Особенности родительского отношения к детям в многодетных семьях

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 57 57 страниц
  • 34 + 34 источника
  • Добавлена 09.03.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
План
Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Теоретические аспекты родительского отношения к детям в многодетных семьях……………………………………………………………..5
1.1. Родительское отношение: характеристика, виды, типы…………5
1.2. Характеристика особенностей взаимоотношений родителей и детей в многодетных семьях……………………………………………………….………10
1.3. Особенности дето-родительских отношений в однодетных семьях.. Выводы по первой главе…………………………………………………………….23
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения к детям в многодетных семьях…………………………………….....29
2.1. Организация исследования…………………………………………….33
2.2. Анализ и описание результатов исследования……………………….36
2.3. Рекомендации родителям по особенностям отношения к детям в многодетных семьях………………………………………………………………..42
Выводы по второй главе………………………………………….…………45
Заключение…………………………………………………………….…......52
Список литературы……………………………………………………………53
Приложения………………………………………….………………………...57
Фрагмент для ознакомления

В семьях с одним ребенком родители внимательно следят за социальными достижениями подростка, его индивидуальными особенностями, поведением, привычками.В многодетных семьях родители проводят с ним свободное время реже, реже одобряют его интересы и планы. Им часто кажется, что подросток не преуспеет в жизни из-за слабых способностей, слабости ума, плохих склонностей.В многодетных семьях родители реже помогают ребенку преодолевать трудности, меньше интересуются его делами, а также реже поощряют инициативу и независимость подростка.Родители в многодетных семьях реже сокращают межличностную дистанцию ​​с ребенком, реже стремятся удовлетворить все потребности ребенка и защитить его от трудностей и жизненных проблем.В многодетных семьях родители меньше контролируют поведение ребенка, реже они требуют безоговорочного послушания и дисциплины.По результатам Тест «рисунок семьи» (Корман Л.)В результате проведенного исследования мы выявили, что 75% из однодетных семей и 65% из многодетных опрошенных детей удовлетворены общением со своими родителями, в то время как общение с матерью в многодетных семьях преобладает у 75% опрошенных, а в однодетных семьях общение с родителями не проходит одинаково, что с отцом , что с матерью. Анализ тестовых изображений «Моя семья» проводился по количеству баллов, набранных по определенным признакам, по следующим показателям: Отсутствие на рисунке одного их членов семьи означает: Наличие бессознательных негативных чувств к своим родителям в многодетных и однодетных семьях не было выявлено, а так же в 60% детей из многодетных семей рассматривается негативное отношение к братьям и сестрам. Отсутствие на рисунке самого автора рисунка: трудности самовыражения в отношениях с близкими людьми, связанные с чувством неполноценности: итак в однодетных и многодетных семьях отсутствует показания по данной шкале. Доминирующее положение в семье у детей с однодетных семей, а именно 90% является отец. В многодетных семьях этот показатель ниже 50%. 60% детей из однодетных семей рисуют себя в центре – чувствует себя самым значимым. Но при этом в их рисунках а это 45% присутствуют куклы или собаки – что говорит о не хватке общения со сверстниками или семьей. Чтобы представить более общую картину, семьи, согласно полученным данным, были разделены на группы в соответствии с уровнем дето-родительских отношений.К высокому уровню отношений между родителями и детьми мы относим картинки, на которых ребенок чувствует себя комфортно в семье, на картинке изображены все члены семьи, а в центре картины - сам ребенок, окруженный родителями; Он изобразительно изображает себя и своих родителей, тщательно рисует каждую линию, на лицах взрослых и детей - прослеживается улыбка, спокойствие в позах и движениях.