Особенности представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков.Запретить

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Психология и педагогика
  • 80 80 страниц
  • 63 + 63 источника
  • Добавлена 16.07.2019
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков 5
1.1. Дружба как объект исследования в психологии 5
1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей младших школьников и подростков 11
1.3. Опыт изучения особенности представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков в отечественной и зарубежной психологии 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Эмпирическое исследование представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков 34
2.1. Организация и методика исследования 34
2.2. Анализ, обобщение и интерпретация результатов эмпирического исследования представлений о дружбе и друге у младших школьников и подростков 37
2.3. Практические рекомендации для педагогов по формированию представлений о дружбе младших школьников и подростков. 53
Выводы по второй главе 58
Заключение 61
Список использованных источников 64
Приложение 70
Фрагмент для ознакомления

количество и частота занятий – 10 занятий, три занятия в неделю.форма работы – групповая;методы работы – дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.Структура каждого занятия:начало занятия: приветствие, выяснение общей атмосферы в группе, настрой группы на работу.основная часть: настрой на упражнения; упражнения; обсуждение результатов;подведение итогов занятия: итоговое слово ведущего, окончание занятия.Таблица 10.Структура и содержание программыМероприятиеЦельЗанятие 1 «Давайте познакомимся»создать доверительную атмосферу, настроить на работу коррекционную группуУпражнение «Познакомимся»преодолеть психологический барьер в общении, вступить в диалог с партнером познакомится с нимУпражнение «Имена прилагательные»познакомить участников поближе, создать благоприятный климат в группеУпражнение «Позитивное представление»дать участникам возможность поверить в себя, поддержать себя и окружающихУпражнение «Качества»сформировать теплый эмоциональный климат в группе, выявить групповые предпочтенияЗанятие 2 «Узнайте обо мне»осознать неконструктивность способов выражения агрессии при формировании дружеских отношенийУпражнение «Я такой...»создать возможность для самореализации, самоутвержденияУпражнение-игра «Ливень»расслабить, снять напряжение, активизировать внимание, наблюдательностьУпражнение «Неудобная ситуация»осознать неконструктивность способов выражения агрессии, нахождения более конструктивного выхода из «неудобной» ситуацииУпражнение «Концентрические круги»развить рефлексию, самопознаниеЗанятие 3 «День откровений»помочь в осознании своих положительных качествУпражнение «Впечатление»создать позитивную эмоциональную атмосферуУпражнение «Признание в любви»помочь в осознание своих положительных качеств, повысить самооценкуУпражнение «Тик-так»снять эмоциональное напряжениеУпражнение «Бумажный бум»выплеснуть агрессию, напряжение с помощью неагрессивных форм двигательной активностиЗанятие 4 «Внутренние проблемы»изучить мотивы своего поведения и других людей при установлении дружеских отношенийУпражнение «Конфликтные пары»выработать умение грамотно проявлять свои эмоции и сдерживать агрессивные реакцииУпражнение «Монолог»помочь в развитие умения подростка держать себя в руках и управлять собой и ситуацией во время конфликтаУпражнение «Поменяемся местами»помочь в развитии внимательности и быстроты реакцииЗанятие 5 «Уверенное поведение»обучить методам саморегуляцииУпражнение «Разные ответы»помочь членам группы отличить уверенный ответ от неуверенного и агрессивного ответаУпражнение «Досчитаем до 30..»снять эмоциональное напряжениеУпражнение «Наши эмоции»ознакомиться с эмоциями, отреагировать негативный опытУпражнение «Разрядимся»выбрать наиболее приемлемый способ разрядки гнева и агрессивностиЗанятие 6 «Изучим самого себя»найти альтернативные способы удовлетворения собственныхпотребностей подростков и взаимодействие окружающихУпражнение «Мнения»стимулировать изучение самого себя, способствовать поведенческим изменениямУпражнение «Будущее»построить будущее через планирование и фантазирование, интеграции его с настоящимУпражнение «Хозяин ли я своей судьбы?»