Роль и место экономической безопасности в системе национальной безопасности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экономическая безопасность
  • 39 39 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.03.2019
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Основные положения экономической безопасности 4
1.1 Цели и задачи экономической безопасности государства 4
1.2 Обеспечение экономической безопасности в условиях рынка 10
2 Влияние федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития на укрепление экономической безопасности России 33
Заключение 36
Список использованных источников 37


Фрагмент для ознакомления

В традиционном смысле личность — это человек как субъект социальных отношений и социальной деятельности. По нашему мнению, понятия «человек» и «личность» в современных научных суждениях не противопоставляются, а взаимно дополняют друг друга. Но экономическая безопасность может быть только человека, а не личности, т. к. для поддержания жизнедеятельности человеку как биологическому виду на протяжении всего цикла его жизни необходимо постоянное удовлетворение жизненно важных потребностей, например в воде и воздухе, а насытить эти потребности невозможно. В свою очередь насытить потребности личности с течением времени возможно. Например, личность человека ощущает себя незащищенной на современном рынке труда без более высокого уровня профессиональных компетенций: человек повысил свою квалификацию и вошел в зону относительной безопасности личности.
Для обеспечения относительно безопасной жизни и деятельности человеку необходимо, чтобы были созданы условия для обеспечения его экономической безопасности и безопасности личности, только при таких условиях человек находится в благоприятном психологическом климате, может решать проблемы роста качества жизни, а государство имеет возможность безопасно модернизировать экономику.
Наши исследования показали, что понятие «экономическая безопасность человека» в отличие от понятий «безопасность», «экономическая безопасность», «безопасность личности» не является в той же степени интенсивно, разнообразно и разносторонне изученным и определенным. Частота применения термина «экономическая безопасность личности» в настоящее время более высокая, чем «экономическая безопасность человека». При этом отсутствует единство в определении данных понятий как в российских, так и зарубежных публикациях.
Представляется, что появление в научном словоупотреблении комбинированного понятия «экономическая безопасность личности человека» является переходным этапом, началом пути осознания и поиска нового адекватного термина, который в число отличительных признаков включал бы экономический аспект обеспечения безопасности человека.
Предлагаем далее использовать наше авторское определение понятия «экономическая безопасность человека», которое синтезирует качественные характеристики ранее существующих понятий «экономическая безопасность личности» и «экономическая безопасность человека» на основе применения деятель-ностного подхода, придающего необходимый динамизм, и учитывает современные запросы общества в обеспечении постоянного роста качества жизни не только всего населения в целом, но и каждого отдельного человека. Предлагаем далее трактовать экономическую безопасность человека как совокупность условий социально-экономической защищенности жизненно важных интересов человека, национального образа жизни от внешних и внутренних опасностей на основе обеспечения роста качества жизни человека.
Увеличение уровня безопасности, т. е. совершенствование средств защиты от опасностей природного характера в индустриальном обществе, становится одним из ведущих мотивов деятельности людей с первых шагов цивилизации (рис. 1.2).


