Проявления воображения в словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Педагогическая психология
  • 46 46 страниц
  • 66 + 66 источников
  • Добавлена 27.02.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. Общая характеристика воображения и его особенности в дошкольном возрасте 7
1.1. Понятие воображения: сущность и виды 7
1.2. Особенности и этапы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Способы развития воображения старших дошкольников 14
Выводы 16
ГЛАВА 2. Эмпирическая часть исследования по изучению проявлений воображения в словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста 18
2.1. Организация и методики исследования 18
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 19
Выводы 22
Заключение 23
Рекомендации 25
Список литературы 40
Фрагмент для ознакомления

Беседы с детьми в ходе экскурсий «О чем нам поведает ветер, что он видел в мире необычного», сюжетные игры. Проекты по созданию мультфильмов, книжек-историй, альбомов из жизни детей в детском саду. Задания «Придумай фантастическое существо и нарисуй его»- умение придумать сказку с оригинальным сюжетом;- умение нарисовать рисунок к сюжету своей сказки, чтобы он совпадал с сюжетом, был детализирован (рисование и сочинение одновременно)Развивать способность ребенка превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуацииЗадания с картинками-нелепицами. Творческие методы работы в процессе чтения сказок, музыкальных заданий, конструирования (Придумай, что могло произойти с героем, когда он пошел …, Придумай, какую историю рассказывает эта музыка…, Придумай, для чего необычного может служить твоя постройка …). Дидактические игры «Бывает-не бывает», «Что могло бы быть, если..». Рисование «Исправь рисунок», «Измени рисунок». Театрализованные игры и этюды «Как можно показать и др.» Игра-беседа «Найди фантастическое применение обычному предмету». Игра «Объедини разные предметы для чего-то».- умение разделить несоответствующий элемент с другими;- умение придумать новое, сохранив условия ситуацииРазвивать способность создавать оригинальные образы в процессе рисования и дорисовыванияЗадания на дорисовывание. Дидактические игры «Кто больше придумает рисунков». Беседы «Что бы это значило». Сюжетные игры.Игра «Придумай и покажи непохоже на других эффект дождя, ветра, падающего снега, времена года, костюмов для героев спектакля» и др.- умение придумать оригинальный, неповторяющийся рисунок;- самостоятельное создание нового при размещении фигуры для дорисовывания в центреРабота педагога-психолога с детьми проводилась в виде занятий 2 раза в неделю в течение двух месяцев, всего 8 занятий. Структура каждого занятия включала в себя следующие элементы:Приветствие (позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия);Разминка (позволяет активизировать детей, поднять их настроение);Основная часть занятия (совокупность психологических упражнений и игр, направленных на решение задач данной программы);Рефлексия (дети отвечают на вопросы психолога о своих переживаниях и эмоциях по поводу проведенных занятий);Ритуал прощания.Предлагаемая программа развития воображения детей представляет собой некую последовательность игр и заданий, творческих методов работы в ходе продуктивной деятельности, музыкальной деятельности, театрально-игровой деятельности и т.д. Тематический план развивающих занятий педагога-психолога с детьми по этой программе представлен в таблице 2.4.План занятий в рамках программы «Страна Воображалия»Название занятияЦельСодержание 1. «Необычный винегрет»Подготовить воображение дошкольников к активной работе. Учить детей превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации, объединять несколько неподходящих предметов между собой и придумывать им оригинальное применение; развивать мышление и умение рассказать о необычном решении1. Приветствие «Поздороваемся друг с другом необычным способом».2. Разминка «Изобрази, кто пришел в гости, остальные - угадывают».3. Основная часть занятия:- рассказ о том, что такое «винегрет»- презентация «Бабушкин сундучок» (по сюжету ребенок находит несколько предметов и использует их в одной деятельности, все вместе)- игра «Объедини разные предметы для чего-то»;4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что больше всего удивило?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом необычным способом»2. «Сказочные истории»Подготовить воображение дошкольников к активной работе. Учить детей превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации, объединять несколько неподходящих предметов между собой и придумывать им оригинальное применение. Развивать воображение в процессе обучения отходить от обычной ситуации, от реальности1. Приветствие «Поздороваемся друг с другом необычным способом».2. Разминка «Угадай, кто пришел, угадай, что принес».3. Основная часть занятия:- игра «Волшебный предмет и его хозяин»- фантазирование «Какой волшебный предмет я бы хотел найти»;- игра «Помогаем герою из сказки»4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что больше всего понравилось?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом необычным способом»3. «Несуществующие животные»Создать условия для развития воображения детей в продуктивной, музыкально-пластической и словесной деятельности. Стимулировать воссоздающее и творческое воображение. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рисования и дорисовывания1. Приветствие «Поздороваемся друг с другом как зверушки».2. Разминка-психогимнастика «Зверушки на полянке».3. Основная часть занятия:- игра-путешествие «На далекой планете»- дидактическая игра «Сложи животное из частей»;- пластический этюд «Необычные животные на далекой планете необычно танцуют»- рисование «Несуществующее животное»4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что больше всего понравилось?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом как зверушки»4. «Осенние приключения»Создать условия для развития воображения детей в игровой, музыкально-пластической и словесной деятельности. Стимулировать воссоздающее и творческое воображение. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рассказывания, сочинения, словесного фантазирования1. Приветствие «Здороваемся в пластике».2. Разминка-психогимнастика «Угадай осеннюю приметы».3. Основная часть занятия:- игра сюжетная «Осенние заботы»- фантазирование «Что рассказали падающие листочки ежику»;- придумывание истории «Осенние приключения ежа» (с последующим рисованием иллюстраций в группе, дальнейшей мультипликацией истории в рамках группового проекта)4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что больше всего понравилось?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом как нравится»5. «Волшебник наоборот»Учить детей превращать «нереальное» в «реальное» в контексте ситуации. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рассказывания, сочинения, словесного фантазирования при помощи приема «объект наоборот», «достраивание» и др.1. Приветствие «Подари подарок жестами».2. Разминка «Расскажи о любимой сказке и любимом герое, когда тебе кинут мяч».3. Основная часть занятия:- игра «Бывает-не бывает»,- игра «Что могло бы быть, если..»- рисование «Исправь рисунок»- игра «Волшебство наоборот» (волшебные предметы из сказок представляем как сааме обычные, применяемые для повседневных дел) 4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что больше всего понравилось?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом как нравится»6. «Путешественники во времени и пространстве»Создать условия для развития воображения при помощи приемов объединения и перемещения во времени. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рассказывания, сочинения, словесного фантазирования1. Приветствие «Здороваемся жестами и движениями. Движения не повторяй.».2. Разминка «О чем нам поведает ветер, что он видел в мире необычного»».3. Основная часть занятия:- игра «Добавь что-то свое»,- игра «Сочинение по кругу»- рисование «Сказка наизнанку»4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, чем бы вам хотелось заняться в следущий раз?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом жестами и движениями»7. «Сказка наизнанку»Познакомить детей со сказкой, в которой использован прием «сказка наоборот», закреплять знания и умения об особенностях сказки. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рассказывания, сочинения, словесного фантазирования1. Приветствие «Здороваемся жестами и движениями. Движения не повторяй.».2. Основная часть занятия:- игра-путешествие в сказку «Наоборот»,- игра «Фотоохотники»- рисование «Сказка наизнанку»4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, чем бы вам хотелось заняться в следующий раз?»5. Ритуал прощания «Попрощаемся друг с другом жестами и движениями»8. «Сочинялки»Учить детей придумывать продолжение сказки. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рассказывания, сочинения, словесного фантазирования. Развивать способность создавать оригинальные образы в процессе рисования и дорисовывания1. Приветствие «Придумай сказочное приветствие».2. Разминка «Сломаный телефон. Передай жестами».3. Основная часть:- работа с картой, рассматривание и беседа по сказочным иллюстрациям- сочинение сказки по кругу, придумывание иллюстраций- игра «Дорисуй»4. Рефлексия «Что мы сегодня делали, что понравилось?»5. Ритуал прощания «Придумай сказочное прощание»Список литературыАлябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2014. – 229 с.Ашиков, В.С. Совместная творческая деятельность педагога и детей программе «Семицветик» [Текст] / В.С. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 1. – С. 38-45.Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т.Н. Белова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 5. – С. 99-102.Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. – М. : АСТ : Фолио, 2004. – 679 с.Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] : монография / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 176 с.Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2013. – С. 165-187.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Большая Рос. энцикл., 1998. – 1456 с.Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / И.С. Бухарова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2002. – 106 с.Водинская, М.В. Развитие воображения ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М. С. Шапиро. –М. : Теревинф, 2013. – 48 с.Выготский, Л. С. Творчество и его развитие в детском возрасте [Текст] // Л.С. Выготский. Соч.: - М. :Наука, 1982. – 455 с.Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991 . - 287 с.Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.Дружинин В.Н. [Текст] / Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб. : Питер, 2008. – 365 с.