1. Пути адаптации первоклассников к учебному процессу.
Заказать уникальную курсовую работу- 49 49 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 22.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………….……………………………...….3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования специфики адаптации первоклассников к учебному процессу……………...……………………………..7
1.1. Основные характеристики понятия «адаптация» в психологической науке…………………………………………………………………………………..7
1.2. Младший школьный возраст как особый период в жизни человека...10
1.3. Особенности адаптации первоклассников к школе. Условия развития школьной адаптации……………………….………………………………………15
Выводы по главе 1……………...……………………………………………18
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики адаптации первоклассников к учебному процессу…………………………………………...19
2.1 Планирование и организация эмпирического исследования……..…..19
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования...21
Выводы по главе 2……………………...……………………………………34
Глава 3. Психолого-педагогическое проектирование условий адаптации первоклассников к учебному процессу…………………………………………...36
3.1 Методологическое обоснование построения программы оптимизации процесса адаптации первоклассников…….……………………………………....36
3.2 Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу «Учимся играя»…..…..………………..38
Заключение…………………………………………………………………...39
Список литературы…………………………………………………………..41
Приложение…………...……………………………………………………..45
Детализированные, но незавершенные рисунки.В изображении школьной жизни использовались темныетона. Некоторые дети отказывались рисовать на школьную тему. Они рисовали то, что они лучше всего любят и умеют рисовать. Такое поведение характерно для детей с трудностями приспособления к четкому выполнению школьных требований, с завышенным уровнем притязаний и с негативным отношением к школе.4. Непонимание поставленных задач. К этой группе были отнесены рисунки у 3 учеников (30%) 1 «а» класса, 2 учеников (18%) 1 «б» класса, 2 учеников (20%) 1 «в» класса. Рисунки схематичные и бездеталей.В схематичных изображениях использовались только темные тона.Эти дети либо ничего не рисовали, либо срисовывали у других детей сюжеты, которые не имели отношения к теме. Скорее всего, это показатель преобладания у детей педагогической запущенности, отсутствия четких представлений об учебной деятельности.Таким образом, анализ рисунков младших школьников позволил заключить, что специфическим содержанием отношения к учению первоклассников является ее более положительный характер. Однако у некоторых из них выражены детский негативизм и сложность в понимании и выполнении поставленных задач.Вывод по главе 2Анализ результатов эмпирического исследования особенностейадаптации первоклассников к школьному обучению показал, чтоученикам первых классов характерен низкий уровень развития мотивации учения. Для них еще свойственно внешнее отношение к школе и к учебе в целом. Такие внешние мотивы связаны с внешней стороной учебной деятельности. Ученики в основном ориентируются на оценку со стороны окружающих, прежде всего родителей и учителя. Мотивация учения, как правило, неустойчивая. Им может свойственно проявление школьной тревожности как реакция на трудности в обучении. Можно полагать, что она специфична именно для детей, которые находятся на первых этапах обучения, когда тревожность возникает как реакция ребенка на непонимание им новых требований и невозможность ответить на них. Эти эмпирические данные свидетельствуют о наличии «школьного шока» в эмоциональной сфере некоторых первоклассников. Это может также проявляться в определенном эмоциональном отношении к школе, которое сопровождается нарушением самочувствия, игровой и учебной деятельности, общения со взрослыми и сверстниками.Глава 3. Психолого-педагогическое проектирование условий адаптации первоклассников к учебному процессу3.1 Методологическое обоснование построения программы оптимизации процесса адаптации первоклассниковОдной из главных проблем современной школы является адаптация первоклассников к учебному процессу. Первоклассник как субъект учебной деятельности специфичен не только своей позицией, отношением, но и способностью к адаптации к учебной деятельности. Согласно полученным в ходе эмпирического исследования результатам, первоклассникичасто характеризуются низкой учебной мотивацией и негативным отношением к школьному обучению. Поэтому развитие и формирование мотивации учебной деятельности и позитивного отношения к учебе первоклассников представляется важным, так как снижение этих показателей может выступать в качестве серьезных психологических проблем для личностного развития.