Рисунок 1.2 - Факторы угрозы экономики и экономическая
нестабильность

Устранение факторов угрозы ЭС, которые приводят к их нестабильному функционированию, за счет средств и методов экономической безопасности обеспечивает стабильное развитие экономики. В свою очередь, это создает социальную стабильность, способствует увеличению материального уровня и качества жизни населения: уровня сервиса, питания, который включает здравоохранение, образование (увеличение ментального уровня индивида и социума в целом), санитарно-гигиенических условий жизни и деятельности, трудового долголетия и продолжительности жизни и др.
Следовательно, человечество, развивая экономику, создавало и социально-экономические системы безопасности в целом.
Из рис. 1.2 можно увидеть, что риск экономики определяется множеством угрожающих критериев, а также уровнем развития самой экономики и социальными отношениями в социуме.
В данных условиях риск экономики связан с недостаточной ее защищенностью от неблагоприятных последствий, которые обусловлены естественной средой обитания человека, техногенной, природной, а также экономической средой, которую формирует сфера деятельности человека.
Причины такой недостаточной защищенности представляют собой: низкий уровень развития экономики и несовершенство социальных структур на рассматриваемой стадии развития социума. На этой стадии формировался социально- экономический вид риска.
По мере развития экономики уровень ее защищенности постоянно повышается. Об этом говорит и озабоченность социума в сохранении экономической стабильности за счет развития экономической безопасности.
Криминальная обстановка на экономическом пространстве легальной экономики представляет собой угрозу в связи с организацией теневой экономики (рис. 1.3).
Угрожающее влияние теневой экономики проявляется в виде:
- оттока материальных, финансовых, интеллектуальных и трудовых ресурсов из областей легальной экономики;
- разрушения экономических структур легальной экономики;
- сужения поля деятельности экономических структур легальной экономики;
- проникновения коррумпированных элементов в экономические структуры легальной экономики;
- развития области деятельности теневой экономики;
- организации финансовых потоков: в развитие террористов, криминальных структур; область легальной экономики для отмывания теневых доходов;
- угрозы надежному и стабильному функционированию легальной экономики;
- потери властными структурами функций управления легальной экономикой;
- воспитания кадров, которые способствуют элитообразованию в области теневой экономики.
Общая безопасность легальной экономики определяется защищенностью каждой ее составляющей по фактору угрозы, который характеризует уровень риска, и, как следствие, надежным функционированием ЭС (уровень безопасности).


Рисунок 1.3 - Схема функционирования теневой экономики

Данный показатель во многом представляет собой комплексный показатель не только успехов по ликвидации каждой угрозы, но и важнейший индикатор уровня социально-экономического развития социума, который характеризуется валовым национальным продуктом (ВНП). Это имеет связь с ростом ВНП. Уровень безопасности ЭС и экономики в целом постоянно возрастает за счет повышения денежных средств, которые общество согласно отдавать на развитие безопасности таких систем. Развитие экономики, которое характеризует и рост менталитета человеческого социума, увеличивая социально-экономическую составляющую социума, привело к появлению новых видов опасности, которые угрожают функционированию самой экономики. Риск угрозы надежного функционирования экономики RЭ можно показать следующим образом:

где RТГК – риск техногенных катастроф;
RПК – риск природных катастроф;
RЭК – риск экологических катастроф;
Rэ – риск, наносимый экономическим системам.
Интенсификация в области экономической деятельности в сельском хозяйстве, промышленности, в микро- и макроэкономике в последнее десятилетие потребовала нового подхода к обеспечению экономической безопасности, разработке разных методов и систем безопасности, которые обеспечивают защищенность ЭС от факторов риска и повышают уровень их безопасности.
Уровень безопасности определяет величина общего риска (R), которая обусловлена уровнем социально-экономического риска (Rcэ = C - D) и уровнем экономического риска (Rэ = D).
Составляющая C социально-экономического риска характеризует ВНП, D – долю отчислений на обеспечение экономической безопасности:

где I – доля ВНП, которая направляется обществом на разработку методов и систем экономической безопасности.
Это означает, что на обеспечение и создание экономической безопасности приходится использовать определенную долю материальных ресурсов социума из тех сфер, в которых создается социально- экономическая система безопасности.
Следует отметить, что материальные ресурсы социума (к примеру, на языке национальной экономики – ВНП) ограничены.
Можно стремиться к постоянному уменьшению экономического риска, повышая капиталовложения (D) в экономическую безопасность, тем не менее, чем больше эти средства, тем меньше средства (C - D), которые направляются на увеличение безопасности в социально-экономической сфере.

