формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 49 + 49 источников
- Добавлена 19.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики 5
1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий 5
1.2 Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий 14
1.3 Методы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики 27
Глава 2. Экспериментальная программа формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики 37
2.1 Описание этапов опытно-экспериментальной работы 37
2.2 Содержание программы по развитию познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики 37
2.3 Обсуждение результатов исследования 46
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение - Формирование логических УУД в начальной школке по УМК Е.П. Бененсон и А.Г. Паутовой «Информатика и ИКТ» 64
б) Транспортир нужен для … измерения углов.в) Термометр нужен для … измерения температуры.г) Барометр нужен для … измерения давления.д) Компас нужен для … определения сторон горизонта.е) Телескоп нужен для … приближения удалённых предметов.ж) Микроскоп нужен для … увеличения предметов, невидимых простым глазом.з) Весы нужны для … измерения массы.и) Спидометр нужен для … измерения скорости.2. Воспользуйтесь текстом учебника, а также справочниками и энциклопедиями и подберите к каждой дате, указанной в Части I, соответствующее событие в Части II.Часть IДатаV-IV тысячелетия до н.э.II-I тысячелетия до н.э.II век н.э.Середина XV в.Середина XVI в.1839 г.70-е гг. XIX в.1895 г.20-е гг. XX в.60-е гг. XX в.80-е гг. XX в.Часть IIСобытиеI. Изобретение технологии изготовления бумаги в Китае.II. Начало книгопечатания в Европе.III. Появление алфавитного письма в Финикии.IV. Появление первых лазерных дисков.V. Первые следы иероглифического письма в Древнем Египте.VI. Начало книгопечатания в России.VII. Появление первых жестких дисков для компьютеров.VIII. Изобретение магнитофона.IX. Изобретение фотографии.X. Первая запись звука с помощью фонографа.Задания формирующие познавательные УУД.Задание: Поиск информации.Цель: формирование умения поиска, анализа и выбора информации.Возраст: 12 летФорма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.Описание задания: Поиск информации в интернет.Необходимо найти ответы на вопросы, используя поисковой сервер Яндекс.1) Место и дата рождения П.И.Чайковского – великого русского композитора.2) Место и дата рождения М.И.Кутузова – великого русского полководца.3) В каком году была написана картина Айвазовского «Море. Коктебельская бухта»?4) Настоящая фамилия Кира Булычева.5) Место и дата рождения математика Н.И. Лобачевского.6) Кому принадлежат бессмертные строки «Сколько в человеке доброты, столько в нем и жизни».7) Назвать режиссера фильма и год создания ленты «В бой идут одни старики»8) В каком году и где родился Мишель Нострадамус?9) Место и дата рождения Н. К. Рериха, великого Русского художника и философа.10) Основатели фирмы Honda и год ее создания.11) Назвать издателя и разработчика игры «CounterStrike».12) Какой король правил Францией во время похода Жанны д'Арк на Орлеан?13) В каком году был построен Дадж Махал?14) Когда и где родился Петр Аркадеевич Столыпин?Задание: создать информационную модель.Цель: формирование умения анализа, систематизации информации. А также формирование умения представления информации наглядным образом и формирование умений и навыков работы в офисных программах.Возраст: 11-13 лет.Форма выполнения задания: индивидуальная практическая работа за компьютером.Описание задания: Средствами M. Word создать информационную модель в виде графа:«Классификация ПО компьютера»2.3 Обсуждение результатов исследованияОдной из составляющих компетенции педагога, определенной ФГОС НОО, является использование учителем начальных классов диагностических методик. Их применение позволяет учителю определить базовый уровень знаний, имеющийся у первоклассников, их готовность к обучению.Мониторинг развития познавательных навыков показывает стартовые возможности учеников, которые позволяют определить виды дидактических игр для формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики. Для диагностики общеучебных, логических и знаково-символических действий познавательных УУД можно использовать следующие методики: - «Построение числового эквивалента или взаимно-однозначного соответствия» Ж.Пиаже; - «Кодирование» (11-й субтест теста Д. Векслера в версии А. Ю. Панасюка), - «Нахождение схем к задачам» А.Н. Рябинкиной. В основе диагностик находятся задания: «найди отличия»; «на что похоже?»; «поиск лишнего»; «лабиринты и цепочки»; работа с разного вида таблицами; распознавание диаграмм.