Особенности творческих способностей школьников с разной успеваемости
Заказать уникальную дипломную работу- 60 60 страниц
- 67 + 67 источников
- Добавлена 22.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей школьников с разной успеваемостью 5
1.1. Исследование особенностей творческих способностей младших школьников как актуальная психолого-педагогическая и социальная проблема 5
1.2. Психолого-педагогические особенности младших школьников с разной успеваемостью 19
1.3. Условия формирования творческих способностей младших школьников в рамках образовательной организации 23
Глава 2. Эмпирическое исследование творческих способностей учащихся с разной успеваемостью 33
2.1. Организация и проведение эмпирического исследования 33
2.2. Интерпретация результатов экспериментальной работы 34
2.3. Методические рекомендации развития творческих способностей детей с разной успеваемостью 43
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложения 60
При этом следует отметить, что по шкале «Склонность к риску» учащиеся с низкой успеваемостью показали более высокие результаты, чем дети с хорошей успеваемостью.Все компоненты творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость, разработанность, отвлечённость, экспрессия) у школьников с хорошей успеваемостью заметно превышали данные показатели у детей с низкой успеваемостью.Таким образом, наша гипотеза, согласно которой учащиеся с хорошей успеваемостью проявляют свои творческие способности эффективнее по сравнению с теми, кто не показывает высоких результатов в образовательной деятельности, благодаря развитию познавательного интереса и стремлению к саморазвитию, полностью подтвердилась.Следует отметить, что для развития творческих способностей учащихся с разной успеваемостью необходимо применять различные подходы. С данной целью нами разработаны соответствующие методические рекомендации. Так, младшие школьники с хорошими результатами в сфере образования готовы к самостоятельной проектно-исследовательской работе, если тема исследования интересна им. Также их родителям можно порекомендовать проведение развивающих праздников в кругу друзей и близких.Детям, которые не показывают высоких результатов в обучении, подойдёт метод, основанный на использовании развивающих гимнастических игр. Также для них будут эффективными развивающие внеклассные мероприятия, однако они не могут быть такими же сложными, как для учащихся с хорошими результатами в учёбе. Коллективные проекты, в которых предполагается выполнение различных творческих заданий, являются эффективными для развития творческих способностей учащихся с разной успеваемостью, однако тематика их должна быть интересной и близкой для всех учащихся.Список использованных источниковАвво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009. — 434 с. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.Михайловская, Е.Г. Активизация творческой деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 4547.Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.Савельева, О.П. Активизация творческой деятельности школьников в процессе обучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857c. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.Талызина, Н.Ф. Формирование творческой деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.htmlШиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124ПриложенияПриложение 1Анализ успеваемости учащихся Группы А№ ОУВсего уч-сяВыполнили работуНа «5»На «4»На «3»На «2»% успе-ваемостиКач-во знаний (%)1 Русский язык22 220319-10013,62Математика22 22041629018,23 Окружающий мир2222 2 119-10059,1Анализ успеваемости учащихся Группы Б№ ОУВсего уч-сяВыполнили работуНа «5»На «4»На «3»На «2»% успе-ваемостиКач-во знаний (%)1 Русский язык242412102-10091,72Математика242410104-10083,33Окружающий мир24241860-100100Приложение 2Анализ сфер интересов учащихсяУчастникам эксперимента предлагается по пятибалльной шкале оценить сферу их интересов:1 балл – сфера не значима для учащегося;2 балла – сфера малозначима;3 балла – сфера средней значимости;4 балла – сфера значима;5 баллов – сфера очень значима.Сферы интересов для проведения данной методики были следующие:Телевидение.Общение в кругу семьи.Учёба.Спорт, фитнес.Домашние дела.Общение с педагогом.Музыка.Бизнес.Общение с противоположным полом.Кино.