Особенности овладения моторными функциями дошкольниками с задержкой психического развития
Заказать уникальную курсовую работу- 23 23 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 28.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1 глава 4
1 Теоретические аспекты изучения развития мелкой моторики детей 4
Выводы по параграфу 6
2 Развитие моторики у детей с ЗПР 6
Выводы по параграфу 9
3 Методы развития моторики у дошкольников с ЗПР 10
Выводы по параграфу 18
Выводы 19
Заключение 20
Список литературы 21
Тик- так!». Выполнить в среднем темпе 8 покачиваний.«Пчела». И. п.: стойка, ноги сомкнуты, руки опущены. Бегать произвольно по комнате, подняв руки в стороны и слегка покачивая ими, при этом протяжно произносить: «Жжжууу... Жжжууу...». Продолжительность - 30-40 с.«Покачай руками». И. п.: стойка ноги слегка расставлены, руки опущены. Покачивать под счёт 1-4 обеими руками, как при ходьбе, с одновременным пружинным движением и произнесением: «Хоп! Хоп!»,«Бычок». И. п.: стойка ноги сомкнуты, руки опущены. Ходить произвольно по комнате, слегка покачиваясь и поворачивая голову направо и налево, при этом протяжно произносить: «Мммууу... Мммууу...». Продолжительность -15-20 с.Комплекс № 2 - с резиновым мячом«Катай мяч», И. п.: стойка, ноги слегка расставлены, руки опущены, перед носками ног большой мяч. Наклонившись, ходить по комнате и катать мяч по полу, толкая его руками. Продолжительность-30-40 с.«Бросай и лови мяч». И, п.: стойка, ноги слегка расставлены, впереди в опущенных руках небольшой мяч. Бросать мяч взрослому со словами: «На мяч!», «Лови мяч!» - и ловить в ответном броске. Повторить 5-6 раз.Катание мяча. И. п.: сидя на корточках, впереди в руках мяч, лежащий на полу. Катать мяч вокруг себя в правую и левую сторону. Повторить по 2-4 раза в каждую сторону.Имитация подбрасывания мяча. И. п.: стойка, ноги слегка расставлены, мяч в согнутых в локтях руках перед собой. На каждый счёт 1-4 выполнять движение, похожее на подбрасывание мяча, без отрыва его от рук до уровня головы и опускание в и, п. Повторить 4-5 раз.Мяч вокруг ног. И. п.: стойка, ноги на ширине плеч, впереди в опущенных руках мяч. Наклониться, положить мяч на пол и, придерживая его руками прокатить вокруг одной и другой ноги восьмёркой. Взять мяч двумя руками и выпрямиться. Повторить 3-4 раза.Бег с мячом. И. п.: стойка, ступни параллельно, руки с мячом перед грудью. Бежать в спокойном темпе, держа мяч то перед грудью, то над головой. Продолжительность - 15-20 секунд.«Футбол». Ходить и слабыми толчками ног катать мяч по полу. Продолжительность - 30-40 с.Комплекс № 3 - с флажкамиХодьба с флажками. И. п.: стойка, ступни параллельны, руки с флажками опущены. Ходить, попеременно делая махи одной рукой вверх, другой вниз, т. е. руки выполняют движения, как при ходьбе. Продолжительность-30-40 с.Флажки вверх. И. п.: стойка, ноги врозь, руки с флажками опущены. На счёт 1 — руки вперед; на 2 - вверх; на 3 - вперёд; на 4 - и. п. Повторить 4-5 раз.«Покачайся с флажками». И. п.: стойка, ноги врозь, руки с флажками в стороны. На счёт 1 - наклонить туловище вправо, не опуская флажков, произнеся «Тик!»; на 2 - и. п.; на 3 - наклон влево: «Так!»; на 4- и. п. Повторить 3-4 раза.«Прыгни через флажки». И. п.: стойка, ноги сомкнуты, руки со свёрнутыми флажками опущены. На счёт 1 - наклониться, положить флажки на пол у носков ног для перепрыгивания; на 2 — выпрямиться; на 3 - перепрыгнуть через флажки, произнеся; «Гоп!»; на 4 - выпрямиться; на 5-8 - повернуться кругом переступанием. На следующий счёт 1 - перепрыгнуть через флажки; на 2 — выпрямиться; на 3-6 повернуться кругом переступанием. Повторить в среднем темпе 4-5 раз.Флажки к плечам. И. п.: стойка, ноги слегка расставлены, руки с флажками опущены. На счёт 1 - согнуть руки к плечам, держа флажки вертикально; на 2 - и. п.; на 3-4 - то же. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.Скрещивание флажков вверху и внизу. И. п.; стойка, ноги слегка расставлены, руки с флажками в стороны. На счёт 1 - поднять прямые руки вверх, скрестив над головой; на 2 - и. п.; на 3 - опустить руки вниз, скрещивая перед собой; на 4 - и. п. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.Поворота с флажками. И. п.: стойка, ноги слегка расставлены, в опущенных руках флажки. На счёт 1 - повернуться направо, поднимая руки вперёд; на 2 - и. п.; на 3 - то же налево; на 4 - и. п. Повторить в среднем темпе 3-4 раза.