Специфика освоения студентами Китая творчество Н. А.Римского-Корсакова
Заказать уникальную дипломную работу- 68 68 страниц
- 50 + 50 источников
- Добавлена 23.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. История развития высшего музыкального образования в Китае 8
1.1 Развитие музыкального образования в Китае на современном этапе 8
1.2 Национальная идентичность студентов из Китая как фактор успешности обучения игре на фортепиано 14
Глава 2. Педагогические условия освоения китайскими студентами особенностей русской школы пианизма 31
2.1. Музыкальные культуры Китая и России в содержании музыкально-исторического образования: различия и точки соприкосновения 31
2.2.Теоретико-методическая модель освоения студентами Китая творческого наследия русских композиторов, в частности творчества Н.А. Римского-Корсакова 46
Заключение 65
Отвергая пустой техницизм в работе пианиста, Виллуан отрицательно относился даже к этюдам типа «Школы беглости» Черни, предпочитая выбирать пьесы певучие, разнохарактерные и содержательные. Он не поддерживал также весьма укоренившуюся в то время практику многочасовых изнурительных занятий, представляющих, по сути, пустую долбежку и бессодержательную гимнастику для пальцев. По сути, такие педагогииностранцы («обрусевшие» за многие годы работы или родившиеся в России), как: Фильд, Гензельт, Герке и Виллуан — не только «подготовили почву» для создания российской профессиональной музыкальной школы, окончательно оформившейся в связи с открытием Петербургской и Московской консерваторий в шестидесятые годы XIX века, но и открыли путь дальнейшего развития русской музыкальной культуры на основе ассимиляции ею художественных традиций Западной Европы. Однако речь здесь должна идти не об автоматическом переносе достижений европейской музыкальнохудожественной мысли и педагогической практики в лоно русской музыкальной культуры, а о создании совершенно нового самоценного феномена, органично вобравшего в себя лучшее и наиболее жизнеспособное из этих культур. Тем более нельзя говорить о противопоставлении двух культур, поскольку они в совокупности привели к появлению совершенно нового явления в мировой художественной культуре. Все это подтверждает, что российская музыкальная культура и педагогика — результат мировых художественных процессов, происходивших и происходящих в наши дни при взаимодействии даже далеких друг от друга мировых цивилизаций. Как показывает ход экспериментальной работы с учащимися китайских учебных заведений, проводимой автором настоящей статьи, углубленное изучение китайскими учащимися истории русской школы пианизма обогащает их представления о русской музыке и представляющих ее музыкантах, насыщает содержание занятий более ярким эмоциональным отношением к изучаемым произведениям русских композиторов. Кроме того, формы, методы и приемы учебной работы российских преподавателей с китайскими студентами как бы «оживают», приобретают новое значение и весомость в ходе обучения игре на фортепиано, повышая его эффективность.2.2.Теоретико-методическая модель освоения студентами Китая творческого наследия русских композиторов, в частности творчества Н.А. Римского-КорсаковаМетодические подходы и организационные формы к преподаванию музыкальных дисциплин в Китае и России отличаются друг от друга по ряду существенных параметров несмотря на наличие некоторых точек соприкосновения.Это обстоятельство не дает возможность в неизменном виде непосредственно переносить в систему музыкального образования в Китае опыт обучения студентов в России. По данной причине актуальной выступает разработка теоретико-методическое модели освоения китайскими студентами творческого наследия русских композиторов, в частности композитора Римского-Корсакова, данная система адаптирует базовые подходы педагогической российской школы к условиям обучение в Китае. Ниже будут указаны положения разработанной модели на материалах освоения темы «Творчество Н.А Римского -Корсакова». Данный выбор обосновывается тем, что данный композитор является одним из самых исполняемых, известных и любимых во всём мире в том числе и в Китайской Народной Республике. На китайском языке в данный момент есть большое количество исследований о Н.А Римском –Корсакове, Как оригинальных так и переводных. Аудио и видеозаписи, а также нотный материалы произведения композитора является довольно многочисленными в современных условиях доступными для студентов во всех высших учебных заведениях. Обстоятельства, которое находится за рамками педагогики музыкального образования не могут быть препятствием в воплощении рассматриваемой далее теоретико-методические модели касается на обозначена тему учебного курса.Целью данной теоретико-методической модели освоения китайскими студентами творческого наследия русских композиторов, в частности творчество Римского-Корсакова является формирование представлений о творчестве жизни композиторана базе целостного подхода который включает в себя:- монографический принцип построения учебного курса;- педагогическую интерпретацию российского опыта при учете китайских педагогических и музыкальных традиций и национальных особенностей менталитета;- единство жанрового исторического, стилевого и аналитического аспектов присвоения музыкальных произведений;- формирование многоаспектных представлений о Российском культурном контексте в качестве основы для понимания художественно-эстетических устремлений и биографических факторов композитора.