Европейский Суд по правам человека: организация деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 26 26 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 13.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Место Европейского Суда по правам человека в системе международных органов и история его создания 4
1.1 Место Европейского Суда по правам человека в системе международных органов 4
1.2 История создания Европейского Суда по правам человека. Этапы его реформирования 5
Глава 2. Особенности организации деятельности Европейского Суда по правам человека 9
2.1 Состав и структура 9
2.2 Процедура принятия решений 12
2.3 Проблемы деятельности Европейского Суда 19
Заключение 22
Список использованных источников 24




Фрагмент для ознакомления

В случае достижения мирового соглашения дело исключается из списка Суда, что может произойти на любой стадии рассмотрения жалобы.Помимо процедуры мирового соглашения, Суд может исключить дело из списка на любой стадии разбирательства, если установит, что имеет место одна из следующих ситуаций:-заявитель не намеревается продолжать разбирательство своей жалобы;-дело было разрешено;-по любой иной причине Судом установлено, что рассмотрение жалобы более не оправданно.Постановление ЕСПЧ содержит:-имена судей, входящих в состав соответствующий палаты или комитета;-имя Секретаря; -дату вынесения и оглашения постановления; -краткое изложение данных о сторонах по делу; -имена представителей сторон; порядок рассмотрения дела;фактические и юридические обстоятельства дела; -краткое изложение основных доводов сторон; -мотивировочную часть («вопросы права»); -резолютивные положения; -решение относительно взысканий компенсации; -число судей, составивших большинство.Постановление Палаты может быть пересмотрено Большой палатой. В случае если в течение трех месяцев заявитель не обратился с просьбой о пересмотре дела, а равно как в случае если данная просьба будет отклонена, решение приобретает юридическую силу.Регламент ЕСПЧ предусматривает обнародование решений Суда. Пресс-релиз с кратким изложением постановления публикуется на официальном сайте. Стороны и другие заинтересованные лица получают заверенные копии.Таким образом, процедуру принятия решений Европейским Судом по правам человека нельзя назвать сложной или излишне бюрократизированной. Грамотное составление жалобы, соответствие ее требованиям Европейской конвенции правам человека и Регламенту ЕСПЧ является гарантией ее принятия Судом к рассмотрению.2.3 Проблемы деятельности Европейского СудаАнализируя юридическую литературу, можно увидеть, что на сегодняшний день большинство авторов главной проблемой, касающейся деятельности Европейского Суда, считают сроки производства.После принятия Протокола № 14, который изменил некоторые процедуры рассмотрения жалоб в Европейском Суде, в решении данной проблемы наметились определенные успехи. Однако и сегодня можно выделить возможности для дальнейшего реформирования.Невозможность обработать огромное количество поступающих в Европейский суд жалоб является серьезной проблемой, поскольку влечет за собой относительное снижение качества юридической проработки дел при одновременном росте сроков обработки заявлений.Решить данную проблему, как представляется, возможно реализовав следующий комплекс мер:-создать новый, отдельный орган, в задачи которого входила бы фильтрация явно необоснованных жалоб, а также работа с жалобами, в которых возникают вопросы и проблемы, уже получившие свое разрешение в прецедентной практике Европейского Суда;-создание региональных представительств ЕСПЧ, которые выступили бы в качестве первой инстанции при рассмотрении жалоб, осуществляли бы их первоначальную регистрацию;-ввести более гибкую процедуру реформирования судебного механизма, которая позволила бы изменять процедуры деятельности ЕСПЧ без изменения текста Европейской Конвенции;-значительно чаще прибегать к практике «пилотных» постановлений. Пилотные постановления – это окончательное решение по делу, в котором Европейский суд признает нарушение Конвенции о защите прав человека, а также устанавливает, что подобное нарушение носит массовый характер, вследствие структурной (или системной) дисфункции правовой системы государства-ответчика и предписывает этому государству предпринять определенный вид мер общего характера. Представляется, что на сегодняшний день принимается недостаточное количество «пилотных» постановлений. Например, в отношении Российской Федерации за последние 10 лет было вынесено всего 5 таких постановлений, хотя как показывает практика Россия занимает одно из лидирующих мест по количеству жалоб от граждан, поступающих в Европейский Суд. Выявление и разрешение проблем на национальном уровне позволит снизить количество обращений в ЕСПЧ; -поощрение достижения мировых соглашений по делам, которые могут быть разрешены с помощью метода медиации.