Пейзаж и пейзажность в творчестве М.В. Нестерова

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Искусствоведение
  • 66 66 страниц
  • 19 + 19 источников
  • Добавлена 17.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Жизнь и творчество М. В. Нестерова 6
1.1 Поступление и годы учебы в московское художественное училище 6
1.2 Время учебы Нестерова в Академии художеств в Петербурге 10
Глава 2. Понятие чистого пейзажа 14
2.1 Школы пейзажа в России 14
2.2 Зарождение жанра пейзажа в России 16
2.2.1 Сочиненный пейзаж 17
2.2.2 Городской пейзаж 17
2.2.3 Классический пейзаж 18
Глава 3. Пейзаж конца XIX века в России 20
3.1 Становление пейзажа в России 20
Глава 4. Пейзаж в картинах М. В. Нестерова 36
4.1 Сравнение художника в амплуа портретиста и пейзажиста 36
4.2 Картина М. В. Нестерова «Сергий Радонежский» 44
4.3 Картина М. В. Нестерова «Святая Русь» 49
Заключение 54
Список использованной литературы 56
Приложение 58

Фрагмент для ознакомления

Момент слияния человека с природой в единстве настроения уподоблен в картинах мастера моменту религиозного просветления, когда «тайный свет» становится явным, преображая сознание и окружающий мир. Однако произведения Нестерова не всегда и не всеми единодушно признавались, они вызывали споры и даже резкую критику. Картины же Нестерова уводили в мир древних легенд. Природа в картинах Нестерова не просто пейзажный фон. Это полноправный, а зачастую и главный «герой» произведения. Она живет своей жизнью, тесно сплетаясь с мыслями, чувствами и переживаниями художника и персонажей, определяет эмоциональную тональность картин, их музыкальность и весь образный лад. Тоненькие березки белеют в мягкой рыжеве сентября, молодые елочки распахнули свои редкие лапы, рдеет яркая рябина - примета осеннего увядания, в безмятежное зеркало озер опрокинулись берега, и в глубине вод едва дрожит листва осин. Дали дальние открываются с крутых высоких берегов, а под ними спокойно и величаво плывут реки. То здесь, то там застенчиво ютятся избы или сараи, деревянные часовни или главки старинных церковок. Это пейзаж М. Нестерова, и только его!Пейзаж в творчестве Нестерова – не фон, а важная часть в раскрытии авторской концепции. Нестерова,влечет «север духа» – аскетизм в его простоте, смирении, далекий от мудрствования и надрыва. Северная природа вызывает вдохновение, она проповедует бесстрастие, чистоту, скромность. Нестеров совершил поездку на Соловки (1903).Художник создает свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишенной изобилия, он отбирает определенные ее приметы, повторяя, варьируя их на многих своих картинах. Неизменные составляющие нестеровского пейзажа – юные тонкие деревца: преувеличенно вытянутые белоствольные березки, пушистые сосенки, рябины с красными гроздьями ягод и резной листвой, вербы с пушистыми сережками. Каждое из них портретно, наделено собственной душой. Нестеров предпочитает самые лирические и одухотворенные времена года – раннюю весну, осень с ее прозрачным и особым светом. Среди времен дня он выбирает наиболее элегические – ранние сумерки, вечернюю или утреннюю зарю.Плоскостность цветового пятна, подчеркнутая четкость рисунка, выявленность ритмической основы - качества, выводящие Нестерова из передвижнических норм и заявляющие о нем, как о мастере, создающем новую традицию и свой индивидуальный стиль. Воспитанный реалистической системой отечественной художественной школы, дороживший своим членством в Товариществе передвижников, Нестеров остро начинает чувствовать рутинность искусства старшего поколения. В то же время его активно вовлекают в новое объединение петербургские художники «Мира искусства», включая картины Нестерова в свои выставки, способствуют участию в новейших международных экспозициях. Искусство художника содержало в себе те двойственные качества, которые позволяли видеть в нем наряду с реалистической основой проявления новых тенденций, связывающих его с молодыми течениями русской и европейской живописи.