Из множества имеющихся методик для проведения констатирующего эксперимента по изучению уровня интеллектуального развития была использована методика экспресс - диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС) авторов- разработчиков: Щеблановой Е.И., Авериной И.С., Задориной Е.Н.. Методика состоит из 4-х субтестов по 5 заданий каждый. Положительной стороной является то, что все задания представлены в виде рисунков. Это позволяет тестировать первоклассников независимо от их умения читать. На диагностику отводилось до 30 минут.Исследование проводилось на базе средней школы. В нем приняли участие учащиеся 1 «а» класса в количестве 20 человек и 1 «б» класса в количестве 20 человек. Ученики работали индивидуально.Цель исследования - определить возможности каждого первоклассника для развития познавательного компонента универсальных учебных действий.Результаты диагностики отображены в таблицах.Таблица 2.2 - Показатели интеллектуальных способностейКоличество обучающихсяПоказателиНизкий1аСреднийВысокий НизкийСреднийВысокий1а1а1б1б1бСубтест I - словарный запас1082893Субтест II - понимание количественных и качественных соотношений10738102Субтест III -Логическое мышление1271992Субтест IV -Математические способности12711091Таблица 2.3 – Показатели интеллектуальных способностейКоличество в %ПоказателиНизкийСреднийВысокийНизкийСреднийВысокий1а1а1а1б1б1бСубтест I -словарный запас50428424010Субтест II -понимание количественных икачественныхсоотношений55351042508Субтест III -логическоемышление6133452408Субтест IV -математическиеспособности6135456404МЭДИС позволила комплексно исследовать интеллектуальную деятельность первоклассников: выяснить уровень общей осведомленности, понимание количественных и качественных соотношений, выявить уровень логического мышления - умение исключать лишнее, а также математические способности учеников.Оценка возможностей учеников позволяет сделать вывод, что уровень познавательной активности у первоклассников разный. В связи с этим педагогам необходимоосуществлять индивидуальный дифференцированный подход в обучении. В каждом классе есть одаренные дети, показавшие высокий уровень развития познавательных способностей по всем показателям диагностики. Педагогам необходимо поддерживать их заинтересованность в получении знаний, мотивацию к обучению.Средний уровень сформированности интеллектуальной деятельности в каждом классе практически одинаковый. Ученики данной группы находятся на должном уровне развития познавательных способностей. На уроках информатики для учеников данных групп педагогам необходимо использовать технологии,развивающиелюбознательность,наблюдательность, стремление к самостоятельному познанию мира, включать задания на умение находить существенные признаки, на развитие операций мышления.Низкий показатель возможностей познавательной активности- 50% - 60%- отмечен у большинства учеников как в 1а, так и в 1б классах и означает, что 11-13 учеников каждого класса недостаточно подготовлены к школьному обучению и испытывают трудности при изучении материала: логическое мышление и математические способности развиты слабо. Учителя, планируя уроки, прежде всего информатики, должны подбирать методики, повышающие мотивацию учеников. Создание ситуации успеха для каждого обучающегося позволит выровнять уровень развития познавательной активности.Итоги проведенной методики свидетельствуют о том, что познавательные учебные действия первоклассников недостаточно сформированы. В связи с этим педагогам необходимо организовывать процесс обучения с использованием дидактических игр, которые выступают средством побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.Самым низким оказался уровень развития математических способностей, основой формирования которых является «математическое мышление». Интеллектуальные способности (память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание) необходимы для выполнения не одной, а многих видов деятельности, поэтому их развитие является важнейшей задачей обучения младшего школьника.Для изучения темы «Сравниваем предметы» можно использовать раздаточный дидактический материал. На карточках изображено по три предмета. Ученик должен найти общие признаки каждой группы: форма, цвет, материал изготовления, количество и размер, назначение предмета.