Российско-белорусские отношения в контексте обеспечения национальной безопасности союзных государств.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Политология
  • 87 87 страниц
  • 60 + 60 источников
  • Добавлена 08.03.2019
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение 3
1. Эволюция российско-белорусских отношений 8
1.1. Республика Беларусь в составе СССР 8
1.2. Распад СССР и влияние последствий на взаимоотношения стран 15
1.3. Новый виток отношений в составе Таможенного союза 23
2. Анализ российско-белорусских отношений на современном этапе 33
2.1. Ключевые направления и правовая основа политического сотрудничества России и Белоруссии 33
2.2. Россия и Белоруссия в региональных и международных организациях 39
2.3. Характеристика существующих проблем взаимодействия 49
3.Основные направления взаимодействия России и Белоруссии по обеспечению национальной безопасности 56
3.1. Характеристика основных угроз национальной безопасности 56
3.2. Основные векторы обеспечения безопасности 64
3.3. Перспективы сотрудничества России и Белоруссии по обеспечению национальной безопасности 72
Заключение 79
Список использованной литературы 82
Приложение 1-3
Фрагмент для ознакомления

Ежегодно в нем проходят подготовку три тысячи офицеров и младших специалистов для органов управления войсками тактического звена из всех стран-участниц. Также в Польше развернуты два Центра передового опыта НАТО (в Быдгощи и в Кракове). Кроме того, польские полигоны в Дравско-Поморске, Венджине, Бедруско, Жагань-Свентошуве, Устке, Гжицко, Вегножево, Ожиши, Торуни, Нова-Дембре и др. стали постоянной площадкой для проведения многочисленных международных учений вооруженных сил Альянса. Дислоцированная в Калининграде армейская группировка создает перманентную оперативную фланговую угрозу всему Центральному командованию НАТО в Европе, тем самым существенно снижая его не только тактические, но и стратегические возможности. Таким образом, ее сохранение обеспечивает безопасность не только собственно России, но также и Беларуси, тоже являющейся пунктом (и целью) западной (и американской) экспансии на Восток.Таким образом, стоит отметить, что страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз. Среди существующих угроз стоит назвать следующие:Региональные конфликты,Терроризм и экстремизм,Угроза ядерного оружия,Стихийные бедствия,Процессы миграции,Угроза роста НАТО и размещения войск на границе с РБ.3.2. Основные векторы обеспечения безопасностиСовременный мир включает в себя разноплановые по культуре, традициям, финансово-экономическим основам государства. В связи с чем, всегда существует угроза конфликтов. Понятие безопасности является одним из важнейших в обеспечении внешней политики той или иной страны. Обращение к анализу конкретных стран показывает, что понятие безопасности раскрывается в стратегиях и концепциях национальной безопасности той или иной страны.Обобщенная схема разрешения проблем обеспечения безопасности государства, личности, общества обычно представляется в виде трех базовых элементов. ( Рис. 3.1.)Рис.3.1. Схема обеспечения безопасностиНа сегодняшний день, стоит признать, что понятие безопасности носит многоплановый характер, и является отражение определенного времени и его потребностей в безопасности. Это обусловлено тем, что определенная эпоха несет в себе конкретные для того или иного времени опасности, с которыми должно справиться общество и государство. Так, в частности, глобализация привнесла свой вклад в понятие и обеспечение безопасности. С глобализацией усилились новые опасности. Обеспечение безопасности является комплексом действий государственных и общественных структур направленных на выявление и предупреждение конкретных угроз в отношении личности, общества, государства.Обеспечение безопасности не сводиться к мерам военного характера или увеличению потенциала силы страны, а достигается комплексом экономических, социальных, политических и иных мер, которые адекватны тем или иным угрозам. В современных условиях, необходимо выделять конкретные угрозы, которые присущи именно сегодняшнему дню – современному развитию.Дальнейший потенциал национальной безопасности всех стран связан как с многообразной глобализацией, так и с темпами экономического продвижения акторов. Изменения политического характера, в целом вынуждают Кремль задуматься о перспективах России в мире и о том, как взаимодействовать с странами постсоветского пространства. Москва теперь должна сосредоточиться не на том, чтобы сохранить то, что уже достигнуто в политике сотрудничества , а в разработке новой стратегии и тактики , чтобы сделать сотрудничество эффективным.Военное сотрудничество России и Белоруссии – важный инструмент обеспечения национальной безопасности обеих стран на западном направлении. С потерей Украины роль Беларуси для России возросла многократно; этот факт прекрасно понимают и в Москве, и в Минске, именно поэтому А.Г. Лукашенко в текущих реалиях может позволить себе шантажировать Россию, особенно в условиях временного снятия западных санкций. Сотрудничество между странами в военной сфере является плодотворным, однако России в среднесрочной перспективе уже придётся взять на свой баланс обеспечение и перевооружение белорусской армии, что грозит экономическими потерями для Москвы. Разумеется, в таком случае уже и пойдёт речь о создании полноценных органов управления в рамках СГРБ.В основе российско-белорусских отношений в области национальной безопасности, прежде всего, важное значение имеют стратегии национальной безопасности стран.Любое государство мира формирует свои вооруженные силы на основании национальной военной доктрины, как документа, содержащего в себе в наиболее концентрированном виде итоговые представления о составе, объеме, масштабе, характере и динамике развития в будущем всех военных угроз. Анализ военных доктрин России и Беларуси позволяет внести ясность в логику их военного строительства, а также оценить степень возможностей, как национальных вооруженных сил стран отдельно, так и в рамках взаимодействия стран в области национальной безопасности. В РБ действует как концепция национальной безопасности страны, так и военная доктрина.