-достижение вышеуказанной цели будет возможным при помощи разрешения нижеследующих задач:-создание электронного образовательного ресурса в облачном хранилище к примеру на Google диске, виды комплексы специально разработанных текстовых файлов на китайском языке, которое содержит для студентов всю необходимую информацию о Российском и европейском культурном контексте, о биографии композиторов, общие характеристики творчества, отдельных произведениях и их жанров, а также графические, аудио и видеофайлы.- обосновать для студентов из Китая принципы периодизация творческой жизни композитора и на базе биографических данных выстроить процесс его творческого становления.- заложить у студентов из Китая основные представления о ключевых составляющих европейского и российского культурного контекста В качестве базы для понимания творческих поисков и жизненного пути композиторов.- осветить жанровую картину творчество композитора, ознакомить студентов из Китая с самыми репрезентативным и образцами из разных жанров.- выявить особенности стилевой системы композитора, ее взаимосвязи с духовной фольклорной музыкой, национальной, индивидуальный и общий европейские черты.- формировать у студентов из Китая готовность к осмысленному восприятию русской музыки, развитию них устойчивую мотивацию интерес для познания русской культуры.- произвести учебные действия, которые направлены на развитие у студентов навыков анализировать музыкальный материал и способность к самостоятельному мышлению и обобщению.-представить творческое наследие композиторав виде синтеза общеевропейских и национальных традиций.- разработать фонд оценочных средств, критерии процедуры оценки уровня освоения студентами из Китая музыкального историко-теоретического материала. Решение данных задач потребует операция на адекватные эффективными и принципы обучения:-общедидактические, к ним относится принцип межпредметных связей, а также связь практики и теории;- музыкальные, к ним относятся принцип ориентации на высокохудожественное образцы музыкального искусства; художественное развитие личности и связанные с ним принципы раскрытия эстетической ценности музыки; принципы выявления многообразных связей музыкального искусства с духовной жизни; принцип изучения музыкального искусства в общей историческом контексте и со связью с остальными видами искусства; принцип, который основан на формировании у студентов в понимании процессов развития музыкального искусства в качестве органической связи новаторства и преемственности; принцип опоры на стилевой и интонационной подходы; принцип направленности на овладение студентами разнообразными видами музыкальной деятельности; принцип на ценности процесса музыкального образования на развитие музыкальных способностей студентов, а также его личности.Компетентностный подход предполагает в освоении монографической темы «Творчество Н.А Римского -Корсакова» формирование знаний о музыке и понимания особенностей творчества композитора в историческом и теоретическом аспектах:-биографических сведений о композиторе, главных периодов его творческого пути;- исторического и культурного контекста России во второй половине XIX века;- жанровая система соответствующие эпохи;- идейных и образных доминант творчество композитора;- национальных, индивидуальных и общих романтических особенностей стилевой система;- истории создания изучаемых произведений композитора;- средства в композиторской технике;- исторической преемственности творчества Н.А Римского -Корсакова с музыкой и композиторов первой половине XIX века.В предлагаемой теоретико-методическое модели знаний музыки проявлена в следующих аспектах:- знания музыкальных тем произведения и особенности их развития, которое проявляется в способности узнавать на слух ключевые моменты композиции;-знания композиционных и образно содержательных особенности музыкальных произведений.- специальные навыки и умения, которые необходимы для музыкальной исторической деятельности включают:- умение делать обобщения на уровне отдельных средства выразительности и стиля в общем, умение выражать свои суждения о музыке;- умение воспринимать понимать и анализировать музыку композитора;- навыки анализа музыкального материала на слух и по нотам;- навыки нахождения знакомых целевых форму в произведениях композитора;- навык использования учебной деятельности типовых схем;- навык осмысленного восприятия русской классической музыки.В музыкальной творческой деятельности опыт формируется в процессе освоения творчествакомпозитора, в трактовке музыковеда в содержание изучаемых произведений и в собственных интерпретациях исполнителя. Специфические особенности освоения истории русской музыки студентами из Китая предусматривает методы педагогики в музыкальном образовании, которые характерны для России, такие как наглядные, словесные, метод сравнения, метод контроля, практически, в виде размышления о музыке, создание художественного исторического контекста, обучение по алгоритму, а также методы, которые обусловлены национальными педагогическими традициями Китая.Апробация авторской теоретико-методической модели и результаты эксперимента. Педагогический эксперимент заключен в проверке эффективности разработанной теоретико-методическое модели освоения студентами из Китая творческого наследия русских композиторов, в частности творчества Римского-Корсакова проводился на музыкальном факультете государственного педагогического университета и консерватории в городе Сычуань (Китай). Основную массу участников эксперимента составили студенты из Китая, которые обучаются в государственном педагогическом университете по программам магистратуры и бакалавриата.