Один из лучших нестеровских пейзажей, в полной мере раскрывающий его дар поэта русской природы. Никто более, помимо Левитана, не может похвастаться тем, что создал свой особый неповторимый стиль русского пейзажа, который уже никем не будет повторен. (Приложение, рис. 5)В этюде «Дуб» (1889) Нестеров мастерски использует своеобразную фактуру саржевого мелкозернистого холста, включая ее в построение живописно-красочного слоя, особенно в живописи фона, а также частично ствола дуба, его листвы и травы. Благодаря этому приему художник имел возможность вести живописный процесс, ограничиваясь лишь тончайшими прописками фона и других частей этюда, не перегружая их красочной массой, и живопись приобретали исключительную легкость и воздушность. Этюд выполнен в основном полукорпусно нанесенными, сильно разжиженными маслом со скипидаром тюбиковыми красками. (Приложение, рис. 6)Большое значение в системе техники живописи Нестерова играл мазок — его размер, форма, протяженность, характер наложения, фактура. Различные особенности мазка широко использовались художником в живописи как этюдов, так и картин. Они позволяли ему интересно строить и моделировать формы, придерживаясь в то же время тонкослойного метода наложения красок, характерного для большинства его произведений. Мазок в этюде «Дуб» везде очень мелкий и в то же время четкий и в большинстве случаев слитный, строго передающий форму.Исключительной тщательностью отличается и живописная проработка почти всех деталей, характерная не только для этой работы, но и для большинства этюдов Нестерова, например «Рябинка» (1887) и «Рябинка» (1889), где Нестеров так же превосходно использует фактуру мелкозернистого холста, включая ее в живописное построение красочного слоя.В XX веке эти приемы будут уже обычными в искусстве.Специалисты констатируют, «уже здесь он заявляет о себе как художник-философ и будущий символист: не отрываясь от реальных образов, он стремится к передаче концентрированных многомерных смыслов, лежащих глубже сюжетного мотива».Нестеров работал в разных жанрах. Не меньшую известность он получил и в жанре портрета. В его творчестве сосуществуют два типа портретов. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю.Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография, иногда – портрет-символ. Часто он решается художником как картина, с включением нестеровского пейзажа-настроения или интерьера, заполненного «говорящими» вещами, способствующими постижению образа. Среди его образов есть двойные портреты, портреты-диалоги, в которых изображаются характеры полярные, но находящиеся в целостном единстве. Первые нестеровские портреты, если не считать множества портретных этюдов или портретов родителей, написанных в подростковом возрасте с фотографий, появились в 1906 году.Портреты Нестерова по-своему монументально-лиричны; наиболее выразительны созданные им образы родных и духовно-близких людей. «В портрете его дочери есть утонченность и дымка вечерней грусти, соединенная с четкостью и законченностью истинного мастера», напишет М. Волошин.Нестеров преклонялся перед миром идей и чувств отца Павла Флоренского и создает портрет «Философы», на котором изображает двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли – С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского. Художник избирает жанр парного портрета, чтобы показать два противоположных характера в едином поиске истины.Нестеров неоднократно избирает в качестве модели и себя. Автопортрет - это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.Эпоха Нестерова – это век двух революций. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом.4.2 КартинаМ. В. Нестерова «Сергий Радонежский»Еще с малых лет религия глубоко проникла в душу художника и прошла через всю жизнь. Художник не растерял своей веры даже в трудные послереволюционные времена, когда началось массовое преследование духовных проповедников.Воплощением нравственного идеала для художника стал святой Сергий Радонежский, который неизменно присутствовал в целой серии его картин религиозной тематики. Михаил Васильевич Нестеров верил, что для своего триумфа нация должна иметь духовного проводника, который стал бы моральным ориентиром. Такой личностью для русских людей Нестеров считал Сергия Радонежского - древнерусского иеромонаха. Художник серьезно подошел к исследованию жития «духовного отца Руси», изучая летописи. Так начался “радонежский” период в творчестве Нестерова.(Приложение, рис. 7) «Сергиевский цикл» состоит из десятка картин, посвященных святому. Полотна изображают его детство, юность, деяния и подвиги. Мастер хотел показать Сергия не суровым старцем, а человечным и кротким. Картина «Преподобный Сергий Радонежский» была начата в 1891 году и завершена в 1899. Почти 8 лет художник трудился над полотном. Автор не зря потратил столько времени на это творение, ведь для него было важно довести его до совершенства. Особый статус картины подчеркивает факт, что она была создана М. В. Нестеровым для себя. Все предыдущие полотна цикла художник подарил Третьяковской галерее. Пейзаж на фоне играет не меньшую роль, чем фигура игумена. Нестеров считал русскую природу одушевленной, поэтому он изображал Сергия Радонежского не рядом с монастырями и храмами, а возле живописных ландшафтов Руси. Интересна и сама техника написания образа Преподобного. Стиль перекликается с традиционной рублевской манерой изображения святых, но при этом не лишена влияния новомодного стиля ар-нуво. На картине нет ничего лишнего, лаконичность и сдержанность здесь присутствует во всем - в формах, цветовой гамме, количества элементов на переднем и заднем планах. Все создано так, чтоб зритель не отвлекался от изначальной идеи - демонстрации силы духа, аскетизма и мудрости великого иеромонаха, а также его неразрывной связи с природой.