Особенности развития близнецов в детском возрасте
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 03.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретическое подходы к изучению проблемы развития личности в близнецовых парах 4
1.1Феномен близнецовости 4
1.2.Особенности развития личности в близнецовых парах 7
Глава 2. Влияние «близнецовой ситуации» на развитие личности в детском возрасте 14
2.1 Детско-родительские отношения 14
2.1.1.Влияние детско –родительских на формирование я-концепции детей близнецов 17
2.2 Отношения между сиблингами или близнецами 23
2.3. Влияние особенностей развития близнецов на социализацию детей 28
Заключение 34
Список литературы 35
Их роль благополучных первенцев повлияла, возможно, неосознанно, на саму психодинамическую теорию. Профессор Коулз утверждает: "психоаналитическая теория, кажется, вступила в сговор с желанием быть единственным ребенком." Теория Фрейда о "семейном романе" в значительной степени - история ребенка первенца в большей нуклеарной семье. Вот только некоторые из примеров самых известных клинических случаев у детей: "Маленький Ганс" Фрейда, "Дибс: в поисках себя" ВирджинииЭкслайн, и, как мы увидим, "Пигля." Дональда Винникотта. Все они, на самом деле, тематические исследования психологии ребенка-первенца.Сиблинговый опыт основателей глубинной психологии, возможно, повлиял на то, что их теория игнорирует важность братьев и сестер. И Фрейд, и Юнг были успешными, чувствующими себя в безопасности первенцами, которые были относительно равнодушны как в отношениях со своими братьями и сестрами, так и к родственным вопросам, в целом. Их теории отражают предвзятость, происходящую от порядка рождения. Фрейд, любимый первенец своей матери, писал: "человек, который был бесспорным любимцем у матери, сохраняет на всю жизнь ощущение победителя, уверенность в успехе, которая часто и приводит к настоящему успеху." У него, действительно, было много братьев и сестер, но "Первый Фрейд" получил очень специфическое воспитание. Он был единственным ребенком, обладающим своей собственной отдельной комнатой и лампой. Когда он жаловался, что фортепианные упражнения сестры отвлекают его от учебы, мать приказала удалить пианино. Не удивительно, что он интерпретировал образы сна о грызунах как навязчивое присутствие нежелательных младших братьев и сестер.Зигмунд, еще очень маленьким ребенком, оказался под сильным влиянием рождения и внезапной смерти своего младенца брата, Жюля. Жюль родился, когда его старшему брату было 17 месяцев, а умер, когда Зигмунду не исполнилось и двух лет. Вполне возможно, что эта краткая история братских отношений сыграла формирующую роль в развитии психоаналитической теории Фрейда. В личном письме Фрейд признавался: "Я встретил ... моего младшего брата (умершего через несколько месяцев) с недобрыми пожеланиями и настоящей инфантильной ревностью ... его смерть оставила во мне зародыш вины." Озабоченность чувством вины, на протяжении всей жизни могла иметь свои истоки в его собственном чувстве вины как брата, который выжил. Как ни странно, сам Фрейд проигнорировал, серьезность положения выжившего сиблинга, повторяющееся в некоторых его самых известных историях, таких как "Дора" и "Человек-волк". "Человек-волк" в автобиографии утверждал, что его депрессия была вызвана, не наблюдением первичной сцены (как думал Фрейд), а самоубийством сестры, которую он считал своим "единственным другом ".Юнг, напротив, первые девять лет жизни был единственным ребенком, пока не появилась на свет его сестра ЙоханнаГертруда, "Труди". Она никогда не играла активной роли в его жизни. Юнг писал: "В сущности она всегда была чужой для меня, но я относился к ней с большим уважением." Опыт Юнга кажется типичным для братьев и сестер, родившихся более чем за семь или восемь лет друг от друга, которые могли бы представлять психологический предел родства либидо сиблингов. Братья и сестры, выросшие со слишком большим интервалом, не проходят стадий развития вместе, они не разделяют основные эмоциональные переживания. Они часто растут как "родственники – чужие". У Юнга и его сестры действительно была сильно поляризованная идентичность. В автобиографии Юнг отмечает: "... моя сестра, [обладала] тонким и довольно болезненным характером и во всех отношениях отличалась от меня ... Я был довольно эмоциональным, в то время как она всегда оставалась сдержанной, хотя и была очень чувствительной в глубине души". Тем не менее, Юнг, как и Фрейд, пережил сильную эмоциональную реакцию на рождение своей сестры, опыт, к которому он был совершенно не готов:"Отец привел меня к постели матери. И она протянула мне маленькое существо, вид которого ужасно меня разочаровал: красное, сморщенное личико, как у старика, глаза закрыты. Наверно, слепые, как у маленького щенка, - подумал я. На спине у этого существа было несколько одиночных длинные красных волосинок, которые, как мне показалось, большое подошли бы обезьяне. Я был шокирован и не мог понять, что чувствую ... Внезапное появление сестры оставило во мне смутное чувство недоверия ..."