Реализуя указанные мероприятия, стоит помнить о том, что сокращение сроков рассмотрение жалоб не должно приводить к снижению качества их проработки. Принцип разумных сроков судебного разбирательства не должен вступать в противоречие с реализацией права на эффективное средство правовой защиты.Некоторыми авторами предлагает снизить количество судей Палат с семи до пяти. Однако представляется, что на сегодняшний день такой необходимости нет.Таким образом, организация деятельности Европейского суда по правам человека не является безупречной и нуждается в некотором реформировании.ЗаключениеТаким образом, в заключение данного исследования можно сделать определенные выводы.Во-первых, международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства - члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод,Во-вторых, за время своего существования Европейский суд по правам человека неоднократно реформировался. Наиболее крупная реформа произошла в 1998 году, когда существовавшие ранее Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека были объединены в единый Европейский Суд. В последние десятилетия также произошли изменения в организации деятельности ЕСПЧ, в частности наиболее существенные изменения внес Протокол № 14 к Европейской Конвенции по правам человека.В-третьих, состав судей ЕСПЧ соответствует числу стран-участниц Совета Европа – 47 человек. Судьи избираются Парламентской ассамблеей сроком на девять лет из списка, выдвигаемого каждой из стран.В состав Суда входит пять секций, которые формируются на трехлетний срок. Из числа членов каждой секции образуются палаты в составе семи судей. В рамках каждой секции формируются также Комитеты в составе трех судей.В структуру Европейского суда входит также Большая Палата. В ее состав входит семнадцать основных судей и несколько запасных.Структура ЕСПЧ обеспечивает представительство всех государств, которые ратифицировали Европейскую Конвенцию.В-четвертых, основное направление деятельности ЕСПЧ – рассмотрение жалоб (обращений). В рамках данного исследования был подробно рассмотрен процесс и процедура принятия решений по жалобам Европейским Судом. Наиболее трудоемкий процесс – определение приемлемости/неприемлемости жалобы, поскольку абсолютное большинство жало не отвечают заявленным требованиям.В-пятых, главной проблемой, касающейся деятельности Европейского Суда, является затягивание сроков рассмотрение жалоб. Решить данную проблему возможно путем реализации таких мер как создание нового органа, в задачи которого входила бы фильтрация явно необоснованных жалоб, создание региональных представительств ЕСПЧ, активное использование практики «пилотных» постановлений, поощрение достижения мировых соглашений.Список использованных источниковНормативные акты1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)//СПС Консультант Плюс2. Протокол от 13.05.2004 № 14 «К Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции»//СПС Консультант Плюс3. Регламент Европейского Суда по правам человека//СПС ГарантНаучная и учебная литература4. Афанасьев Д.В. Подача жалобы в Европейский Суд по правам человека / Д.В. Афанасьев. М.: Статут, 2012. – 607 с.5. Ильин Ю. Д. Международное публичное право / Ю.Д. Ильин. - М.: Норма, 2014. –639 с.6. Князькин С.А. Жалоба в Европейский Суд по правам человека: новый формуляр и образец заполнения: моногр. / С.А. Князькин. - М.: Инфра-М, Норма, 2017. – 170 с.7. Маклаков В. В. Права человека и гражданина в Европейском союзе / В.В. Маклаков. - М.: ИНИОН РАН, 2014. – 547 с.8. Понкина А. Европейский суд по правам человека: значение и перспективы / А. Понкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 967 c.9. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юристъ, 2015. – 702 с.Периодические издания10. Алисиевич Е.С. Реформа Европейского Суда по правам человека: новые пути решения старых проблем// Legal Concept.–2011.–№ 1.–С. 11811. Григорьева Н.В. Особенности реализации прав граждан при обращении в международные судебные органы // Государственная власть и местное самоуправление. –2016.– № 5.– С.14-1912. Осипян Б.А. Пути совершенствования европейского права и деятельности Европейского Суда по правам человека// Социально-политические науки.–2015.–№ 1.–С. 65-7013. Петров В.Ю. Эволюция структуры Европейского Суда по правам человека// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.–2013.–№ 3.–С. 121-12314. Семерникова А.И. Европейский суд по правам человека и Россия//Вестник Томского государственного университета.– 2013.– № 37.–С. 123-12515. Султанов А.Р. Судьба решений ЕСПЧ в России // ЭЖ-Юрист. –2015.– № 27.– С. 4 - 5Электронные ресурсы16. Протокол № 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод [электронный ресурс] http://europeancourt.ru/2013/05/20/11952/#text (дата обращения 12.01.2019)17. Рассмотрение жалоб ЕСПЧ [электронный ресурс] https://roseurosud.org/espch/protsess-rassmotreniya-zhalob-v-espch (дата обращения 12.01.2019)18. Статистика ЕСПЧ [электронный ресурс] euroclaim.ru/rossiya-i-espch-statistika/ (дата обращения 12.01.2018)