Образ Сергия Радонежского был весьма почитаем и в семье Нестеровых, и еще в детстве у художника сложилось к нему свое, особое отношение. Фигура Сергия Радонежского в то время коренной ломки социальных отношений привлекала внимание и по другим причинам. Сергию приписывали основную роль в нравственном сплочении народа, в создании нравственного идеала, укрепившего дух русского человека в период тяжелых испытаний и междоусобиц XIV века, когда существовала постоянная угроза татарского разорения русской земли. Известный историк В.О.Ключевский в своей речи «Значение преподобного Сергия для русского парода и государства», произнесенной на собрании Московской духовной академии, говорил: «Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становится для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни». Для Нестерова образ Сергия был воплощением идеала правильной, чистой и подвижнической жизни. Но вместе с тем, и это особенно важно, нравственный идеал Сергия имел в его глазах общественное значение как пример жизни человека, привлекший множество людей своего времени и сыгравший большую роль в духовном сплочении народа. Весьма показательно, что вскоре после окончания своей первой картины из жизни Сергия («Видение отроку Варфоломею») Нестеров задумал «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием». В июне 1890 года он писал Е.Г.Мамонтовой: «...воображение работало сильно, и я случайно напал на счастливую концепцию последующей картины из жизни пр. Сергия. Тема - «Прощание Д.И.Донского с пр. Сергием» была давно мною намечена для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, какие я делал на эту тему, не были интереснее любой программы. Последняя же мысль, при оригинальности, выдерживает характер стиля и эпохи. Действие происходит вне монастырской ограды, у ворот, все отъезжающие сидят на конях, тут и иноки Пересвет и Ослябя, тут и дядя Донского Владимир Андреевич. Сам же Донской в последний раз просит благословить его. Он на коленях со сложенными молитвенно руками, он весь под впечатлением минуты и сознания значения ее, глаза полны слез и благоговейного почтения». Еще раньше, в 1888 году, художник сделал эскиз на тему «Видение Минину преподобного Сергия». Видимо, мысль о роли Сергия в нравственном сплочении народа владела уже в то время художником и входила как один из основных моментов в его представление об образе Сергия Радонежского. К тому же Сергий почти первым ввел на Руси монашеское подвижничество, заключавшееся в совершенно уединенном пустынножитии."Видение отрока Варфоломея" (будущего св. Сергия Радонежского) - одна из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века. Здесь, что редко бывает у Нестерова, удался ему и тип юного святого, его застывшая в священном трепете фигура, его поглощенное сосредоточенным восторгом лицо с широко открытыми, уставившимися глазами. Чарующий ужас сверхъестественного был редко передан в живописи с такой простотой средств и с такой убедительностью. Есть что-то очень тонко угаданное, очень верно найденное в стройной фигуре чернеца, точно в усталости прислонившегося дереву и совершенно закрывшегося своей мрачной схимой Но самое чудное в этой картине - пейзаж, донельзя простой, серый, даже тусклый и все же торжественно-праздничный. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение..." (А.Н.Бенуа)Обращение к образу Сергия после картины «Пустынник» было закономерным. (Приложение, рис. 8)Важно было найти конкретный исторический факт, оправдывающий довольно оторванную от общественной жизни тех лет концепцию, найти в прошлом реальный нравственный идеал обобщающего смысла. Однако картины, посвященные жизни Сергия Радонежского, не были историческими. Нестеров говорил впоследствии С.Н.