Историческое краеведение как компонент современного школьного исторического образования
Заказать уникальную дипломную работу- 49 49 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 29.06.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРАЕВЕДЕНИЕ В ОСНОВНОМ ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ 6
1.1. Место исторического краеведения в основной школе 6
1.2. Разработка и реализация регионального компонента в историческом образовании в Омской обрасти 10
Выводы по главе 23
ГЛАВА 2 КРАЕВЕДЕНИЕ КАК КОМПОНЕНТ РЕГИОНАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 27
2.1. Факультативы, краеведческие кружки, клубы и школьные музеи как путь включения регионального компонента 27
2.2. Соответствие основного и регионального компонентов образования в школьном историческом краеведении 31
Выводы по главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Важную роль играет политический аспект – идея России как независимого демократического государства, города как самоуправляемого субъекта внутригосударственных отношений. Однако следует сказать, что политический аспект здесь не может иметь самостоятельное значение в силу возрастных особенностей младшего школьника. Вторая задача – убеждение ребенка в необходимости единства всех регионов страны. Эта задача прямо вытекает из современных проблем общества и направлена на преодоление его разобщенности. Идея должна сформироваться у ребенка с помощью взаимосвязи последовательных понятий: «личность» – «семья» – «родной край» – «Малая Родина» – «Большая Родина». Именно средства краеведения позволяют показать нашу страну во всем ее естественном, культурном, национальном своеобразии и историческом единстве. Ребенок должен усвоить идею о том, что общее историческое прошлое является важным элементом, который объединяет все регионы и этносы, всех граждан.Воспитание у ребенка любви к Родине, родному краю, городу, улице, дому, семье; воспитание чувства гордости за ее прошлое и идеи ответственности за будущее – является четвертым заданием. Патриотическое чувство – это, прежде всего, любовь, привязанность, восхищение, гордость, стремление к познанию, желание преобразовывать, улучшать, то есть готовность к активному служению. Такое чувство может дать только устойчивое и целенаправленное познание, которое проявляется в ярких образах, запоминающихся и направлено на положительное оценивание своего города, края, страны. Именно средства краеведения способны выполнить эту задачу для ребенка младшего школьного возраста.Формирование любви к родной национальной культуре и уважение к культуре других народов, живущих в РФ, являет собой пятую задачу патриотического воспитания школьников в процессе краеведческой работы. Патриотизм тесно связан с национальной идентификацией – отождествлением себя с той или иной национальной группой. Наиболее простым способом идентификации есть чувство принадлежности к той или иной нации. В условиях отсутствия эффективной системы патриотического воспитания кризис идентичности родителей воспроизводится в последующих поколениях, о чем говорилось выше. Из-за влияния родителей, которые не преодолели кризис идентичности, у детей может возникнуть недоверие ко всем элементам государства, а вместе с тем и к школе как носителю национально-государственных идей, к истории своей страны и своего региона. По нашему мнению, средствами преодоления кризиса доверия могут выступать нетрадиционные способы, методы и приемы, которыми являются средства краеведения. Разнообразие этносов, город каждого из них в обществе, свой город среди представителей конкретного этноса – эти представления ребенок получает и усваивает через ряд понятий «личность» – «семья» – «родной край» – «Малая Родина» – «Большая Родина».Полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют о том, что патриотическое воспитание школьников в основном находится на среднем уровне и требует повышения эффективности его развития.В рамках образовательного учреждения создается среда, формирующая патриотическую позицию молодежи. В процессе активной социально значимой патриотически-направленной деятельности обучающихся формируется патриотизм гражданско-гуманистического типа, который включается в их систему ценностных ориентаций, проявляется в осознанной профессиональной подготовке и личной заинтересованности в будущей деятельности. Использование информационно-компьютерных технологий (в том числе и виртуальных музеев) делает процесс воспитания, в том числе и патриотического, более интересным, качественным и результативным.Спасибо за внимание!
1. Абрамова Е. А. Гражданско-патриотическое воспитание через использование краеведческого материала на уроках истории и обществознания: из опыта работы // Проблемы Науки. 2017. №38 (120). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-cherez-ispolzovanie-kraevedcheskogo-materiala-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya-iz-opyta (дата обращения: 02.04.2019).
2. Ардашева Л.В. Формирование системы духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения на основе традиций и ценностей отечественной и мировой культуры // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 5. С. 24-30.
3. Блинников, В. И. Использование краеведческого материала в учебном процессе базовой школы / В. И. Блинников, Е. Н. Демьянков, Т. В. Чеснокова //Регионология. 2014. №2. С. 232-238.
