РАЗВИТИЕ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Дефектология
  • 105 105 страниц
  • 51 + 51 источник
  • Добавлена 07.06.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ 6
1.1.Историография изучения вопросов развития коммуникации у детей 6
1.2.Психолого - педагогические основы развития коммуникативных навыков у детей 12
1.3.Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями психического развития 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ. 25
2.1. Альтернативная коммуникация как система невербальной коммуникации 25
2.2. Системы альтернативной коммуникации 26
2.3. Система PECS, как метод альтернативной и вспомогательной 33
коммуникации 33
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМЫ PECS, КАК МЕТОДА АЛЬТЕРНАТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ 43
3.1Диагностическое обследование состояния речи у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития 43
3.2.Организация коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития 58
3.3.Анализ результатов коррекционной работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80

Фрагмент для ознакомления

Разработке программы логопедической коррекции задержки речевого развития у детей раннего возраста посредством включения коммуникативной системы PECS предшествовало выявление специфических проблем, существующих у данной категории детей, и определение направления коррекционной работы.
После апробации комплекса коррекционных мероприятий было проведено повторное обследование с целью, выявления эффективности применения альтернативных средств коммуникации в разработанном комплексе коррекционной работы.
Результаты повторной диагностики по методике логопедического обследования неговорящих детей дошкольного возраста И. Н. Ананьевой показали:
У детей с умственной отсталостью повысился уровень развития импрессивной стороны речи. Дети, принявшие участие в исследовании, стали лучше узнать предметы по их назначению, выполнять инструкцию, связанную с пространственным расположением знакомых предметов, группировать картинки по темам, понимать предметные названия существительных и выполнять требуемые действия с ними.
У данной категории детей наблюдается небольшая положительная динамика экспрессивной стороны речи. Дети называли требуемые слова с помощью педагога.
Положительная динамика наблюдается в развитии невербальных средств общения. Дети с умственной отсталостью проявляют инициативу во взаимодействии, понимают жесты, способны подражать и показывать хорошо знакомые действия.
Работа по развитию речи с использованием альтернативных средств коммуникации оказалась эффективной. Проведенная работа способствовала развитию мышления, памяти, коммуникативных навыков, слухового и зрительного восприятия. Дети с умственной отсталостью стали проявлять больше активности в общении со взрослыми, содержание коммуникативного взаимодействия стало более разнообразным, попытались усвоить способы применения средств альтернативной коммуникации в речи.











