Формирование произвольного внимания у дошкольников с ЗПР.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Коррекционная педагогика
  • 45 45 страниц
  • 36 + 36 источников
  • Добавлена 06.04.2019
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты исследования внимания старших дошкольников с ЗПР 4
1.1. Общая характеристика старшего дошкольного возраста 4
1.2. Характеристика внимания как психического процесса 19
1.3. Понятие и виды ЗПР. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР 24
Глава 2. Диагностика внимания старших дошкольников 35
Заключение 43
Список литературы 45

Фрагмент для ознакомления

В этом возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Значительно возрастает его объем: ребенок способен оперировать несколькими предметами. Увеличивается распределения внимания так как многие действия ребенок начинает выполнять автоматически. Устойчивость внимания проявляется ребенком при выполнении различного рода работ пусть даже неинтересных. В старшем возрасте он начинает понимать, осознавать роль выполняемой работы и не отвлекается, доводит до конца начатую работу, даже при появлении более интересной перспективы. Проявление устойчивости внимания, удержание его на объекте говорит о развитии любознательности, наличии познавательных процессов. На устойчивость и концентрацию внимания оказывает влияние характер действующего раздражителя. Важной особенностью протекания психических процессов является их направленный, избирательный характер. Этот характер психической деятельности относят с таким свойством нашей психики, как внимание [1, c. 57]. Внимание своего содержания не имеет, в отличие от познавательных процессов (мышление, восприятие, память и тому подобное). Внимание выражается внутри этих процессов и отражает динамику психических процессов. Внимание есть направленность психики (сознания) на конкретные объекты, которые имеют для личности высокую значимость, концентрацию психики (сознания), которая предполагает высокий уровень интеллектуальной, сенсорной или двигательной активности [13, c.96]. Если рассматривать внимание как сложное психическое явление, то в его процессе отмечают ряд его функций. Внимание выражается в выборе значимых других – побочных, несущественных, конкурирующих воздействий. Также с функцией отбора отмечается функция сохранения этой деятельности (отражение в сознании образов какого-либо предмета) до тех пор, пока не закончится акт поведения, познавательная деятельность, пока не будет достигнута цель. Важной функцией внимания является контроль и регуляция протекания этой деятельности. Внимание может выражаться в мнемических, двигательных, сенсорных и мыслительных процессах. Обычно выделяют слуховое и зрительное сенсорное внимание. Воспоминания и мысли являются объектами интеллектуального внимания как высшей его формы. Наибольшее изучение в науке было уделено сенсорному вниманию. Данные, которые характеризуют внимание, выявлены при исследовании этого вида внимания [13, c.99]. Внимание имеет высшие и низшие формы. Низшие формы представлены непроизвольным вниманием, а высшие - произвольным. Рассматривают произвольное, непроизвольное, послепроизвольное внимание [6, c. 134].Внимание бывает пассивным (непроизвольным), активным (произвольным). Данные виды внимания различаются друг от друга только по приведенной сложности.Бывают случаи, когда внимание невольно направляется на что-либо, т.е. складывается впечатление, что мы не обращаем внимания на предметы или явления.Условием возникновения произвольного внимания является постановка (принятие) цели. Основная характеристика - направленность в соответствии с задачей. Требует волевых усилий, утомляет. Механизм - ведущая роль второй сигнальной системы (слова, речь).Условием возникновения непроизвольного внимания является действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Основная характеристика - непроизвольность, легкость возникновения и переключения. Механизм - ориентировочный рефлекс или доминанта, характеризующая более или менее устойчивый интерес личности.Внимание характеризуется разными свойствами или качествами. Внимание имеет сложную функциональную структуру, образованную взаимозаменяемостью основных свойств внимания [31, c. 80].Свойства внимания обычно делят на первичные и вторичные. Первичными называются устойчивость, объем, концентрацию, интенсивность, распределение внимания, ко вторичным свойствам - колебания и переключение внимания.Объем внимания рассматривается как количество объектов (либо их элементов), которые воспринимаются вместе с ясностью и отчетливостью. Чем больше предметов или их элементов воспринимаются одновременно, тем больше объем внимания и деятельность будет более эффективной.Для измерения объема внимания используют специальные приемы и тесты. С возрастом объем внимания расширяется. Объем внимания взрослого человека составляет от четырех до семи объектов одновременно. Однако объем внимания – величина индивидуально меняющаяся, и классическим показателем объема внимания у детей является цифра 3±2.Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста воспринимает каждую букву отдельным объектом. У начинающего читать ребенка объем внимания очень мал, но по мере того, как ребенок начинает овладевать техникой чтения, приобретения опыта возрастает и объем внимания, который необходим для беглого чтения. Для того, чтобы увеличить объем внимания, необходимо проводить специальные упражнения. Важное условие увеличения объема внимания – это наличие умений и навыков систематизации, объединения по смыслу, группировки воспринимаемого материала.