В частности, белорусская военная доктрина носят ярко выраженный оборонительный характер и постулирует отсутствие у РБ какого-либо четко обозначенного противника. Глава «Основы военной политики Республики Беларусь» действующей военной доктрины страны начинается пунктом, гласящим: «Провозглашая Военную доктрину, носящую сугубо оборонительный характер, Республика Беларусь исходит из того, что ни одно из государств не является для нее противником». Хотя при этом, в разделе «Основные военные опасности», среди традиционных для нынешнего времени терроризма, экстремизма и оружия массового поражения, в качестве источника угрозы упоминается расширение (создание) в Европейском регионе военно-политических союзов, в которые не входит Республика Беларусь, либо присвоение ими глобальных функций. Тем самым делается прямой намек на Североатлантический альянс, как единственный такой союз, полностью подходящий под приведенное описание. Других, аналогичных по сути, смыслу и масштабу, военных организаций в Европе не существует. Тем не менее, основополагающий документ национального военного строительства не конкретизирует НАТО в качестве противника, а задачей вооруженных сил определяет только оборону собственной территории. Возможность участия белорусской армии в любого рода конфликте за пределами государственных границ РБ не упоминается. Однако в конце 2012 года президент А. Лукашенко своим указом одобрил проект соглашения с РФ, согласно которому белорусские подразделения специального назначения смогут принимать участие в контртеррористических операциях на территории России, а российский спецназ — на территории Беларуси.В свою очередь, в военной доктрине Российской Федерации наращивание силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями прямо указывается в качестве одной из основных внешних военных опасностей. Кроме того, угрозой считаются имеющие тенденцию к силовому решению сохраняющиеся на данный момент региональные конфликты. Важно отметить, что таковыми военная доктрина РФ считает и те, которые территориально непосредственно к границам России не примыкают.На первый взгляд складывается ощущение несовпадения во взглядах доктрин на характер военной угрозы и способы реагирования на нее. И основания для подобной оценки действительно существуют. Беларусь рассматривает использование армии только в качестве крайнего средства строго для отражения иностранного военного вторжения на территорию страны, в то время как Россия считает целесообразным купирование военными средствами внешних угроз для недопущения самого иностранного вторжения на российскую территорию.Однако, при всех упомянутых различиях, в рамках одного региона, а именно западного направления, интересы и угрозы обеим странам полностью совпадают. Это нашло отражение национальных военных доктринах, рассматривающих сотрудничество в рамках союзного государства в качестве важного инструмента обеспечения национальной безопасности. В 2018 г. важным достижением стало одобрение новой редакции Военной доктрины Союзного государства, что создает прочную правовую основу для взаимодействия по вопросам национальной безопасности.Военная доктрина Союзного государства была принята на основе доктрин РФ и Белоруссии в 2001 году. Россия приняла новую редакцию в 2014 году. В связи с тем, что Минск также планирует изменить свой стратегический документ, член комиссии по национальной безопасности Палаты представителей Национального собрания Белоруссии Зигмунд Валевач предположил, что Союзное государство также должно рассмотреть новую редакцию военной доктрины. Проект военной доктрины Союзного государства представлен в союзный Совмин в 2018 году. Военная доктрина призвана отображать взгляд двух стран на обеспечение безопасности всего Союзного государства. Президент России Владимир Путин одобрил военную доктрину Союзного государства России и Белоруссии.Россия и Беларусь в 2013-2015 гг. провели целый ряд совместных учений. Масштабы учений спокойно могут сравниться с масштабами учений в СССР в 80-х гг., что говорит как о новом витке сотрудничества между странами, так и о понимании странами опасности украинского кризиса. Современные вооружения крайне затратны, поэтому Беларусь в современных условиях не может позволить себе полномасштабное перевооружение. Проблема для Беларуси так же заключается в том, что советские оборонные предприятия, построенные в 70-80-х гг. уже не могут полноценно обеспечить Республику современным оружием, выход – один закупать оружие у России, однако в условиях экономического кризиса данная задача представляется нереальной, хотя так же важно отметить обоюдную зависимость сторон; российский ВПК так же получает тысячи именований с белорусских предприятий. У Белоруссии в арсенале остаётся ещё одна «полумера» - модернизация стоящего на вооружении оборудования, но в перспективе зависимость от поставок новых вооружений из России увеличится многократно. В рамках взаимодействия России и Белоруссии, Россия старается установить активное дипломатическое сотрудничество. Москва стремится продемонстрировать, что она участвует в делах и готова защищать интересы как россиян, так и белорусов, если это будет необходимо. Данный подход полностью отвечает потребностям глобального мира.На сегодняшний день, точки зрения исследователей на интересы России в мире в целом сходятся в одном поддержании политической стабильности. Основными интересами являются следующие:сдерживание и ослабление исламского экстремизма и радикализма, влияние которых может распространиться на территорию России и ее ближайших соседей из числа республик бывшего СССР.Поддержка дружественных сил и режимов в регионе, создание долгосрочных геополитических альянсов.  Обеспечение ограниченного военного присутствия России в регионе и на его границах.Расширение российского присутствия на региональных рынках вооружений, ядерного топлива, нефти и газа, продовольствия и др.