Дурылину: «Зачем искать истории на этих картинах? Я не историк, не археолог. Я не писал и не хотел писать историю в красках. Это дело Сурикова, а не мое. Я писал жизнь хорошего русского человека XIV века, лучшего человека древних лет Руси, чуткого к природе и ее красоте, по-своему любившего родину и по-своему стремившегося к правде. Вот эту прекрасную жизнь я и пытался передать в «Отроке Варфоломее» и других картинах. Я передаю легенду, сложенную в давние годы родным моим народом о людях, которых он отметил своей любовью и памятью». В 90-е годы Нестеров создал ряд крупных произведений, посвященных жизни Сергия Радонежского: «Видение отроку Варфоломею» (1889-1890), «Юность Сергия Радонежского» (1892-1897), «Труды Сергия Радонежского» (триптих, 1896-1897), «Преподобный Сергий Радонежский» (1898). (Приложение, рис. 9)Первым произведением этого цикла была картина «Видение отроку Варфоломею», появившаяся на XVIII Передвижной выставке. Работать над нею Нестеров начал в 1889 году. В своей картине Нестеров далек от подробной описательности действия. Недаром трудно понять, какой именно момент легенды изображен. Художника, скорее, интересовало не столько само чудесное событие, сколько определение его внутреннего характера, отражение его в душевном строе мальчика. Нестеров изображает момент, когда отрок Варфоломей остановился перед старцем, ожидая окончания его молитвы. Тонкая фигура мальчика, которую художник поместил почти в центре картины, сливается с пейзажем, она кажется органической частью полей, лугов, тонких, трепетных деревьев, зеленых перелесков, этого чисто русского пейзажа с его деревянной церковкой, деревенскими крышами, елочками и извилистой речкой. Природа изображена Нестеровым с глубоким пониманием - это не просто фон для действия, а воплощение поэтического представления о русской природе, о ее нежной красоте и удивительной гармонии. И вместе с тем художник изображает природу просто и безыскусственно: и дома деревни, и сараи, и чуть красноватую крышу деревенской часовенки с серебристо-голубыми главками, перекликающимися с голубой полоской светлого облачного неба. Все пронизано живым, реальным ощущением человеческой жизни, очищенной от повседневной суеты, умиротворенной, прекрасной в своей чистоте. Однако композиция картины построена таким образом, что в ней сознательно нарушаются пространственные планы. Они смещены. Несмотря на реальность изображенной природы, пейзаж условен и отдален. Это сообщает ему и всему действию в целом определенную идеальность образа. Красота и гармония пейзажа как бы являются воплощением идеала чистоты и благорасположенности, долженствующих царить на земле. Но мальчик печален - столько в нем недетской печальной внимательности, какого-то тихого душевного ожидания. Грустный мотив звучит в этом пейзаже, в нем нет ярких красок. Нежные тона ранней осени точно окрашивают бледным золотым цветом всю картину. Но природа трепетна, она прекрасна в своей тихой, чуть грустной тишине. Нестеров добился в этом произведении - и отныне это становится одной из главных особенностей его творчества - удивительной эмоциональности пейзажа, слитности с настроением человека. Несмотря на неправдоподобность сюжета, нет ощущения его ложности и надуманности.4.3 Картина М. В. Нестерова «Святая Русь»Это одно из самых неоднозначных произведений художника было представлено миру в 1902 году. Основой, на которой стоит сюжет этой картины, являются слова Христа из Евангелия: "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные и Аз успокою вы". Эта же фраза считается неофициальным вторым названием "Святой Руси" Нестерова Михаила. Это творение было неблагосклонно принято обществом: многие критики сочли ее противоречащей текущим церковным канонам. В адрес картины также были сделаны замечания о том, что Христос получился отстраненным, безучастным. Возможно, это связано тем, что его взгляд направлен в противоположную от приходящих к нему людей сторону. Таким образом, общее впечатление людей от этой картины сложилось не очень приятное. Впоследствии художник признается, что стремился исправить допущенные в этой работе ошибки при написании следующего произведения - "На Руси" (известной также как "Душа народа"), где изобразил Иисуса уже в виде иконы. (Приложение, рис. 10)О создании произведения Год написания "Святой Руси" Нестерова ознаменован постепенно разворачивающимися предреволюционными событиями, но несмотря на это, он смело демонстрирует ее на выставке. Перед тем, как начать работать над произведением, он тщательно изучает местность на Соловках в Архангельской области, рисуя многочисленные этюды и наброски. Все персонажи картины также имеют свои прототипы в реальной жизни, которых Нестеров рисовал в этом же месте. Исключениями являются лишь образы святых и Христа, взятые с их канонических изображений, а также двух женщин слева на картине, поддерживающих больную, - их художник написал со своих сестры и матери. Объединив все наработки, собираемые в течение долгого времени, Михаил Васильевич создает это знаменитое произведение. Смысл, заложенный в полотне Сюжет картины полон символичности. Действие