Коррекции девиантного поведения детей подросткового возраста

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 65 65 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 07.03.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
I. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО КОРРЕКЦИИ 8
1.1 Социально-психологическая сущность девиантного поведения 8
1.2 Основные причины девиантного поведения подростков 11
1.3. Основные подходы к коррекции девиантного поведения подростков 19
Выводы по первой главе 24
II. ОПЫТ КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 25
2.1 Опыт социально-педагогической деятельности военно-патриотического клуба (ВПК) «Мужество» по коррекции девиантного поведения детей младшего подросткового возраста 25
2.2 Программа ВПК «Мужество» по коррекции девиантного поведения подростков младшего возраста 40
2.3 Условия, способствующие успешности коррекции девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования 47
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64

Фрагмент для ознакомления

Участие в посадке деревьев и кустарников на территории УДО принимают все желающие учащиеся и родители. 2. Мероприятие «ЭкоТрамвай». Цель: создание условий для формирования у младших подростков экологической культуры. Задачи: • расширение эколого-биологических знаний у младших подростков; [20]
• формирование отношения у младших подростков к сохранению окружающей среды. Краткий ход мероприятия.
Мероприятие «ЭкоТрамвай» проводится для младших подростков, как квест игра, по станциям. Ответственный за проведение мероприятия – педагогорганизатор УДО. Младшим подросткам предлагаются различные задания на разных станциях: интеллектуальная станция, конкурс поделок из подручного материала, конкурс экологического костюма из подручных материалов, музыкальная станция, спортивная станция, экологическая реклама. По завершению мероприятия все учащиеся получают сладкие призы.
Пятое направление – гражданско-патриотическое.
1. Мероприятие «Моя семья во время войны». Цель: развитие у младших подростков интереса к изучению истории своей страны, Родины и своей семьи. Задачи: • воспитание у младших подростков любви к своей Родине, своей семье, уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
• формирование у младших подростков представления об истории, как о неотъемлемой части истории народа, семьи. Краткий ход мероприятия. Мероприятие проводится в актовом зале УДО. Ответственный за проведение мероприятия – педагог-организатор. Урок мужества начинается с обозначения темы и её актуализации. Ведущий говорит, о тех года, когда была война, как она отразилась на жизни людей, к чему привели её последствия, а главное, как Война отразилась на семьях, ведь она затронула абсолютно каждую семью. Младшим подросткам заранее было предложено подготовить небольшой рассказ о том, как война повлияла на жизнь их семьи, если есть возможность принести фотографии тех, кто в семье принимал участие в Великой Отечественной войне. По завершению урока мужества были подведены итоги, а также обмен впечатлениями и мнениями учащихся. 2. Мероприятие «Я помню, я горжусь!». [5]
Цель: воспитание у младших подростков уважения к истории нашей страны, её героическому прошлому. Задачи: • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны; • воспитание исторической памяти у младших подростков на основе уважительного отношения к истории; • приобщение младших подростков к культурно-историческому наследию нашей страны. Краткий ход мероприятия. Мероприятие проводится в рамках военно-патриотического месячника в актовом зале УДО. Ответственный за проведение мероприятия – педагогорганизатор УДО. На встречу с младшими подростками заранее приглашаются ветераны Великой Отечественной войны. Встреча начинается со знакомства с гостями мероприятия. Ветераны рассказывают младшим подросткам о том, как 58 они прошли этот нелегкий путь – войну, как война отразилась на жизни их семьи, как повлияла на их судьбу. А младшие подростки по желанию рассказывают о том, как война коснулась жизни их семьи. В завершении мероприятия все учащиеся обмениваются мнениями и впечатлениями от встречи. Таким образом, с помощью правильно подобранного комплекса мероприятий по первичной профилактике девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования, у младших подростков вырос интерес к посещению различного рода мероприятий и секции. Стоит отметить, что мероприятия в рамках комплекса посещали большее количество младших подростков, чем мероприятия, проводимые работниками УДО. Поэтому можно сделать вывод о том, что профилактика девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования ВПК «Мужество» возможна в большем объеме, а также она дает положительный результат при правильно подобранных мероприятиях.[9]

