Анализ издержек обращения торгового предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 27.03.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Понятие затрат и издержек обращения 5
1.1.Затраты предприятия торговли 5
1.2. Издержки обращения и их классификация…………………………… ..10
1.3. Номенклатура статей издержек обращения 19
2. Анализ издержек обращения на примере ООО Сеть социальных аптек «Столички» 25
2.1. Краткая характеристика торгового предприятия 25
2.2. Анализ издержек обращения по объему 28
2.3. Влияние факторов на сумму и уровень издержек обращения 31
3. Направления оптимизации издержек обращения 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
2.2).Рис. 2.2. Динамика показателей прибыли OOO Сеть социальных аптек «Столички» за 2015 – 2017 годыОценив специфику деятельности исследуемого предприятия, перейдем непосредственно к анализу издержек обращения.2.2.Анализ издержек обращения по объемуДинамикаиздержекобращенияOOOСетьсоциальныхаптек«Столички»за2016-2017годыпредставленавтабл.2.2.Таблица2.2ДинамикаиздержекобращенияOOOСетьсоциальныхаптек«Столички»за2015-2017годыПоказательСумма,тыс.руб.Абсолютноеизменение,тыс.руб.Относительноеизменение,%2015г.2016г.2017г.2016г.2017г.2016г.2017г.Товарооборот,тыс.руб.35969356367541128332992770606646575877,0101,5Издержкиобращения,тыс.руб.6969629701571986803273195101664639,2104,8В%кобороту19,415,215,5-4,10,2-21,41,6Такимобразом,суммаиздержекобращениясетизаисследуемыйпериодувеличивалась:на273195тыс.руб.или39,2%в2016г.ина1016646тыс.руб.или104,8%в2017г.Приэтомростсуммыиздержеквомногомобусловленувеличениемчисламагазинов.Уровеньиздержекобращенияпоотношениюкоборотусетисоставилв2015году19,4%,в2016годуонснизилсяна4,1%исоставил15,2%.В2017годупроизошлоувеличениеуровняиздержекобращенияна0,2%,онсоставил15,5% (рис. 2.3).Рис.2.3. Динамика уровня издержек обращения OOO Сеть социальных аптек «Столички» за 2015 – 2017 годыОпределимструктуруиздержекобращениязаисследуемыйпериод(табл.2.3).Таблица2.3СтруктураиздержекобращенияOOOСетьсоциальныхаптек«Столички»за2015-2017годыПоказательСумма, тыс. руб.Доля, %Изменение доли, %2015 г.2016 г.2017 г.2015 г.2016 г.2017 г.2016 г.2017 г.Материальные затраты16587723380850862223,824,125,60,31,5Оплата труда31781541813887816745,643,144,2-2,51,1Отчисления во внебюджетные фонды9548413679228212613,714,114,20,40,1Амортизация68302766421609319,87,98,1-1,90,2Прочие494841047771569577,110,87,93,7-2,9итого6969629701571986803100100100--Изменение структуры издержек за 2015-2017 гг. можно назвать незначительными, они отражены на рис. 2.4.Рис. 2.4. Структура издержек обращения OOO Сеть социальных аптек «Столички» за 2015-2017 годыАнализ структуры издержек обращения позволяет сделать выводы о преобладании затрат на оплату труда, чья доля составила 45,6% в 2015 г., 43,1% в 2016 г. и 44,2%. Второй по значимости являются материальные затраты, чья доля за исследуемый период увеличивается: если в 2015 г. она была равна 23,8%, то в 2016 г – 24,1%, в 2017 г. – 25,6%.Таким образом, за исследуемые годы сумма издержек обращения сети значительно выросла, что связано с расширением бизнеса. При этом уровень издержек обращения изменился не столь значительно. В структуре издержек обращения наибольшую роль играют оплата труда и материальные затраты.2.3. Влияние факторов на сумму и уровень издержек обращенияРассмотрим влияние факторов на сумму издержек обращения, используя модели, предложенные в первой главе курсовой работы.Оценим влияние изменения уровня издержек обращения и товарооборота на размер издержек:- изменение уровня издержек обращения: тыс. руб.- товарооборота: тыс. руб.Общее влияние факторов:тыс. руб.Таким образом, сумма издержек обращения исследуемой организации в 2017 г. выросла на 1016646 тыс. руб., в том числе за счет увеличения оборота на 985121,318 тыс. руб., за счет роста уровня издержек на 31524,682 тыс. руб. Определим влияние факторов на величину уровня издержек обращения (табл.) Таблица 2.4Анализ влияния факторов на изменение уровня издержек обращения OOO Сеть социальных аптек «Столички» за 2015-2017 годыТоварные группыДоля в объеме продаж, %Уровень издержек обращения, %УИО0d0УИО0d1 УИО1d1 2016 г.d02017 г.d12016 г.