Коллектив класса.Одежда.Самовоспитание.Общение с друзьями.Живопись, рисование, вышивание, оригами и т.д.Походы.Экскурсии.Технологическое творчество.Общение с природой.Чтение литературных произведений.Изготовление своими руками каких-либо изделий, предметов.Другие виды творческой деятельности (поэзия, проза, моделирование, танцы и т.д.) указать, что именно и балл.Занятие без особой цели (ничегонеделание).В результате проведения данной методики педагог определяет направление развития творческих способностей. Приложение 3Волшебные словаЦель: развитие творческих способностей обучающихся посредством выполнения интересных детям заданий, требующих самостоятельного размышления.ЗадачиОбразовательные. Обучить детей новым видам деятельности, требующей самостоятельных рассуждений и креативных решений.Воспитательные:осуществить эстетическое воспитание при рассказе о красоте окружающего мира.осуществить экологическое воспитание в результате выполнения заданий, связанных с окружающей средой.Осуществить нравственное воспитание посредством объяснения новых понятий о культуре и искусстве.Развивающие: развитие творческого потенциала на основе интересного содержания и выполнения специальных заданий; продолжить развитие интеллектуальных способностей детей, их памяти и внимания.Ход занятияОрг.момент. - Здравствуйте, ребята! Наше интересное мероприятие называется «Волшебные слова». Но чтобы слова стали действительно волшебными, вы должны быть очень внимательными и серьёзными. Вы готовы? (ответ).- Отлично! Тогда мы начинаем!Вводная часть.- Ребята, я вам открою один маленький секрет: есть некоторые слова, из которых можно составить много новых слов. Давайте поиграем в такую игру. У нас есть слово, которое все очень любят. Посмотрите на экран и прочитайте это слово.На экране появляется слово РАЗВЛЕЧЕНИЕ- А вот то, что можно получить из этого слова, если взять из него несколько букв:ЗАЛВЕЧЕРВАЛРАЗЗАЛИВИ многие другие. - А вы хотите сами попробовать составить такие слова? Давайте проведём конкурс, кто больше новых слов составит из заданного мною слова. Кто хочет принять участие в этом конкурсе?(Желающие принять участие в этом конкурсе достают ручки и листочки).- Я задаю вам слово РУСАЛОЧКА. Приступайте к выполнению.(во время выполнения задания педагог включает лёгкую музыку).После выполнения задания педагог подводит итоги.Основная часть.- Ребята, вы знаете, что со словами можно провести ещё много-много интересных игр? Я вам о них сейчас расскажу. Первая игра называется «Мы писатели». Сейчас мы с вами станем настоящими писателями. Как будет называться наш рассказ? Предлагайте свои варианты. - «Путешествие колобка» - отличное название. Сейчас каждый из нас составит по одному предложению к этому рассказу. Я начну:«Колобок очень любил путешествовать, поэтому он сел в самолёт и полетел к тёплому морю».Дети продолжают данный рассказ, поочерёдно вставляя в него предложения, связанные между собой по смыслу.- Молодцы, ребята! Очень весёлый и интересный рассказ! Я думаю, кто-нибудь из вас в будущем станет настоящим писателем! - Ну раз у вас получилось стать писателями, получится стать и поэтами. Я дам вам начало стихотворений, а вам предстоит закончить их.1) Маленькой ёлочке холодно зимой.И лесу ёлочку взяли мы домой.2) В зоопарке бегемотПроглотил ежа, и вот…3)Ты и я, ты и я – мы с тобой друзья(Учащиеся выполняют это творческое задание).- Переходим к новому заданию. Иногда волшебными словами можно неприятную ситуацию превратить в приятную. Например, сказать приятные слова грустному человеку. Давайте поиграем в эту игру. Я буду задавать вам различные сложные ситуации, из которых вам предстоит найти выход с помощью волшебных слов. Вы эти ситуации изобразите и скажете нужные слова.Ситуация 1. Мальчик потерял робота, которого собирал целую неделю.Ситуация 2. Семья планировала поездку к морю, но из-за маминой работы эту поездку пришлось отменить.Ситуация 3. Девочка приготовила очень вкусный десерт для мамы, но котёнок опрокинул тарелку с ним со стола.- Молодцы, ребята! Теперь я знаю, что вы умеете находить выход из сложных ситуаций с помощью верных слов.4. Заключительная часть.- Ребята, наше мероприятие подходит к концу. Скажите, оно понравилось Вам? Чему вы сегодня научились?Большое спасибо за ваше внимание.