2.3 Условия, способствующие успешности коррекции девиантного поведения детей младшего подросткового возраста в учреждении дополнительного образования

При определении целей и задач коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития подростка, а не из сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий. Вместе с тем любая программа коррекции развития воспитанника должна быть направлена не столько на коррекцию отклонений в развитии и поведении, на их предупреждение, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности подростка.
Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции отклоняющегося поведения и развития, если у нас нет объективных данных о подростке, о причинах и характере девиации, особенностях его взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, фиксации происшедших изменений или их отсутствия, то есть контроля динамики хода и эффективности коррекции, проведения диагностических процедур, пронизывающих (охватывающих) все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до их достижения, получения конечного результата.[40]
Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривать как принцип «нормативности»развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Понятие «психологический возраст» ввел Л.С. Выготский, который видел в этом «новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [50;48]. Опираясь на общеизвестную схему B.C. Леднева о соотношении феноменов обучения, воспитания и развития в системе образования в виде пересекающихся окружностей, символизирующих взаимосвязь этих трех компонентов, Б.К. Тупоногов адаптировал эту схему и попытался представить графически ее как систему коррекционного образования детей с нарушением развития, как бы определяя основное поле коррекционно-педагогической деятельности с аномальными детьми. Суть этой схемы привлекла наше внимание и была спроецирована на систему образовательно-коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением [49]:
- в рамках концепции специального образования и воспитания девиантных детей коррекционно-педагогическая деятельность занимает центральное (сердцевинное) положение в едином педагогическом процессе;
- коррекционная деятельность находится на перекрестке составных частей общего образования, в то же время имеет свою специфическую направленность при осуществлении учебно-воспитательного процесса;
- по объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования ему отводится довольно заметное место на пересечении составляющих образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие);
- коррекция как социальная система должна иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку она для коррекционно-педагогического процесса является не компонентным элементом, а окружающей сферой, границей поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов единого педагогического процесса.
Социальная среда сказывается на всех уровнях педагогического процесса, она определяет социальные цели специального образования: становление и разностороннее развитие личности учащегося, социально-трудовую реабилитацию, компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме. Одним словом, вся система коррекционно-педагогической работы направлена на то, чтобы реабилитировать и социально адаптировать школьника с отклонениями в развитии и поведении к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным членом общества.
Определив рамки коррекционно-педагогической деятельности и его ведущие компоненты, необходимо обозначить основные стратегические направления коррекционной работы:
-корректирующее воздействие на ребенка средовыми факторами (природными, социальными), то есть «терапия средой»;
-особая организация учебного процесса (его коррекционная направленность);
-специальный подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий; психогигиена семейного воспитания.
В коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением выделяются следующие направления:
 - нормализация и обогащение отношений подростков с окружающим миром, прежде всего, с педагогами и детским коллективом;
- компенсация пробелов и недостатков в общем развитии подростка, усиление деятельности в той области, которую он любит, в которой может добиться хороших результатов (компенсация в области интересного дела, увлечения подростка спортом, техникой, музыкой и др.);
- восстановление положительных качеств личности, которые получили у подростка незначительную деформацию (девиацию);
 - постоянная стимуляция положительных качеств, не утративших социальной значимости; интенсификация положительного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;
- усвоение и накопление социальноценного жизненного опыта, обогащение практической деятельности в различных сферах жизни;
- накопление навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе организации деятельности учащихся по удовлетворению их интересов;
- исправление как преодоление отрицательного, то есть ликвидация пробелов в формировании положительных и искоренение отрицательных качеств и вредных привычек [59].
Ю.А. Клейберг основными путями корректировки асоциального поведения подростков считает следующие:
-постановка перед подростками проблем, адекватных их возрастным особенностям, которые ранее не привлекали их внимания: сообщение неординарной информации, которая в соответствии с возрастными особенностями должна заинтересовать подростков;
-постановка перед коллективом или группой подростков определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности ребят. Этот способ эффективен при условии адекватности альтернативы возрастным особенностям подростков, соответствия ее специфическим интересам и возможностям подростков;
-переориентация членов коллектива или группы подростков. Переориентация достигается в процессе усложнения жизнедеятельности или за счет расширения круга общения коллектива или группы подростков. Кроме того, возможен путь постановки целей перед группой подростков, которые внешне соответствуют их актуальным интересам, а в действительности требуют для своей реализации переориентации их интересов. Этот способ эффективно применялся Ю.А. Клейбергом в работе подростковых клубов; особую роль в корректировке асоциального поведения подростков играет характер взаимоотношения педагога с подростками. В том случае, когда они доброжелательные, доверительные, то корректировка асоциального поведения и сознания подростков происходит под влиянием личности педагога [57].
Вышепроведенный анализ сущности и содержания коррекции девиантного поведения подростков, представленный в психолого – педагогической науке, позволил нам прийти к следующему пониманию коррекции девиантного поведения: это процесс помощи подростку в преодолении сложившихся в его поведении стереотипов и образцов поведенческих реакций в ответ на воздействие внешних факторов и под влиянием индивидуально – личностных и характерологических особенностей , а также формирование стратегий высокофункционального поведения в различных жизненных ситуациях, обеспечивающих реализацию социально одобряемых форм поведения. Коррекцию девиантного поведения в своем исследовании мы рассматриваем в условиях оздоровительно – образовательных центров. [42]
Оздоровительно-образовательный центр – временное объединение детей и подростков, которое часто называют временным коллективом. Особенности временного детского объединения:
- ограниченный срок существования;
- разнородность состава детей;
- автономность существования;
- четко обозначенное пространство жизнедеятельности.
На детей (на период пребывания в оздоровительно-образовательном центре) значительно снижено влияние семьи, ближайших друзей, привычной социальной среды жизнедеятельности ребенка. Коррекционная работа в условиях оздоровительно-образовательного центра - это деятельность специалистов, направленная на разрушение сложившихся у ребенка установок, представлений, ценностей, мотивов и стереотипов поведения и формирование новых. Основная цель детей, приезжающих в оздоровительно-образовательный центр, – отдых и развлечения, поэтому коррекционная работа должна представлять собой единую составную часть общевоспитательного процесса в центре и обеспечивать условия, позволяющие ребенку максимально выразить себя, удовлетворить имеющие потребности и реализовать интересы, а также чувствовать себя комфортно в процессе общения со сверстниками и взрослыми. [55]
Исходя из вышесказанного, основными принципами организации работы по коррекции отклоняющегося поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательного центра являются следующие:
– субъектности включения детей и подростков во все мероприятия, проводимые в центре;
– сменяемости видов деятельности, который исключает однообразие и естественно следующий за ним процесс утомления;
– оптимальности, который представляет собой выбор оптимального времени и методов работы с детьми и подростками в ходе тех или иных мероприятий, опирающийся на физические и психические ресурсы конкретного контингента детей.[43]
На эффективность коррекции девиантного поведения подростков в оздоровительно – образовательном центре, по результатам нашего исследования, влияют такие условия:
– взаимосвязь программного обеспечения коррекционной деятельности и индивидуальной коррекционной работы с конкретными детьми;
– направленность коррекционного процесса не только на изменение сложившихся у подростка с девиантным поведением установок, ценностей, мотивов и стереотипов поведения, но и формирование новых высокофункциональных поведенческих стратегий (термин высокофункциональное поведение введен В.П. Вострокнутовым для обозначения наиболее результативного поведения в конкретной ситуации);
– реализация этиологического подхода в коррекционном процессе, основой которого является диагностика личностных изменений, происходящих в ребенке и изучение причин этих изменений, а также особенностей его взаимоотношений с ближайшим окружением.
Выделенные нами условия были реализованы в ходе организации коррекции девиантного поведения подростков в оздоровительно – образовательном центре им. В.П. Чкалова, где в период летнего отдыха были организованы смены, на которые направлялись дети, проявляющие различные отклонения в поведении из различных районов Ярославской области, большинство из которых состояло на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.[52]