УИО02017 г.УИО1Готовые лекартсвенные препараты 4748,117,217808,4827,32817,7Изделия медицинского назначения9,28,713,815,4126,96120,06133,98Дезинфицирующие средства6,76,98,910,159,6361,4169,69Предметы и средства личной гигиены3,2416,412,852,4865,651,2Посуда для медицинских целей5,45,115,314,582,6278,0373,95Предметы и средства для ухода за больными3,94,514,113,154,9963,4558,95Биологические активыне добавки10,29,310,210,8104,0494,86100,44Парфюмерная и косметическая продукция7,96,713,417,7105,8689,78118,59Продукты лечебного, детского и диетического питания6,56,719,219,1124,8128,64127,97итого10010015,215,51519,781529,151552,47Таким образом, уровень издержек обращения торгового предприятия увеличился в 2017 г. на 0,3% (15,5-15,2) по сравнению с предыдущим годом, в том числе:- за счет изменения уровня издержек обращения по отдельным товарным группам:∆УИО(УИО)=(УИО1d1 -УИО0d1 )/100=(1552,47-1529,15)/100=0,2%- за счет изменения структуры оборота:∆УИО(стр)=(УИО0d1 -УИО0d0)/100=(1529,15-1519,78)/100=0,1%Таким образом, проведенный анализ издержек позволил зафиксировать увеличение их уровня, а также влияние факторов на их изменения. Рекомендации по оптимизации издержек будут рассмотрены далее.3.НаправленияоптимизациииздержекобращенияАнализиздержек обращенияОООСетьсоциальныхаптек«Столички»позволилвыявитьследующиепроблемыфункционированияорганизации:-значительноувеличиласьсуммакоммерческихрасходов(+104,8%в2017г.),чтоприводиткснижениюприбылиотоперационнойдеятельностиорганизации,-объемпродажрастетмедленнее,чемсебестоимостьикоммерческиерасходы,чтоснижаетприбыль.Дляувеличенияприбылиотосновнойдеятельностипредложеныследующиерекомендациисократитьиздержкиобращениясетизасчетсниженияиздержекпологистике.Рассмотрим предложенное мероприятие по оптимизации издержек обращения более подробно и оценим его экономическую целесообразность для предприятия.Впоследние2годасетьаптекзначительнорасширяется,такв2017г.количествоаптеквырослона34%исоставило220аптек.Нужноотметить,чтоприэтомвзначительнойстепенивырослирасходынадоставкуихранениелекарств.Большинствоаптекрасполагаютсявторговыхцентрах,имеютмалуюплощадьи,соответственно,малыевозможностидляхранения.Поэтомулекарствадоставляются1разв3днянебольшимипартиямиизцентральногоскладаорганизации.Организациинеобходимосоздатьдополнительный региональныйсклад,которыйпозволитсэкономитьиздержкинатранспортныерасходы сети аптек.Внастоящиймоментстоимость1лбензинаАИ-9238,05руб./л,продолжительностьодногомаршрутногоцикласоставляет2170км,приэтомзатратынаоднупоездкубудутравны(расходбензинанатранспортекомпаниисоставляет12л/100км):2170∙38,05∙12/100=9908,22руб.Приоткрытиидополнительногоскладаобщаядлинадвухмаршрутныхциклов(длястарогоиновогоскладов)сократитсяисоставит860км,чтопозволитсэкономитьзаодинмаршрут:(2170-860)∙38,05∙12/100=5981,46руб.Ежегоднаяэкономиясоставит,учитывая,чторежимпоездоксохранитсяпрежним(1разв3дня):∆МЗ=5981,46∙365дн/3=727,744тыс.руб.Крометого,снизятсязатратынаоплатутрудаиотчислениявовнебюджетныефондыповодителямгрузовыхмашин,осуществляющихдоставку.Оплатаводителейуменьшитсяпропорциональноснижениюдлительностипоездокисоставит:∆ФОТ=15792∙(1-860/2170)=9533,419тыс.руб.Экономиянасоциальныхотчисления:∆ВФ=9533,419∙0,3=2860,026тыс.руб.Определимзатраты,связанныесфункционированиемдополнительногосклада:-арендапомещения120кв.м.стоимостью155750руб./мес.,годовыерасходысоставят:А=155,75∙12=1281,6тыс.руб.-оплататрудаработниковсклада(8чел.):ЗП=8∙12∙43,567=4182,432тыс.руб.-отчислениявовнебюджетныефонды:ВФ=4182,432∙0,3=1254,73тыс.руб.Общееувеличениерасходов исследуемого предприятия в прогнозном периоде составит:З=1281,6+4182,432+1254,73=6718,762тыс.руб.Общийприростприбыливрезультатепредложенныхмероприятийсоставит:∆П=727,44+9533,419+2860,026-6718,762=6402,428тыс.