выяснить, кто считает себя хозяином своей жизни, а кто считает, что все в жизни зависит от других людейЗанятие 7 «День игр»отработать конструктивные способы поведения при формировании дружеских отношенийУпражнение «Лесенка»развить умения адекватно реагировать в конфликтеУпражнение «Молекулы»снять эмоциональное, физическое напряжениеУпражнение «Выход из контакта»развить умения адекватно реагировать на проблемную ситуациюУпражнение «Контакт»помочь в развитии коммуникативных качеств, обеспечить психологическую поддержку в группеЗанятие 8 «День откровений»обучить навыкам поведения в конфликтеУпражнение «Да»совершенствовать навыки сформированности представлений о дружбе и рефлексииУпражнение «Передача по кругу»совершенствовать навыки выражения агрессивного поведения в приемлемых формахУпражнение «Спор при свидетеле»помочь подростку в развитии адаптивного поведения в конфликтеЗанятие 9 «Дискуссия»закрепить конструктивные способы поведенияУпражнение «Карусель»формировать навыки быстрого реагирования при вступлении в контакты; развить эмпатию и рефлексию в процессе тренингаУпражнение «Дискуссия»совершенствовать взаимопонимание партнеров по общению на невербальном уровнеУпражнение-диспут «Дискуссия»провести беседу на тему:«Скажем нет алкоголю, наркомании»Занятие 10 «День прощанья»проверить и закрепить полученную информацию, осмысление того, что происходило с группой за время проведения тренингаУпражнение «Последняя встреча»совершенствовать коммуникативную культуруУпражнение «Что я нового узнал»помочь подростку обобщить смысл тренинга, вспомнить основные поднятые вопросыУпражнение «Что я нового узнал»помочь подростку обобщить смысл тренинга, вспомнить основные поднятые вопросыТаким образом, программа состоит из десяти занятий на протяжении месяца. Занятия направлены на повышение представлений о дружбе младших школьников и подростков путем повышения уровня их коммуникативных способностей. Данная программа поможет учащимся совершенствовать навыки общения, повысить уровень сформированности представлений о дружбе, а также пользоваться методами саморегуляции эмоций и контролировать своё поведение.Выводы по второй главе1. В рамках эмпирического исследования мы провели диагностику, направленную на выявление особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков. Анализ, проведенный при помощи t-критерия Стьюдента, не выявил значимых различий в представлений о дружбе и друге между младшими школьниками и подростками. По всем измеряемым параметрам, характеризующим коммуникативные навыки и умения, дружеские отношения и эмоциональный отклик, испытуемые демонстрируют средний уровень. Отсутствие принципиальных различий в показателях можно объяснить, во-первых, маленькой выборкой испытуемых, во-вторых, тем, что особенности представлений о дружбе и друге обусловливаются не только и не столько возрастными, сколько индивидуально-психологическими характеристиками испытуемых. 2. С целью определения особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков мы провели кластерный анализ. Первый кластер объединяет 12 испытуемых (20,0% учащихся). Данные школьники отличаются достаточно низким уровнем зависимости от общественного мнения. Они не склонны к продуктивному взаимодействию с окружающими, обладают низким уровнем сформированности представлений о дружбе. Данные учащиеся нуждаются в грамотном психолого-педагогическом сопровождении, позволяющем нормализовать их отношения с окружающим миром и развить представления о дружбе.3. Второй кластер охватывает 16 школьников (26,7% испытуемых). Они обладают средним уровнем коммуникативной компетентности, достаточно независимы в суждениях и мировосприятии, не склонны к агрессии. Данные учащиеся достаточно успешно взаимодействуют с окружающими. В целом, у них нет проблем в общении, наблюдается позитивное отношение к окружающим.4. Третий кластер включает 10 человек (16,7% младших школьников и подростков). Эти учащиеся, в целом, обладают характеристиками, схожими с представителями второго кластера. Вместе с тем, есть и отличия: если учащиеся второго кластера более индивидуалистичные, то школьники, объединяемые третьим кластером, во многом воспринимают себя как членов группы, сообщества: они более зависимы от окружающих, менее агрессивны, обладают высоким уровнем сформированности представлений о дружбе.5. Четвёртый кластер охватывает 12 учащихся (20,0% испытуемых). Эти школьники обладают развитой коммуникативной компетентностью, настойчивы в достижении целей, готовы и способны к эффективной организаторской работе. Вместе с тем, они прислушиваются к чувствам и мнениям окружающих, характеризуются средним уровнем сформированности представлений о дружбе, способны корректировать свои поведенческие проявления в зависимости от ситуации.6. Пятый кластер объединяет 10 школьников (16,7% детей). Данные испытуемые обладают существенными проблемами в сфере межличностного общения. Но, в отличие от представителей первого кластера, их коммуникативные сложности обусловлены не излишней эгоцентричностью, а, наоборот, выраженной зависимостью от общественного мнения. У них слабо развиты навыки взаимодействия со сверстниками. Таким образом, представители пятого кластера, как и первого, также нуждаются в квалифицированной психолого-педагогической помощи, направленной на развитие их представлений о дружбе путем