Своеобразие и значение «Диалогов» Платона.
Заказать уникальное эссе- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 10.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Отсюда и возник греческий термин для слова пир (симпосион), что переводится как совместное питье. Распивая вино, гости часто вели разговоры на этические, эстетические и философские темы. Главная тема «Пира» Платона – это рассуждения о любви и благе. По ряду свидетельств современников Платона, изначально этот диалог имел такие подзаголовки как «О благе» или «Речи о любви».Диалог «Пир» состоит из небольшого вступления и заключения и семи речей участников пира, с помощью которых Платон развивает основную мысль диалога.Диалог «Пир» поражает разнообразием жанров: философский, риторический, художественный, литературный. Большая часть ученых считает, что «Пир» Платона – это единственное философское произведение, которое построено по законам балаганного жанра, доказательство чему – образы, персонажи, композиция. Возникновение балаганного жанра связано с балаганными представлениями – это представления-сценки в которых обманывали определенных лиц, глумились над ними, передразнивали, а также показывали картины чудес, сияний.Сократ в диалоге представлен как единый комплекс философских и балаганных образов. Также он одновременно является героем древней комедии, персонажем философского мифа, воплощением мистериальных идей, маской балаганного шута. Сократ в «Пире» отражает раздвоенность личности, с одной стороны он нарушает правила и не соблюдает правил приличия, а с другой воплощает в себе мудреца. Философская сторона Сократа заключается в том, что у него безобразна лишь наружность, а внутри находится небесный Эрос.Для создания объемного портрета Сократа Платон использует единство мнимого и подлинного, комического и серьезного. Такой целостный образ Сократа мог быть выстроен именно средствами балаганного, поэтому среди других жанров мы выделили конкретного его.Речи участников «Пира» достаточно разнообразны. Мы встречаем здесь иронию, юмор, сарказм, серьезное и комическое проходят через большинство речей. В речах участников пира мы находим пафос, драматизм, лирику, интимную исповедь, философские рассуждения.Речь Алкивиада, восхваляющая красноречие Сократа, написана Платоном и с первом взгляда кажется, что Платон вложил свои мысли в речи Сократа и потом сам себя похвалив. В речи Алкивиада вложены чувства и мысли Платона к реальному Сократу, а не к действующему участнику «Пира». Речь Алкивиада – это дань уважения и восхищения к учителю, который ради истины принял смерть. Достаточно часто среди ученых можно встретить утверждения, что платонизм – это лишь развитие идей Сократа. По существующей легенде Сократ сразу увидел в Платоне своего лучшего ученика. Накануне встречи с Платоном Сократ видел во сне у себя на груди лебедя, который потом высоко взлетел со звонким пением. Увидев Платона, он воскликнул: «Вот мой лебедь!».Диалог «Пир» является самым популярным среди диалогов Платона. Объяснением этому обстоятельству служит тема диалога – любовь земная и небесная. Тема любви обсуждается в диалогах во всех ее аспектах. Аристофан в своей речи говорит о том, что люди не осознают мощи любви и если бы осознали ее силу, то приносили бы ей жертвы и воздвигали храмы. Платон, чтобы дать ответ на вопрос откуда возникло влечение любящих друг к другу сочиняет миф об андрогинах (мужеженщинах). Суть мифа заключается в том, что в древности существовало три пола: мужской, женский и третий, который включал признаки обоих. Третий пол обладал сверх силой и захотел покорить богов. Зевс мог поразить их молнией, но решил разрубать их на две части, чтобы они угомонились, но в тоже время, чтобы приносили приношения богам, а если не угомоняться разрубать их еще пополам. Две рассеченные половины тянулись друг к другу, обнимались, сплетались, умирали от голода и бездействия. Увидев это, Зевс помог людям получить удовлетворение от соития и после этого люди смогли позаботиться и о других своих нуждах. С тех давних пор и стало свойственно людям влечение друг к другу. В заключении Аристофан говорит о том, что «любовью называется жажда целостности и стремление к ней».Еще одним художественным приемом Платона является диалог в диалоге. Сократ пересказывает сотрапезникам свой диалог с мудрой женщиной мантинеянкойДиотимой. Сократ говорит Диотиме, что ему нужен учитель, поэтому вновь и вновь уточняет сказанное ею.Диотима поучает Сократа каким путем нужно идти в любви: нужно все время как будто по ступенькам подниматься вверх, постоянно стремиться к прекрасному, и только в созерцании прекрасного и может жить человек. Прочитав миф об андрогинах более детально, мы начинаем понимать, что это не трогательная романтическая история. Этой историей Платон хотел показать, как ущербна любовь, если она только телесная. Философ сочинил миф и тут же опроверг его. Диалоги о небесной любви наполнены у Платона пафосом. В своем диалоге высшими целями человечества Платон называет прекрасное само по себе, благо и любовь к ним.Итак, проанализировав диалог «Пир» мы пришли к пониманию почему он привлекает внимание читателей уже несколько столетий. Диалог «Пир» написан человеком зрелым, который прекрасно владеет своим родным языком, его нюансами, успешно демонстрирует разные значения одного и того же слова, чем подчеркивает богатство греческого языка. Его диалог имеет четкую логическую структуру, в нем прослеживается сформированная философская позиция, которая становится интересной читателю, благодаря введению разнообразных художественных приемов.