Использование инновационных технологий в обучении детей с нарушением слуха
Заказать уникальную курсовую работу- 50 50 страниц
- 70 + 70 источников
- Добавлена 01.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава I. Теоретические основы использования инновационных технологий в образовании 6
1.1 Понятие инновационные технологии 6
1.2 Возможности применения инновационных технологий в образовательном процессе 10
1.3. Информационно – коммуникационные технологии как инновационное средство в образовании 15
1.4 Положительные и отрицательные стороны применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе 20
Глава II. Информационно – коммуникационные технологии в обучении школьников с нарушением слуха 25
2.1. Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха 25
2.2. Использование Интернет - технологий в обучении детей с нарушенным слухом 29
2.2. Интернет – ресурс «Электронное руководство к учебнику А.Г. Зикеева и К.Г. Коровина «Русский язык. 5 класс. Часть 2» как инновационная технология в образовании слабослышащих школьников 36
Заключение 45
Литература 48
Стоит отметить, что все отмеченные блоки находятся во взаимосвязи друг с другом. Выглядит эта взаимосвязь, должна следующим образом. Учебник разбивается на модули, которые содержат разделы, а любой раздел, в свою очередь, обязательно должен содержать теоретические сведения и блок самоконтроля. Кроме того, в электронный учебник должны быть включены блоки самообразования и внешнего контроля.Подобная структура электронного учебника определяется тем, что в большей степени подобные учебники применяются в целях организации самостоятельной работы обучающихся. В связи с этим в них должны ясно определяться, какие именно разделы и в какой последовательности необходимо изучать, каким образом разделы взаимосвязываются друг с другом. Подготовленный предметный материал должен соответствовать ряду специальных требований [8].Требования к блоку образовательного материала:1. Предметный материал должен быть четко структурирован, а именно структурирован по модулям. Кроме того, следует определиться с порядком освоения модулей и их взаимосвязью. Все модули необходимо разбить на разделы, темы и т.п.2. Представленный материал должен быть компактным. Содержание всех разделов или тем нужно сделать краткими, ясными, в которых содержаться только основная информация.3. В учебниках должен наличествовать иллюстративный материал, в частности, поясняющие схемы и рисунки. Но стоит отметить, что злоупотребление подобным материалом может привести к перегрузке учебника лишними компонентами.Требования к блоку самоконтроля:1. В учебнике необходимо разместить вопросы и упражнения для самоконтроля.2. В конце любого модуля или раздела разместить вопросы, упражнения и тесты для самоконтроля.3. В случаях неправильного выполнения промежуточных тестов в учебнике должны иметься подсказки и пояснения.Применение электронного учебника, направленного на организацию самостоятельной работы обучающихся, должно соответствовать следующим требованиям к блоку самообразования. 1. В учебнике необходимо разместить список литературы и электронных источников. Рекомендуется, сгруппировать такой список относительно разделов или модулей.2. Учебник необходимо снабдить дополнительными вопросами и темами для самостоятельного изучения.3. Учебник должен обладать дополнительными сведениями, в том числе, историческими фактами, биографическими сведениями, видео и аудио-вставками.4. Учебник необходимо снабдить словарем, поясняющим основные термины и понятия [9].Требования к блоку внешнего контроля. Исходя от целей эксплуатации электронного учебника, формой итогового контроля могут выступать:1) курсовая работа;2) лабораторные работы;3) зачет или экзамен.Таким образом, были рассмотрены критерии отбора материала для электронного учебника. Отбор материала основывается на общеобразовательных принципах и на требованиях требования ГОС ВПО. Структура электронного учебника состоит из взаимосвязанных между собой блоков. Разработка электронного учебника является поэтапным процессом, который состоит из одиннадцати этапов. ЗаключениеЦелью курсовой работы явилось исследование особенностей использования инновационных технологий в обучении детей с нарушением слуха. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировавпонятие инновационные технологии, можно сделать вывод, в образовании инновационные технологии – это новые способы и методы взаимодействия педагогов и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.2. Изучиввозможности применения инновационных технологий в образовательном процессе, можно констатировать, что сейчас у многих на слуху такие понятия, как «интерактивные технологии и методы», «инновации», «мультимедийные учебные материалы» и многие другие. Слова на первый взгляд сложные и неизведанные, но с другой стороны имеют похожий смысл. А дело все в том, что современная школа на данном этапе образования должна отвечать определенным требованиям. Это в основном касается оснащенности в учебных кабинетах компьютерами, проекторами, то есть информационными ресурсами.