Выводы по второй главе

Анализируя деятельность учреждения, можно сделать вывод, что муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы по военно-патриотическому воспитанию «Мужество» имеет одно из направлений деятельности, которым и является коррекция девиантного поведения детей младшего подросткового возраста Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по коррекции девиантного поведения для детей младшего подросткового возраста реализуются по следующим направленностям: техническая; физкультурно-спортивная; художественная; социально-педагогическая. Проведя диагностику уровня девиантного поведения детей младшего подросткового возраста при помощи анкетирования, был сделан вывод, что в ВПК «Мужество», нет учащихся младшего подросткового возраста с девиантным поведением. Большинство воспитанников живут в полных семьях, у них хорошие взаимоотношения с родителями, имеются друзья и они посещают различные кружки и секции, в которых они с удовольствием проводят свободное время. А самое главное, мы увидели, что вредные привычки у младших подростков отсутствуют. Никто из них не пробовал алкогольные напитки и это нас очень радует.





















Заключение

Девиантное поведение определяется как социальное явление, не соответствующее установленным и сложившимся нормам общества. По нашему мнению, девиантное поведение есть отступление, отказ постоянно следовать, совершая поступки, общепринятым социальным нормам. Причины проявления девиантного установлеым поведениямладшего у детей младшего подросткового возраста: разрыв с семьей; неполная семья; недостаточный надзор; отсутствие внимания со стороны близких; тревога и страх за наказание; желание устраниться от опеки воспитателей и родителей; жестокое обращение со стороны товарищей; нет мотивации в изменении обстановки, ситуации. Личность подростка или ребенка с девиациями характеризуется в первую очередь низким уровнем социализации и школьной дезадаптацией. При этом школьную дезадаптацию можно поделить на неустойчивую и устойчивую. От ее типа зависят особенности поведения:
при неустойчивой дезадаптации ребенок испытывает проблемы с усвоением учебного материала и с общением;
при устойчивой дезадаптации речь идет об асоциальном поведении (хулиганские выходки, грубость, агрессия, побеги из дома, конфликтность, демонстративное поведение).
Подростков и детей с нарушениями в поведении называют «трудными». Характерная черта трудных подростков – психическая незрелость, отставание от возрастных норм, повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами поведения.
Отмечается, что подростковое и детское отклоняющееся поведение сложно поддается корректировке, но тем не менее, это возможно. Однако стоит учесть, что если проигнорировать девиации в этом возрасте, то дальше ситуация будет ухудшаться и усложняться.
Коррекция – это комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления и/или устранение факторов риска. Существует три вида профилактики: первичная, вторичная и третичная. Были выделены средства профилактики девиантного поведения: 60 педагогические; досуговая деятельность; физическая культура и спорт; художественные средства; собственная деятельность детей; общение. Нами более подробно, была рассмотрена досуговая деятельность, как средство первичной профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста. Структура досуговой деятельности в своем содержательном плане включает спортивно-оздоровительную деятельность; развлекательную деятельность; интеллектуально-познавательную деятельность активного характера; художественное, техническое, естественно-научное творчество; любительскую деятельность прикладного; общественно активную деятельность и т. д. Были выделены основные направления досуговой деятельности, необходимые для воспитания и самовоспитания детей младшего подросткового возраста: гражданское воспитание, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание. Все направления досуговой деятельности взаимозависимы и взаимосвязаны. Распространенной формой организации досуговой деятельности считается клубная деятельность. Она активно используется социальными педагогами в целях профилактики девиантного поведения детей младшего подросткового возраста. Для того, чтобы коррекция девиантного поведения была наиболее результативной, мы разработали комплекс мероприятий, направленный на коррекцию девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования. Таким образом, с помощью правильно разработанного нами комплекса мероприятий по коррекции девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования, можно сделать вывод о том, что коррекция девиантного поведения младших подростков в учреждении дополнительного образования возможна в большем объеме, а также она дает положительный результат при правильно подобранных мероприятиях. Таким образом, цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверж




















