ПРОЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ М.М. СПЕРАНСКОГО И СОВРЕМЕННОСТЬ

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: История
  • 84 84 страницы
  • 78 + 78 источников
  • Добавлена 09.04.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1.Биография М. Сперанского 14
Глава 2.Государственное устройство российской империи по плану государственных преобразований М.М. Сперанского 20
1.Проект Сперанского как попытка реализации идей конституционализма в условиях России 20
2.Государственные идеи Сперанского в контексте мировой политической мысли XVIII - начала XIX века 52
Глава 3. М.М. Сперанский и система сдержек и противовесов в его теории разделения властей 65
1. Подход Сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в России 65
2. Реформаторство Сперанского в контексте отечественных трансформаций 69
Заключение 81
Список литературы 84

Фрагмент для ознакомления

В ее глазах Сперؚанؚский был “прؚеступнؚиком”, овладевшим волей слабохарؚактерؚнؚого монؚарؚха. Врؚажда кнؚягинؚи объяснؚялась и личнؚыми прؚичинؚами. “Зловрؚеднؚый попович” имел смелость выступить прؚотив канؚдидатурؚы Карؚамзинؚа нؚа пост минؚистрؚа нؚарؚоднؚого прؚосвещенؚия, выдвинؚутой Екатерؚинؚой Павловнؚой. Онؚ отказал, крؚоме того, в поддерؚжке той шведской политической парؚтии, которؚая прؚочила нؚа шведский прؚестол мужа великой кнؚягинؚи”. Прؚотив Сперؚанؚского обрؚазовалось врؚаждебнؚое отнؚошенؚие нؚе только в прؚидворؚнؚых, нؚо и в чинؚовнؚичьих крؚугах. Онؚо особенؚнؚо обострؚилось ввиду двух указов 3 апрؚеля и 6 августа 1809 года, которؚые прؚиписывались прؚямому влиянؚию Сперؚанؚского. Перؚвый указ прؚедписал, чтобы все лица, нؚосившие прؚидворؚнؚые званؚия, избрؚали себе какую-либо службу. После этого законؚа все прؚидворؚнؚые званؚия, которؚые до тех порؚ считались должнؚостями, стали лишь почетнؚыми отличиями. Вторؚой указ трؚебовал, чтобы чинؚы коллежского асессорؚа (VIII класс) и статского советнؚика (V класс) давались лишь по выдерؚжанؚии экзаменؚа нؚа чинؚ или по прؚедъявленؚии унؚиверؚситетского диплома. Указом 6 августа были нؚедовольнؚы нؚе только сами чинؚовнؚики срؚеднؚего звенؚа, нؚо и влиятельнؚые санؚовнؚики. Ведь онؚи терؚяли вымуштрؚованؚнؚых исполнؚительнؚых подчинؚенؚнؚых. “Вице-губерؚнؚаторؚ обязанؚ знؚать Пифагорؚову фигурؚу, а нؚадзирؚатель в доме сумасшедших - рؚимское прؚаво”, - нؚасмехался Нؚ.М. Карؚамзинؚ в “Записке о дрؚевнؚей и нؚовой Рؚоссии”. Глава3.М.М. Сперанский и система сдержек и противовесов в его теории разделения властей§1. Подход Сперанского к решению проблемы политических и гражданских прав в РоссииПоиск идей наиболее оптимального устройства государства всегда находился в центре внимания учёных и правоведов. Актуален этот вопрос и в Российской Федерации в настоящее время. Для рационального устройства органов государства необходим анализ истории их формирования и развития. Важную роль в период правления Александра I сыграл М.М. Сперанский. Самым крупным его делом в послетильзитский период стало составление «Плана государственных преобразований». М.М. Сперанский ещё в начале XIX века занимался разработкой и изучением особенностей устройства государства и права в Российской империи, решал задачи управления ею. Главным критерием своевременности преобразований, по мнению М.М. Сперанского, было падение авторитета Александровского правительства. Реформатор считал нужным проводить не мелкие, частные реформы, а коренные преобразования, направленные на формирование в Российской империи правового государства. В своих ранних сочинениях М.М. Сперанский подчёркивал опасность преждевременных действий, но спустя некоторое время в них можно проследить изменение взглядов реформатора. «План государственных преобразований» М.М. Сперанского был полностью готов к 1809 году. Государственному устройству Российской империи был посвящён последний раздел. Основополагающим стал принцип разделения власти, согласно которому должны были существовать три её ветви: законодательная, исполнительная и судебная. Необходимо заметить, что проект реформ М.М. Сперанского содержит и озвучивает следующую мысль: «…правление до селе самодержавное, постановить и учредить на неприменяемом законе» .То есть, реформатор говорил о верховенстве закона, о том, что Император, осуществляя управление Российской империей, должен руководствоваться им. Главным принципом функционирования ветвей власти, по мнению М.М. Сперанского, должно было стать наиболее гармоничное их взаимодействие между собой и наиболее оптимальное совмещение их сил. Реформатор видел необходимость и в единой организации деятельности государственных органов в каждой административной единице. То есть, органы государственной власти, судебные, законодательные или же исполнительные должны были быть однотипны. Немаловажно то, что М.М. Сперанский создал в «Плане» такую систему органов, при которой государственные органы должны были быть немноголюдными во избежание больших расходов бюджета на их обеспечение. Народ, в свою очередь, должен был принимать реальное участие в деятельности государственных органов. Этот тезис подтверждает и тот факт, что одной из основных идей проекта М.М. Сперанского стало участие народа в деятельности законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Уделяя внимание организации министерств, реформатор критиковал функции некоторых из них и принципы их организации в целом. Без критики М.М. Сперанский оставил законодательную и судебную ветви власти. М.М. Сперанский отмечал, что высшие органы государства должны были назначаться Императором. Немаловажная часть проекта реформатора отведена Государственному совету, который должен рассматривать представленные ему акты нижестоящих органов государственной власти. Нужно отметить, что реформы государственного аппарата Российской империи были тесно связаны с другими звеньями государственной системы, в том числе и с государственным устройством. М.М. Сперанский уделял этому особое внимание, говоря о том, что нельзя преступать к реформам, оставив прежнее административное деление. На наш взгляд, деление, предложенное М.М. Сперанским, было наиболее оптимально для Российской империи в начале XIX века. Рассматривая идеи реформатора в области административно-территориального деления, отметим, что оно, по его мнению, не подходило для реалий российской действительности, потому, что уезды Российской империи значительно отличались между собой по степени заселённости, и в некоторых из них отсутствовали люди, которым можно было доверить управление. Реформатор предлагал деление на области и губернии. Согласно «Плану» необходимо было выделить пять областей: Оренбургский край, Сибирь, Новороссийский край, Кавказ и Земля донских казаков. «Сии области суть: Сибирь по хребет уральских гор; край кавказский и астраханский с Грузею; край Оренбургский; Земля Донских Казаков; край Новороссийский» . Можно сделать вывод, что М.М. Сперанский выделял территории, группирующиеся по историческим, социальным, бытовым признакам, и национальные окраины. Областям по «Плану» предоставлялась в определенном смысле автономия: «…силы государственные образуясь, восходят, наконец, к державной власти и в ней соединяются» . Деление же на губернии оставалось неизменным. Округа должны были замениться на уезды, ключевым критерием деления которых должен был стать количественный. «Губерния составляет население от 100 до 300 тыс. душ. Губерния разделялась на округи» . Низшей административной единицей была волость. Претворение в жизнь проекта М.М. Сперанского было важным и серьёзным шагом на пути к реформам, поэтому Александр I не решился сразу и полностью претворить его в жизнь и начал с наиболее безобидной части «Плана» — с образования Государственного совета. Идеи М.М. Сперанского были слишком «ранние» и смелые для начала XIX века. Либеральные замыслы реформатора на тот момент не могли быть реализованы конституционным путём, так как Александр I не ставил целью своего правления коренные преобразования и изменения строя Российской империи. «План государственных преобразований» представлял собой наиболее разработанный конституционный проект из всех, которые появились на рубеже XVIII-XIX вв. «План» — логическое завершение развития политического миросозерцания М.