В школьном образовании существует различные педагогические инновации, и каждое учреждение использует свои наиболее «прижившиеся» или традиционные инновационные технологии в образовании.3. Рассмотревинформационно – коммуникационные технологии как инновационное средство в образовании, можно сказать, чтона сегодняшний день сложно найти такую сферу жизнедеятельности, в которой бы не применялись компьютерные технологии. Именно с этими технологиями связаны когнитивная, профессиональная, коммуникативная, творческая виды деятельности человека. Как говорит, А.В. Плешаков мы живем в мире, в котором, начиная с 70-х годах прошлого века, совершилась информационно-технологическая революция, повлекшая за собой появление микропроцессорной техники, создание персональных компьютеров, появление компьютерных сетей, возникновение компьютерных баз данных, развитие информационных, коммуникационных и Интернет-технологий. При помощи, новых технологий передавалась и накапливалась информацию независимо от объема. В связи с этими фактами человечество перешло на новый этап эволюции под названием «киберэволюция».5. Изучить особенности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушением слуха.4. Осветив положительные и отрицательные стороны применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, можно сделать вывод, что ИКТ имеют ряд следующих достоинств: 1) психолого-педагогический процесс делается современным, разнообразным и насыщенным; 2) расширяются возможности демонстрации информации; 3) обеспечивают наглядность и красоту оформления; 4) делают психолого-педагогический процесс более привлекательным; 5) помогают адаптироваться школьнику в современном информационном пространстве; 6) используются в разных видах педагогических мероприятий; 7) позволяют качественно проводить диагностику и мониторинг; 8) повышают качество профессиональной деятельности психологов и педагогов.5. Изучив особенности использовании информационно-коммуникационных технологий и Интернет - технологий в обучении детей с нарушением слуха, можно констатировать, что под нарушением слуха стоит понимать сниженные способности человека улавливать звуки окружающей действительности; под тугоухостью - частичное понижение способности воспринимать и понимать звуки, а под глухотой - полную потерю возможности слышать.6. Результаты проделанного анализа интернет – ресурса «Электронное руководство к учебнику А.Г. Зикеева и К.Г. Коровина «Русский язык. 5 класс. Часть 2» как инновационной технологии в образовании слабослышащих школьников демонстрируют, чтоучебник по курсу русского языка в 5-м классе специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида (для слабослышащих и позднооглохших детей) состоит из двух частей.Вторая часть «Местоимение. Сложные предложения» предназначена для работы в III и IV четвертях учебного года.Литература Агеев В. Н. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование - М.: Моск. гос. ун-т печати, 2003. - 235 с.Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2012. — 815 с.Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: Филинъ, 2003. – 300 с.Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2012. – 203 с.Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. №4, 2001. – С. 79-97.Вуль В.А. Электронные издания. - СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. - 308 с. Иванов О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 103-105.Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. // Преподаватель XXI век. - № 3, 2009. - С. 32-39.Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с. Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха. – М.: Прометей, 2015. – 152 с.Трифонова Э.П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Москва, 2008. - 286 с.Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 2005. – 342 с.Чикунов И.М. Электронные издания: Определение, классификация. [Электронный ресурс] URL: http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist4b/its4/chikunov.htmЧиричкина В.В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027925Швейковская Г. Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 436-440.Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551.Ясинская Т.Л. Отличия традиционных и инновационных форм и методов воспитания. [Электронный ресурс] URL: http://deti.jofo.ru/332278.html
2. Базоев В.З., Паленный В.А. Человек из мира тишины. - М.: Академкнига, 2012. — 815 с.
3. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. // М.: Филинъ, 2003. – 300 с.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. - М.: Академия, 2012. – 203 с.
5. Буторина Т.С., Ширшов Е.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника. // Открытое образование. №4, 2001. – С. 79-97.
6. Вуль В.А. Электронные издания. - СПб.: Изд-во «Петербургский институт печати», 2001. - 308 с.
7. Иванов О. А. Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 103-105.
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация как инновационный социально-педагогический феномен. // Преподаватель XXI век. - № 3, 2009. - С. 32-39.
9. Речицкая Е.Г. Сурдопедагогика. – М. ВЛАДОС, 2013. – 627 с.
10. Речицкая Е.Г. Учебная деятельность младших школьников с нарушением слуха. – М.: Прометей, 2015. – 152 с.
11. Трифонова Э.П. Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих школьников: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Москва, 2008. - 286 с.
12. Уваров А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. - М.: Изд-во УРАО, 2005. – 342 с.