Приложение 4Праздник для юных знатоков английского языка Предлагаемая концепция подойдёт для проведения праздника для младших школьников, которые уже начали изучать английский язык. Она станет не только увлекательным развлечением, но и отличным средством для повышения интереса к изучению английского. На входе гостей встретит забавная мягкая игрушка PeppaPig – известнейшая героиня британского мультсериала. Мама младшего школьниканачнёт праздник с весёлой разминки. Папавключит бодрую музыку, под которую дети должны будут изобразить действия, которые им предложит ведущая:RunDanceJumpSleepFlyИдр.После этого мама скажет, что все развлечения сегодня будет предлагать наша прелестная гостья Пеппа. И поскольку она говорит по-английски, переводчиками сегодня будут сами ребята.Свинка Пеппа «скажет»Play- ведущая попросит перевести это слово, и все поймут, что пришло время играть.Игра «Цветные животные»Ребята разделятся на несколько пар по своему выбору. Для них приготовлены листы бумаги с изображением животного и цветные карандаши. Родитель называет каждому игроку одно животное (dog, cat, fox, bird, frog…). Первый участник берёт листок, на котором оно изображено. Для второго игрока родитель называет цвет (green, yellow, red, blue…) – он берёт карандаш соответствующего цвета и раскрашивает. Задача игроков – не ошибиться в выборе и раскрасить животное как можно красивее.ИграBall & doll.Родитель приносит несколько разных предметов: зеркало, игрушечный пистолет, платье, робота и др. Родитель называет предметы по-английски. Если этот предмет нужен мальчику, тогда ребёнок должен принести его актёру-мячику. Если называемый предмет подходит девочке, тогда он должен достаться куколке. Игра Еdible-inedibleЭто известная всем игра «Съедобное-несъедобное», но проводится она в нашем шоу на английском языке. Затем Пеппа «скажет» TRAVEL – значит, ей захотелось путешествовать. Родители принесут в студию игрушки в виде различных видов транспорта:CarTrainPlaneHelicopterShip(Ведущая произносит название по-английски – ассистенты вносят соответствующий предмет). Родитель скажет, что в каждом из этих видов транспорта есть подарок, но получит его только тот, кто верно назовёт его по-английски.Ребёнок сам выбирает, откуда он возьмёт подарок. Если он называет предмет правильно – он его забирает.В машинку можно положить мягкого медвежонка, в кораблик – слона, в поезд – яркую книжечку с наклейками, в самолёт – обезьянку и др.В конце развлекательной вечеринки ребята, родители и Пеппа танцуют под детские песни на английском языке.На берегу слоновой кости(праздник для детей младшего школьного возраста)Кот-д-Ивуар – небольшое, но очень интересное государство в Западной Африке, которое в прошлом веке называли Берегом Слоновой кости. Большинство присутствующих на вечеринке ребят вряд ли о таком слышали или бывали там, но познакомиться с этим замечательным местом будет очень увлекательно для них.Итак, они «прибывают» в Кот-д-Ивуар. На экране появляются изображения этой страны, и родитель (ведущий) рассказывает детям несколько интересных фактов о ней. Затем ведущий немного рассказывает об изделиях из слоновой кости, но сожалеет о том, что для их изготовления приходится истреблять слонов. Он предлагает детям заменить предметы из слоновой кости на аналогичные из теста для лепки и проводит конкурс «Игрушка из тропиков» Игрушка из тропиков. Дети лепят из теста для лепки кого-либо из тропических обитателей: обезьяну, змею, слона и др. Выбрать лучшую поделку помогают присутствующие взрослые. Победителю достаётся приз – большой шоколадный слон.Затем ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре танцуют очень интересно и предлагает детям принять участие в конкурсе «Танец с лианой».Танец с лианой. Участники берут в руки одну огромную лиану и танцуют вместе с ней под африканскую музыку. На кого-нибудь из детей (мальчика пошустрее) надевают костюм обезьяны. В процессе танца он должен поймать кого-то из детей. Пойманный выбывает из игры. В конце остаётся один или несколько победителей. Если участник в костюме обезьяны поймает всех танцующих, победителем конкурса становится он. Лиана должна быть сделана из прочного материала.