционно участвует в политической деятельности, выполняя различные роли. Они осуществляют религиозное руководство, оказывают политическое влияние на решения правительства и проводят религиозно-политические образовательные программы.

Чему привел раскол исламского течения в Иране?

Раскол исламского течения в Иране привел к политическим и социальным потрясениям. Он создал разделение на консервативные и реформаторские лагери в политической сфере и породил конфликты и противостояния между ними.