Рождение младшего сиблинга вызвали у Юнга чувства, которое он, возможно, никогда полностью не смог изучить. Сестра Юнга, "как будто прирожденная старая дева", никогда не выходила замуж, прожила жизнь с матерью. Незамужние сестры часто осуждены заботиться о стареющих родителях. Сестра Юнга не пережила операцию, казалось бы, вполне безопасную, и ее брат "был глубоко впечатлен", обнаружив, как "она заранее привела в порядок все свои дела, вплоть до последней детали." Эти отношения с сестрой, возможно, способствовали его пониманию природы различных психологических типов.2.3. Влияние особенностей развития близнецов на социализацию детейУченые из Падунского университета Италии пришли к выводу, что еще неродившиеся близнецы пытаются построить отношения друг с другом, демонстрируя первые признаки социализации. К такому выводу ученые пришли в ходе наблюдений за развитием эмбрионов в утробе матери.Впервые ученым удалось доказать, что человек настолько общественное существо, что характерные действия начинает совершать, еще будучи плодом.Подтверждение было получено благодаря методу четырехмерной ультрасонографии, использующей принципы подводной локации. Ультразвук с частотой примерно 30 кГц направляется на исследуемую поверхность тела через специальный датчик, и эхо отраженного звука используется для формирования электронного изображения различных структур тела. Посредством ультрасонографии врачи обычно наблюдают за развитием плода в матке.В эксперименте участвовали пять пар близнецов. В ходе исследования выяснилось, что даже в 14 недель они специально старались прикоснуться друг к другу ручками и приближались лицами. В животе они делали разные жесты, а если их руки соприкасались, то они старались задержаться и продлить прикосновение.Кроме того, дотрагиваясь до чувствительных областей лица друг друга, например, около глаз, близнецы старались делать это как можно нежнее. Любопытно, что к 18 неделям эта своеобразная дружба крепла, близнецы тратили уже 30% своего времени, чтобы дотянуться и погладить своего будущего братика или сестричку.Еще в 30-х годах появились работы, в которых говорилось об особой психологической ситуации в парах близнецов, особом «эффекте близнецовости» или «эффекте пары». Основными особенностями этой особой психологической ситуации являются две борющиеся тенденции: к индивидуализации каждого члена пары и, наоборот, к отождествлении со своим соблизнецом. Первая, в крайних случаях, может привести к выраженным конфликтным отношениям близнецов, своеобразному сопротивлению против «второго - такого же», а вторая приводит к ощущению себя сначала членом пары и лишь затем - отдельной личностью. С возрастом вторая тенденция обычно ослабевает, уступая место первой, причем у близнецов-мужчин данный процесс происходит легче, чем у женщин.X. фон Браккен еще в 1934 г. описал феномены дисгармонического и гармонического соперничества близнецов: «соревнование друг против друга» и «соревнование друг с другом». Сначала предполагалось, что первое характерно для дизиготных близнецов, а второе - для монозиготных близнецов, но в дальнейшем это не подтвердилось, так как оба типа взаимодействий встречаются и у тех, и у других типов близнецов. Также он описал и некоторые специфические для пары социальные роли: «министра внутренних дел» и «министра внешних сношений», осуществляющего общение с внешним миром. Позднее ролевые отношения, существующие в повседневной жизни близнецов, были описаны итальянским исследователем Л. Геддой и другими зарубежными авторами, а среди отечественных В.В. Семеновым и Н.В. Искольдским.[5]Развитие личности происходит в процессе ее воспитания и социализации — так полагается в отечественной психологии, в особенности в советский период ее развития. Человек — социальное существо и с первых дней окружен себе подобными. Человек с рождения включен в различные социальные взаимодействия. Еще до того, как человек начинает говорить, он уже приобретает первый социальный опыт в семье. В дальнейшем человек получает все больше и больше социального опыта, который становится частью его личности. Именно этот процесс называется социализацией. Социализация связана с совместной деятельностью людей и их общением между собой. Социализация в отечественной психологии не рассматривается как механическое отражение непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения социального опыта. Усвоение этого опыта зависит во многом от целей и ценностей человека, оно субъективно. Ведь восприятие одних и тех же социальных ситуаций разными людьми может быть совершенно различным. И поэтому разные личности делают разные выводы для себя из одной той же ситуации. Например, увидев на улице, как сильный