Сравнительный анализ умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Специальная психология
  • 55 55 страниц
  • 41 + 41 источник
  • Добавлена 07.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Подходы к изучению связной речи в лингвистической и психолого-педагогической науке 6
1.1. Текст как объект лингвистического исследования 6
1.2. Развитие связной речи у нормально развивающихся детей 14
1.3. Формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи 26
Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. Изучение умения составлять рассказы у дошкольников с общим недоразвитием речи 35
2.1. Методы и методики исследования 35
2.2. Анализ результатов исследования 37
Выводы по главе 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 48

Фрагмент для ознакомления

Кроме того, учитываются виды помощи, оказываемой ребенку во время выполнения заданий. Оборудование: сюжетные картинки с изображением последовательных событий.Инструкция: перед ребенком раскладывают картинки в случайном порядке и предлагают разложить их так, чтобы получился рассказ. "Разложи картинки по порядку и составь по ним рассказ". В том случае, если ребенок разложил серию неправильно, следует попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.2. «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная) Цель: Цель - выявление понимания ребенком смысла ситуации, выявление пространственно-временных и причинно-следственных отношений, объема словарного запаса, способности воспринимать и понимать обращенную речь, точности употребления слов, состоянии фразовой речи, запаса сведений об окружающей действительности и адекватности эмоциональных реакций.Описание: Методика состоит из отдельных картинок, которые все вместе образуют связный рассказ.Оборудование: Сюжетные картинки. Инструкция: Ребенку предлагаетсяразложить картинки по порядку и составить по ним рассказ. Если ребенок разложил серию неправильно, то необходимо попытаться, задавая наводящие вопросы, довести до его понимания предложенный сюжет. Если такая помощь не привела к успеху, можно попробовать начать рассказывать, иногда в процессе рассказа испытуемый находит и исправляет ошибки. Если ребенок не может разобраться в последовательности картинок, следует предложить ему серию картинок, уже разложенных в нужной последовательности. Если ребенок обнаруживает полное непонимание сюжета, после оказания ему помощи следует прекратить выполнение задания.2.2. Анализ результатов исследованияСначала проводилась диагностика первоначального уровня развития связной речи у дошкольников с ОНР.Для диагностики связной речи использовалась методика «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 2.Таблица 2 – Результаты по методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём17Средний2.Б. Стёпа5Низкий3.Б. Зарина3Низкий4.Б. Соня7Низкий5.Б. София14Средний6.К.Ваня2Низкий7.К. Даша9Низкий8.К. Илья16Средний9.К. Серёжа2Низкий10.Куз. Серёжа3НизкийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня связной речи у старших дошкольников с ОНР. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития связной речи у детей этого возраста.Для диагностики связной речи использовалась методика «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 3.Таблица 3 – Результаты по методике «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём16Низкий2.Б. Стёпа18Низкий3.Б. Зарина17Низкий4.Б. Соня12Средний5.Б. София15Низкий6.К.Ваня2Низкий7.К. Даша17Низкий8.К. Илья16Низкий9.К. Серёжа19Низкий10.Куз. Серёжа4НизкийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня связной речи у детей старших дошкольников возраста с ОНР. Это свидетельствует о недостаточном уровне развития связной речи у детей этого возраста.Далее мы разделили испытуемых на две группы. С одной группой проводилось работа по формированию умения составлять рассказы по сюжетной картине, а с другой проводилось работа по формированию умения составлять рассказы по серии сюжетных картин. Конспекты проведенных работы представлены в приложении(см. Приложение А и Приложение Б).Результаты диагностики уровня развития связной речи дошкольников с ОНР с которыми проводилась работа по формированию умения составлять рассказы по сюжетной картинепо методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова) и по методике «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная) представлены в таблицах 4 и 5. Таблица 4 – Результаты по методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём17Средний2.Б. Стёпа5Высокий3.Б. Зарина3Низкий4.Б. Соня7Средний5.Б. София14ВысокийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это свидетельствует о том, что после реализации работы направленной на развитие речи в процессе формирования составления рассказов по сюжетной картине с ОНР у большинства испытуемых повысился уровень связной речи.Таблица 5 – Результаты по методике «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём17Средний2.Б. Стёпа5Высокий3.Б. Зарина3Низкий4.Б. Соня7Средний5.Б. София14ВысокийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели высокого уровня связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Это свидетельствует о том, что после реализации работы направленной на развитие речи в процессе формирования составления рассказов по сюжетной картине с ОНР у большинства испытуемых повысился уровень связной речи.