Студенты были поделены на 2 группы. В контрольную первую группу вошли студенты 1 и 2 курсов магистратуры. Основанием для объединения данных 2 курсов в контрольную группу обстоятельства, что в учебном плане в магистратуре дисциплина по истории музыки не было предусмотрено, поэтому данные опросов должны были стать показателями усвоения учебных материалов на предыдущие образовательной ступени, а именно в бакалавриате. Во вторую экспериментальную группу вошли студенты второго курса бакалавриата. Проводились опросы в обеих группах на констатирующем контрольном этапах. В качестве дополнительных испытуемых были привлечены студенты 3 курса бакалавриата в консерватории города Сычуань, которые участвовали в опросе на контрольном этапе ( контрольная группа) и третий четвёртый курс бакалавриата студентов из России государственного педагогического университета ( Экспериментальная группа).В результате итоги экспериментальной проверки теоретико-методической модели были основаны на перекрестном сравнении показателей экспериментальной и контрольной групп китайских студентов государственного педагогического университета, а также контрольную группу студентов из сычуаньской консерватории, что дало повысить достоверность проделанных выводов. Опытно-экспериментальная работа была произведена в несколько этапов в период с 2018 по 2019 годы. Констатирующий этап эксперимента заключался в подготовке и проверке исходного уровня подготовки студентов для освоения творчества Н.А. Римского –Корсакова. Подготовительная стадия была заключена в проведении анализа источников, посвященных проблемам исследования, выявлению методологических и теоретических основ исследования, выявление степени разработанности. Также были поставлены и решены следующие задачи:- изучение опыта преподавания истории музыки в российских и китайских высших учебных заведениях его переосмысления с точки зрения исследуемой проблемы;-определение степени изученности проблемы в музыкально-педагогическое литература России и Китая;-отбор и педагогическая адаптация необходимых для студентов из Китая сведения о творчестве Н.А. Римского –Корсакова, а также музыкальных материалов из наследия композиторов, которые были наиболее показательными для произведения характеристики его эволюции стиля как элементов содержания музыкального образования, на примере которых производилась апробации теоретико-методическое модели;- создание мультимедийного оснащения монографической темы «Творчество Н.А. Римского –Корсакова» на китайском языке.Педагогическое наблюдение производилось в государственном педагогическом университете на занятиях с русскими студентами в рамках учебного курса «История русской музыки», А также в консерватории города Сычуань занятия со студентами из Китая. Длительность изучения монографической темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова» составила 8-10 академических часов сычуаньская консерватории и 10 академических часов в государственном педагогическом университете. Сравнение содержательных аспектов в лекционных занятий выявило более широко обозначены российскими педагогами аспекты деятельности композиторы, которые включали характеристику его как критика и теоретика, более подробно освещенные стилистические особенности творчества и более глубокий анализ произведения. Охват сочинение жанров композитора также превосходил обычный для ВУЗов Китая.В качестве обязательного произведения в частности обстоятельно было изучена «Симфония № 1», Которая вообще не содержится в программах музыкальных дисциплин в Китае.Помимо этого, к положительным фактам организации процессов обучения в государственном педагогическом университете нужно отнести проведение контрольных вопросов и семинарских занятий по музыке после освоения теоретических материалов. Важно отметить, в ходе наблюдения их высокую стимулирующая роль для самостоятельной работы студентов. Результатами педагогического наблюдения явилось уточнение фактов, которые способны оптимизировать процесс усвоения учебных материалов в сфере изучения монографических тем и в целом положительно повлияло на качество музыкальный подготовке студентов из Китая. Непосредственно констатирующий этап опытно-экспериментальной исследования был произведен 2018-2019 годах, когда производился анализ состояния изучаемой проблемы в процессе профессионального обучения истории музыки в высшем учебном заведении. На примере монографической темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова» определялись трудности освоения русской музыки китайскими студентами и их основные причины. Констатирующий этап включал проведение первичное тестирование и анкетирование студентов, обработка полученных данных и внесения При учете полученных результатов нужно в коллектив в разработанную теоретико-методическое модель освоения студентами Китая творческого наследия русских композиторов. В процессе опросов, наблюдения и анкетирования, также и бесед было выявлено эффективность работающих традиционных программ, направленных на освоение музыкальных дисциплин в вузах Китая, были разработаны критерии оценки диагностические инструменты в целях определения уровня подготовки студентов.Задачи констатирующего этапа эксперимента были заключены в следующем:- выявить способности тентов к самостоятельному мышлению, обобщению, и творческому преобразованию имеющихся знаний оН.А. Римском-Корсакове;-определить объем знаний студентов о Римском -Корсакове, а сферах его деятельности, основные жанры, значимых факторов его биографии, а также произведениях;- определить степень мотивированности учащихся к дальнейшему углублению расширение знаний о Римском - Корсакове, также изучение его музыки;- определить уровень знания музыкальных произведений Римского-Корсакова, который сформирован на основе личного практического освоения в индивидуальном исполнительском классе на занятиях. Анкета заключалась в себе вопросы по персональным данным студентов такие как специально, возраст, уровень и наличие базового музыкального образования с указанием года его окончание учебного заведения. В анкете также было предложено ответить сколько часов было отведено на изучение курса истории творчество и музыке Римского-Корсакова для оценки полноты полученных знаний.