Интенсивность внимания характеризуется относительно большой затратой нервной энергии при выполнении данного вида деятельности. Внимание в той или иной деятельности может проявляться с разной интенсивностью. Концентрация внимания – это степень сосредоточения. Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности и не распространяющееся на другие. Концентрация (сосредоточенность) внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосредоточенность — необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым.Распределение внимания — это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно, т.е. это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдения за ними. Распределенное внимание является необходимым условием для успешного выполнения многих видов деятельности, требующих одновременного выполнения разнородных операций.Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. В целом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной ситуации. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым нервным напряжением, которое выражается в волевом усилии. Переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одного вида деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому.Возможные причины переключения внимания: требования выполняемой деятельности, включение в новую деятельность, усталость.Глава 2. Диагностика внимания старших дошкольниковСуществует множество методик, направленных на диагностику внимания, и в основном они направлены на какое-то отдельное его свойство. В нашем исследовании мы остановились на методиках, направленных на исследование устойчивости и концентрации внимания, а также его переключаемости.Для определения особенностей внимания старших дошкольников с ЗПР в сравнении с их ровесниками без отклонений в развитии мы подключили к исследованию две группы: экспериментальную (дети 6-7 лет с ЗПР) и контрольную (дети 6-7 лет без отклонений в развитии). Исследование проводилось на базе МБДОУ компенсирующего вида №… города…Для изучения устойчивости внимания мы использовали корректурную пробу Бурдона.Цель проведения методики: исследование особенностей активного внимания, его переключаемое и истощаемости. Позволяет определить колебания внимания, наличие утомляемости по отношению к однообразным раздражителям. Ограничений по применению методики нет.Материал и оборудование: для проведения необходимо иметь специальный бланк и секундомер. На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита.Бланк корректурной пробы БурдонаИспытуемый:_________________Дата:_________________Экспериментатор:______________Время:_________________Инструкция: «Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно подчеркнуть, букву «Н» - зачеркнуть. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке по истечении минуты». Работа начинается по команде психолога. Время работы - 10-15 минут.Устойчивость внимания обычно изучается в процессе длительной зрительной напряженной работы (не мене 10 минут). Наиболее распространенным стимульным материалом являются различные корректурные таблицы (пробы). В процессе выполнения задания испытуемый по сигналу экспериментатора отмечает объем работы, проделанной за каждую минуту. Показателем устойчивости внимания служит динамика эффективности деятельности испытуемого на протяжении всего времени исследования. Обычно в качестве основного критерия используется производительность (количество просмотренных строк или знаков), а качество работы (количество допущенных ошибок) выступает как дополнительный показатель).Оценка работы дошкольников производится по количеству пропущенных элементов за единицу времени и общему числу проанализированных знаков. Также экспериментатор может сделать выводы о качестве и темпе выполнения задания по сумме отработанных строк и количеству допущенных в них ошибок за 60 секунд.Для оценки концентрации внимания используется следующая формула:К = 2С/О (К — концентрация, С — просмотренные строки, О — ошибки, к которым относятся пропуски и неверно зачёркнутые элементы).Чем больше получившаяся цифра, тем выше концентрация. Этот показатель не имеет установленных числовых значений, так как зависит от конкретного стимульного материала. Но в любом случае К не должно быть больше половины показателя С (такой результат означает, что испытуемый обладает очень низкой концентрацией и нуждается в специальной помощи психолога).При определении устойчивости внимания используется формула:А = S/t х 10 (S — общее число просмотренных элементов, t — период времени (60 секунд)).Таблица 1 –Расшифровка показателей устойчивостиРезультатЗначение0–2Очень высокая устойчивость3–4Высокая5–6Средняя7–8Низкая9–10Очень низкаяДля анализа переключаемости внимания используется такая формула:С = (So/S) х 100 (Sо — число строк с ошибками, S — общее количество отработанных строчек).Таблица 2 – Расшифровка показателей переключаемостиРезультат в %Расшифровка0–20Очень высокая переключаемость21–40Высокая41–60Средняя61–80Низкая81–100Очень низкаяДля определения уровня концентрации внимания мы использовали тест Пьерона-РузераЦель исследования: определение уровня концентрации внимания.