Использование интерактивных тренажеров делает урок живым и интересным: дети с клиповым мышлением лучше ориентируются в быстроменяющихся ярких картинках, что позволяет поддерживать их мотивацию на успех при решении математических заданий. Для изучения темы «Сравниваем числа» можно использовать он-лайн тренажер «Сравнение», который позволяет отработать умение сравнивать предметы в пределах первого десятка. В работе три уровня по 5 заданий каждый. Все ответы анимированы и озвучены. На уроке может быть организована, как индивидуальная, так и групповая работа на этапе первичного усвоения новых знаний. Тренажер формирует такие познавательные УУД, как построение логической цепи рассуждений, выбор оснований для сравнения, классификации объектов [14].Проанализируем результативность работы на уроках информатики по формированию познавательных УУД.Проанализируем результаты первичного тестирования учащихся по уровню развития их познавательных УУД.Рис. 2.1 Результаты первичного тестирования детей по уровням развития составляющих познавательных УУДИз рисунка мы видим, что высоким уровнем развития общеучебных познавательных УУД обладают 21% учеников. Высоким уровнем владения логических познавательных УУД владеют 18% учеников. Высоким уровнем владения умением ставить и решат проблему в рамках познавательных УУД владеют 24% учеников.После реализации нашего проекта по формированию познавательных УУД было проведено повторное тестировании, результаты которого представлены на диаграмме 2.2.Рис. 2.1 Результаты повторного тестирования детей по уровням развития составляющих познавательных УУДИз рисунка мы видим, что после реализации нашей программы высоким уровнем развития общеучебных познавательных УУД обладают 55% учеников. Высоким уровнем владения логических познавательных УУД владеют 62% учеников. Высоким уровнем владения умением ставить и решат проблему в рамках познавательных УУД владеют 55% учеников.Проведенное исследование показало, что у большинства первоклассников слабо развито логическое мышление - операции сравнения, анализа, синтеза, обобщения. Думать, рассуждать, анализировать, делать выводы - основные умения, которые являются основой математических способностей. Для формирования логической грамотности необходимо опираться на наблюдательность детей и использовать задания на поиск существенных и несущественных свойств предметов, на определение истинных и ложных высказываний. Развивать логические операции позволяют нестандартные задачи. Педагоги могут подобрать готовые задачи к каждому уроку информатики на сайте «Развивающие игры и занятия для детей 7 лет» [10] с учетом индивидуальных особенностей детей каждого класса. Например, «Олег старше Миши. Миша не самый младший. Игорь стоит левее Олега. Кто Игорь?». Задания можно выполнять в режиме реального времени и сразу получать правильный ответ, корректировать свой ответ. Можно использовать задачи типа «Что лишнее». Например, «Автобус, велосипед, скутер, автомобиль. Какое транспортное средство лишнее в ряду?» [9]. Данный электронный ресурс содержит развивающие задания, дидактические игры, логические упражнения. Материал оформлен красочно, картинки меняются разными способами, что позволяет поддерживать внимание учеников. Логические задания по составлению последовательности чисел можно применять при изучении темы «Состав числа» [16]. Можно использовать игры - соревнования: «Кто быстрей сосчитает?», «Назови соседей числа», «Математическая рыбалка», а также игры-загадки.Задания игры позволяют формировать навыки самоконтроля; повышать познавательный интерес к информатике. Он-лайн тренажер "Собери 20" позволяет в игровой форме закрепить навыки счета. Ученик кнопкой мыши нажимает на числа, что бы в сумме получилось 20. За правильный ответ начисляются баллы, за неправильный - снимаются [ ].Освоению темы «Сравниваем предметы» помогает «Парная игра», цель, которой развитие умения соотносить фигуры и их контуры. Ученикам раздают плоскостные геометрические фигуры и контуры этих фигур. Дети, держа в руках фигуры, выстраиваются в шеренгу. По команде учителя они ищут себе пару согласно своей фигуре (плоскостная должна соединиться с контурной). Распознавание геометрических фигур, формирование пространственных представлений учеников происходит через задания «Зрительного диктанта», который проводится в форме соревнования 2 команд. Ученики запоминают расположение 3-5 фигур, затем восстанавливают их последовательность. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок справляется с заданием.При изучении темы «Величины» формируются такие познавательные УУД, как логическое мышление и пространственное воображение. Для организации самостоятельной работы в группах можно использовать раздаточный материал, например, счетные палочки для построения на парте изучаемых фигур, магнитные фигурки для работы с доской [14].