Дьяченко О. М. Особенности развития творческих способностей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С.46-51.Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 304 с.Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н.И.Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 19-22. Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 92 с.Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М. : Учпедгиз, 1961. – 223 с.Ильин, Е.П. Психология творчества, творческих способностей, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 448 с.Казакова, Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности [Текст] : (социал.-пед. аспект) : учеб. Пособие / Т.Г. Казакова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : Изд-во МГПИ, 1985. – 70 с.Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз, 2013. – 192 с.Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.Карнаухова, Н.С. Художественный труд – как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Карнаухова. – URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac247.html Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2005. – 416 с.Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.Кондратьева Н. В.Сущность понятия «творческие способности» // Кон-цепт. –2015. –No 09(сентябрь). [Электронный ресурс]: http://e-koncept. ru/2015/15320.htm.Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст] : кн. Для учителя : из опыта работы / Н.М. Конышева. – М. : Просвещение, 1985. – 79 с.Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] : лаб. практикум : учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Б. Косминская. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с.Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст] : учеб. пособие / В.С. Кузин. – М. : Просвещение, 1987. – 385 с.Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб. : Питер, 2012. – 267 с.Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. Для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 46–55.Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст] : пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 405 с.Лук А.Н. Психология творчества [Текст] А.Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. – 143 с.Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : обзор программ дошкол. образования : справ. пособие для работников ДОУ, студентов пед. колледжей и вузов / И.А. Лыкова. – М. : Сфера, 2011. – 128 с.Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 582 с.Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] С.В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. - 2002. - № 5. - С.42–58.Маяцкая, В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка [Текст] / В.А. Маяцкая // Внешкольник. – 2033. – № 2. – С. 15-16.Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] : практ. пособие / О.И. Мотков. – М. : Ин-т развития личности, 1993. – 131 с.Мещереков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков. – М. : Олма - Пресс, 2004. – 598 с.Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2000. - 456с.Новая философская энциклопедия: в 4 т. / философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; председатель научно ред. совета В.С. Степин. – М. : Мысль, 2000–2001.Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. – СПб. : Речь, 2006. – 220 с.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1997. – 928 с.Педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В.В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2006. – 608 с.Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. – М. : Большая Рос. энцикл.,2003. – 528 с.Петровский В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М. : Горбунок, 2013.- 199 с.Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Текст] Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии и творчества. - 2013. - №1. -С. 3–25.Пищикова, Н.С. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] : дидактич. игры в процессе изодеятельности / Н.С. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 67-70.Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – С. 73-99.Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов ; отв. ред. А.Д. Глоточкин. – М. : Наука, 1986. – 356 с.Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.М. Аллахвердов [и др.]; под ред. А.А. Крылова. – М. : Проспект, 2004. – 743 с.Психология детства [Текст] : практикум. тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. – 124 с.Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная [Текст] / Я.А. Пономарев [и др.] ; отв. ред. Я.А. Пономарев. – М. : Наука, 1990. – 223 с.Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова : гл. ред. В.Г. Панов. – М. : Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1. – 608 с.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 2009. – 786 с.Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. – М. : Генезис, 2010. – 448 с.Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / А.И. Савенков ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002 – 345 c. – URL : http://rl-online.ru/- info/authors/149.htmСакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М. : Просвещение, 1982. – 204 с.Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2004. – 576 с.Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. – Томск :Томск. ЦНТИ, 2010. – Ч. 1 : Педагогика одаренности : осмысление теоретических аспектов. – 267 с.

