Импрессионизм в позднем творчестве И. И. Грабаря. Влияние западных школ.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 38 + 38 источников
- Добавлена 17.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
I. Игорь Эммануилович Грабарь и его творческий поиск 6
II. Импрессионизм. Основы течения 12
III. Особенности русского импрессионизма 18
IV. Импрессионизм в творчестве Игоря Грабаря 23
Заключение 35
Список литературы 39
Рис.11. И.Э. Грабарь. Сказка инея и восходящего солнца. 1908 г. Частная коллекция. Посольство РФ в Великобритании, Лондон
Этот же период ознаменовался созданием нескольких картин-натюрмортов, написанных густыми, рельефными мазками в стиле, близком к неоимпрессионизму ("Хризантемы" (1905 г.), «Сирень и незабудки» (1905 г.), "Неприбранный стол" (1907 г.)). В этих работах отразилось стремление художника передать изменчивую игру освещения, удивительное разнообразие и красоту предметного мира.
Рис.12. И.Э. Грабарь. Осень. Рябина и березы. 1924 г. Нижегородский государственный художественный музей, Нижний Новгород
Привлекала художника и золотая осень, в изображении которой Грабарь смог в полной мере проявить свой декоративный дар.
Однако со временем художник постепенно отходит от импрессионизма. Легкая, импрессионистическая манера письма изменяется на реалистическую, а вместе с ней меняется и содержание пейзажей. Там, где ранее наблюдалась некоторая камерность, в позднем творчестве проявилась внутренняя сила и широта. Тем не менее, в целом перейдя к реализму, периодически Грабарь возвращался к импрессионизму и в 1920-е годы, и в 1940-е годы.
Так, в 1926 году художник пишет картину «На озере», где главная роль отдана торжествующей силе природы. В этом импрессионистском пейзаже значительным является все: и деревьев на первом плане, и просторная даль, и беспредельная небесная ширь.
Рис.13. И.Э. Грабарь. На озере. 1926 г. Государственный русский музей, Санкт-Петербург
С помощью простых средств Грабарь передает ощущение величественности скромного русского пейзажа. Кажется, что вся картина наполнена движением: ветер треплет листву, ветви деревьев неторопливо покачиваются, в небе бегут ослепительные облака, по траве скользят быстрые тени. На берегу озера он помещает фигурку всадника, которая кажется мизерной по сравнению с деревьями, которые заняли на картине почти все пространство. Эта маленькая фигурка позволяет художнику усилить впечатление глубины пространства, уходящего к противоположному берегу озера.
В поздних картинах с изображениями снега, зимы, и весны Грабарь вновь иногда использует импрессионистскую манеру письма: «Березовая аллея» (1940), «Роскошный иней» (1941), «Последний снег» (1947), «Зимний пейзаж» (1954).
В 1941 году Игорь Грабарь вновь обращается к теме инея и создает полотно «Иней. Восход солнца. Сам он так объясняет свою страсть6 «Немного на свете таких потрясающих по красочной полифоничности моментов, как солнечный день инея, где цветовая гамма, ежеминутно меняясь, окрашивается в самые фантастические оттенки, для которых на палитре не хватает красок».
Рис.14. И.Э. Грабарь. Иней. Восход солнца. 1941 г. Иркутский областной художественный музей имени В. П. Сукачёва, Иркутск
При анализе картины обращает на себя внимание более спокойная, чем в ранние годы, техника исполнения, следствие как уверенного владения кистью, так и умелого обращения с цветом и светом. При сравнении данной работы с картиной 1908 года «Сказка инея» бросается в глаза не только разница в манере письма, но и элемент большей уверенности, зрелости мастера. Ранняя картина демонстрирует творческий поиск художника, тогда как работа 1941-го года дает ощущение целостности.
