Арт-терапевтические методы в профилактике и коррекции социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Специальная психология
  • 69 69 страниц
  • 47 + 47 источников
  • Добавлена 07.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 8
1.1. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР и анализ основных социально-психологических проблем данной категории детей 8
1.2. Подходы к пониманию сущности и классификации современных арт-терапевтических методов 18
1.3. Специфика и возможности применения арт-терапевтических методов в профилактике и коррекции социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2. Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 47
3.1 Программа коррекции социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР методами арт-терапии и оценка ее эффективности 47
3.2 Методические рекомендации по применению арт-терапевтических методов в профилактике социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР 55
ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 66

Фрагмент для ознакомления

Искренне надеюсь на понимание, так как часто приходят корректировки с вышедшей гарантией, с новыми планами и т.д. и все это затрачивает лишнее время!

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М.: Педагогика, 2006. 272 с.
2. Арт-терапия //Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2012. – С.52 – 58.
3. Арт-терапия/под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с. –
4. Арт-терапия: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб. : Питер, 2016. - 320 с.
5. Баканова О. И. Особенности развития детей с задержкой речи и общим недоразвитием речи в инклюзивном пространстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 37. – С. 11–15.
6. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.
7. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М.: Педагогика, 2015. - 144 с.
8. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика / А.Л.Венгер. – М.: Генезис, 2013. - Ч.1. - 160 с. - Ч.2. - 128 с.
9. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное.– М.: Издательство «Лабиринт», 2014. – 368 с.
10. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов: Издательство Саратовского университета, 2016. – 115 с.
11. Глухов В.П. Особенности формирования речи детей с общим речевым недоразвитием. – М.: МГОПУ, 2015. – 194 с.
12. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. – М.: Знание, 2016. – 40 с.
13. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией//Дефектология. – 2015. - № 6. – С. 7-16.
14. Дмитриева Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития: автореферат д-ра психол. наук / Е.Е. Дмитриева; НГПУ. – Н.Новгород, 2005. – 53 с.
15. Ефименкова Л. Н. Формирование речи. (Дети с общим недоразвитием речи). Пособие для логопедов. – М.: Просвящение, 2017. – 136с.
16. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у детей: Кн. для логопеда.-Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2014. – 320 с.
17. Жураковская Я.В. Языковая способность в системе коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи / Я.В. Жураковская // Логопед сегодня. – 2017. – №1. – С. 53-58.
18. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства.— СПб: Питер, 2016. — 752 с.
19. Кисова В.В., Конева И.А. Практикум по специальной психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 348 с.
20. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Сов. Россия, 2013. — 159 с.
21. Коношенко О. Л. Домашний психолог. Сказкотерапия. – М.: Эксмо, 2015. – 72 с.
22. Копытин А.А.. Теория и практика по арт-терапии. - СПб.: Речь, 2013. – 204 с.
23. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М. :Когито-Центр, 2007. - 196 с.
24. Лаврентьева, А.И. Этап становления лексико-семантической системы в онтогенезе. Усвоение ребенком родного (русского) языка / А.И. Лаврентьева// – СПб.: Образование, 2016. – с. 57 – 69.
25. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2015. – 183с.
26. Лебедева Л.Д. Арт-терапия как педагогическая инновация // Педагогика. – 2001. – № 10. – С. 21-25.
27. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2013. – 154с.
28. Лебедева Н. Г. Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи// «Практическая психология и логопедия» № 1-2, 2013, - С. 68
29. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды./Ред.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2015.- 244 с.: ил.
30. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина; 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2009. – 276 с.
31. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у детей: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2016. – 191 с.
32. Межличностные отношения от рождения до семи лет; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-т практ. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. – 392 с.
33. Россова Ю.И. Культура толерантных отношений в сфере «родитель – ребенок» // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 3 (51). – С. 76–86.
34. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика.- М.: Просвещение, 2013. - 368 с.
35. Сазонова С. Н. Развитие речи детей с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2015. – 144с.
36. Серебрякова Н. В. Схема обследования ребенка с общим недоразвитием речи // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / Н. В. Серебрякова, Л. С.Соломаха. - СПб., 2017. – 62 с.
37. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья – ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2017. – 327 с.
38. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2017. — 95 с:
39. Тарасова Е. Г. Целительные силы искусства. Арт-педагогические техники и приемы. Метод.пособие - Тамбов: ТОИПКРО, 2016. – 198 с.
40. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. – М.: «Просвещение», 2017. – 167 с.
41. Толопченко В.В., Швед О.В. Особенности речевого и эмоционально-личностного развития ребенка дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: СибАК, 2011.
42. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2014. –199 с.
43. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Гном-Пресс», 2015. – 173с.
44. Хуснутдинова Л. Ю., Ковязина Н. Н., Зайнуллина З. Н. Особенности мышления детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. В кн.: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 1(36). Новосибирск: СибАК, 2014.
45. Шефер, Н.А. Социальное развитие детей 5-6 лет с ОНР / Н.А. Шефер. – М.: Сфера, 2013. – 64с
46. Эйдемиллер Э.Г., Никольская И.М., Беляков Н.А. Арт-терапия – терапия искусством и творческим самовыражением // Немедикаментозная терапия / Под ред. Н.А. Белякова. - СПб.: Издательский дом СПбМАПО, 2015. – Т.1. – С. 149-232.
47. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в детском возрасте / Д.Б. Эльконин. – М.: Интор, 2015. – 112с.
48. Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.: Канон, 2017.- 336 с.