1. Алябьева, Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет [Текст] / Е.А. Алябьева. – М. : Сфера, 2014. – 229 с.
2. Ашиков, В.С. Совместная творческая деятельность педагога и детей программе «Семицветик» [Текст] / В.С. Ашиков // Дошкольное воспитание. – 1999. – № 1. – С. 38-45.
3. Белова, Т.Н. Развитие творческих способностей дошкольников в художественном ручном труде [Текст] / Т.Н. Белова // Воспитатель ДОУ. – 2010. – № 5. – С. 99-102.
4. Бердяев, Н.А. Смысл творчества [Текст] : опыт оправдания человека / Н.А. Бердяев. – М. : АСТ : Фолио, 2004. – 679 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] : монография / Д.Б. Богоявленская. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 176 с.
6. Богоявленская, Д.Б. Исследование творчества и одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская // Основные современные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б. Богоявленской. – М., 2013. – С. 165-187.
7. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Д. Б. Богоявленская. – М. : Академия, 2002. – 320 с.
8. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. А.М. Прохоров. – М. : Большая Рос. энцикл., 1998. – 1456 с.
9. Бухарова, И.С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов вузов / И.С. Бухарова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург : [б.и.], 2002. – 106 с.
10. Водинская, М.В. Развитие воображения ребенка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М. С. Шапиро. –М. : Теревинф, 2013. – 48 с.
11. Выготский, Л. С. Творчество и его развитие в детском возрасте [Текст] // Л.С. Выготский. Соч.: - М. :Наука, 1982. – 455 с.
12. Выготский Л.С. Воображение в детском творчестве [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 190 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991 . - 287 с.
14. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Г.Г. Григорьева. – М. : Академия, 2000. – 344 с.
15. Дружинин В.Н. [Текст] / Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин - СПб. : Питер, 2008. – 365 с.
16. Дьяченко О. М. Особенности развития творческих способностей [Текст] / О. М. Дьяченко //Дошкольное воспитание. - 1993. - №8. - С.46-51.
17. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст] / Л.С. Куприна [и др.]. – СПб. : Детство-Пресс, 2015. – 304 с.
18. Иванова, Н.И. Воображение и творчество детей [Текст] / Н.И.Иванова // Дошкольное воспитание. – 1997. – № 10. – С. 19-22.
19. Иванова, О.Л. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка [Текст] / О.Л. Иванова, И.И. Васильева. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 92 с.
20. Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.И. Игнатьев. – М. : Учпедгиз, 1961. – 223 с.
21. Ильин, Е.П. Психология творчества, творческих способностей, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин. – СПб. : Питер, 2011. – 448 с.
22. Казакова, Т.Г. Актуальные проблемы теории и методики изобразительной деятельности [Текст] : (социал.-пед. аспект) : учеб. Пособие / Т.Г. Казакова ; Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. – М. : Изд-во МГПИ, 1985. – 70 с.
23. Казакова, Т.Г. Детское изобразительное творчество [Текст] : метод. пособие для специалистов дошкол. образоват. учреждений / Т.Г. Казакова. – М. : Карапуз, 2013. – 192 с.
24. Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество [Текст] : (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией) : пособие для воспитателя дет. сада / Т.Г. Казакова. – М. : Просвещение, 1985. – 192 с.
25. Карнаухова, Н.С. Художественный труд – как способ развития творческих способностей [Электронный ресурс] / Н.С. Карнаухова. – URL : http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac247.html
26. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст] : учеб. для студентов сред. проф. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М. : Академия, 2005. – 416 с.
27. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Т.С. Комарова. – М. : Просвещение, 1991. – 176 с.
28. Кондратьева Н. В.Сущность понятия «творческие способности» // Кон-цепт. –2015. –No 09(сентябрь). [Электронный ресурс]: http://e-koncept. ru/2015/15320.htm.
29. Конышева, Н.М. Лепка в начальных классах [Текст] : кн. Для учителя : из опыта работы / Н.М. Конышева. – М. : Просвещение, 1985. – 79 с.
30. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей [Текст] : лаб. практикум : учеб. пособие для пед. ин-тов / В.Б. Косминская. – М. : Просвещение, 1987. – 128 с.
31. Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе [Текст] : учеб. пособие / В.С. Кузин. – М. : Просвещение, 1987. – 385 с.
32. Кулюткин, Ю.Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская. – СПб. : Питер, 2012. – 267 с.
33. Леонтьев А. Н. О формировании способностей [Текст] А. Н. Леонтьев // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособ. Для студентов / Сост. Л.М. Семенюк; ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 2014. – С. 46–55.
34. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO [Текст] : пособие для педагогов-дефектологов / Т. В. Лусс. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 405 с.
35. Лук А.Н. Психология творчества [Текст] А.Н. Лук. – М. : Академия, 2008. – 336 с.
