Современные тенденции развития мирового транспортного комплекса
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 16 + 16 источников
- Добавлена 01.10.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Транспортный комплекс: основные направления развития на перспективу
1.1 Характеристика мирового транспортного комплекса
1.2 Транспортное обслуживание международных экономических связей
Глава 2. Развитие транспортного комплекса в России
2.1 Транспортный комплекс России
2.2 Развитие сотрудничества в области транспорта между Россией и Евросоюзом
Заключение
Список использованных источников и литературы
д.
В части касающейся транспорта сотрудничеству между Россией и ЕС уделено немного места. Так, в разделе «Общие проблемы европейского континента» главным образом упор делается на энергетическую проблематику, на вопросы экологии и здравоохранения, борьбы с организованной преступностью. Транспортная проблематика присутствует в подразделе «Энергетика и безопасность ядерных реакторов», в энергетическом, естественно, аспекте и звучит (как намерение ЕС) следующим образом: осуществлять сотрудничество «…путем ускорения ратификации Россией Договора об энергетической хартии и продолжения консультаций по созданию Многосторонней транзитной системы, которая позволит активизировать сотрудничество между Россией и ее соседями по вопросам доступа к российской системе трубопроводов». То есть речь идет о трубопроводном транзите.
В пункте «налаживание регионального и трансграничного сотрудничества и инфраструктуры» указывается подпункт «путем изучения масштабов работ по подключению российской транспортной сети (железных и автомобильных дорог) к трансъевропейским магистралям и поиска взаимоприемлемых путей решения транспортных проблем». Других, более-менее конкретных вопросов транспортного сотрудничества, в документе не просматривается. Основной упор, все-таки делается на развитие региональных связей. Правда, ставятся вопросы совершенствования работы пунктов пропуска на границах в контексте активизации трансграничного и регионального сотрудничества. В общей сложности в документе объемом в 32 страницы термин «транспорт» (транспортные сети и транспортные проблемы) встречается дважды. Это является показателем того, что транспорт не столь важен при создании зоны свободной торговли. Для справки, словосочетаний с корнем «энергетика» гораздо больше.
Кратко прописаны и вопросы сотрудничества в рамках программы TACIS. Судя по всему не следует ожидать больших сдвигов и по данной проблематике.
В данном контексте гораздо более энергичным видится российский документ. В разделе «Развитие общеевропейской инфраструктуры сотрудничества» во всех четырех пунктах указаны наши задачи по развитию транспортного сотрудничества. Поставлены задачи и по развитию транзитных перевозок, и по обустройству транспортных коридоров, и по обновлению и расширению на западном направлении парков транспортных средств и инфраструктуры (вплоть до создания общего парка с заинтересованными странами вагонов и локомотивов), и по транспортно-экспедиционной деятельности, и проблематике, связанной с воздушным транспортом.
Особое внимание в российской стратегии занимает Калининградская проблематика. Отмечена необходимость «…обустроить транспортные связи с материком России».
Постановка вопросов по развитию транспортного сотрудничества между Россией и Евросоюзом в российском документе органично вписывается в стремление России играть важную роль в евроазиатском транспортном транзите. В документе Евросоюза таких идей не просматривается. Хотелось бы отметить еще раз и то, что создание зон свободной торговли, если исходить из мирового опыта – того же Евросоюза в 50-х гг., когда такая зона на первоначальном этапе создавалась, из опыта МЕРКОСУР, ЦЕФТА – то как раз-то на первом этапе и создаются условия для свободного движения товаров, услуг, рабочей силы и капитала, а без развития транспортных услуг, взаимосвязанной транспортной инфраструктуры достижение поставленных задач видится весьма и весьма проблематичным. В целом складывается и вполне логичный ответ на вопрос почему Евросоюз затягивает подписание документов о продлении на Нижний Новгород коридора №2 и на Юг России коридора № 9. В указанном документе Евросоюза «коридорная тематика» не нашла своего отражения.