ВыводыМелкая моторика - это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования. Она представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». Проблема развития ручной умелости и мелкой моторики рук важна и для личностного развития самого ребенка. Владея рукой, ребенок в процессе своего развития становится более самостоятельным, автономным и независимым от взрослого, что способствует становлению его инициативы в разных видах детской деятельности.ЗаключениеОпираясь на труды выдающихся ученых в области физиологии, можно сделать вывод, что чувствительные рецепторы ладоней рук аналогичны рецепторам на стопах. Поэтому разнообразные движения руками и ногами стимулируют процесс речевого и умственного развития практически одинаково. Опосредованная активизация речевых зон коры может осуществляться путём массажа, физических упражнений, ходьбы по траве, камням и специальным массажным коврикам.Развитие моторных функций необходимо совмещать с коррекционной работой, т.к. наибольшая эффективность достигается путём системного подхода к речевым нарушениям. Функции организма тесно взаимосвязаны между собой, поэтому совершенствование одних приводит к активизации других. Так, уделяя внимание развитию мелкой моторики во время занятий, нельзя забывать и о состоянии общей моторики ребёнка Активизация двигательной сферы ребёнка упрощает коррекционный процесс речевых расстройств.Список литературыБабиянц К.А., Коломийченко Е.В. Физическая культура и спорт как факторы формирования самоотношения посредством развития позитивного восприятия образа телесности у студенческой молодежи. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2016. 52 с. Белик Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка [Текст] / Е.Г. Белик. –М.: Теремок, 2014. –14 с. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб.пособие для вузов. М.: НЦ ЭНАС, 2014. 136 с. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Спб.: Детство-Пресс, 2015. 272 с.Воробьева В.С, Развивающие игры для дошкольников. М. Владос, 2016. – 312с.Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Педагогика, 2015. – 173 с. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С. 75 - 79.Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений / Ю. Г. Демьянов. – М.: Сфера, 2014. – 160 с.Жукова О.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С.14–16. Кожалиева Ч.Б. Современные подходы к оценке психофизических особенностей ребенка для подтверждения статуса «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», 2016. 45 с. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия развития – Академия Холдинг, 2011. – 160 с. Коломийченко Е.В., Пруцева А.А. Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью средствами физической культуры // Исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2017. С. 230-233. Лурия, A. Р. Письмo и рeчь: нeйрoлингвистичeскoeизучeниe / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2015. – 346 с. 7. Плутаева, Е. Ф. Развитие мелкой моторики у детей 2‒4 лет / Е. Плутаева // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С. 28-35. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2016.Савельев С. В. Происхождение мозга. М.: ВЕДИ, 2015. – 367 с. Свeтлoвa, И. E. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. E. Свeтлoвa. - М. : Детство-пресс, 2016. - 71 с. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы [Текст] / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015. –128 с.Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. С биографией И. М. Сеченова / И. М. Сеченов. – М. :Ленанд, 2016. – 130 с. 10. Сечкина О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики /О.К.Сечкина // Современный мир и образование: сборник науч. статей. - Самара: СГПУ, 2015. – С. 276–279Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 144 с.Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] /Т.А. Ткаченко. - М.: ЭКСМО, 2016. – 214с.Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. - 2017. - №5.Ханова Т.Г. Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции/ Т.Г.Ханова // Вестник Мининского университета.– 2017. – №2(10).– С.31Чердонова А.С. Мелкая моторика как движущая сила развития ребенка // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе, 2017. С. 85-88.
