44. Анализ особенностей развития самоуправления в России.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История нового времени
  • 31 31 страница
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 27.02.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление:
Введение 3
1. Анализ развития самоуправления в царской России 5
1.1 Местное самоуправление в России XV век - середина XIX века 5
1.2 Реформы местного самоуправления Александра II 8
2. Анализ развития самоуправления в СССР 13
3. Особенности развития местного самоуправления в современной России 16
3.1 Правовой институт местного самоуправления 16
3.2 Пути совершенствования местного самоуправления 22
Заключение 28
Список литературы 30

Фрагмент для ознакомления

Конституцией Российской Федерации 1993 года, соответствующими федеральными и региональными законами был запущен процесс становления местного самоуправления, но прошло еще слишком мало времени, для того, чтобы говорить о том, что местное самоуправление заработало в полную силу.В процессе становления местного самоуправления возникают различные вопросы, как юридического характера, так и формирования «вертикальной организации» местного самоуправления. От правильного решения территориальной проблемы муниципального управления в значительной степени зависят его организация и деятельность. Становление вертикальной структуры предопределено административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.С расширением объема делегирования государственных полномочий объектам местного самоуправления стала не только социальная сфера, но и практически вся городская инфраструктура. С исполнение этих полномочий связаны основные расходы муниципальных образований. На решение социальных проблем уходит около 85% бюджета муниципалитетов.Исполнение полномочий, передаваемых государственными органами местному самоуправлению означает, что местное самоуправление все больше включается в систему государственной вертикали власти, а его невхождение в государственную власть – только декларация. Передача полномочий означает также, что идет процесс децентрализации власти, но под контролем государства.Исполнение переданных полномочий осуществляется за счет субвенций из федерального или регионального бюджета. При этом, в целях совершенствования системы местного самоуправления не должны возникать ситуации, когда делегированные полномочия не подкреплены финансовыми ресурсами. По двум полномочиям: организация учебного процесса в общеобразовательных школах и предоставление адресных жилищных субсидий малообеспеченным гражданам, федеральными законами введен режим «общего делегирования» полномочий субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления.Субъект Российской Федерации своими законами должен установить нормативы финансового обеспечения этих полномочий (включая объемы зарплаты учителя, условия предоставления адресных субсидий), предоставив необходимые субвенции местным бюджетам. Для понимания этого процесса сделаем пояснение. При подготовке проекта бюджета муниципального образования на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, составляется бюджетная заявка (роспись) выполнения муниципалитетом государственных бюджетных обязательств, в субъекте Российской Федерации эти бюджетные росписи суммируются, согласовываются с Минфином России и Минэкономики России и включаются в расходы федерального бюджета. После утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, из него уже происходит обеспечение муниципалитетов финансированием на выполнение государственных функций, делегированных на места. Поэтому для повышения эффективности работы муниципального образования первостепенное значение имеет подготовка и согласование бюджетной заявки. Совершенствование избирательного процесса на муниципальном уровне на самом деле очень тесно связано с финансированием государственных функций. В тех муниципальных образованиях, где этот механизм работает, всегда существует конкуренция на выборах и велика активность избирателей. Муниципальные выборы подразделяются на:1. Основные (очередные) которые проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборных органов и выборного должностного лица. Закрепляемый в уставе срок их полномочий не может быть мене 2-х и более 5-и лет.2. Досрочные проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица.3. Повторные – проводятся в случае выбытия всех кандидатов, признания выборов несостоявшимися, недействительными, если кандидат не сложил с себя полномочия, несовместимые со статусом депутата.4. Дополнительные, которые проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата.С нашей точки зрения, основными направлениями совершенствования местного самоуправления являются следующие:Введение системы дистанционного голосования при проведении муниципальных выборов смогло бы повысить число участвующих в выборах. В настоящее время активное избирательное право находит препятствие для реализации в связи высокой активностью населения. Значительные массы людей (избирателей), зарегистрированные в каком–то муниципальном образовании, находятся в момент голосования за его пределами и не имеют возможности участвовать в выборах. На выборах Президента Российской Федерации 18 марта 2018 года впервые был опробован порядок голосования избирателей не по месту регистрации, а по фактическому месту пребывания.Пассивное избирательное право. Для его реализации должно быть удобным по срокам для избирателей. Для кандидатов в избираемые органы упрощение подачи необходимых документов для регистрации в кандидаты и электронный документооборот. Равные возможности для агитации и четкий контроль за финансированием избирательной компании кандидатов на избираемые муниципальные должности – основа равной борьбы.Проведение голосования в муниципальных образованиях в единый день голосования будет способствовать активности избирателей. С нашей точки зрения, принуждение к голосованию на выборах недопустимо, так как это является элементом тоталитарного режима.Одним из направлениев совершенствования муниципальных выборов могло бы стать изучение в старших классах средней образовательной школы предмета конституционного права, преподаваемом на уровне понятном для школьника. Активного избирателя нужно готовить со школьной скамьи, человек с детства должен понимать свои конституционные права и обязанности. На живых примерах из истории своего места жительства, ребенка нужно подводить к мысли о том, что и от него самого зависит как он будет жить и как будут жить его друзья и близкие при различном отношении к муниципальным выборам и местному референдуму избирателей. С нашей точки зрения, студентов нужно активнее привлекать к обеспечению проведения муниципальных выборов, чтобы они на собственной практике видели результаты действия или бездействия избирателей. В каждом муниципальном образовании существуют приемные дни руководителя и иных должностных лиц муниципального образования, раз в несколько месяцев или раз в год они встречаются по собственной инициативе с жителями. Понимая загруженность текущими делами и невозможность их часто общения с населением, считаем целесообразным организовать еженедельные встречи пресс секретаря главы администрации, пусть даже не в администрации или клубе, а в местах наибольшего скопления граждан в выходные дни. Если эти встречи будут проходить на регулярной основе, то люди привыкнут, будут приходить на еженедельные встречи с представителем муниципальной власти. На встречах пресс-секретарь будет озвучивать итоги жизни за неделю в муниципальном образовании и параллельно выслушивать и фиксировать пожелания граждан. Такой порядок общения будет вести к созданию гражданского общества и тесного взаимодействии народа и власти. Выводы. 