Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления.
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 16 + 16 источников
- Добавлена 06.07.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Плательщики экологических платежей
2. Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами
3. Порядок осуществления государственного контроля
за деятельностью в области обращения с отходами
Заключение
Список использованных источников
По истечении срока, установленного для устранения нарушений, соответствующим инспектором проводится внеплановое мероприятие по государственному экологическому контролю. Если для устранения выявленных нарушений экологического законодательства в предписании установлены различные сроки, проверка выполнения предписания осуществляется отдельно по каждому пункту предписания на следующий день после даты, указанной в предписании.
Учитывая изложенное, очевидно, что для осуществления государственного контроля необходимо составление большого количества документов. В целях повышения эффективности экологического контроля на федеральном уровне следует утвердить:
а) порядок осуществления государственного экологического контроля (с учетом специфики проведения контроля в области охраны и использования различных компонентов природной среды, а также в области обращения с отходами);
б) типовые формы документов, необходимых для осуществления государственного экологического контроля (в том числе формы распоряжения о проведении мероприятия по государственному экологическому контролю, акта проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, журнала учета мероприятий по контролю, предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и других документов в соответствии с законодательством РФ).
Обращаясь к практике, приходится констатировать, что органы государственного экологического контроля недостаточно внимания уделяют вопросам организации контроля в области обращения с отходами. Принимаемые государственными инспекторами меры часто не соответствуют степени общественной опасности правонарушений в области обращения с отходами, а также их распространенности.
По данным Генеральной прокуратуры РФ, в ходе прокурорских проверок выявляются многочисленные факты ненадлежащего контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов при использовании, транспортировке и утилизации отходов производства и потребления. Вопреки требованиям действующего законодательства в ряде случаев меры по предотвращению и устранению правонарушений в области охраны окружающей среды и их последствий должностными лицами органов государственного контроля не принимаются, виновные лица к ответственности не привлекаются, штрафные санкции принудительно не взыскиваются, вопросы о возмещении вреда в судебном порядке не ставятся. Кроме того, государственные инспекторы зачастую не контролируют выполнение выданных ими предписаний, несвоевременно обращают постановления о наложении штрафов к исполнению. Отсутствие согласованности действий, обмена информацией о выявляемых нарушениях законодательства в области обращения с отходами между органами власти, осуществляющими государственный экологический контроль, ведет к ослаблению контроля в этой сфере, способствует распространению правонарушений и ухудшению состояния окружающей природной среды.
Основными причинами вышеуказанных проблем являются, во-первых, недостаточность материально-технического и кадрового обеспечения органов государственного экологического контроля, а во-вторых, отсутствие надлежащего контроля за деятельностью этих органов.
Значимость указанных причин подтверждается результатами социологических исследований. Проведенные еще в 1980-х годах анкетирования показали, что специалисты в области охраны природы нуждаются в резком улучшении условий их деятельности. Опрошенные инспекторы называли следующие обстоятельства, мешающие их деятельности: отсутствие необходимой техники и транспортных средств; нездоровая атмосфера на участке (укрывательство нарушений, пренебрежительное отношение к делу охраны природы со стороны общественности и администраций предприятий); плохая организация природоохранительной работы в районе, городе (отсутствие координации, финансов, кадров и т.п. условий); недостатки в снабжении необходимой для работы информацией; недостаточно четкое определение прав и обязанностей; большой объем обслуживаемого участка и иные помехи и трудности.
Субъектами государственного экологического контроля являются федеральные и региональные органы исполнительной власти. Учитывая многолетний опыт стран Западной Европы, можно сказать, что российский законодатель принял правильное решение о возложении природоохранных полномочий (в том числе и осуществление экологического контроля) на уполномоченные органы как федерального, так и регионального уровня.
Государственный контроль в области обращения с отходами вправе осуществлять:
а) должностные лица Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) - федеральные государственные инспекторы в области охраны окружающей среды;
б) должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление экологического контроля, - государственные инспекторы в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации.
Однако и на федеральном уровне, и во многих субъектах РФ перечни указанных должностных лиц вопреки действующему законодательству до сих пор не утверждены (либо устарели).
Кроме того, наименования должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль, используемые в экологическом и в административном законодательстве, не совпадают, что является существенным дефектом с учетом положений КоАП РФ о полномочиях указанных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Во избежание путаницы с терминологией федеральному законодателю предлагается либо привести статью 23.29 КоАП РФ в соответствие с отраслевым законодательством, либо последовать примеру города Москвы и приравнять названия инспекторов, используемые в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральном законе "Об охране окружающей среды".