Тестирование состояло из двух блоков вопросов. В первом было проверено знания факты в биографии, во втором рассматривалось творчество Н.А. Римского-Корсакова. Задание имели типологические различия: в основном одни имели направленность за диагностику памяти студентов и предусмотрели возможность однозначных, точно в своей правильности ответов, таких как: перечислить период творческого пути, сфера деятельности, основные произведения и жанры Н.А. Римского-Корсакова, назвать меценатов и учителей музыки композитора; в остальных вопросов от студентов требовалось творческое интеллектуальная активность, умений выделяет самое важное, и делать обобщения. Как дополнительный фактор были оценены такие проявления активности в ответов учащихся, как потребность выражать свои функциональные ценностное отношение к теме, а также выход за рамки вопросов. Для проведения оценки итогов по каждому блоку вопросов была разработана специальная система параметров оценки специальная система показателей:-владение значимыми фактами биографии композиторов, сведений о сферах деятельности периодах творческого пути а также сведения об его учителях.Параметры: знание сфер деятельности композитор полнота И точность ответов; знание биографических сведений о Римском -Корсакове.Параметры: знание основных произведений и жанров Н.А. Римского-Корсакова; полнота и точность ответа.Способность студентов к самостоятельному мышлению и творческому преобразованию имеющихся сведений о композиторе, а также к обобщению знаний.Параметры: умение назвать основные особенности его композиторского стиля, выделяют наиболее значимые произведения композитора, понимание причинно-следственных связей между системой композитора и степенью его известности, понимается значение творчества Римского-Корсакова для мировой музыкальной культуры, обстоятельность и аргументированность ответа, умение обосновать феномен популярности музыки Н.А. Римского-Корсакова в мире.Знание музыкальных произведенийН.А. Римского-Корсакова. Параметры: опыт ознакомления с творчеством композитора, знание его произведений, которые не входят в учебную программу, практическое освоение сочинение композитора на занятиях в индивидуальном исполнительском классе, умение исполняет наизусть узнавать на слух основные темы произведений композитора,степеньмотивированности учащихся для дальнейшего углубления расширение знаний о Н.А. Римском-Корсакове, а также по изучению его творчество. Параметры: выраженное желание включить произведения композитора собственной исполнительский репертуар и расширить лично слуховой опыт; Осознание недостаточно собственных знаний о композиторе, наличие заинтересована отношение к творчеству и личности композитора. По указанным показателем были установлены критерии оценки, которые переведены также в выражении баллами: высоким уровнем являлось уровень от 8 до 10 баллов, средним уровнем являлся уровень от 4 до 7 баллов, низкий уровень составлял от 1 до 3 баллов Опираясь на результаты констатирующего этапа эксперимента был выявлен начальный уровень представления студентов о Н.А. Римском-Корсакове: Выявлена способность студентов к обобщению и степени готовности к самостоятельному мышлению творческого преобразования имеющихся знаний, определённо объем знаний о биографии композитора, об основных жанрах и произведениях, о его деятельности, а также обладание музыкальным материалом; было установлено наличие или отсутствие мотивировки к дальнейшему углублению и расширению знаний о Н.А. Римском-Корсакове, а также для изучения его творчество. Данные были получены на базе индивидуального тестирование и анкетирование участников во всех группах.В экспериментальную группу вошли китайские студенты второго курса бакалавриата государственного педагогического университета, возраст студентов был от 20 до 24 лет. Половина студентов обучалась по специальности «сольное пение», один студент – «композиция», остальные – «фортепиано». Испытуемые обладали различным базовым уровнем музыкальный подготовки: части из них окончила специальная музыкальная школа при консерватории, главным образом по специальности фортепиано, у вокалистов не было музыкального образования. Из испытуемых никто, включая тех кто уже прошел курс истории музыки в Китаеранее не изучал творчество Н.А. Римского-Корсакова. Именно этим можно объяснить большое число ответов «не знаю» и общий невысокий уровень результатов.Итоги констатирующего этапа исследования показали, что начальный уровень представление участников в экспериментальной группе в которую входили китайские студенты о Н.А. Римском-Корсакове и его творчестве крайне низок (табл. 1).В контрольную группу входили китайские студенты 1 и 2 курсов магистратура государственного педагогического университета, возраст студентов от 22 до 25 лет, окончившие высшие учебные заведения, главным образом музыкально-педагогического или музыкального профиль, некоторые обещались в российских высших учебных заведениях. Более половины из них прошли обучение как пианисты, по одному человеку освоили специальность аккордеон и саксофон, трое были вокалистами. Раннее всеми студентами изучалась история музыки на протяжении учебного года на первом втором или третьем курсе бакалавриата. в контрольной группе результаты констатирующего эксперимента указаны в табл. 2.