Стимулирование самовоспитания личности.
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 8 + 8 источников
- Добавлена 06.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Самовоспитание как цель и результат воспитания 5
1.1 Основные характеристики воспитания 5
1.2 Основные характеристики самовоспитания 8
2. Стимулирование самовоспитания личности как педагогическая задача 12
2.1 Понятие личности как цели самовоспитания 12
2.2 Подходы к стимулированию самовоспитания личности 15
Заключение 19
Согласно психологической идее П.К. Анохина о роли опережающего отражения действительности в личностномповедении и развитии, успешность стимулирования самовоспитания обучающихся в большей степени обусловлено тем, насколько онипонимают перспективы собственного роста и радуютсяего успеху. Любая человеческаядеятельность, ее цели, способы, результаты заранее программируются в его сознании, ориентируют и стимулируют данную деятельность. При достижении поставленных целей и получении ожидаемых результатов человек внутренне удовлетворение и радуется успеху. В свою очередь если намеченные цели не реализовались, человек не удовлетворён и психически напряжен [4].Повторение таких неудач парализует деятельность личности. Наоборот, видение собственных перспектив, радость от успеха, которые вызываютпозитивные эмоции, стимулируют внутреннюю активность и развитие личности. Как раз поэтому стимулирование самовоспитания подразумевает создание условий, которые бы способствовали видению обучающимися перспектив собственного роста и постижения радости успеха на пути к их достижению.Открывая перед обучающимися перспективы их роста и развития, невозможно абстрагироваться от переживаемых ими в ходе самовоспитания сложностей. Работа обучающихся над собой сопряжена с немалыми трудностями, требует от них большого психического напряжения, физических сил и нервной энергии, а в связи с этим не каждый характеризуется непрерывностью и дает ожидаемый результат. В целях достижения успехов в самовоспитании, требуются длительные и большие усилия. По причине недостаточной психологической и практической подготовленности к работе над собой и, как результат, отсутствия нужного опыта в этом, большинство учащихся не чувствуют заметных успехов в самовоспитании и даже большеощущают срывы и неудачи, приобретающие при повторении устойчивость. В данных условиях ситуацию ожидания радости успеха сменяет разочарование, становится недостижимой, что провоцирует пассивность, утрату интереса к самовоспитанию, его эпизодичности либо почти бездейственность.Также, может быть и неадекватное с педагогической позиции поведение. Не обладая возможностью самореализации в социально одобряемой деятельности, конкретный школьник может наткнуться напути самоутверждения, которыеболее легкие иобычно асоциальные.При выявлении форм стимулирования самовоспитания П.Н. Осипов исходит из того, что они отражают отношения, которые складываются между учителями и обучающимися. Они могут быть коллективно-коллективными (педагогический коллектив - ученический коллектив), коллективно-индивидуальными (педагогический или ученический коллектив - отдельный учащийся), индивидуально-коллективными (педагог - группа) и индивидуально-индивидуальными (педагог - учащийся).Естественно, что субъект самовоспитания сам ученик, а субъекты стимулирования данного процесса все участники воспитательного процесса: учителя, родители, ровесники и т.п. Для учителей задача стимулирования самовоспитания ребят должна входить в совокупность задач реализуемой ими воспитательной деятельности.Практика показывает: чем полнее и лучше включены обучающиеся в многообразную деятельность, чем больше они берут на себя инициативу ее планирования, подготовки и реализации, подведения итогов, контроля, коррекции, тем выше результативность самовоспитания. Если школьниквзял роль активного организатора и участника деятельности, то вследствиескладывается активная, деятельная личность. И, наоборот, при неадекватной организации деятельности, когда он остается пассивным исполнителем либо безразличным участником, у него складываются соответствующие качества, поскольку бездеятельность тоже является своего рода деятельностью.Результативность стимулирования самовоспитания зависит и от многообразия применяемых средств и методов, и от правильности реакции на них обучающихся. Практика демонстрирует, что наибольший результат достигается там, где учителя используют хорошо продуманную систему средств и методов стимулирования самовоспитания, которые взаимосвязаны между собой.Самым важным средством и стимулом самовоспитания является общение обучающихся, в связи с этим, чем оно шире и разумнее, тем успешнее и их самовоспитание.На каждом возрастном этапеличностного развития в особенности велико влияние на нее друзей, ровесников, чего невозможно не учитывать при стимулировании самовоспитания. Кроме того, имеется конкретная последовательность педагогических воздействий, которые направлены на стимулирование самовоспитания учащегося.Первый стадия работы по стимулированию самовоспитания обучающихся начинается с диагностирования их готовности к самовоспитанию. Это нужнодля осуществления,дифференцированного и индивидуального подходов. Диагностирование реализуется по следующим критериям: познавательному, мотивационному и деятельностному. Причем надо выяснить знаком ли ученик со способами самопознания и регулирования собственного поведения, хочет ли больше знать о себе и изменить себя, предпринимает ли что-нибудь для этого.Но как бы хорошо учитель ни изучил каждого школьника, ни диагностировал процесс и результаты самовоспитания, оно непредставимо, в главную очередь, без того, чтобы каждый обучающийся хорошо знал себя, собственные достоинства и недостатки, а в связи с этим самой важной задачей педагога, как на стадии диагностики самовоспитания, так и на всех остальных стадиях является обучение учащегося способам самопознания.Обучение ребенка способам самопознания является переходом от диагностики самовоспитания обучающихся к его стимулированию. В связи с этим уже в ходе диагностики самовоспитания обучающихся, которая сама по себе (желают они того либо нет) способствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя - надо стремиться к тому, чтобы изучение обучающимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправленным и систематическим.