Разработка цикла обучения.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Педагогика
  • 18 18 страниц
  • 1 + 1 источник
  • Добавлена 12.12.2010
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Пояснительная записка
Содержание программы
Разработки занятий
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Практическая часть занятия проходит в форме ролевой игры, в основу которой положен конфликт. Сюжет может носить характер сказки, фантастической истории, реальных событий истории и т.д.
Тема «Я и Другой» (лекция)
Цель: формирование представления о Другом человеке как ценности, как о неповторимой и уникальной целостности. Осознание собственной толерантности в общении.
Основные понятия: человек как «субъект» и «объект»; деловое и межличностное, духовное общение; толерантность.
Методические рекомендации: «Всякая настоящая жизнь есть встреча» - убеждает нас философская антропология Мартина Бубера. Рост внутренней сущности, развитие человека происходит благодаря присутствию рядом с собой других людей. Благодаря другим человек обретает самого себя.
Другой не оказывается творцом Я, но он является тем зеркалом, благодаря которому Я обнаруживает себя. Другой может стать либо примером, либо тем, для кого нам хочется открывать и развивать себя. Другой благодаря своему со-присутствию помогает Я ощутить собственные границы и одновременно прикоснуться к бесконечности. Каждая встреча служит нам ручательством нашей связи с миром.
Мартин Бубер выделяет две формы общения с другим человеком: «Я - Ты» и «Я - Оно». Общение «Я-Оно» происходит, когда другой для нас выступает просто как объект познания, исследования или средство достижения чего-либо. Цель существования в мире «Оно», в отделенности «есть приобретение опыта и использование».
Диалог «Я-Ты» возможен лишь в особом состоянии личности, когда другой воспринимается нами как такой же уникальный и неповторимый человек как и мы, со своим глубоким миром чувств и переживаний, со своей неповторимой картиной мира. Другой становится для нас особой ценностью. Диалог с Ты возможен лишь в особом состоянии личности
Участвуя в отношениях «Я – Оно», мы воспринимаем других людей, признавая только собственную исключительность, только собственную точку зрения и собственные чувства. Множество наших встреч проходит на уровне «Я – Оно». Но в каждой такой встрече содержится ожидание и надежда на отношения «Я – Ты», которыми преодолеваются изоляция и одиночество, реализуется наша сущность. Чувства любви, сострадания к другому человеку возникают именно через отношения «Я-Ты». Без них человек живет в пустоте, отчужденности и одиночестве.
Мир «Оно» такой, в котором приходится жить и «вполне можно жить», он фиксирует зримое, конкретное и полезное, «человек не может жить без Оно, но тот, кто живет лишь с Оно, тот не человек».
Выбирая в каждый момент жизни ту или иную форму общения, можно пытаться оставаться толерантным. Что такое толерантность? Это личностная терпимость к другим людям, сколь похожими или не похожими на нас они ни являются.
Под толерантностью понимается:
Сотрудничество, дух партнерства.
Готовность мириться с чужим мнением.
Уважение человеческого достоинства.
Уважение прав других.
Принятие другого таким, каков он есть.
Способность поставить себя на место другого.
Признание равенства других.
Терпимость к чужим мнениям, верованиям и поведению.
Отказ от доминирования, причинения вреда и насилия.
К качествам толерантной личности относятся способность сопереживания и сочувствия, доверие, чувство собственного достоинства и знание самого себя, уважение к себе и другому. Толерантные люди не перекладывают ответственность на других, они несут ее сами; признают мир в его многообразии и готовы выслушать любую точку зрения; стремятся к личностной независимости больше, чем к принадлежности внешним институтам и авторитетам, так как им не нужно за кем-то прятаться; предпочитают жить в свободном, демократическом обществе.
Последствиями интолерантности, или нетерпимости, могут быть конфликты, перерастающие во вражду, агрессивное, насильственное поведение. Интолерантному человеку трудно жить в согласии, как с самим собой, так и с другими людьми. Он опасается своего социального окружения и даже себя, своих инстинктов. Над ним как бы нависает ощущение постоянной угрозы. Интолерантный человек стремится снять с себя ответственность за то, что происходит с ним. Эта особенность связана со стремлением во всем обвинять других, и лежит в основе формирования предрассудков в отношении других групп – «не я ненавижу и причиняю вред другим, это они ненавидят и причиняют мне вред».
Интолерантные личности делят мир на две части – черное и белое. Для них не существует полутонов, есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент между «своей» и «чужой» группами. Они не могут относиться к чему-то нейтрально, все происходящее либо одобряют, либо нет.
Интолерантный человек страдает недостатком чувства юмора и, как правило, не способен посмеяться над собой, поскольку обладает болезненным самолюбием. У интолерантной личности отмечается повышенная потребность в порядке и желание сильной власти.
Деление людей на толерантных и интолерантных является достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. В качестве одного из упражнений, обучающих толерантности в общении можно предложить следующее:
Упражнение «Как быть толерантным в общении»
Цель: научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные чувства, такие как недовольство, обида, огорчение и т.п.
Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого?
Например, мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Схема достойного выхода из ситуации:
Начни разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты накричала на меня при ребятах…».
Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…».
Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей…».
Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям».
Далее ученикам предлагается самостоятельно, разбившись по парам, придумать, используя вышеприведенную схему, примеры толерантных выходов из следующих ситуаций:
Твой друг (подруга) попросил(а) у тебя одежду и порвал(а) ее.
Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.
Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.
Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал(а) контрольную у соседа.