В общем как показали опросы можно полагать установленным фактом большую мотивированность и осведомленность изучение творчества композитора в контрольной группе китайских студентов на констатирующем этапе в государственном педагогическом университете, что можно вполне объяснить, при учете наличия у этих студентов музыкального вузовского образования (табл. 3).Формирующий этап содержал проведение учебных мероприятий по освоению монографической темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова».В экспериментальных группах работы со студентами опиралась на применение разработанной теоретико-методическое модели освоения студентами Китая творческого наследия российских композиторов.Таблица 1. Исходный уровень представлений о Н.А. Римском-Корсакове и его творчестве участников экспериментальной группыТаблица 2. Исходный уровень представлений о Н.А. Римском-Корсакове и его творчестве участников контрольной группыТаблица 3. Сравнительные результаты исходного уровня представленийо Н.А. Римском-Корсакове и его творчестве участников экспериментальной и контрольной группВ основную экспериментальную группу входили студенты из Китая второго курса, в дополнительную группу входили студенты из России 3- 4 курса бакалавриата в государственном педагогическом университете. Освоение темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова» в первой группе происходило под руководством автора данной работы, во второй группе работа происходило под руководством доценты кафедры истории теории музыки в государственном педагогическом университете. Апробация выработанной теоретико-методическое модели производилась на занятиях по истории музыки в пределах действующих учебных планов и программных требований учебно-воспитательных процессов. Значит можно сделать вывод, что экспериментальное исследование было произведено в естественных условиях, что дало возможность обеспечение достоверности полученных результатов В государственном педагогическом университете на занятиях в группу студентов из Китая время обучения распределили на 4 приблизительно равные части, которые посвящались соответственно:- инструментальному наследию композиторов;- общие характеристики творческого облика композитора и периодизация -творческого пути;- оперному творчеству;-симфоническое творчество. Предложение творческой биографии были произведены акценты на идейных и образных в константах творчества и их вариантах на различных этапах развития, а также на эволюции стиля композитора, показаны основные области активности Н.А. Римского-Корсакова Как дирижера, критик, музыкального деятеля и педагога. Характеристика симфонического творчества заключала в себе краткое изучение всех симфоний и произведений более подробного анализа не только Симфонии № 2 (что практикуется в вузах КНР), но и Симфонии № 3, которая является высшим воплощением идейной концепции в творчестве композитора результатом развития его симфонизма. При изучении оперного жанра внимание было уделено анализу оперы «Садко» и – с более подробной характеристикой – оперы «Царская невеста». Из инструментального творчества композитора были выбраны программные сочинения: Мазурка на польские народные темы и увертюра-фантазия «Сны в летнюю ночь», два концерта – «Увертюра на русские темы» и «Сказка».По причине того, что при расширении по сравнению с обычной практикой аналитической части важно было соблюдать привычные для китайских учебных программ современные пределы, пришлось пойти к исключению из занятий материалов по балетам (как наиболее известный в КНР) и камерным жанрам (в надежде на восполнение этого вынужденного пробела в индивидуальной исполнительской практике). Выбранные музыкальные произведения после проведенного анализа педагогом были прослушаны с нотами, фрагменты опер были просмотрены при помощи видеозаписи. Активно был задействован на занятиях изобразительной иллюстративный материал. Изучение темы завершено обобщением постелила системе Римского-Корсакова, частично в котором были задействованы элементы семинарских занятий с активным участием учащихся. Важно отметить, что студентами учебный материал воспринимался с большими вниманием интересам. Контрольные группы китайских студентов сочинской консерватории государственном педагогическом университете были заняты обучение по двум похожим моделям, которые приняты в Китае в государственном педагогическом университете китайские студенты магистратуры получали задания для самостоятельной работы согласна с обычной практикой: им было предложено изучение определенного теоретического материала по учебникам, то также прослушивание в произведении из определенного списка.Сычуаньское консерватория студенты проходили учебные материалы по традиционной, которая принята в Китае методике. Обе контрольные группы основная и дополнительная таким образом при освоении монографической темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова» делали опору на устоявшиеся традиции преподавания истории музыки в вузах Китая Контрольный этап предусматривал проверку эффективности теоретико-методическое модели, которая была апробирована в ходе формирующего этапа. Проверка показала большое улучшение результатов экспериментальной группе (табл. 4).В контрольной группе результаты у китайских студентов в государственном педагогическом университете, которые работали над освоением тему самостоятельно, в общем получили незначительные улучшения (табл. 5).Сравнительные результаты опроса экспериментальной и контрольной групп студентов из Китая в государственном педагогическом университете на контрольном этапе отображены в табл. 6 и наглядно представлены на диаграммах (рис. 1 и 2).