Безработица в современной России: показатели, проблемы и меры реформирования социальной защиты безработных.
Заказать уникальную курсовую работу- 38 38 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 05.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика статуса безработного в РФ 6
1.1 Понятие и признаки статуса безработного 6
1.2 Причины и показатели безработицы 13
Глава 2. Анализ безработицы 20
2.1 Анализ ситуации безработицы в России 20
2.2 Меры социальной защиты безработных граждан 31
Заключение 35
Список использованных источников 36
Приложения 39
Как показывает статистика у граждан Архангельской области не возникает проблем с трудоустройством. Согласно данным биржи труда на 1 свободную вакансию припадает 1 безработный человек.Республика Чечня В Чечне на протяжении многих лет разрушалась экономика. Это напрямую отразилось на безработице. В 2006 году уровень безработице в этой республике составлял 67.77 %. Это один из наиболее высоких показателей в РФ. Сегодня же уровень безработицы в республике Чечня равен 10.1%. Уменьшение безработицы было постепенным и процент нетрудоустроенных граждан с каждым годом снижался благодаря реализации инвестиционных и коммерческих проектов. Основная ставка Чечни в области трудоустройства была сделана на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа, которые предоставляли рабочие места своим гражданам. Республика Марий Эл В республике Марий Эл в 2019 году уровень безработицы повысился до 0.91%. По статистическим данным на сегодня в республике зарегистрировано 3 190 безработных, а коэффициент напряженности равен 0.6. При этом власти республики уверяют, что никаких проблем с трудоустройством нет, так как количество предоставленных вакансий (свыше 5 400) значительно превышает количество безработных в регионе.Магаданская область В Магаданской области один из самых низких показателей безработице по всей Российской Федерации – всего 1.5%. В это области представлено свыше 2 500 вакансий на 1 500 граждан региона. Сегодня Магаданская область нуждается в рабочей силе, но при этом для стабилизации ситуации по трудоустройству власти приняли решение сократить квоту на иностранную рабочую силу в 2 раза. Челябинская область В Челябинской области уровень безработицы равен 1.38%. При этом число граждан без места трудоустройства равно 25 464. Коэффициент напряженности – 1.14. Республика Чувашия Уровень безработицы в республике Чувашия – 4.7%. Количество безработных – 37 000 человек. Согласно отзывам правительства, такая ситуация сложилась из-за весьма низких окладов. Работа в регионе есть, но средняя зарплата равна 17 700 российских рублей. Сегодня в центре зарегистрировано больше 15 000 вакансий, большая часть из которых касается поиска работников по таким специальностям: Водитель (средний оклад 20 000 рублей). Швея (средний оклад 15 000 рублей). Каменщик (средний оклад 30 000 рублей). Сварщик (средний оклад 30 000 рублей). Инженер (средний оклад 20 000 рублей).Занятость населения по отраслям. В таблице 3 представлены эти данные.Таблица 3 - Занятость населения по отраслямОтрасльКоличество занятых, %Другие сферы3,0%Кредитование и страхование0,7%Строительная отрасль11,0%Аппарат органов управления2,1%ЖКХ4,1%Научная сфера3,2%Сельское и лесное хозяйство14,3%Образовательная отрасль10,4%Промышленность29,6%Транспортная сфера и логистика 7,8%Сфера здравоохранения5,9%Торговля и общественное питание7,9%Для наглядности отобразим эти данные на рисунке 7.Рисунок 7 – Занятость россиян по отраслямПроблема безработицы в России сегодня очень актуальна. На сегодня уровень безработицы в Москве и безработицы в Санкт-Петербурге является одним из самых низких. Но о других городах и регионах РФ этого сказать нельзя. Самый высокий уровень незанятости наблюдается в Северо-Кавказском Федеральном округе. Наилучшие показатели по относительно трудоустройства в центральном Федеральном округе. Сегодня несмотря на снижение уровня безработицы Россия предпринимает массу мер для увеличения числа трудоустроенных граждан. Регулирование безработицы в России осуществляется сразу по нескольким направлениям, одним из основных которых является обеспечение равных возможностей всем резидентам Российской Федерации независимо от гражданства и возраста/2.2 Меры социальной защиты безработных гражданСистематическое поддержание конкретного уровня занятости населения одна из весомых задач любой демократической страны. Во всех государствах с рыночной экономикой ведется политика регулирования