Интересами РФ и РБ являются: поддержание политической стабильности, что во многом определяется относительной географической близостью РБ к территории России;контроль над стратегически важной ресурсной базой региона, в том числе участие в совместных энергетических проектах; борьба с терроризмом и исламским экстремизмом, что особенно актуально в контексте наличия многомиллионного мусульманского населения в России; расширение политического влияния в рамках становления России одним из ключевых центров силы в мире; сохранение лидирующих позиций на рынке вооружений.В сентябре 2018 г. на встрече глав государств, в Сочи были рассмотрены проблемы политического взаимодействия, украинская тематика, взаимоотношения стран в рамках ЕАЭС, СНГ, ОДКБ и дальнейшего строительства Союзного государства, вопросы развития сельского хозяйства и взаимных претензий по поводу поставок белорусских продуктов в Россию, а также проблемы в нефтегазовой сфере и кредитовании Россией белорусской экономики. Главным мероприятием боевой подготовки России и Белоруссии в 2019 г станет учение «Щит Союза — 2019», которое будет носить исключительно оборонительный характер, подводя итоги совместной коллегии военных ведомств РФ и Белоруссии. Важным направлением взаимодействия остаётся оперативная и боевая подготовка вооружённых сил России и Белоруссии.Таким образом, интересы России и Белоруссии обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности на западном направлении. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия, а также поддержание стабильности. Это актуально и значимо в силу нарастающей опасности наращивания боевых возможностей НАТО, повышения потенциала вооруженных сил Североатлантического альянса. Важное значение в перспективе сотрудничества имеет опыт полученный Россией в Сирии, что важно для тактики работы для региональной группировки войск. Также необходимо разрешить задачи связанные с организацией управления совместными войсками, применения пилотируемой и беспилотной авиации для отражения возможных угроз.3.3. Перспективы сотрудничества России и Белоруссии по обеспечению национальной безопасностиВнешняя политика России и Белоруссии во многом эволюционировала, от идеологического партийного подхода в советский период времени к политике умной безопасности и мягкой силы, приверженности принципам конструктивного диалога между государствами, соблюдения прав и свобод человека, принципов международного гуманитарного права.Большое значение в перспективах сотрудничества РФ и РБ по обеспечению национальной безопасности по-прежнему имеет дипломатия. Дипломатия является главным средством внешней политики РФ. Особо следует выделить дипломатию, которая призвана своими методами и средствами не только реализовывать внешнеполитические решения, но и активно формировать их. Официальная деятельность государства в области внешней политики координируется дипломатией и осуществляется при посредстве дипломатических органов государства или в том или ином контакте с ними. Международное право и дипломатия тесно связаны. Эта связь выражается в том, что дипломатия активно участвует в создании и осуществлении норм международного права и вместе с тем подчиняется этим нормам. Международное право создается и применяется в процессе дипломатической деятельности и в то же время устанавливает ее рамки и формы.Дипломатия РФ выступает важнейшим средством реализации политики внешних сношений того или иного государства, имеющая официальную государственную основу и выражающаяся в деятельности конкретных органов власти, в рамках поставленных целей и задач внешней политики той или иной страны.Основными субъектами, проводниками дипломатии государств выступают как главы государств, так и отдельные ведомства. В краткосрочной перспективе в 2019 году белорусско-российские переговоры будут основаны не только на встрече глав госдураств, но и на работе правительств, а также специально созданных рабочих групп, что было утверждено в конце декабря 2018 г.. По каждому из вопросов, в том числе и касающихся вопросов национальной безопасности в ближайшей перспективе будут работать рабочие группы, в рамках которых будет прописана пошаговая программа действий для сближения позиций. В перспективе неоднократно экспертами обсуждается и вопрос о так называемой «инкорпорации» Беларуси в состав РФ. В конце 2018 и начале 2019 г. очень много информации по этому поводу опубликовали различные российские интернет-источники и белорусские негосударственные СМИ. 29 декабря 2018 г. Дмитрий Песков заверил, что пока «речь идет не о присоединении, а об исполнении положений договора от 1999 года, согласно которому надгосударственную структуру с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.Данный договор находится в открытом доступе и в нём прописаны основания объединения Белоруссии и России в Союзное государство. В договоре было прописано принятие Конституционного акта, создание союзного парламента и суда Союзного государства.Уже в 2019 г. в начале января С.Лавров заявил по данной ситуации следующее «просим наших белорусских коллег, учитывая их заинтересованность в целом ряде вопросов, которые связаны с определением экономической, денежной, кредитной налоговой политики, посмотреть, как мы можем сблизиться в вопросах, решение которых предполагалось еще 20 лет назад в Союзном договоре и которые напрямую касаются тех вещей, которые Белоруссия хочет решить».По словам Лаврова, Минску следует оставить «попытки искать в этой абсолютно рабочей ситуации какие-то геополитические замыслы внутри Союзного государства и вовне Союзного государства». В то время это было добровольно согласовано между Москвой и Минском. С течением времени, конечно, стало понятно, что ни общей конституции, ни общего парламента, ни общего суда пока, наверное, создать не представляется возможным, и Россия на этом не настаивает.