Главной правовой базой взаимоотношений остается Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом 1994 г. (СПС). При этом сразу следует отметить, что сотрудничество в рамках СПС должно осуществляться в тесной координации с процессом присоединения России к ВТО, т.е. с учетом изъятий, предусмотренных в переговорной позиции Российской Федерации.
Целью СПС является содействие политическому, торговому, экономическому и культурному сотрудничеству между Россией и ЕС. Подписанное в июне 1994 г., Соглашение вступило в силу в дек. 1997 г., после ратификации парламентами России, пятнадцати стран-членов ЕС и Европарламентом, открыв тем самым новую страницу в сотрудничестве между Россией и Евросоюзом. В СПС взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.
Сфера действия СПС довольно широка, она охватывает почти все аспекты торговых, коммерческих и экономических отношений между ЕС и Россией, такие демократические принципы, как уважение прав человека. Нашли отражение и такие проблемы, как обмен передовым опытом и ноу-хау, управление почтовыми системами и сохранение памятников старины и монументов и т.д.
Для обеспечения соблюдения и выполнения положений СПС была создана трехуровневая система – Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества и Подкомитеты по соответствующим экономическим сферам деятельности. Кроме того, функционирует Комитет парламентского сотрудничества.
В числе девяти отраслевых подкомитетов наиболее комплексным является Подкомитет по транспорту, телекоммуникациям и космосу объединяющий по существу представителей шести российских министерств и ведомств.
Гармонизация законодательства РФ с Европейской правовой системой логично вытекает из задач современной торговой политики России, которые направлены на эффективную интеграцию страны в мировую экономику и торговлю и включает в себя: развитие экспортных возможностей страны и через это – улучшение структуры самого экспорта транспортных услуг; обеспечение лучших условий доступа для российских перевозчиков на зарубежные рынки; обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей транспортных услуг в условиях разумно открытой экономики.
Для решения этих задач необходимо устранение препятствий на пути российского экспорта. Сохранение позиций на внешних рынках и дальнейшее наращивание экспорта требуют решения проблем доступа на внешние рынки, устранения необоснованных ограничений в отношении российского экспорта и угрозы их применения в будущем. Решение этих задач возможно через включение России в качестве равноправного участника в международную торговую систему, что открывает перспективу «зарабатывать деньги» на мировых рынках там, где Россия имеет реальные конкурентные преимущества.
В свете этого необходимо отметить, что особенную актуальность для России вопрос унификации и сближения законодательства приобрел на этапе подготовки к вступлению Российской Федерации во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) и, в частности, необходимости в связи с этим увязки норм и принципов ГАТС, как одного из основных документов ВТО, с национальным законодательством. Такой позиции и придерживается российская делегация в ходе переговоров на заседаниях Подкомитета. Большое место на переговорах отводилось взаимному ознакомлению с законами и правовыми актами, оказывающими влияние на общий фон нашего сотрудничества.
Представители МПС России активно «пропагандируют» роль российских железнодорожных магистралей в обеспечении сухопутных Евроазиатских транспортных связей. Постоянно отмечается особая роль в этом Транссибирской железнодорожной магистрали (ТСМ), которая является естественным продолжением общеевропейского транспортного коридора II и способна эффективно осуществлять трансконтинентальные перевозки грузов, включая комбинированные перевозки.
Главный вопрос переговоров с ЕС – это открытие внутренних водных путей России для евросоюзовских экономических операторов. При этом ЕС ссылается на известную статью 39. 3 СПС. Российская сторона, в свою очередь, ставит вопрос о допуске российских судов на некоторые реки стран-членов ЕС, на которые пока такого допуска не имеется. Для более глубокой проработки вопросов допуска судов ЕС на ВВП России у ЕС запрошены объемы грузопотоков, которые намерены «осуществлять» страны ЕС по российским ВВП.