Список литературы

Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. 2014. №6. С.112.
Афанасьев В., Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. СПб: Юридический центр Пресс, 2015. 234 с.
Басс А. Агрессивное поведение. М.: «Аст», 2016. 190 с.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Изд-во «Речь», 2014.
Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб: 2014. 726 с.
Ванакова Г.В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? Народное образование, 2012. № 7. С.245–250.
Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс 2010. 159 с.
Воробьев К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. 2015. № 6. С.55–61.
Гонеев А.Д., Лифинцева Н.Н., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособ. для студ. М.: Академия, 2017. 280 с.
Григорьев Д.В., Кулешова И.В,. Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016.
Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб, 2012. 352 с.
Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Изд-во «Генезис», 2016.
Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. 388 с.
Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА. М, 2015.
Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 2017.
Захарчук В.А. Девиантное поведение учащихся младших классов // Новая школа, 2016. №2. С.101-103.
Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание. М.: Издательский центр Академия, 2014. 412 с.
Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социальнополитический журнал. 2015. № 2. С.47-57.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
исследования, игры и дискуссии. М.: Пед. центр эксперимент, 2016. 180 с.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, 2013. 160 с.
Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: 2014.
Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: учеб.пособие. 2- е изд., перераб. и доп. Казань, КЮИ МВД России, 2016. 222 с.
Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Мн.: Беларусь, 2013. 204 с.
Коповая О.В., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учеб. пособие. Саратов, Издательский центр «Наука», 2014. 80 с.
Кочетов А.И. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение,2014. 160 с.
Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011.160 с.
Крайг И.С. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 992 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2014. 192 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2015. 175 с.
Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. М.: Изд-во «Генезис», 2013.
Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2011.
Лучкевич В.С., Поляков И.В. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» (учебное пособие). СПб, 2015.
Макарова А.И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. 2012. №8. С. 347-349.
Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителявоспитателя. Москва: Педагогическое общество России: Издательский Дом "Ноосфера", 2014. 299 с.
Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 2015. 206 с.
Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия. Уфа, 20112.
Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб.пособие. СПб.: Речь, 2015. 445 с.
Можгинский Ю. Агрессия у подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. М.: Изд-во «Лань», 2016.
Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 2017. 326 с.
Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд. М., 2015.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2014, 356 с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий Центр, 2013. 235 с.
Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2015.
Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. М., 2015. С. 96.
Платонова Н.М. Агрессия детей и подростков. СПб, 2014. 336 с.
Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: 2016
Рождественская Н.А. Как понять подростка: учебное пособие. 2-е изд. М.:2014
Российское психологическое общество, 2014. С. 18.
Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2015. 187 с.
Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2014.
Степанова Е.В., Попов В.А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. 2015. №6. С. 788-791.
Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Корзина Н.В. Возрастная психология. СПб, 2015. 240 с.
Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации. Саратов, 2012.
Федосенко Е.В. Психологическое сопровождении подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб, 2016. 192 с.
Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Изд-во «Речь», 2017.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. СПб.: Изд-во «Речь», 2015.
Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист. 2014. 319 с.
Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 384 с.
Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. М., 2012.
Эльконин Д.Б. Психическое развитие школьников//Психология. М.: 2013.
Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 2014. 592 с.
Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): дис. канд. психол. наук. СПб, 201 4. 161 c.











Приложение 1

Анкета для младших подростков для выявления девиантного (отклоняющегося) поведения.
1. Ваша семья является полной или не полной?
• Полная семья,
• Не полная семья.
2. Часто ли Вас наказывают за плохое поведение?
• Да,
• Иногда,
• Нет.
3. Какие у Вас отношения с родителями?
• Дружеские,
• Общаемся по мере необходимости,
• Плохие.
4. Имеются ли у Вас школьные друзья?
• Да,
• Нет.
5. Пробовали ли Вы алкогольные напитки?
• Да,
• Нет.
6. Как Вы проводите свободное время?
• Дома, смотрю телевизор,
• Провожу время с друзьями, гуляю,
• Занимаюсь в УДО.
7. Занимаетесь ли Вы досуговой деятельностью?
• Да,
• Нет.
8. Кружки и секции какой направленности Вы посещаете?
• Технические,
• Художественно-эстетические,
• Спортивные,
• Не посещаю кружки.