занятости. Для этого используются постоянные, гибкие по формам и средствам, меры влияния на сферу занятости. В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации рынок не имеет возможности оказать автоматического воздействия на процесс саморегулирования и трудоустройство населения. В Россииорганами власти ведется регулировка занятости населения при помощи использования различных средств и способов, которые прямо или же косвенно влияют на общественность и стимулируют пробуждение их интересов в сфере самореализации человека, как одного из механизмов рыночной системы. Обеспечивание населения рабочими местами считается одной из приоритетных задач, которая стоит перед правительством РФ. Существуют три уровня программ обеспечения занятости населения:– федеральный или же общегосударственный, – субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. всего 89 программ); – местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).Согласно данным Росстата безработица на январь 2019 года составила 4,9% или 3,9 млн. человек, работающих - 76,5 млн.человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,6 млн.человек были заняты в экономике и 3,9 млн.человек не имели занятия, но активно его искали.Среди наиболее типичных причин роста безработицы в нашей стране можно выделить следующие: – отсутствие рабочих мест по причине малого количества вакансий со стороны отечественного производства (фирм, фабрик, заводов); – вытеснение труда основным капиталом в эпоху научно-технической революции (т. е. по причине роста автоматизации производства и др.); – низкий уровень платежеспособного спроса (отсутствие спроса на продукцию и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд имеет производственный характер, в результате чего появляется безработица); – демографический спад; – неблагоприятный экономический цикл.Занятость считается одним из ключевых макроэкономических характеристик и показателей, который с одной стороны охарактеризовывает качество и уровень жизни в стране, а с другой стороны считается отражением производительности проводимой социально-экономической политики действующим правительством. Для того чтобы получить неделимую и эффективную занятость населения необходимо проведение определенной финансовой политической деятельности. В России осуществляется политика занятости в соответствии с законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. Государство должно обеспечивать проведение: финансово-кредитной, налоговой и инвестиционной политики, направленной на рациональное распределение производительных сил, стимулирование использования гибких режимов труда; правовое регулирование в сфере занятости; разработку и реализацию программ содействия занятости населения, а также создание государственной службы занятости.Службы занятости, в свою очередь, осуществляют политику занятости, события которой возможно разделить на два ведущих типа материальная поддержка безработных и поддержка в трудоустройстве. В первом аспекте говорится о регистрации нетрудоустроенных и выплате пособий по временной безработице. В РФ установлены наименьший и наибольший размеры пособия по безработице, наименьшая сумма составляет 850 рублей, наибольшая 4900 рублей. К мероприятиям второго типа относят: программы профессиональной подготовки и переподготовки безработных; общественные работы; квотирование трудящихся (для инвалидов, молодежи); создание бизнес-инкубаторов, преждевременный выход на пенсию; стимулирование создания рабочих мест, сокращение предложения рабочей силы за счет регулирования иммиграционных потоков, социальная защита людей, утративших работу и др. Безусловно, государственное регулирование отсутствия работы должно быть направлено на уменьшение отсутствия работы и наращивания занятости. Также, формируются программы содействия занятости населения. Ключевая задача Федеральной программы содействия занятости – составление благоприятных условий для занятости населения. Все содержащиеся в программе меры в области содействия занятости рассчитаны на многие годы. Они определяют главные направления государственной политики занятости и предполагают собой механизм государственного воздействия на региональном уровне. Для более успешного выполнения целей и задач программы могут разрабатываться отдельные проекты, позволяющие конкретизировать и одновременно расширять практическую сферу деятельности службы занятости, создать более целостную картину проблем, образующихся на рынке труда. Сегодня как никогда