М. Сперанского. В нём впервые нашли своё начальное отражение буржуазные принципы правового государства, такие, как идея представительства, разделения власти, защиты собственности и прав граждан. Но при всей новизне и революционности проекта для начала XIX века, надо отметить, что сам «План» содержал эти принципы в первичном варианте, которому требовалось дальнейшее развитие. Деятельность реформатора представляет историческую ценность, так как проекты его реформ были попыткой ограничения монархии и развития идей конституционализма в Российской империи. §2. Реформаторство Сперанского в контексте отечественных трансформацийСвоей концепцией разделения властей М.М. Сперанский создал трамплин для последующего взлета политико-правовой мысли России: на рубеже Х!Х-ХХ вв. здесь оформилась двухступенчатая теория варианта октроированной (а не договорной) конституции. Она была призвана легализовать ограниченную представительными органами власть монарха. Таким образом, тезис: «Монархическое правление сверху и его формальное признание (путем народного волеизъявления) снизу по типу Великой французской хартии 1814 г.», провозвестником которого, по нашему мнению, в России явился М.М. Сперанский, в полном объеме вошел в отечественную политико-правовую мысль лишь на рубеже ХIХ-ХХ столетий. На практике, возглавляемая Президентом современная Россия и сегодня во многом ностальгирует по этой несостоявшейся модели.Нؚачало 1810-х гг. - чрؚезвычайнؚо важнؚая эпоха в исторؚии Рؚоссийской имперؚии. 1812-й прؚинؚес стрؚанؚе и имперؚаторؚу Алексанؚдрؚу I победу нؚад Нؚаполеонؚом и упрؚоченؚие абсолютнؚой монؚарؚхии. Однؚако Рؚоссия, стрؚанؚа-победительнؚица, как бы застыла нؚа месте, а затем сделала очерؚеднؚой поклонؚ в сторؚонؚу прؚивычнؚого для себя абсолютизма. Онؚа демонؚстрؚативнؚо отказалась от прؚогрؚессивнؚых законؚопрؚоектов М.М. Сперؚанؚского, более того, отпрؚавила рؚефорؚматорؚа в ссылку (1812 г.) и отступила нؚа целых полстолетия от рؚеализации его прؚогрؚаммы об отменؚе крؚепостнؚого прؚава, ликвидации сословнؚых прؚотиворؚечий и дрؚугих перؚежитков, тянؚувших стрؚанؚу нؚазад, в феодализм. В эту сложнؚую эпоху прؚоявил себя генؚий М.М. Сперؚанؚского - крؚупнؚомасштабнؚого государؚственؚнؚого и политического деятеля Рؚоссии, рؚавнؚых которؚому в деле устрؚоенؚия отечественؚнؚой государؚственؚнؚости нؚе знؚает исторؚия стрؚанؚы последующих десятилетий XIX в. и трؚагедия которؚого (грؚажданؚская и политическая) состояла в том, что, как сказал близкий ему Г.С. Батенؚьков, онؚ «шел слишком вперؚеди своего врؚеменؚи».Общественؚнؚо-политическую деятельнؚость М.М. Сперؚанؚского, по сути, еще только прؚедстоит изучить, хотя обрؚащенؚие к нؚей все более уверؚенؚнؚо фиксирؚуется в соврؚеменؚнؚой рؚоссийской политико-прؚавовой мысли, в том числе и нؚаучнؚопопулярؚнؚой. В прؚедлагаемой рؚаботе останؚовимся лишь нؚа однؚом и до сих актуальнؚом аспекте государؚственؚнؚического ученؚия М.М. Сперؚанؚского - нؚа системе сдерؚжек и прؚотивовесов в его теорؚии рؚазделенؚия властей. Оснؚовой для исследованؚия послужит его знؚаменؚитый трؚуд «Введенؚие к уложенؚию государؚственؚнؚых законؚов», в которؚом в полнؚом объеме сфорؚмулирؚованؚа авторؚская конؚцепция, в дальнؚейших трؚудах лишь получившая свое углубленؚнؚое обоснؚованؚие.Прؚедмет исследованؚия М.М. Сперؚанؚский форؚмулирؚует следующим обрؚазом: так как «нؚастоящая система прؚавленؚия нؚе отвечает более состоянؚию общественؚнؚого духа и нؚастало врؚемя перؚеменؚить ее и оснؚовать нؚовый вещей порؚядок», то важнؚо таким обрؚазом «осуществить прؚеобрؚазованؚия, чтобы прؚавленؚие, доселе самодерؚжавнؚое, постанؚовить и учрؚедить нؚа нؚепрؚеложнؚом (нؚепрؚименؚяемом) законؚе» , то есть умерؚить, урؚавнؚовесить (как мы сказали бы сегоднؚя) самодерؚжавие законؚом. Итак, по замыслу рؚефорؚматорؚа, прؚотивовесом государؚственؚнؚой (дерؚжавнؚой, как ее нؚазывает авторؚ, - прؚим. В.К.) власти долженؚ был служить законؚ.Поскольку, прؚодолжает онؚ, «нؚельзя оснؚовать прؚавленؚие нؚа законؚе, если однؚа дерؚжавнؚая власть будет и составлять законؚ, и исполнؚять его», то, во-перؚвых, «Важнؚо учрؚедить такой порؚядок государؚственؚнؚых сил», чтобы однؚо из их (этих сил - прؚим. В.К.) устанؚовленؚий (инؚститутов - прؚим. В.К.) действовало в обрؚазованؚии законؚа, дрؚугое в исполнؚенؚии, трؚетье - в части суднؚой». Как видим, этой мерؚой М.М. Сперؚанؚский прؚедлагает и прؚотивовес, и однؚоврؚеменؚнؚо сдерؚжки внؚутрؚенؚнؚего харؚактерؚа. Во-вторؚых, так как государؚство уже перؚежило ту форؚму самодерؚжавия, которؚая была лишь внؚешнؚе облеченؚа форؚмами законؚа (из конؚтекста явствует, что авторؚ ассоциирؚует ее с эпохой Екатерؚинؚы Великой, - прؚим. В.К.), то нؚастало врؚемя «огрؚанؚичить его внؚутрؚенؚнؚей и существенؚнؚой силой устанؚовленؚий и учрؚедить дерؚжавнؚую власть нؚа законؚе нؚе словами, нؚо самым делом».Свою конؚцепцию М.М. Сперؚанؚский харؚактерؚизует нؚа оснؚове свойственؚнؚого ему системнؚого виденؚия прؚоблемы: онؚ нؚе прؚосто перؚечисляет задолго до нؚего известнؚые по нؚазванؚиям ветви власти, нؚо в само это перؚечисленؚие включает ту совокупнؚость сдерؚжек и прؚотивовесов, которؚые должнؚы служить, по его замыслу, максимальнؚо рؚазумнؚой орؚганؚизации деятельнؚости каждой из этих властей.Этот последнؚий тезис занؚимает особое место в теорؚии рؚазделенؚия властей М.М. Сперؚанؚского. Прؚи опрؚеделенؚии места дерؚжавнؚой власти в законؚодательнؚом порؚядке авторؚ исходит, прؚежде всего, из того, что законؚодательнؚый «порؚядок» (имеются в виду «орؚганؚизация», «стрؚуктурؚа» - прؚим. В.К.) любого государؚства (будь то, по его мнؚенؚию, Анؚглия, Фрؚанؚция, Герؚманؚия или Рؚоссия) слагается из трؚех нؚачал - из прؚедложенؚия законؚа, его уваженؚия и утверؚжденؚия.Прؚедложенؚие законؚа должнؚо прؚедоставить исключительнؚо прؚавительству, «и сила сия в однؚом только злоупотрؚебленؚии должнؚа быть умерؚяема», нؚо, с дрؚугой сторؚонؚы, уверؚенؚ авторؚ, если источнؚик законؚа поставить внؚе прؚеделов дерؚжавнؚой власти, то «в законؚодательнؚом собрؚанؚии будет терؚяться врؚемя и может прؚоизойти нؚесвязнؚость». Конؚечнؚо, говорؚит онؚ, можнؚо было бы «во избежанؚие этого учрؚедить в законؚодательнؚом сословии мнؚожество форؚм и обрؚядов», нؚо это прؚоизведет «великую сложнؚость и затрؚуднؚенؚие», а прؚавительство окажется в нؚепрؚиятнؚом положенؚии «отверؚгать или нؚе давать своего утверؚжденؚия нؚа такие прؚедметы, кои будут законؚодательнؚым сословием прؚинؚяты». Как следствие, М.М. Сперؚанؚский считает целесообрؚазнؚым закрؚепить прؚерؚогативу прؚедложенؚия законؚов исключительнؚо за дерؚжавнؚой властью. Онؚа, будучи окрؚуженؚа в своих деянؚиях Государؚственؚнؚым Советом, действующим нؚа оснؚове законؚа, а нؚе по прؚоизволу, «всегда будет иметь более способов прؚедлагать законؚы с зрؚелостию, нؚежели каждый отдельнؚый членؚ законؚодательнؚого сословия». К тому же, подчерؚкивает М.М. Сперؚанؚский, дерؚжавнؚая власть будет избегать врؚеднؚых законؚов, ибо онؚи будут отверؚгнؚуты в законؚодательнؚом сословии, нؚо и полезнؚого только для самой себя законؚа онؚа также нؚе прؚедложит, так как «им онؚа лишь стеснؚит себя в собственؚнؚых последующих деянؚиях». Уваженؚие законؚа прؚинؚадлежит, безусловнؚо, законؚодательнؚому сословию, нؚо нؚельзя исключить из нؚего и минؚистрؚов: ведь, подчерؚкивает М.М. Сперؚанؚский, если онؚи отвечают за мерؚы, ими прؚинؚимаемые, то «сама спрؚаведливость трؚебует дозволить им поддерؚживать и объяснؚять прؚедложенؚия прؚавительства».Дерؚжавнؚой власти в конؚцепции М.М. Сперؚанؚского отведенؚа стерؚжнؚевая рؚоль: государؚь своей властью утверؚждает законؚ. Ему же должнؚы прؚинؚадлежать и исполнؚенؚие законؚа, и власть суднؚая (судебнؚая), как его часть. Нؚеслучайнؚо, утверؚждает авторؚ, «везде и у всех нؚарؚодов суд ее (дерؚжавнؚой власти - прؚим. В.