повышения коммуникативной компетентности.7. Мы разработали проект программы по коррекции представлений о дружбе младших школьников и подростков путем повышения коммуникативной компетентности. Для достижения цели были выявлены следующие задачи: 1) способствовать формированию у учащихся способности понимать и переживать состояния и интересы других людей; 2) закрепить навыки бесконфликтного общения 3) способствовать формированиюу учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия; 4) повысить уровень представлений о дружбе и друге; 5) сформировать положительную адекватную самооценку. Программа состоит из 10 занятий, проводимых 3 раза в неделю и предполагающих участие от 7 до 12 учащихся. Продолжительность групповых занятий – 1 – 1,5 часа. Задействованы такие методы работы, как дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.ЗаключениеПроведенное нами исследование было посвящено изучению и анализу особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков. Ниже представлены основные выводы.1. Общение как психологический феномен включает в себя: взаимодействие людей; взаимное влияние друг на друга; обмен информацией; формирование отношений между ними; формирование определённых образцов и моделей поведения; взаимное переживание, понимание людьми друг друга; формирование образа внутреннего «Я» человека.Среди множества разнообразных способов достижения коммуникативного согласия в межличностном общении можно назвать следующие: соблюдение речевого этикета, вербальные и невербальные сигналы понимания и согласия, фатические (контактоустанавливающие) средства, конкретизация сообщения собеседника, призыв к уточнению, развитие предложенной собеседником темы, поддакивание, речевой подхват, положительная эмоциональная оценка, языковая игра, поощрение речевых усилий собеседника, разнообразные повторы-подхваты реплик и элементов высказывания партнёра и многое другое.2. В рамках эмпирического исследования мы провели диагностику, направленную на выявление особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков. Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы:1. Представления о дружбе младших школьников включаются преимущественно представления о внешней стороне взаимоотношений друзей — положительном эмоциональном отношении и взаимной поддержке, в представлениях о дружбе подростков отражаются внутренние, сущностные характеристики дружеских отношений, прослеживается большая значимость эмоционально-личностных отношений, т.е. переориентации с внешней стороны ситуации взаимодействия на сферу взаимоотношений друзей. Полученные результаты исследования свидетельствуют о развитии дружеских отношений детей по линии перехода от совместной игровой деятельности к эмоционально-личностному взаимодействию с другом, становлению эмоционально-личностных отношений между друзьями, в которых личность друга и свои личностные качества становятся предметом активной ориентировки. 2. Анализ, проведенный при помощи t-критерия Стьюдента, не выявил значимых различий в представлений о дружбе и друге между младшими школьниками и подростками. По всем измеряемым параметрам, характеризующим коммуникативные навыки и умения, дружеские отношения и эмоциональный отклик, испытуемые демонстрируют средний уровень. Отсутствие принципиальных различий в показателях можно объяснить, во-первых, маленькой выборкой испытуемых, во-вторых, тем, что особенности представлений о дружбе и друге обусловливаются не только и не столько возрастными, сколько индивидуально-психологическими характеристиками испытуемых. 3. С целью определения особенностей представлений о дружбе и друге младших школьников и подростков мы провели кластерный анализ. Исследование показало, что большинство учащихся (около 63%) обладают средним либо высоким уровнем коммуникативных способностей, ориентированы на продуктивное взаимодействие с окружающими, прислушиваются к чувствам и мнениям других людей, характеризуются хорошим уровнем сформированности представлений о дружбе, способны корректировать свои поведенческие проявления в зависимости от ситуации. Вместе с тем, другая часть испытуемых (около 37%) испытывают сложности с коммуникацией, у них нет налаженных дружеских отношений с ровесниками, плохо сформированыпредставления о дружбе и дружеские отношения.4. На основании полученных эмпирических данных мы разработали проект программы по коррекции представлений о дружбе младших школьников и подростков. Для достижения цели были выявлены следующие задачи:1) способствовать формированию у учащихся способности понимать и переживать состояния и интересы других людей; 2) закрепить навыки бесконфликтного общения 3) способствовать формированиюу учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия; 4) повысить уровень представлений о дружбе и друге; 5) сформировать положительную адекватную самооценку.