3

1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии. 2014. №6. С.112.
2. Афанасьев В., Гилинский Я. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: учеб. пособие. СПб: Юридический центр Пресс, 2015. 234 с.
3. Басс А. Агрессивное поведение. М.: «Аст», 2016. 190 с.
4. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб: Изд-во «Речь», 2014.
5. Брокгауза Ф.А., Ефрона И.А. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб: 2014. 726 с.
6. Ванакова Г.В. Агрессивность учащихся: как к ней относиться? Народное образование, 2012. № 7. С.245–250.
7. Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство. М.: Владос-Пресс 2010. 159 с.
8. Воробьев К. Профилактика агрессивности в подростковой среде // Воспитание школьника. 2015. № 6. С.55–61.
9. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.Н., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики : учеб.пособ. для студ. М.: Академия, 2017. 280 с.
10. Григорьев Д.В., Кулешова И.В,. Степанов П.В. Воспитательная система школы: от А до Я: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016.
11. Гулина М.А. Психология социальной работы. СПб, 2012. 352 с.
12. Долгова А.Г. Агрессия в младшем школьном возрасте. Диагностика и коррекция. М.: Изд-во «Генезис», 2016.
13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми : учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. 388 с.
14. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: учебник для вузов. М.: Изд-во гр. НОРМА-ИНФА. М, 2015.
15. Захаров Л.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М, 2017.
16. Захарчук В.А. Девиантное поведение учащихся младших классов // Новая школа, 2016. №2. С.101-103.
17. Змановская Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е издание. М.: Издательский центр Академия, 2014. 412 с.
18. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социальнополитический журнал. 2015. № 2. С.47-57.
19. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе
20. исследования, игры и дискуссии. М.: Пед. центр эксперимент, 2016. 180 с.
21. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: ТЦ Сфера, 2013. 160 с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М.: 2014.
23. Комлев Ю.Ю., Сафиуллин Н.Х. Социология девиантного поведения: учеб.пособие. 2- е изд., перераб. и доп. Казань, КЮИ МВД России, 2016. 222 с.
24. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Мн.: Беларусь, 2013. 204 с.
25. Коповая О.В., Коповой А.С. Профилактика и коррекция девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательной школы: учеб. пособие. Саратов, Издательский центр «Наука», 2014. 80 с.
26. Кочетов А.И. Работа с трудными детьми. М.: Просвещение,2014. 160 с.
27. Кпейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт-М», 2011.160 с.
28. Крайг И.С. Психология развития. СПб.: Питер, 2012. 992 с.
29. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург: У-Фактория, 2014. 192 с.
30. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 2015. 175 с.
31. Кэмпбелл Р. Как справиться с гневом ребенка. М.: Изд-во «Генезис», 2013.
32. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. М.: Смысл, 2011.
33. Лучкевич В.С., Поляков И.В. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» (учебное пособие). СПб, 2015.
34. Макарова А.И. Принципы воспитательной системы Л.С. Выготского в организации учебно-воспитательного процесса // Молодой ученый. 2012. №8. С. 347-349.
35. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе: Книга для учителявоспитателя. Москва: Педагогическое общество России: Издательский Дом "Ноосфера", 2014. 299 с.
36. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М.: Совершенство, 2015. 206 с.
37. Масагутов Р.М. Детская и подростковая агрессия. Уфа, 20112.
38. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учеб.пособие. СПб.: Речь, 2015. 445 с.
39. Можгинский Ю. Агрессия у подростков. Эмоциональный и кризисный механизм. М.: Изд-во «Лань», 2016.
40. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза, 2017. 326 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. 4-е изд. М., 2015.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: «Академия», 2014, 356 с.
43. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Творческий Центр, 2013. 235 с.
44. Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: 2015.
45. Пидкасистый П.И. Воспитание как педагогическое явление //В кн.: Педагогика. М., 2015. С. 96.
46. Платонова Н.М. Агрессия детей и подростков. СПб, 2014. 336 с.
47. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь. 4-е изд. М.: 2016
48. Рождественская Н.А. Как понять подростка: учебное пособие. 2-е изд. М.:2014
49. Российское психологическое общество, 2014. С. 18.
50. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 2015. 187 с.
51. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 2014.
52. Степанова Е.В., Попов В.А. Анализ актуальных форм и методов психолого-педагогической профилактики агрессивного поведения подростков // Молодой ученый. 2015. №6. С. 788-791.
53. Трофимова Н.М., Пушкина Т.Ф., Корзина Н.В. Возрастная психология. СПб, 2015. 240 с.
54. Туманова Е.Н. Помощь подростку в кризисной ситуации. Саратов, 2012.
55. Федосенко Е.В. Психологическое сопровождении подростков: система работы, диагностика, тренинги. Монография. СПб, 2016. 192 с.
56. Фурманов И.А. Агрессия и насилие. Диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Изд-во «Речь», 2017.
57. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. СПб.: Изд-во «Речь», 2015.
58. Холостова Е.И. Словарь-справочник по социальной работе. М.: Юрист. 2014. 319 с.
59. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 384 с.
60. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков. М., 2012.
61. Эльконин Д.Б. Психическое развитие школьников//Психология. М.: 2013.
62. Эриксон Э. Детство и общество. СПб, 2014. 592 с.
63. Ярмоленко Г.П. Проявление агрессивности и враждебности в межличностном взаимодействии (На примере студенческой молодежи): дис. канд. психол. наук. СПб, 201 4. 161 c.