36. Лыкова, И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». Формирование эстетического отношения и художественных способностей в изобразительной деятельности [Текст] / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз-Дидактика : Сфера, 2007. – 143 с.
37. Лыкова, И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности [Текст] : обзор программ дошкол. образования : справ. пособие для работников ДОУ, студентов пед. колледжей и вузов / И.А. Лыкова. – М. : Сфера, 2011. – 128 с.
38. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / А.Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2016. – 582 с.
39. Максимова С.В. Творчество как феномен неадаптивной активности [Текст] С.В. Максимова // Развитие творческого потенциала учащихся в системе детского дополнительного образования. - 2002. - № 5. - С.42–58.
40. Маяцкая, В.А. Реализация творческого потенциала интеллектуально одаренного ребенка [Текст] / В.А. Маяцкая // Внешкольник. – 2033. – № 2. – С. 15-16.
41. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст]: учеб. пособие для пед. училищ / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М. : Просвещение, 1991. – 256 с.
42. Мотков, О.И. Психология самопознания личности [Текст] : практ. пособие / О.И. Мотков. – М. : Ин-т развития личности, 1993. – 131 с.
43. Мещереков Б. Г. Большой психологический словарь [Текст] / Б. Г. Мещеряков. – М. : Олма - Пресс, 2004. – 598 с.
44. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В. С. Мухина. - М. : Просвещение, 2000. - 456с.
45. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; председатель научно ред. совета В.С. Степин. – М. : Мысль, 2000–2001.
46. Никитина, А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] / А.В. Никитина // Начальная школа. – 2001. – № 10. – С. 34-37.
47. Николаева, Е.И. Психология детского творчества [Текст] / Е. И. Николаева. – СПб. : Речь, 2006. – 220 с.
48. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : Азъ, 1997. – 928 с.
49. Педагогика [Текст] : учеб. для студентов пед. учеб. заведений / В.В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Пед. о-во России, 2006. – 608 с.
50. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; отв. ред. Л. С. Глебова. – М. : Большая Рос. энцикл.,2003. – 528 с.
51. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности [Текст] / В. А. Петровский. – М. : Горбунок, 2013.- 199 с.
52. Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса [Текст] Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии и творчества. - 2013. - №1. -С. 3–25.
53. Пищикова, Н.С. Мир искусства дарит мысли, дарит чувства [Текст] : дидактич. игры в процессе изодеятельности / Н.С. Пищикова // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 2. – С. 67-70.
54. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности [Текст] / Н.Н. Поддъяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. / под ред. А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – С. 73-99.
55. Платонов, К.К. Структура и развитие личности [Текст] / К.К. Платонов ; отв. ред. А.Д. Глоточкин. – М. : Наука, 1986. – 356 с.
56. Психология [Текст] : учеб. для студентов вузов / В.М. Аллахвердов [и др.]; под ред. А.А. Крылова. – М. : Проспект, 2004. – 743 с.
57. Психология детства [Текст] : практикум. тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А.А. Реана. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК ; М. : Олма-Пресс, 2003. – 124 с.
58. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная [Текст] / Я.А. Пономарев [и др.] ; отв. ред. Я.А. Пономарев. – М. : Наука, 1990. – 223 с.
59. Психология интеллекта и творчества: традиции и инновации: материалы Всерос. конф., посвящ. памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, 7–8 октября 2010 г. / отв. ред. А.Л. Журавлев, М.А. Холодная, Д.В. Ушаков, Т.В. Галкина. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010.
60. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] : в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова : гл. ред. В.Г. Панов. – М. : Большая Рос. энцикл., 1993. – Т. 1. – 608 с.
61. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн – М. : Педагогика, 2009. – 786 с.
62. Савенков, А.И. Психология детской одаренности [Текст] / А.И. Савенков. – М. : Генезис, 2010. – 448 с.
63. Савенков, А.И. Развитие детской одаренности в условиях образования [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / А.И. Савенков ; Моск. пед. гос. ун-т. – М., 2002 – 345 c. – URL : http://rl-online.ru/- info/authors/149.htm
64. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] : пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина. – М. : Просвещение, 1982. – 204 с.
65. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. – М. : Академия, 2004. – 576 с.
66. Создание интегрированного образовательного пространства для развития детской одаренности: детский сад – школа – университет [Текст] : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 25-26 марта 2010 г., г. Томск : в 3 ч. / Томск. гос. ун-т ; под ред. И. Н. Тоболкиной, Т. Б. Черепановой. – Томск :Томск. ЦНТИ, 2010. – Ч. 1 : Педагогика одаренности : осмысление теоретических аспектов. – 267 с.