Для эффективного осуществления контроля в области охраны окружающей среды органы, уполномоченные на его осуществление, должны:
а) исключить дублирование (для чего предлагается утвердить поименные перечни объектов федерального государственного экологического контроля, а также определить объекты муниципального экологического контроля);
б) взаимодействовать друг с другом (в том числе путем проведения совместных комплексных проверок), с иными органами власти, общественными объединениями, международными организациями и средствами массовой информации.
Обобщение практики прокурорского надзора свидетельствует о многочисленных фактах ненадлежащего контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в области обращения с отходами производства и потребления, а также о низкой результативности инспекторских проверок, что способствует распространению правонарушений и ухудшению состояния окружающей природной среды. Сложившаяся ситуация обусловлена недостаточностью:
- нормативно-правовой базы (в первую очередь отсутствием документа, определяющего порядок осуществления государственного экологического контроля);
- надлежащего контроля за деятельностью самих контролеров;
- материально-технического и кадрового обеспечения органов государственного экологического контроля.
Заключение
Отходы производства и потребления являются одной из наиболее существенных глобальных экологических проблем современности, решение которой с течением времени становится все более необходимой. Значимость решения проблемы отходов в мировом сообществе воспринята на межгосударственном уровне, что предопределяет особую важность поиска дополнительных путей международного сотрудничества в сфере обращения с отходами, в особенности в части совершенствования правовых основ контроля за трансграничным перемещением радиоактивных и иных опасных отходов и ввозом их на территорию Российской Федерации.
Для Российской Федерации основными этапами на пути совершенствования механизма правового регулирования в сфере безопасного обращения с отходами явились ратификация Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением и принятие Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", который направлен, прежде всего, на регулирование деятельности субъектов, осуществляющих сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов, и обеспечение соблюдения ими обязательных требований безопасности в процессе осуществления такой деятельности.
Решение проблемы отходов требует выработки особых методов природоохранной деятельности Российской Федерации. С одной стороны, необходимо внедрение технологического подхода, направленного на разработку новых и применение существующих малоотходных и безотходных технологий, позволяющих минимизировать негативные последствия их воздействия на окружающую среду и использовать их в качестве дополнительных источников сырья. С другой стороны, достаточно важен правовой подход, выражающийся в оптимизации правового регулирования обращения с отходами в целях повышения эффективности всех форм контроля в данной сфере.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 "О Федеральной целевой программе "Отходы".
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 45.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" // Российская газета. N 15. 2003.
Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170 "По плате за негативное воздействие на окружающую среду" // Нормативные акты для бухгалтера, N 9, 03.05.2007.
Письмо Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1002 <О размещении отходов> // Нормативные акты для бухгалтера, N 18, 18.09.2007.
Информационно-аналитические материалы Генеральной прокуратуры РФ к парламентским слушаниям на тему: "Состояние и перспективы развития нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами", проводившимся 4 декабря 2009 г.
Научная и учебная литература
Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Постатейный. Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю. М., 2009.
Стрельников Ю., Ушакова Е., Рубина Е. Обращение с отходами производства и потребления: прокурорский надзор // Законность, 2010, N 6.
Трофимец С.С. Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое право, 2009, N 1.
Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / Под ред. О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. М., 1985
Материалы судебной практики
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2005 по делу N А56-506/05 // СПС «Консультант плюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2005 N А56-41969/04 // СПС «Консультант плюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2007 по делу N А56-49061/2006 // СПС «Консультант плюс».
Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Постатейный. Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю. М., 2009. С. 8.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 "О Федеральной целевой программе "Отходы".
ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170 "По плате за негативное воздействие на окружающую среду" // Нормативные акты для бухгалтера, N 9, 03.05.2007.
Письмо Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1002 <О размещении отходов> // Нормативные акты для бухгалтера, N 18, 18.09.2007.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2007 по делу N А56-49061/2006 // СПС «Консультант плюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2005 по делу N А56-506/05 // СПС «Консультант плюс».
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2005 N А56-41969/04 // СПС «Консультант плюс».
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
Трофимец С.С. Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое право, 2009, N 1. С. 23.
Стрельников Ю., Ушакова Е., Рубина Е. Обращение с отходами производства и потребления: прокурорский надзор // Законность, 2010, N 6. С. 12.
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422.
Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 45.
См.: Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" // Российская газета. N 15. 2003.
Информационно-аналитические материалы Генеральной прокуратуры РФ к парламентским слушаниям на тему: "Состояние и перспективы развития нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами", проводившимся 4 декабря 2009 г.
Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / Под ред. О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. М., 1985. С. 43.
3
1.Нормативно-правовые акты
1.1.ФЗ "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 14.01.2002, N 2, ст. 133.
1.2.Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" // Собрание законодательства РФ, N 26, 29.06.1998, ст. 3009.