По мнению С. Лаврова 2019-2020 гг. будут непростыми, политическими событиями насыщенными, когда и слева, и справа, и на Западе, и на Востоке, нас подвергнут серьёзной ревизии на предмет нашего суверенитета и независимости. Но это свидетельствует также о том, что рабочие группы в ближайшей перспективе будут обсуждать вопросы нового интеграции, углубления белорусско-российского союза там, где это возможно и снять с повестки обсуждения все вопросы, которые являются неактуальными с позиции сегодняшнего дня. Учитывая, что Союзный договор подписывался в 1999 году, и с этого момента изменилась как международная ситуация, так и интеграционные процессы на постсоветском пространстве, в Союзный договор необходимо внести изменения, которые бы более четко прописывали белорусскую позиция в современных реалиях. В 2018 г. на повестке дня стран стоял вопросы и о борьбе с терроризмом.Стратегия России строится на согласии и единстве вопросов сотрудничества. Данная политика основывается на основных позициях - распространение зоны безопасности и усиление международного порядка. Отсюда вытекают и две важнейшие концепции безопасности: «предупредительные меры» и «действенная многосторонность».Цель состоит в содействии появлению «круга друзей» вокруг нестабильных стран в рамках определенного региона, связанных общими ценностями, открытыми рынками и границами, а также развитым сотрудничеством в таких областях, как научные исследования, транспорт, энергия, предотвращение конфликтов и охрана порядка. Данная стратегия «предупредительных мер» формирует путь борьбы с нестабильностью, которая включает быстрое развертывание войск, гуманитарную помощь, полицейское патрулирование, рост правопорядка и экономическую помощь. Концепция взаимодействия со странами Ближнего Востока охватывает сущность культуры безопасности, основанной на правилах добрососедства и общности геополитического положения. Укрепление связей России и Белоруссии их углубление в целях выполненияих обязанностей и эффективной работы является приоритетом безопасности в условиях глобализации. Причина, по которой Россия стремится подчеркнуть ключевые фундаментальные ценности мирного взаимодействия, построенного на суверенитете его участников и на легитимности коллективного действия, во многом объясняется трагической историей однополярного мира, тайной дипломатии и последовавших за ней глобальных войн.В настоящее время можно констатировать, что Россияполностью восстановила свою готовность и способность действовать в качестве мировой державы со значительными политическими, военными, экономическими и человеческими ресурсами. При этом в рамках обеспечения международной безопасности на практике одним из важнейших угроз остается потенциальная угроза со стороны стран Ближнего Востока и северной Африки.Взаимодействие России и Белоруссии строиться не только на решениях проблем в рамках рассмотрения вопросов урегулирования региональных конфликтов. Данное взаимодействие имеет более глубокие корни, которые заложены были гораздо ранее. Таким образом, в качестве факторов влияющих на реализацию взаимодействия стран в области обеспечения национальной безопасности во внешней политике России и Белоруссии, стоит говорить о необходимости углубления сотрудничества. Основными перспективами сотрудничества также являются следующие.В первую очередь по части поставки и модернизации вооружения, военной и специальной техники, создания их современных образцов, сертификации белорусских предприятий на право выполнения капитального ремонта техники российского производства, ценообразование при поставке продукции военного назначения на рынки третьих стран. Стороны намерены актуализировать межправительственное Соглашение о реализации Программы военно-технического сотрудничества между Беларусью и Россией до 2020 года.Cсотрудничество России и Беларуси в военно-технической сфере - один из позитивных примеров двустороннего взаимодействия и приоритетных направлений союзного строительства. У взаимодействия в данной сфере есть положительная динамика и реальные перспективы для дальнейшего развития. В перспективе также продолжатся совместные учения по направлению обороны территории Союзного государства от иностранной агрессии. В том числе подъем частей по тревоге, совершение ими комбинированных маршей различной протяженности с последующим развертыванием на исходных рубежах, проведение оборонительных боев и организация контрнаступления. Последнее особенно пугает прибалтийских соседей, постоянно усматривающих в контрнаступлении завуалированное указание на подготовку прямого российского вторжения в Прибалтику. Несомненно, опыт учений представляет огромную ценность. Таким образом, перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в следующем:Углубление сотрудничества по вопросам национальной безопасности на основе новых форм и механизмов, в частности, работы правительств стран, рабочих групп по отдельным вопросам;Обновление нормативно-правовой основы сотрудничества по вопросам безопасности, в частности, обновление (внесение изменений) в Союзный договор, а также практика применения союзной военной доктрины на основе последних изменений;Сотрудничество по вопросам уже существующих конфликтов и их последствий, например, вопросов восстановления Сирии;Совершенствование систему управления региональнойгруппировкой войск, в области системы эффективного управления и решения вопросов по деятельности совместной авиации для обороны в случае угроз. Выводы по главе 3.Страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз. Среди существующих угроз стоит назвать следующие: региональные конфликты, терроризм и экстремизм, угроза ядерного оружия, стихийные бедствия, процессы миграции, угроза роста НАТО и размещения войск на границе с РБ.Интересы России и Белоруссии обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности на западном направлении. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия, а также поддержание стабильности. Это актуально и значимо в силу нарастающей опасности наращивания боевых возможностей НАТО, повышения потенциала вооруженных сил Североатлантического альянса. Важное значение в перспективе сотрудничества имеет опыт полученный Россией в Сирии, что важно для тактики работы для региональной группировки войск. Также необходимо разрешить задачи связанные с организацией управления совместными войсками, применения пилотируемой и беспилотной авиации для отражения возможных угроз.Перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в углублении сотрудничества по вопросам национальной безопасности на институциональной, правовой и управленческой основе.