После этого конкурса ведущий говорит, что в Кот-д-Ивуаре растёт какао и много фруктов и предлагает ребятам приготовить для их мам, которые присутствуют на празднике, вкусное блюдо «Фрукты в шоколаде» (для его приготовления используется шоколадный крем и кусочки фруктов, помещается оно в кожуру кокосов и ананасов). Далее ведущий говорит о главной достопримечательности, которая есть в Кот-д-Ивуаре – о Гвинейском заливе. На экране появляется изображение Гвинейского залива и ведущий рассказывает несколько интересных фактов о нём. Затем ведущий объявляет об окончании развлекательной программы и приглашает всех за стол со вкусными тропическими угощениями.Приложение5Гимнастическая игра 1. Животные Дети уже должны иметь представление, как выполняются следующие гимнастические упражнения:«Ласточка»«Рыбка»«Лягушка»«Кошечка»«Змейка» Взрослые задают вопросы и просят детей определить, какое это животное, показав соответствующее упражнение.Гимнастическая игра 2. «Крылья, лапы, плавники» Взрослые раскидывает по полу различные игрушки в виде животных: зверей, птиц, насекомых, рыб и др. Начинает играть музыка, ребёнок танцует. Затем родитель произносит одно из слов: крылья, лапы или плавники. Если он скажет «крылья», ребёнок должен быстро схватить то, животное, которое умеет летать; если он скажет «лапы», ребёнок поднимает животное, которое умеет бегать, ну а если он произнесёт «плавники», необходимо взять в руки животное, умеющее плавать.Гимнастическая игра 3.Гавайская игра «Лимбо»Взрослые рассказывают ребёнку о природных особенностях и необычных традициях на Гавайах, а затем предлагают ребёнку игру «Лимбо», которая там популярна. Необходимо пройти под верёвкой, не задев её. По мере игры верёвка опускается всё ниже и ниже, пока не останется лишь один победитель.Приложение 6РадугаЦель: ознакомление учащихся с основами психологических знаний с учётом их возраста и индивидуальных особенностей.ЗадачиОбразовательные: дать обучающимся информацию о психологическом значении различных цветов спектра.Воспитательные: 1) продолжить формирование научного мировоззрения; 2) осуществить экологическое воспитание посредством беседы об окружающем мире; 3) осуществить нравственное воспитание на основе культурно-просветительской информации.Ход мероприятияОрг. момент - Ребята, вы, наверное, знаете, что разным людям нравятся различные цвета? Знаете, выбор цвета напрямую зависит от характера человека. Хотите узнать что-то новое о себе? Тогда слушайте меня внимательно и выполняйте задания: они сегодня будут очень интересными.Вводная часть- Наше мероприятие называется «Радуга». Ребята, вы можете назвать, какие цвета образуют радугу? (ответы)- Знаете, есть маленький секрет: запомнить цвета радуги поможет одна интересная фраза: каждый охотник желает знать, где сидит фазан. По первым буквам слов этой фразы мы с вами догадаемся, что радугу образуют цвета:Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый.Сейчас я расскажу вам, что могут сказать эти цвета о характере человека.(на экране демонстрируется клип «Краски, кисти, красота»)Основная часть- Итак, первый цвет радуги – красный. Поднимите руки, кому нравится красный цвет.- Этот цвет очень активных личностей. Они всегда стремятся к победе. Они, как правило, любят заниматься спортом и добиваются в нём успехов. Но есть и то, что может помешать любителям красного цвета: иногда они чересчур подвижны, что может отрицательно сказаться на учёбе. Так что им нужно развивать в себе усидчивость. Следующий цвет радуги – оранжевый. Это тоже цвет энергичных людей, устремлённых в будущее. Это очень активные и позитивные люди. Дети, которым нравится оранжевый цвет, очень любят подвижные игры, танцы и общение. А сейчас мы с вами поиграем в Оранжевое королевство.Появляется первый оранжевый гость – Солнышко – девочка из этого класса, которая заранее получила свою роль в соответствующем костюме. Она весело танцует вместе со всеми детьми. Но вдруг свет выключается, и солнышко исчезает. Его украли! Но кто же это сделал? Из темноты выходит хитрая лиса (другая девочка из этого класса) и говорит, что она тоже оранжевого цвета, но почему-то на эту вечеринку её не позвали. Так что она обиделась и отдаст Солнышко, только если дети выполнят её задания.Задание 1. Составить 10 слов из словосочетания ОРАНЖЕВОЕ КОРОЛЕВСТВОЗадание 2. Назвать 10 рыжих животных.Задание 3. Назвать 10 блюд, в составе которых есть морковь. После успешного выполнения каждого задания света в зале прибавляется, а после заключительного задания 3 вновь появляется Солнышко. - Молодцы, ребята! А теперь поговорим о третьем цвете – жёлтом.