Результаты диагностики уровня развития связной речи дошкольников с ОНР с которыми проводилась работа по формированию умения составлять рассказы по серии сюжетной картиныпо методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова) и по методике «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная) представлены в таблицах 4 и 5. Таблица 6 – Результаты по методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём17Средний2.Б. Стёпа5Низкий3.Б. Зарина3Низкий4.Б. Соня7Низкий5.Б. София14СреднийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня связной речи у старших дошкольников с ОНР. Это свидетельствует, что после проведения работыпо формированию умения составлять рассказыпо серии сюжетной картины у них сохранился недостаточный уровень развития связной речи у детей этого возраста.Для диагностики связной речи использовалась методика «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная). Полученные результаты по этой методике представлены в таблице 6.Таблица 7 – Результаты по методике «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная).№Ф.И. ребенкаОценка результатовУровень связной речи1.А. Артём16Низкий2.Б. Стёпа18Низкий3.Б. Зарина17Низкий4.Б. Соня12Средний5.Б. София15НизкийТаким образом, полученные результаты анализа развития связной речи позволяют сделать выводы, что в данной выборке преобладают показатели низкого уровня связной речи у старших дошкольников с ОНР. Это свидетельствует, что после проведения работы по формированию умения составлять рассказы по серии сюжетной картины у них сохранился недостаточный уровень развития связной речи у детей этого возраста.Проведем сравнительный анализ сравнительный анализ умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Результаты представлены на таблицах 7 и 8.Цель эмпирического исследования достигнута, задачи решены, гипотеза,основанная на предположении о том, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) более-менее сформировано умение составлять рассказ по сюжетной картинке, чем рассказ по серии сюжетных картинок, подтверждена.Выводы по главе 21. Изучение литературы посвященной проблеме развития связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР, позволило нам составить психодиагностический комплекс, в который вошли следующие методики: методика «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова) и «Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная).2. Далее нами было проведено диагностическое исследование особенностей развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с использованием вышеописанных методик.3. Определив особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике «Составить самостоятельный рассказ о каком-либо событии или празднике» (Н.С. Жукова), мы сделали выводы, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточный уровень развития связной речи. 4. Определив особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР по методике ««Сюжетные картинки» (З.Д. Забрамная), мы сделали выводы, что у детей старшего дошкольного возраста с ОНР недостаточный уровень развития связной речи. 5. Далее реализовывалась работа, направленная на формированиеумения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.6. После реализации работы, направленной на формирование умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня диагностирование с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе исследования.7. Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) более-менее сформировано умение составлять рассказ по сюжетной картинке, чем рассказ по серии сюжетных картинок.ЗАКЛЮЧЕНИЕЛюди, в течение всей жизни, пытаясь доводить до совершенства свою речь, овладевает языковыми богатствами, и все возрастные рубежи вносят нечто новое в их речевое развитие. Через родной язык малыши входят во взрослый мир, получая широкие возможности коммуникации с окружающими людьми. Речь способствует пониманию друг друга, формированию взглядов и убеждений и в том числе познанию мира, в котором они живут.Развитие связной речи - это центральная задача речевого воспитания ребят, что обусловлено, в главную очередь, ее социальной важностью и место в личностном формировании. Как раз в связной речи осуществляется главная, коммуникативная, языковая и речевая функция. Связная речь является высшей речевой формой мыслительной деятельности, определяющей степень речевого и интеллектуального развития дошкольника. Правильное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение развернуто отвечать на вопросы, самостоятельным образом излагать собственные суждения и иные учебные действия требуют достаточной степени развития связной речи, что можно объяснить тем, что сама речь рассматривается в качестве приема формирования и формулирования идеи, средства коммуникации и воздействия на других.У детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития становление связной речи осуществляется замедленными темпами и характеризуется определёнными качественными особенностями. Дети с задержкой психического развития довольно длительное время задерживаются на этапе вопросно-ответной форме речи. Переход же к самостоятельному связному высказыванию очень труден для них и во многих случаях затягивается вплоть до старших классов. В процессе актуализации связной речи школьники с задержкой психического развития нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая оказывается либо в форме вопросов, либо в подсказке. Более лёгкой для усвоения является ситуативная речь, то есть с опорой на наглядность, на конкретную ситуацию.