1. Законодательство Российской Федерации регламентирует деятельность выборов на муниципальном уровне. В России эти выборы проводятся в соответствии с международной демократической практикой. Для простых людей, живущих в муниципальных образованиях, эта самая близкая власть, обеспечивающая реализацию жизненно важных интересов людей. Поэтому активность избирателей, их заинтересованность в избрании на муниципальные должности людей, отвечающих потребностям избирателей, способствует созданию развитого гражданского общества. 2. Совершенствование избирательного процесса, с нашей точки зрения, подразумевает то, что кандидаты на выборные муниципальные должности должны вести активный диалог с избирателями, прислушиваться к их рекомендациям при составлении своей предвыборной программы, отчитывать о ходе реализации программы.3. Кандидат должен заинтересовать избирателей, быть с ними в постоянной связи, создавать у них реальное ощущение, что они сделали правильный выбор. Когда грамотность избирателей повысится до понимания того, что это от них самих зависит, как они будут жить, если изберут того, а не другого кандидата, тогда можно будет говорить о зрелости гражданского общества в муниципалитете.4. Избиратель не на словах, а на деле должен поверить в то, что от его выбора зависит его самого будущее и будущее его детей. В процессе становления гражданского общество каждая личность должна ощутить, что она не «винтик в государстве», а индивидуальность, интересы которой реализуются на муниципальном уровне. Но каждый индивидуум также понимает интересы общества, а не только свои личные, соглашается с ними и принимает их. ЗаключениеЦель исследования – дать анализ особенностей развития местного самоуправления выполнена. Было рассмотрено развитие местного самоуправления в России, начиная с XVвека до начала реформ Александра II(середина XIX века),после проведения реформ, мы уяснили состояние местного самоуправления в СССР. Выяснили правовой институт местного самоуправления и определили пути совершенствования местного самоуправления.Анализ исторической литературы, рассмотренной в работе показал, что первые зачатки самоуправления появились в Московском государстве еще в XV веке, реформы, проведенные Иваном Грозным несколько расширили права местного самоуправления: оно получило права не только по сбору налогов, но и полицейские функции, должностные лица были не назначаемыми из центра, а выбирались на местах. Петр I, нуждающийся в деньгах, пытался провести городскую реформу, организуя в них магистраты, но эксперимент нельзя было назвать полностью удачным - города были бедными и находились в запустении. При Николае Iреформы доходили до абсурда - создание военных поселений, с нашей точки зрения, созвучны трудовым армиям большевиков, к счастью, ни то, ни другое в России не прижилось.Масштабные реформы Александра II дали толчок развитию капитализма в России, свободные от крепостного права крестьяне стали товаром на рынке труда, в земствах и городах осуществлялось местное самоуправление, гражданами, выбранными местным населением. Правда, в избирательной системе было много пережитком царизма: женщины для голосования не допускались, существовал имущественный ценз, который не давал интеллигенции и рабочим участвовать в выборах, во главе земских учреждений в обязательном порядке стояли дворяне. Однако это был важный шаг к построению в конечном итоге правового государства и развития самоуправления.Как отмечалось выше, самоуправление не есть государственная власть, местная власть функционирует в соответствии с законодательством самостоятельно. Но, представители государственной власти живут не в космосе, а в городских или сельских муниципальных образованиях, муниципальная и государственная власть находятся в тесном взаимодействии.Повседневную жизнь самих граждан определяет работа именно муниципальных органов власти. Низкая активность избирателей на муниципальных выборах показывает, что граждане еще не усвоили тот факт, что их пассивность на выборах может привести к власти в месте своего проживания совсем не тех людей, которых они хотели бы видеть. А значит, жители муниципалитетов безразличны к комфортности своего проживания. На самом деле это не так, но низкая политическая грамотность не позволяет людям реализовать свое конституционное право на выбор «местных начальников».Становление и развитие гражданского общества невозможно при пассивности граждан на муниципальном уровне. Только осознание каждым избирателем муниципалитета, что от него зависит какая жизнь будет в его городе, поселении, ином муниципальном образовании повысит качество руководителей местного самоуправления. Только при осознании того, что это он - избиратель выбирал власть, которая руководит жизнью в муниципалитете, где он проживает, а значит он - избиратель имеет право с нее спрашивать за неудачи, может способствовать единению самих людей с муниципальной властью.Список литературы1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая 7 октября 1977 года –http://www.hist.msu.ru2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ. ст. 23 –http://www.consultant.ru3. Бутырина М. В. Местное самоуправление – основа формирования гражданского общества Вестник ИГЭУ Вып. 1 2010 - http://vestnik.ispu.ru 4. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты. // Государство и право.- 1997. -№ 8.- 343 с.5. Верещагин А. Н. Земские вопросы в России (политико-правовые аспекты). - М. Международные отношения, 20026. Гражданское общество – определение, понятие - http://www.finteoria.ru 7.Земцов Б. Н. История государства и права учебное пособие М.: Изд. центр ЕАОИ. 20088. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление : справ. пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М. 2009г., 718 с.9. Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М. - Норма, 2013 г., 104 с.10. Интерфакс 11 сентября 2017 года - http://www.interfax.ru 11. Моисеев А. Д., Московцева Л. В., Шурупова А. С. Муниципальное управление : учеб. пособие / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010 г. 159с12. Парахина В. Н., Галеева Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление : учеб. пособие / В. Н. Парахина, Е. В. Галеева, Л. Н. Ганшина. - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС. 2010г. 496 с.13. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 464 с.14. Практика проведения местных референдумов в Российской Федерации - http://poisk-ru.ru 15. Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасностиhttps://studfiles.net16. Скрипкин Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010г. 176 с.17. Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление: учеб. / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. - М.: КНОРУС. 2010г. 248 с.