Программа состоит из 10 занятий, проводимых 3 раза в неделю и предполагающих участие от 7 до 12 учащихся. Продолжительность групповых занятий – 1 – 1,5 часа. Задействованы такие методы работы, как дискуссия, игра, беседа, работа в группах, анализ конкретных ситуаций, психогимнастические упражнения.Список использованных источниковАльберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. – М.: Прогресс, 2012. – 521 с.Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребёнка и социальная психология детства / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1996. №4. – С. 27 – 36.Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.Арсеньев А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. – Алматы: Рауан, 1996. – 72 с.Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.Батюта М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н.Князев. – М.: Логос, 2014. – 306 с.Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. – 544 с.Божович Е.Д. Вероятностный характер связи внутри- и межличностной конфликтности подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. – 2007. №2. – С.5 – 15.Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 398 с.Волынец Ю.Н. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю.Н. Волынец // Молодой учёный. – 2016. №1. – С.4 – 6.Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.Галева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности: дис. канд. пед. Наук / Н.А. Галева. – Красноярск, 2008. – 230 с.Гитман А.В. Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде / А.В. Гитман // Концепт. – 2015. – Т. 9. – С.61 – 65.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 574 с.Грехнев В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2015. – 576 с.Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затруднённого общения / О.Ф. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. №3. – С.144 – 147.Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 120 – 169.Еникеева М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006. – 560 с.Жолудева С.В. Кризис подросткового возраста: Проблемы общения с подростками / С.В. Жолудева // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. №3. – С.146 – 148.ЖуравлёваЛ.А. К вопросу о классификации видов общения / Л.А. Журавлёва // Инновационная наука. – 2015. №7-1. – С.181 – 186.Иванова Е.Н. Особенности общения младшего школьника со сверстниками / Е.Н. Иванова // Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С.185 – 188.Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 2001. – 319 с.Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности / С.В. Колесова // Альманах современной науки и образования. – 2014. №12. – С.55 – 58.Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 2013. – 255 с.Кон И.С. Психология младшего школьного возраста / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 2012. – 175 с.Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. - М.: Знание, 2014. - 91 с.Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. – 2014. - №10. - С.35 - 45.Кондратьева С.В. Межличностное познание и его роль в общении / С.В. Кондратьева.– М.: Просвещение, 2012. – 275 с.Коновалова О.В. Особенности стиля общения подростка / О.В. Коновалова, Н.А. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. №4. – С.147 – 150.Краева А.А. Проблема общения как взаимопонимания людей / А.А. Краева // Путь науки. – 2016. №3. – С.103 – 105.Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Академия; Смысл, 2008. – 368 с.Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Педагогика, 2003. – 144 с.Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с.Лукьяненко В.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / В.С. Лукьяненко // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – С.64 – 70.Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: дис. канд. психол. наук / Ж.А. Максименко. – М., 2008. – 223 с.Манжилей А.А. Дружеское общение глазами подростка / А.А. Манжилей, Т.А. Федосеева // Филологическое образование в 21 веке: Проблемы и способы их решения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С.143 – 147.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 456 с.Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 356 с.Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – 2015. №8. – С.38 – 42.Обозов Н.Н. Психология дружбы и супружества / Н.Н. Обозов, И.С. Обозова. – СПб, 2001. – 90 с.Общение: виды, структура, функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ovendij.ru/2011-12-08-13-23-47/99-2011-12-08-13-28-34.html(дата обращения: 15.02.2019).Оклендер В. Окна в мир ребёнка: руководство по детской психотерапии/ В. Оклендер. – М.: Класс, 2005. – 158 с.Роджерс К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с.Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. Т.2. Психолого-педагогические науки. – 2011. №2. – С.252 – 256.Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1994. №6. – С.5 – 10.Стецко А.С. Особенности потребности в общении современного подростка / А.С. Стецко // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2016. №9. – С.26 – 35.Уварова Л.Н. Развитие личности младшего школьника в процессе общения / Л.Н. Уварова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С.201 – 203.Усманова Г.Н. Общение с младшими школьниками / Г.Н. Усманова // Развитие современного образования: Теория, методика и практика. – 2015. №1. – С.146 – 149.Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011. №4. – С.3 – 12.Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия взрослого мира и мира детства / Д.И. Фельдштейн. – М., 2006. – 256 с.Харре Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию: Межличностное общение / Р.Харре. – СПб: изд. Питер, 2001. –512 с.Чёрная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Чёрная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. – 200 с.Щербинина О.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка / О.А. Щербинина, Е.В. Назаренко, А.А. Харькова // Образование и саморазвитие. – 2013. №2. – С.168 – 173.Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 2013. №9. – С.3 – 12.Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.Юркова Е. В. Социально-психологические исследования дружбы / Е.В. Юркова // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – С. 96 – 101.Юркова Е.В. Психологическая диагностика представлений о дружбе и о себе / Е.В. Юркова // Справочник практического психолога. Психодиагностика. – М., 2005. – С.535 – 561.Юркова Е.В. Влияние уровня личностной зрелости на социальные представления о разнополой дружбе / Е.В. Юркова // Становление личности – норма и патология: материалы науч.конф.студентов и аспирантов. –СПб., 2002. – С.46 – 48.Выпускная квалификационная работа выполнена мной самостоятельно.Использованные в работе материалы и концепции из опубликованнойнаучной литературы и других источников имеют ссылку на первоисточники.Библиография включает 63 наименования.Экземпляр выпускной квалификационной работы сдан на кафедру/в деканат«___» ____________ 201__г. _______________________________подпись студентаПриложение1.Анкета «Представление о дружбе»Дорогой друг, для определения уровня сформированности представлений о дружбе, просим тебя ответить на вопросы.Что такое для тебя «Дружба»?Много ли у тебя друзей?Какими качествами должен обладать друг?Какого человека можно назвать другом?А) человека, который поддерживает в трудных ситуациях и понимаетБ) человека, с которым можно весело провести время 5. Дружба проявляется в:А) в общении, понимании, во взаимопомощиБ) в совместной деятельности, встречах за пределами школы6. Если тебе трудно в жизни, к кому ты обратишься за помощью?А) к родителямБ) к друзьямВ) решу проблему самостоятельноОбработка результатов:1 вопрос – 2 балла (доверительные отношения между людьми и т.д.), 1 балл (отношения в совместной деятельности), 0 баллов (нет ответа)2 вопрос – 2 балла (да), 1 балл (нет).3 вопрос – 2 балла (называет качества), 1 балла (не называет)4 вопрос – 2 балла (ответ А), 1 балл (ответ Б)5 вопрос – 2 балла (ответ А), 1 балл (ответ Б)6 вопрос – 2 балла (ответ А), 1 балл (ответ Б), 0 баллов (ответ В)Необходимо просуммировать полученные баллы и сравните их с интерпретацией результатов.Интерпретация результатов0-3 балла – очень низкий уровень сформированности представлений о дружбе и друге4-6 баллов – низкий уровень сформированности представлений о дружбе и друге7-9 баллов – средний уровень сформированности представлений о дружбе и друге10-12 балла – высокий уровень сформированности представлений о дружбе и другеПриложение 2.Упражнения, используемые в программе формирования представлений о дружбе младших школьников и подростков«Познакомимся». Группа разбивается на пары. Каждый участник рассказывает своему соседу о себе, слушатель должен не перебивая рассказчика следить за его рассказом (5 минут каждый). Группа собирается вместе. Каждый участник коротко пересказывает то, что ему поведал о себе напарник, не пропустив ни одной детали.«Имена прилагательные». Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующего его положительно (3 имени прилагательного). Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Например: мужественная, милая, мягкая Мария.«Позитивное представление». Разделиться на пары. В течение 5 минут каждый участник имеет возможность рассказать своему партнеру событие положительное, которое с ним произошло. Через пять минут пары меняются.Обмениваемся информацией об участниках группы.