В связи с этим нами был разработан комплекс мероприятий по формированию мотивов учения, способствующих оптимизации процесса адаптации первоклассников к учебному процессу. Развитие мотивации проводится согласно принципам и методам коррекции психического развития ребенка, разработанным в отечественной психологии (Л.С. Выготским, Д.Б. Эльконин, Г.Б. Бурменская, О.А. Карабанова, И.В. Дубровина и др.). Согласно отечественным исследованиям, коррекция направлена на: 1. оптимизацию социальной ситуации развития ребенка; 2. развития видов деятельности ребенка; 3. формирование возрастно-психологических новообразований.В ходе построения коррекционной программы мы руководствовались следующими принципами: 1. принцип системности коррекционных и профилактических задач; 2. принцип единства диагностики и коррекции; 3. деятельностный принцип коррекции; 4. принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей младших школьников; 5. принцип комплексности методов психологического воздействия; 6. принцип активности привлечения ближайшего социального окружения учеников к участию в коррекционной программе. Данная программа характеризуется по следующим основаниям.По характеру направленности сочетает в себе симптоматическую (устранение симптомов) и каузальная (изменение мотивации) формы коррекционной работы.По содержанию направлена на развитие личности, коррекции познавательной и эмоционально-волевой сфер.По форме работы является групповой. По наличию программы: программированная – позволяет учесть все необходимые моменты для развития мотивации.По масштабу решаемых задач: специальная, так как предполагает решение конкретной цели – развитие мотивов учения у первоклассников.Основной целью работы выступило создание и оптимизация в ходе специально организованного обучения таких условий, которые могут обеспечить оптимизацию процесса адаптацииучащихся первых классов. Другими словами, предполагалось создание условий для освоения учащимися принципиально новой позиции – позиции активного, сознательного и творческого субъекта учения.Одним из наиболее эффективных способов достижения поставленной цели нам представлялось использование метода психолого-педагогического проектирования. Этот метод состоит в идеальном конструировании (замысле) и практическом воплощении (реализации) условий оптимизации адаптации учеников первых классов к учебному процессу. Основываясь на том, что базовыми видами деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, мы предполагаем использовать следующие методы и формы формирования мотивов учения и оптимизации процесса адаптации к учебной деятельности первоклассников: дискуссии, игры, упражнения, рисуночные методы и методы самовыражения. В ходе занятий обязательно проводится совместное обсуждение хода и результатов деятельности.Учёт индивидуальных особенностей каждого школьника был произведён с помощью гармоничного сочетания групповых и индивидуальных заданий. Эффективность коррекционной программы зависит от того, произойдёт ли перенос позитивного опыта, полученного учеником на занятиях, в его реальные жизненные ситуации. 3.2 Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу «Учимся играя»Каждое занятие проводится в три этапа: приветствие, основная часть, направленная на выполнение конкретной цели занятия, заключительная – рефлексия занятия. Продолжительность занятия – 45 минут. Всего занятий – 7. Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу «Учимся играя» представлена в Приложении 1.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие первоклассника во многом определяется тем, насколько его возможности соответствуют требованиям школы. Когда ребенок поступает в школу, он переходит на новый этап своего развития. В младшем школьном возрасте происходит формирование психологических новообразований. Этот возраст имеет большое значение для формирования личности младших школьников, успешности адаптации к новой учебной деятельности и развития у них мотивации учебной деятельности.Проблема адаптации первоклассников к условиям школьного обучения и воспитания рассматривалась в исследованиях Н.М. Аксариной, М.А. Битяновой, Л.И. Божович, Н.Д. Ватутиной, Л.С. Выготского, Г. Гетпера, Т.В. Дорожевец, Я. Йирасек, В.