13. Чикунов И.М. Электронные издания: Определение, классификация. [Электронный ресурс] URL: http://it-claim.ru/Library/Books/ITS/wwwbook/ist4b/its4/chikunov.htm
14. Чиричкина В.В. Современные интернет-технологии, используемые в образовании. [Электронный ресурс] URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016027925
15. Швейковская Г. Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2015. — №16. — С. 436-440.
16. Ягяджик С. С. Виды инновационных технологий и их характеристики // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 548-551.
17. Ясинская Т.Л. Отличия традиционных и инновационных форм и методов воспитания. [Электронный ресурс] URL: http://deti.jofo.ru/332278.html
Вопрос-ответ:
Какие возможности дает применение инновационных технологий в образовательном процессе детей с нарушением слуха?
Применение инновационных технологий в образовательном процессе детей с нарушением слуха позволяет создать новые возможности для эффективного обучения и коммуникации. Например, использование специализированных приложений и программного обеспечения может помочь детям с нарушением слуха развить навыки чтения, письма и коммуникации на более высоком уровне. Также инновационные технологии позволяют индивидуализировать обучение, учитывая особенности каждого ребенка.
Какие инновационные технологии можно использовать в образовании детей с нарушением слуха?
В образовании детей с нарушением слуха можно применять различные инновационные технологии, включая специальные аудиовизуальные средства, такие как аудиосистемы, проекционные экраны и интерактивные доски. Также можно использовать специальные программы и приложения для обучения на компьютерах и планшетах, например, программы для развития навыков чтения и письма, а также программы для аудирования и общения.
Какие отрицательные стороны применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе детей с нарушением слуха?
Несмотря на многочисленные преимущества, применение информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе детей с нарушением слуха имеет и свои отрицательные стороны. Например, некоторые дети могут испытывать затруднения с использованием технических устройств или программ, которые требуют специальных навыков. Также слишком интенсивное использование технологий может приводить к снижению коммуникативных навыков и социальной изоляции.
Какие технологии можно применять при обучении детей с нарушением слуха?
Для обучения детей с нарушением слуха можно использовать различные инновационные технологии, такие как использование компьютерных программ, мультимедийных материалов, специальных устройств для слухопротезирования и обучения через интерактивные игры.
Какие возможности предоставляют технологии для образовательного процесса детей с нарушением слуха?
Технологии позволяют создать более доступную и интерактивную обучающую среду для детей с нарушением слуха. Они могут использовать специализированные программы, просмотреть видеоматериалы с субтитрами или через дактильный жестовый язык в реальном времени и взаимодействовать с обучающими материалами или педагогами через специальные устройства.
Какую роль играют информационно-коммуникационные технологии в образовании детей с нарушением слуха?
Информационно-коммуникационные технологии являются важным средством обучения для детей с нарушением слуха. Они позволяют создать специальные программы и приложения, которые помогают детям развивать навыки коммуникации, аудирования и чтения. Кроме того, такие технологии могут быть использованы для проведения дистанционного обучения и телеконференций с участием специалистов на удаленных территориях.
Какие плюсы и минусы существуют при использовании информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе детей с нарушением слуха?
Преимущества использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе детей с нарушением слуха включают более доступное обучение, возможность индивидуального подхода, использование специальных программ и материалов. Однако, существуют некоторые недостатки, такие как недостаточная доступность и адаптация программ для слабослышащих детей, проблемы с техническим обеспечением и возможные проблемы со взаимодействием с педагогами и другими учащимися в случае дистанционного обучения.
Какие инновационные технологии могут быть использованы в обучении детей с нарушением слуха?
В обучении детей с нарушением слуха могут быть использованы различные инновационные технологии, такие как специальные программы с использованием видео и аудио материалов, виртуальная реальность, облачные технологии, специальные приложения и программы для обучения на мобильных устройствах, а также специализированные образовательные платформы.
Какие возможности применения инновационных технологий есть в образовательном процессе?
Применение инновационных технологий в образовательном процессе может значительно расширить возможности обучения детей с нарушением слуха. С их помощью можно создавать интерактивные учебные материалы, использовать специальные приложения и программы для развития коммуникационных навыков, создавать виртуальные среды для обучения и т.д.
Какие положительные и отрицательные стороны применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе?
Положительные стороны применения информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с нарушением слуха включают возможность индивидуализации обучения, доступ к специализированному контенту, улучшение коммуникации и повышение мотивации к обучению. Однако, есть и некоторые отрицательные стороны, такие как зависимость от технологий, возможность проблем с конфиденциальностью данных и необходимость постоянного обновления оборудования и программного обеспечения.