Таковы в общих чертах основные направления сотрудничества между Россией и ЕС в области транспорта.
Заключение
Основываясь на изложенном выше материале можно сделать вывод, что спрос на перевозки грузов и пассажиров на различных видах транспорта изменяется под воздействием внутренних и внешних факторов. Он является функцией экономического развития стран и регионов, природно-географических условий, размещения природных ресурсов, рынков труда и сбыта, а также уровня покупательской способности населения. До 2015 г. можно ожидать умеренного роста перевозок грузов и пассажиров на уровне средних ежегодных темпов 2-3 %. При этом весьма существенно должны измениться конфигурация и объемы перевозок различных видов транспорта. Это объясняется тем, что на развитие магистральных видов транспорта существенное влияние оказывают государственные органы управления, используя широкую гамму средств – преференции, льготные кредиты, дотации, субсидии и т.п.
Кроме того, в развитых странах происходит переход от изолированного физического перемещения материальных потоков к координированному взаимодействию структурных подразделений – поставщиков, перевозчиков, экспедиторов, потребителей. Рыночные связи субъектов хозяйствования оптимизируются в результате достижения согласованных экономических компромиссов. Вместе с тем, вмешательство государства в развитие транспорта и конфигурацию грузопотоков приобретает новые масштабы, ощущается диктат ведущих западных держав.
Список использованных источников и литературы
Источники
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом 1994 г. (СПС). Режим доступа: http://www.eu-russia.net/index.php?option=com_content&task=category§ionid=4&id=98&Itemid=40
«Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)» (Принята в г. Хельсинки 22.10.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7161.
«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
Проект Федерального закона N 96043844-2 «О ратификации Договора к Энергетической хартии и Протокола к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам» (ред., внесенная в ГД ФС РФ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=PRJ;n=34459.
Приказ Госстандарта РФ от 23.03.1999 N 110 (Извлечение) «О реализации программы TACIS». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=276090.
«Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России» (Вместе с «Заявлением Европейского Совета по поводу Коллективной стратегии по отношению к России») (Принята в г. Кельне 03.06.1999 – 04.06.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7668.
Литература
Алексеева, А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего, водного и автомобильного транспорта РФ / А.А. Алексеева // Юристъ-правоведъ. – 2009. - № 3. – С. 119-120.
Бардаль, А.Б. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае / А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников // Регион: экономика и социология. – 2009. - № 3. – С. 183-197.
Движение без препятствий «Российская газета» - Экономика «Транспорт и логистика» №5168 (89) от 27 апреля 2010 г.
Дворецкий, А.Н. Развитие и регулирование мирового рынка транспортных услуг в условиях глобализации / А.Н. Дворецкий Ученая cтепень: кандидат экономических наук. – М: 2009. – С. 162.
Жумагулов, Р.Б. Функционирование нефтетранспортного комплекса: приоритеты эффективность / Р.Б. Жумагулов. – М: – 2005.
Найденова, Г.И. Территориальная организация региональных социально-экономических систем: На примере транспортного комплекса Калининградской области / Г.И. Найденова. Калининград, 2005 167 c.
По гражданским делам // Законность. – 2010. - № 4. – С. 73-75. Два века под эгидой государства // Логистика. – 2009. – № 2. – С. 6. В 2009 г.
Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
Транспортный комплекс России: итоги 2009 г. и задачи 2010 г. // Логистика. – 2010. - № 1. – С. 6-9.
Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Жумагулов, Р.Б. Функционирование нефтетранспортного комплекса РК: приоритеты эффективность / Р.Б. Жумагулов. – М: – 2005.
Транспортный комплекс России: итоги 2009 г. и задачи 2010 г. // Логистика. – 2010. - № 1. – С. 6-9.
Алексеева, А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего, водного и автомобильного транспорта РФ / А.А. Алексеева // Юристъ-правоведъ. – 2009. - № 3. – С. 119-120.