Материал и оборудование: карандаш и секундомер. Процедура исследования. Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой из 5-9 человек. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого бланками тестов, карандашами и следить за соблюдением тишины в процессе тестирования.Инструкция испытуемому: «Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом (100 фигур). По сигналу «Начали» расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат - плюс, в треугольник - минус, в кружок - ничего не ставьте и в ромб - точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу «Стоп!» расставлять знаки прекратите». Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды «Начали!» и «Стоп!». Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.Обработка и анализ результатов. Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок. Уровень концентрации внимания определяют по таблице 6.Таблица 3 –определениеуровняконцентрациивниманияЧисло обработанных фигурРангУровень концентрации внимания1001Очень высокий91 – 992Высокий80 – 9065 – 793-4СреднийНизкий64 и меньше5Очень низкийЗа допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2, то ранг снижается на единицу, если 3-4 - на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то - на три ранга. Проанализировав полученные нами данные в ходе проведенного эксперимента, мы приводим следующие данные.Показатели устойчивости внимания среди детей распределились следующим образом. Приведем полученные нами данные в таблице 7.Таблица 4 –результаты констатирующего эксперимента на устойчивость вниманияДошкольники с ЗПРДошкольники без нарушенийОчень высокая06Высокая27Средняя128Низкая95Очень низкая74Для большей наглядности отобразим полученные нами данные на рисунке 1Рисунок 1 – распределение устойчивости внимания среди дошкольников с ЗПР и нормальным развитиемИтак, в ходе эксперимента мы выяснили, что в группе дошкольников с ЗПР преобладает средний уровень устойчивости внимания (12 человек), далее по частоте следует низкий уровень внимания (9 человек), затем очень низкий (7 человек). Высокий уровень устойчивости внимания показали только 2 дошкольника с ЗПР, очень высокий – ни одного. Что касается группы дошкольников без нарушений в развитии, до здесь показатели устойчивости внимания ожидаемо более высокие: как и среди детей с ЗПР, преобладает средний уровень устойчивости внимания (8 человек), однако в этой группе достаточное число детей и с высоким уровнем (7 человек), есть дети с очень высоким уровнем устойчивости внимания (6 человек). В группе детей без нарушений в развитии встречаются и дети с низким (5 человек) и очень низким (4 человека) уровнями устойчивости внимания, однако их меньше по сравнению с группой дошкольников с ЗПР.Далее рассмотрим результаты диагностики переключаемости внимания, которые представлены в таблице 5.Таблица 5 – результаты констатирующего эксперимента по переключаемости вниманияДети с ЗПРДети без нарушений в развитииОчень высокая 24Высокая54Средняя1213Низкая85Очень низкая34Для наглядности отобразим полученные данные на рисунке 2.Рисунок 2 – распределение переключаемости внимания Итак, мы наглядно видим, что показатели переключаемости внимания среди детей без нарушений в развитии несколько выше, однако существенной разницы между двумя группами обнаружено не было, из чего мы можем сделать вывод, что при ЗПР прежде всего страдает устойчивость внимания, нежели его переключаемость.Для того чтобы выяснить показатели по концентрации внимания приведем результаты теста Пьерона-Рузера в таблице 6.Таблица 9 –результаты констатирующего эксперимента по концентрации вниманияДети с ЗПРДети без нарушений развитияОчень высокая 04Высокая26Средняя1512Низкая95Очень низкая43Для наглядности отобразим полученные нами данные на рисунке 3.Рисунок 5 – распределение концентрации внимания Итак, как мы видим, усредненные показатели по концентрации внимания также выше у детей без нарушений в развитии. Несмотря на то, что в обеих группах преобладают средние показателя, остальном результаты разнятся довольно существенно: в группе дошкольников с ЗПР ни у кого нет очень высоких показателей концентрации внимания и всего двое детей с высокими показателями, зато в этой группе достаточно много детей с низкими (9 человек) и очень низкими (4 человека) показателями концентрации внимания.Таким образом, в ходе экспериментального исследования мы выяснили, что показатели устойчивости, переключаемости и концентрации внимания в среднем выше именно в группе дошкольников без нарушений в развитии, причем различия по группам касаются прежде всего устойчивости и концентрации внимания и несущественны по критерию переключаемости. ЗаключениеВнимание можно считать одним из самых старых вопросов в области психологии, который всегда вызывал интерес. В истории психологии многие авторы обращались к изучению этого вопроса. Но даже на современном этапе развития психологической науки нет однозначного ответа на вопрос что же представляет собой внимание.В истории психологической мысли внимание изучали с позиции интроспективной психологии В. Джемс, В. Вундт, Э. Титченер; гештальтпсихологии - К. Кофка, В. Келер, П. Адамс; феноменологического направления - французский ученый М. Мерло-Понти; когнитивной психологии - американский психолог У. Найсен и другие. Разработке проблемы внимания посвятили свои работы П. Гальперин, М. Добрынин, Н. Ланге, Е. Милерян, С. Рубинштейн, Д. Узнадзе, И. Страхов. В современной психологии изучение внимания осуществляют в общей, возрастной, педагогической и медицинской психологии, психологии труда, нейропсихологии и других отраслях. И сегодня она имеет много невыясненных вопросов методологического и теоретического плана.