«Какие качества меня привлекают в друзьях». Каждый участник называет качества, которые привлекают его в друзьях, выявляются групповые предпочтения (3 качества) «Вы, вероятно, не знаете обо мне…». Каждый участник рассказывает о себе то, что, он полагает, будет интересно для других. Рассказ должен быть кратким, четким.«Неудобная ситуация». Группа делится на тройки, и рассказывают, проигрывают неудобную ситуацию, которая с ним произошла (10 минут), находят решение данной проблемы. Объединение группы: просмотр сценок, выслушивание решений данной проблемы, нахождение группового мнения (адекватного выхода из данной проблемы).«Ливень». Ведущий находиться в кругу, он делает определенное движение, и все повторяют по кругу эти движения, так как он поворачивается к каждому лицом, и игрок начинает выполнять данное движение. 1 круг – потирание ладоней, 2 круг – щелканье пальцами, 3 круг – похлопывание по бедрам.«Концентрические круги». Участники делятся на пары и садятся в круг: половина садится лицом к центру, вторая половина – перед каждым участником лицом к нему. Каждый участник получает 10 минут, чтобы говорить на заданную тему- вспомни ситуацию в которой ты вел себя агрессивно и попробуйте ответить на вопросы: что ты чувствовал? Был ли ты удовлетворен результатом? Что бы тебе помогло быть неагрессивным? После этого участники объединяются и делятся своими мыслями.«Впечатление». Участники разбиваются на пары, садятся друг напротив друга. Один из участников рассказывает другому, какое хорошее впечатление тот на него произвел. Говорить стоит тепло и искренне. Через 5 минут пары меняются«Признание в любви». Участники получают листочки бумаги и кучку и выбирают негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонирует. На листочке следует указать 5 наиболее ярких качеств. Затем ведущий собираетлисточки и зачитывает, а участники пытаются отгадать человека с такими качествами.«Тик-так». Участники передают друг другу звуковую передачу: тик – на право, так – налево по кругу. Бум означает перемену направления передачи звука. Любой участник группы имеет право поменять на правление.«Бумажный бум». Команда делить на две части, на полу прочеркиваются 2 линии. Одна команда оказывается на левой части, другая на правой части. Участникам передаются листы бумаги поровну и сминают в мячик. Задача каждой из команд все те мячики, которые оказались на ее территории, перебросить на территорию другой команды.«Конфликтные пары». По просьбе ведущего участники предлагают различные конфликтные ситуации, которые записывают на доске (7 ситуаций). Проводиться голосование и обсуждения, кто чаще встречается с проблемой.Одну из актуальных ситуаций необходимо разыграть с помощью ролевой игры (участвуют все, группа сама делиться на роли, тренер лишь помогает) После разыгрывания группе совместно нужно найти выход из конфликтной ситуации, и так же проиграть выход из ситуации. Непременным условием является участие всех членов тренинга.«Монолог». Участникам необходимо вступить в конфликтный диалог. Первый бросает фразу своему сопернику, он отвечает ему фразой. Они обмениваются фразами с условие, что последующая фраза на тон выше. Действие происходит в кругу. Остальным участникам необходимо следить за переговорами, и говорят о том, что они заметили.«Поменяемся местами». Игра проводиться в кругу. Один стул убирается. Водящий, находящийся в центре круга, произносит: «Поменяются местами те, кто…» Участникам надо быстро встать и поменяться местами. Тот, кто не успел, занимает место ведущего.«Разные ответы». Каждому члену группы предлагается продемонстрировать ситуации: уверенный, не уверенный, агрессивный. В парах необходимо разыграть эти ситуации (3 ситуации: уверенного, неуверенного, агрессивного поведения). Группа объединяется, просмотр сценки, нахождение общего решения из проблемы (необходимо вести записи на доске).«Досчитаем до 30…». Все участники закрывают глаза, и бес договоренности начинают считать от 1 до 30. Чем больше группа досчитала, тем сплоченнее коллектив.«Хозяин ли я своей судьбы?». Раздаются листы, на которых ребята отвечают на вопрос: «Кто я?». Далее следует обсуждение каждого участника. Задаются вопросы: «Что такоеответственность? Что такое уверенный в себе человек?».«Лесенка». Участникам необходимо вступить в конфликтный диалог. 1 – бросает вызов своему собеседнику, 2 – отвечает на его фразу (фразы должны бить как можно более адекватные) и т.д. Тот кто из пары не справился выбывает, в игру вступает следующий участник. Остальные участники зрители и они дают обратную связь игрокам«Молекулы». Все участники расходятся по залу, обнимаются, здороваются, так как хотят. Как только ведущий говорит: «двойные молекулы» все должны собраться по двое, «тройные молекулы» все должны объединиться в тройки и т.д. Тот, кто не нашел себе напарника, становится ведущим.