происходит будто бы во время раннего христианства, когда убранство церквей было очень простым и их облику придавалось не такое большое значение. Именно поэтому церковь не занимает много места на полотне, и по этой же причине Христос явился людям посреди леса, на природе. Скрытый смысл картины в том, что вся русская земля с великолепием ее природы и людей, на ней живущих, является Святой Русью. Ее можно также интерпретировать как ответ людям, в чем заключается величие их родины - в чистой православной вере. Символично и то, что покаяние, которым пронизана "Святая Русь" Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране. Описание картины "Святая Русь" Нестерова Михаила На самом ближнем плане картины изображены небольшие растения - кустарники, маленькие ели, неокрепшие березы. Даже в этом прослеживается истинное любование художника природой России. Согласно сюжету картины, центром композиции являются Христос, святые Сергий Радонежский (справа от Христа), Георгий Победоносец (позади) и Николай Чудотворец (слева). Эти великомученики вызывают глубокое уважение художника, потому их присутствие в произведениях художника не случайно. Церковь за ними изображена без излишней вычурности - деревянная, покрытая толстым слоем снега с серыми куполами. Выделяя ей такое небольшое пространство на полотне, Нестеров старается акцентировать внимание зрителя в основном на людях и святых. Центральный план Люди, которые пришли с покаянием и своими бедами к Иисусу, являются самыми разными - и дворяне, и совсем юные верующие мальчик и девочка, и старцы, и странники. В ногах у святых стоит бедный крестьянин и, вероятно, лежит кто-то близкий ему. Крестьянин просит Христа об исцелении родного человека. Чуть поодаль стоит молодая девушка в черном платке, чей взгляд пронизан скорбью. Из-за преобладания в ее одеянии мрачных цветов можно предположить, что она овдовела и пришла просить об упокоении души любимого. Справа на картине Михаила Нестерова "Святая Русь" изображены две женщины, которые помогают стоять на ногах больной девушке. За всем этим скоплением люда виднеются пожилые странницы, кажущиеся совсем не заинтересованными в происходящем. На заднем плане произведения виднеется безграничный простор Святой Руси: высокие горы, покрытые густым лесом, широкая река. Все укутано снегом и умиротворенно молчит, стараясь не мешать происходящему на картине. То могущество природы, которое вложил Нестеров в "Святую Русь", подтверждает предположение о том, он считает всю русскую землю наделенной особым даром - всепрощающим, помогающим и исцеляющим. Примечательно и то, что художник не выделяет пейзаж яркими цветами, как бы немного забывая про него, но зритель все равно чувствует присутствие на полотне безмолвного гиганта - природы. Палитра картины Как и во многих других своих произведениях, художник не стремится сделать цветовую гамму "кричащей", чрезмерно насыщенной. Михаил Васильевич как бы старается перевести внимание созерцающего на сюжет, чтобы тот не отвлекался на цвета. Основные оттенки "Святой Руси" Нестерова - серые, голубые, коричневые. Темных деталей не так много, доминирует сложный серо-голубой холодный цвет - им написаны облачное небо, снег и воздух. Относительно яркие акценты можно заметить на деталях - платок странницы, корзинка крестьянина, одеяние Георгия Победоносца, цветы на одежде дворянки и одежда больной девушки. Несмотря на кажущуюся с первого взгляда холодность произведения, оно все же приковывает к себе внимание и удерживает его за счет наличия множества деталей. Зритель невольно задумается о том, что стремился передать художник, и тогда картина играет новыми красками. Выводы по 4 главе.Всякая большая или малая картина Нестерова составляет единое целое с пейзажем, представляющим мощный и прекрасный раздел наследия художника. Одновременно и наряду с И.И. Левитаном он создает пейзаж настроения, только своего, «нестеровского», толкования. Русская северная природа с ее мягким спокойствием, «беспорывностью» для Нестерова становится основным камертоном понимания жизни и души его соотечественников, сутью художественного образа.Природа в пейзажном творчестве Нестерова – это обобщённый образ России, который усиливает посыл, заложенный художником, всё время находящемуся в мучительных раздумьях о судьбе страны и всего народа.Нестеров – художник эпохального масштаба. Он создал свою неповторимую манеру – «стиль Нестерова». Исторически место М.В. Нестерова-художника определяется не только «по горизонтали», в среде его сверстников, но и «по вертикали», в ряду таких мастеров, как А.А.Иванов, В.М.Васнецов и М.А.Врубель.