Жёлтый цвет выбирают люди, которые настроены на счастливые перспективы. Они верят, что их ждёт светлое будущее, и всё делают для его создания.Далее идёт зелёный цвет. Не случайно большинство растений зелёного цвета. Этот цвет выбирают те, кто любит природу. Также этот цвет людей, сосредоточенных на работе. А сейчас мы поведём «зелёную викторину»«Зелёная викторина»В этой игре все вопросы связаны с зелёным цветом.Назовите современное животное, которое может переварить даже железные гвозди. (Крокодил)Памятники какому зелёному животному установлены в Париже и в Токио? (Лягушка)Как по-английски звучит слово «трава»? (grass).Можно ли проезжать перекрёсток, если на светофоре горит красный сигнал, но при этом горит зелёная стрелка, указывающая вправо? (Разрешён проезд только вправо)Где обитают зелёные попугайчики? (Во влажных тропических лесах).Какой континент называют «зелёным? (Австралию). - Молодцы, ребята! Я смотрю, вы уже многое знаете! Переходим к следующему цвету радуги. Это голубой.Голубой цвет выбирают те, кому нужен отдых. Это цвет моря и цвет ясного неба. А вы любите море? Много ли морей вы знаете? Сейчас я буду называть разные прилагательные, а вы будете хлопать в ладоши, когда я произнесу название моря.Международное, СРЕДИЗЕМНОЕ, всемирное, индейское, КАРИБСКОЕ, цыганское, зелёное, КРАСНОЕ, жёлтое, БЕЛОЕ, ЧЁРНОЕ, фиолетовое. - Молодцы! Вы отлично справились. Следующий цвет – синий. Его выбирают спокойные и уравновешенные люди. Не случайно в школу вас просят одеваться в одежду синего цвета: это настраивает на спокойный тон для хорошего усвоения учебного материала. - Наконец, фиолетовый цвет. Его выбирают эмоциональные и творческие люди, из которых могут получиться прекрасные художники, писатели, певцы и актёры. - А у вас, ребята, есть актёрские способности? Тогда давайте поведём маленький театр-экспромт «Краски». Вы будете красками и ваша задача – изобразить всё, о чём я вам сейчас буду рассказывать.КраскиУ одного мальчика жили-были краски. Однажды им очень захотелось порисовать. - Что мы сегодня нарисуем? – спросила голубая краска.- Я предлагаю летнюю поляну, - сказала зелёная и начала рисовать зелёное лето.- Нет, я хочу рисовать солнышко! – сказала жёлтая краска и оттолкнула зелёную.- А я хочу рисовать ягоды! - Воскликнула красная. – Они очень вкусные. Ням-ням.- Давайте лучше нарисуем красивых фиолетовых бабочек, - сказала фиолетовая краска и начала кружиться, как бабочка.- Зачем же спорить? Мы сделаем общий рисунок, в котором всё это будет отлично сочетаться, - сказала синяя краска. Краски объединились и нарисовали прекрасную летнюю картинку.Заключение.- Ребята, вам понравилось наше мероприятие? Что нового вам больше всего запомнилось о цветах? Вы будете использовать новые знания?- Спасибо за вашу отличную работу!Приложение 7Экологические игры1 классВы увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.Вы с друзьями прилетели в далёкую страну и увидели там незнакомое растение, которое раньше никогда не видели. Один ваш товарищ испугался, что оно ядовитое и решил убежать, а другой наоборот захотел попробовать это растение на вкус. Что вы будете делать в этой ситуации?Вы на празднике. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.2 классВы на речке с друзьями. Один из ваших товарищей поймал лягушек, взял их в руки и собирается убить. Убедите его, что так делать не следует.Вы отдыхаете на море в далёкой стране. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?У вас дома живёт собачка, которая часто ломает и ест ценные комнатные растения. Постарайтесь отучить её от этой привычки.Вы увидели, как двое маленьких детей ловят и давят дождевых червей. Когда вы попытались отобрать у них червей, ребята заплакали. Постарайтесь объяснить детям, что червей нельзя уничтожать так, чтобы они не плакали, а наоборот порадовались бы.Вы с друзьями отдыхали на реке в вашем городе и вдруг увидели в воде крокодила. Вам необходимо установить, как он мог там появиться. Какими будут ваши действия в данной ситуации? Один из ваших товарищей решил поймать этого крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?3-4 классыВы прилетели на Ямайку. Вдруг замечаете незнакомое вам животное, которое раньше никогда не встречали и не знаете, опасное оно или нет. Один ваш товарищ сильно испугался, а другой наоборот подбежал к животному и решил с ним поиграть. Что вы будете делать в этой ситуации?