Таблица 4Результаты контрольного этапа проверки в экспериментальной группеТаблица 5Результаты контрольного этапа проверки в контрольной группеТаблица 6Сравнительные результаты опроса контрольной и экспериментальной группкитайских студентов в государственном педагогическом университете на контрольном этапе* Э – экспериментальная группа.** К – контрольная группа.Рис. 1. Результаты опроса контрольной группы китайскихстудентов на контрольном этапеРис. 2. Результаты опроса экспериментальной группы китайскихстудентов в государственном педагогическом университетена контрольном этапеСравнительный анализ таким образом, который был произведен для динамики развития студентов показал явные успехи у студентов экспериментальной группы и практически Никаких изменений в контрольной группе в лучшую сторону. Анализ полученных результатов дает возможность утверждать что:-многоаспектный подход к изучению творческого наследия Римского-Корсакова, который включает в себя биографические данные, систему жанров, исторический контекст, музыкальное произведение и стилевые средства, должен базироваться на четко структурированный подачи материалов;-использование предложенной авторской теоретико-методологической модели дало возможность значительно повысить эффект от освоения монографической темы «Творчество Н.А. Римского-Корсакова» в курсе истории музыки;- в целях формирования целостного представления студентов к музыкальному явление, творчество композитора, эпохи, стили, жанры, музыкальном произведении важно соблюдать баланс знаний музыкального материала с балансом знания о музыке;- применение элементов программированного обучения в курсе истории музыки помогает усвоить большой объем информации в краткие сроки и развития системного мышления, которое предполагает способность студентов к самостоятельному обсуждению, обобщению, а также творческому переосмыслению полученных знаний;- действенность и плодотворность разработанной теоретико-методическое модели во многом базируется на работе с мотивационными ценностными установками, которая стимулирует личностно заинтересована отношения учащихся к изучаемой теме, их желания углубить и расширить свой представление в музыкальном искусстве а также их творческую активность;- большое внимание в преподавании истории музыки важно уделять личностному подходу, которые согласуются с индивидуальностью студентов во всей совокупности его личностных, возрастных, профессиональных, характерологических и национальных особенностей.ЗаключениеКультурные коммуникации между Китаем и Россией обладают богатыми традициями и многовековой историей. Их содержание интенсивность на протяжении различных периодов проходили изменения. Современный этап развития российско-китайских межгосударственных отношений отличает широта и динамичность сотрудничества, что дает новые возможности для взаимодействия в области образования. Как считают китайские специалисты, системы высшего музыкального профессионального образования Китая в данное время нуждается в реформе. Изучение богатого опыта российского образования и его применение к национальным китайским условиям может помочь в деле позитивных изменений в данной области. Из проблем выступает отсутствие в Китае прочность статической научной базы в преподавании музыкальных дисциплин, в рамках которых изучают и музыкальную русскую культуру. Преподавателям в высших китайских учебных заведениях нуждаются в современных педагогических учебных наработка в данной предметной сферы. Методических пособий, учебных пособий а также научных исследований, выпущенных на китайском языке по проблематике преподавания истории зарубежной в том числе и русских, как переводных, так и оригинальных довольно мало. Помимо этого известно, что творчество русских композиторов является абсолютной ценностью для слушателей из Китая и содержится в учебных программах в образовательных учреждениях на всех уровнях.В данной работе решены все поставленные задачи:- изучена история развития высшего музыкального образования в Китае;- рассмотрена национальная идентичность студентов из Китая как фактор успешности обучения игре на фортепиано;- изучены музыкальные культуры Китая и России в содержании музыкально-исторического образования: различия и точки соприкосновения;- исследована теоретико-методическая модель освоения студентами Китая творческого наследия русских композиторов, в частности творчества Н.А. Римского-Корсакова.
1. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учебник для музыкальных вузов. М. 1988. 415с.
2. Анненкова, Н.В. Основные характеристики студента как субъекта образовательного процесса // Проблемы психологии и педагогики, 2008. – №4. – С. 111-113.
3. Байдалинов, С.Н. Межличностное взаимодействие в фортепианном классе педагогического вуза (к проблеме содержания профессионального общения педагога и учащегося) // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. тр. – Вып. 9. / Под ред. А.Н. Малюкова, С.Н. Байдалинова. – М.: МПГУ, 2003. – С. 39-45.
4. Бянь, Мэн. Очерки становления и развития китайской фортепианной культуры: дисс. ... канд. искусств.: 17.00.02. – СПб., 1994. – 142 с.
5. Баренбойм Л.А. Наa уроках Антона Рубинштейна. М. музыка, 1964. 100с.
6. Баренбойм Л.А. Эмиль Гилельс: творческий портрет артиста. М., 1990. 261с.
7. Бейлина С.З. В классе профессора В.Х.Разумовской. Ленинград,Музыка, 1982. 62с.
8. Благой Д, Гольденвейзер Е. Сб,статей.Сост.В классе А.Б.Гольденвейзера. М.,музыка, 3986. 214с.
9. Богданов-Березовский В.М. Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. Музыкально-исторические очерки. Л., 1967. 487 с.
10. Бронфин Е.Ф. Н.И.Голубовская и сполнитель и педагог, музыка. Ленинградское отделение, 1978. 135с.
11. Бянь Мэн. Формирование и развитие китайской фортепианной культуры. перев.Бянь Шаньи. Пекин, народная музыка, 1996. 181с.