Вопрос-ответ:

Какова общая характеристика воображения детей старшего дошкольного возраста?

Воображение детей старшего дошкольного возраста является разнообразным и богатым. Они активно используют его в играх, рисовании и других видах творчества. Однако, их воображение еще не полностью развито и требует специальных методов развития.

Какие виды воображения существуют?

Существуют различные виды воображения, такие как эмоциональное, ролевое, изобразительное и символическое воображение. Каждый вид имеет свои особенности и проявления, которые могут быть у детей старшего дошкольного возраста.

Какие особенности и этапы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста?

Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста заключаются в появлении более сложных игровых ситуаций и ролей, использовании сюжетных линий и персонажей в их играх, а также возможности создавать свою собственную картину мира. Этапы развития воображения включают фантазирование, имитирование и символическую игру.

Как можно развивать воображение у детей старшего дошкольного возраста?

Для развития воображения у детей старшего дошкольного возраста можно использовать различные методы и приемы, такие как чтение книг, проведение творческих заданий, игры-ролевые ситуации и другие. Важно создать условия для свободной самореализации и выражения воображения.

Какие выводы можно сделать на основе исследования проявлений воображения в словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста?

На основе исследования можно сделать вывод о том, что словесное творчество у детей старшего дошкольного возраста тесно связано с проявлениями и развитием их воображения. Они активно использовали различные способы выражения своих мыслей и фантазий, что способствовало развитию их творческого потенциала.

Что представляет собой воображение и какие виды воображения существуют?

Воображение - это способность создавать образы и представления в уме, которых нет в реальности. Воображение может быть визуальным (создание образов в уме), звуковым (воспроизведение звуков или мелодий), двигательным (выполнение движений воображаемым объектом) и символическим (использование символов или знаков для создания образов).

Как развивается воображение у детей старшего дошкольного возраста?

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста проходит через несколько этапов. Сначала дети начинают создавать простые образы воображаемых предметов, затем они могут давать этим предметам имена и придумывать для них истории. Постепенно дети начинают создавать более сложные и абстрактные образы, а также комбинировать разные виды воображения.

Как можно развивать воображение старших дошкольников?

Существует несколько способов развития воображения у детей старшего дошкольного возраста. Важно поощрять детей к игре, в которой они могут использовать своё воображение, например, игры-преображения или ролевые игры. Также полезно предлагать детям разные материалы для творческой деятельности, чтобы они могли создавать свои собственные образы и истории. Кроме того, детям можно предлагать задания, требующие использования воображения, например, придумать и нарисовать свой сказочный персонаж или описать свою мечту.

Какое значение имеет воображение в словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста?

Воображение играет важную роль в словесном творчестве детей старшего дошкольного возраста. Оно позволяет детям создавать новые образы и истории, использовать различные стили и жанры, а также развивать свою фантазию и креативное мышление. Благодаря воображению дети могут выразить свои эмоции и мысли, а также познакомиться с разными мирами и образами.

Какие есть особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста?

Воображение у детей старшего дошкольного возраста характеризуется богатством и разнообразием образов и идей, а также способностью к смешиванию реальности и вымысла. Дети в этом возрасте уже обладают некоторой логикой в своих фантазиях и могут строить сложные истории. Они также начинают использовать символическую игру, в которой предметы замещаются другими объектами для создания новых сюжетов.