«Выход из контакта». Разделиться по два человека. Двое играющих должны поговорить на определенную тему, учитывая, что беседа должна соответствовать беседе малознакомых людей. Через 2-3 минуты один должен деликатно объяснить собеседнику, что вынужден покидать его. Победителем будет считаться тот, кто сумел поддержать беседу, и тот, кто нашел удачный выход из контакта.«Контакт». Участникам группы надо разделиться на пары. В каждой паре оба партнера по очереди должны завершить фразу: «Здравствуйте, мне очень нравиться…». На этот диалог отводиться 15-20 минут. Затем проводится обсуждение содержания диалога.«Что я нового узнал». Подростки делиться по кругу со своими новыми знаниями, психолог задает ему уточняющие вопросы.«Мой самый лучший день» Участники по кругу говорят о том дне, когда им понравилось больше всего, а остальные участники слушают и помогают вспомнить этот день.«Давайте попрощаемся». Ребята встают и прощаются, так как они хотят, говорят добрые слова и пожелание друг другу. Можно обнять друг друга, поблагодарить друг друга.Приложение 3.Вопросы, используемые в программе формирования представлений о дружбе младших школьников и подростковЗанятие 11. Как ваше настроение? Что вы ждете от сегодняшнего занятия? Каковы ваши предпочтения.2. Сложно ли было говорить о себе положительно?3. Легко ли было выслушать партнера? Как вы себя чувствуете?4. Как ваши предпочтения относятся к групповому мнению? Как вы считаете, почему получились разные ответы?5. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше настроение?Занятие 21. С чем вы сегодня пришли? Что у вас нового произошло? Как ваше настроение?2. Сложно ли было составить рассказ о себе? Что вам показалось легко, а что сложно?3. Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше состоянии и как?4. Что вы поняли из этого опыта? Легко ли было запомнить информацию?5. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше настроение?Занятие 31. Как вы себя чувствуете? Что у вас нового? Какие события у вас произошли за 3 дня?2. Что вы нового узнали о себе? Все ли это про вас?3. Легко ли было выбрать человека в группе? Что вам понравилось?4. Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше состояние по сравнению с началом дня?Занятие 41. С чем вы сегодня пришли? Что у вас нового произошло? Как ваше настроение?2. Как вы думаете, почему голосование было разным? Много ли проблем оказалось незатронутыми? Были ли актуальны для вас конфликтные ситуации?3. Сложно ли было справиться с заданием?4. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше настроение?Занятие 51. Как вы себя чувствуете? Что у вас нового? Какие события у вас произошли за 3 дня?2. Легко ли было различать вопросы? К какому поведению вы склонны?3. Какие эмоции у вас сейчас? Что вам понравилось в этом упражнении?4. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнение? На ком вы остановились? Какую ситуацию вы представили? Как менялось ваше настроение на протяжении занятия?5. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше настроение?Занятие 61. Как ваше настроение? Что вы ждете от сегодняшнего занятия?2. Что легко, что трудно было сделать в этом упражнении? Чего вам не хватило? Как менялось ваше состояние на протяжении упражнения?3. Что вы чувствуете? О чем думаете? Что говорили о вас, а что не про вас?4. Легко ли было определиться со своим местом в жизни?5. Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше состояние по сравнению с началом дня? Что вы нового узнали о себе?Занятие 71. С чем вы сегодня пришли? Что у вас нового произошло? Как ваше настроение?2. Сложно ли было адекватно отвечать на фразы? Как вы себя чувствуете?3. Что было сложно, а что легко? Что вы приобрели сегодня? В чем польза проделанного упражнения?4. Понравилось ли вам упражнение и чем?5. Как вы себя чувствуете? Изменилось ли ваше состояние по сравнению с началом дня?Занятие 81. Как ваше настроение? Что вы ждете от сегодняшнего занятия?2. Что было легко, а что сложно? Изменилось ли ваше состояние и как?3. Легко ли было без слов передавать предмет? На что вы ориентировались, чтобы угадать?4. Какие трудности встретились вам в разговоре?5. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше состояние?Занятие 91. Как вы себя чувствуете? Что у вас нового? Какие события у вас произошли за 3 дня?2. В какой позиции вам понравилось больше быть? Какие трудности вы увидели?3. Сложно ли было вам договориться? Подошла ли вам роль? В какой роли вы хотели ли быть?4. Чем понравилось вам упражнение? Актуальны ли для вас данные темы?5. Что вам понравилось, а что нет? Как изменилось ваше настроение?Занятие 101. Как ваше настроение? Что вы ждете от сегодняшнего занятия? Каковы ваши предпочтения?2. С каким настроением вы уйдете? Что бы вы хотели сказать участникам?3. Что вы нового узнали за этот месяц? Что для вас стало открытием? Расскажите о своих планах на ближайший год.