В связи с этим речевое развитие – это один из сквозных механизмов развития ребенка. Полноценное овладение речью в младшем школьном возрасте - это необходимое условие решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начата коррекция речевого развития дошкольников с ОНР, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.Результаты проведенного диагностического обследования подтвердили гипотезу, основанную на предположении о том, что для дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень) более-менее сформировано умение составлять рассказ по сюжетной картинке, чем рассказ по серии сюжетных картинок.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАрхипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 357 с.Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей - М.: АСТ, 2007. - 331 с.Баскакова И.Л., Глухов В.П. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004. - 432 с.Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - 500 с.Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 457 с.Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 345 с. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 307.Вайнштейн, А.М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск: СПИ, 1989. - С. 42.Васильева Е. Д. Текст в речевой коммуникации. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-tekst-v-rechevoy-kommunikacii-1151881.htmlВинарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 369 с.Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Т.: Медицина, 1989. - 168 с.Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214.Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство – Пресс, 2007. – 334 с.Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2005. 689 с.Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - Челябинск, 1974. – 213 с.Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008. – 327 с.Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1979. – 124 с.Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. - Kyрск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2014. - 146 с.Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. № 5, 1998. - С. 10-14.Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007. - 200 с.Кодухов В. И. Общее языкознание. М.: Русский язык, - 1994. –450 с.Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с. Комлев Н. Г. Слово в речи: аспекты языка. - М.: Дело, 2000. – 237 с.Кузнецова Н.В., Трофимова О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 183 с.Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. — 287 с.Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - № 5, 2003. – С. 89-114. Основы логопатологии детского возраста // под ред. Корнева А.Н. - СПб.: Эксмо, 2006. - 569 с.Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. – 400 с.Параманова Л.Г. Логопедия для всех – Спб, Питер, 2009. – 416 с. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 сПравдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. – 213 с.Рождественский Ю. В. Лекции по общему языкознанию. - М.: Логос, 1998. – 780 с.Сергеева О. А., Сергеева Г. К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88.Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.Филиппов К.А. Лингвистика текста. Курс лекций. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 336 с.Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 500 с.Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1969. – 300 с.Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студентов. М.: Владос, 2000. - 240 с.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение А. Конспект занятия «Составление рассказа по сюжетной картине «Проказницы»Программные задачи:• Закреплять умения отвечать на вопросы, составлять небольшиерассказы.• Учить понимать главную идею произведения, правильно оцениватьпоступки героев.• Формирование навыка осознанного отражения в речи разнообразных(пространственных и временных) связей между предметами и явлениями• Развитие воссоздающего и творческого воображения.• Учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.• Воспитывать бережное отношение ко всему живомуПредварительная работа: чтение «Сказка о золотой рыбке» А. С.Пушкина, р. н. с. «По щучьему велению» работа детей в живом уголке. Оборудование: картина «Проказницы»Ход ЗАНЯТИЯ:I. Введение в темуВ воде она живетНет клюва, а клюетБлещет в речке чистойСпинкой серебристой (Рыбка)Каких вы знаете речных рыб? В каких еще водоемах, кроме речки живут рыбы? А в домашних условиях, где содержат рыбок? Как нужно ухаживать за рыбками? Годится ли для аквариумных рыбок вода, налитая из-под крана? Каких волшебных, сказочных рыб вы знаете? Чем они знамениты?II. Сообщение темы занятия.Сегодня мы с вами поговорим о двух маленьких девочках - Маше и Наташе у которых в аквариуме жила рыбка, девочки думали, что она волшебная.III. Знакомство с картинойГде происходит действие картины? Как вы думаете, куда ушла мама? Почему девочки подумали, что рыбка волшебная? Что могли попросить у рыбки девочки? Откуда девочки принесли аквариум? Куда они его принесли и зачем девочки решили выпустить рыбку? Успела мама вернуться домой до того, как девочки выпустили рыбку в ванну? Что сказала девочкам мама? Как можно закончить рассказ? Почему картина называется «Проказницы»?IV. Обогащение активного словаря прилагательными.