4. Борщик Н. Д. Роль исторического краеведения в изучении регионов Российской Федерации // Научный вестник Крыма. 2017. №1 (6). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-istoricheskogo-kraevedeniya-v-izuchenii-regionov-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 02.04.2019).
5. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 8-15.
6. Веденеева, Г. И. Феномен родного края и его ресурс в духовно-нравственном воспитании учащихся / Г. И. Веденеева // Педагогика. 2013. № 8. С. 58-63
7. Гера, Р. Воспитание патриотизма средствами краеведения / Р. Гера //Воспитание школьников. 2015. №10. С. 6-8.
8. Горский В. А., Смирнов Д. В., Русских Г. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников: монография М.: Учреждение РАО «Ин-т содерж. и методов обучения», 2010. 151 с.
9. Груздова О. С. Краеведение в школе как компонент исторического образования // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kraevedenie-v-shkole-kak-komponent-istoricheskogo-obrazovaniya (дата обращения: 02.04.2019).
10. Дмитренко Н. М. Историческое краеведение: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. – 221 с.
11. Ермолаева, Л. К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению /Л. К. Ермолаева // Преподавание истории и обществознания в школе. 2012. №3.С. 40-47.
12. Естественноисторическое краеведение: прошлое и настоящее : сборник научных статей и методических материалов XII Краеведческих чтений / под общ. ред. Г. В. Шляхтина. Саратов : [б. и.], 2009. 212 с.
13. Жукова С.А. Средства обучения истории в начальной школе // Начальная школа. 2013. № 4. С. 35-40.
14. Зенченко Е. В. Патриотическое воспитание на уроке истории и во внеурочное время // Эксперимент и инновации в школе. 2015. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/patrioticheskoe-vospitanie-na-uroke-istorii-i-vo-vneurochnoe-vremya (дата обращения: 02.04.2019).
15. Клепиков В.Н. Духовно-нравственное воспитание в урочной и внеурочной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 1. С. 44-50.
16. Климагина Е.А. Развитие патриотизма у школьников через историческое краеведение // Инновационная наука. 2016. №3-4 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-patriotizma-u-shkolnikov-cherez-istoricheskoe-kraevedenie (дата обращения: 02.04.2019).
17. Ковшов, С. В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса / С. В. Ковшов // Вопросы образования. 2009. №1. С. 211-222.
18. Колотий, С. В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения / С. В. Колотий // Инновации в образовании. 2016. №6. С. 142-145.
19. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещении, 2014. 24 с.
20. Краеведческие чтения: материалы Х научной конференции (11-12 февраля 2016 г.) / Нац. б-каРесп. Карелия; [сост. П.Н. Соловьева]. Петрозаводск, 2016. 252 с.
21. Кропочева Т. Б., Налимова Т. А., Синева М. В. Историческое образование младших школьников на основе краеведения // Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. №429. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskoe-obrazovanie-mladshih-shkolnikov-na-osnove-kraevedeniya (дата обращения: 02.04.2019).
22. Кузеванов, Л. И. Парадоксы и тупики современного краеведения / Л. И.Кузеванов // Российский исторический журнал. 2016. №1. С. 20-36.
23. Кузьменко Н.А. Проект «Патриоты России» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 3. С. 28-31.
24. Лебедева, Е. В. Краеведение: работа на перспективу / Е. В. Лебедева //Специалист. 2009. №9. С. 18.
25. Михайлова, Л. Краеведение во внеурочное время : школьное творческое объединение «Турист-историк, геоэколог» / Л. Михайлова // Народное образование. 2013. №3. С. 214-217.
26. Михащенко, А. Л. Историко-педагогическое краеведение как региональный компонент образовательного стандарта / А. Л. Михащенко // Регионология. 2014. №3. С. 134-139.
27. Никонова, М. А. Краеведение: учебное пособие для высших педагогических учебных заведений / М. А. Никонова. - М.: Академия, 2009. 187 с.
28. Плешивцева, М. А. С любовью к малой родине... / М. А. Плешивцева, Н. В.Лазебная // Мир библиографии. 2014. №5. С. 5-8.
29. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (основная школа). – [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки.рф – 558 с. (дата обращения 02.04.2019).
30. Сахарова, Г. Исследовательская деятельность учащихся по краеведению / Г.Сахарова // Учитель. 2013. №5. С. 38.
31. Смахтина Н. И. Воспитание патриотизма на уроках истории и обществознания // Научный вестник Крыма. 2016. №5 (5). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-patriotizma-na-urokah-istorii-i-obschestvoznaniya (дата обращения: 02.04.2019).
32. Соловьев, М. С. Новое содержание в традиционной краеведческой работе /М. С. Соловьев // Преподавание истории в школе. 2015. №5. С. 50-51.
33. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Всероссийская научно-практическая конференция «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты» / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.
34. Шамсутдинова Р.И. Нравственно-патриотическое воспитание на уроках литературы // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 3. С. 57-60.
Вопрос-ответ:
Какое место занимает историческое краеведение в основной школе?
Историческое краеведение занимает важное место в основной школе. Оно позволяет учащимся изучать историю своего региона, получать знания о его культуре, традициях и достижениях. Это помогает формировать патриотические чувства и гордость за свою малую родину. Кроме того, краеведение способствует развитию у учащихся исторического мышления, исследовательских навыков и критического мышления.
Как разрабатывается и реализуется региональный компонент в историческом образовании в Омской области?
Разработка и реализация регионального компонента в историческом образовании в Омской области осуществляется через включение исторического краеведения в учебные программы и методические материалы для учителей. Также проводятся специальные проекты и мероприятия, направленные на изучение истории региона. Краеведческие музеи и архивы активно сотрудничают со школами, предоставляя учащимся возможность познакомиться с подлинными источниками и историческими экспонатами.
Как историческое краеведение способствует развитию у учащихся исторического мышления?
Историческое краеведение способствует развитию у учащихся исторического мышления, так как они изучают конкретные исторические события, связанные с их регионом. Ученики учатся анализировать источники, проводить историческую реконструкцию, искать причинно-следственные связи и формулировать выводы на основе полученных знаний. Они также приобретают навыки работы с архивами и музейными коллекциями, что позволяет им погружаться в историческую науку и развивать собственные исследовательские навыки.
Какова роль исторического краеведения в основном школьном курсе истории?
Историческое краеведение играет важную роль в основном школьном курсе истории. Оно позволяет ученикам познакомиться с историей своего региона, развивает патриотические чувства и гордость за свой край. Кроме того, изучение исторического краеведения помогает учащимся лучше понимать процессы, происходившие в их регионе, и связать их с более общими историческими событиями.
Каким образом осуществляется разработка и реализация регионального компонента в историческом образовании в Омской области?
Разработка и реализация регионального компонента в историческом образовании в Омской области осуществляется через включение изучения исторического краеведения в школьные программы и учебники. Организуются экскурсии и практические занятия на исторических объектах региона, проводятся конкурсы и олимпиады по историческому краеведению. Кроме того, в Омской области созданы специальные музеи и центры исторического краеведения, где проводятся образовательные мероприятия для школьников.
Какие выгоды получают учащиеся при изучении исторического краеведения?
Учащиеся получают множество выгод при изучении исторического краеведения. Во-первых, они расширяют свои знания о своем регионе, его истории и культуре. Это помогает им развить патриотические чувства и гордость за свой край. Во-вторых, изучение исторического краеведения помогает учащимся лучше понимать процессы, происходившие в их регионе, и связать их с более общими историческими событиями. Также изучение исторического краеведения развивает у учащихся навыки исследовательской работы, критического мышления и анализа источников.
Какое место занимает историческое краеведение в основном школьном курсе истории?
Историческое краеведение занимает важное место в основном школьном курсе истории. Оно позволяет учащимся более глубоко познакомиться с историей и культурой своего региона, развивает их патриотические чувства и гордость за свою местность. Краеведение дает возможность учащимся изучать источники и артефакты, связанные с историей и культурой их родной земли.
Как разрабатывается и реализуется региональный компонент в историческом образовании в Омской области?
Разработка и реализация регионального компонента в историческом образовании в Омской области осуществляется через введение специальных уроков истории, посвященных истории и культуре Омской области. Учащимся предлагаются уникальные материалы, артефакты и источники, связанные с историей региона. Также проводятся экскурсии и практические занятия в музеях и архивах Омской области. Все это помогает учащимся лучше понять и оценить значимость исторического наследия своего региона.
Какое значение имеет историческое краеведение в современном школьном историческом образовании?
Историческое краеведение имеет огромное значение в современном школьном историческом образовании. Оно помогает учащимся лучше понять и осознать связь прошлого с настоящим, развивает историческое сознание и патриотические чувства. Изучение истории своего региона позволяет детям узнать о событиях, людях и культуре, которые сформировали их окружение. Кроме того, историческое краеведение способствует развитию исторического мышления, критического мышления и исследовательских навыков.
Каково место исторического краеведения в основной школе?
Место исторического краеведения в основной школе определяется значимостью изучаемого региона и его истории. Краеведение является компонентом обществознания и истории, и его целью является формирование у учащихся представлений о месте, роли и значении их родного края в истории страны, понимания многообразия исторических процессов на примере конкретного региона, а также развитие патриотического чувства и гражданской идентичности.