1. Бабиянц К.А., Коломийченко Е.В. Физическая культура и спорт как факторы формирования самоотношения посредством развития позитивного восприятия образа телесности у студенческой молодежи. Учебно-методическое пособие. М.: КРЕДО, 2016. 52 с.
2. Белик Е.Г. Мелкая моторика в развитии ребенка [Текст] / Е.Г. Белик. –М.: Теремок, 2014. –14 с.
3. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учеб. пособие для вузов. М.: НЦ ЭНАС, 2014. 136 с.
4. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. Учебник для студентов высших учебных заведений. Спб.: Детство-Пресс, 2015. 272 с.
5. Воробьева В.С, Развивающие игры для дошкольников. М. Владос, 2016. – 312с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии. / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – М. : Педагогика, 2015. – 173 с.
7. Гареева Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с наруше¬нием зрения // Дошкольное воспитание. - 2017. - №6. - С. 75 - 79.
8. Демьянов, Ю. Г. Диагностика психических нарушений / Ю. Г. Демьянов. – М.: Сфера, 2014. – 160 с.
9. Жукова О.С. Развитие руки: просто, интересно, эффективно // Дошкольное воспитание. 2016. № 11. С.14–16.
10. Кожалиева Ч.Б. Современные подходы к оценке психофизических особенностей ребенка для подтверждения статуса «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья», 2016. 45 с.
11. Козырева, Л. М. Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет / Л. М. Козырева. - Ярославль : Академия развития – Академия Холдинг, 2011. – 160 с.
12. Коломийченко Е.В., Пруцева А.А. Формирование ценностного отношения детей к своему здоровью средствами физической культуры // Исследования молодых ученых: психолого-медико-педагогические проблемы современного образования. Материалы Всероссийской научно-практической студенческой конференции. 2017. С. 230-233.
13. Лурия, A. Р. Письмo и рeчь: нeйрoлингвистичeскoe изучeниe / А. Р. Лурия. – М. : Академия, 2015. – 346 с. 7.
14. Плутаева, Е. Ф. Развитие мелкой моторики у детей 2‒4 лет / Е. Плутаева // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 3. – С. 28-35.
15. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО, 2016.
16. Савельев С. В. Происхождение мозга. М.: ВЕДИ, 2015. – 367 с.
17. Свeтлoвa, И. E. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / И. E. Свeтлoвa. - М. : Детство-пресс, 2016. - 71 с.
18. Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста. Из опыта работы [Текст] / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО Издательство «Детство-ПРЕСС», 2015. –128 с.
19. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга. Попытка свести способ происхождения психических явлений на физиологические основы. С биографией И. М. Сеченова / И. М. Сеченов. – М. : Ленанд, 2016. – 130 с. 10.
20. Сечкина О.К. Формирование психомоторных свойств ребенка в раннем возрасте как важный фактор развития психомоторики /О.К.Сечкина // Современный мир и образование: сборник науч. статей. - Самара: СГПУ, 2015. – С. 276–279
21. Смирнова, Е.А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста / Е. А. Смирнова. - СПб. : Детство-Пресс, 2016. - 144 с.
22. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику [Текст] /Т.А. Ткаченко. - М.: ЭКСМО, 2016. – 214с.
23. Тюбекина З.Н. Развитие осязания и мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями зрения // Дефектология. - 2017. - №5.
24. Ханова Т.Г. Современное дошкольное детство: проблемы и перспективы: Материалы региональной научно-практической конференции/ Т.Г.Ханова // Вестник Мининского университета.– 2017. – №2(10).– С.31
25. Чердонова А.С. Мелкая моторика как движущая сила развития ребенка // Актуальные проблемы развития личности в онтогенезе, 2017. С. 85-88.
Вопрос-ответ:
Какие особенности овладения моторными функциями у дошкольников с задержкой психического развития?
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются определенные особенности овладения моторными функциями. Они могут иметь задержки в развитии моторики, проявляющиеся в трудностях с координацией движений, сниженной силе мышц, неустойчивости походки и др. Эти дети могут нуждаться в дополнительной поддержке и методах развития моторики для преодоления этих трудностей.