2 Влияние федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития на укрепление экономической безопасности России

28 февраля 2010 г. Президент России подписал новый федеральный закон «О безопасности». Этот закон определяет следующие типы деятельности по обеспечению безопасности, которые непосредственно касаются проблем экономической безопасности: выявление, прогнозирование, оценка и анализ угроз безопасности; определение главных перспективных направлений стратегического планирования и государственной политики в сфере обеспечения безопасности; применение социально-экономических мер с целью обеспечения безопасности.
Определение в федеральном законе указанных типов государственной деятельности по обеспечению безопасности предъявляет к проекту бюджета и к прогнозу социально-экономического развития государства требования по глубокому анализу более вероятных угроз национальным интересам Российской Федерации, в первую очередь, в сфере экономики.
С целью обеспечения системного анализа всех угроз экономической безопасности Российской Федерации осуществлено их ранжирование и структурирование по следующим блокам: угрозы первого уровня опасности, угрозы, которые им сопутствуют, и угрозы второго уровня опасности.
1. Угрозы первого уровня опасности.
Угрозы первого уровня опасности затрагивают реальный сектор экономики. Опасность этих угроз состоит, в первую очередь, в том, что они оказывают влияние на масштабы российской экономики, которая определяет обеспеченность государства ресурсами, способность отечественного производства обеспечить себя и население требуемыми мощностями и качественными конкурентоспособными услугами и товарами.
К ним относятся:
Угроза продолжающегося отставания Российской Федерации от развитых государств по масштабам конкурентоспособности и экономики.
Несбалансированная структура товарных рынков и экономики.
Отсутствие развитого потребительского и машиностроительного комплексов.
Медленная диверсификация производства.
Слабая активизация инновационных процессов.
Неустойчивость роста добычи газа и нефти.
Отсутствие мер, которые стимулируют рост производства комбикормов, мелиорации земель, обеспеченности сельских товаропроизводителей современной техникой и т.д.
Низкая инвестиционная активность предпринимателей, в том числе государства.
Государство, если оно серьезно озабочено модернизацией экономики, должно быть основным генератором активизации модернизационно-инновационных процессов.
Угрозы, которые сопутствуют угрозам первого уровня опасности:
Безработица.
Замедление увеличения доходов населения, уменьшения имущественного расслоения и бедности населения.
Медленное решение жилищной проблемы в государстве.
Медленное улучшение состояния сфер социальной отрасли.
Деформированная структура экспорта и импорта.
Нужно подчеркнуть, что блок угроз экономической безопасности, которые названы сопутствующими, может быть преодолен только в итоге достижения довольно высоких темпов экономического роста и диверсификации производства на инновационной основе, в том числе и за счет крупных бюджетных инвестиций.
Угрозы экономической безопасности второго уровня.
В этот блок угроз экономической безопасности внесены угрозы, которые возникают в финансовой среде. Их возникновение связано с особенностями бюджетной политики 2012-2014 гг., которая ориентирована на максимальное сдерживание бюджетных издержек и необоснованное уменьшение дефицита бюджета, что замедляет темпы экономического роста и инновационного развития экономики.
Среди угроз второго уровня на сегодняшний день самыми значимыми являются:
Дефицит бюджета.
Монетизация экономии.
Инфляция.
Низкая кредитная активность банков, высокая волатильность валютного и финансового рынков, внешний и внутренний долг, бегство капитала.
Принятие в декабре 2010 г. федерального закона «О безопасности» предъявляет особенные требования к государственной деятельности по выявлению, прогнозированию, оценке и анализу угроз безопасности, применению социально-экономических мер с целью обеспечения безопасности, осуществлению стратегического планирования в сфере обеспечения безопасности и др.

Заключение

Таким образом, проблема безопасности на протяжении всей истории существования человека всегда была актуальной. В процессе усложнения видов деятельности человека и изменений общественных отношений менялись и представления о составе и структуре безопасности. С течением времени безопасность превратилась в первичную потребность человека, без реализации которой стало невозможно дальнейшее развитие как отдельного человека, так и общества, государства и всей мировой экономики. Современный научно-технический прогресс своими противоречивыми последствиями дает дополнительный импульс к развитию и совершенствованию системы национальной безопасности и расширению диапазона ее функциональных подсистем. Новое место и роль человека в современной инновационной экономике оказывает воздействие на адаптацию существующего и разработку нового, соответствующего целям и задачам реструктуризации социально-экономического пространства инструментария измерения изменений и регулирования безопасности для устойчивого и эффективного функционирования государства. Обеспечение системы национальной безопасности в новых условиях невозможно без обеспечения экономической безопасности человека. Экономическая безопасность человека как новая функциональная подсистема экономической безопасности государства позволит создать необходимые и достаточные условия для роста качества жизни человека и роста благосостояния всего общества, что является целью развития любого социально-ориентированного государства.