В данном плане большое значение может сыграть применение разработанной для детских объединений и организаций программы «Познай себя» [5].ЗаключениеЦелью реферата явилось исследование особенностей стимулирования самовоспитания личности. В связи с этим были сформулированы следующие выводы:1. Проанализировав основные характеристики воспитания, можно сказать, чтопод воспитанием нужно понимать в качестве комплекса технологий, ориентированных на целенаправленное формирование детской личности ребенка. Цель воспитания заключается в ожидаемых изменениях в человеке, осуществленных под влиянием воспитательных акций и действий, которые специально подготовлены и планомерно проведены.2. Изучив основные характеристики самовоспитания, можно констатировать, чтосамовоспитание является осознаннымчеловеческим стремлением целенаправленным и самостоятельным образомосуществить собственный потенциал, который дан с рождения. Чтобы полно реализовать его нужно глубоко познать себя, совершенствовать личные качества, развивать необходимые навыки и способность к критически мыслить.3. Раскрыв специфику научного подхода к пониманию личности, можно сделать вывод, чтоличность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. Личность может самоизменяться, порождая новые качества. Большое влияние на формирование личности оказывает общение.4. Рассмотрев подходы к стимулированию самовоспитания личности, можно сказать, чтопедагогическое стимулирование самовоспитания является сознательным использованием субъектами воспитания многообразных стимулов, котороезаключается в их целесообразном отборе, модификации и включении их в данный процесс при учете индивидуально-психологических особенностей воспитанников и конкретной ситуации.Список используемой литературыКикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика. — М.: Юнити-Дана, 2004. — 895 с.Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.Мунарова Р. У., Ёкубова И. Р., Шабакаева Э. А. Факторы, влияющие на самовоспитание школьников // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 13-15.Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
1. Кикоть В.Я., Столяренко А.М. Юридическая педагогика. — М.: Юнити-Дана, 2004. — 895 с.
2. Клонингер С. Теории личности: познание человека. - СПб.: Питер, 2003. – 720 с.
3. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. — 480 с.
4. Мунарова Р. У., Ёкубова И. Р., Шабакаева Э. А. Факторы, влияющие на самовоспитание школьников // Образование и воспитание. — 2015. — №3. — С. 13-15.
5. Осипов П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.
6. Петровский А.В. Быть личностью. – М.: Педагогика, 1990. – 112 с.
7. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания. М.: Высшее образование, 2006. – 206 с.
8. Фейрнхейм А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001. – 368 с.
Вопрос-ответ:
Каким образом самовоспитание может быть целью и результатом воспитания?
Самовоспитание может быть как целью, так и результатом воспитания. В ходе воспитательного процесса формируются навыки и качества, которые позволяют личности самостоятельно развиваться и совершенствоваться. Таким образом, самовоспитание становится целью воспитания, а также результатом этого процесса.
Какие основные характеристики имеет воспитание?
Воспитание характеризуется комплексностью и системностью. Оно включает в себя такие аспекты, как формирование нравственных и этических ценностей, развитие индивидуальности и самостоятельности, приобретение социальных навыков и умений.
Какие основные характеристики имеет самовоспитание?
Самовоспитание характеризуется активностью и самостоятельностью личности. Оно предполагает осознанное формирование и развитие своих качеств и способностей, а также постоянное совершенствование через самоанализ и самоконтроль.
Каким образом стимулируется самовоспитание личности как педагогическая задача?
Стимулирование самовоспитания личности осуществляется через создание специальных педагогических условий. К ним относятся создание атмосферы взаимоуважения и доверия, постановка достижимых целей, обратная связь и поддержка со стороны педагога, мотивация через поощрение и признание достижений.
Какие подходы существуют к стимулированию самовоспитания личности?
Существуют различные подходы к стимулированию самовоспитания личности, в том числе психологический, социально-педагогический и системный подходы. Каждый из них предлагает свои методы и приемы для развития самостоятельности, ответственности, самоконтроля и других качеств, необходимых для самовоспитания.
Каковы основные характеристики воспитания?
Основными характеристиками воспитания являются системность, целенаправленность и обучающий характер. Воспитание представляет собой длительный процесс формирования личности, направленный на развитие моральных, эстетических и интеллектуальных качеств.
Чем отличается самовоспитание от обычного воспитания?
Самовоспитание является специфической формой воспитания, которая осуществляется самим человеком. В отличие от обычного воспитания, при самовоспитании личность самостоятельно определяет свои цели, стремится к развитию и самосовершенствованию.
Как можно стимулировать самовоспитание личности?
Стимулирование самовоспитания личности является важной задачей педагогики. Для этого можно использовать различные подходы, такие как создание благоприятных условий для саморазвития, поощрение самоанализа и самоконтроля, предоставление выбора и возможности самоопределения.
Чему служит самовоспитание как цель воспитания?
Самовоспитание является целью воспитания, так как позволяет развить у человека самостоятельность, ответственность, самоконтроль, творческое мышление и другие важные качества. Через самовоспитание личность достигает гармонии и самореализации.
Какую роль играет стимулирование самовоспитания по идее П.К. Анохина?
Согласно психологической идее П.К. Анохина, стимулирование самовоспитания играет важную роль в развитии личности. Он подчеркивает значение опережающего отражения действительности, то есть способности человека думать и планировать свои действия заранее. Знание о возможных последствиях помогает личности осознанно и целенаправленно вести себя и развиваться.