Однако со временем взгляды ученых от психологического понимания внимания переходят в область педагогики и даже физиологии.Отечественные психологи и физиологи объясняют физиологические механизмы внимания с точки зрения взаимодействия основных нервных процессов - торможения и возбуждения, протекающих в коре головного мозга.Внимание, как считают исследователи, является одним из феноменов ориентировочно-исследовательской деятельности личности. Это психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет важную роль в жизни человека, поскольку благодаря ей осуществляется регуляция деятельности, поведения и интеллектуальной активности.Как известно, ЗПР (задержка психического развития) характеризуется замедленным темпом развития всех психических процессов, в том числе и внимания. Кроме того, ЗПР нередко встречается в сочетании с синдромом гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ), что свидетельствует о дефицитарном развитии внимания дошкольников с ЗПР. В настоящем исследовании мы изучили особенности развития внимания у старших дошкольников с ЗПР, а именно таких его характеристик, как устойчивости, переключаемости и концентрации. Результаты эмпирического исследования показали, что, как и предполагалось, все показатели у детей с ЗПР отстают от нормы, однако в большей степени это относится к устойчивости и концентрации, переключаемость же внимания в группе дошкольников с ЗПР оказалась несущественно ниже, чем в группе их сверстников без нарушений в развитии.Таким образом, цель исследования достигнута, задач решены. Список литературыАбрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2013. – 510 с.Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников/ И.Л. Баскакова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 2015. – 64 с.Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка/ ТГ. Богданова, Т.В. Корнилова.- М., 2014.-187с.Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии. – СПб.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е, 2010, – 217 с.Введение в психологию: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2015. – 327 с. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М.: Наука, 2014, – 158с.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ ФН.Гоноболин. - М.: Педагогика, 2012.-284с.Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. – 2011, №3. – С.22-25.Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- 2012.- 336с.Джеймс, В. Научные основы психологии. – М.: Наука, 2013. – 358 с.Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 68-80.Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Просвещение, 2015. – 263 с.Жане, П. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейдер. М.: Мир, 2013. – 478с.Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 98 с.Заваденко, Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. – М., 2008. - 34 с.Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии, 2014, № 3. – С. 35-42.Зверева Г.И. О воспитании внимания/ Г.И. Зверева // Дошкольное воспитание. 2014. №12. С.46.Зейгарник, Б.В. Введение в патопсихологию. – М.: МГУ, 2013. – 258 с.Коффка, К. Принципы гельштат-психологии. – М.: Наука, 2014. – 297 с.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним/ В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 2012. – 192с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2015.-276с.Мухина В.С. Возрастная психология/ В.С.Мухина.- М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2013.- 352с.Немов Р.С. Психодиагностика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4 изд/ Р.С. Немов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.- кн.3: Психодиагностика.- 688 с.Немов, Р. С. Психодиагностика. Т. 3. – М.: Просвещение, 2010. – 349 с.Нечаева, Н.В. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова: учебное пособие / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. – М: Федоров, 2156. – 175 с.Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. - М.: Наука, 2014. – 327 с.Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 2011.- 383 с.Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова, Л.И Малашинская.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 104 с.Петровский, А.В. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 325с.Психология человека: Учеб. для студентов всех спец. педаг. Вузов/ Под. ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М.: МГОПУ. 2012. – 272 с.Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности: Учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – М.: 2012.- 17 с.Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности / В.Я.Романов, Ю.Б. Дормашев// Вестник МГУ. Сер., 14, психология. 2013. № 2. С. 51.Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2012. – 720 с.Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии/ Э.М. Рутман. 2012. №4. С. 161-167.Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебн. пос. / Е.В. Соколова. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 320с.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