1.3.Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422.
1.4.Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1996 г. N 1098 "О Федеральной целевой программе "Отходы".
1.5.Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 15 июня 2001 г. N 511 "Об утверждении Критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды" // Природно-ресурсные ведомости. 2001. N 45.
1.6.Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. N 785 "Об утверждении паспорта опасного отхода" // Российская газета. N 15. 2003.
1.7.Письмо Ростехнадзора от 12.02.2007 N 04-09/170 "По плате за негативное воздействие на окружающую среду" // Нормативные акты для бухгалтера, N 9, 03.05.2007.
1.8.Письмо Ростехнадзора от 25.07.2007 N 04-09/1002 <О размещении отходов> // Нормативные акты для бухгалтера, N 18, 18.09.2007.
1.9.Информационно-аналитические материалы Генеральной прокуратуры РФ к парламентским слушаниям на тему: "Состояние и перспективы развития нормативно-правового обеспечения в области обращения с отходами", проводившимся 4 декабря 2009 г.
2.Научная и учебная литература
2.1.Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления". Постатейный. Анисимов А.П., Кодолова А.В., Чикильдина А.Ю. М., 2009.
2.2.Стрельников Ю., Ушакова Е., Рубина Е. Обращение с отходами производства и потребления: прокурорский надзор // Законность, 2010, N 6.
2.3.Трофимец С.С. Обращение с отходами: вопросы государственного контроля // Экологическое право, 2009, N 1.
2.4.Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды / Под ред. О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. М., 1985
3.Материалы судебной практики
3.1.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2005 по делу N А56-506/05 // СПС «Консультант плюс».
3.2.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.11.2005 N А56-41969/04 // СПС «Консультант плюс».
3.3.Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.08.2007 по делу N А56-49061/2006 // СПС «Консультант плюс».
Вопрос-ответ:
Кто является плательщиками экологических платежей?
Плательщиками экологических платежей являются юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, которая приводит к образованию отходов производства и потребления. Также плательщиками могут быть организации и предприятия, осуществляющие экологически опасную деятельность.
Какие основные принципы государственной политики в области обращения с отходами в России?
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами в России являются принципы предотвращения образования отходов, повторного использования и переработки отходов, утилизации и захоронения отходов только в специально оборудованных местах, приоритетного развития экологически безопасных технологий и материалов, ответственности производителя за обращение с отходами, информирования населения о проблемах обращения с отходами и их рациональном использовании.
Как осуществляется государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами?
Государственный контроль за деятельностью в области обращения с отходами осуществляется через проведение государственных экологических инспекций. Инспекторы имеют право осуществлять плановые и внеплановые мероприятия по государственному экологическому контролю. Если в течение установленного срока не были устранены выявленные нарушения, инспекторы могут провести внеплановое мероприятие по контролю.
Что происходит, если не устранить нарушения в обращении с отходами в установленный срок?
Если не устранить нарушения в обращении с отходами в установленный срок, соответствующий инспектор проводит внеплановое мероприятие по государственному экологическому контролю. На основании результатов этого мероприятия могут приниматься административные, а в некоторых случаях и уголовные меры в отношении нарушителя.
Кто является плательщиками экологических платежей?
Плательщиками экологических платежей являются юридические и физические лица, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность, которая приводит к образованию отходов производства и потребления.
Какие основные принципы государственной политики в области обращения с отходами?
Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: предотвращение образования отходов, повышение эффективности использования ресурсов, приоритетность использования безопасных и энергосберегающих методов утилизации и захоронения отходов, развитие системы переработки и утилизации отходов, гармонизация законодательства в области обращения с отходами с международными стандартами.
Какой порядок осуществления государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами?
Порядок осуществления государственного контроля за деятельностью в области обращения с отходами предусматривает проведение плановых и внеплановых мероприятий по государственному экологическому контролю. При наличии нарушений, соответствующий инспектор устанавливает срок для их устранения, а по истечении этого срока проводится внеплановое мероприятие.
Какие источники использованы при написании статьи?
Для написания статьи были использованы следующие источники: законодательные акты, нормативно-технические документы, научные исследования, публикации экспертов в области экологии и обращения с отходами.
Что происходит, если не устранить нарушения в обращении с отходами в установленный срок?
Если нарушения в обращении с отходами не будут устранены в установленный срок, соответствующим инспектором будет проведено внеплановое мероприятие по государственному экологическому контролю.
Кто является плательщиками экологических платежей?
Плательщиками экологических платежей являются юридические и физические лица, осуществляющие деятельность, которая предусматривает образование отходов производства и потребления, а также имеет негативное воздействие на окружающую среду.