Бардаль, А.Б. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае / А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников // Регион: экономика и социология. – 2009. - № 3. – С. 183-197.
Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
Там же.
Дворецкий, А.Н. Развитие и регулирование мирового рынка транспортных услуг в условиях глобализации / А.Н. Дворецкий Ученая cтепень: кандидат экономических наук. – М: 2009. – С. 162.
Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Транспортный комплекс России: итоги 2009 г. и задачи 2010 г. // Логистика. – 2010. - № 1. – С. 6-9.
Движение без препятствий «Российская газета» - Экономика «Транспорт и логистика» №5168 (89) от 27 апреля 2010 г.
Там же.
Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Движение без препятствий «Российская газета» - Экономика «Транспорт и логистика» №5168 (89) от 27 апреля 2010 г.
Движение без препятствий «Российская газета» - Экономика «Транспорт и логистика» №5168 (89) от 27 апреля 2010 г.
«Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)» (Принята в г. Хельсинки 22.10.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7161; «Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России» (Вместе с «Заявлением Европейского Совета по поводу Коллективной стратегии по отношению к России») (Принята в г. Кельне 03.06.1999 - 04.06.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7668.
Приказ Госстандарта РФ от 23.03.1999 N 110 (Извлечение) «О реализации программы TACIS». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=276090.
Бардаль, А.Б. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае / А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников // Регион: экономика и социология. – 2009. - № 3. – С. 183-197.
«Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)» (Принята в г. Хельсинки 22.10.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7161.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом 1994 г. (СПС). Режим доступа: http://www.eu-russia.net/index.php?option=com_content&task=category§ionid=4&id=98&Itemid=40
2
Источники
1.Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом 1994 г. (СПС). Режим доступа: http://www.eu-russia.net/index.php?option=com_content&task=category§ionid=4&id=98&Itemid=40
2.«Стратегия развития отношений Российской Федерации с Европейским Союзом на среднесрочную перспективу (2000 - 2010 гг.)» (Принята в г. Хельсинки 22.10.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7161.
3.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=2875.
4.Проект Федерального закона N 96043844-2 «О ратификации Договора к Энергетической хартии и Протокола к Энергетической хартии по вопросам энергетической эффективности и соответствующим экологическим аспектам» (ред., внесенная в ГД ФС РФ). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=PRJ;n=34459.
5.Приказ Госстандарта РФ от 23.03.1999 N 110 (Извлечение) «О реализации программы TACIS». Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=EXP;n=276090.
6.«Коллективная стратегия Европейского Союза по отношению к России» (Вместе с «Заявлением Европейского Совета по поводу Коллективной стратегии по отношению к России») (Принята в г. Кельне 03.06.1999 – 04.06.1999). Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=INT;n=7668.
Литература
1.Алексеева, А.В. Административно-правовое регулирование деятельности воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего, водного и автомобильного транспорта РФ / А.А. Алексеева // Юристъ-правоведъ. – 2009. - № 3. – С. 119-120.
2.Бардаль, А.Б. Тенденции формирования и обслуживания грузопотоков в Хабаровском крае / А.Б. Бардаль, В.Д. Калашников // Регион: экономика и социология. – 2009. - № 3. – С. 183-197.
3.Движение без препятствий «Российская газета» - Экономика «Транспорт и логистика» №5168 (89) от 27 апреля 2010 г.
4.Дворецкий, А.Н. Развитие и регулирование мирового рынка транспортных услуг в условиях глобализации / А.Н. Дворецкий Ученая cтепень: кандидат экономических наук. – М: 2009. – С. 162.
5.Жумагулов, Р.Б. Функционирование нефтетранспортного комплекса: приоритеты эффективность / Р.Б. Жумагулов. – М: – 2005.
6.Найденова, Г.И. Территориальная организация региональных социально-экономических систем: На примере транспортного комплекса Калининградской области / Г.И. Найденова. Калининград, 2005 167 c.