Список литературы

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический проект, 2013. – 510 с.
2. Баскакова И.Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьников/ И.Л. Баскакова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: «МОДЭК», 2015. – 64 с.
3. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка/ ТГ. Богданова, Т.В. Корнилова.- М., 2014.-187с.
4. Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии. – СПб.: Дом Михайлова. Изд-е 3-е, 2010, – 217 с.
5. Введение в психологию: Учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 2015. – 327 с.
6. Волкова, Т. Н. Развитие памяти и внимания. – М.: Наука, 2014, – 158с.
7. Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание/ ФН.Гоноболин. - М.: Педагогика, 2012.-284с.
8. Григорьева, Л.П., Бернадская, М.Э., Блинникова, И.В., Солнцева, О.Г. Развитие пространственной ориентировки. Развитие зрительного внимания. Формирование восприятия пространства и навыков ориентирования: Методические рекомендации // Дошкольник. Младший школьник. – 2011, №3. – С.22-25.
9. Детская психология / Под ред. Урунтаевой Г.А.- 2012.- 336с.
10. Джеймс, В. Научные основы психологии. – М.: Наука, 2013. – 358 с.
11. Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопр. психологии. 1975. № 2. С. 68-80.
12. Дормашев, Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. – М.: Просвещение, 2015. – 263 с.
13. Жане, П. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейдер. М.: Мир, 2013. – 478с.
14. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2011. – 98 с.
15. Заваденко, Н.Н. Неврологические основы дефицита внимания и гиперактивности у детей: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. – М., 2008. - 34 с.
16. Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей // Мир психологии, 2014, № 3. – С. 35-42.
17. Зверева Г.И. О воспитании внимания/ Г.И. Зверева // Дошкольное воспитание. 2014. №12. С.46.
18. Зейгарник, Б.В. Введение в патопсихологию. – М.: МГУ, 2013. – 258 с.
19. Коффка, К. Принципы гельштат-психологии. – М.: Наука, 2014. – 297 с.
20. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним/ В.Г. Крысько. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта. – 2012. – 192с.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Педагогика, 2015.-276с.
22. Мухина В.С. Возрастная психология/ В.С.Мухина.- М., Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс. 2013.- 352с.
23. Немов Р.С. Психодиагностика: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4 изд/ Р.С. Немов.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014.- кн.3: Психодиагностика.- 688 с.
24. Немов, Р. С. Психодиагностика. Т. 3. – М.: Просвещение, 2010. – 349 с.
25. Нечаева, Н.В. Педагогическая система развивающего обучения Л.В.Занкова: учебное пособие / Н. В. Нечаева, Н. Н. Рощина. – М: Федоров, 2156. – 175 с.
26. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология. - М.: Наука, 2014. – 327 с.
27. Общая психология: Учеб. пособие для студ. пед. инстит./ Под ред. В.В. Богословского, А.А. Степанова, А.д. Виноградова и др. М.: Просвещение, 2011.- 383 с.
28. Осипова А.А. Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет/ А.А. Осипова, Л.И Малашинская.- М.: ТЦ Сфера, 2012.- 104 с.
29. Петровский, А.В. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 325с.
30. Психология человека: Учеб. для студентов всех спец. педаг. Вузов/ Под. ред. И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. – М.: МГОПУ. 2012. – 272 с.
31. Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодинамические методы изучения личности: Учебное пособие/ Т.А.Ратанова, Н.Ф.Шляхта. – М.: 2012.- 17 с.
32. Романов В.Я., Дормашев Ю.Б. Постановка и разработка проблемы внимания с позиций теории деятельности / В.Я.Романов, Ю.Б. Дормашев// Вестник МГУ. Сер., 14, психология. 2013. № 2. С. 51.
33. Рубенштейн, С.Л. Основы общей психологии. – Спб.: Питер, 2012. – 720 с.
34. Рутман Э.М. Исследование развития внимания в онтогенезе // Вопросы психологии/ Э.М. Рутман. 2012. №4. С. 161-167.
35. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: учебн. пос. / Е.В. Соколова. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 320с.
36. Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии – СПб.: Питер, 2006. – 304 с.