Е. Кагана, А. Керна, А.Н. Леонтьева, О.Е. Липневича, Я.З. Неверовича, Р.В. Овчарова, Р.В. Тонковой-Ямпольской, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной, Д.Б. Эльконина и др. Наше эмпирическое исследование проводилось в течение 2018-2019 г.г. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ N_ г. Название, ____________ области. В исследовании приняли участие 31 ученик первых классов. В ходе анализа полученных эмпирических данных удалось установить следующее. Большинство первоклашек испытывают некоторые трудности адаптации, находясь в условиях школы. Возможно, дети чувствует себя незащищенными, испытывают тревогу, беспокойны, не уверены в себе, проявляют негативизм, иногда враждебно настроены, насторожены и импульсивны. Постепенно, при обучении в школе, у них возникает потребность занять свое особое положение среди окружающих людей и осуществлять связанную с этим положением деятельность. Устойчивый познавательный интерес создается при сочетании рационального и эмоционального в обучении. Для этого педагогу необходимо использовать в своей работе как занимательные задания и приемы работы, так и задания, которые имеют проблемный характер. В заключение необходимо подчеркнуть, что работа по адаптации первоклассников к школьному обучению должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно ориентированный характер, сфокусированный на тех факторах среды и характеристиках развития, которые в каждом возрасте могут стать причиной отставания в развитии. Работу следует осуществлять на уровне всех структурных компонентов мотивов учения, с ориентацией на ее возрастные и половые «пики» и индивидуальные «зоны уязвимости» для каждого ребенка. В младшем школьном возрасте центральное место отводится работе с окружающими ребенка взрослыми, в дальнейшем она продолжает играть существенную роль, но основное внимание также следует уделять развитию и укреплению его отношению к себе, конструктивному разрешению возникающих у него внутренних конфликтов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Алдошина, Л.П. Занимательное знакомство со школой / Л.П. Алдошина. - М: Де'Либри, 2018. - 217 с.2. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Е.В.Барышникова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018. - 173 с3. Бенилова, С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учеб. пособие для дефектологов, педагогов, психологов, логопедов и детских врачей. -М: В.Секачев, 2015. - 183 с.4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Л.: Наука, 1988.— 260 с.5. Вергелес, Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г.И.Вергелес. - М: Инфра-М, 2016. – 172 с.6. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л.В.Андреева и др.]; Центр развития научного сотрудничества - Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.7. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие (бакалавриат). - 7-е изд.,перераб. и доп. – М.: КноРус, 2016. - 347 с.8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: «Педагогика», 2008. – 493 с.9. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О.Гонина. - М: Флинта : Наука, 2014. - 271 с.10. Данилова, С.Е. Адаптация / С.Е. Данилова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999. – 426 с.11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. – 207 с.12. Зволейко, Е.В. Определение психолого-педагогического статуса учащихся 1 класса, испытывающих трудности в обучении и адаптации в школе : учеб.-метод. пособие / Е.В. Зволейко. - Чита, 2011. -61 с.13. Клащус, Н.Г. Программа по профилактике школьной дезадаптации учащихся младшего подросткового возраста "Я выбираю успех!": методическое пособие / Н.Г. Клащус, Е.М. Кобзева. - М: Московский психолого-социальный ун-т, 2017. - 280 с.14. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.15. Крайникова, Т.А. Мир открытых сердец: учимся понимать, сопереживать и управлять своими чувствами : программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников на этапе адаптации к школе : методическое пособие / Т.А.Крайникова - Изд. 2-е. - Майкоп : Полиграф-Юг, 2016. - 281 с.16. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.17. Лебеденко, О.А. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / О. А. Лебеденко. - Ростов-на-Дону : Акад. психологии и педагогики ЮФУ, 2017.18. Логинова, Н.Г. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников "группы риска" в общеобразовательном учреждении. - Саранск, 2013. - 197 с.19. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : [трудности в обучении, психодиагностика, преодоление] : учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. – М [и др.] : Питер, 2009. - 365 с. 20. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.21. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2016. 583 с.22. Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. - Л., 1975. - 143 с.23. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 : Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.24. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013. 25. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в образовательной среде школы: учебное пособие / А.Ю. Александров, Н.В. Григорьева, Е.Л. Николаев. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2018. - 283 с. 26. Психология развития детских возрастов: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст [Текст] : коллективная монография / Д.А. Донцов [и др.] ; [под общ. ред. Д. А. Донцова]. - М: Liteo, 2015. - 174 с.27. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная). - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.28. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения : сборник статей / Гос. бюджетное учреждение г. Москвы "Центр содействия семейному воспитанию "Гармония" ; [под ред. А. К. Быкова, В. М. Волохатовой]. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с. 29. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ: Серия экономики, философии, психологии, права. – СПб, 1995. - № 3. - С. 75-83.30. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.31. Ульева, Е.Ю. Я первоклассник: книга-памятка / Е.Ю. Ульева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс-Премьер, печ. 2017. - 30 с.32. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.33. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - 2. изд. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2007. - 859 с.34. Холодкова, О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / О. Г. Холодкова, Е. А. Манакова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 206 с.ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1. Программа психологического сопровождения адаптации первоклассников к учебному процессу «Учимся играя»1 деньЦель: ознакомление участников с правилами и принципами работы в группе; освоение приемов самораскрытия, создание атмосферы взаимного доверия и психологического комфорта, определение положительных и отрицательных особенностей учащихся, создание позитивной установки на саморазвитие и актуализацию внутреннего потенциала членов группы.Время проведения: 45 минут.Вступление, приветствие – ознакомление учащихся с целями и задачами развивающих занятий, раскрытие логики учебного плана.Самопрезентация – выбор имени, рассказ о себе.Обсуждение правил работы в группе - например, персонификации обращения и высказывания, конфиденциальности, «здесь и теперь», «обратной связи» и др.Упражнение: «Интересные случаи» - актуализация знаний о ситуациях своей жизни.Упражнение: «Сам себя не похвалишь – никто не похвалит» - ориентация детей на свои положительные качества.Рефлексия – участники делятся своими чувствами и мыслями по поводу прошедшего занятия. Заключительное обсуждение - подводятся итоги прошедшего дня развивающего занятия, анализируются общие ошибки и успехи группы.2 деньЦель: закрепление навыков самоанализа; освоение диагностики индивидуальных особенностей; повышение самопонимания; формирование доброжелательных и доверительных отношений в группе.Время проведения: 45 минут.Приветствие – упражнение вводит детей в атмосферу групповой работы, настраивает их на доброжелательное отношение друг к другу.Упражнение: «Недосказанные слова» – дети делятся своими чувствами и мыслями по поводу предшествующего занятия.Упражнение: «Кто «Я» - повышение интереса к себе на основе узнавания своих положительных и отрицательных качеств, своих индивидуальных особенностей. Игра: «Ассоциации» - формирование положительного отношения к деятельности.Упражнение: «Какой я есть и каким бы я хотел быть» - диагностика своих индивидуальных особенностей, осмысление желаемого «Я», получение обратной связи каждым участником класса.Рефлексия. Каждый ученик высказывает, что понравилось, что не понравилось. Заключительное обсуждение.3 деньЦель: исследование своих качеств и индивидуальных особенностей; определение своих желаний и стремлений; формирование доброжелательных и доверительных отношений в группе.