ЗаключениеОсновными итоговыми выводами по исследованию явились следующие. Предпосылками активного развития отношений России и Беларуси были единые основы государства, сформированные еще в советский период времени, когда Беларусь входила в состав СССР. В составе СССР были выработаны механизмы сотрудничества. После распада СССР происходит не только кризис экономики обоих стран, но и необходимость выстраивания новой политики, как отдельных государств. Однако опыт эффективного сотрудничества советского периода времени, а также привлекательность обоих стран создало необходимость выработки новых основ взаимодействия.Распад СССР породил множество проблем политического, социально-экономического, культурного, национального плана. Одним из серьезных вопросов стал вопрос о вооруженных силах и обеспечении безопасности новых государств. Для России как правопреемницы СССР была поставлена сложная задача сохранения ядерного потенциала, границ в территориальных водах, а также недопущения различного рода угроз безопасности связанных с границами бывших республик. Существовали сложности перехода стран России и Беларуси к новой экономической модели – рыночной экономике, что породило большое количество преступности, захвата предприятий в 90-е гг. ХХ в., хищений. Отсутствие должной нормативной базы провоцировало множество противоречий в самых различных областях политической и общественной жизни стран.Ключевое значение в увеличении динамики торгово-экономического сотрудничества имело создание Таможенного Союза между Россией, Казахстаном и Белоруссией. На сегодняшний день ЕАЭС является прочной основой для развития отношений между РФ и РБ.Основными тенденциями взаимодействия стран в ЕАЭС является то, что:в последние годы отмечается рост взаимной торговли между РФ и РБ в ЕАЭС;сформированы эффективные механизмы административно-правового регулирования в рамках ЕАЭС;наличие прочной экономической основы для сотрудничества стран являются хорошей базой для политического и иного взаимодействия между РФ и РБ.Правовые основы сотрудничества РФ и РБ в области политики были сформированы в 90-е г. ХХ в. были заключены двусторонние договора о союзном государстве, военном сотрудничестве, была сформирована общая система ПВО. Несмотря на определенное охлаждение отношений в 2000ые годы, экономическая интеграция во многом обусловила и эффект дальнейшего политического сотрудничества. В 2000ые годы в большей степени уделялось внимание принятию соглашение в области военно-технического сотрудничества.Стратегические интересы РФ и РБ в русле деятельности международных организаций состоят в том, чтобы: обеспечить такой уровень безопасности, при котором взаимодействие страны являлось бы «надежным тылом» при возрастающей роли НАТО;развивать многоплановые отношения в рамках обеспечения безопасности;не допускать усиления угроз акторов ядерного наращивания.На сегодняшний день, большое значение имеет развитие взаимосвязей стран в ОДКБ, а также позиции России в СБ ООН, как способной влиять на мировые процессы обеспечения коллективной безопасности как постоянного члена ООН.Основные проблемы в реализации взаимного сотрудничества между РФ и РБ связаны как с влиянием внешних, так и внутренних факторов. В рамках внешних факторов влияние оказывает санкционная политика в отношении России, усиление НАТО на границах с РБ. В рамках внутренней политики, торгово-экономическая политика и некоторые споры являются дестабилизирующим фактором для политики. В этой связи требуется выработка новой концепции взаимодействия, несмотря на наличие определенных негативных тенденций, речь идет о выработке механизмов взаимодействия, которые не будут подвержены влиянию факторов санкций или иных торговых причин которые не требуют отлагательств. Страны находятся в постоянной подвижке отношений и выстраивании связей по взаимодействию для избежания определенных угроз. Среди существующих угроз стоит назвать следующие: региональные конфликты, терроризм и экстремизм, угроза ядерного оружия, стихийные бедствия, процессы миграции, угроза роста НАТО и размещения войск на границе с РБ.Интересы России и Белоруссии обуславливаются, прежде всего, вопросами безопасности и поддержанием политической стабильности на западном направлении. Наряду с этим к интересам России также относится борьба с радикальным экстремизмом и терроризмом, вопросы военно-технического взаимодействия, а также поддержание стабильности. Это актуально и значимо в силу нарастающей опасности наращивания боевых возможностей НАТО, повышения потенциала вооруженных сил Североатлантического альянса. Важное значение в перспективе сотрудничества имеет опыт полученный Россией в Сирии, что важно для тактики работы для региональной группировки войск. Также необходимо разрешить задачи связанные с организацией управления совместными войсками, применения пилотируемой и беспилотной авиации для отражения возможных угроз.Перспективы сотрудничества России и Белоруссии в области обеспечения национальной безопасности видятся в следующем:углубление сотрудничества по вопросам национальной безопасности на основе новых форм и механизмов, в частности, работы правительств стран, рабочих групп по отдельным вопросам; обновление нормативно-правовой основы сотрудничества по вопросам безопасности, в частности, обновление (внесение изменений) в Союзный договор, а также практика применения союзной военной доктрины на основе последних изменений; сотрудничество по вопросам уже существующих конфликтов и их последствий, например, вопросов восстановления Сирии; совершенствование систему управления региональной группировкой войск, в области системы эффективного управления и решения вопросов по деятельности совместной авиации для обороны в случае угроз.Список использованной литературыНормативно-правовые актыКонституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 1993.25 декабря.Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2030 года // СПС Консультант плюс 2019Военная доктрина РФ // Российская газета 2014. 