Таким образом, существует множество дидактических игр, которые формируют познавательные УУД на любом этапе урока информатики для обучения детей с разными способностями. Разнообразные игровые ситуации, сюжет заданий, материал различной сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход обучения младших школьников.Таким образом, разработанный нами проект легко применим на уроках информатики и дает высокий результат по развитию познавательных УУД учащихся.ЗаключениеСовременное общество предъявляет довольно высокие требования к уровню образования, особенно математического, т.к. именно оно является основой формирования умственных способностей человека. Образовательным вектором преподавания информатикисегодня является использование развивающих возможностей предмета. Документом, определяющим принципы математического образования в начальной школе, является Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО). Одной из главных задач современного образования младших школьников ФГОС НОО определяет задачу научить учиться. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова подчеркивают, что «умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. Для этого необходимо развивать у обучающихся универсальные учебные действия (УУД). ФГОС НОО определяет группы действий, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Это - личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Впервые в педагогическую науку термин «универсальные учебные действия» ввели ученые - психологи во главе с А.Г. Асмоловым. Развитие УУД позволяет достигать не только предметных, метапредметных и личностных результатов, но и способствует саморазвитию, самосовершенствованию каждого ученика, делает его конкурентно способным в информационном обществе, в котором образованность и интеллект наиболее востребованы.Проблема формирования познавательных УУД – одна из актуальных, которая практике обучения вырисовывалась постепенно под влиянием требований жизни. К исследовательской деятельности относятся только два уровня: эвристический и творческий (третий – репродуктивный). На эвристическом уровне учебно-познавательной деятельности ученики осуществляют деятельность по самостоятельно выбранному алгоритму. Если его соотнести с этапами формирования УУД, то это соответствует третьему этапу формирования «универсальные способы деятельности» и третьему этапу формирования УУД, связанному с мыслительными действиями. На творческом уровне учебно-познавательной деятельности происходит самостоятельное планирование и свободное выполнение деятельности, что соответствует четвертому этапу формирования УУД. Таким образом, если на уроках информатики заниматься формированием УУД, обучать алгоритмам деятельности, выделять основные операции, то одновременно мы формируем исследовательские умения, обеспечиваем эвристический и творческий уровни учебно-познавательной деятельности.При изучении практически всех тем можно формировать все УУД одновременно. Развитию познавательных УУД способствуют базовые образовательные технологии: уровневая дифференциация, проблемное обучение, ИКТ и проектная деятельность. Овладение универсальными учебными действиями, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и навыки, включая самостоятельную организацию процесса усвоения материала, т. е. умение учиться.В ходе нашей работы мы хотели достигнуть цель – разработать пути развития познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики.Для этого нами были решены следующие задачи:1 – изучить содержание познавательных УУД;2 – описать технологии развития познавательных универсальных учебных действий на уроках информатики;3 – разработать дидактические материалы по информатике, направленные на развитие познавательных УУД.В основу разработки дидактических материалов легли теоретические положения и конструкты, отражающие суть познаватльных универсальных учебных действий.После реализации нашей программы высоким уровнем развития общеучебных познавательных УУД обладают 55% учеников. Высоким уровнем владения логических познавательных УУД владеют 62% учеников. Высоким уровнем владения умением ставить и решат проблему в рамках познавательных УУД владеют 55% учеников.Таким образом, разработанный нами проект легко применим на уроках информатики и дает высокий результат по развитию познавательных УУД учащихся.Список литературыАсмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли: Система заданий: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская (и др.); под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2016. – 301с.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 151 с. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2017. – С.240. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся / Н.Ф. Бабина // Школа и производство. – 2015. – №3. Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 1. – С.15-19Вальян, Н.С. Роль проблемного изучения в организации поисковой деятельности учащихся и развитии их познавательных мотивов / Н.С. Вальян // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2017. – 5 с.Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2017. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm (дата обращения: 19.12.2018)Горев М.П., Утёмов В.В. Развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Сборник материалов. Выпуск 3/ под ред. Горева П.М., Русских Г.А. //Концепт. – Приложение №2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.Далингер, В. А. Технология развивающего обучения математики, обеспечивающая формирование исследовательских умений у учащихся / В. А. Далингер // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2015. – 3 с. Денисенко М.В. Проблемное обучение как метод проведения семинарских занятий по уголовному праву на заочной форме обучения в московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. В сборнике: Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения: Материалы межвузовского научно-методического семинара. Ответственный редактор: М. Г. Жилкин. 2015. С. 35 – 38.Дмитриев В.А. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся / В.А. Дмитриев. – М., 2015.- 302с.Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. – 2016. – №5. – С.15-19.Журба Н. Н. Теоретические основы изучения детской одарѐнности: понятие, признаки и стратегии деятельности / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Ч.: ИИУМЦ Образование. – 2017. – 214с.Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ. – 2014. – 411 с. Зуева, М.Л. Педагогика и психология. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых компетенций /М.Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 36–42. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 11–12.Калиновская, М.А. Внедрение педагогических технологий / М.А. Калиновская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междун. практич. научн. конф. – Уфа, 2016. – С. 68-70.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ: Основная школа: Старшая школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2016. – 245с.Ковалѐва И.В. Технология проблемного обучения [электронный ресурс]. – URL: http://publikacia.net/archive/uploads/pages/2015_6_3/08.pdf (дата обращения: 10.12.2018) Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – М., 2015. – 89 с. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. – М.: Большая российская энциклопедия, 2016.-214с.Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2016. – 590 с. Лихачѐв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб.пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М., 2016. – 607 с.Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 215с.Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов // – М.: Просвещение, 2017. – 240 с.Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – №1. – С. 74–81. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути еѐ реализации. – М.: Баласс, 2018.- 218с.Некрасов, Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь / Н.А.Некрасов. – Орел: ОГУ, 2016. - http://dic.academic.ru Николаевна-Величковска (Бельчусова) Л.Н., Величковски И.Б. Деловые игры как метод проблемного обучения. В сборнике: Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Международной учебно-методической конференции.под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. 2015. С. 148 – 151.Павлова В. П. Обучение конспектированию. М., 2014. - 96 с. Парочкина М. М. Реализация принципа проблемного обучения на продвинутом этапе изучения русского языка иностранными студентами // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. №11. С. 16 – 19.Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2017. 576 с.Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. Электронные текстовые данные. Саратов: Научная книга, 2012. 191 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 06.12.2018)Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2016. – 320 с. Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. 2-е изд. М.: Просвещение. 2016. - 120 с. (Стандарт второго поколения)Поворознюк, О.А., Оценка планируемых результатов в системе начального общего образования [Текст]/ О.А.Поворознюк, И.Ю. Талалаева //Вестн. Ишим.гос. пед. ин-та им. П.П.