12. Ван Чжичэн. История русской эмиграции в Шанхае. Пекин, Жизнь, учеба, новые знания, Саньлэньшудянь, 1993. 180с.
13. Ван, Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов ХХ – ХХI веков: автореф. дисс. … канд. искусств.: 17.00.02. – СПб., 2009. – 24 с.
14. Вебер К.Э. Петеводитель при обучении игре на фортепиано. СПБ,Союз художников, 2002. 128с.
15. Вицинский A.B. Беседы с пианистами. 2004. 227 с.
16. Воротной М.В. сост. Фортепианное искусства, история и современность.проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов. СПБ, РГПУ им.А.И.Герцена, 2004. 152с.
17. Воротной М.В. сост. Фортепианное искусства, история и современность.проблемы творчества, исполнительства, педагогики. Межвузовский сборник научных трудов -вып.2. СПБ, РГПУ им.А.И.Герцена, 2006.112с.
18. Гаккель Л.Г. Фортепианная музыка XX века: очерки. Л., 1990. 287с.
19. Глазунова А.Г.,Николаева А.И., Воронова Т.Н. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для вузов. М., 2002. 365с.
20. Го Цигон. (главный редактор) Хрестоматия знаменитых древних философских сочинений Китая". Пекин, Народ, 2005. 465с.
21. Голубовская Н.И. Искусство педальзации". Издание 2-е. М.,музыка, 1974. 96с.
22. Григорьев Л.Г., Платек Я.М. Современные пианисты: биографические очерки. Справочник. М., 1985. 470 с.
23. Грум-Гржимайло Т.Торжественное открытие 10-го Международного музыкального конкурса им.П.И.Чайковского (Россия). Перевод Цзяо Дунцзянь, Дун Моли. Пекин, Восток, 2003. 328с.
24. Дай Пэнхай. Дин Шандэ и его музыкальные произведения. Сборник статей 4-ой музыкальной конференции современной музыки. Шанхайская консерватория, 1998. 268с.Сун Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840–2000. Шандон, 2004. С. 250.
25. Жилина, А.В. К вопросу об обучении студентов из Китая в классе фортепиано педагогического ВУЗа // Вопросы совершенствования профессиональной подготовки педагога-музыканта. Сб. науч. тр. – Вып. 18. / Под ред. А.Н. Малюкова, С.Н. Байдалинова. – М.: ООО «Белый Ветер», 2014. – С. 21-2
26. Жилина, А.В. «Теория и методика преподавания музыкально-инструментальных дисциплин» как курс для иностранных студентов // Успехи современной науки и образования. Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – №3. – Том 1. – С. 91-93.
27. Ишутина, Ю.А. Формирование и репрезентация национальной идентичности тайваньцев: автореф. дис. … канд. культурологии: 24.00.01. – Владивосток, 2006. – 201 с.
28. Каузовой А.Г., А.И.Николаевой, М.Гуманит,под общ.ред. Теория и методика обчения игре на фортепиано: Учеб: пособие для студ.высш.учеб,заведений. Центр ВЛАДОС, 2001. 368с.
29. Келдыш Ю.В. 100 лет Московской консерватории. 1866-1966, краткий исторический очерк. М., 1966. 208с.
30. Комитет по развитию музыкального образования им.Сяо Юмэя при Центральной консерватории : Собрание Мянь Хуая. Центральной консерватории, 2003. 167с.
31. Корго А. О фортепианном искусстве. М., 2005. 246с.
32. Кошелева О.Ю. Под Общ.ред. Фортепианное искусства XX столетия: Сборник научных трудов. СПБ, РГПУ, 2000. 130с.31 .Кременштейн Б.Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. М., 2003. 126с.
33. Кучинская, Т.Н. Социокультурная идентичность Китая в эпоху глобализации // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – № 14. – С. 149-153.
34. Лонг М. Французская школа фортепиано // Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Сб. ст. / Ред.-сост. С.М. Хентова. – М.-Л.: Музыка, 1966. – 315 с.
35. Лю, Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. – СПб., 2009. – 22 с.
36. Ма Да. Научный метод исследования музыкального образования. Фузиан, 2005. С. 54.
37. Министерства просвещении. Хроника китайского просвещение. Пекин, 1994. Т. I., С. 337.
38. Ню, Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Яцянь Ню. – М., 2009. – 197 с.
39. Перельман, Н.Е. В классе рояля. – М.: Классика-XXI, 2007. – 127 с.
40. Сенько, Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
41. Сюй, Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. ... канд. искусств.:17.00.02. – Ростов н/Д, 2011. – 149 с.
42. Талалай, Б.И. Формирование исполнительских (двигательно-технических) навыков при обучении игре на музыкальных инструментах: (на материале учебной работы в классе виолончели): дисс. … канд. пед. наук: 13.00.02. – М.: б.и., 1982. – 235 c.
43. Чен Хэцин. Сборник статей о просвещении. Пекин, 1983. Т. II. С. 65.