Наше внимание также привлек диалог Платона «Федр», который мы тоже хотим рассмотреть более детально. В диалоге «Федр» Платон продолжает развивать свое учение о взаимоотношении идей и вещей. Основной задачей в «Федре» является обнаружение вечного круговорота вещей и идей, в котором активны и вещи, и их идеальные прообразы. Человеческое поведение, душа, тело, знание представлены в виде прообраза на небе. Однако тут же подается учение о падении их на землю и воплощении в земных телах. Платон в своем диалоге говорит о том, что земная жизнь зародилась от жизни небесной и постоянно стремиться ее воплотить.Свое учение об идее как о порождающей модели подано у философа при помощи драматургических, риторических, поэтических и мифологических приемов, что уже не вызывает ни у кого удивления после ознакомления с другими его диалогами. Основное содержание «Федра» можно передать в следующей фразе: любая вещь, которая имеет какую-то идею, может воплощать ее с разной степенью совершенства.Платон в диалоге «Федр» любую простую логическую конструкцию превращает в поэтические образы и в глубокую символическую мифологию. Философ создает учение о двух видах существ: боги и люди. Так как небо для Платона – это вечное и прекрасное, то боги для него идеальные существа, в которых идеально сливается тело и душа, и они могут вечно наслаждаться созерцанием истины и красоты. Люди у Платона представлены более слабыми существами, которые могут забыть небесные видения, в результате чего их души возвращаются на землю в свои тела. Несовершенство людских душ Платон объясняет законом Адрастеи (необходимость, неотвратимость). Следовательно, если слабые души падают с неба на землю, то для нас это падение есть не что иное, как диалектика необходимости и свободы или необходимости и случайности. В результате совмещения свободы и необходимости как раз и происходит неуклонное движение душ по небесному своду и их падение на землю, равно как и их последующее возвращение опять на небо. Диалектика свободы и необходимости и составляет логическую сущность мифологии «Федра».В диалоге «Федр» Платон выражает свое мнение о душе. Для него душа – это то, что движет само себя и все другое вокруг. Также при прочтении диалога, мы обратили внимание на углубление идеи объективного идеализма, а именно на его рассуждение о тройственном составе души. Эта идея делает учение о возможности падения душ и сохранение возможности возвращения их на небо вполне естественным.В «Федре» Платон продолжает развивать тему диалектики общего и индивидуального, начатую еще в «Федоне». В диалоге «Федр» Платон не просто формально участвует в полемике о риторике и жанровых предпочтениях, а пытается дать новое понимание традиции, встроить привычное восприятие мифологии в новые жанровые формы. Центральным образом в диалоге становится Эрот, божественное начало, которому всецело подчинена душа, и он управляет ее порывами к прекрасному. Диалог разворачивается в окрестностях Афин, где Федр читает Сократу речь Лисия о том, что влюбленные глупы, так как дают много обещаний, ревнивы и назойливы. Сократ сначала соглашается с этой речью, но потом понимает, что богохульствует против Эрота и произносит речь в защиту любви. Речь Лисия произвела сильное впечатление на Федра, но Сократ делает по этому поводу иронические замечания и указывает на ее логическое и стилистическое несовершенство. По просьбе Федра Сократ произносит речь на ту же тему, которая, по его мнению, является образцовой. Сократ заканчивает свою образцовую речь, но Федр остается неудовлетворенным, так как философ в своей пародии не развил положения о преимуществах благосклонности к нелюбящему.Сократ понимает, что он представил бога любви Эрота в непривлекательном виде и говорит о готовности произнести палинодию с открытыми глазами и лицом. Речь Сократа заканчивается краткой молитвой к этому богу. На этот раз Федр убеждается, что Лисий не мог написать такую речь, и выражает опасение не откажется ли ритор от своего призвания из-за самолюбия. Сократ критикует речь Лисия, чтобы на его примере показать, как не следует писать речей. Итак, в диалоге «Федр» Платон решил дать определение понятию диалектика, так как это учение об идеях и их взаимоотношениях. В диалоге всецело представлена характеристика идей, а философия провозглашается высшим знанием и основой для прекрасного и высокого. Несмотря на то, что вторая часть слабее по композиции чем первая, мы не можем не заметить такие преимущества этого произведения как художественность образов и описаний, разнообразие языка во всех речах, легкость и красота стиля – все это дает нам право считать этот диалог выдающимся произведением и весомой частью мировой литературы.Идеальный мир у Платона поражает своим рационализмом так как состоит из отвлеченных и чистых понятий, таких как знание, справедливость, а с другой стороны у него идеальная любовь рвется вперед и бурлит. Совмещение этих двух сторон является одной из особенностей, которая выделяет философию Платона среди других учений. Своеобразие диалогов Платона поражает своей обширностью и многогранностью. Мы с уверенностью можем утверждать, что творчество Платона является редким явлением, когда в одном произведении соединяется не только хороший стиль, но и логика, философия воедино.ЛитератураАсмус В.Ф. Платон / В.Ф. Асмус. – М.: Мысль, 1975. – 223 с.Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона / Т.Ю. Бородай. – М.: Изд. Савин С. А., 2008. – 284 с.Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля / Т.В. Васильева. –М.: Наука, 1985. – 180 с.Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 томах. –М.: ACT, 2000. – Т 2: Софисты. Сократ. Платон.– 846 с. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи.– М.: Мысль, 1990-1994.Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с нем., предисл. и примечания М.Е. Буланенко. – СПб., 2008. – 314 с.