4

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеева, Е. И. Формирование навыков общения использованием средств альтернативной коммуникации у детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Текст] / Е. И. Алексеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 59-66.
2. Альтернативная и дополнительная коммуникация [Текст] ; под ред. В. Рыскиной. – СПб. : Союз, – 2016. – 288 с.
3. Ананьева, И. Н. Средства альтернативной коммуникации в системе работы логопеда с неговорящими дошкольниками [Текст] : методическое пособие / И. Н. Ананьева. – Самара : Книга, 2013. – 64 с.
4. Ананьева, И. Н. Говорящие картинки [Текст] : комплект дидактических материалов по формированию навыков применения средств альтернативной коммуникации (пиктограмм) у неговорящих детей дошкольного возраста / И. Н. Ананьева. – Самара : Книга, 2014. – 20 с.
5. Аугене, Д. И. Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активизации [Текст] / Д. И. Агуне // Дефектология. – 1987. – №4. – С. 76-81.
6. Баряева, Л. Б. Я – говорю! Упражнения с пиктограммами [Текст] : рабочая тетрадь для занятий с детьми / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. – М. : Дрофа, 2008. – 31 с.
7. Белобрыкина, О. А. Речь и общение [Текст] : пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. – Ярославль : Академия развития, 1998 . – 132 с.8.
8. Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – М. : ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. – 144 с.
9. Гаврилушкина, О. П. Проблемы коммуникативного поведения детей [Текст] / О. П. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003. – № 1. – С.19-25.
10. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых детей [Текст] : кн.для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. – М. : «Просвещение», 1985. – 72 с.11.
11. Гайдукевич, С. Е. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации [Текст] : учеб. метод. пособие / С. Е. Гайдукевич, М. Вентланд, Т. В. Горудко ; под ред. С. Е. Гайдукевич. – Минск : БГПУ, 2009. – 276 с.
12. Грабенко, Т. М., Коррекционные, развивающие адаптирующие игры [Текст] : учеб. метод. пособие / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – 66 с.
13. Жукова, Н. С. Преодоление общего недоразвития речи у детей [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – М. : Просвещение, 2011. – 320 с.
14. Жукова, Н. С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст] / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2007. – 110 с.
15. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей [Текст] : учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 1995. – 112 с.
16. Закревская, О. В. Развивайся, малыш! Сюжетные картинки по развитию речи [Текст] / О. В. Закревская. – М. : ГНОМ, 2009. – 22 с.
17. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения [Текст] / Х. С. Замский. – М. : НПО Образование, 1995. – 400 с.
18. Запорожец, А. В. Развитие общения у детей [Текст] / А. В. Запорожец, М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1974. – 288 с.
19. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] : учебник для студентов педагогических вузов / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева – М. : Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 1998. – 208 с.
20. Кириллова, Е. В. Учусь слушать и воспринимать. Советы логопеда [Текст] / Е. В. Кириллова // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2010. – № 1. – С. 12 – 18.
21. Кириллова, Е. В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми [Текст] : учеб. метод. пособие / Е. В. Кириллова. – СПб. : Союз, 2011. – 64 с.
22. Кириллова, Е. В. Учусь познавать, говорить, жить. Советы логопеда [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Жизнь с ДЦП. Проблемы и решения. – 2009. – № 4. – С. 34-45.
23. Кириллова, Е. В. Формирование основ коммуникации у безречевых детей 7—9 лет со сложной структурой дефекта [Текст] / Е. В. Кириллова, А. В. Мамаева // Детская и подростковая реабилитация. – 2007. – № 2 (9). – С. 26-32.
24. Коненкова, И. Д. Обследование речи детей с задержкой психического развития [Текст] : метод. пособие / И. Д. Коненкова. – М. : ГНОМ и Д, 2005. – 80 с.
25. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [Текст] : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б. П. Пузанов, В. И. Селиверстов. С. Н. Шаховская, Ю. А. Костенкова ; под ред. Б. П. Пузанова. – М. : Академия, 1999. – 144 с.
26. Лёб, Р. Лёб система: система символов как вступление в коммуникацию с неумеющими говорить или только изучающими язык детьми [Текст] / Р. Лёб ; под ред. А. Ягелло, Л. Божко. – Минск : Открытые двери, 1997. – 32 с.
27. Леонгард, Э. И. Я не хочу молчать! [Текст] : опыт работы по обуч. детей с наруш. / Э. И. Леонград, Е. Г. Самсонова, Е. А. Иванова. – М. : Теревинф, 2008. – 144 с.
28. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М. И. Лисина. – М. : Педагогика, 1986. – 144 с.
29. Логопедия [Текст] : учеб. для студентов деф. фак-та. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой. – М. : ВЛАДОС, 1998. – 615 с.
30. Лынская, М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий [Текст] : пособие для учителя-дефектолога / М. И. Лынская ; под ред. С. Н. Шаховской. — М. : ПАРАДИГМА, 2012. – 128 с.
31. Макатон. Основной словарь. Символы [Текст] : метод. пособие / под ред. Т. А. Бондарь. – М.: РБОО Центр лечебной педагогики, 2014. – 72 с.
32. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
33. Матвеева, О. В. Альтернативная коммуникация [Текст] : из практики работы / О. В. Матвеева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. – № 7. – С. 42-47.
34. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта [Текст] : программ. метод. мат-лы / под ред. И. М. Бгажноковой. – М. : ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
35. Петрова, Д. Г. Невербальные средства общения [Текст] / Д. Г. Петрова, М. А. Поваляева, О. А. Рутер – Ростов н/Д. : Феникс, 2014. – 60 с.
36. Пирогова, Г. Н. Хочу говорить. Гласные звуки [Текст] : уч. метод. пособие / Г. Н. Пирогова ; под ред. Е.Ю. Головинской. – М. : ТИД Русское слово, 2009. – 64 с.
37. Программы обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью [Текст] / Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова ; под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб. : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. – 272 с.
38. Семаго, Н. Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития [Текст] / Н. Я. Семаго // Дефектология. – 2000. – № 1 – С. 66-75.
39. Смирнова, Е. О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. – М. : Академия, 2000 . – 160 с.
40. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова. – М. : Просвещение, 2009. – 164 с.
41. Течнер, С. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра [Текст] / С. Течнер, Х. Мартинсен. – М. : Теревинф, 2014. – 432 с.
42. Тищенко, Т. Н. Учим говорить особенного ребёнка [Текст] / Т. Н. Тищенко. – М. : Регламент, 2009. – 84 с.
43. Фрост, Л., Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (peks) [Текст] / Л. Фрост, Э. Бонди // Альтернативная коммуникация : метод. сборник / сост. Е. А. Штягинова. – М. : Теревинф, 2011. – 373 с.
44. Хаустов, А. В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] : учеб. метод. пособие / А. В. Хаустов. – М. : ЦПМССДиП, 2010. – 87 с.
45. Худенко, Е. Д. Как организовать общение с неговорящим ребенком [Текст] : метод. пособие / Е. Д. Худенко, Г. В. Дедюхина, Е. В. Кириллова. – М. : Теревинф, 2007. – 142 с.
46. Царёв, А. М. Требования к структуре образовательных программ для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития и к возможным результатам их освоения в контексте разработки ФГОС для обучающихся с ОВЗ [Текст] / А. М. Царёв // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2014. – № 3. – С. 12 -19.
47. Чиркина, Г. В. Методы обследования речи детей [Текст] : метод. Пособие, 4- е изд., доп. / Г. В. Чиркина ; под ред. Г. В. Чиркиной. – М. : АРКТИ, 2010. – 239 с.
48. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] : пособие для учителя / Л. М. Шипицына. – СПб. : Союз, 2004. – 336 с.
49. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта [Текст] / Л. М. Шипицына. – 2-е изд., доп. – СПб. : Речь, 2005. – 477 с.
50. Штягинова, Е. А. Альтернативная коммуникация [Текст] : метод. сборник / Е. А. Штягинова. – Новосибирск : Общество ДАУН СИНДРОМ, 2012. – 31 с.
51. Эльконин, Д. Б. Психология развития в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. – М. : Воронеж НПО МОДЭК, 2001. – 417 с.