обижает слабого, один человек решит, что важно быть сильным, а другой, что надо бороться с хулиганами. Социализация может осуществляться при активном содействии специальных социальных институтов, например школа, институт. Однако неформальные объединения, такие как близкие люди или сетевые сообщества также имеют важное значение в социализации личности. Выделяют характер социализации: Регулируемый Стихийный При регулируемой социализации определяются основные ее средства и цели. Часто регулируемой социализацией является государство в лице учителя. Обычно это целенаправленное влияние колоссально, часто эффекты сводятся на «нет неграмотным», непродуманным воздействием на подрастающее поколение, отсутствием системы в своих действиях. А вот во втором случае нет определенного, запланированного воздействия на молодого человека, который при этом может быть подвержен самым различным влияниям. Но регулируемая социализация всегда сопровождается стихийными элементами. Ведь ребенок воспринимает как именно говорит учитель, а не только то, что он говорит. Эффект от слов может быть обратным, если учить не контролирует интонацию своей речи. Может случиться так, что учить долго учит своих воспитанников не использовать нецензурные выражения в своей речи. Однако сам выругался, когда попал в неожиданное или неловкое положение. И тогда воспитательный эффект в миг будет потерян, а хуже того, получит и вовсе отрицательный знак. Соотношение социализации и индивидуализации есть главная теоретическая проблема в социализации. Одни психологи считают, что индивидуализация личности — это отрицательная черта, которая должна быть компенсирована процессом социализации. А вот другие психологи, напротив, считают, что социализация мешает раскрытию творческих возможностей человека и его индивидуальных качеств. Социализацию не стоит рассматривать как процесс, который ведет к нивелированию личности и размытию и размытию индивидуальности человека. Напротив, человек обретает свою индивидуальность сложным и противоречивым образом, зачастую, в процессе социальной адаптации и самой социализации. Эти два процесса взаимообогащают друг друга новым опытом, по сути, так и должно быть. Индивидуальность обогащает социум, а социум, в свою очередь, обогащает индивидуальность. Даже в зрелом возрасте социализация продолжает осуществляться. Процесс социализации — это бесконечный, непрерывный процесс. Инкультурализация — это процесс, находящийся в тесных связях с социализаций. Инкультурация — это процесс освоения индивидом общей человеческой культуры, а также способов действий, которые сложились исторически и в которых ассимилированы в разных эпохах материальные и духовные продукты деятельности человечества. Однако социализация и инкультурация — это понятия не равны между собой, их нельзя отождествить, хоть эти процессы и пересекаются между собой. .Начнем с того, что процесс социализации у близнецов всегда проходит медленнее остальных детей. Сами посудите, зачем им контактировать с окружающими, если они есть друг у друга. Им и так есть с кем общаться, делиться секретами, играть и тому подобное, в их мире нет места сверстникам. Известны случаи, когда близнецы, научившись общаться друг с другом на собственном, никому не понятном языке, так и не научились говорить в три-четыре года. Они чувствовали себя абсолютно комфортно, общаясь с тем, кто понимает – своим близнецом. Усугубляется это отношением родителей, которые умиляясь похожести детей, одевают их в одинаковую одежду, делают одинаковые прически и, не уделяя внимания им по отдельности. В итоге дети перестают даже откликаться на свое имя, пока не прозвучит и имя близнеца – они не ходят поодиночке, потому что считают себя единым организмом. Близнецы создают свой собственный мир, не допуская туда детей, непохожих на них самих и прекрасно себя в нем чувствуют. Даже родители остаются вне этого мира, так как не могут понять своих детей так хорошо, как они понимают друг друга. При таком совместного развития дети не развиваются разносторонне – каждый из них берет на себя только половину функций, таким образом, дополняя друг друга. Один близнец, например, научиться общаться с внешним миром и высказывать родителям желания от имени обоих, а второй постигнет правила поведения в обществе или научиться завязывать шнурки и себе и компаньону. Дети и не предполагают, что когда-нибудь вырастут и им придется начинать самостоятельную жизнь – отдельно друг от друга. Они уверенны, что всегда и везде будут вместе. Однояйцевые близнецы зачастую позднее учатся говорить, узнавать себя в зеркале и идентифицировать себя со своим именем. Разумеется, когда детки-близняшки вырастут, их ждет большое разочарование, ведь вечно дополнять друг друга и следовать друг за другом по жизни они не смогут. Более того, привыкнув к неимоверному взаимопониманию и не дождавшись такого понимания со стороны других