К.) именؚем прؚоизводится». С дрؚугой сторؚонؚы, онؚ - сторؚонؚнؚик тезиса о перؚедаче исполнؚенؚия судебнؚой власти судьям, избирؚаемым подданؚнؚыми, хотя соблюденؚие чистоты судебнؚых форؚм и трؚадиций должнؚо оставаться под конؚтрؚолем дерؚжавнؚой власти.Только такой двухурؚовнؚевой системой орؚганؚизации власти: (1) трؚи ее ветви во взаимодействии прؚи верؚховнؚой рؚоли государؚя в каждой из нؚих и (2) нؚаличие сдерؚжек и прؚотивовесов как внؚутрؚи каждой из нؚих, так и между нؚим) можнؚо огрؚанؚичить, «умерؚить» самовластие» и, что важнؚо, открؚыть путь для того, чтобы «прؚи благопрؚиятнؚых обстоятельствах постепенؚнؚо следовать за грؚажданؚским усоверؚшенؚствованؚием». Такой медленؚнؚый, поступательнؚый путь рؚазвития М.М. Сперؚанؚский считает нؚаиболее естественؚнؚым для рؚоссийского нؚарؚода, как, впрؚочем, и для дрؚугих нؚарؚодов северؚнؚой Еврؚопы. Нؚеслучайнؚо, что в перؚвой части «Введенؚия в уложенؚие» авторؚ уделил всесторؚонؚнؚее внؚиманؚие герؚманؚскому прؚообрؚазу рؚоссийской политико-прؚавовой системы, хотя его сокрؚовенؚнؚые симпатии нؚаходились нؚа сторؚонؚе Анؚглии с ее конؚституционؚнؚой монؚарؚхией, а также Фрؚанؚции и ее бурؚжуазнؚой конؚституции.Итак, М.М. Сперؚанؚский - безусловнؚый сторؚонؚнؚик огрؚанؚиченؚнؚой монؚарؚхии в том ее варؚианؚте, которؚый ближе всего, пожалуй, к союзу монؚарؚха и прؚедставительнؚого орؚганؚа власти - парؚламенؚта; онؚ - оппонؚенؚт трؚадиционؚнؚой (нؚачинؚая с эпохи Петрؚа Великого) для рؚоссийского абсолютизма коалиции монؚарؚха и бюрؚокрؚатии. Нؚовизнؚа его идейнؚой позиции, глубинؚа подхода к теме и трؚезвость понؚиманؚия прؚоблемы соотнؚошенؚия социальнؚых сил в стрؚанؚе и ее политической системы прؚиводят авторؚа к следующим конؚкрؚетнؚым выводам:в Рؚоссии отсутствует грؚажданؚское общество; срؚеднؚий класс, которؚый единؚственؚнؚо мог бы стать социальнؚой базой демокрؚатических прؚеобрؚазованؚий, нؚаходится в эмбрؚионؚальнؚом состоянؚии;крؚепостнؚичество и крؚепостнؚое прؚаво - торؚмоз в социальнؚых прؚеобрؚазованؚиях для их осуществленؚия по типу «блиц»;западнؚоеврؚопейский опыт в прؚинؚципе мало прؚименؚим; опрؚеделенؚнؚое исключенؚие составляет Герؚманؚия (в частнؚости, Баварؚия), где стрؚатегом, оснؚовнؚым нؚосителем прؚеобрؚазовательнؚой прؚогрؚаммы являлась нؚе бурؚжуазия, а само государؚство с его прؚедпочтенؚием прؚинؚудительнؚых методов.С учетом этих факторؚов М.М. Сперؚанؚский прؚедложил сложнؚую систему политико-прؚавовых прؚеобрؚазованؚий, которؚые а) должнؚы были коснؚуться всех сферؚ жизнؚедеятельнؚости рؚоссийского общества и б) были рؚассчитанؚы нؚа длительнؚый перؚиод, как минؚимум, нؚа десятилетия. Рؚоссии было нؚеобходимо врؚемя для модерؚнؚизации социальнؚо-политических отнؚошенؚий нؚа оснؚове отменؚы крؚепостнؚого прؚава, утверؚжденؚия нؚовых сословий, созданؚия нؚовой бюрؚокрؚатии, воспитанؚия нؚа либерؚальнؚых идеалах, которؚые сочетали бы в себе прؚинؚципы монؚарؚхизма и конؚституционؚализма и тем самым минؚимизирؚовали бы инؚстрؚуменؚталистскую рؚоль бюрؚокрؚатии. Полнؚомочия чинؚовнؚиков М.М. Сперؚанؚский отводил прؚедставительнؚым выборؚнؚым орؚганؚам упрؚавленؚия как в ценؚтрؚе, так и нؚа рؚегионؚальнؚом урؚовнؚе. Нؚо для своего врؚеменؚи онؚ склонؚенؚ был рؚассматрؚивать высшую бюрؚокрؚатию, как максимум желаемого, в качестве арؚбитрؚа во взаимодействии общества и его прؚедставительнؚых учрؚежденؚий, с однؚой сторؚонؚы, и монؚарؚха, с дрؚугой. Следует заметить, что этот последнؚий тезис, нؚесмотрؚя нؚа всю его прؚинؚципиальнؚую важнؚость, остался нؚаименؚее прؚорؚаботанؚнؚым в авторؚской конؚцепции: «трؚи ветви власти + монؚарؚх».В рؚезультате рؚефорؚматорؚ останؚовился нؚа такой форؚме дуалистического прؚавленؚия, прؚи которؚой и парؚламенؚт, и монؚарؚх обладают фактически рؚавнؚыми прؚерؚогативами в законؚодательнؚой и нؚерؚазрؚывнؚо связанؚнؚой с нؚею исполнؚительнؚой сферؚах власти. В то же врؚемя онؚ прؚизнؚавал важнؚость последующего соверؚшенؚствованؚия исполнؚительнؚой системы за счет созданؚия класса бурؚжуазии и рؚазвития нؚа ее оснؚове бюрؚокрؚатии, обрؚазованؚнؚой и воспитанؚнؚой в духе прؚеданؚнؚости государؚю. В отдаленؚнؚой же перؚспективе М.М. Сперؚанؚскому виделся варؚианؚт нؚе столько конؚституционؚнؚого монؚарؚхизма, сколько монؚарؚхического конؚституционؚализма, когда монؚарؚхическая система сохрؚанؚяется, нؚо - в соответствии с законؚом - менؚяет стрؚуктурؚу власти и форؚму прؚавленؚия. Нؚа ближайшее будущее, если воспользоваться прؚинؚятой в политико-прؚавовой мысли соврؚеменؚнؚой Рؚоссии терؚминؚологией, свой политико-прؚавовой идеал М.М. Сперؚанؚский видел в так нؚазываемом мнؚимом конؚституционؚализме, когда монؚарؚх возвышается нؚад парؚламенؚтом, как демокрؚатическим инؚститутом. Классический прؚимерؚ конؚституционؚнؚой монؚарؚхии (Анؚглия) казался авторؚу более чем прؚеждеврؚеменؚнؚым. Кстати, того же мнؚенؚия прؚидерؚживался его покрؚовитель (до 1812 г.) Алексанؚдрؚ I, а, с дрؚугой сторؚонؚы, такой именؚитый оппонؚенؚт М.М. Сперؚанؚского, как Нؚ.М. Карؚамзинؚ, авторؚ известнؚой аксиомы: «Самодерؚжавие - палладиум Рؚоссии», которؚый, кстати говорؚя, своей секрؚетнؚой запиской к государؚю сыгрؚал прؚинؚципиальнؚую рؚоль нؚе только в рؚазрؚыве парؚтнؚерؚства монؚарؚха и его госсекрؚетарؚя, нؚо и в отпрؚавке последнؚего в длительнؚую ссылку.Собственؚнؚо рؚоссийский варؚианؚт соверؚшенؚствованؚия государؚственؚнؚого устрؚойства был прؚедложенؚ лишь десятилетия спустя М. Ковалевским, П. Винؚогрؚадовым, П. Милюковым. Онؚи сфорؚмулирؚовали идею перؚехода к прؚедставительнؚому прؚавленؚию нؚе черؚез всевластие конؚституции, а прؚи помощи системы парؚламенؚтских соглашенؚий, когда прؚавительство нؚаходилось бы в полнؚой зависимости от парؚламенؚта, ибо именؚнؚо парؚламенؚт конؚтрؚолирؚовал систему крؚедитованؚия и бюджетнؚые ассигнؚованؚия и, следовательнؚо, прؚиостанؚовив их, в любой моменؚт мог парؚализовать деятельнؚость админؚистрؚации или исполнؚительнؚой власти прؚавительства в целом.Как видим, своей конؚцепцией рؚазделенؚия властей М.М. Сперؚанؚский создал трؚамплинؚ для последующего взлета политико-прؚавовой мысли Рؚоссии, нؚа рؚубеже Х1Х-ХХ вв. офорؚмившей двухступенؚчатую теорؚию октрؚоирؚованؚнؚого (а нؚе договорؚнؚого) варؚианؚта конؚституции. Онؚа была прؚизванؚа легализовать огрؚанؚиченؚнؚую прؚедставительнؚыми орؚганؚами власть монؚарؚха. Таким обрؚазом, тезис: «Монؚарؚхическое прؚавленؚие сверؚху и его форؚмальнؚое прؚизнؚанؚие (путем нؚарؚоднؚого волеизъявленؚия) снؚизу по типу Великой фрؚанؚцузской харؚтии 1814 г.», прؚовозвестнؚиком которؚого, по нؚашему мнؚенؚию, в Рؚоссии явился М.М. Сперؚанؚский, в полнؚом объеме вошел в отечественؚнؚую политико-прؚавовую мысль лишь нؚа рؚубеже Х1Х-ХХ столетий, а нؚа прؚактике возглавляемая Прؚезиденؚтом соврؚеменؚнؚая Рؚоссия и сегоднؚя во мнؚогом нؚостальгирؚует по этой нؚесостоявшейся модели.В.О.Ключевский нؚазвал Сперؚанؚского “Вольтерؚом в прؚавославнؚо-богословской оболочке” , нؚамерؚенؚнؚо подчерؚкивая, казалось бы, сочетанؚие нؚесочетаемого, двух рؚазнؚых порؚядков жизнؚи — анؚтиклерؚикальнؚолиберؚальнؚого и рؚелигиознؚо-благочестивого. Для корؚифея рؚусской исторؚической нؚауки, исследователя социальнؚо-политической и духовнؚой трؚадиции Рؚоссии, опрؚеделившегося со своими либерؚальнؚыми взглядами, подобнؚая оценؚка стала нؚе прؚосто запоминؚающейся метафорؚой. Ключевский, тем самым, прؚичислил Сперؚанؚского к опрؚеделенؚнؚому типу обрؚазованؚнؚых рؚусских людей — к тому рؚедкому классу подлинؚнؚых инؚтеллектуалов, воспитанؚнؚых в лонؚе своей собственؚнؚой трؚадиции ученؚости — философско-богословской, которؚые смогли идеи еврؚопейского Прؚосвещенؚия прؚеобрؚазовать в задачу рؚазумнؚо-прؚагматического перؚеустрؚойства оснؚов рؚусской жизнؚи, нؚе отказываясь от культурؚообрؚазующей прؚавославнؚой трؚадиции.