Вопрос-ответ:

Какие исторические исследования были проведены по развитию коммуникации у детей?

Существует историография изучения вопросов развития коммуникации у детей. В ней описываются исторические этапы, влияние различных теорий и подходов на понимание коммуникативного развития детей.

Какие психолого-педагогические основы лежат в основе развития коммуникативных навыков у детей?

Развитие коммуникативных навыков у детей основывается на психолого-педагогических принципах, таких как персонализация обучения, активное взаимодействие с окружающей средой, создание мотивации для коммуникации и преодоление трудностей.

Какие особенности развития коммуникативных навыков наблюдаются у детей с тяжелыми множественными нарушениями психического развития?

Дети с тяжелыми множественными нарушениями психического развития могут испытывать большие трудности в развитии коммуникативных навыков. Их способность к общению может быть сильно ограничена, поэтому требуется особый подход к их обучению и развитию коммуникации.

Какая роль коммуникации в образовательном процессе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?

Коммуникация играет важную роль в образовательном процессе для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Она помогает им устанавливать контакты с окружающими, понимать задачи и инструкции, развивать когнитивные и социальные навыки.

Какие методы и подходы могут быть использованы для развития альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?

Для развития альтернативной коммуникации у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития могут быть использованы различные методы и подходы, такие как использование пиктограмм, жестов, символов, компьютерных программ и специализированных устройств.

Какие есть методы альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми нарушениями развития?

Методы альтернативной коммуникации для детей с тяжелыми нарушениями развития включают такие подходы, как пиктограммы, жесты, телодвижения, айпады или компьютерные программы с специальными символами, искусственные интеллектуальные средства коммуникации и прочие. Эти методы позволяют детям выражать свои мысли и желания, сообщать о своих потребностях и взаимодействовать с окружающими.

Какие проблемы могут возникать при развитии коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?

У детей с тяжелыми множественными нарушениями развития могут возникать проблемы с пониманием и произношением слов, с организацией информации и последовательностью мыслей, с восприятием и владением жестами или другими альтернативными способами коммуникации. Также могут возникать трудности в установлении социальных связей и взаимодействии с другими людьми.

Какие исследования были проведены в области развития коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями развития?

В историографии изучения вопросов развития коммуникации у детей с тяжелыми нарушениями развития были проведены исследования, направленные на выявление эффективности различных методов альтернативной коммуникации, на анализ особенностей коммуникативных навыков у таких детей, на разработку индивидуальных программ по развитию коммуникации. Такие исследования помогают улучшить практику работы с детьми и обеспечить им лучшее качество жизни.

Какие психолого-педагогические основы подтверждают важность развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития?

Психолого-педагогические основы подтверждают, что развитие коммуникативных навыков является важным для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития, поскольку оно способствует их социализации, облегчает взаимодействие с окружающими людьми, позволяет им выражать свои потребности и желания, развивать свои интеллектуальные и эмоциональные способности.