Художник создает и свой тип пейзажа, получивший название «нестеровского». Такого еще не было раньше в русском искусстве. Обращаясь чаще всего к северной природе или природе средней полосы России, неброской, лишенной изобилия и южной бравурности, он отбирает определенные ее приметы, повторяя их, варьируя во многих своих картинах.Пейзаж Нестерова - это пейзаж среднерусский и северный. Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой... Обычно, на картинах Нестерова - весна или осень, реже - зима или лето. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. Все тихо, благолепно, все проникнуто тютчевским ощущением того, что "сквозит и тайно светит" в красоте русской природы. И люди - юноши и старцы-отшельники, покорные своей судьбе, - созвучны природе, в созерцание которой они погружены. И печальные девушки, тоскующие женщины с неизжитыми страстями, тлеющими за видимой покорностью и безропотностью.Символично и то, что покаяние, которым пронизана одно из самых известных произведений "Святая Русь" Нестерова, связано с беспокойством за будущее России. Ведь картина писалась во время, когда предчувствовались серьезные перемены в стране. Заключение М.В. Нестеров внёс неоценимый вклад в развитие отечественной живописи и русской культуры в целом. Он усовершенствовал православные традиции отечественной живописи, значительно разнообразил портретный жанр, опоэтизировал и возвысил идеалы Древней Руси на своих полотнах. Творческая и эстетическая концепция Нестерова оказалась более чем неуместной в условиях советской действительности, но художник, хоть и вынужден был ограничиваться портретами и пейзажами, не изменял своим взглядам, перенося возвышенность и одухотворённость, ему свойственные, в упомянутые жанры. Картины М.В. Нестерова позволяют увидеть Древнюю Русь и ее природу во всём её величии и духовности. Они совершенны с технической и эстетической точек зрения. Художественное наследие М.В. Нестерова, непреходящая ценность его полотен позволяют причислить его к крупнейшим мастерам отечественной живописи ХХ века. Таким образом, все поставленные выше задачи решены:- изучена жизнь и творчество М. В. Нестерова;- изучены поступление и годы учебы в московское художественное училище;- изучено время учебы Нестерова в Академии художеств в Петербурге;- дано понятие чистого пейзажа;- рассмотрены школы пейзажа в России;- изучено зарождение жанра пейзажа в России;- дано определение сочиненному пейзажу;- дано определение городскому пейзажу;- дано определение классическому пейзажу;- изучен пейзаж конца XIX века в России;- изучено становление пейзажа в России;- изучен пейзаж в картинах М. В. Нестерова;- произведено сравнение художника в амплуа портретиста и пейзажиста;- описана картина М. В. Нестерова «Сергий Радонежский»;- описана картинаМ. В. Нестерова «Святая Русь».Список использованной литературыАхмерова Э.Р. Михаил Нестеров. – М.: Арт-Родник, 2013. – 96 с.Великие мастера. Андрей Рябушкин (набор из 24 репродукций). – М.: Белый город, Воскресный день, 2014. – 24 с.Великие мастера. Михаил Нестеров. – М.: Журнал "Воскресный день", Белый город, 2013. – 24 с.Дурылин. С. Нестеров. Молодая гвардия. 1976. 256 с.Евреинов Н. Оригинал о портретистах. – М.: Совпадение, 2005. – 400 с.Звездный Петербург. Начало XIX века. Город и люди. – М.: Дмитрий Буланин, 2013. – 304 с.Колодный Л. Гоголевский бульвар. – М.: Голос-Пресс, 2009. – 512 с.Климов П.Ю.. Михаил Нестеров. – М.: Арт-Родник, 2014. – 72 с.Климов П.Ю.. Михаил Нестеров (подарочное издание). – М.: Золотой век, 2008. – 472 с.Леняшин В., Государственный Русский музей. Альманах, №207, 2008. Власть воды. – М.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2008. – 256 с.Малинина М. Михаил Нестеров. – М.: Белый город, 2008. – 48 с.Под благодатным небом. – М.: Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса, 2011. – 288 с.Михаил Нестеров. – М.: Золотой век, 2014. – 104 с.Михаил Нестеров. – М.: Белый город, 2014. – 14 с.Никонова И. М. В. Нестеров, 1984. – 224 с.Степанов С. Черная сотня. Что они сделали для величия России?. – М.: Яуза-Пресс, 2013. – 672 с.Общество русских аквалеристов. – М.: Арт-Волхонка, 2018. – 552 сПетербургский художник, №2(6), 2007. – М.: Петербургский художник, 2007. – 78 с.Петербургский художник, №3(16), 2010. – М.: Петербургский художник, 2010. – 66 с.Русская история в картинах. Выпуск 12. Александр III и Николай II. 1881–1918 гг. (набор из 24 репродукций). – М.: Журнал "Воскресный день",Белый город, 2013. – 24 с.ПриложениеРис. 1 Видение отроку ВарфоломеюРис. 2 На горахРис. 3 Осенний пейзажРис. 4 За ВолгойРис. 5 За ВолгойРис. 6 Осенний пейзажРис. 7Сергий РадонежскийРис. 8 ПустынникРис. 9 Триптих – Труды Сергея радонежскогоРис. 10 Святая Русь