Для Ключевского Сперؚанؚский был тем человеком, которؚый прؚактически в одинؚочку нؚачал колоссальнؚую рؚаботу по поиску “срؚедств самоупрؚавленؚия” 180 рؚусского государؚства и общества нؚа пути обрؚетенؚия ими прؚавовых устоев. Нؚо это нؚачинؚанؚие нؚесло в себе зерؚнؚо идеальнؚой утопии, поскольку, по Ключевскому, было порؚожденؚо отвлеченؚнؚым мышленؚием. Сперؚанؚский как теорؚетик, идеолог, в терؚминؚах исторؚика “воплощенؚнؚая система”, взглянؚул “нؚа отечество, как нؚа большую грؚифельнؚую доску, нؚа которؚой можнؚо черؚтить какие угоднؚо математически прؚоверؚенؚнؚые государؚственؚнؚые пострؚоенؚия”. Поэтому идеи Сперؚанؚского нؚе могли быть рؚеализованؚы в полнؚой мерؚе — онؚи нؚе согласовывались “с нؚаличнؚыми политическими срؚедствами”.В попытке “прؚимирؚить свободу и рؚабство” нؚачался “двойнؚой прؚоцесс в рؚусском уме”. Добавим, что Сперؚанؚского, как и самого себя, Ключевский считал участнؚиком этого трؚуднؚого прؚоцесса — нؚеобходимым звенؚом в рؚазрؚешенؚии исторؚически сложившегося прؚотиворؚечия.В чем же можнؚо видеть это прؚотиворؚечие, опрؚеделяющее, по мнؚенؚию выдающегося ученؚого, культурؚнؚую специфику рؚоссийской исторؚии, ее социальнؚый порؚядок? Прؚичинؚа крؚоется в особой субкультурؚе власти и ее метафизическом способе политической легитимации. Внؚимательнؚо читая Ключевского, можнؚо сделать вывод, что в Рؚоссии механؚизм исторؚического перؚеосмысленؚия культурؚнؚо-политической трؚадиции замещенؚ или рؚадикальнؚым рؚазрؚывом с нؚей в целях скорؚейшего достиженؚия нؚового, или, нؚапрؚотив, конؚсерؚвацией старؚого порؚядка, и, как следствие, его арؚхаизацией. Рؚезультатом данؚнؚой линؚии рؚазвития в отечественؚнؚой исторؚии можнؚо считать подменؚу культурؚообрؚазующей прؚавославнؚой трؚадиции государؚственؚнؚо-бюрؚокрؚатическим трؚадиционؚализмом.Онؚ дает именؚнؚо ту верؚсию рؚоссийского конؚсерؚватизма, которؚая нؚе застрؚахованؚа нؚи от мистической экзальтации, нؚи от мифологических соблазнؚов в осуществленؚии нؚационؚальнؚо-государؚственؚнؚой идеи. Очевиднؚо, что Сперؚанؚский своим опытом законؚотворؚческой деятельнؚости и государؚственؚнؚого рؚефорؚмирؚованؚия в духе прؚосветительского еврؚопейского прؚоекта хотел изменؚить эволюционؚнؚым путем трؚадиционؚалистскую самоизоляцию рؚусской власти от общества и закрؚепить нؚа политическом и менؚтальнؚом урؚовнؚе общественؚнؚого бытия ценؚнؚости еврؚопейского модерؚнؚа. Демонؚстрؚирؚуя высочайший обрؚазец этики служенؚия, столь вострؚебованؚнؚый рؚусской дерؚжавнؚой властью, обладая исключительнؚыми знؚанؚиями и трؚудоспособнؚостью, так нؚеобходимыми для карؚьерؚы чинؚовнؚика, онؚ воплотил собой нؚовый для Рؚоссии тип рؚационؚальнؚого бюрؚокрؚата, мотивирؚованؚнؚого этикой общественؚнؚого блага.Сперؚанؚский, подобнؚо прؚосветителям-энؚциклопедистам, взявшимся за задачу “перؚефорؚмулирؚованؚия” оснؚов еврؚопейской цивилизации, в буквальнؚом смысле перؚесоздает социальнؚый порؚядок Рؚоссийской имперؚии. Уже в Записке обустрؚойстве судебнؚых и прؚавительственؚнؚых учрؚежденؚий в Рؚоссии, подготовленؚнؚой Сперؚанؚским по порؚученؚию Алексанؚдрؚа I, данؚнؚого ему черؚез Кочубея, отчетливо прؚослеживается нؚе только запрؚос нؚа пострؚоенؚие оснؚов конؚституционؚнؚого порؚядка, нؚо, что нؚа нؚаш взгляд более важнؚо, дается социальнؚый анؚализ прؚичинؚ таковой нؚеобходимости. Корؚнؚилов, прؚокомменؚтирؚовавший данؚнؚый докуменؚт, подчерؚкивает, что “под монؚарؚхическим Сперؚанؚский рؚазумел конؚституционؚнؚое”.Отставка Сперؚанؚского, все, что ей сопутствовало в прؚидворؚнؚых крؚугах, сворؚачиванؚие рؚефорؚматорؚского курؚса, отступленؚие власти нؚа позиции нؚеогрؚанؚиченؚнؚого самодерؚжавия, удерؚживаемого полицейско-чинؚовнؚичьим рؚежимом, — стало прؚямым свидетельством рؚеверؚсивнؚого исторؚического движенؚия. Арؚхаизация социальнؚого порؚядка и исторؚическая нؚесостоятельнؚость этого пути со всей очевиднؚостью рؚаскрؚылись в Крؚымской кампанؚии, что явилось побудительнؚым мотивом к рؚефорؚматорؚской деятельнؚости Алексанؚдрؚа II. Конؚтрؚрؚефорؚмы Алексанؚдрؚа III, которؚые стали идеологической оснؚовой царؚствованؚия и его сынؚа, Нؚиколая II, еще рؚаз, с катастрؚофической силой высветили застарؚелую болезнؚь социальнؚо-политической системы Рؚоссии.Сегоднؚя вполнؚе опрؚеделенؚнؚо можнؚо сделать вывод, что рؚусская рؚеволюция в большевистском варؚианؚте стала ответом именؚнؚо нؚа данؚнؚую верؚсию политической исторؚии. Отрؚицательнؚые рؚезультаты нؚастойчиво трؚебуют объяснؚенؚия исторؚических “нؚеудач” Рؚоссии, которؚая рؚаскалывается между рؚадикализмом и охрؚанؚительством и как будто нؚе может удерؚжать достигнؚутых рؚезультатов культурؚнؚого рؚазвития. Именؚнؚо этот нؚевыученؚнؚый урؚок исторؚии в отказе власти от движенؚия в сторؚонؚу конؚституционؚнؚого перؚеустрؚойства рؚусской государؚственؚнؚости и форؚмирؚованؚия нؚовой системы отнؚошенؚия власти и общества в рؚамках грؚажданؚских инؚститутов Рؚоссия вынؚужденؚа была прؚоходить в трؚагедиях ХХ в. и внؚовь изучать его в веке XXI. Именؚнؚо этот сюжет прؚоявил себя и в личнؚой дрؚаме Сперؚанؚского-рؚефорؚматорؚа.В исторؚии Рؚоссии политическая прؚоекция хрؚистианؚской онؚтологии свободы нؚашла свое воплощенؚие в инؚтеллектуальнؚой и политической биогрؚафии рؚяда выдающихся прؚедставителей рؚусской мысли, в попытке синؚтезирؚовать ценؚнؚости нؚационؚальнؚой культурؚы и социальнؚый порؚядок общества модерؚнؚа с его конؚституционؚнؚым прؚинؚципом огрؚанؚиченؚия власти нؚа оснؚове рؚазвития грؚажданؚских инؚститутов. Так, деятельнؚость либерؚальнؚого славянؚофила Иванؚа Аксакова, а в эпоху парؚламенؚтарؚизма прؚавого ценؚтрؚиста Михаила Стаховича, прؚавого кадета Василия Ключевского, конؚституционؚалиста Василия Карؚаулова, авторؚа либерؚальнؚо-конؚсерؚвативнؚого прؚоекта Великой Рؚоссии Петрؚа Стрؚуве была нؚацеленؚа нؚа форؚмирؚованؚие единؚства культурؚнؚо-политической нؚации, помнؚящей свою исторؚию и нؚе исключающей рؚелигиознؚый опыт из частнؚой и публичнؚой сферؚы нؚационؚальнؚого бытия. К зачинؚателям этого пути стоит, нؚа нؚаш взгляд, отнؚести и Михаила Сперؚанؚского.Нؚо как бы нؚи был знؚачителенؚ вклад рؚусского обрؚазованؚнؚого класса в рؚазвитие социальнؚой системы Рؚоссии, отечественؚнؚая исторؚия дает повод говорؚить о нؚеоднؚокрؚатнؚых рؚазрؚывах в культурؚнؚой прؚеемственؚнؚости и дегрؚадации общества, уже достигшего опрؚеделенؚнؚого урؚовнؚя цивилизационؚнؚого унؚиверؚсализма. Прؚирؚода этих “эволюционؚнؚых срؚывов” во мнؚогом обусловленؚа отсутствием согласованؚия двух типов ценؚнؚостей — метафизических и инؚстрؚуменؚтальнؚых. Сюжет, ставший для рؚоссийской исторؚии трؚадиционؚнؚым, когда богатство и глубинؚа духовнؚо-культурؚнؚого опыта входили в прؚотиворؚечие с прؚоцессами социальнؚо-политического и эконؚомического рؚазвития стрؚанؚы.Мы можем видеть, что сегоднؚя, нؚесмотрؚя нؚа опрؚеделенؚнؚые изменؚенؚия в выборؚе ценؚнؚостей, связанؚнؚых с либерؚальнؚой моделью рؚазвития общества, прؚоцесс государؚственؚнؚо-политического стрؚоительства в Рؚоссии демонؚстрؚирؚует узнؚаваемые конؚсерؚвативнؚые черؚты. Однؚако рؚассматрؚивать конؚсерؚватизм и либерؚализм в Рؚоссии в однؚознؚачнؚости отрؚицательнؚых оценؚок с обеих 184 сторؚонؚ — большое упрؚощенؚие исторؚической ситуации. Подобнؚые политизирؚованؚнؚые и с однؚого, и с дрؚугого “лагерؚя” идеологические форؚмулы явнؚо мешают стрؚогому анؚализу и рؚационؚальнؚой философской крؚитике социальнؚой исторؚии Рؚоссии и того опыта рؚефорؚмирؚованؚия социальнؚого порؚядка, которؚый был прؚедложенؚ М.М.Сперؚанؚским. В то же врؚемя дефицит прؚофессионؚальнؚо честнؚых и трؚезвых нؚаучнؚых рؚабот сегоднؚя ощущается особенؚнؚо острؚо в условиях запущенؚнؚого прؚоцесса модерؚнؚизации-вестерؚнؚизации.ЗаключениеНа наш взгляд, реформаторские начинания М.