Вопрос-ответ:

Какие методы арт-терапии используются для профилактики и коррекции социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для профилактики и коррекции социально-психологических проблем детей старшего дошкольного возраста с ОНР применяются различные методы арт-терапии, такие как рисование, лепка, музыкальная терапия и др. Они позволяют детям выразить свои эмоции и чувства, улучшить коммуникативные навыки, развить воображение и творческое мышление, а также повысить самооценку и самоопределение.

Какие социально-психологические проблемы могут возникать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут возникать различные социально-психологические проблемы, такие как трудности в общении с ровесниками, низкая самооценка, повышенная тревожность, агрессивное или отстраненное поведение. Они могут испытывать трудности в адаптации к социальной среде и взаимодействии со сверстниками, а также испытывать проблемы в формировании собственной идентичности.

В чем заключается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР?

Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ОНР включает в себя описание особенностей их психического и физического развития. Они могут иметь задержку в развитии речи, моторики, мышления и других психологических функций. Дети с ОНР могут быть более чувствительными к стрессовым ситуациям, иметь ограниченные интересы и трудности в обучении.

Какие подходы существуют к пониманию сущности и классификации арт-терапевтических методов?

Существует несколько подходов к пониманию сущности и классификации арт-терапевтических методов. Некоторые исследователи выделяют четыре основных направления: визуальное искусство, музыкальное искусство, танцевально-двигательное искусство и драматическое искусство. Другие авторы выделяют другие подходы, включающие различные виды искусства, такие как литература, графика, фотография и др. Важно отметить, что классификация методов арт-терапии может различаться в зависимости от конкретного исследования или практики.

Какие социально-психологические проблемы могут возникать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

У детей старшего дошкольного возраста с ОНР могут возникать различные социально-психологические проблемы, например, проблемы коммуникации, низкая самооценка, проявление агрессивного или негативного поведения, трудности в установлении социальных контактов и адаптации в коллективе.

Какими методами можно предотвратить и корректировать социально-психологические проблемы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР?

Для предотвращения и коррекции социально-психологических проблем у детей старшего дошкольного возраста с ОНР применяются арт-терапевтические методы, такие как рисование, творчество, музыка, танцы и драматическая игра. Эти методы позволяют ребенку выразить свои эмоции и чувства через творческую деятельность, развить коммуникативные навыки и самооценку, улучшить адаптацию в коллективе.

Какая психологическая и педагогическая характеристика имеют дети старшего дошкольного возраста с ОНР?

Дети старшего дошкольного возраста с ОНР обладают различными особенностями психологического и педагогического развития. Они могут испытывать трудности в общении, иметь низкую самооценку, проявлять повышенную эмоциональность или агрессивное поведение. В обучении они могут испытывать трудности в усвоении материала и требовать индивидуального подхода.

Какие подходы существуют к пониманию сущности и классификации арт-терапевтических методов?

Существует несколько подходов к пониманию сущности и классификации арт-терапевтических методов. Один из подходов основан на использовании различных видов искусства, таких как рисование, музыка, танцы и драматическая игра, в качестве средства выражения и психологической коррекции. Второй подход основан на активном участии клиента в творческом процессе, включая выбор средств и выражение своих эмоций.