1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950)//СПС Консультант Плюс
2. Протокол от 13.05.2004 № 14 «К Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вносящий изменения в контрольный механизм Конвенции»//СПС Консультант Плюс
3. Регламент Европейского Суда по правам человека//СПС Гарант
Научная и учебная литература
4. Афанасьев Д.В. Подача жалобы в Европейский Суд по правам человека / Д.В. Афанасьев. М.: Статут, 2012. – 607 с.
5. Ильин Ю. Д. Международное публичное право / Ю.Д. Ильин. - М.: Норма, 2014. –639 с.
6. Князькин С.А. Жалоба в Европейский Суд по правам человека: новый формуляр и образец заполнения: моногр. / С.А. Князькин. - М.: Инфра-М, Норма, 2017. – 170 с.
7. Маклаков В. В. Права человека и гражданина в Европейском союзе / В.В. Маклаков. - М.: ИНИОН РАН, 2014. – 547 с.
8. Понкина А. Европейский суд по правам человека: значение и перспективы / А. Понкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 967 c.
9. Ушаков Н.А. Международное право: Учебник. - М: Юристъ, 2015. – 702 с.
Периодические издания
10. Алисиевич Е.С. Реформа Европейского Суда по правам человека: новые пути решения старых проблем// Legal Concept.–2011.–№ 1.–С. 118
11. Григорьева Н.В. Особенности реализации прав граждан при обращении в международные судебные органы // Государственная власть и местное самоуправление. –2016.– № 5.– С.14-19
12. Осипян Б.А. Пути совершенствования европейского права и деятельности Европейского Суда по правам человека// Социально-политические науки.–2015.–№ 1.–С. 65-70
13. Петров В.Ю. Эволюция структуры Европейского Суда по правам человека// Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал.–2013.–№ 3.–С. 121-123
14. Семерникова А.И. Европейский суд по правам человека и Россия//Вестник Томского государственного университета.– 2013.– № 37.–С. 123-125
15. Султанов А.Р. Судьба решений ЕСПЧ в России // ЭЖ-Юрист. –2015.– № 27.– С. 4 - 5
Электронные ресурсы
16. Протокол № 15, вносящий изменения в Конвенцию о защите прав человека и основных свобод [электронный ресурс] http://europeancourt.ru/2013/05/20/11952/#text (дата обращения 12.01.2019)
17. Рассмотрение жалоб ЕСПЧ [электронный ресурс] https://roseurosud.org/espch/protsess-rassmotreniya-zhalob-v-espch (дата обращения 12.01.2019)
18. Статистика ЕСПЧ [электронный ресурс] euroclaim.ru/rossiya-i-espch-statistika/ (дата обращения 12.01.2018)

Вопрос-ответ:

Какое место занимает Европейский Суд по правам человека в системе международных органов?

Европейский Суд по правам человека является одним из основных международных органов, занимающихся защитой прав человека. Он имеет свою нишу в Европе и предназначен для рассмотрения жалоб граждан нарушения их прав государствами-членами Совета Европы. Суд принимает важные решения по делам, связанным с правами человека, и имеет законодательную функцию.

Какие есть этапы реформирования Европейского Суда по правам человека?