Вопрос-ответ:

Какие виды внимания формируются у дошкольников с ЗПР?

У дошкольников с ЗПР формируются все виды внимания, включая селективное, устойчивое, переключаемое, раздельное и распределенное внимание.

В чем заключаются изменения внимания у старших дошкольников с ЗПР?

У старших дошкольников с ЗПР происходят изменения во всех видов и свойств внимания. Они становятся более устойчивыми, развивают способность к переключению внимания, обладают более развитым селективным и раздельным вниманием.

Как можно диагностировать уровень внимания у старших дошкольников?

Для диагностики уровня внимания у старших дошкольников можно использовать различные психологические тесты и опросники, которые позволяют оценить различные аспекты внимания, такие как селективность, устойчивость, переключаемость и др.

Какие изменения происходят в возрасте старшего дошкольника в отношении внимания?

В возрасте старшего дошкольника происходят изменения во всех аспектах внимания. Они становятся более устойчивыми и концентрированными, улучшается переключаемость внимания и развивается способность к селективности.

Какие виды ЗПР характерны для дошкольников?

Дошкольники могут иметь разные виды ЗПР, такие как задержка психического развития, нарушения речи и коммуникации, нарушения в развитии моторики и координации движений и др. Каждый вид ЗПР требует особого подхода в формировании внимания.

Какие теоретические аспекты рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования произвольного внимания у старших дошкольников с ЗПР. Авторы анализируют общую характеристику старшего дошкольного возраста, характеристику внимания как психического процесса и рассматривают понятие и виды ЗПР.

Какие виды ЗПР рассматриваются в статье?

В статье рассматриваются различные виды ЗПР (задержка психического развития), такие как задержка развития речи, задержка моторного развития, задержка эмоционально-личностного развития и др. Дается психолого-педагогическая характеристика дошкольников с ЗПР.

Как проводится диагностика внимания у старших дошкольников?

Статья описывает методики и приемы, которые используются для диагностики внимания старших дошкольников. Авторы описывают различные тесты и практические задания, которые позволяют оценить различные аспекты внимания, такие как сосредоточенность, устойчивость, переключение внимания и др. Учитываются возрастные особенности детей с ЗПР при проведении диагностики.