44. Чжу Юнбэй. Исследование музыкального образования в высших педагогических заведениях XXI века. Ху Нан, 2004. С. 11.
45. Фейнберг С.Е. Мастерство пианиста. M.« 1978. 207с.
46. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. М., 1969. 598с.
47. Фортепианное искусство XX столетия: Межвузовский сборник научн. Тр. Нос. Гос. пед. Ун-т им.А.И.Герцена. СПб, 2000. 130 с.
48. Хентова, С.М. Маргарита Лонг. – М.: Музгиз, 1961. – 104 с.
49. Хоу, Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития: автореф. дисс. … канд. искусств.: 17.00.02. – СПб., 2009. – 24 с.
50. Хуан, Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы: дисс. ... канд. искусств.: 17.00.02. – СПб., 2008. – 160 с.
Вопрос-ответ:
Как развивается музыкальное образование в Китае?
Музыкальное образование в Китае развивается на современном этапе благодаря развитию высшего музыкального образования. Оно охватывает широкий спектр образовательных программ, включая игру на фортепиано.
Как в Китае развивается национальная идентичность студентов из Китая?
Национальная идентичность студентов из Китая является важным фактором успешности обучения игре на фортепиано. Они стремятся сохранить свои национальные музыкальные традиции и вписать их в контекст русской школы пианизма.
В чем состоят педагогические условия освоения китайскими студентами особенностей русской школы пианизма?
Освоение китайскими студентами особенностей русской школы пианизма требует определенных педагогических условий. Важными факторами являются наличие высокопрофессиональных педагогов, доступность специализированных учебных материалов и регулярные концертные выступления.
Какова роль музыкальных культур Китая и России в содержании музыкально-исторического образования?
Музыкальные культуры Китая и России играют важную роль в содержании музыкально-исторического образования. Они влияют на формирование музыкального вкуса и эстетического сознания у студентов, а также помогают расширить их знания о музыкальном наследии разных стран.
Какие преимущества получает студент из Китая при освоении творчества Н.А. Римского-Корсакова?
Студент из Китая, осваивая творчество Н.А. Римского-Корсакова, получает ряд преимуществ. Во-первых, он расширяет свой репертуар и знания о классической музыке. Во-вторых, он развивает свои музыкальные навыки и технику игры на фортепиано. В-третьих, он получает возможность взаимодействовать и обмениваться опытом с другими музыкантами.
Какая история развития высшего музыкального образования в Китае?
В Китае высшее музыкальное образование развивается на протяжении многих лет. Современный этап развития музыкального образования характеризуется расширением учебных программ и подготовкой высококвалифицированных музыкантов. В стране созданы множество музыкальных учебных заведений и консерваторий, где студенты имеют возможность освоить различные стили и направления музыки.
Какую роль играет национальная идентичность студентов из Китая в их успешном обучении игре на фортепиано?
Национальная идентичность студентов из Китая является важным фактором успешности обучения игре на фортепиано. Она позволяет студентам сохранять связь с культурой и историей своей страны, что влияет на их восприятие музыки и способность к творческому самовыражению. История и традиции Китая оказывают влияние на интерпретацию и исполнение музыкальных произведений Корсакова, делая их более уникальными и выразительными.
Какие педагогические условия помогают китайским студентам освоить особенности русской школы пианизма?
Освоение особенностей русской школы пианизма требует от китайских студентов определенных педагогических условий. Наиболее важными из них являются наличие компетентных преподавателей, которые обладают знаниями и опытом в области русской музыкальной культуры, а также доступ к специализированной литературе и записям русских пианистов. Организация мастер-классов и курсов по русской школе пианизма также способствует успешному освоению этого стиля.
Какое место занимает Китай в истории развития музыкального образования?
Китай занимает важное место в истории развития музыкального образования. В современное время в стране активно развивается музыкальное образование, что позволяет китайским студентам изучать иностранные музыкальные традиции и понимать их специфику.
Как национальная идентичность студентов из Китая влияет на их обучение игре на фортепиано?
Национальная идентичность студентов из Китая играет важную роль в их обучении игре на фортепиано. Она помогает им лучше понять и воспринять русскую школу пианизма, в которой особое внимание уделяется технике и музыкальному выражению. Это позволяет китайским студентам преодолеть языковые и культурные преграды и успешно освоить особенности русской школы пианизма.
Какие педагогические условия способствуют освоению китайскими студентами особенностей русской школы пианизма?
Для успешного освоения китайскими студентами особенностей русской школы пианизма необходимы определенные педагогические условия. Важным фактором является наличие высококвалифицированных преподавателей, которые могут эффективно передать знания и опыт русской школы пианизма. Также важно создание специальных классов или курсов, где студенты могут систематически и своевременно изучать особенности русской школы пианизма и применять их на практике. Кроме того, важным условием является наличие качественных инструментов и доступ к музыкальной литературе, которая представляет историю и особенности русской школы пианизма.