остро стоит вопрос об организации новых подходов в решении проблем обеспечения занятости социальнобеззащитных категорий населения, таких как инвалиды, молодежь, женщины. Эти категории людей нуждаются в повышенном внимании со стороны страны, потому что людям, имеющим невысокий общественный статус, ограниченную трудоспособность, в современных условиях крайне тяжело самостоятельно найти работу. В заключение хотелось бы сказать, что подходящих для всех методов благополучного регулирования занятости и безработицы не может быть. Каждое государство, регион владеют собственными характерными особенностями рынка труда. В связи с этим нужно знать, какие факторы оказывают воздействие на данные процессы (демографические, технико-экономические, финансовые, социальные, законодательные). Для того чтобы достичь максимально высокого уровня занятости населения в стране, государству необходимо реформировать трудовое законодательство с целью увеличения мобильности рабочей силы, стимулировать занятость населения за счет становления предпринимательства и национального производства, а также обеспечить размеренный баланс интересов страны, предпринимателей и сотрудников.ЗаключениеГражданин, находясь в статусе безработного имеет по законодательству социальные и материальные гарантии, которые будут являться поддержкой его на время безработицы, сюда же войдут и льготы по исчислению в трудовой книжке стажа. В стаж входят все действия, происходящие на протяжении, нахождения гражданина в статусе безработного и стоящего на учете в органах служб занятости. И стаж в трудовой книжке не прерывается, даже если гражданин переедет в другую местность по направлению службы занятости.Для Российской Федерации свойственен низкий уровень занятости в слабо урбанизированных регионах и, наоборот, в крупных мегаполисах по-прежнему много свободных рабочих мест. К 2019 году показатель занятости повысился еще на 0,7 пунктов, что в целом является очень хорошим показателем.Однако, официальная статистика не отражает реальную ситуацию на рынке труда из-за широкого применения «теневых» расчетов. Поэтому в 2019 году не следует ожидать резкого падения официально зарегистрированной занятости в стране, фактическое падение этого показателя тоже маловероятно. Станет проблемой в ближайшее время разве что уменьшение заработных плат в реальном выражении.Таким образом, возможный вариант решения этой проблемы: экономический рост, его устойчивость и поддержка со стороны государства. Необходимо разработать программу занятости населения, поддерживать безработных в виде финансовой помощи (пособия, льготы), создание условий для подготовки новых кадров и предоставление условий для их продуктивной работы. Проблема безработицы носит достаточно распространенный характер не только в России, но и по всему миру. Поэтому стоит задуматься о разработке эффективных программ занятости населения, практических рекомендаций и решений.Список использованных источниковНормативно – правовые акты Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N1223 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год [Электронный ресурс] – режим доступа: http://economy.gov.ru.Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год"Учебная и научная литератураВасильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2010 - 215с.Колосницына М. Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.Периодические изданияАникин В. Модернизационный потенциал профессиональной структуры занятого населения России // Общество и Экономика. – 2011. – №11-12. – С.35-64.Атамазова А.А., Баташева Э.А. Современная безработица в России в условиях нестабильности // Молодой ученый. 2016. №1. С. 298 – 300.Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 317-319.Валиева С. Г. Безработица и занятость в России [Текст] / С. Г. Валиева, Л. И. Рахматуллина // Студенческая наука XXI века: материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10). — С. 180–182. Валишина Л.Г. Проблема безработицы в России и пути ее разрешения // NOVAINFO. – 2017. – С 1-5. Вишневская Н. Безработица в странах ОЭСР - эволюция взглядов и политики // МЭ и МО. 2012. №8. С.14-27.Ильичев В. Современные тенденции в области трудовой занятости: методический аспект // Предпринимательство. 2008. №1. С.101-108.Низова Л., Шалишкина А. Центр занятости населения в системе социального партнерства // Человек и труд. 2012. №9. С.21-23.Сергомасова Н.А. Современные тенденции занятости населения в России // Социальная политика и социология. 