Ершова. Сер. Педагогика и психология. – 2014. – №5. – С. 114-118 Подласый И.П. Педагогика учебник. М.: Высшее образование, 2016. 540 с.Понятие «познавательный интерес», его структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/723561/ponyatie_poznavatelnyy_interes_struktura (дата обращения: 16.12.2018). Понятие «познавательный интерес», его структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/723561/ponyatie_poznavatelnyy_interes_struktura (дата обращения: 16.12.2018).Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [офиц. сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 20.12.2018).Решетникова В.В. Использование принципа проблемного обучения в курсе иностранного языка в инновационном вузе Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №35. С. 53 – 57. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир.гос. пед. ун-т. – Владимир: Владимир.гос. пед. ун-т, 2015. – 234 с Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К.Селевко. — М.: Просвещение, 2008. – 243 с. Ситаров, В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №1. – С. 148-157. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра [Текст] / Б.Сутирин, В.Житомирский // Народное образование. - 2016. - №3. – С 21-23. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2017. – 218с.Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2017. - № 11. – С.24.Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – М., 2016. – № 2. – С. 43-84.Приложение - Формирование логических УУД в начальной школке по УМК Е.П. Бененсон и А.Г. Паутовой «Информатика и ИКТ»
2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2018. – 151 с.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. – М., 2017. – С.240.
4. Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся / Н.Ф. Бабина // Школа и производство. – 2015. – №3.
5. Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты // Преподавание истории в школе. — 2016. — № 1. – С.15-19
6. Вальян, Н.С. Роль проблемного изучения в организации поисковой деятельности учащихся и развитии их познавательных мотивов / Н.С. Вальян // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2017. – 5 с.
7. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции [Электронный ресурс] // Эйдос: интернет-журнал. 2017. 30 сент. URL: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-9.htm (дата обращения: 19.12.2018)
8. Горев М.П., Утёмов В.В. Развитие универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС основных общеобразовательных программ. Сборник материалов. Выпуск 3/ под ред. Горева П.М., Русских Г.А. //Концепт. – Приложение №2. – Киров: МЦИТО, 2015. – 180 с.
9. Далингер, В. А. Технология развивающего обучения математики, обеспечивающая формирование исследовательских умений у учащихся / В. А. Далингер // Вестник Омского государственного педагогического университета. – 2015. – 3 с.
10. Денисенко М.В. Проблемное обучение как метод проведения семинарских занятий по уголовному праву на заочной форме обучения в московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя. В сборнике: Реформирование законодательства в сфере противодействия преступности и проблемы его применения: Материалы межвузовского научно-методического семинара. Ответственный редактор: М. Г. Жилкин. 2015. С. 35 – 38.
11. Дмитриев В.А. Воспроизводящая и творческая познавательная деятельность учащихся / В.А. Дмитриев. – М., 2015.- 302с.
12. Дунилова, Р.А. Реализация требований ФГОС к формированию и оценке универсальных учебных действий у младших школьников [Текст]/Р.А. Дунилова//Управление начальной школой. – 2016. – №5. – С.15-19.
13. Журба Н. Н. Теоретические основы изучения детской одарѐнности: понятие, признаки и стратегии деятельности / Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – Ч.: ИИУМЦ Образование. – 2017. – 214с.
14. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ. – 2014. – 411 с.
15. Зуева, М.Л. Педагогика и психология. Эффективность использования проблемного подхода для формирования ключевых компетенций /М.Л. Зуева // Ярославский педагогический вестник. – 2017. – № 1. – С. 36–42.
16. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2016. № 2. С. 11–12.
17. Калиновская, М.А. Внедрение педагогических технологий / М.А. Калиновская // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междун. практич. научн. конф. – Уфа, 2016. – С. 68-70.
18. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.]; под ред. А.Г. Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ: Основная школа: Старшая школа / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Баласс, 2016. – 245с.