Будучи, как и Константин Коровин, одним из ярчайших представителей импрессионизма, Грабарь дал свой его вариант, обогатив метод эмоционального отображения действительности собственными находками. Основу стилистики его работ трактовали по-разному. С одной стороны, Грабаря причисляли к реализму, с другой стороны импрессионистические тенденции в его картинах ставили его в один ряд с Коровиным, Серовым и поздним Левитаном. Очевидно, что живопись Грабаря в начале XX века относится к позднему русскому импрессионизму. В некоторых работах он продемонстрировал и приемы дивизионизма, а также особого декоративного модерна. Иногда стиль его живописи именуют даже научным импрессионизмом, подчеркивая тем самым то особое значение, которое он придавал свету и воздуху, написав множество исследований о цветопередаче.
Художник Игорь Эммануилович Грабарь всегда глубоко чувствовал обаяние русской природы и великолепно передавал это в своих картинах, отличающихся естественностью и внутренним очарованием. Обостренное восприятие красоты родного края, интенсивность отображения пленэрных впечатлений, яркие, красочные решения определили работы художника вершиной позднего русского импрессионизма.
Заключение
В настоящем исследовании мы рассмотрели творчество русского художника-импрессиониста Игоря Эммануиловича Грабаря, проанализировали возникновение и последующее существование в России национального варианта импрессионизма.
Появившись во Франции, импрессионизм постепенно возник во многих западноевропейских художественных школах, распространился по всему миру, оказав свое влияние на искусство многих стран. При этом характерной особенностью развития русского импрессионизма стало не привычное влияние тенденции извне, подобно заимствованию, а имел место диалог культур, взаимодействие с тенденциями развития каждой из культур.
В своем развитии импрессионизм в русской живописи смог преодолеть такие черты французского варианта, как монументальная, значительная картина мира и утрата материальности.
Для русского искусства новое течение оказалось такой системой, значение и ценность которой не исчерпаны. Импрессионизм открывал галаза художника, позволяя увидеть новые возможности живописной выразительности, вводил художника в атмосферу творчества и эксперимента, тем самым раскрепощая его и подталкивая к новым художественным открытиям. Образовавшийся русский вариант импрессионизма подтвердил характерную для всей русской живописи уплотненность процесса развития, спрессованность отдельных фаз, наслоение одного стилистического течения на другое. Именно в этой особенности русского импрессионизма, типичной для ускоренного развития искусства России, проявилась национальная особенность русского варианта импрессионизма.
Стоит отметить двойственное начало стиля «импрессионизм». С одной стороны, это творческий метод, особое видение, стилистический прием исполнения в живописи. Однако с другой стороны импрессионизм - особое мироощущение, иное мировосприятие, целая философия. Как отмечалось выше, типологическое сходство отдельных вариантов импрессионизма различных художественных школ не исключило тем не менее национальной специфики.
Русский импрессионизм имел свое, неповторимое лицо, а его возникновение явилось результатом не внешнего воздействия, а собственной эволюции русского искусства.
Таким образом, мы увидели, что открытия художников в области живописи во второй половине XIX века определили целую эпоху в развитии изобразительного искусства и привели к далеко идущим последствиям.
Изучение творчества русских художников-импрессионистов позволяет выделить характерные черты русского импрессионизма:
1) Содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа.
2) Меньшая динамичность при большей материальности и предметности.
3) Основной формой законченных картин в стиле импрессионизма являлись этюды. При этом сохранилась тенденция к картинной монументализации пленэра.
4) Родственная связь с реализмом.
Русский импрессионизм накладывался на прочие художественные движения рубежа веков. В частности, стремление позднего русского импрессионизма к некой декоративности, ритмичность построения композиции и большие цветовые зоны указывают на близость русского импрессионизма стилю модерн. При этом импрессионистическое мировосприятие обогащало модерн несвойственной ему мажорностью, праздничностью, жизнерадостностью. Для молодых художников, пробовавших свои силы в передовых течениях, импрессионизм стал стартовой площадкой, переломным моментом, с которого началось их творчество.
Творчество Игоря Грабаря восходит к живописи Саврасова и Левитана, сохраняет и развивает традиции Московской живописной школы. Вся жизнь этого деятеля искусств напоминала настоящую гонку. Грабарь хотел постичь все: рисунок, живопись, архитектуру, приемы реставрации и художественной критики; он был великолепным педагогом, талантливым искусствоведом и администратором.