д/и «Кто больше?»Аквариум какой?-Рыбка какая? -Девочки какие? -V. Совместное составление плана рассказаС чего можно начать рассказ? Что мама сказала перед уходом? Где стоял аквариум? Почему девочки подумали, что рыбка волшебная? Куда понесли девочки аквариум? Зачем? Что сказала мама, когда вернулась домой?VI. Динамическая паузаРыбка плавает в водице Сложенными вместе ладонями детиРыбке весело играть изображают, как плавает рыбкаРыбка, рыбка, озорница, Грозят пальчикомМы хотим тебя поймать Медленно сближают ладониРыбка спинку изогнула, Изображают как плывет рыбкаКрошку хлебную взяла Делают хватательные движения рукамиРыбка хвостиком махнула Снова «плывут» Рыбка быстро уплылаVII. Самостоятельные рассказы детейVIII. Рассказ педагогаДве сестрички - Маша и Наташа - очень любили сказки. Они часто изображали дома Золушку, Принцессу на горошине, Золотую рыбку. У девочек в комнате стоял в комнате стоял маленький аквариум, а в нем плавала одна красивая блестящая рыбка, похожая на сказочную.Как-то раз мама сестричек ушла к соседке, а девочки как обычно затеяли игру. Маша предложила: «Давай сделаем Золотой рыбке синее море». Девочки взяли аквариум и понесли его в ванную комнату. Там они открыли кран и стали набирать воду в большую ванну. Вдруг слышат голос: «Не выпускайте меня, я исполню любое желание!» Девочки так и замерли. Неужели золотая рыбка все-таки волшебная! Выключив воду, сестрички сели на пол и стали думать, чтобы попросить у Золотой рыбки.Они даже не заметили, как сзади подошла мама и громко, теперь уже своим голосом сказала: «Просите рыбку, чтоб папа не узнал про ваши опыты! Это будет самое правильное желание». [14 с. 13]IX. Итог занятияПримерный план рассказаПриложение Б. Конспект занятия «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Миша потерял варежку»Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».Цель: обучение детей составлению связного последовательного рассказа по серии сюжетных картин с достаточно подробно представленным развитием сюжетного действия.Коррекционно-образовательные задачи. Закреплять, расширять представления, знания о зиме, зимних играх и развлечениях;Формировать связную речь в форме рассуждения;Активизировать словарь по темам: «Зима», «Зимние игры и развлечения» (подбор слов-синонимов, антонимов, однокоренных слов);Совершенствовать грамматический строй речи (нормативное употребление падежных форм имен существительных, прилагательных).Коррекционно-развивающие задачи. Развивать умение воссоздавать сюжетнуюситуацию на основе сопоставления содержания отдельных картинок;Развивать фонематическое восприятие, мышление, память, общую, мелкую моторику, речевое дыхание.Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, усидчивость.Предварительная работа: разучивание физминутки, пальчиковой гимнастики, проведение словарной работы, составление рассказов по сюжетным картинам.Планируемые результаты: закрепление знаний по теме, составление рассказа по серии картин, активизация словаря.Средства: мольберт, магнитная доска, магнитофон, предметные и сюжетные картинки по теме, серия сюжетных картин «Как Миша потерял варежку», пособие на дыхание «Варежка».Ход занятия1. Организационная часть. Тихо звучит запись пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро».Дети стоят в кругу и повторяют чистоговорки за учителем-логопедом громко, шепотом, хором, индивидуально:МА-МА-МА-за окном метет зимаМЕ-МЕ-МЕ-много песен о зимеМЫ-МЫ-МЫ-не боимся мы зимыЛогопед: О каком времени года эти чистоговорки?Сегодня поговорим о зиме, зимних играх, развлечениях, расскажем историю про мальчика.2. Основная часть.«Хлопни в ладоши, если услышишь слово о зиме» (развитие речевого слуха и восприятия)-Логопед: Вспомним признаки зимы.Я назову слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите слова, относящиеся к зиме: листопад, ручьи, вьюга, половодье, снегопад, буран, снежок, метель, ягоды, мороз, лужи, снег, снеговик, подснежник, сугробы, сосульки, снежинка.«Подбор однокоренных слов»Логопед: Какие родственные слова вы услышали? (снежинка, снеговик, подснежник, снежок)Отгадывание загадок.Логопед: А сейчас отгадайте загадки:-Обгонять друг друга радыТы смотри, дружок не падайХороши они, легкиБыстроходные (коньки)-Взял дубовых два брускаДва железных полозкаНа бруски набил я планкиДайте снег, готовы (санки)-Ног от радости не чуяС горки снежной вниз лечу я.Стал мне спорт родней и ближе.Кто помог мне в этом? (лыжи).-Все бегут вперегонки.Все хотят играть в (снежки).Составление простых предложений по опорным словам, по сюжетным картинкам, предложений с союзом «А».Логопед: Вы правильно отгадали все загадки. А сейчас следующее задание. Составьте предложения со словами, которые я назову.-Мальчик, лыжи (Мальчик катается на лыжах. Мальчик с горы катается на лыжах. Мальчик в парке катается на лыжах).-Составление простого предложения по сюжетной картинке (Дети катаются на санках).-Составление предложений с союзом «А». (Мальчики играют в хоккей, а девочки катаются на коньках.)Физминутка (имитация движений по тексту)Выпал беленький снежок, соберемся мы в кружок.Мы на саночки садимся и под горку быстро мчимся.Дети все на лыжи встали, друг за другом побежали.А потом в снежки играли и ни сколько не устали.Снег, снег, белый снег засыпает он нас всех.Развитие дыханияЛогопед: Почувствуйте, какой чудесный воздух в зимнем лесу. Делаем вдох носом, а на выдохе говорим: Ах, какой морозный воздух!