1. Ахмерова Э.Р. Михаил Нестеров. – М.: Арт-Родник, 2013. – 96 с.
2. Великие мастера. Андрей Рябушкин (набор из 24 репродукций). – М.: Белый город, Воскресный день, 2014. – 24 с.
3. Великие мастера. Михаил Нестеров. – М.: Журнал "Воскресный день", Белый город, 2013. – 24 с.
4. Дурылин. С. Нестеров. Молодая гвардия. 1976. 256 с.
5. Евреинов Н. Оригинал о портретистах. – М.: Совпадение, 2005. – 400 с.
6. Звездный Петербург. Начало XIX века. Город и люди. – М.: Дмитрий Буланин, 2013. – 304 с.
7. Колодный Л. Гоголевский бульвар. – М.: Голос-Пресс, 2009. – 512 с.
8. Климов П.Ю.. Михаил Нестеров. – М.: Арт-Родник, 2014. – 72 с.
9. Климов П.Ю.. Михаил Нестеров (подарочное издание). – М.: Золотой век, 2008. – 472 с.
10. Леняшин В., Государственный Русский музей. Альманах, №207, 2008. Власть воды. – М.: Государственный Русский музей, Palace Editions, 2008. – 256 с.
11. Малинина М. Михаил Нестеров. – М.: Белый город, 2008. – 48 с.
Под благодатным небом. – М.: Православное благотворительное братство во имя Всемилостивого Спаса, 2011. – 288 с.
12. Михаил Нестеров. – М.: Золотой век, 2014. – 104 с.
13. Михаил Нестеров. – М.: Белый город, 2014. – 14 с.
14. Никонова И. М. В. Нестеров, 1984. – 224 с.
15. Степанов С. Черная сотня. Что они сделали для величия России?. – М.: Яуза-Пресс, 2013. – 672 с.
16. Общество русских аквалеристов. – М.: Арт-Волхонка, 2018. – 552 с
17. Петербургский художник, №2(6), 2007. – М.: Петербургский художник, 2007. – 78 с.
18. Петербургский художник, №3(16), 2010. – М.: Петербургский художник, 2010. – 66 с.
19. Русская история в картинах. Выпуск 12. Александр III и Николай II. 1881–1918 гг. (набор из 24 репродукций). – М.: Журнал "Воскресный день",Белый город, 2013. – 24 с.