Становлению художника способствовали впечатления разных лет, почерпнутые в разных местах, под воздействием разных художников. Несомненно, что на формирование творческого почерка Грабаря наибольшее влияние оказало пребывание и обучение за границей, когда он имел возможность не только видеть оригиналы шедевров мировой живописи, но и знакомиться с представителями новых художественных течений.
Именно импрессионисты дали толчок развитию творческого направления Грабаря. Влияние картин Мане, Сезанна, Ренуара, Моне на мировосприятие и мироощущение художника бесспорно. Множество картин, созданных в стиле импрессионизма, заложили основу формированию нового стиля позднего русского импрессионизма и навсегда стали классикой русского искусства.
Несмотря на то, что импрессионистический период в творчестве Игоря Грабаря длился недолго и сменился на реализм, тем не менее в позднем творчестве художник периодически возвращался к этой яркой, живописной манере письма, сумев создать неповторимые пейзажные мотивы.
Творчество выдающегося представителя позднего русского импрессионизма Игоря Грабаря является особой страницей в истории русского искусства. Как отмечено выше, импрессионистические мотивы, выражающиеся в оригинальной манере письма, проявились уже в ранних произведениях художника. Период становления творческого почерка характеризовался особым способом отображения окружающего мира, своеобразным колористическим ви́дением, соединением графических и живописных эффектов в изображении инея. Поиски собственного метода письма, обогащение принципов классического импрессионизма собственными наработками подтверждают тот факт, что Игорь Эммануилович Грабарь является родоначальником стиля позднего русского импрессионизма.
Значение творчества Грабаря трудно переоценить. В историю искусства он вошел не только как художник, но и как искусствовед, общественный деятель, реставратор, музейщик и просветитель. В отечественном искусствознании ему принадлежит пальма первенства за огромное количество кропотливых и подробных историко-художественных исследований. Личность Грабаря многогранная и цельная. Таким же является и его творчество. До конца жизни он улавливал и поощрял в других то, что «составляло главный стержень собственных его открытий: беспредельную любовь к искусству, страстную жажду постичь человека и мир, жажду “знать и уметь”».
Список литературы
Айвазян М. А. Психолого-эстетическое основание творчества (на примере исследования И.Э. Грабаря творчества В.А. Серова.)// Философские науки. М., 2004., №12.
Андреев Л. Т. Импрессионизм. М., 1980
Басин Е.Я. Эстетические взгляды И.Э. Грабаря / к вопросу о "живописном реализме"7/Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М., 1985.
Герман М. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – М.: Азбука, 2008
Громов Е.С. Художественное творчество. -М., 1970
Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. М., 2001.
Грабарь И. Том 63. Серия «Великие художники». –М.: Директ-Медиа, 2010
Егорова Н.В. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1979
Епифанова-Грабарь, О. И. Человек Ренессанса: К 130-летию со дня рождения Игоря Грабаря / О. И. Епифанова-Грабарь // Человек. - 2001.- № 5.
Жидкова Е. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1955
Игорь Эммануилович Грабарь / БСЭ. М., 1950. Изд. 3-е. Т. 3
Игорь Эммануилович Грабарь //Вопросы истории. М., 1960, №6
Кларк, К. Пейзаж в искусстве [Текст] / К.Кларк. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 304с.
Ренуар, Ж. Огюст Ренуар [Текст] / Ж.Ренуар. – М.: Изд-во Академии художеств, 1970. – 314с.
Леняшин, В.А. ≪…Из времени в вечность≫: импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма [Текст] / В.А.Леняшин // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея / авт.-сост. В.Круглов, А.Низамутдинова. – СПб.: [б. и.], 2002. – С.43-60.
Лясковская Н. И.Э. Грабарь. М., 1962
Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М., 1986
Подобедова О.И. Игорь Эммануилович Грабарь. Жизнь и творческая деятельность. М., 1964
Подобедова О. Грабарь И. К истории современного искусствознания / Искусство, 1966, № 6.