Время проведения: 45 минут.Приветствие.Упражнение: «Недосказанные слова». Участники делятся своими мнениями по кругу. Все внимательно слушают друг друга.Упражнение: «Биографическая сказка» - определение знаний о себе.Занятие-беседа: «Главные желания» - развитие ценностной сферы младших школьников.Дискуссия на тему: «Что влияет на мои желания» - освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу. Упражнение - медитация: «Стрела» - осознание информации.Рефлексия.Заключительное обсуждение.4 деньЦель: анализ жизненных ценностей и качеств личности; коррекция самооценки; развитие уверенности в себе; определение положительных сторон младших школьников; формирование доброжелательных и доверительных отношений.Время проведения: 45 минут.Приветствие.Упражнение: «Недосказанные слова».Упражнение: «Рассказ о себе» - анализ жизненных ценностей и качеств личности.Сказка: «Коряга» - сказка подсказывает возможность обретения собственной индивидуальности вопреки расхожему мнению и ожиданиям окружающих, способствует решимости выйти на новый уровень жизненного пути для достижения самореализации.Упражнение: «Ослиная шкура» - снятие напряжения в отношениях с другими, коррекция самооценки.Рефлексия.Заключительное обсуждение.5 деньЦель: исследование и осознание слабых и сильных сторон своей личности; формирование доброжелательных и доверительных отношений.Время проведения: 45 минут.Приветствие.Упражнение: «Недосказанные слова».Упражнение: «Сильные стороны» - определение собственных сильных сторон, развитие умения мыслить о себе в положительном ключе.Упражнение: «Мои слабые стороны» - нахождение собственных слабых сторон, определение перспектив личностного роста.Дискуссия на тему: «Как наши слабые и сильные стороны могут влиять на учебу» - освоение нового материала, систематизация имеющихся знаний, формирование собственной позиции к изучаемому материалу.Рефлексия.Заключительное обсуждение.6 деньЦель: развитие позитивного мышления; развитие уверенности в себе; получение позитивного жизненного опыта; формирование доброжелательных и доверительных отношений.Время проведения: 45 минут.Приветствие.Упражнение: «Недосказанные слова».Упражнение: «Круг наших желаний» - определение жизненных приоритетов.Сказка: «Ручейки» - сказка способствует принятию в символической форме своей конструктивной физической активности, помогает победить страх.Упражнение – медитация: «Источник силы» - стимулирование достижения цели.Упражнение: «Сказочный лес» - развитие различного вида чувствительности, получение позитивного жизненного опыта и общая энергетизация тела.Рефлексия.Заключительное обсуждение.7 деньЦель: формирование готовности последовательно достигать намеченной цели; раскрытие внутреннего мира и творческих способностей; определение ценностей; развитие и осознание своего «Я».Время проведения: 45 минут.Приветствие.Упражнение: «Недосказанные слова».Упражнение: «Достигаем свои цели» - осознание школьниками возможности достижения целей, определение оптимального количества действий и необходимых средств.Упражнение: «Путь к цели» - определение основных ценностей.Сказка: «Человек» - сказка способствует раскрытию внутреннего мира, развитию творческих способностей и помогает духовному развитию человека.Рефлексия.Заключительное обсуждение.
1. Алдошина, Л.П. Занимательное знакомство со школой / Л.П. Алдошина. - М: Де'Либри, 2018. - 217 с.
2. Барышникова, Е.В. Психология детей младшего школьного возраста : учеб. пособие / Е.В.Барышникова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГГПУ, 2018. - 173 с
3. Бенилова, С.Ю. Влияние стиля общения с детьми на их развитие, деятельность и интеграцию: учеб. пособие для дефектологов, педагогов, психологов, логопедов и детских врачей. -М: В.Секачев, 2015. - 183 с.
4. Березин, Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека / Ф.Б. Березин. Л.: Наука, 1988.— 260 с.
5. Вергелес, Г.И. Система формирования учебной деятельности младших школьников: учебное пособие для высших учебных заведений, ведущих подготовку по направлению 44.03.01 "Педагогическое образование" / Г.И.Вергелес. - М: Инфра-М, 2016. – 172 с.
6. Возрастная и педагогическая психология: механизмы и условия психического развития формирования личности : монография / [Л.В.Андреева и др.]; Центр развития научного сотрудничества - Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества, 2013. - 168 с.
7. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие (бакалавриат). - 7-е изд.,перераб. и доп. – М.: КноРус, 2016. - 347 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: «Педагогика», 2008. – 493 с.
9. Гонина, О.О. Психология младшего школьного возраста: учебное пособие / О.О.Гонина. - М: Флинта : Наука, 2014. - 271 с.
10. Данилова, С.Е. Адаптация / С.Е. Данилова // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб., 1999. – 426 с.
11. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: Каро, 2005. – 207 с.
12. Зволейко, Е.В. Определение психолого-педагогического статуса учащихся 1 класса, испытывающих трудности в обучении и адаптации в школе : учеб.-метод. пособие / Е.В. Зволейко. - Чита, 2011. -61 с.
13. Клащус, Н.Г. Программа по профилактике школьной дезадаптации учащихся младшего подросткового возраста "Я выбираю успех!": методическое пособие / Н.Г. Клащус, Е.М. Кобзева. - М: Московский психолого-социальный ун-т, 2017. - 280 с.
14. Ключко, О.И. Педагогическая психология. – М.: Директ-Медиа, 2015. - 315 с.
15. Крайникова, Т.А. Мир открытых сердец: учимся понимать, сопереживать и управлять своими чувствами : программа коррекционно-развивающих занятий для младших школьников на этапе адаптации к школе : методическое пособие / Т.А.Крайникова - Изд. 2-е. - Майкоп : Полиграф-Юг, 2016. - 281 с.
16. Кузнецов, Г.И. Педагогическая психология: краткий курс, схемы и комментарии / Г.И. Кузнецов, Э.А. Нехвядович. - Санкт-Петербург : Своё изд-во, 2014. - 121 с.
17. Лебеденко, О.А. Психология детей дошкольного и младшего школьного возраста [Электронный ресурс] : электронное учебное пособие / О. А. Лебеденко. - Ростов-на-Дону : Акад. психологии и педагогики ЮФУ, 2017.
18. Логинова, Н.Г. Формирование мотивации учебной деятельности младших школьников "группы риска" в общеобразовательном учреждении. - Саранск, 2013. - 197 с.
19. Локалова, Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика : [трудности в обучении, психодиагностика, преодоление] : учебное пособие - хрестоматия для студентов психолого-педагогических специальностей / Н. П. Локалова. – М [и др.] : Питер, 2009. - 365 с.
20. Лютова, Е. К. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2000. - 192 с.
21. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб: Питер, 2016. 583 с.
22. Милославова, И.А. Социальная адаптация: анализ понятия / И.А. Милославова. - Л., 1975. - 143 с.
23. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 : Материалы научно-практической деятельности экспериментальной площадки. - Уфа : Мир печати, 2014. - 71 с.
24. Общая психология : учебное пособие / под общ. ред. Н.П. Ансимовой. Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2013.
25. Психологическое сопровождение адаптации первоклассников в образовательной среде школы: учебное пособие / А.Ю. Александров, Н.В. Григорьева, Е.Л. Николаев. - Чебоксары : Изд-во Чувашского ун-та, 2018. - 283 с.
26. Психология развития детских возрастов: младенчество, ранее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст [Текст] : коллективная монография / Д.А. Донцов [и др.] ; [под общ. ред. Д. А. Донцова]. - М: Liteo, 2015. - 174 с.
27. Психология развития и возрастная психология : методические рекомендации по изучению курса "Психология развития и возрастная психология" : для студентов 2-го курса направления 030300 "Психология", форма обучения - очная (полная). - Ростов-на-Дону : ДГТУ, 2015. - 37 с.
28. Развитие учебной мотивации у детей-сирот в условиях интернатного учреждения : сборник статей / Гос. бюджетное учреждение г. Москвы "Центр содействия семейному воспитанию "Гармония" ; [под ред. А. К. Быкова, В. М. Волохатовой]. – М.: МАЭСТРО ПлаТинум, 2015. - 102 с.