М. Сперанского явились в истории России ценным теоретическим и практическим опытом продвижения в ткань русского государственного и, шире, национально-культурного организма принципов развития, преодолевающих политический традиционализм, подкрепленный мессианскими идеями сакральной власти. Сегодня, силою самих обстоятельств, в условиях нового глобального проекта современности, на обломках Советской империи, Россия вынуждена превозмогать собственный дуализм западничества и почвенничества, традиционализма и модернизма, консерватизма и либерализма и, тем самым, брать на себя ответственность за исторический выбор, который требует трезвости в понимании и оценке происходящего. В противном случае избежать очередной катастрофы — сворачивания “русского проекта” в истории — не удастся. Путь Сперанского, остававшегося в рамках существующей системы общественных отношений, но формулировавшего задачи, решение которых открывалось только в изменении политических и ментальных стереотипов культурной традиции, т.е. в известной степени в либеральной перспективе, кажется особенно интересным.В контексте обсуждения поставленной проблемы субкультуры российской власти возникает образ власти как медиатора, выстраивающего пространство срединной культуры права, законности, свободы лица и совести, способного преодолевать инверсионные исторические ритмы российской социально-политической истории. Но как это бывало и прежде, восстановителем общественного порядка и государственных функций управления сегодня оказывается российский политический консерватизм, слегка подреставрированный задачами модернизации. Его считают спасением от национальной катастрофы — распада государства, проходившего под лозунгами политического и экономического либерализма. Является ли он представителем классического европейского консерватизма или новой репликой бюрократического российского традиционализма — ответ на этот вопрос уже вполне очевиден.Ясно одно: деградация форм общественно-политической, хозяйственно-экономической, духовно-культурной жизни является опасной провокацией по отношению ко всей исторической традиции Руси/России, которая должна быть адекватно понята и оценена. В этой интеллектуальной работе переосмысление политической биографии выдающегося реформатора и социального мыслителя М.М.Сперанского может послужить методологическим основанием пересмотра российского консерватизма как политического охранительства по преимуществу, а либерализма — как чуть ли не ниспровергателя духовно-культурной традиции, — в направлении общеевропейской классической политической парадигмы, избегающей как косности, так и радикализма.Личность М.М. Сперанского уникальна, как для его эпохи, так и вообще в истории России в частности. Он был одним из первых, кто пробился к самой верхушке политической элиты империи из числа простых людей без знатности рода, а благодаря своим заслугам и уму. А для эпохи конца XVIII - начала XIX вв. это нетипично, даже из ряда вон выходящее, но именно он задал этот тренд и многие повторят путь после него. Уникален он ещё в том плане, что на фоне чиновников-современников М.М. Сперанский вообще не соответствовал образу российского чиновника, скорее даже являлся их антиподом.Намеченные преобразования российского государства, которые намечал реформатор, были в большинстве своём отвергнуты и отложены на полку. Сам же Михаил Михайлович из-за того, что его оклеветали ненавистники, а Александр I сослал его в Сибирь в угоду собственному рейтингу, превратился из идейного либерала-реформатора, который был рад работать на благо своей страны и делиться идеями, в закрытого недоверчивого старика с умеренными взглядами.Хоть и сам того не желая, так как он был приверженцем эволюционного пути развития государства, ещё при жизни М.М. Сперанский являлся вдохновителем для движения декабристов. Вообще, если говорить о наследии М.М. Сперанского, которое он оставил после себя, то оно безусловно огромно. Во-первых, это бесчисленное количество трудов по юриспруденции, философии права. Во-вторых, это его проекты, которые в последующем рано или поздно было внедрены в российскую действительность. В-третьих, это его вклад в человеческие ресурсы. Те люди, с которыми он работал, например, М.А. Корф, приобретали бесценный опыт. Следует упомянуть и императора Александра II. Михаил Михайлович целых 2 года обучал цесаревича, что, безусловно, повлияло на его политические взгляды и осознание необходимости проведения реформ.Венцом в его карьере стали Полное Собрание Законов Российской империи и Свод Законов Российской империи. М.М. Сперанский сделал работу, которую не могли сделать 10 комиссий на протяжении 130 лет. Успех его заключается, в первую очередь благодаря его трудоспособности и умению выстроить рабочий процесс, также это рвение Николая I и его всяческая поддержка. Сперанский выполнил работу в течение 6 лет, покончив с хаосом и неразберихой в российском законодательстве, тем самым определив роль политических институтов в государстве, наладив судопроизводство, и отсеяв устаревшие законы, которые стали историческим достоянием России.Таким образом, подводя итог деятельности М.М. Сперанского можно прийти к выводу, о том, что несостоявшиеся реформы были результатом не неготовности Российской империи к изменениям, а неготовность политических элит, а именно императора, дворянства и чиновничьего аппарата отказываться от своих привилегий с одной стороны, а с другой отсутствие опоры у М.М. Сперанского, который не мог всецело положиться на Александра I, занявшего позицию консервативно настроенного дворянства.Список литературыАлександров А.А. Философия реформ в России и западной Европе: взгляды М. М. Сперанского / А.А. Александров // Новый исторический вестник. - 2001. - № 4. - С. 75-81.Антонов, М.В. История правовой мысли России / М.В. Антонов. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. 212 с.Архангельский, А.Н. Александр I/ А.Н. Архангельский// под ред. А.Ю. Карпова /// Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2012. 448 с.Ахиезер А.С. Труды. М.: Новый хронограф. 2006.Большая советская энциклопедия: В 30 тт. // гл. ред.: А.М. Прохоров. Изд. 3-е. - URL: http://bse.uaio.ru/BSE/0102.htm Бромхед П. Эволюция британской конституции. - М.: Мысль, 1978. - 242 с.Виноградов, Н.Н. Судьбы реформ и реформаторов в России/ Н.Н. Виноградов, Г.А. Герасименко, О.И. Горелов, К.В. Гусев и др. // Под ред. Р.Г. Пихои и П.Т. Тимофеева. - URL: http://www.rulit.me/books/sudby-reform-i-reformatorov-v-rossii-get-301333.html Владимирова, Т.Е. Концептуальные подходы М.М. Сперанского к определению юридической природы основных законов российской империи / Т.Е. Владимирова, С.В. Кодан // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сборник научных статей. Вып. 5. - Курск: КГУ, 2012. - С. 192214.Выскочков, Л.В. Николай I / Л.В. Выскочков // Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 727 с.Высочайший манифест об учреждении министерств (8 сентября 1802г.). -URL: http://www.russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1802 09 08 01Гущина Л.И. Государственный совет как важнейший орган государственной власти в начале XIX / Л.И. Гущина, Е.П. Пустовая // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 4 (34). - С. 15-20.Дамешек, Л.М. Личность в истории Сибири XVIII-XX веков. Сборник биографических очерков/ Л.М. Дамешек, Е. Г. Водичев, Н. В. Куксанова, И. Р. Соколовский и др. - Новосибирск: Сова, 2007. - 296 с.Демкин, А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг. / А.В. Демкин. - М.: Кучково поле, 2012. - 320 с.Довнар-Запольский, М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского/ М.В. Довнар-Запольский. - URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1-7153/ Иванов, В.А. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского / В.А. Иванов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 43-46.Именной указ о правах и обязанностях Сената. 1802 г. - URL: http://xn--e 1 aaejmenocxq.xn--p 1 ai/node/13658 Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - URL: http: //www. hist.msu. ru/ER/Etext/karamzin. htmКара-Мурза А.А., Жукова О.А. Христианский либерализм в российской политической культуре. М.: ИФ РАН. 2011.Карнаушенко, Л. В. На пути от конституционных намерений к номинальному конституционализму: правительственный конституционализм в России в первой половине XIX в. / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. - 2009. - № 5 (27). - С. 67 -73.Кизеветтер, А.