Поспелов Г.Г. Русское искусство XX века. М., 1997
Пути развития русского искусства конца XIX – начала ХХ века, книга-альбом под ред. Н.Соколовой, В.Ванслова. Москва, Искусство. 1972
Русская и советская художественная школа. Путеводитель под ред. Галич Л.Ф., Маслова Е.Н., Рохлина С.В., Русакова А.А. – Л.: «Советский художник», 1965
Сидоров А. И.Э. Грабарь - выдающийся деятель советской культуры / Искусство. 1971, № 3
Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978
Тихомирова Е.М. И.Э. Грабарь / Искусство. 1940, № 2
Федоров-Давыдов А. У истоков русского импрессионизма. Сборник «Русская живопись XIX века». 1929
Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. - М.: Белый Город, 2004
Эфрос А. И. Грабарь. М., 1930. Бандалин Г. Игорь Грабарь. М., 1936
Статьи:
Андреева Л.В., Каждан Т.П. Введение / Игорь Грабарь. Письма, 1891-1917. М., 1974.
Гольцова А. А., Турсабаев И.В. Научно-исследовательская деятельность И.Э. Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания // Молодой ученый, 2016, №13
Дружинин С. Художник и ученый // Искусство, 1951, № 4;
Творческая биография художника // Творчество, 1940, № 2;
Тихомирова ЕМ. И.Э. Грабарь // Искусство, 1940, № 2;
Интернет-источники:
Русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик Игорь Грабарь // http://igor-grabar.ru
Русский музей (СПб.): виртуальный филиал // www.virtualrm.spb.ru
Галерея художников / «Русский музей. Дополненная реальность», проект // http://www.rmgallery.ru/ru/
Грабарь Игорь Эммануилович // Портал «Родон» http://www.rodon.org/art-071109163806
Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 – 1960) – художник, историк искусства, академик // РГАЛИ (Москва), ф.744 // www.rgali.ru
Импрессионисты и старые мастера // Французская живопись второй половины XIX века в современной ей художественной культуре. Материалы научной конференции. — М., 1972.
Пути развития русского искусства конца XIX – начала ХХ века, книга-альбом под ред. Н.Соколовой, В.Ванслова. Москва, Искусство. 1972, с.48
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 21.
Там же, с.21
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 24
Там же, с.56
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 94
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 105
Там же, с.105
Там же, с.106
Там же, с. 110
Там же, с. 112
Егорова Н.В. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1979, с.92
Эфрос А. И. Грабарь. М., 1930. Бандалин Г. Игорь Грабарь. М., 1936, с. 216
Епифанова-Грабарь, О. И. Человек Ренессанса: К 130-летию со дня рождения Игоря Грабаря / О. И. Епифанова-Грабарь // Человек. - 2001.- № 5
Л. Леруа. Статья «Выставка импрессионистов» / Le Charivari, 25 апреля 1874 г.
Ренуар, Ж. Огюст Ренуар [Текст] / Ж.Ренуар. – М.: Изд-во Академии художеств, 1970. с.205
Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М., 1986. с.96
Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978. С.118
Кларк, К. Пейзаж в искусстве [Текст] / К.Кларк. – СПб.: Азбука-классика, 2004. с.202
Леняшин, В.А. ≪…Из времени в вечность≫: импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма [Текст] / В.А.Леняшин // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея / авт.-сост. В. Круглов, А.Низамутдинова. – СПб.: [б. и.], 2002. – с.51.
Герман М. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – М.: Азбука, 2008, с. 29
А. Федоров-Давыдов. У истоков русского импрессионизма. Сб.«Русская живопись XIX века». 1929. с.62
Там же, с.63
Герман М. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – М.: Азбука, 2008, с. 87
Там же, с.96
Подобедова О. Грабарь И. К истории современного искусствознания / Искусство, 1966, № 6.
Андреев Л. Т. Импрессионизм. М., 1980, с. 56
Басин Е.Я. Эстетические взгляды И.Э. Грабаря / к вопросу о "живописном реализме"7/Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М., 1985.