Средний уровень родительско-детских отношений: отсутствие какого-либо члена семьи, наличие беспокойства, ребенок расстраивается, вдали от родителей, присутствие враждебности по отношению к взрослым через штриховку, отсутствие некоторых частей тело (руки, рот), и они добавляют свои рисунки к животным и родственникам, которые не живут с ними (дядя, тетя).Низкий уровень дето-родительских отношений: наличие одного из родителей с объектом, угрожающим ребенку (пояс), испуганное выражение лица ребенка, чувство эмоционального напряжения за счет использования темных цветов на рисунке. Наличие враждебности по отношению к родителям можно проследить по рисунку таких деталей, как разведенные руки, расставленные пальцы, улыбающийся рот и т. д.Анализ рисунков показал, что из 30 однодетных семей только 13 семей может быть отнесена, к высокому уровню детско-родительских отношений. 20 однодетных семей связаны со средним уровнем родительских-детских отношений, и 7 мы отнесли к низкому уровню.В многодетных семья анализ рисунков показал что, из 30 семей 10 могут быть отнесены, к высокому уровню детско-родительских отношений. 17 многодетных семей связаны со средним уровнем родительских-детских отношений, и 3 мы отнесли к низкому уровню.Все деть с удовольствие принялись рисовать задание, что говорит о том благоприятный микроклимат в доме, в котором они живут. Таким образом, можно сделать вывод, что в исследуемых семьях большинство детей, наряду с благоприятной ситуацией, проявляют беспокойство, чувство неполноценности в семейной ситуации, связанной с семейными отношениями, конфликтами, а иногда и враждебностью.На основе теста рисования мы попытались определить уровень представления образа семьи школьниками. Ребята активно участвовали в разговоре. Они сказали: кого рисовали где? Что делают члены семьи? В основном все дети представляют семью, рисуют и называют членов. Тест проводился один раз. По одному методу нельзя судить, что у ребенка есть отклонение. С детьми живут сиюминутные переживания.Нами были даны рекомендации родителям по особенностям отношения к детям в многодетных семьях. Вот краткое описание из них:Помните, что главное условие воспитания - это здоровые семейные отношения. В условиях большой семьи родители должны вносить равный вклад в семейное благополучие, выполняя каждую из своих ролей, соблюдая четкий режим семейной жизни и уважая различную индивидуальность детей.Избегайте ненужных противоречий и различий в отношениях с детьми и детьми между собой.Создать в семье такую ​​атмосферу, чтобы каждый ребенок чувствовал себя желанным, любимым, равным и лично вовлеченным в семейные дела.Поддерживать достоинство каждого ребенка, уважать его потребности, не подавлять его желания. Это может вызвать капризы, упрямство и агрессивность. В большинстве случаев ребенку достаточно того, чтобы их услышали.Относитесь с пониманием к соперничеству и конкуренции между детьми, стремитесь к справедливости и распределении обязанностей между ними, соблюдайте меру свободы и дисциплины для каждого ребенка, что имеет исключительно важное значение.Старайтесь разумно строить отношения между детьми старшего и младшего возраста, найдите время, чтобы вникнуть в характер отношений, развивающихся в семье между детьми, чтобы на младших не оказывалось давление со стороны старших.Не возлагайте на старших ненужную ответственность за действия младших, это может привести к нарушению в семье общения между детьми, ухудшению отношений между ними.В результате проведенной работы нам удалость изучить родительское отношение: дать характеристику, видами типы; рассмотреть характеристику особенностей взаимоотношений родителей и детей в многодетных семьях , а так же рассмотреть особенности дето-родительских отношений в однодетных семьях организовать исследование по изучению дето-родительских отношений в однодетных и многодетных семьях с целью подтвердить поставленные нами гипотезы на мой взгляд это у нас получилось.