руб.Такимобразом,оптимизацияиздержекобращенияисследуемойорганизациипозволитувеличитьприбыльотпродажв прогнозном периоде на6402,428тыс.руб.Предложенные мероприятия по оптимизации издержек обращения торгового предприятия являются эффективными и могут быть реализованы в его практической деятельности.ЗаключениеТаким образом, издержки обращения — это затраты, связанные с процессом доведения товаров от производителя до потребителя, выраженные в стоимостной форме.Целью анализа издержек обращения является поиск резервов их оптимизации и более эффективного использования. При анализе используются методы абсолютных и относительных величин, индексный метод, факторный анализ.Проведенный анализ издержек обращения, проведенный на примере ООО Сети социальных аптек «Столички», позволил сделать следующие выводы.За исследуемые годы сумма издержек обращения сети значительно выросла, что связано с расширением бизнеса. Сумма издержек обращения сети за исследуемый период увеличивалась: на 273195 тыс. руб. или 39,2% в 2016 г. и на 1016646 тыс. руб. или 104,8% в 2017 г. При этом уровень издержек обращения изменился не столь значительно. Уровень издержек обращения по отношению к обороту сети составил в 2015 году 19,4%, в 2016 году он снизился на 4,1% и составил 15,2%. В 2017 году произошло увеличение уровня издержек обращения на 0,2%, он составил 15,5%.В структуре издержек обращения наибольшую роль играют оплата труда и материальные затраты. Доля затрат на оплату труда, чья доля составила 45,6% в 2015 г., 43,1% в 2016 г. и 44,2%. Второй по значимости являются материальные затраты, чья доля за исследуемый период увеличивается: если в 2015 г. она была равна 23,8%, то в 2016 г – 24,1%, в 2017 г. – 25,6%.Анализ также позволил выявить следующие проблемы функционирования организации:- значительно увеличилась сумма коммерческих расходов (+104,8% в 2017 г.), что приводит к снижению прибыли от операционной деятельности организации,- объем продаж растет медленнее, чем себестоимость и коммерческие расходы, что снижает прибыль.Для увеличения прибыли от основной деятельности предложены следующие рекомендации сократить издержки обращения сети за счет снижения издержек по логистике.Оптимизация издержек обращения исследуемой организации позволит увеличить прибыль от продаж на 6402,428 тыс. руб.СписокиспользованныхисточниковАртеменко, В. Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: из-во «ДИС», НГАЭиУ, 2014. – с. 267.Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 656 с.Белобородова В.А. Анализ финансового состояния. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 279 с.Бланк И.А. Управление прибылью. - 2-е изд. - М.: Ника-Центр, 2015. -380 с.Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. – 5-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2013. – 681 с.Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 420 с. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 628 с.Жулега, И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И.А. Жулега – СПб.: ГУАП, 2015. – 235 с.Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2013. – 240 с.Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник. – М.: ТК-Велби, Проспект, 2014. – 475 с.Климова Н.В. Анализ факторов прибыли от продаж и оценка показателей рентабельности организации // Бухучет в строительных организациях. - 2015. - N 7. – с. 35-39Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2014. – 340 с.Ковалев, В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 258 с.Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов. М.: Новое знание, 2014. – 380 c.Лысов И.А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия // Вестник НГИЭИ. 2015. №3 (46). С.60-64Маншеева, Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие / Л.Н. Маншеева, З.Б. Дугаржапов, М.А. Дугаржапова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – 317 с.Новикова Н.Е. Распределение и использование прибыли // Все для бухгалтера. 