Список использованных источников

Александрова А.И. Инновационная диверсификация бизнеса в системе управления экономической безопасностью предприятия // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. - 2014. - № 1. - С. 2. ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/8816/innovacionnaya_diversifikaciya_biznesa_v_sisteme_upravleniya_ekonomiches... (11.05.2017).
Бобошко В.И. Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности организаций малого и среднего бизнеса // Транспорт. дело России. - 2014. - № 2. - С. 140-142.
Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 76-80.
Калинина Н. М. экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. 2010. № 10. С.17–23.
Короткова А.В. Инструменты контроля и их роль в экономической безопасности бизнеса // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. С. 52-58. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/19-2014.pdf (11.05.2017).
Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С.132–138.
Собин О.А. Вопросы обеспечения государством экономической безопасности малого бизнеса // Экономика и упр. в XXI веке : тенденции развития. - 2012. - № 5. - С. 236-243.
Шакиров А.Т. Институт бизнес-омбудсменов как гарантия экономической безопасности развития малого и среднего предпринимательства в стране // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. - С. 21-23.

Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С.132–138.
Калинина Н. М. экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. 2010. № 10. С.17–23.
Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 76-80.
Бобошко В.И. Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности организаций малого и среднего бизнеса // Транспорт. дело России. - 2014. - № 2. - С. 140-142.
Собин О.А. Вопросы обеспечения государством экономической безопасности малого бизнеса // Экономика и упр. в XXI веке : тенденции развития. - 2012. - № 5. - С. 236-243.
Александрова А.И. Инновационная диверсификация бизнеса в системе управления экономической безопасностью предприятия // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. - 2014. - № 1. - С. 2. ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/8816/innovacionnaya_diversifikaciya_biznesa_v_sisteme_upravleniya_ekonomiches... (11.05.2017).









2







3


35


33


38


1

Список использованных источников

1. Александрова А.И. Инновационная диверсификация бизнеса в системе управления экономической безопасностью предприятия // Науч. журн. НИУ ИТМО. Сер.: Экономика и экол. менеджмент. - 2014. - № 1. - С. 2. ; То же [Электронный ресурс]. – URL:http://economics.ihbt.ifmo.ru/ru/article/8816/innovacionnaya_diversifikaciya_biznesa_v_sisteme_upravleniya_ekonomiches... (11.05.2017).
2. Бобошко В.И. Оценка эффективности системы обеспечения экономической безопасности организаций малого и среднего бизнеса // Транспорт. дело России. - 2014. - № 2. - С. 140-142.
3. Бобошко В.И. Роль государственного регулирования экономической безопасности малого и среднего бизнеса на современном этапе развития экономики / Бобошко В.И., Бобошко Н.М. // Вестн. Костр. гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. - 2014. - Т. 20, № 2. - С. 76-80.
4. Калинина Н. М. экономическая безопасность региона: сущность, угрозы и меры обеспечения // СТЭЖ. 2010. № 10. С.17–23.
5. Короткова А.В. Инструменты контроля и их роль в экономической безопасности бизнеса // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. С. 52-58. ; То же [Электронный ресурс]. – URL: http://ineconomic.ru/sites/default/files/field_print_version/19-2014.pdf (11.05.2017).
6. Лизина О.М. Экономическая безопасность как успешная составляющая современного бизнеса / Лизина О.М., Гусева С.В. // Контентус. - 2013. - № 2. - С. 25-29.
7. Новикова И. В., Красников Н. И. Индикаторы экономической безопасности региона // Вестн. Том. гос. ун-та. 2010. № 330. С.132–138.
8. Собин О.А. Вопросы обеспечения государством экономической безопасности малого бизнеса // Экономика и упр. в XXI веке : тенденции развития. - 2012. - № 5. - С. 236-243.
9. Шакиров А.Т. Институт бизнес-омбудсменов как гарантия экономической безопасности развития малого и среднего предпринимательства в стране // Инновац. развитие экономики. - 2014. - № 2. - С. 21-23.