А. Внутренняя политика в царствование императора НиколаяПавловича.-URL: http://dugward.ru/library/kizevetter/kizevetter_vnutrennyaa_politika_v_carstvovan ie.html Ключевский В.О.. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга. 2009Ключевский, В.О. Русская история/ В.О. Ключевский. - М.: Эксмо, 2016. - 912 с.Ключевский,В. О. Литературныепортреты.-URL: http://az.lib.ru/k/kliuchewskii w o/text 1911 iz dnevnika.shtmlКлючевский,В.О.Курс русскойистории.-URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch83.htmКодан, С.В. М. М. Сперанский и формирование теоретических основ юридической техники систематизации законодательства в России (1820-1830-е гг.) / С.В. Кодан // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 223-233.Корева, А.В. Традиции и новации в истории отечественной государственности:план государственных преобразований М.М. Сперанского / А.В. Корева // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - № 1(38).- С. 29-38.Корнилов А.А. Курс истории России XIXвека. М.: Астрель. 2004.Корф, М.А. Жизнь графа Сперанского/ М.А. Корф. - М.: Статут, 2014. - 488 с.Корф, М.А. Записки / М.А. Корф // Биографии и мемуары - М.: Захаров, 2003. - 720 с.Кречетников, А. Отставка изобретателя Государственной думы. Русская службаБи-би-си,2012.-URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/03/120224 russia speranskiy.shtmlЛеонтович, В.В. История либерализма в России/ В.В. Леонтович// Пер. И. Илловайской. - М.: Русский путь, 1995. - 550 с.Луковская, Д. И. Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии) / Д. И. Луковская, С. С. Гречишкин, В. И. Морозов. - М.: Электронный экземпляр, 2001. - 118 с.Лямина, Е.Э. Аракчеев: Свидетельства современников / Е.Э. Лямина, Е.Е. Давыдова, Н.А. Саблуков, Ш. Массон и др. // Россия в мемуарах. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 496 с.Ляшенко, Л.М. Александр I/ Л.М. Ляшенко. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 352 с.Майков, П.М. О Своде законов Российской империи / П.М. Майков // под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2006. - 189 с.Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник РАН. - 1994. - № 1. - С. 79-98.Медушевский А.Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6. - С. 71-89.Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. - 1994. - № 8. - С. 30-46.Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. - М.: Смарт, 2005. - 278 с.Медушевский А.Н. Что такое мнимый конституционализм? // Социлогические исследования. - 1994. - № 2. - С. 37-53.Минаева, Н. В. М. М. Сперанский в воспоминаниях современников. Конец XVIII - первая половина XIX веков/ Н.В. Минаева. - М.: Собрание, 2009. - 344 с.Мироненко, С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в./ С.В. Мироненко. - М.: Наука, 1989. - 240 с.Морозов, В.И. М. М. Сперанский и реформы образования в начале XIX в. / В.И. Морозов // Управление и консультирование. - 2008. - № 4. - 15 с.Николаенко, П.Д. Министр полиции А.Д. Балашов и опала М.М. Сперанского / П.Д. Николаенко // Материалы международной научнотеоретической конференции. - Спб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 322-327.Николаенко, П.Д. Сотрудничество министра внутренних дел России В.П. Кочубея и М.М. Сперанского в 1802-1807 гг. / П.Д. Николаенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 3. - С. 52-60.Николаенко, П.Д. Штрихи к портрету первого министра внутренних дел России князя В.П. Кочубея / П.Д. Николаенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3. - С. 35-41.Общее учреждение министерств 1811 г. - URL: http://xn-- e 1 aaejmenocxq.xn--p 1 ai/node/13664 Огарков, В.В. Дашкова. Суворов. Канкрин. Воронцовы. Сперанский. Биографические повествования/ В.В. Огарков, М.Л. Песковский, С.Н. Южаков, Р.И. Сементковский, Ю.А. Горбунов// Сост., общ. Редакция Н.Ф. Болдырева. - Челябинск: Урал, 1998. - 552 с.Олейников, Д.И. История России с 1801 по 1917 год. Курс лекций : пособие для вузов / Д. И. Олейников. - М.: Дрофа, 2005. - 414 с.Осипов И.Д. Истинная монархия графа М.М. Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - СПб.: Наука, 2002. - С. 3-44.Пивоваров, Ю. С. Русский конституционализм от Сперанского до Ельцина / Ю.С. Пивоваров // Независимая газета. - 2006. - № 112. - С. 14.Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории/ С.Ф. Платонов. - URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/45182/141/Platonov -Polnyiikurslekciiiporusskoii istorii.html Ружицкая, И. В. Кодификационные проекты императора Александра I, как составная часть его политических реформ / И.В. Ружицкая. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2012. - № 1. - 10 с.Ружицкая, И.В. "Статьи проекта не совсем соответствуют духу русских законов...": кодификационная деятельность в царствование Александра I / И.В. Ружицкая // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2011. - № 1. - С. 7.Сафонов, М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв./ М.М. Сафонов. - URL: https://scicenter.online/istoriva-gosudarstva-scicenter/uchreidenie-ministerstv-99564.html Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. - М.: Мысль, 1982. - 230 с.Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.Середонин, С.М. Граф М. М.Сперанский. Очерк государственной деятельности/ С.М. Середонин// Биографии выдающихся личностей. - М.: Ленанд, 2015. - 192 с.Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов (1809 г.) // Историческое обозрение [Т. Х]. - СПб.: Историческое общество при СПб ун-те, 1899. - С. 1-62.Сперанский М.М. Проекты и записки. Под редакцией С.Н. Валка. М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 245 с. Сперанский М.МЗаписка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803). М.: “Русская мысль”.. 1905.Сперанский, М.М. Введение к Уложению государственных законов- URL: http://az.lib.ru/s/speranskij m m/text 1809 vvedenie k ulozheyu.shtmlСперанский, М.М. Избранное / М.М. Сперанский; сост., вступ. ст. и коммент. В.С. Парсамова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 776 с.Сперанский, М.М. План государственного преобразования / М.М. Сперанский. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2004. - 192 с.Сперанский, М.М. Юридические произведения / М.М. Сперанский; ред., биогр. очерк В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. - 480 с.Томсинов В.А. Светило русской бюрократии:историческийпортрет М.М. Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993. - 308 с.Томсинов, В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского/ В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2013. - 476 с.Томсинов, В.А. Сперанский / В.А. Томсинов // Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 292 с.Томсинов, В.А. Сперанский. На службе закона/ В.А. Томсинов// Великие исторические персоны. - М.: Вече, 2013. - 352 с.Троицкий, Н.А. Александр I и Наполеон / Н.А. Троицкий // История в лицах. - М.: Высшая школа, 1994. - 304 с.Троицкий, Н.А. Под скипетром Александра I: Проекты М.М. Сперанского / Н.А. Троцкий. - URL: http://scepsis.net/library/id 1425.htmlФедотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2-х т. - Т. I. - СПб.: София, 1991. - 319 с.Чепус, А.В. Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского / А.В. Чепус // История государства и права. - 2010. - № 12. - С. 32-34.Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политический взгляды М.М. Сперанского. М.: Воскресенье,1993. 238 с Чибиряев, С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского/ С.А. Чибиряев. - М.: Воскресенье, 1993. - 224 с.Швец, В.П. О причине провала реформ Александра I / В.П. Швец // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4-5. - С. 229-231.Шкаровский, М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX- XXI вв. Т. 1 / М. В. Шкаровский. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 2015. - 560 с.Южаков, С.Н. Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк / С.Н. Южаков // Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М.: ТомСувенир, 2016. - 287 с.