Список литературы
1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, принятая 7 октября 1977 года – http://www.hist.msu.ru
2. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октяб¬ря 2003 г. № 131-ФЗ. ст. 23 –http://www.consultant.ru
3. Бутырина М. В. Местное самоуправление – основа формирования гражданского общества Вестник ИГЭУ Вып. 1 2010 - http://vestnik.ispu.ru
4. Веденеев Ю.А., Лысенко В.И. Избирательный процесс в Российской Федерации: политико-правовые и технологические аспекты. // Государство и право.- 1997. -№ 8.- 343 с.
5. Верещагин А. Н. Земские вопросы в России (политико-правовые аспекты). - М. Международные отношения, 2002
6. Гражданское общество – определение, понятие - http://www.finteoria.ru
7.Земцов Б. Н. История государства и права учебное пособие М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008
8. Иванов В. В., Коробова А. Н. Муниципальное управление : справ. пособие / В. В. Иванов, А. Н. Коробова. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М. 2009г., 718 с.
9. Иванченко А.В. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М. - Норма, 2013 г., 104 с.
10. Интерфакс 11 сентября 2017 года - http://www.interfax.ru
11. Моисеев А. Д., Московцева Л. В., Шурупова А. С. Муниципальное управление : учеб. пособие / А. Д. Моисеев, Л. В. Московцева, А. С. Шурупова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2010 г. 159с
12. Парахина В. Н., Галеева Е. В., Ганшина Л. Н. Муниципальное управление : учеб. пособие / В. Н. Парахина, Е. В. Галеева, Л. Н. Ганшина. - 3-е изд., перераб. - М.: КНОРУС. 2010г. 496 с.
13. Пикулькин А. В. Экономика муниципального сектора: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление» - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 г. - 464 с.
14. Практика проведения местных референдумов в Российской Федерации - http://poisk-ru.ru
15. Прохожев А. А. Общая теория национальной безопасности https://studfiles.net
16. Скрипкин Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право. 2010г. 176 с.
17. Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление: учеб. / А. Н. Широков, С. Н. Юркова. - М.: КНОРУС. 2010г. 248 с.