Вы на празднике на Мадагаскаре. И вдруг замечаете, что один ваш товарищ ест очень-очень много незнакомых фруктов и ему может стать плохо. Вам нужно убедить его, что нельзя есть слишком много подобных фруктов, доказав, что переедание ими может вызвать аллергию и принести вред здоровью.Вы прилетели в далёкую Австралию. Один из ваших товарищей решил поймать здесь крокодила, забрать его домой и поселить в большом аквариуме. Возможно ли это? Станете ли вы помогать ему в ловле? Что вы можете посоветовать в данной ситуации?Вы прилетели в Нидерланды (страну тюльпанов) и там увидели, как двое маленьких детей рвут редкие растения. Когда вы забрали у одного из них букет, дети заплакали. Постарайтесь убедить их беречь природу так, чтобы они не плакали, а наоборот радовались.
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
3. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
4. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
5. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
6. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
7. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
8. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
9. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
11. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
12. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности творческой деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
13. Дворяткина С.Н., Розанова С.А. Разработка интегративных курсов на основе синергетического подхода при решении профессиональных и прикладных задач. - Ярославль, Вестник ЯГПУ, серия «Психолого-педагогические науки» №6, 2016,С.128-133.
14. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
15. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
16. Додонов, Б.И. О сущности интересов и подходе к их исследованию / Б.И. Додонов // Педагогика. - 2011. - № 9. - С. 72 – 81
17. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
18. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
19. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М., 2005. 216 с.
20. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
21. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
22. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
24. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
25. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
26. Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
27. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
28. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
29. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
30. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
31. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
32. Матюшкин, A.M. Психологическая структура, динамика и развитие творческой активности / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 2012. - №4. - С. 5-17.
33. Михайловская, Е.Г. Активизация творческой деятельности учащихся / Е.Г. Михайловская // Начальная школа. - 2013. - №9. - С. 45¬47.
34. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
35. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413. — URL https://moluch.ru/archive/205/50156/
36. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
37. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
38. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
39. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
40. Рекомендации по теме «Психолого-педагогические и организационно-методические основы использования игровой технологии ученического самоуправления в современной российской школе» (авторский коллектив под руководством доктора педагогических наук, профессора Л. С. Прутченкова), обсуждены на Всероссийском семинаре по развитию ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях и всероссийской научно-практической конференции // Внешкольник. - 2005. №5
41. Русакова, Е.М. Образовательное право в системе российского права / Е. М. Русакова // Юридическое образование и наука, 2010, №3.
42. Савельева, О.П. Активизация творческой деятельности школьников в процессе обучения / О.П. Савельева. - М.: Просвещение 2007. - 133с.