2. Бородай Т.Ю. Рождение философского понятия. Бог и материя в диалогах Платона / Т.Ю. Бородай. – М.: Изд. Савин С. А., 2008. – 284 с.
3. Васильева Т.В. Афинская школа философии. Философский язык Платона и Аристотеля / Т.В. Васильева. – М.: Наука, 1985. – 180 с.
4. Лосев А.Ф. История античной эстетики в 8 томах. – М.: ACT, 2000. – Т 2: Софисты. Сократ. Платон. – 846 с.
5. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, А.А. Тахо-Годи. – М.: Мысль, 1990-1994.
6. Слезак Т.А. Как читать Платона / Пер. с нем., предисл. и примечания М.Е. Буланенко. – СПб., 2008. – 314 с.
Вопрос-ответ:
Каковы основные темы и идеи в "Пире" Платона?
Главная тема "Пира" Платона - это рассуждения о любви и благе. Диалог исследует природу любви и ее влияние на человеческую жизнь и общество. Участники беседы рассматривают различные аспекты любви, такие как ее природа, роль в радости и страдании, связь с красотой и истиной. Они также обсуждают понятие блага и то, как любовь может помочь достичь истинного блага.
Какие есть свидетельства о первоначальных подзаголовках "Пира"?
Из ряда свидетельств современников Платона известно, что изначально у диалога "Пир" были такие подзаголовки, как "О благе" или "Речи о любви". Это подтверждает тематику и центральную тему диалога, которая касается именно этих аспектов.
В чем заключается своеобразие Диалогов Платона?
Своеобразие Диалогов Платона состоит в их форме и содержании. Платон использует диалогическую форму, где участники беседы обмениваются своими мнениями и аргументами. Это позволяет выразить разные точки зрения и исследовать различные аспекты темы. Содержание диалогов включает этические, эстетические и философские вопросы, раскрывая сложные и глубокие идеи о природе человека, общества и истины.
Каким образом влияет пирсимпозион на разговоры гостей?
Во время пирсимпозионов гости, распивая вино, часто вели разговоры на этические, эстетические и философские темы. Атмосфера празднества и расслабленности способствовала глубоким и интересным обсуждениям. Пирсимпозион создавал пространство для открытой и свободной дискуссии, где каждый мог высказать свои мнения и поделиться своими мыслями.
Сколько речей входит в структуру Диалога "Пир"?
Диалог "Пир" состоит из вступления, заключения и семи речей участников. Речи этих участников являются основным содержанием диалога. Каждая речь представляет собой уникальное высказывание о любви и благе, раскрывая различные точки зрения и аргументы на эту тему.
В чем своеобразие Диалогов Платона?
Своеобразие Диалогов Платона заключается в том, что они не являются просто полемическими разговорами или дискуссиями, а представляют собой литературные произведения, в которых философия выражается через живые истории и персонажей. Платон использует диалогическую форму для передачи своих идей и учений.
Каково значение Диалогов Платона?
Диалоги Платона имеют огромное значение в истории философии и западной культуры. Эти произведения являются фундаментом западной философской мысли и служат основой для многих философских исследований и дебатов. Они изучаются в университетах и философских школах по всему миру и остаются актуальными и вдохновляющими для размышления на самые разные темы.
Что является главной темой Пира Платона?
Главная тема Пира Платона - это рассуждения о любви и благе. В этом диалоге участники обсуждают истинную природу любви, ее влияние на человеческую жизнь и смысл. Они также рассуждают о том, что является настоящим благом и как его достичь. Эти размышления открывают широкий диапазон философских и этических вопросов.