7.По гражданским делам // Законность. – 2010. - № 4. – С. 73-75. Два века под эгидой государства // Логистика. – 2009. – № 2. – С. 6. В 2009 г.
8.Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 272 с.
9.Транспортный комплекс России: итоги 2009 г. и задачи 2010 г. // Логистика. – 2010. - № 1. – С. 6-9.
10.Тулендиев, Е.Е. Научно-методические основы развития системы региональных транспортно-логических центров / Е.Е. Тулендиев. – Москва: 2009.
Вопрос-ответ:
Какие основные направления развития мирового транспортного комплекса на перспективу?
Основные направления развития мирового транспортного комплекса на перспективу включают модернизацию существующей инфраструктуры, развитие новых видов транспорта, улучшение логистических систем, внедрение технологий для увеличения эффективности перевозок, и оперативное реагирование на климатические вызовы и другие экологические проблемы.
Какова характеристика мирового транспортного комплекса?
Мировой транспортный комплекс представлен широким спектром видов транспорта, включая морской, авиационный, железнодорожный и автомобильный транспорт. Он обеспечивает глобальные экономические связи, обеспечивая товары и услуги перемещаться по всему миру. Транспортный комплекс играет важную роль в содействии международной торговле и развитии экономики различных стран.
Какое транспортное обслуживание осуществляется для международных экономических связей?
Для международных экономических связей осуществляется транспортное обслуживание с помощью различных видов транспорта. Судоходство осуществляет доставку грузов по морю, авиационная перевозка обеспечивает быструю доставку грузов по воздуху, железнодорожные и автомобильные перевозки осуществляют доставку грузов по суше. Оптимальный выбор транспортного средства зависит от свойств груза, расстояния доставки и требуемого срока.
Как развивается транспортный комплекс в России?
Транспортный комплекс в России развивается путем модернизации и расширения инфраструктуры, внедрения новых технологий и развития международного сотрудничества. Россия имеет огромный железнодорожный потенциал, она активно развивает свой автомобильный парк и улучшает качество услуг воздушного и морского транспорта. Кроме того, Россия активно сотрудничает с Евросоюзом в области транспортного сотрудничества, что способствует еще большему развитию транспортной инфраструктуры и облегчению перемещения грузов и пассажиров между двумя регионами.
Какие основные направления развития мирового транспортного комплекса можно выделить?
Основные направления развития мирового транспортного комплекса включают в себя улучшение инфраструктуры, внедрение новых технологий, развитие международных экономических связей, увеличение грузооборота и сокращение времени доставки грузов.
Какие характеристики мирового транспортного комплекса можно назвать?
Мировой транспортный комплекс характеризуется разнообразием видов транспорта (автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской и речной), международными транспортными коридорами, системой логистики, которая обеспечивает перемещение грузов по оптимальному маршруту.
Каким образом осуществляется транспортное обслуживание международных экономических связей?
Транспортное обслуживание международных экономических связей осуществляется через создание транспортных коридоров, использование трансконтейнерных перевозок, мультимодального транспорта, развитие складской и терминальной инфраструктуры, а также сотрудничество между странами в области транспорта и логистики.
Какой транспортный комплекс существует в России?
В России существует многоотраслевой транспортный комплекс, который включает автомобильный, железнодорожный, авиационный, морской и речной транспорт. Это позволяет обеспечить доставку грузов как внутри страны, так и на международном уровне.
Как развивается сотрудничество в области транспорта между Россией и Евросоюзом?
Сотрудничество в области транспорта между Россией и Евросоюзом развивается через создание транспортных коридоров, соглашения об открытии железнодорожных и автомобильных маршрутов, совместные проекты в области логистики и транспортной инфраструктуры. Такое сотрудничество способствует увеличению грузооборота и улучшению качества транспортного обслуживания.