1. Антонов А.И. Социология рождаемости: теоретико-методологические проблемы [Текст] / А.И. Антонов.- М .: Наука, 1980 -271 с.
2. Антонов, А.И. Демографические процессы в России XXI века [Текст] / А.И. Антонов В.М. Медков В.Н. Архангельск. - М .: Издательство Грааль, 2002 - 144 с.
3. Баландина, Л.Л. Особенности взаимоотношений с братьями и сестрами и сверстниками у детей из многодетных и неполных семей [Электронный ресурс] / Л.Л. Баландина, Е.А. Силина // Электронный журнал «Психологические исследования». - Москва, 2010 - № 4 (12).
4. Баландина Л. Л. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи [Текст]: Дис. ... кандидат психол. Наук - Пермь, 2003 - 197 в.
5. Барсукова, Е.В. Тревога, как один из факторов, определяющих качество жизни подростков [Текст] / Е.В. Барсукова // Современный взгляд на будущее науки. - Уфа: Издательство AETERNA, 2016 - С. 107-111.
6. Батаршев, А.В. Основные психологические свойства и самоопределение личности [Текст] / А.В. Батаршев. - СПб .: Речь, 2005 - С.44−49.
7. Блей, Э. А. Психогенез в раннем детстве [Текст] / Э. А. Блей // Журн. Neuropatol. и психиатр. - 1940, в. 12 - стр. 56-61.
8. Бузыкина Ю.С. Различия в показателях самооценки и тревожности детей из неполных и многодетных семей [Текст] / Ю.С. Бузыкина // Университетское образование. - Пенза: Издательство "Пензенский государственный университет", 2016 - с. 279-280.
9. Валеева, Н. М. Особенности самооценки подростков, воспитывающихся в неполных и многодетных семьях [Текст] / Н. М. Валеева // Студенческая наука XXI века. - 2015 - №12. - 59-61 с.