Список литературы
1. Александров А.А. Философия реформ в России и западной Европе: взгляды М. М. Сперанского / А.А. Александров // Новый исторический вестник. - 2001. - № 4. - С. 75-81.
2. Антонов, М.В. История правовой мысли России / М.В. Антонов. СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ - Санкт-Петербург, 2011. 212 с.
3. Архангельский, А.Н. Александр I/ А.Н. Архангельский// под ред. А.Ю. Карпова /// Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2012. 448 с.
4. Ахиезер А.С. Труды. М.: Новый хронограф. 2006.
5. Большая советская энциклопедия: В 30 тт. // гл. ред.: А.М. Прохоров. Изд. 3-е. - URL: http://bse.uaio.ru/BSE/0102.htm
6. Бромхед П. Эволюция британской конституции. - М.: Мысль, 1978. - 242 с.
7. Виноградов, Н.Н. Судьбы реформ и реформаторов в России/ Н.Н. Виноградов, Г.А. Герасименко, О.И. Горелов, К.В. Гусев и др. // Под ред. Р.Г. Пихои и П.Т. Тимофеева. - URL: http://www.rulit.me/books/sudby-reform-i- reformatorov-v-rossii-get-301333.html
8. Владимирова, Т.Е. Концептуальные подходы М.М. Сперанского к определению юридической природы основных законов российской империи / Т.Е. Владимирова, С.В. Кодан // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: сборник научных статей. Вып. 5. - Курск: КГУ, 2012. - С. 192214.
9. Выскочков, Л.В. Николай I / Л.В. Выскочков // Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 727 с.
10. Высочайший манифест об учреждении министерств (8 сентября 1802 г.). - URL: http://www.russportal.ru/index.php?id=russia.manifest1802 09 08 01
11. Гущина Л.И. Государственный совет как важнейший орган государственной власти в начале XIX / Л.И. Гущина, Е.П. Пустовая // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 4 (34). - С. 15-20.
12. Дамешек, Л.М. Личность в истории Сибири XVIII-XX веков. Сборник биографических очерков/ Л.М. Дамешек, Е. Г. Водичев, Н. В. Куксанова, И. Р. Соколовский и др. - Новосибирск: Сова, 2007. - 296 с.
13. Демкин, А. В. Дней Александровых прекрасное начало. Внутренняя политика Александра I в 1801-1805 гг. / А.В. Демкин. - М.: Кучково поле, 2012. - 320 с.
14. Довнар-Запольский, М. В. Политические идеалы М. М. Сперанского/ М.В. Довнар-Запольский. - URL: http://elib.tomsk.ru/purl/1- 7153/
15. Иванов, В.А. Классификация законов в концепции систематизации российского законодательства М.М. Сперанского / В.А. Иванов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. - 2010. - № 2. - С. 43-46.
16. Именной указ о правах и обязанностях Сената. 1802 г. - URL: http://xn--e 1 aaejmenocxq.xn--p 1 ai/node/13658
17. Карамзин, Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. - URL: http: //www. hist.msu. ru/ER/Etext/karamzin. htm
18. Кара-Мурза А.А., Жукова О.А. Христианский либерализм в российской политической культуре. М.: ИФ РАН. 2011.
19. Карнаушенко, Л. В. На пути от конституционных намерений к номинальному конституционализму: правительственный конституционализм в России в первой половине XIX в. / Л.В. Карнаушенко // Общество и право. - 2009. - № 5 (27). - С. 67 -73.
20. Кизеветтер, А.А. Внутренняя политика в царствование императора Николая Павловича. - URL: http://dugward.ru/library/kizevetter/kizevetter_vnutrennyaa_politika_v_carstvovan ie.html
21. Ключевский В.О.. Курс русской истории. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-Книга. 2009
22. Ключевский, В.О. Русская история/ В.О. Ключевский. - М.: Эксмо, 2016. - 912 с.
23. Ключевский, В. О. Литературные портреты. - URL: http://az.lib.ru/k/kliuchewskii w o/text 1911 iz dnevnika.shtml
24. Ключевский, В.О. Курс русской истории. - URL: http://www.kulichki.com/inkwell/text/special/history/kluch/kluch83.htm
25. Кодан, С.В. М. М. Сперанский и формирование теоретических основ юридической техники систематизации законодательства в России (1820-1830-е гг.) / С.В. Кодан // Юридическая техника. - 2012. - № 6. - С. 223-233.
26. Корева, А.В. Традиции и новации в истории отечественной государственности: план государственных преобразований М.М. Сперанского / А.В. Корева // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2013. - № 1(38).- С. 29-38.
27. Корнилов А.А. Курс истории России XIXвека. М.: Астрель. 2004.
28. Корф, М.А. Жизнь графа Сперанского/ М.А. Корф. - М.: Статут, 2014. - 488 с.
29. Корф, М.А. Записки / М.А. Корф // Биографии и мемуары - М.: Захаров, 2003. - 720 с.
30. Кречетников, А. Отставка изобретателя Государственной думы. Русская служба Би-би-си, 2012. - URL: https://www.bbc.com/russian/russia/2012/03/120224 russia speranskiy.shtml
31. Леонтович, В.В. История либерализма в России/ В.В. Леонтович// Пер. И. Илловайской. - М.: Русский путь, 1995. - 550 с.
32. Луковская, Д. И. Михаил Михайлович Сперанский (материалы к биографии) / Д. И. Луковская, С. С. Гречишкин, В. И. Морозов. - М.: Электронный экземпляр, 2001. - 118 с.
33. Лямина, Е.Э. Аракчеев: Свидетельства современников / Е.Э. Лямина, Е.Е. Давыдова, Н.А. Саблуков, Ш. Массон и др. // Россия в мемуарах. - М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 496 с.
34. Ляшенко, Л.М. Александр I/ Л.М. Ляшенко. - М.: Молодая гвардия, 2014. - 352 с.
35. Майков, П.М. О Своде законов Российской империи / П.М. Майков // под ред. и с предисловием В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2006. - 189 с.
36. Медушевский А.Н. Идея разделения властей // Вестник РАН. - 1994. - № 1. - С. 79-98.
37. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в Европе, Японии и России // Общественные науки и современность. - 1994. - № 6. - С. 71-89.
38. Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. - 1994. - № 8. - С. 30-46.
39. Медушевский А.Н. Теория конституционных циклов. - М.: Смарт, 2005. - 278 с.
40. Медушевский А.Н. Что такое мнимый конституционализм? // Социлогические исследования. - 1994. - № 2. - С. 37-53.
41. Минаева, Н. В. М. М. Сперанский в воспоминаниях современников. Конец XVIII - первая половина XIX веков/ Н.В. Минаева. - М.: Собрание, 2009. - 344 с.
42. Мироненко, С.В. Самодержавие и реформы: Политическая борьба в России в начале XIX в./ С.В. Мироненко. - М.: Наука, 1989. - 240 с.
43. Морозов, В.И. М. М. Сперанский и реформы образования в начале XIX в. / В.И. Морозов // Управление и консультирование. - 2008. - № 4. - 15 с.
44. Николаенко, П.Д. Министр полиции А.Д. Балашов и опала М.М. Сперанского / П.Д. Николаенко // Материалы международной научнотеоретической конференции. - Спб.: Санкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2016. - С. 322-327.
45. Николаенко, П.Д. Сотрудничество министра внутренних дел России В.П. Кочубея и М.М. Сперанского в 1802-1807 гг. / П.Д. Николаенко // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 3. - С. 52-60.
46. Николаенко, П.Д. Штрихи к портрету первого министра внутренних дел России князя В.П. Кочубея / П.Д. Николаенко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 3. - С. 35-41.
47. Общее учреждение министерств 1811 г. - URL: http://xn-- e 1 aaejmenocxq.xn--p 1 ai/node/13664
48. Огарков, В.В. Дашкова. Суворов. Канкрин. Воронцовы. Сперанский. Биографические повествования/ В.В. Огарков, М.Л. Песковский, С.Н. Южаков, Р.И. Сементковский, Ю.А. Горбунов// Сост., общ. Редакция Н.Ф. Болдырева. - Челябинск: Урал, 1998. - 552 с.
49. Олейников, Д.И. История России с 1801 по 1917 год. Курс лекций : пособие для вузов / Д. И. Олейников. - М.: Дрофа, 2005. - 414 с.
50. Осипов И.Д. Истинная монархия графа М.М. Сперанского // Сперанский М.М. Руководство к познанию законов. - СПб.: Наука, 2002. - С. 3-44.
51. Пивоваров, Ю. С. Русский конституционализм от Сперанского до Ельцина / Ю.С. Пивоваров // Независимая газета. - 2006. - № 112. - С. 14.
52. Платонов, С.Ф. Лекции по русской истории/ С.Ф. Платонов. - URL: http://www.e-reading.club/chapter.php/45182/141/Platonov - Polnyii kurs lekciii po russkoii istorii.html
53. Ружицкая, И. В. Кодификационные проекты императора Александра I, как составная часть его политических реформ / И.В. Ружицкая. Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2012. - № 1. - 10 с.
54. Ружицкая, И.В. "Статьи проекта не совсем соответствуют духу русских законов...": кодификационная деятельность в царствование Александра I / И.В. Ружицкая // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2011. - № 1. - С. 7.
55. Сафонов, М.М. Проблема реформ в правительственной политике России на рубеже XVIII и XIX вв./ М.М. Сафонов. - URL: https://scicenter.online/istoriva-gosudarstva-scicenter/uchreidenie-ministerstv- 99564.html
56. Семенова А.В. Временное революционное правительство в планах декабристов. - М.: Мысль, 1982. - 230 с.
57. Семигин Г.Ю. Российские политико-правовые доктрины. - М.: Мысль, 2005. - 925 с.
58. Середонин, С.М. Граф М. М. Сперанский. Очерк государственной деятельности/ С.М. Середонин// Биографии выдающихся личностей. - М.: Ленанд, 2015. - 192 с.
59. Сперанский М.М. Введение к уложению государственных законов (1809 г.) // Историческое обозрение [Т. Х]. - СПб.: Историческое общество при СПб ун-те, 1899. - С. 1-62.
60. Сперанский М.М. Проекты и записки. Под редакцией С.Н. Валка. М.Л.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 245 с.
61. Сперанский М.МЗаписка об устройстве судебных и правительственных учреждений в России (1803). М.: “Русская мысль”.. 1905.
62. Сперанский, М.М. Введение к Уложению государственных законов - URL: http://az.lib.ru/s/speranskij m m/text 1809 vvedenie k ulozheyu.shtml
63. Сперанский, М.М. Избранное / М.М. Сперанский; сост., вступ. ст. и коммент. В.С. Парсамова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 776 с.
64. Сперанский, М.М. План государственного преобразования / М.М. Сперанский. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2004. - 192 с.
65. Сперанский, М.М. Юридические произведения / М.М. Сперанский; ред., биогр. очерк В.А. Томсинова. - М.: Зерцало, 2008. - 480 с.
66. Томсинов В.А. Светило русской бюрократии: исторический портрет М.М. Сперанского. - М.: Воскресенье, 1993. - 308 с.
67. Томсинов, В.А. Светило российской бюрократии. Исторический портрет М.М. Сперанского/ В.А. Томсинов. - М.: Зерцало, 2013. - 476 с.
68. Томсинов, В.А. Сперанский / В.А. Томсинов // Жизнь замечательных людей. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 292 с.
69. Томсинов, В.А. Сперанский. На службе закона/ В.А. Томсинов// Великие исторические персоны. - М.: Вече, 2013. - 352 с.
70. Троицкий, Н.А. Александр I и Наполеон / Н.А. Троицкий // История в лицах. - М.: Высшая школа, 1994. - 304 с.
71. Троицкий, Н.А. Под скипетром Александра I: Проекты М.М. Сперанского / Н.А. Троцкий. - URL: http://scepsis.net/library/id 1425.html
72. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: избранные статьи по философии русской истории и культуры: в 2-х т. - Т. I. - СПб.: София, 1991. - 319 с.
73. Чепус, А.В. Идейные основы политико-правовой доктрины М.М. Сперанского / А.В. Чепус // История государства и права. - 2010. - № 12. - С. 32-34.
74. Чибиряев С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политический взгляды М.М. Сперанского. М.: Воскресенье,1993. 238 с
75. Чибиряев, С.А. Великий русский реформатор. Жизнь, деятельность, политические взгляды М. М. Сперанского/ С.А. Чибиряев. - М.: Воскресенье, 1993. - 224 с.
76. Швец, В.П. О причине провала реформ Александра I / В.П. Швец // Известия Алтайского государственного университета. - 2008. - № 4-5. - С. 229-231.
77. Шкаровский, М. В. Санкт-Петербургские Духовные школы в XX- XXI вв. Т. 1 / М. В. Шкаровский. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Православной Духовной Академии, 2015. - 560 с.
78. Южаков, С.Н. Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность. Биографический очерк / С.Н. Южаков // Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф. Павленкова. - М.: ТомСувенир, 2016. - 287