Рассматривание серии сюжетных картин, разбор содержания каждой картины.Логопед: Сегодня будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним мальчиком. Рассмотрите внимательно картины и разложите в правильной последовательности. Что было сначала, что произошло потом.Первая картина.-Какое время года изображено на картине?-Кого видите?-Какое имя дадим мальчику?-Как назовем собаку?-Что делает мальчик?-Откуда катается мальчик?-Какое настроение у мальчика?Вторая картинаЛогопед: Что произошло дальше?-Почему расстроился мальчик?-Какое стало настроение у мальчика?Третья картинаЛогопед: Чем закончилась эта история?-Кто помог мальчику?-Что сделала собака?Логопед: Придумайте название этому рассказу.«Дополни предложение нужным словом»-Стояла солнечная, морозная (погода)-Миша решил покататься на (лыжах)-Он взял с собой (собаку)-Мальчик долго и весело (катался)-Когда он съехал с горы, увидел, что потерял (варежку)-Мальчику помогла (собака)-Собака принесла Мишину (варежку)Составление рассказа детьми по всей серии картин.3. Заключительная часть. Логопед: О каком времени года говорили?Дети: о зиме.Логопед: Что научились составлять по картинам?Дети: рассказ.Логопед: Чей рассказ вам понравился?Логопед: Я хочу вам подарить вот такие варежки со снежинками.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е. Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2008. - 357 с.
2. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей - М.: АСТ, 2007. - 331 с.
3. Баскакова И.Л., Глухов В.П. Возрастная психолингвистика: Хрестоматия. Учебное пособие/ Составление К.Ф.Седова. – М., 2004. - 432 с.
4. Беккер К. П., Совак М. Логопедия. - М., 1981. - 500 с.
5. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 457 с.
6. Березин Ф.М., Головин Б.Н. Общее языкознание. - М.: ИНФРА-М, 1999. – 345 с.
7. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика. - М.: Прогресс, 1984. - С. 307.
8. Вайнштейн, А.М. Принципы и методика лингвистического описания детской речи // Детская речь и пути ее совершенствования. - Свердловск: СПИ, 1989. - С. 42.
9. Васильева Е. Д. Текст в речевой коммуникации. [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/statya-tekst-v-rechevoy-kommunikacii-1151881.html
10. Винарская Е. Н. Дизартрия. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 369 с.
11. Винарская Е. Н., Пулатов А. М. Дизартрия и ее топико-диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. - Т.: Медицина, 1989. - 168 с.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной монологической речи детей с системными нарушениями речи. – М.: АРКТИ, 2006. – 214.
13. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: КомКнига, 2007. - 144 с.
14. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство – Пресс, 2007. – 334 с.
15. Глухов В.П. Основы психолингвистики. – М.: АСТ: Астрель, 2005. 689 с.
16. Горелов И.Н. Проблема функционального базиса речи в онтогенезе. - Челябинск, 1974. – 213 с.
17. Государев Н.А. Специальная психология. - М.: Ось-89, 2008. – 327 с.
18. Гуровец Г. В., Маевская С. И. К вопросу диагностики стертых форм дизартрии // Вопросы логопедии. - М., 1979. – 124 с.
19. Давыдова М.П. Коррекция речи у детей с дизартрией. - Kyрск: Курский областной институт усовершенствования учителей, 2014. - 146 с.
20. Карелина И. Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии // Дефектология. № 5, 1998. - С. 10-14.
21. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. Пособие для логопедов. - М.: Школьная пресса, 2007. - 200 с.
22. Кодухов В. И. Общее языкознание. М.: Русский язык, - 1994. –450 с.
23. Козловская Г.Ю. Психология лиц с нарушениями речи: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 2009. – 300 с.
24. Комлев Н. Г. Слово в речи: аспекты языка. - М.: Дело, 2000. – 237 с.
25. Кузнецова Н.В., Трофимова О.В. Публицистический текст. Лингвистический анализ. - М.: Флинта, Наука, 2010. - 183 с.
26. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1997. — 287 с.
27. Логопедия. // под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2012. - 364 c.
28. Лопатина Л. В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами // Дефектология. - № 5, 2003. – С. 89-114.
29. Основы логопатологии детского возраста // под ред. Корнева А.Н. - СПб.: Эксмо, 2006. - 569 с.
30. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1968. – 400 с.
31. Параманова Л.Г. Логопедия для всех – Спб, Питер, 2009. – 416 с.
32. Поваляева М.А. Справочник логопеда - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. - 448 с.
33. Поливара З.В. Нейролингвистические основы нарушения речи. – М.: Флинта, 2015. – 176 с
34. Правдина О. В. Логопедия. - М.: Просвещение, 1973. – 213 с.
35. Рождественский Ю. В. Лекции по общему языкознанию. - М.: Логос, 1998. – 780 с.
36. Сергеева О. А., Сергеева Г. К. Формирование связной речи у детей с ОНР // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №3. — С. 86-88.
37. Специальная психология. / / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Академия, 2009. - 560 с.
38. Филиппов К.А. Лингвистика текста. Курс лекций. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. - 336 с.
39. Флерова Ж. М. Логопедия. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 500 с.
40. Хватцев М. Е. Логопедия. - М., 1969. – 300 с.
41. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи: Учеб.пособие для студентов. М.: Владос, 2000. - 240 с.