29. Реан, А.А. К проблеме социальной адаптации личности / А.А. Реан // Вестник СПбГУ: Серия экономики, философии, психологии, права. – СПб, 1995. - № 3. - С. 75-83.
30. Реан, А.А. Психология адаптации личности / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А. Баранов. - СПб.: Медицинская пресса, 2002. - 352 с.
31. Ульева, Е.Ю. Я первоклассник: книга-памятка / Е.Ю. Ульева. - Изд. 3-е. - Ростов-на-Дону : Феникс-Премьер, печ. 2017. - 30 с.
32. Учебная деятельность как ведущая деятельность младших школьников: особенности, содержание, формирование мотивов : учебное пособие. - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 219 с.
33. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : Учеб. пособие для студентов вузов по направлению и спец. "Психология", "Клинич. психология" / Хайнц Хекхаузен; [Пер. с англ.: Т. Гудкова и др.]; Науч. ред. пер. на рус. яз.: Д. А. Леонтьев, Б. М. Величковский. - 2. изд. - М. [и др.] : Питер : Смысл, 2007. - 859 с.
34. Холодкова, О.Г. Психология детей младшего школьного возраста : учебное пособие / О. Г. Холодкова, Е. А. Манакова. - Барнаул : АлтГПА, 2014. - 206 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные характеристики понятия адаптация в психологической науке?
Адаптация - процесс приспособления организма или системы к новым условиям окружающей среды. В психологической науке адаптация определяется как процесс взаимодействия человека и окружающей его среды, в результате которого он осваивает новые условия существования и функционирует в них эффективно.
Почему младший школьный возраст считается особым периодом в жизни человека?
Младший школьный возраст (6-10 лет) считается особым периодом в жизни человека, так как в это время происходит интенсивное физическое, психическое и социальное развитие. В это время дети начинают посещать школу и сталкиваются с новыми требованиями, что требует от них особых усилий для адаптации к новым условиям.
Какие особенности адаптации первоклассников к школе?
Адаптация первоклассников к школе имеет свои особенности. Для детей этого возраста характерна низкая устойчивость внимания, высокая эмоциональность и уязвимость. Дети часто бывают перегружены информацией и испытывают трудности в организации учебного процесса. Из-за этого важно создать благоприятную атмосферу в классе и помочь детям приспособиться к новым требованиям.
Что такое адаптация в понимании психологии?
Адаптация - это процесс приспособления организма или системы к новым условиям окружающей среды. Она предполагает изменение внутренних и внешних характеристик системы для эффективного функционирования в новых условиях. В психологии адаптация описывает взаимодействие человека с окружающей его средой, в результате которого он осваивает новые условия существования и функционирует в них эффективно.
Какие условия способствуют развитию школьной адаптации?
Развитию школьной адаптации способствуют различные условия. Важную роль играет поддержка со стороны родителей, учителей и сверстников. Также важными факторами являются создание благоприятной атмосферы в классе, организация интересных и понятных занятий, адекватная оценка успехов и ошибок, а также обеспечение возможности самореализации и саморазвития учеников.
Какие основные характеристики понятия "адаптация" в психологической науке?
Основными характеристиками понятия "адаптация" в психологической науке являются процесс изменения и приспособления организма к новым условиям среды.
Почему младший школьный возраст считается особым периодом в жизни человека?
Младший школьный возраст считается особым периодом в жизни человека, так как это время, когда ребенок переходит из дошкольной жизни в школьную и начинает активно учиться и развиваться. На этом этапе дети сталкиваются с новыми требованиями и ограничениями, а также начинают формироваться важные навыки и умения.
Какие особенности адаптации первоклассников к школе?
Особенности адаптации первоклассников к школе включают в себя ощущение новизны и незнакомости, столкновение с новыми правилами и расписанием, необходимость учиться и работать в коллективе со сверстниками и учителем, а также адаптацию к режиму школьного дня и учебной нагрузке.