Вопрос-ответ:

Какая сущность имеет девиантное поведение подростков?

Социально-психологическая сущность девиантного поведения заключается в отклонении от нормативных правил и ценностей общества, возникающем у подросткового возраста. Это поведение не соответствует установленным социальным нормам и может привести к негативным последствиям.

Какие основные причины девиантного поведения подростков?

Основные причины девиантного поведения подростков могут быть связаны с неблагополучной семейной ситуацией, недостатком внимания со стороны родителей, влиянием негативной компании и окружения, проблемами школьной адаптации, личностными особенностями и нарушениями в развитии, а также неблагоприятной макросредой.

Какие основные подходы существуют к коррекции девиантного поведения подростков?

Основные подходы к коррекции девиантного поведения подростков включают психологическую помощь и консультирование, социальную педагогику, психотерапию, различные программы и тренинги, формирование альтернативных моделей поведения, работы с родителями и семьей, реабилитационные программы, а также совместную работу со специалистами разных областей.

Опишите опыт социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования для коррекции девиантного поведения подростков.

Опыт социально-педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования для коррекции девиантного поведения подростков включает проведение специальных занятий, тренингов, индивидуальных и групповых консультаций, создание безопасной и поддерживающей атмосферы, использование методов игровой и художественной терапии, развитие коммуникативных навыков и самооценки, а также активное вовлечение родителей в процесс работы.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать вывод о том, что девиантное поведение подростков имеет социально-психологическую сущность, вызванную различными причинами. Для коррекции такого поведения существуют разные подходы и методы работы, включающие психологическую помощь, социальную педагогику, программирующие и реабилитационные программы. Важным фактором является сотрудничество семьи и активное вовлечение родителей.

Какая суть девиантного поведения подростков?

Суть девиантного поведения подростков заключается в отклонении от норм и ценностей, принятых в обществе. Это поведение выходит за рамки общепринятых правил и может причинять вред как самим подросткам, так и окружающим.

Какие основные причины девиантного поведения подростков?

Основные причины девиантного поведения подростков могут быть разнообразными. Одним из факторов является неблагоприятная семейная ситуация, например, наличие конфликтов в семье или отсутствие поддержки и внимания со стороны родителей. Другой причиной может быть влияние сверстников и окружающей среды, которая поощряет или поддерживает девиантное поведение.

Какие подходы существуют к коррекции девиантного поведения подростков?

Существует несколько подходов к коррекции девиантного поведения подростков. Один из них - социально педагогический подход, который основан на активном воздействии педагогов и специалистов на подростка через различные формы работы. Другой подход - психологический, который сосредоточен на психологической помощи, консультациях и тренингах для подростка.

Какой опыт коррекции девиантного поведения подростков был получен в учреждении дополнительного образования?

В данном учреждении дополнительного образования был получен опыт социально-педагогической деятельности в рамках коррекции девиантного поведения подростков. Этот опыт включает в себя различные педагогические методики, тренинги, индивидуальные консультации и другие формы работы с подростками

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

По первой главе статьи можно сделать следующие выводы: девиантное поведение подростков - явление, требующее коррекции; основные причины этого поведения могут быть разнообразными; существуют различные подходы к коррекции девиантного поведения; опыт коррекции в учреждении дополнительного образования показал эффективность социально-педагогической деятельности.