Вопрос-ответ:

Какую роль играет экономическая безопасность в системе национальной безопасности?

Экономическая безопасность играет ключевую роль в системе национальной безопасности, поскольку обеспечивает устойчивое и стабильное развитие государства. Безопасность экономики влияет на различные аспекты жизни общества, включая занятость населения, социальную стабильность, инвестиционную привлекательность и развитие национальной промышленности. Развитие экономики напрямую связано с обеспечением безопасности государства в целом.

Какова роль экономической безопасности в системе национальной безопасности?

Экономическая безопасность играет важную роль в системе национальной безопасности. Она направлена на обеспечение стабильного развития экономики государства, защиту национальных интересов и минимизацию угроз экономической стабильности. Экономическая безопасность включает в себя различные аспекты, такие как обеспечение энергетической независимости, защита от экономической шпионажа и контроль над финансовыми ресурсами.

Какие цели и задачи ставятся перед экономической безопасностью государства?

Основной целью экономической безопасности является обеспечение стабильного и устойчивого развития экономики государства. Это достигается путем предотвращения и снижения угроз экономической стабильности, защиты национальных экономических интересов и обеспечения энергетической независимости. Задачи экономической безопасности включают в себя контроль над внешнеторговыми операциями, защиту интеллектуальной собственности, борьбу с экономической преступностью и обеспечение правил конкуренции на внутреннем рынке.

Как обеспечивается экономическая безопасность в условиях рынка?

Обеспечение экономической безопасности в условиях рынка осуществляется через регулирование экономических процессов и создание условий для свободной конкуренции. Государственные органы проводят антикризисную политику, стимулируют развитие отраслей экономики, поддерживают национальные производителей и защищают их от недобросовестной конкуренции. Также проводятся меры по контролю и регулированию внешнеторговых операций, осуществляется защита от дестабилизирующих факторов мировой экономики.

Какую роль играет экономическая безопасность в системе национальной безопасности?

Экономическая безопасность имеет важное значение в системе национальной безопасности, так как она напрямую влияет на стабильность и процветание государства. Она обеспечивает защиту экономических интересов государства, его национального богатства, экономических ресурсов и инфраструктуры.

Какие цели и задачи ставит перед собой экономическая безопасность государства?

Основными целями и задачами экономической безопасности государства являются: обеспечение стабильного экономического роста, защита экономических интересов государства, создание благоприятных условий для развития предпринимательства и привлечения инвестиций, обеспечение энергетической и продовольственной безопасности, защита национальной валюты и финансовой системы.

Как обеспечивается экономическая безопасность в условиях рынка?

В условиях рынка экономическая безопасность обеспечивается через регулирование экономических процессов и конкуренции, создание благоприятного инвестиционного климата, защиту прав собственности, контроль за движением капитала, развитие инфраструктуры и социальной сферы, а также принятие социально ответственных экономических решений.

Как федеральный бюджет и прогноз социально-экономического развития влияют на укрепление экономической безопасности России?

Федеральный бюджет и прогноз социально-экономического развития играют важную роль в укреплении экономической безопасности России. Они определяют распределение бюджетных ресурсов, финансирование приоритетных отраслей экономики, социальные программы, инвестиции в научно-технический прогресс и развитие инфраструктуры. Кроме того, прогноз развития помогает выявить потенциальные угрозы и риски для экономической безопасности, что позволяет принять своевременные меры для их предотвращения или минимизации.