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 192
Там же. С.190
Пути развития русского искусства конца XIX – начала ХХ века, книга-альбом под ред. Н.Соколовой, В.Ванслова. Москва, Искусство. 1972
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 189
Там же, с.190
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с.208
И.Э. Грабарь. Моя жизнь. Автомонография. М.-Л., 2001, с. 215
Герман М. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – М.: Азбука, 2008, с. 134
В.М.Володарский. Предисловие к «Автомонографии». 2001 г. С.12
41
2. Андреев Л. Т. Импрессионизм. М., 1980
3. Басин Е.Я. Эстетические взгляды И.Э. Грабаря / к вопросу о "живописном реализме"7/Эстетические взгляды художников социалистической культуры. М., 1985.
4. Герман М. Импрессионизм: Основоположники и последователи. – М.: Азбука, 2008
5. Громов Е.С. Художественное творчество. -М., 1970
6. Грабарь И. Моя жизнь. Автомонография. М., 2001.
7. Грабарь И. Том 63. Серия «Великие художники». –М.: Директ-Медиа, 2010
8. Егорова Н.В. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1979
9. Епифанова-Грабарь, О. И. Человек Ренессанса: К 130-летию со дня рождения Игоря Грабаря / О. И. Епифанова-Грабарь // Человек. - 2001.- № 5.
10. Жидкова Е. Игорь Эммануилович Грабарь. М., 1955
11. Игорь Эммануилович Грабарь / БСЭ. М., 1950. Изд. 3-е. Т. 3
12. Игорь Эммануилович Грабарь //Вопросы истории. М., 1960, №6
13. Кларк, К. Пейзаж в искусстве [Текст] / К.Кларк. – СПб.: Азбука-классика, 2004. – 304с.
14. Ренуар, Ж. Огюст Ренуар [Текст] / Ж.Ренуар. – М.: Изд-во Академии художеств, 1970. – 314с.
15. Леняшин, В.А. ≪…Из времени в вечность≫: импрессионизм без свойств и свойства русского импрессионизма [Текст] / В.А.Леняшин // Русский импрессионизм. Живопись из собрания Русского музея / авт.-сост. В.Круглов, А.Низамутдинова. – СПб.: [б. и.], 2002. – С.43-60.
16. Лясковская Н. И.Э. Грабарь. М., 1962
17. Мигунов А. С. Искусство и процесс познания. М., 1986
18. Подобедова О.И. Игорь Эммануилович Грабарь. Жизнь и творческая деятельность. М., 1964
19. Подобедова О. Грабарь И. К истории современного искусствознания / Искусство, 1966, № 6.
20. Поспелов Г.Г. Русское искусство XX века. М., 1997
21. Пути развития русского искусства конца XIX – начала ХХ века, книга-альбом под ред. Н.Соколовой, В.Ванслова. Москва, Искусство. 1972
22. Русская и советская художественная школа. Путеводитель под ред. Галич Л.Ф., Маслова Е.Н., Рохлина С.В., Русакова А.А. – Л.: «Советский художник», 1965
23. Сидоров А. И.Э. Грабарь - выдающийся деятель советской культуры / Искусство. 1971, № 3
24. Творческий процесс и художественное восприятие. Л., 1978
25. Тихомирова Е.М. И.Э. Грабарь / Искусство. 1940, № 2
26. Федоров-Давыдов А. У истоков русского импрессионизма. Сборник «Русская живопись XIX века». 1929
27. Филиппов В. Импрессионизм в русской живописи. - М.: Белый Город, 2004
28. Эфрос А. И. Грабарь. М., 1930. Бандалин Г. Игорь Грабарь. М., 1936
Статьи:
29. Андреева Л.В., Каждан Т.П. Введение / Игорь Грабарь. Письма, 1891-1917. М., 1974.