Вопрос-ответ:

Какое образование получил М В Нестеров?

М В Нестеров получил образование в Московском художественном училище и Академии художеств в Петербурге.

Какие жанры пейзажа существовали в России?

В России существовали различные жанры пейзажа, такие как сочиненный пейзаж, городской пейзаж и классический пейзаж.

Какое значение имел пейзаж в творчестве М В Нестерова?

Пейзаж имел большое значение в творчестве М В Нестерова, он использовал его для передачи настроения и эмоций, а также для создания образов и символических сюжетов.

Как развивался жанр пейзажа в России в конце XIX века?

Жанр пейзажа развивался в России в конце XIX века, становился все более популярным, художники стали ставить перед собой новые задачи и экспериментировать с формой и содержанием пейзажа.

В чем особенность пейзажа в творчестве М В Нестерова?

Особенность пейзажа в творчестве М В Нестерова заключается в его глубокой эмоциональности и символичности, он позволяет передать настроение и внутренний мир художника.

Когда и где Нестеров учился в художественном училище?

Михаил Васильевич Нестеров поступил в московское художественное училище в 1870 году.

Какие жанры пейзажа существуют в России?

В России существуют различные жанры пейзажа, такие как сочиненный пейзаж, городской пейзаж и классический пейзаж.

Какие школы пейзажа существуют в России?

В России существуют различные школы пейзажа, включая академическую школу и реалистическую школу.

Когда начал развиваться жанр пейзажа в России?

Жанр пейзажа начал развиваться в России в конце XIX века.