людей, повзрослевшим близнецам будет очень сложно найти себе друзей и спутников жизни. ЗаключениеПоявление на свет детей-близнецов всегда чудо для родителей, ведь всего за девять месяцев ожидания они становятся родителями не одному, а двум ангелочкам. Но для самих детей существование близнеца также неимоверно и волшебно, как и для родителей. Ведь все знают, что связь близнецов порой крепче связи матери с ребенком. Проведя девять месяцев бок о бок друг с другом в утробе матери, близнецы и после рождения будут делить на двоих одну жизнь, помогая друг другу, и поддерживая так, как никто другой не смог бы. При рождении близнецов или двойняшек обычно используют один термин – двойня, что в принципе неверно. Существуют монозиготные близнецы – дети, которые развились из одной яйцеклетки, поэтому имеют идентичный набор хромосом, и похожи друг на друга как две капли воды. Дизиготными же близнецами называют детей, которые развивались из двух яйцеклеток. У таких детей максимум 60% общих генов, поэтому они не обладают таким сходством, как близнецы. Дизиготные двойняшки могут быть как одного, так и разного пола и друг на друга они похожи как дети, роившиеся в одной семье в разное время. Список литературыВыготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 2015. – 323 .Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2015.Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия приобучение родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2013.Зырянова Н.М. Близнецы. – М., 2014.Зырянова Н.М. Близнецы идут в первый класс// Семья и школа, 2016, № 7. с. 15-17.Зырянова Н.М. Школьный путь близнецов// Семья и школа, 2016, № 8. с. 12-14.Зырянова Н.М. Близнецы вступают во взрослую жизнь.// Семья и школа, 2015, № 9. с. 15-17.Костина Е. Близнецы. – М.: Семья, 2014.Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 2015.Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2013.Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 2014.Мухина В.С. Близнецы. - М.: Народное образование, 2015.Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2013.Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицна, 2012.Психологические очерки о близнецах/ Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. - М., 2018.Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб.заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2016.Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ под общ.ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер,2015.Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2013. Кн. 2. - 480 с.Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2014.Семенов В., Кочубей Б. Близнецы. Проблемы воспитания и развития. -М.: «Просвещение», 2016.Серов В.Н. Практическое акушерство. Руководство для врачей. - М.: «Медицина», 2015.Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 2014.Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребёнка от рождения до 7 лет. - М.: Просвещение, 2014. С-328.
1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Просвещение, 2015. – 323 .
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2015.
3. Даскалова Ф. Г. Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку в детском саду // Педагогические условия формирования социальной активности у детей дошкольного возраста. – М., 2013.
4. Зырянова Н.М. Близнецы. – М., 2014.
5. Зырянова Н.М. Близнецы идут в первый класс// Семья и школа, 2016, № 7. с. 15-17.
6. Зырянова Н.М. Школьный путь близнецов// Семья и школа, 2016, № 8. с. 12-14.
7. Зырянова Н.М. Близнецы вступают во взрослую жизнь.// Семья и школа, 2015, № 9. с. 15-17.
8. Костина Е. Близнецы. – М.: Семья, 2014.
9. Канаев И.И. Близнецы. Очерки по вопросам многоплодия. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 2015.
10. Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2013.
11. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. М., 2014.
12. Мухина В.С. Близнецы. - М.: Народное образование, 2015.
13. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: «Академия», 2013.
14. Особенности развития близнецов // Под ред Г.К.Ушаковой. М.: Медицна, 2012.
15. Психологические очерки о близнецах/ Семенов В.В., Кочубей Б.И., Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. - М., 2018.
16. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. спец. учеб. заведений. – М: ТЦ «Сфера», 2016.
17. Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ под общ. ред. В.Н. Дружинина. — СПб.: Питер,2015.
18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: 2013. Кн. 2. - 480 с.
19. Сергиенко Е.А., Рязанова Т.Б., Виленская Г.А., Дозорцева А.В., Развитие близнецов и особенности их воспитания, М.: Институт психологии РАН, 2014.
20. Семенов В., Кочубей Б. Близнецы. Проблемы воспитания и развития. -М.: «Просвещение», 2016.
21. Серов В.Н. Практическое акушерство. Руководство для врачей. - М.: «Медицина», 2015.