30. Гольцова А. А., Турсабаев И.В. Научно-исследовательская деятельность И.Э. Грабаря в контексте развития отечественного искусствознания // Молодой ученый, 2016, №13
31. Дружинин С. Художник и ученый // Искусство, 1951, № 4;
32. Творческая биография художника // Творчество, 1940, № 2;
33. Тихомирова ЕМ. И.Э. Грабарь // Искусство, 1940, № 2;
1. Русский и советский художник, архитектор, реставратор и критик Игорь Грабарь // http://igor-grabar.ru
2. Русский музей (СПб.): виртуальный филиал // www.virtualrm.spb.ru
3. Галерея художников / «Русский музей. Дополненная реальность», проект // http://www.rmgallery.ru/ru/
4. Грабарь Игорь Эммануилович // Портал «Родон» http://www.rodon.org/art-071109163806
5. Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 – 1960) – художник, историк искусства, академик // РГАЛИ (Москва), ф.744 // www.rgali.ru
Вопрос-ответ:
Какое влияние западных школ оказало Игорю Грабарю в его позднем творчестве?
В позднем творчестве Игоря Грабаря заметно влияние западных школ, таких как французский импрессионизм и немецкий экспрессионизм. Это проявляется в его творческом поиске новых форм и приемов, использовании света и цвета, а также в экспериментировании с различными жанрами и техниками.
Какие основы имеет импрессионизм как течение?
Основы импрессионизма – это стремление к передаче моментальных впечатлений, моментов света и цвета, игры светотенией и отражениями. Художники импрессионисты старались передать не только внешний вид объекта, но и атмосферу и настроение. Они часто работали на открытом воздухе, чтобы ловить мгновение и зафиксировать его на холсте.
Какие особенности имеет русский импрессионизм по сравнению с западными школами?
Русский импрессионизм сохраняет основные принципы западного импрессионизма, но в то же время имеет свои особенности. Например, русские художники больше акцентируются на настроении и эмоциях, могут пропускать детали в пользу общего впечатления, часто используют более яркую и насыщенную цветовую гамму. Также русский импрессионизм часто связывают с национальной темой и реалиями русской жизни.
Каковы основные черты творчества Игоря Грабаря в период экспериментов с импрессионизмом?
В период экспериментов с импрессионизмом Игорь Грабарь создавал картину натюрморта, используя густые рельефные штрихи и яркую цветовую гамму. Он стремился передать моментальные впечатления и настроение, играл с отражением света и тенями. В его работах можно увидеть влияние западных школ и одновременно оригинальное видение и подход к импрессионистской технике.
Какое влияние западных школ можно обнаружить в позднем творчестве И.И. Грабаря?
В позднем творчестве И.И. Грабарь ощутимо повлияли западные школы и искусствознание. Он изучал технику импрессионистов, впитывал в себя новые приемы и старался перевоплотить их в своих произведениях. Это можно заметить в его картинах, где присутствуют характерные для импрессионизма мазки и игра света.
Каковы основы импрессионизма?
Основные принципы импрессионизма заключаются в передаче моментальности, легкости и мельчайших оттенков мира. Художники этого направления стремились запечатлеть не столько объекты реальности, сколько их изменчивость и эмоциональное восприятие.
Какие особенности можно выделить в русском импрессионизме?
Русский импрессионизм отличается своей спецификой. Здесь художники делали упор на передачу русской природы и русского настроения. Они нередко изображали зимние пейзажи с их особенной атмосферой и светом. Также русский импрессионизм был связан с традициями русской живописи, что придало ему своеобразность и уникальность.
Чем отличается импрессионизм в творчестве Игоря Грабаря?
Игорь Грабарь внес свои особенности в импрессионизм. Он не только использовал характерные для этого направления приемы, но и добавил в свои картины элементы символизма и модерна. Это придало его работам дополнительную глубину и выразительность. Он также экспериментировал с композицией и цветом, создавая уникальные образы.
Какими картинами можно ознакомиться с творчеством Игоря Грабаря в поздний период его работы?
Известными работами Игоря Грабаря из позднего периода его творчества являются "Сказка инея и восходящего солнца" и несколько картин-натюрмортов. Картина "Сказка инея и восходящего солнца" демонстрирует все особенности его стиля: мягкие оттенки, игру света и тени, а также умение передать эмоциональную суть момента.