10. Волжина О.И. Семья как социокультурная ценность современного российского общества [Текст] / О.И. Волжин. - Государственный научно-исследовательский институт семьи и воспитания, 2001 г. - 312 с.
11. Воробьева К.А. Генезис агрессивных установок личности подростков из полных и неполных семей [Текст] / К.А. Воробьев. - М .: Издательский дом "МГОУ", 2012 - с. 24
12. Выготский, Л.С. Лекции по педологии [Текст] / Л.С. Выготский. - Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2001 - 303 с.
13. Гаврилина, Е.В. Исследование референтной принадлежности, самооценки, личных значений старших подростков [Текст] Е.В. Гаврилина // Конференция сборников НИЦ Социосфера. - 2012 - №2. - С. 132-139.
14. Голубева Л.Г. О возникновении преневротических расстройств у маленьких детей [Текст] / Л.Г. Голубева, Т.В. Гриднева, Р.В. Тонков-Ямпольская. - Журнал Нейропатол. и психиатр. - 1974, c. 10, стр. 1525-1527.
15. Давыдов В.В. Образовательная деятельность: состояние и проблемы исследования [Текст] / В.В. Давыдов // Вопросы психологии. - 2001 - № 6 - С. 5–14.
16. Дементьева, И. Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели [Текст] / И.Ф. Дементьева. - М .: Бытие, 2004 - 65-66 с.
17. Демина И.С. Особенности отношения многодетных родителей к семье [Текст]: автор. дис. ... кандидат психол. наук. - М., 2004 - 199 с.
18. Дружинин В.Н. Семейная психология [Текст] / В.Н. Дружинин. - СПб .: Питер, 2006 - 176 с.
19. Думитрашку, Т.А. Факторы формирования личности ребенка в многодетной семье [Текст]: дис. ... кандидат психол. наук. - М .: 1992 - 157 с.
20. Дурсунова, А.И. Особенности эмоционального развития подросткового возраста [Текст] / А.И.Дурсунова, Н.Г. Международный журнал экспериментального образования им. Гайфуллина. - 2014 г. - № 6-1. - п. 80
21. Загинайлова, А.В. Современные проблемы многодетных семей [Текст]: Социальная работа в современном мире: взаимодействие науки, образования и практики: Материалы VI Международного науч. Практ. конф. Белгород. - 2014 г. - стр. 139-141.
22. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия [Текст] / А.И. Захаров. - СПб .: 2001 - 216 с.
23. Зацепин В.И. Мы и наша семья. Книга для молодых супругов [Текст] / В.И. Зацепин В.Д. Цимбалюк. - М .: 2001 - 416 с.
24. Зелинская Д.И., Терлецкая Р.Н., Рожковская С.А. Социальные аспекты здоровья детей в многодетных семьях (обзор литературы) [Текст] / Д.И. Зелинская, Р.Н. Терлецкая, С.А. Рожковская // Социальные аспекты здравоохранения. - М .: 2016 - № 6
25. Саралиева, З.Х. Многодетные семьи Нижегородской области [Текст] / З.Х. Саралиева, С.С. Балабанов, Н.Т., Отделкина, М.В. Ушаков. - Н.Новгород. - 2006 г. - С. 43
26. Сафронова М.В. Психическое здоровье, психологические особенности детей, воспитывающихся в многодетных семьях [Текст] / М.В. Сафронова Е.В. Гаврилова // Ученые записки Российского государственного социального университета. - М .: Издательство: Российский государственный социальный университет, 2010 - с. 158-162.
27. Сенюшкин, А.Н. Факторы риска для здоровья детей первого года жизни в зависимости от типа семьи [Текст] / А.Н. Сенюшкин М.Н. Репецкая
28. М.Ю. Обслуживание. - Пермский медицинский журнал. - 2015 - №5. - С. 95-99.
29. Силина Е.А. Личные качества детей из многодетных и многодетных семей [Текст] / Е.А. Силина // Фундаментальные исследования. - 2013 - № 8-5 .- с. 1243-1246.
30.Тюлуш С.Б. Методы воспитания в многодетной семье (на примере тувинской семьи) [Текст] / С.Б. Тюлуш // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы III межрегиональной конференции с международным участием. - Кызыл. - 2015 г. - 41-42 с.
31. Фомина, Л. К. Понятие и типы детско-родительских отношений [Текст] / Л. К. Фомина // Молодой ученый. - 2014 - №2. - п. 704-707.
32. Харламов Т.М. Психологически особенности подростков в зависимости от размера семьи [Текст] / Т.М. Харламов, Л.Л. Баландина, Д.С. Корниенко // Успехи современного естествознания. - Пенза. - Издательство "Академия естествознания", 2009 - №5. - 79 с.
33. Хромов А.Б. Пятифакторная анкета личности [Текст] / А. Б. Хромов. - Курган: КГУ. - 2000 Хуснутдинова, Г.Ф. Отношение общества к феномену многодетности (региональный аспект) [Текст] / Г.Ф. Хуснутдинова / Современные проблемы науки и образования, 2015 - №1-1.
34. Шевченко, И. О. Большая семья - что это? [Текст] / И.О. Шевченко, П.В. Шевченко // Социол. исследования - 2005 - № 1 - с. 95-101.

Вопрос-ответ:

Чем отличается родительское отношение в многодетных семьях от отношения в однодетных семьях?

В многодетных семьях родители обычно сталкиваются с более сложными задачами и вызовами, так как им приходится удовлетворять потребности и интересы нескольких детей. Они должны быть более организованными и гибкими, уметь распределять внимание и ресурсы между детьми. В однодетных семьях родители могут уделять больше времени и ресурсов одному ребенку, но могут также сосредоточиться на нем и перегрузить его своим вниманием.

Какие типы родительского отношения могут быть в многодетных семьях?

В многодетных семьях можно выделить различные типы родительского отношения. Например, в некоторых семьях родители могут придерживаться авторитарного стиля воспитания, где они строго контролируют и наказывают детей. Другие семьи могут выбрать демократический стиль, где родители и дети принимают решения совместно. Также могут быть семьи, где один родитель играет роль авторитарного, а другой - демократического.

Какие особенности взаимоотношений родителей и детей могут быть в многодетных семьях?