Вопрос-ответ:

Почему важно изучать связную речь у детей с общим недоразвитием речи?

Изучение связной речи у детей с общим недоразвитием речи является важным, поскольку позволяет определить особенности их речевого развития и разработать эффективные методики коррекционной работы.

Какие психолого-педагогические подходы используются для изучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Для изучения связной речи у детей с общим недоразвитием речи используются психолого-педагогические подходы, включающие анализ сюжетной картинки и серии сюжетных картин, а также формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе.

Какие методы применяются для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Для развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи применяются методы, такие как составление рассказов по сюжетной картине и серии сюжетной картины, а также использование различных коррекционных методик.

Какие выводы можно сделать из проведенного исследования?

Из проведенного исследования можно сделать вывод, что дети с общим недоразвитием речи III уровня успешно осваивают навык составления рассказов по сюжетной картине и серии сюжетной картины, что свидетельствует об эффективности применяемых методик.

Какие проблемы могут возникнуть при развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

При развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи могут возникнуть проблемы, связанные с пониманием и использованием связных структур, формированием логической связности текста, а также с недостаточной развитием словарного запаса и грамматических навыков.

Какие подходы используются в изучении связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи?

В изучении связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи используются различные подходы, включая лингвистический и психолого-педагогический подходы.

Что представляет собой текст как объект лингвистического исследования в контексте изучения связной речи?

Текст в контексте изучения связной речи является объектом лингвистического исследования и представляет собой целостное произведение речи, состоящее из связанных между собой высказываний.

Как развивается связная речь у нормально развивающихся детей?

Связная речь у нормально развивающихся детей развивается постепенно: сначала они учатся строить простые предложения, затем связывать их в более сложные конструкции и, наконец, формировать связные тексты.

Как формируется психолого-педагогическая готовность к обучению в школе и как связана с ней развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи?

Психолого-педагогическая готовность к обучению в школе формируется на основе различных показателей, включая развитие связной речи. У детей с общим недоразвитием речи развитие связной речи может быть затруднено, поэтому они требуют дополнительной поддержки и специальных методик для развития этого навыка.

Какими выводами можно охарактеризовать сравнительный анализ умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня?

Сравнительный анализ умения составлять рассказы по сюжетной картине и серии сюжетной картины у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня позволяет сделать вывод о том, что эти дети испытывают трудности в формировании связных текстов из-за своего речевого недоразвития.

Какие подходы используются в лингвистической и психолого-педагогической науке для изучения связной речи?

В лингвистической и психолого-педагогической науке для изучения связной речи используются различные подходы. Например, в лингвистике текст рассматривается как объект исследования, а в психолого-педагогической науке изучается развитие связной речи у детей и формирование психолого-педагогической готовности к обучению в школе.