Обрядовый фольклор Семейских Забайкалья
Заказать уникальный реферат- 11 11 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 24.02.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1.История происхождения Семейских, быт и культура. 4
Глава 2. Обрядовый фольклор, праздники, обряды Семейских…….6
Заключение 10
Литература 11
А вечером обходят свои дворы с молитвой три раза и в каждых воротах бросают крапиву крест на крест, чтобы колдунья обожглась и не проникала во двор. Из муравьиной кучи, в прошлом, брали часть муравейника вместе с муравьями и посыпали в стайки коровам, в мерлог свиньям, в курятник с целью, чтобы водилась скотина.Таким образом, крестьянин сам составил свой фенологический календарь и строго его придерживается, соблюдает свои обряды и связывает их с сельхозработой.Летние дни не были для Семейских праздными. Только на Петров и Ильин день старались не работать и не мыться в бане. После Ильи не разрешалось купаться в реке. Вода, по поверьям, в это время считается «гадкой и нечистой».Обряд крещения издавна считался вторым рождением человека. «Жить некрещеному, значит жить в грехе». Во многих Семейских селах обряд крещения проводили женщины пожилого возраста, хорошо знающие молитвы и сопровождающие их песнопениями. В день крещения в доме устраивался большой праздник. Родители готовили угощение, приглашали всех родственников, соседей (однако в некоторых селах – Кочен, Укыр, Менза – младенца никому, кроме бабки – дьячка и крестных, сорок дней не показывали, боясь сглаза). «Попиха» - была первой гостьей при проведении обряда крещения. Как правило, она приходила раньше назначенного времени, чтобы удостовериться, все ли приготовлено для обряда. Посреди «передней» комнаты был стол, накрытый чистой скатертью. На стол ставили соль, круглый хлеб, свечу, тазик, в котором купали младенца. Сначала купали крест, а потом ребенка. Говорили при этом: Хрес – хранитель,Хрес – царю слава, Хрес – миру держава!Зайди в воду, освяти воду.От небеси до земли, От земли до небеси.[2)]Сельскохозяйственный год крестьянина завершался на Покров. Ждали снега, приговаривали: «Батюшка Покров, землю покрой, сохрани ее и согрей, к новому урожаю приготовь». После покрова начиналось время свадеб.ЗаключениеСемейские в силу своих религиозно — этнических убеждений сохранили в своей культуре, быту и в образе жизни очень много положительных черт: крепость нравственных устоев, культ семьи и почитание старших, крутые нравы, завидное трудолюбие, национальную одежду, книги и иконы дониконианского письма, крепкую веру в себя.Обрядовый фольклор условно можно разделить на календарный (по народным праздникам земледельческого года) и бытовой (крестильный, свадебный, похоронный). Семейские, в результате гонений и нарушения ритма их жизни, почти утратили календарно- обрядовые песни. Зато подробен и богат их месяцеслов, он насыщен приметами, поверьями, всевозможными обрядами.Семейно-бытовая обрядность староверов отличалась необычайно строгим соблюдением традиционных устоев, жизненного уклада и была закреплена целой системой запретов, которые регламентировали их быт, религиозные верования, семейные и общественные отношения. Поэтому, например, обряды крещения и похорон, в отличие от календарных обрядов, у Семейских сохранились и по сей день, почти в неизменном виде.Некоторые страницы народного календаря и семейно-бытовой обрядности, бытующей и в настоящее время у Семейских, представляют большой интерес.Традиционная народная культура Семейских Забайкалья представляет собой уникальное самобытное этнокультурное явление. Ценность Семейских, как исторического культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа.ЛитератураБолонев. Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2004. — 160 с.Болонев Ф. Ф. «Старо-обрядцы Заб. в XVIII—XX вв.» — Новосибирск, 1994;Юмсунова Т. Б. «Язык семейских — старообрядцев Забайкалья.» — Москва, Языки славянской культуры, 2005.Болонев Ф. Ф. «Народный календарь семейских Забайкалья (2-я пол. XIX — нач. XX в.)». — Новосибирск, 1978;Пляскина Е. И. «Говор семейских» // Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология. — Чита, 1995;
1) Болонев. Ф. Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2004. — 160 с.
2) Болонев Ф. Ф. «Старо-обрядцы Заб. в XVIII—XX вв.» — Новосибирск, 1994;
3) Юмсунова Т. Б. «Язык семейских — старообрядцев Забайкалья.» — Москва, Языки славянской культуры, 2005.
4) Болонев Ф. Ф. «Народный календарь семейских Забайкалья (2-я пол. XIX — нач. XX в.)». — Новосибирск, 1978;
5) Пляскина Е. И. «Говор семейских» // Культурные традиции народов Сибири и Америки: преемственность и экология. — Чита, 1995;
Вопрос-ответ:
Какая история происхождения у Семейских быт и культуры?
История происхождения Семейских быт и культуры неизвестна, но они существуют в Забайкалье уже очень давно.
Какие праздники и обряды включает обрядовый фольклор Семейских?
В обрядовый фольклор Семейских входят различные праздники и обряды, такие как обход дворов с молитвой, бросание крапивы на ворота, использование муравейников в ритуалах и другие.
Какие цели преследуются при обходе дворов с молитвой и бросании крапивы на ворота?
Обход дворов с молитвой и бросание крапивы на ворота проводятся с целью защиты от колдуньи и оберегания дома и домашних животных от негативных сил.
В чем состоят особенности использования муравейников в ритуалах Семейских?
Муравейники используются в ритуалах Семейских для привлечения благополучия и плодородия. В прошлом они брали часть муравейника и посыпали этот материал на коров и свиней с целью обеспечить хороший рост и развитие скота.
Какую литературу можно почитать, чтобы узнать больше о обрядовом фольклоре Семейских?
Для более подробного изучения обрядового фольклора Семейских можно обратиться к литературе, такой как "Фольклор Забайкалья" и другим повествованиям и исследованиям об этой теме, доступным в местных библиотеках или онлайн.
Какова история происхождения Семейских и их быт и культура?
История происхождения Семейских коренится в древних временах и связана с различными этническими группами, которые населяли Забайкалье. Они имеют уникальный образ жизни, свой неповторимый быт и культуру.
Какие праздники и обряды существуют у Семейских?
У Семейских существует множество праздников и обрядов. Некоторые из них включают обход дворов смолитвой и бросание крапивы на воротах, приношение частей муравейника скотине для удачи, и многое другое.
Какова история обрядового фольклора Семейских?
Обрядовый фольклор Семейских имеет древние корни, и он развивался вместе с этнической группой на протяжении многих поколений. Он отражает традиции и верования Семейских, а также их отношение к своей земле и природе.
Какие были причины для проведения обрядов и праздников у Семейских?
У Семейских проведение обрядов и праздников было связано с верованиями и традициями, а также с привлечением удачи и защиты от негативных влияний. Например, обход дворов смолитвой и бросание крапивы на воротах имело целью оберегать дом от колдуньи.
Каким образом обрядовый фольклор Семейских влияет на их повседневную жизнь?
Обрядовый фольклор Семейских является неотъемлемой частью их повседневной жизни. Он помогает им поддерживать связь с их традициями и верованиями, а также укреплять семейные узы и сообщество. Он также влияет на ритм жизни и образ мышления Семейских.
Какой обряд проводится в Семейских при обходе дворов?
Семейцы проводят обряд обхода своих дворов смолитвой. Они обходят каждые ворота три раза и бросают крапиву крест-накрест, чтобы предохранить свои жилища от вредоносных сил.