Какие теоретические аспекты изучают развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития?
При изучении развития мелкой моторики у детей с задержкой психического развития важными аспектами являются исследование структуры и функционирования моторной системы, анализ двигательной активности, изучение патологических изменений в моторной сфере и разработка методов коррекции этих изменений. Также важно учитывать психологические и физиологические особенности этих детей при проведении занятий по развитию моторики.
Какие методы развития моторики могут быть использованы у дошкольников с задержкой психического развития?
Для развития моторики у дошкольников с задержкой психического развития могут быть использованы различные методы. Например, занятия по развитию мелкой моторики, включающие задания на развитие координации движений, гимнастику для мышц рук, игры с использованием мелких предметов и др. Также важно индивидуальный подход, учитывающий специфические потребности и возможности каждого ребенка.
Какие основные выводы можно сделать по исследованию развития моторики у дошкольников с задержкой психического развития?
Исследование развития моторики у дошкольников с задержкой психического развития позволяет сделать несколько основных выводов. Во-первых, эти дети имеют определенные особенности в развитии моторных функций, что требует дополнительной поддержки и коррекции. Во-вторых, методы развития моторики должны быть индивидуальными и учитывать специфические потребности каждого ребенка. И в-третьих, важно проводить комплексный подход к развитию моторики, включающий как упражнения для рук, так и для других частей тела.
Какие особенности овладения моторными функциями у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития?
У детей с ЗПР наблюдаются задержки в развитии мелкой моторики, такие как затруднения в контроле движений рук и пальцев, сложности с координацией движений, ослабленная сила захвата и т. д. Они могут иметь трудности с выполнением простых манипулятивных задач, таких как застегивание пуговиц, нарезание еды, а также с основными двигательными навыками, например, ходьбой, бегом и прыжками.
Какие теоретические аспекты изучения развития мелкой моторики у детей с ЗПР?
Изучение развития мелкой моторики у детей с ЗПР включает анализ таких аспектов, как структура и функции двигательной системы, роль моторных программ в выполнении движений, особенности восприятия и передачи информации в моторных центрах мозга, влияние физической активности на развитие моторики и методы коррекционной работы со сниженными моторными функциями.
Как дети с ЗПР развивают моторику?
Для развития моторики у детей с ЗПР применяются различные методы, включающие физическую активность, игры и упражнения с предметами, массаж, а также комплексный подход, включающий работу с психологами, педагогами и родителями. Развитие моторики у таких детей может быть длительным и требовать индивидуального подхода.
Какие результаты получены в исследовании развития моторики у детей с ЗПР?
Исследования показали, что систематические занятия физической активностью и специальные упражнения помогают улучшить моторику у детей с ЗПР. Они начинают более уверенно выполнять манипулятивные задачи, улучшается их координация и сила захвата, а также наблюдается повышение общей физической подготовленности.
Какие особенности овладения моторными функциями наблюдаются у дошкольников с задержкой психического развития?
Дошкольники с задержкой психического развития часто испытывают трудности с развитием моторики. Они могут иметь задержку в формировании двигательных навыков, слабо контролировать движения и испытывать трудности в координации движений. Также возможны проблемы с удержанием равновесия и развитием мелкой моторики, что может затруднять выполнение многих повседневных задач.
Какое влияние оказывает задержка психического развития на развитие моторики у детей?
Задержка психического развития может существенно влиять на развитие моторики у детей. Они могут иметь слабые или несформированные мускулатуру, что затрудняет выполнение движений. Также они могут испытывать трудности с координацией и контролем движений, что влияет на их способность выполнять различные задачи, например, играть в мяч или писать. Важно помнить, что каждый ребенок уникален, и задержка в развитии может проявляться по-разному.
Какие методы развития моторики используются для детей с задержкой психического развития?
Для детей с задержкой психического развития используются различные методы развития моторики. Одним из основных методов является физическая реабилитация, которая включает упражнения для развития мышц и координации. Также применяются игровые методы, например, игры с мячом или различные упражнения на развитие мелкой моторики, такие как рисование или лепка. Важно индивидуально подбирать методы развития в зависимости от особенностей каждого ребенка.