22. Фридрих В. Близнецы. М.: Прогресс, 2014.
23. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие ребёнка от рождения до 7 лет. - М.: Просвещение, 2014. С-328.
Вопрос-ответ:
Какие особенности характерны для развития близнецов в детском возрасте?
Особенности развития близнецов в детском возрасте включают более сильную взаимосвязь и влияние друг на друга, более близкую эмоциональную связь, разделение общего опыта и формирование особого целостного "близнецового" мира, быстрое развитие речи и языковых навыков, а также вероятность возникновения конкуренции и ревности.
Какие теоретические подходы используются для изучения проблемы развития личности в близнецовых парах?
Для изучения проблемы развития личности в близнецовых парах применяются различные теоретические подходы, такие как психоаналитическая теория, социокультурный подход, эволюционный подход и др. Каждый из этих подходов предлагает свои объяснения исходя из своей теоретической основы.
Как влияет близнецовая ситуация на развитие личности в детском возрасте?
Близнецовая ситуация оказывает значительное влияние на развитие личности в детском возрасте. Она способствует более близкой и интенсивной эмоциональной связи между близнецами, формированию "близнецового" мира, а также разделению общего опыта. Однако она также может приводить к возникновению конкуренции и ревности между близнецами.
Какие родительско-детские отношения влияют на формирование я-концепции у детей-близнецов?
Родительско-детские отношения играют важную роль в формировании я-концепции у детей-близнецов. Позитивные и поддерживающие отношения родителей способствуют формированию положительной я-концепции, в то время как отрицательные и критические отношения могут негативно сказываться на я-концепции детей-близнецов.
Какие отношения формируются между сиблингами или близнецами?
Между сиблингами или близнецами формируются особые отношения, которые характеризуются близкой связью и взаимозависимостью. Они испытывают более сильную эмоциональную привязанность друг к другу, а также могут проявлять конкуренцию и ревность. Взаимодействие между сиблингами или близнецами играет важную роль в их развитии и формировании личности.
Какие особенности развития личности можно наблюдать у детей-близнецов?
У детей-близнецов можно наблюдать более тесную эмоциональную связь, высокую степень взаимозависимости и поддержки друг друга. Они часто развивают специальные коммуникативные навыки и обладают высокой степенью эмпатии. Однако индивидуальность каждого ребенка может быть немного подавлена, так как они постоянно сравнивают себя друг с другом и стремятся быть похожими. Возможно также развитие ревнивости и конкуренции в отношении родителей.
Влияет ли близнецовая ситуация на формирование я-концепции у детей?
Да, близнецовая ситуация может оказывать влияние на формирование я-концепции у детей. В процессе взаимодействия с близнецом они могут сравнивать себя с ним и определять свое место в паре. Это может привести к формированию сильной идентичности с близнецом или, наоборот, к развитию индивидуальности. Влияние близнецовой ситуации на формирование я-концепции может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от взаимоотношений и динамики в паре близнецов.
Как влияют детско-родительские отношения на развитие личности у детей-близнецов?
Детско-родительские отношения играют важную роль в развитии личности у детей-близнецов. Родители могут стимулировать индивидуальность каждого ребенка, поддерживать их независимость и помогать формировать собственные интересы и ценности. Важно создать равные условия для развития каждого ребенка, чтобы они имели возможность проявить свои уникальные качества и способности. Кроме того, родители могут играть роль посредников в отношениях между близнецами, помогая им разрешать конфликты и учиться взаимодействовать конструктивно.
Какие теоретические подходы существуют к изучению проблемы развития личности в близнецовых парах?
Существуют различные теоретические подходы к изучению проблемы развития личности в близнецовых парах. Одним из них является психодинамический подход, который основывается на учении З. Фрейда о бессознательном и близнецовой идентичности. Другим подходом является психологический подход, который изучает индивидуальные различия между близнецами и факторы, влияющие на их развитие. Также существует сознательный подход, который акцентирует внимание на самосознании и самовыражении близнецов в обществе.
Какие особенности развития личности у детей близнецов можно выделить?
У детей близнецов можно выделить такие особенности развития личности, как более тесная связь между ними, возможность более глубокого понимания и эмпатии друг к другу. Они также могут проявлять высокую степень соперничества друг с другом, что может влиять на их развитие и отношения с окружающими людьми. Кроме того, близнецы часто развивают собственный язык и общие увлечения, что помогает им создать своеобразную "микросреду" для развития своей личности.