Европейский Суд по правам человека прошел несколько этапов реформирования. Первый этап начался с создания Суда в 1959 году и закончился в 1998 году принятием Протокола №11, который внес значительные изменения в структуру и процедуру работы Суда. Второй этап реформирования начался в 2009 году после вступления в силу Протокола №14. Эта реформа была направлена на улучшение эффективности работы Суда и ускорение процесса рассмотрения дел.

Какой состав и структура Европейского Суда по правам человека?

Европейский Суд по правам человека состоит из судей, избираемых государствами-членами Совета Европы. Суд состоит из коллегии судей и пятикамерной судейской коллегии. Каждая камера состоит из судей, назначаемых государствами-членами. Такая структура позволяет Суду эффективно рассматривать дела, связанные с нарушениями прав человека в разных странах.

Какие проблемы связаны с процедурой принятия решений в Европейском Суде по правам человека?

Процедура принятия решений в Европейском Суде по правам человека может вызывать некоторые проблемы. Во-первых, из-за большого количества дел, судам может потребоваться достаточно много времени на рассмотрение каждого дела, что приводит к задержкам. Во-вторых, судьи могут иметь разные точки зрения и мнения при рассмотрении дел, что также может затруднять процесс принятия решений. Однако, Суд постоянно работает над совершенствованием процедуры и улучшением эффективности своей деятельности.

Какое место занимает Европейский Суд по правам человека в системе международных органов и какая история его создания?

Европейский Суд по правам человека является одним из главных органов Европейской системы защиты прав человека и находится в Страсбурге. Он создан для рассмотрения жалоб на нарушения прав человека, совершенные государствами-членами Совета Европы. Суд был создан в 1959 году и начал свою работу в 1960 году. Его история связана с желанием создать международный механизм защиты прав человека на европейском континенте.

Каковы особенности организации деятельности Европейского Суда по правам человека?

Европейский Суд по правам человека состоит из 47 судей, назначаемых государствами-членами Совета Европы. Он имеет сложную структуру, включающую председателя и пять секций, специализирующихся на различных аспектах прав человека. Процедура принятия решений в Суде включает в себя рассмотрение документов, слушания сторон, проведение экспертиз и голосование судей. Однако, Суд сталкивается со множеством проблем, таких как нагрузка делами и задержки в процедуре.

Какова история создания Европейского Суда по правам человека?

Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 году и начал свою работу в 1960 году. Создание Суда было обусловлено необходимостью укрепления защиты прав человека на европейском континенте после ужасов Второй мировой войны. Идея о создании Суда возникла в 1949 году на одной из первых встреч Совета Европы. В течение нескольких десятилетий Суд прошел через несколько этапов реформирования и стал основным инструментом защиты прав человека в Европе.

Какое место занимает Европейский Суд по правам человека в системе международных органов?

Европейский Суд по правам человека занимает важное место в системе международных органов. Он является единственным судебным органом, специализирующимся на рассмотрении индивидуальных жалоб на нарушение прав человека. Его решения обязательны для исполнения государствами-членами, что делает его важным инструментом защиты прав человека в Европе.

Какова история создания Европейского Суда по правам человека?

Европейский Суд по правам человека был создан в 1959 году, в результате заключения Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод. Он начал свою работу в 1960 году. Однако, его история берет свое начало задолго до этого. Уже после Второй мировой войны была замечена необходимость создания международного органа для защиты прав человека в Европе. Идея создания Европейского Суда была поддержана многими государствами и воплотилась в указанной выше конвенции.

Каковы особенности организации деятельности Европейского Суда по правам человека?

Организация деятельности Европейского Суда по правам человека имеет свои особенности. Суд состоит из судей, назначаемых каждым государством-членом. Структура суда включает Пленарное заседание, Палаты и Комитеты. Решения принимаются большинством голосов, при этом судьи воздерживаются от участия в голосовании по делам, в которых они имеют интерес или связи. Процедура принятия решений включает рассмотрение документов и доказательств, слушания сторон, а также публикацию обоснованных решений и возможность обжалования. Есть и свои проблемы, такие как недостаток ресурсов и нагрузка на судьи, но Европейский Суд по правам человека продолжает выполнять свою миссию по защите прав человека в Европе.