43. Сидорова, И.В. Развитие мотивация учащихся к самореализации на уроках и во внеурочной деятельности: пособие для учителей/ И.В. Сидорова, К.С. Ананьева. - Спб.: Питер, 2011
44. Собкин, В. С. Современный российский педагог. Эскиз к социологическому портрету: моногр. / В.С. Собкин, Д.В. Адамчук. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 857 c.
45. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
46. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
47. Сорокина, Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время / Т.В.Сорокина – М:, Просвещение, 1980. – 210с.
48. Талызина, Н.Ф. Формирование творческой деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2003. - 93 с.
49. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
50. Управление образовательными системами: Учебное пособие / Под ред. В.С.Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.
51. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
52. Харламов, И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. - М.: Юрист, 2007. - 512 с.
53. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
54. Хуснутдинова, И.Н., Сборник практических материалов по организации отрядной работы / И.Н.Хуснутдинова - М:, Педагогическое общество России, 2005. – 211с.
55. Чистякова С.Н., Родичев Н.Ф. Изменение проблемного поля поддержки профессионального самоопределения обучающихся//Непрерывность образования и профессиональная карьера учащейся молодежи: вчера, сегодня, завтра: сб. материалов. М.: Экон-Информ, 2017. С. 5-9.
56. Шаймарданов Р. Х., Хузиахметов А. Н. Педагогические технологии: учебное пособие для студентов всех педагогических специальностей. М., 2009. 240 с.
57. Шамова, Г.И. Активизация учения школьников / Г.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2009. - 355 с.
58. Шарипов Ф.В. Психология и педагогика творчества и обучение исследовательской деятельности. Педагогическая инноватика [Электронный ресурс] : монография / Ф.В. Шарипов. — Электрон.текстовые данные. — М. : Логос, Университетская книга, 2016. — 584 c. — 978-5-98699-159-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70716.html
59. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
60. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
61. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
62. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
63. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119
64. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 2007. - 160 с.
65. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.
66. Юсупов, В.А., Братановский, С.Н., Александрова, Л.Б. Теоретико-правовые проблемы образовательного права в России. Волгоград: ВИЭСП, 2011.
67. Якимова, М. С. Развитие познавательного интереса у школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124
Вопрос-ответ:
Какие особенности творческих способностей младших школьников можно выделить?
Особенности творческих способностей младших школьников могут включать гибкость мышления, оригинальность идеи, способность к решению нетипичных задач, эмоциональную выразительность и т.д.
Какие психолого-педагогические особенности имеют младшие школьники с разной успеваемостью?
Младшие школьники с разной успеваемостью могут отличаться в показателях интеллекта, эмоциональной сфере, мотивации к учению, интересе к творчеству, уровне самооценки и т.д.
В чем состоят условия формирования творческих способностей младших школьников?
Условия формирования творческих способностей младших школьников включают индивидуальный подход к каждому ученику, стимулирование творческой активности, развитие коммуникативных навыков, создание благоприятной атмосферы в классе и т.д.
Почему исследование творческих способностей младших школьников является актуальной проблемой?
Исследование творческих способностей младших школьников является актуальной проблемой, так как развитие творческих способностей имеет важное значение для успешной адаптации в обществе и формирования личности в целом.
Какие теоретические основы лежат в основе исследования творческих способностей школьников с разной успеваемостью?
Исследование творческих способностей школьников с разной успеваемостью основывается на теоретических основах психологии и педагогики, включая идеи об индивидуальных различиях учащихся и влиянии образовательной среды на их развитие.
Какие вопросы исследуются в статье?
В статье рассматриваются вопросы творческих способностей школьников с разной успеваемостью.
Почему исследование творческих способностей младших школьников является актуальной проблемой?
Исследование творческих способностей младших школьников актуально, так как позволяет выявить особенности развития творческого потенциала детей с разной успеваемостью и разработать эффективные методики его формирования.
Какие психолого-педагогические особенности младших школьников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности младших школьников с разной успеваемостью, такие как индивидуальные особенности, уровень развития мышления и воображения, эмоциональная сфера и др.