2010. №6. С. 40-47.Стряпихина А.А. Государственная политика СССР в области занятости (20-е годы ХХ века) // Труд и социальные отношения. 2011. №3. С.91-96.Фролова А.А. Заикин В.А., Oстанченко Л.A. Безработица в Российской Федерации // Инновационная наука. № 2-2 (14) / 2016. – С 117-120. Электронный ресурсБезработица в России 2017 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://2017.wiki/bezrabotica-2017-v-rossii/. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2018 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htmЗарплаты в Архангельске и городах области [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-arhangelske.htmlПолитика занятости населения. – 71 с. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studopedia.suСредняя зарплата в Алтайском крае [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-altayskom-krae.htmlСредняя зарплата в Чебоксарах [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-cheboksarah.htmlСредняя зарплата в Челябинске [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-chelyabinske.htmlФедеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ruФесина Е.Л. Неформальна занятость: состояние, структура, проблемы // Труд и социальные отношения. – 2008. – №1. – С.38-45.Приложения
2. Постановление Правительства РФ от 12.11.2015 N1223 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2016 год [Электронный ресурс] – режим доступа: http://economy.gov.ru.
3. Постановление Правительства РФ от 15.11.2018 N 1375 "О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год"
Учебная и научная литература
4. Васильев Я.Т. Региональная занятость и рынок труда: Основы теории, функционирования и прогнозирования. - Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2010 - 215с.
5. Колосницына М. Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
Периодические издания
6. Аникин В. Модернизационный потенциал профессиональной структуры занятого населения России // Общество и Экономика. – 2011. – №11-12. – С.35-64.
7. Атамазова А.А., Баташева Э.А. Современная безработица в России в условиях нестабильности // Молодой ученый. 2016. №1. С. 298 – 300.
8. Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 317-319.
9. Валиева С. Г. Безработица и занятость в России [Текст] / С. Г. Валиева, Л. И. Рахматуллина // Студенческая наука XXI века: материалы X Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 июня 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 3 (10). — С. 180–182.
10. Валишина Л.Г. Проблема безработицы в России и пути ее разрешения // NOVAINFO. – 2017. – С 1-5.
11. Вишневская Н. Безработица в странах ОЭСР - эволюция взглядов и политики // МЭ и МО. 2012. №8. С.14-27.
12. Ильичев В. Современные тенденции в области трудовой занятости: методический аспект // Предпринимательство. 2008. №1. С.101-108.
13. Низова Л., Шалишкина А. Центр занятости населения в системе социального партнерства // Человек и труд. 2012. №9. С.21-23.
14. Сергомасова Н.А. Современные тенденции занятости населения в России // Социальная политика и социология. 2010. №6. С. 40-47.
15. Стряпихина А.А. Государственная политика СССР в области занятости (20-е годы ХХ века) // Труд и социальные отношения. 2011. №3. С.91-96.
16. Фролова А.А. Заикин В.А., Oстанченко Л.A. Безработица в Российской Федерации // Инновационная наука. № 2-2 (14) / 2016. – С 117-120.
Электронный ресурс
17. Безработица в России 2017 [Электронный ресурс] – режим доступа: http://2017.wiki/bezrabotica-2017-v-rossii/.
18. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2018 года (по итогам обследования рабочей силы) [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm
19. Зарплаты в Архангельске и городах области [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-arhangelske.html
20. Политика занятости населения. – 71 с. [Электронный ресурс] – режим доступа: http://studopedia.su
21. Средняя зарплата в Алтайском крае [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-altayskom-krae.html
22. Средняя зарплата в Чебоксарах [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-cheboksarah.html
23. Средняя зарплата в Челябинске [Электронный ресурс] – режим доступа: https://visasam.ru/russia/rabotavrf/zarplata-v-chelyabinske.html
24. Федеральная служба государственной статистики [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.gks.ru
25. Фесина Е.Л. Неформальна занятость: состояние, структура, проблемы // Труд и социальные отношения. – 2008. – №1. – С.38-45.