Вопрос-ответ:

Как развивалось местное самоуправление в царской России?

Местное самоуправление в России начало свое развитие с XV века и продолжалось до середины XIX века. В этот период местное самоуправление осуществлялось через земские соборы, которые были формой представительства крестьянства перед властью. Затем в России были проведены реформы местного самоуправления Александра II, которые внесли изменения в организацию и функционирование местного самоуправления.

Какие реформы в местном самоуправлении были проведены Александром II?

Александр II провел ряд реформ, касающихся местного самоуправления. Одной из них была реформа земств, которая внесла изменения в организацию земских учреждений и расширила представительные функции крестьянства. Также была проведена реформа городских учреждений, которая усилила роль городских дум и расширила представительство населения в них.

Как развивалось местное самоуправление в СССР?

В период СССР местное самоуправление подверглось централизации и контролю со стороны государства. Городские и сельские советы стали исполнять решения и инструкции, принимаемые центральными органами власти. Тем не менее, местное самоуправление все же существовало и имело определенные функции, связанные с решением местных вопросов.

Какие особенности развития местного самоуправления в современной России?

Современное местное самоуправление в России основано на Конституции и законодательстве, которые предоставляют муниципалитетам определенные полномочия. Уровень развития местного самоуправления в России может быть разным в разных регионах. Проблемы в развитии местного самоуправления связаны с недостатками в законодательстве, низкой общественной активностью и недостатком финансовых ресурсов у муниципалитетов.

Какие были основные этапы развития самоуправления в России?

Основными этапами развития самоуправления в России были: развитие местного самоуправления в царской России (XV век до середины XIX века), реформы местного самоуправления Александра II и развитие местного самоуправления в СССР. В современной России развитие местного самоуправления определено Правовым институтом местного самоуправления и проходит через различные пути совершенствования.

Какое место занимает самоуправление в России среди других стран?

Местное самоуправление в России занимает важное место в системе государственного управления. Оно является одним из основных элементов демократии и гражданского общества. Россия активно развивает местное самоуправление и придает ему большое значение.

Какие реформы в области местного самоуправления проводились в России?

Одной из наиболее значимых реформ в области местного самоуправления были реформы, проведенные Александром II. Они включали изменения в организацию местного управления и расширение прав самоуправления. Благодаря этим реформам, местное самоуправление получило большую автономию и стало основой для развития городской и сельской жизни в России.

Какие особенности развития местного самоуправления можно выделить в современной России?

Одной из основных особенностей развития местного самоуправления в современной России является наличие правового института местного самоуправления. Этот институт определяет правовые основы организации и функционирования местного самоуправления. Также в России существует несколько путей совершенствования местного самоуправления, которые включают в себя изменения в законодательстве и улучшение механизмов участия граждан в принятии решений.

Как может развиваться местное самоуправление в будущем?

Развитие местного самоуправления в будущем может проходить по различным направлениям. Важным аспектом будет усиление автономии и полномочий местных органов власти, а также развитие участия граждан в процессе принятия решений. Возможно, будут проводиться дополнительные реформы, направленные на улучшение организации местного самоуправления и повышение его эффективности.

Как развивалось местное самоуправление в царской России?

Местное самоуправление в России с XV века по середину XIX века прошло различные стадии развития. В начале своего формирования оно было связано с деятельностью земских соборов и было нацелено на решение вопросов местного хозяйственного и оборонительного значения. Однако со временем местное самоуправление стало все более подчиненным центральной власти, а его функции сужались. Это продолжалось до Александра II, который провел реформы в сфере местного самоуправления, в результате чего возникли городские и сельские самоуправления.