2014. №1. С.25-27Орлов Б.Л. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. – М.: МГТА, 2013. – 408 с.Остапенко, В.Д. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения / В.Д. Остапенко, Л.Я. Подъяблонская, В.Н.Мешков // Экономист. – 2015. – №7. – С. 68-74.Оськина Ю.Н., Баева Е.А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №4 (050). С.126-130Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 360 с.Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: Академический проект, 2013. – 573 с.Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник/ Г.В. Савицкая. – 5-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2014. – 291 с.Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 257 с. Скороход Н.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: АтиСО, 2014. – 575 с.Станиславчик Е. Инструменты управления прибылью: анализ прибыли по данным отчетности // Финансовая газета. - 2014. - № 49. – С. 36Шаповал Е.В., Якиманская К.М. Актуальные вопросы информационного обеспечения анализа финансового состояния организаций // Вестник ГУУ. 2015. №2. С.273-275 Шарипов Ш.А. Анализ формирования и распределения прибыли предприятия // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-2 (16). С.174-177Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – с. 68
1. Артеменко, В. Г. Финансовый анализ: учебное пособие / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. – М.: из-во «ДИС», НГАЭиУ, 2014. – с. 267.
2. Баканов М.И. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных решений, финансовое прогнозирование. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 656 с.
3. Белобородова В.А. Анализ финансового состояния. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 279 с.
4. Бланк И.А. Управление прибылью. - 2-е изд. - М.: Ника-Центр, 2015. -380 с.
5. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учебный курс / И.А. Бланк. – 5-е изд., перераб. и доп. – Киев: Эльга, Ника-Центр, 2013. – 681 с.
6. Вахрушина М.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2013. – 420 с.
7. Гаврилова А.Н. Финансы организаций (предприятий): Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 628 с.
8. Жулега, И.А. Методология анализа финансового состояния предприятия: монография / И.А. Жулега – СПб.: ГУАП, 2015. – 235 с.
9. Илышева Н.Н. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика; ИНФРА-М, 2013. – 240 с.
10. Ионова А.Ф. Финансовый анализ: учебник. – М.: ТК-Велби, Проспект, 2014. – 475 с.
11. Климова Н.В. Анализ факторов прибыли от продаж и оценка показателей рентабельности организации // Бухучет в строительных организациях. - 2015. - N 7. – с. 35-39
12. Ковалев В.В. Курс финансового менеджмента: учебник. – М.: Проспект, 2014. – 340 с.
13. Ковалев, В.В. Практикум по анализу и финансовому менеджменту / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 258 с.
14. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник для вузов. М.: Новое знание, 2014. – 380 c.
15. Лысов И.А. Понятие, сущность и значение финансовых результатов предприятия // Вестник НГИЭИ. 2015. №3 (46). С.60-64
16. Маншеева, Л.Н. Экономический анализ: Учебное пособие / Л.Н. Маншеева, З.Б. Дугаржапов, М.А. Дугаржапова. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2014. – 317 с.
17. Новикова Н.Е. Распределение и использование прибыли // Все для бухгалтера. 2014. №1. С.25-27
18. Орлов Б.Л. Управленческий и финансовый анализ деятельности предприятия. – М.: МГТА, 2013. – 408 с.
19. Остапенко, В.Д. Финансовое состояние предприятия: оценка, пути улучшения / В.Д. Остапенко, Л.Я. Подъяблонская, В.Н.Мешков // Экономист. – 2015. – №7. – С. 68-74.
20. Оськина Ю.Н., Баева Е.А. Обзор методик анализа финансовых результатов // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №4 (050). С.126-130
21. Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 360 с.
22. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятия. – М.: Академический проект, 2013. – 573 с.
23. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебник/ Г.В. Савицкая. – 5-е изд., испр. – М.: Новое знание, 2014. – 291 с.
24. Селезнева Н.Н. Финансовый анализ. Управление финансами. – М.: ЮНИТИ, 2013. – 257 с.
25. Скороход Н.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. – М.: АтиСО, 2014. – 575 с.
26. Станиславчик Е. Инструменты управления прибылью: анализ прибыли по данным отчетности // Финансовая газета. - 2014. - № 49. – С. 36
27. Шаповал Е.В., Якиманская К.М. Актуальные вопросы информационного обеспечения анализа финансового состояния организаций // Вестник ГУУ. 2015. №2. С.273-275
28. Шарипов Ш.А. Анализ формирования и распределения прибыли предприятия // Таврический научный обозреватель. 2016. №11-2 (16). С.174-177
29. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2014. – с. 68
Вопрос-ответ:
Что такое затраты и издержки обращения?
Затраты обращения - это смета издержек, выделенных на осуществление операций обращения и функций, связанных с продажей товаров и услуг. Издержки обращения - это реальные затраты предприятия на процесс продажи товаров и услуг.
Какие бывают затраты торгового предприятия?
Затраты торгового предприятия могут быть постоянными и переменными. Постоянные затраты включают арендную плату, заработную плату административного персонала, коммунальные услуги и прочие постоянные расходы. Переменные затраты включают закупочную стоимость товаров, оплату труда продавцов и рекламные расходы.
Какие статьи издержек обращения существуют?
Статьи издержек обращения могут быть следующими: заработная плата персонала, амортизация оборудования, комиссионные выплаты, реклама и маркетинговые расходы, расходы на обслуживание и ремонт, арендная плата и другие операционные расходы.
Какие факторы влияют на сумму и уровень издержек обращения?
Сумма и уровень издержек обращения зависят от таких факторов, как объем продаж, стоимость товаров, уровень заработной платы, стоимость аренды, эффективность маркетинговых и рекламных кампаний, эффективность использования ресурсов и другие экономические условия.
Какие направления оптимизации издержек обращения могут быть предложены?
Направления оптимизации издержек обращения могут включать автоматизацию процессов, снижение затрат на рекламу и маркетинг, улучшение управления запасами, оптимизацию системы сбыта, сокращение издержек на обслуживание и ремонт оборудования, снижение затрат на аренду и другие меры, направленные на улучшение эффективности использования ресурсов.
Что такое затраты предприятия торговли?
Затраты предприятия торговли - это все материальные и финансовые ресурсы, которые необходимы для обеспечения его деятельности, включая закупку товаров, оплату транспорта, аренду помещений, заработную плату персонала и другие расходы.
В чем разница между затратами и издержками обращения?
Затраты предприятия торговли - это все ресурсы, которые необходимы для его функционирования, в то время как издержки обращения - это конкретные расходы, связанные с продажей товаров или предоставлением услуг. Издержки обращения включают в себя затраты на рекламу, оплату комиссионных, транспортные расходы и т. д.
Какие статьи относятся к издержкам обращения?
Статьи издержек обращения могут быть различными в зависимости от конкретного предприятия, но обычно они включают затраты на рекламу и маркетинг, аренду торговых площадей, оплату персонала, комиссионные, транспортные расходы и прочие расходы, связанные с продажей товаров или услуг.
Какие факторы могут влиять на сумму и уровень издержек обращения?
Сумма и уровень издержек обращения могут зависеть от различных факторов, таких как объем продаж, конкуренция на рынке, стоимость рекламы, аренды и других услуг, заработная плата персонала, инфляция и другие эффекты макроэкономической ситуации.
Какие направления оптимизации издержек обращения могут быть применены?
Для оптимизации издержек обращения предприятие может рассмотреть такие направления, как сокращение затрат на рекламу и маркетинг, улучшение эффективности использования транспорта и логистики, автоматизацию процессов и использование современных информационных технологий, сокращение персонала и рационализацию заработной платы, снижение издержек на аренду и другие услуги.
Что такое затраты предприятия торговли?
Затраты предприятия торговли - это совокупность финансовых ресурсов, которые необходимы для осуществления торговой деятельности, включая закупку товаров, оплату персонала, аренду помещений и другие расходы.