Вопрос-ответ:
Какие показатели характеризуют безработицу в современной России?
В современной России безработицу можно оценить по следующим показателям: уровень безработицы (количество безработных в процентах от экономически активного населения), средняя продолжительность безработицы, соотношение между числом вакансий и числом безработных и др.
Каковы причины безработицы в России?
В России причины безработицы могут быть различными. Они включают экономические факторы, такие как рецессии, сокращение производства или закрытие предприятий, а также социальные и структурные факторы, такие как демография, образование и квалификация работников, доступность рынка труда и др.
Какие меры социальной защиты существуют для безработных граждан в России?
В России для социальной защиты безработных граждан существуют различные меры. Они включают выплаты пособий по безработице, профессиональную подготовку и переподготовку, помощь в трудоустройстве, программы общественных работ и т. д.
Какая ситуация с безработицей в Архангельской области?
В Архангельской области ситуация с безработицей не является идеальной. Как показывает статистика, уровень безработицы здесь выше среднего по стране. Власти области предпринимают различные меры для стимулирования занятости и создания новых рабочих мест.
Какие реформы могут быть внесены в сферу социальной защиты безработных в России?
В сферу социальной защиты безработных в России могут быть внесены различные реформы. Например, можно усилить поддержку профессиональной подготовки и переподготовки безработных, развивать программы общественных работ, улучшать систему трудоустройства, сократить бюрократические процедуры при получении пособий по безработице и т. д.
Каковы причины безработицы в России?
Причины безработицы в России могут быть различными, включая экономические факторы, инфраструктурные проблемы, демографические изменения и недостаток квалифицированных кадров. Экономическая нестабильность и рост цен на продукты питания могут привести к сокращению рабочих мест в некоторых отраслях, а также к возникновению безработицы. Недостаток инвестиций и сложности в получении кредитов также могут оказывать негативное влияние на рынок труда. Более подробный анализ причин безработицы вы можете найти в главе 2 статьи.
Какие показатели безработицы в России?
Показатели безработицы в России измеряются как процентная доля безработных граждан в экономически активном населении. Согласно статистике, на начало 2020 года безработица в России составляла около 4,7 процента. Однако, в связи с мерами по борьбе с пандемией COVID-19, эти показатели могут значительно измениться. Более подробный анализ показателей безработицы вы можете найти в главе 2 статьи.
Какие меры социальной защиты предлагаются для безработных граждан в России?
Для социальной защиты безработных граждан в России предлагается ряд мер, включая выплаты пособий по безработице, оказание помощи в трудоустройстве, профессиональная подготовка и переквалификация, а также создание специальных программ и проектов для поддержки предпринимательства и самозанятых граждан. Более подробный анализ мер социальной защиты безработных граждан вы можете найти в главе 2 статьи.
Какие изменения требуются в системе социальной защиты безработных в России?
Для улучшения системы социальной защиты безработных в России требуются различные изменения, включая усиление профессиональной подготовки и переквалификации безработных граждан, развитие специальных программ по трудоустройству, улучшение доступа к кредитам для открытия собственного дела, а также разработка эффективных механизмов контроля и мониторинга ситуации на рынке труда. Более подробный анализ необходимых изменений в системе социальной защиты безработных вы можете найти в главе 2 статьи.
Какая ситуация с безработицей в современной России?
В современной России безработица является проблемой, которая существует и оказывает влияние на множество граждан. Показатели безработицы в стране могут быть высокими, что создает негативные последствия как для экономики, так и для общества в целом.