19. Ковалѐва И.В. Технология проблемного обучения [электронный ресурс]. – URL: http://publikacia.net/archive/uploads/pages/2015_6_3/08.pdf (дата обращения: 10.12.2018)
20. Кудрявцев В.Т. Проблемное обучение: Истоки, сущность, перспектива. – М., 2015. – 89 с.
21. Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Метод обучения // Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 1. – М.: Большая российская энциклопедия, 2016.-214с.
22. Литневская Е.И., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе. – М.: Академический проект, 2016. – 590 с.
23. Лихачѐв Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – 4 изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-М., 2016. – 607 с.
24. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 272 с.
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 215с.
26. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М. И. Махмутов // – М.: Просвещение, 2017. – 240 с.
27. Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – №1. – С. 74–81.
28. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути еѐ реализации. – М.: Баласс, 2018.- 218с.
29. Некрасов, Н.А. Философия науки и техники: тематический словарь / Н.А.Некрасов. – Орел: ОГУ, 2016. - http://dic.academic.ru
30. Николаевна-Величковска (Бельчусова) Л.Н., Величковски И.Б. Деловые игры как метод проблемного обучения. В сборнике: Высшая школа России перед вызовами современности: перспективы развития: материалы VII Международной учебно-методической конференции. под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. 2015. С. 148 – 151.
31. Павлова В. П. Обучение конспектированию. М., 2014. - 96 с.
32. Парочкина М. М. Реализация принципа проблемного обучения на продвинутом этапе изучения русского языка иностранными студентами // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 5. №11. С. 16 – 19.
33. Педагогика: учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2017. 576 с.
34. Педагогика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Петрова О.О., Долганова О.В., Шарохина Е.В. Электронные текстовые данные. Саратов: Научная книга, 2012. 191 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6322. ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения: 06.12.2018)
35. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей /Под общей ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2016. – 320 с.
36. Планируемые результаты начального общего образования [под ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова]. 2-е изд. М.: Просвещение. 2016. - 120 с. (Стандарт второго поколения)
37. Поворознюк, О.А., Оценка планируемых результатов в системе начального общего образования [Текст]/ О.А.Поворознюк, И.Ю. Талалаева //Вестн. Ишим. гос. пед. ин-та им. П.П.Ершова. Сер. Педагогика и психология. – 2014. – №5. – С. 114-118
38. Подласый И.П. Педагогика учебник. М.: Высшее образование, 2016. 540 с.
39. Понятие «познавательный интерес», его структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/723561/ponyatie_poznavatelnyy_interes_struktura (дата обращения: 16.12.2018).
40. Понятие «познавательный интерес», его структура [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vuzlit.ru/723561/ponyatie_poznavatelnyy_interes_struktura (дата обращения: 16.12.2018).
41. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / Сост. Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2011. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [офиц. сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/documents/2365 (дата обращения: 20.12.2018).
42. Решетникова В.В. Использование принципа проблемного обучения в курсе иностранного языка в инновационном вузе Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №35. С. 53 – 57.
43. Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в XX веке: кросскультурный контекст: монография / Мин-во образования и науки РФ, Междунар. акад. наук пед. образования (МАНПО), Владимир. гос. пед. ун-т. – Владимир: Владимир. гос. пед. ун-т, 2015. – 234 с
44. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст] /Г.К.Селевко. — М.: Просвещение, 2008. – 243 с.
45. Ситаров, В.А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – №1. – С. 148-157.
46. Сутирин, Б. Компьютер в школе сегодня и завтра [Текст] / Б.Сутирин, В.Житомирский // Народное образование. - 2016. - №3. – С 21-23.
47. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. — М.: Просвещение, 2017. – 218с.
48. Черных, В.В. Использование компьютерных технологий в образовании [Текст]/В.В.Черных // Российское образование. - 2017. - № 11. – С.24.
49. Ярулов А.А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. – М., 2016. – № 2. – С. 43-84.