Взаимоотношения родителей и детей в многодетных семьях могут быть особенными. Например, дети в таких семьях могут развивать навыки сотрудничества и взаимопомощи, так как они часто вынуждены делить ресурсы и внимание родителей. Однако, в многодетных семьях может возникать и соперничество между детьми за родительское внимание, а также возможны проблемы с индивидуальным вниманием и поддержкой каждого ребенка.

Какие особенности дето-родительских отношений могут быть в однодетных семьях?

В однодетных семьях дето-родительские отношения могут быть интенсивными и индивидуальными. Родители могут уделять больше времени и внимания своему единственному ребенку, что может создавать особую близость. Однако однодетный ребенок может чувствовать большую ответственность за удовлетворение нужд родителей и может испытывать одиночество без братьев и сестер.

Какие особенности родительского отношения к детям можно наблюдать в многодетных семьях?

Родительское отношение в многодетных семьях может быть характеризовано большей ответственностью и заботой со стороны родителей. В таких семьях детям часто приходится делить родительскую заботу и внимание с братьями и сестрами, что способствует развитию социальных навыков и умениями взаимодействия с другими людьми.

Какие особенности взаимоотношений родителей и детей можно наблюдать в многодетных семьях?

В многодетных семьях родители часто стараются равномерно распределить свое внимание и заботу между всеми своими детьми. Это может создавать более тесные и доверительные отношения между родителями и детьми, поскольку каждый ребенок может ощущать заботу и любовь со стороны родителей.

Какие особенности родительского отношения можно выделить в однодетных семьях?

В однодетных семьях родители могут обладать большей возможностью уделить больше своего времени, внимания и ресурсов на одного ребенка. Такие семьи могут иметь более интенсивные и индивидуальные отношения между родителями и ребенком, что может способствовать развитию глубоких связей и более индивидуальному воспитанию.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи?

Из первой главы статьи можно сделать вывод, что родительское отношение в многодетных семьях и однодетных семьях имеет свои особенности. В многодетных семьях родители обычно более ответственны и заботливы, а в однодетных семьях может быть больше возможностей для индивидуального воспитания. Взаимоотношения родителей и детей в многодетных семьях могут быть более равномерными и доверительными, а в однодетных семьях - более интенсивными и индивидуальными.

Какие особенности характерны для родительского отношения в многодетных семьях?

Особенности родительского отношения в многодетных семьях включают увеличенную ответственность родителей, необходимость распределения внимания и времени между детьми, выработку справедливых правил и норм для всех детей, а также укрепление семейных связей и содействие развитию каждого ребенка в отдельности.

Какие особенности взаимоотношений между родителями и детьми характерны для многодетных семей?

В многодетных семьях родители обычно стараются создать поддерживающую и любящую атмосферу, где каждый ребенок может чувствовать себя важным и уникальным. Они также обычно стараются минимизировать сравнение и конкуренцию между детьми, чтобы каждый ребенок мог развиваться в своем темпе.

Какие особенности дето-родительских отношений характерны для однодетных семей?

В однодетных семьях родители часто склонны уделять больше внимания и заботы одному ребенку, поскольку нет других детей, на которых нужно распределить внимание. Это может создавать особенную связь между родителями и ребенком, но также может приводить к возможной перенагрузке ребенка или излишней зависимости от родителей.

Какие выводы можно сделать по первой главе статьи об особенностях родительского отношения в многодетных семьях?

По первой главе статьи можно сделать вывод, что родительское отношение в многодетных семьях отличается от отношения в однодетных семьях. В многодетных семьях родители сталкиваются с увеличенной ответственностью и необходимостью установления баланса между детьми, а также с необходимостью создания поддерживающей и любящей атмосферы для каждого ребенка. Однодетные семьи имеют свои особенности, такие как более интенсивная связь между родителями и ребенком, но с одновременной возможной перенагрузкой ребенка. Эти особенности важно учитывать при изучении и понимании родительского отношения в разных типах семей.