Список литературы
Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256с.
Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256 с.









2

Список литературы
1.Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 256с.

Вопрос-ответ:

Что такое цикл обучения?

Цикл обучения - это последовательность этапов, которые позволяют достичь определенных целей обучения. Он включает в себя разработку учебной программы, создание учебных занятий, проведение практической части и оценку результатов.

Как можно разработать занятия в рамках цикла обучения?

Разработка занятий включает в себя выбор темы, определение целей, формирование учебного материала, планирование активностей учащихся и оценку прогресса. Необходимо учитывать интересы и возможности учащихся, а также применять разнообразные методы обучения.

Как проводится практическая часть занятия в рамках цикла обучения?

Практическая часть занятия может проходить в форме ролевой игры, которая основана на конфликте. Сюжет игры может быть разнообразным - от сказки до реальных историй. С помощью ролевой игры учащиеся могут лучше понять другого человека и осознать свою толерантность в общении.

Какие основные понятия рассматриваются на занятии о Другом?

На занятии о Другом рассматриваются основные понятия, такие как ценность, уникальность, целостность, толерантность. Учащиеся формируют представление о том, что каждый человек является ценностью и неповторимой личностью, их осознают собственную толерантность в общении.

Какова цель занятия о Другом?

Цель занятия о Другом - сформировать представление у учащихся о другом человеке как ценности и неповторимой целостности. Они также осознают свою толерантность в общении и понимают важность уважительного отношения к другим людям.

Как осуществляется разработка цикла обучения?

Разработка цикла обучения осуществляется путем составления пояснительной записки программы, разработки конкретных занятий, составления списка литературы и проведения практической части занятия в форме ролевой игры.

Какие форматы могут иметь занятия в цикле обучения?

Занятия могут иметь различные форматы, такие как ролевая игра, сказка, фантастическая история, реальные события истории и другие.

Какая тема освещается в цикле обучения?

В цикле обучения освещается тема "Я и другой".

Какие цели ставятся перед обучающимися в цикле обучения?

Основные цели цикла обучения включают формирование представления о другом человеке как ценности и уникальной целостности, а также осознание собственной толерантности в общении.

Какие понятия являются основными в цикле обучения?

Основными понятиями в цикле обучения являются "человек", "Я и Другой", "ценность", "уникальность", "целостность" и "толерантность".

Какая цель у формирования представления о другом человеке?

Целью является развитие представления о другом человеке как ценности, о его неповторимости и уникальности. Также важно осознание собственной толерантности в общении.