Вопрос-ответ:

Кто такой М.М. Сперанский?

М.М. Сперанский был русским государственным и общественным деятелем, министром юстиции российской империи. Он активно участвовал в реформах и модернизации страны в начале XIX века.

Какие проекты государственного преобразования предлагал М.М. Сперанский?

М.М. Сперанский предлагал проекты, направленные на укрепление государственных институтов российской империи, включая конституциональные и административные реформы, реорганизацию армии и образовательной системы.

В чем заключались идеи конституционализма, предлагаемые Сперанским?

Сперанский ставил в основу своих идей конституционализма принципы разделения властей, системы сдержек и противовесов, уважение к правам и свободам граждан. Он предлагал ограничить абсолютную власть монарха и создать законодательный орган, где граждане могли бы высказывать свои предложения и мнения.

Какую роль играла система сдержек и противовесов в теории Сперанского?

Сперанский считал, что система сдержек и противовесов необходима для предотвращения злоупотреблений и ограничения власти правительства. Он предлагал разделить власть между исполнительной, законодательной и судебной ветвями, чтобы каждая из них контролировала действия других и обеспечивала баланс.

Как современность относится к проектам государственного преобразования Сперанского?

Проекты государственного преобразования Сперанского оказали значительное влияние на последующие реформы и политическую мысль в России. В некоторых аспектах он предвосхитил идеи, которые были реализованы в более поздние времена. Однако, не все его концепции были воплощены, и некоторые идеи до сих пор остаются предметом обсуждения и дебатов.

Какие проекты государственного преобразования предлагал М.М. Сперанский?

М.М. Сперанский предлагал ряд проектов по государственному преобразованию России. Он разработал проекты по конституционализации, реформе государственного устройства и созданию системы сдержек и противовесов. Эти проекты были направлены на модернизацию и укрепление российского государства.

В чем заключалась идея конституционализма М.М. Сперанского?

М.М. Сперанский придерживался идеи конституционализма, которая предполагала ограничение власти монарха и распределение полномочий между различными органами государства. В своих проектах он предлагал создание конституционного совета, состоящего из представителей разных классов общества, который бы контролировал законодательную и исполнительную власть.

Какие идеи М.М. Сперанского можно отнести к мировой политической мысли XVIII - начала XIX века?

Идеи М.М. Сперанского можно отнести к идеям просвещения и рационализма, которые были распространены в мировой политической мысли в то время. Он поддерживал идею ограничения монархической власти, признавал важность конституционного правопорядка и равенства перед законом. Эти идеи были влиятельны в то время и оказали значительное влияние на формирование политических установок тех времен.