30 декабряТаможенный кодекс ЕАЭС // СПС Консультант плюс 2019Устав ОДКБ от 7 октября 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://www.gorby.ru/userfiles/belorusia.pdfДоговор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769«Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь»: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 //[Электронный ресурс]:http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04 МонографииБарышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008.– 384 с.Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014. – 276 с.Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. – 130 р.Кебич В.Ф.Беловежский Гамбит / под ред. И. Н. Осинского. — Минск: Парадокс, 2008. – 478 с.Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. – 108 с.Парамонов В.В. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: Общ. Фонд Александра Князева, 2008. Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016. Сер. История современной России Том 2 Архивные документы и материалы. – 824 с.Simons A., Wei1er, L. The United States and the United Nations. The Search for International Peace and Security/ A.Simons, L.Wei1er. - N. Y., 1967. – 302 р.СтатьиБарсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4-11.Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125-130. Гусев А.А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. Т. 267. № 4. С. 87-89.Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244-256.Добрынин И.Н. Регулирование функционировании кредитно – финансовых институтов в условиях мирового финансового кризиса. // Государство и право 2009. № 5. С. 97-99.Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.) малое государство на геостратегическом разломе // Русин. 2017. № 4 (50). С. 123-133.Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 1-10.Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.Лепехин А.А. Проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада СССР // Право и глобальный социум. 2015. № 1. С. 13-17.Лунеев В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Международная конференция: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.:- Международныеотношения. 2009. С. 21-25.Мухамбетгалиева А.К., Набиева Г.Ж., Мусашева Д.К. Казахстан и Россия: перспективы экономического сотрудничества // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 81-86.Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204. Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 6-13.Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 30-33.Толкачев В.И. Формирование белорусской государственности (ноябрь 1918-февраль 1919 гг.) //Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 95-106. Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5-8.Электронные ресурсы:4 главных проблемы белорусско-российских отношений// [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru (дата обращения 11.12.2018)Беларусь // [Электронный ресурс]: http://evolutio.info/content/view/529/53/ (дата обращения 16.01.2019)БССР — важнейший период национальной истории// [Электронный ресурс]: http://slobudka-school.pruzhany.by/?p=15006 (дата обращения 17.01.2019)БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое положение информирование народного хозяйства// [Электронный ресурс]: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=502(дата обращения 16.01.2019)В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]: http://premier.gov.ru/events/2180.html (дата обращения 15.01.2019)Всесоюзная перепись населения 1989 г. [Электронный ресурс].: http://www.maima-altai.ru/perep/1989.php (дата обращения 21.01.2019)Dr. Stephen Pullinger European Security in 2020: Threats, Challenges and responses // [Электронныйресурс]: http://www.isis-europe.eu/sites/default/files/programmes-downloads/2008_artrel_149_esr37europeansecurity2020-mar08.pdf(датаобращения 14.01.2019)ЕврАзЭС // evrazes.spb.ru(дата обращения 12.01.2019)Из Беларуси выводится ядерное оружие // [Электронный ресурс]: http://90s.by/years/1996/nuclear.html(дата обращения 13.01.2019)Как изменилось население Беларуси за 120 лет // [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/society/528454.html?crnd=2390 (дата обращения 14.01.2019)Лукашенко: Вывод из Беларуси ядерного оружия был жесточайшей ошибкой[Электронный ресурс]: https://news.tut.by/politics/167004.html(дата обращения 11.01.2019)Минский барометр // [Электронный ресурс]: http://minskdialogue.by/(дата обращения 15.01.2019)НАТО объявило об усилении воздушного патрулирования стран Балтии // [Электронный ресурс]: https://vz.ru/news/2014/4/16/682390.html(дата обращения 16.01.2019)Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза январь-декабрь 2017 [Электронный ресурс].: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/December2017.pdf (дата обращения 18.01.2019)ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/ (дата обращения 19.01.2019)Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе // https://ria.ru/20181219/1548264183.html (дата обращения 19.01.2019)Песков: Речи о присоединении Белоруссии нет // https://newtimes.ru/news/detail/175451(дата обращения 18.01.2019)Председатель Правительства РФ В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/visits/world/95/1933.html (дата обращения 14.01.2019)Реакция Лукашенко на тему Союзного государства очень удивила Лаврова // http://xn--80akncbpi8a9b.ru-an.info (дата обращения 17.01.2019)Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка[Электронный ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/01/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-ozhidaet-perezagruzka(дата обращения 11.01.2019)Сакович В.С. Сельское хозяйство Беларуси: исторический очерк развития // [Электронный ресурс]: // [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/8498/2/Sakovich_V_1999_3_ocr.pdf(дата обращения 10.01.2019)Тяжелые переговоры жду Москву и Минск в 2019 г. // https://sputnik.by/columnists/20181230/1039394052/Tyazhelye-peregovory-zhdut-Moskvu-i-Minsk-v-2019-godu.html(дата обращения 22.01.2019)Щит Союза 2019 // https://tass.ru/armiya-i-opk/5163163 (дата обращения 22.01.2019)

Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации 1993 г. // Российская газета 1993.25 декабря.
2. Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2030 года // СПС Консультант плюс 2019
3. Военная доктрина РФ // Российская газета 2014. 30 декабря
4. Таможенный кодекс ЕАЭС // СПС Консультант плюс 2019
5. Устав ОДКБ от 7 октября 2002 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=124
6. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь // [Электронный ресурс]: http://www.gorby.ru/userfiles/belorusia.pdf
7. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php?ELEMENT_ID=126
8. Договор о военном сотрудничестве 19 декабря 1997 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь // [Электронный ресурс]: http://docs.cntd.ru/document/901796830
9. Договор о Создании Союзного Государства // [Электронный ресурс]: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5/
10. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 25.11.2011 г. о порядке осуществления контроля за наличием и целевым использованием продукции военного назначения // [Электронный ресурс]: http://www.mid.ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract/-/storage-viewer/bilateral/page-84/44769
11. «Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь»: Указ Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04
12. Об утверждении Военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 412-З //[Электронный ресурс]: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/osnovnye-akty-programmnogo-kharaktera-imeyushchie-prioritetnoe-politicheskoe-sotsialnoe-i-ekonomiche/?p0=04

Монографии

13. Барышников Д.Н. Конфликты и мировая политика – М.: АСТ., 2008. – 384 с.
14. Дипломатия и дипломат на пороге XXI века: Новые вызовы / Под ред. Ю. Б. Кашлева. М., 2014. – 276 с.
15. Joseph S. Nye. Soft Power. The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004. – 130 р.
16. Кебич В. Ф. Беловежский Гамбит / под ред. И. Н. Осинского. — Минск: Парадокс, 2008. – 478 с.
17. Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002. – 108 с.
18. Парамонов В.В. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность. – Бишкек: Общ. Фонд Александра Князева, 2008.
19. Распад СССР: документы и факты (1986-1992 гг.)В 2-х томах / Под общей редакцией С. М. Шахрая. Москва, 2016. Сер. История современной России Том 2 Архивные документы и материалы. – 824 с.
20. Simons A., Wei1er, L. The United States and the United Nations. The Search for International Peace and Security/ A.Simons, L.Wei1er. - N. Y., 1967. – 302 р.


Статьи

21. Барсенков А.С. «Новое мышление» во внешней политике СССР (1985-1991) // Вестник Московского Университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. – 2012. № 1. С. 4-11.
22. Гонтарь С.М. Система коллективной безопасности РФ в формате ОДКБ и предпосылки ее создания // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2013. № 2 (24). С. 125-130.
23. Гусев А.А. Экологическая политика Европейского Союза в контексте концепции устойчивого развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2012. Т. 267. № 4. С. 87-89.
24. Данилович В.В. Общность исторической судьбы России и Беларуси // Известия Смоленского государственного университета. 2018. № 1 (41). С. 244-256.
25. Добрынин И.Н. Регулирование функционировании кредитно – финансовых институтов в условиях мирового финансового кризиса. // Государство и право 2009. № 5. С. 97-99.
26. Зиновьев В.П., Троицкий Е.Ф. Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.) малое государство на геостратегическом разломе // Русин. 2017. № 4 (50). С. 123-133.
27. Коновалов Н.М. Сотрудничество России и Белоруссии в сфере оборонной политики // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 11 (139). С. 100-104.
28. Коновалова К.А. Государства постсоветского пространства как объекты воздействия внешней «мягкой силы» пример Республика Беларусь // Мировая политика. 2018. № 2. С. 1-10.
29. Лапидус В.М. Россия и Беларуссия в контексте интеграционного развития // Научно-аналитический журнал Обозреватель Observer 2013. № 6. С. 34-46.
30. Лепехин А.А. Проблемы определения правового статуса Каспийского моря после распада СССР // Право и глобальный социум. 2015. № 1. С. 13-17.
31. Лунеев В. Организованная преступность и терроризм в условиях глобализации. // Международная конференция: Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма. М.:- Международные отношения. 2009. С. 21-25.
32. Мухамбетгалиева А.К., Набиева Г.Ж., Мусашева Д.К. Казахстан и Россия: перспективы экономического сотрудничества // Актуальные научные исследования в современном мире. 2016. № 10-3 (18). С. 81-86.
33. Сорокин А.Ю. Военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией // В сборнике: Россия и Запад. Идеи, политика, культура. Конфликт - диалог - взаимовлияние сборник статей кафедры всеобщей истории и регионоведения, посвященный 450-летию города Орла и 25-летию кафедры. ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева». Орел, 2016. С. 199-204.
34. Ступкаов Н.В. Политические аспекты формирования новой стратегии развития Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь в обеспечении национальной безопасности // Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право 2015. № 2(3). С. 6-13.
35. Сутырин В.В. Роль Евразийского экономического союза в развитии российско-белорусских отношений // В сборнике: Беларусь между Востоком и Западом: современные тенденции материалы международных круглых столов. 2017. С. 30-33.
36. Толкачев В.И. Формирование белорусской государственности (ноябрь 1918-февраль 1919 гг.) //Труд и социальные отношения. 2010. № 6. С. 95-106.
37. Шурубович А. Таможенный союз СНГ и интересы России кандидат экономический наук, старший научный сотрудник Института международных экономических и политических исследований Российской академии наук // Проблемы интеграции 1997. № 2. С. 5-8.


Электронные ресурсы:

38. 4 главных проблемы белорусско-российских отношений// [Электронный ресурс]: https://www.dw.com/ru (дата обращения 11.12.2018)
39. Беларусь // [Электронный ресурс]: http://evolutio.info/content/view/529/53/ (дата обращения 16.01.2019)
40. БССР — важнейший период национальной истории// [Электронный ресурс]: http://slobudka-school.pruzhany.by/?p=15006 (дата обращения 17.01.2019)
41. БССР во второй половине 1960-х первой половине 1980-х гг.: общественно-политическое положение информирование народного хозяйства// [Электронный ресурс]: http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=502(дата обращения 16.01.2019)
42. В.В.Путин провел встречу с руководством партии «Единая Россия» [Электронный ресурс]: http://premier.gov.ru/events/2180.html (дата обращения 15.01.2019)
43. Всесоюзная перепись населения 1989 г. [Электронный ресурс].: http://www.maima-altai.ru/perep/1989.php (дата обращения 21.01.2019)
44. Dr. Stephen Pullinger European Security in 2020: Threats, Challenges and responses // [Электронный ресурс]: http://www.isis-europe.eu/sites/default/files/programmes-downloads/2008_artrel_149_esr37europeansecurity2020-mar08.pdf(дата обращения 14.01.2019)
45. ЕврАзЭС // evrazes.spb.ru(дата обращения 12.01.2019)
46. Из Беларуси выводится ядерное оружие // [Электронный ресурс]: http://90s.by/years/1996/nuclear.html(дата обращения 13.01.2019)
47. Как изменилось население Беларуси за 120 лет // [Электронный ресурс]: https://news.tut.by/society/528454.html?crnd=2390 (дата обращения 14.01.2019)
48. Лукашенко: Вывод из Беларуси ядерного оружия был жесточайшей ошибкой
[Электронный ресурс]: https://news.tut.by/politics/167004.html(дата обращения 11.01.2019)
49. Минский барометр // [Электронный ресурс]: http://minskdialogue.by/(дата обращения 15.01.2019)
50. НАТО объявило об усилении воздушного патрулирования стран Балтии // [Электронный ресурс]: https://vz.ru/news/2014/4/16/682390.html(дата обращения 16.01.2019)
51. Об итогах взаимной торговли товарами Евразийского экономического союза январь-декабрь 2017 [Электронный ресурс].: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/tradestat/analytics/Documents/express/December2017.pdf (дата обращения 18.01.2019)
52. ОДКБ // [Электронный ресурс]: http://www.odkb-csto.org/ (дата обращения 19.01.2019)
53. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе // https://ria.ru/20181219/1548264183.html (дата обращения 19.01.2019)
54. Песков: Речи о присоединении Белоруссии нет // https://newtimes.ru/news/detail/175451(дата обращения 18.01.2019)
55. Председатель Правительства РФ В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://premier.gov.ru/visits/world/95/1933.html (дата обращения 14.01.2019)
56. Реакция Лукашенко на тему Союзного государства очень удивила Лаврова // http://xn--80akncbpi8a9b.ru-an.info (дата обращения 17.01.2019)
57. Российско-белорусские отношения ожидает перезагрузка
[Электронный ресурс]: https://eadaily.com/ru/news/2018/10/01/rossiysko-belorusskie-otnosheniya-ozhidaet-perezagruzka(дата обращения 11.01.2019)
58. Сакович В.С. Сельское хозяйство Беларуси: исторический очерк развития // [Электронный ресурс]: // [Электронный ресурс]: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/8498/2/Sakovich_V_1999_3_ocr.pdf(дата обращения 10.01.2019)
59. Тяжелые переговоры жду Москву и Минск в 2019 г. // https://sputnik.by/columnists/20181230/1039394052/Tyazhelye-peregovory-zhdut-Moskvu-i-Minsk-v-2019-godu.html(дата обращения 22.01.2019)
60. Щит Союза 2019 // https://tass.ru/armiya-i-opk/5163163 (дата обращения 22.01.2019)

Вопрос-ответ:

Какие были основные этапы в развитии отношений между Россией и Белоруссией?

Российско-белорусские отношения прошли несколько этапов развития. Важными моментами были период существования Республики Беларусь в составе СССР, распад СССР и влияние последствий на отношения стран, а также новый виток отношений в составе Таможенного союза.

Какие последствия распада СССР повлекли за собой изменение отношений между Россией и Белоруссией?

Распад СССР существенно повлиял на взаимоотношения между Россией и Белоруссией. Изменение политической и экономической обстановки привело к необходимости пересмотра и подписание новых договоров и соглашений, регулирующих отношения между странами.

Какие ключевые направления политического сотрудничества между Россией и Белоруссией?

Ключевые направления политического сотрудничества между Россией и Белоруссией включают в себя взаимную поддержку на международной арене, укрепление экономического сотрудничества, взаимное обеспечение безопасности границ и обмен опытом в различных сферах.

Какова роль Таможенного союза в отношениях между Россией и Белоруссией?

Таможенный союз играет важную роль в отношениях между Россией и Белоруссией. Он обеспечивает свободный перемещение товаров, услуг и капитала между странами-участницами, а также координацию внешнеторговой политики и согласование вопросов таможенного регулирования.

Какие проблемы могут возникать в современных российско-белорусских отношениях?

В современных российско-белорусских отношениях возможны различные проблемы, такие как экономические разногласия, споры о торговле и тарифах, различия во взглядах на политические процессы и общественное развитие. Важным элементом является постоянная работа по их урегулированию и укреплению взаимопонимания.

Какова историческая эволюция российско-белорусских отношений?

Российско-белорусские отношения имеют долгую историю сотрудничества и взаимодействия. Начавшись в составе СССР, эти отношения продолжились и после распада Советского Союза. Сегодня Россия и Беларусь являются стратегическими партнерами и членами Союзного государства.

Как распад СССР повлиял на российско-белорусские отношения?

Распад СССР оказал существенное влияние на российско-белорусские отношения. Беларусь стала независимым государством, и это потребовало пересмотра и переговоров по ряду вопросов, включая экономическое и политическое сотрудничество между двумя странами. Однако, несмотря на некоторые трудности, Россия и Беларусь смогли сохранить и укрепить свои отношения.

В чем заключается современная основа политического сотрудничества между Россией и Беларусью?

Современная основа политического сотрудничества между Россией и Беларусью включает ключевые направления, такие как экономическое сотрудничество, военное сотрудничество, политический диалог и поддержка друг друга в международных организациях. Правовая основа сотрудничества закреплена в ряде договоров и соглашений между двумя странами.

Какое значение имеет российско-белорусское сотрудничество для национальной безопасности обеих стран?

Российско-белорусское сотрудничество имеет большое значение для национальной безопасности обеих стран. В устойчивых и добрососедских отношениях лежит основа обеспечения мирного и стабильного развития. Совместные меры в области обороны, экономики и политики помогают обеим странам справляться с вызовами и угрозами национальной безопасности.