1. Альберони Ф. Дружба / Ф. Альберони. - М.: Прогресс, 2012. - 521 с.
2. Абраменкова В.В. Развитие гуманных отношений ребёнка и социальная психология детства / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. – 1996. №4. – С. 27 – 36.
3. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1999. – 672 с.
4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб: Питер, 2016. – 288 с.
5. Анцупов А.Я. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2006. – 528 с.
6. Арсеньев А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. – Алматы: Рауан, 1996. – 72 с.
7. Байярд Р.Т. Ваш беспокойный подросток / Р.Т. Байярд, Дж. Байярд. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.
8. Батюта М.Б. Возрастная психология / М.Б. Батюта, Т.Н. Князев. – М.: Логос, 2014. – 306 с.
9. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2014. - 544 с.
10. Божович Е.Д. Вероятностный характер связи внутри- и межличностной конфликтности подростков / Е.Д. Божович // Психологическая наука и образование. – 2007. №2. – С. 5 – 15.
11. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2009. – 398 с.
12. Волынец Ю.Н. Подростковый конфликт и проблемы его разрешения / Ю.Н. Волынец // Молодой учёный. – 2016. №1. – С. 4 – 6.
13. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2003. – 1136 с.
14. Галева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов во внеаудиторной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2008. – 230 с.
15. Гитман А.В. Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде / А.В. Гитман // Концепт. – 2015. – Т. 9. – С. 61 – 65.
16. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л.Я. Гозман. - М.: Изд-во МГУ, 2014. - 574 с
17. Грехнев В.С. Культура педагогического общения / В.С. Грехнев. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
18. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2015. – 576 с.
19. Джиоева О.Ф. Основные детерминанты затруднённого общения / О.Ф. Джиоева // Балтийский гуманитарный журнал. – 2017. – Т. 6. №3. – С. 144 – 147.
20. Драгунова Т.В. О некоторых психологических особенностях подростка / Т.В. Драгунова // Вопросы психологии личности школьника / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 120 – 169.
21. Еникеева М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеева. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006. – 560 с.
22. Жолудева С.В. Кризис подросткового возраста: Проблемы общения с подростками / С.В. Жолудева // Культура. Наука. Интеграция. – 2010. №3. – С. 146 – 148.
23. Журавлёва Л.А. К вопросу о классификации видов общения / Л.А. Журавлёва // Инновационная наука. – 2015. №7-1. – С. 181 – 186.
24. Иванова Е.Н. Особенности общения младшего школьника со сверстниками / Е.Н. Иванова // Проблемы развития современной науки: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2015. – С. 185 – 188.
25. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Политиздат, 2001. – 319 с.
26. Колесова С.В. Повседневные приёмы позитивного воспитания личности / С.В. Колесова // Альманах современной науки и образования. – 2014. №12. – С. 55 – 58.
27. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 2013. - 255 с.
28. Кон И.С. Психология младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2012. - 175 с.
29. Кон И.С. Психология детской дружбы / И.С. Кон. - М.: Знание, 2014. - 91 с.
30. Кон И.С. Проблемы исследования дружбы / И.С. Кон, В.А. Лосенков // Педагогика. - 2014. - №10. - С. 35 - 45.
31. Кондратьева С.В. Межличностное познание и его роль в общении. - М.: Просвещение, 2012. - 275 с.
32. Коновалова О.В. Особенности стиля общения подростка / О.В. Коновалова, Н.А. Жданова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2016. №4. – С. 147 – 150.
33. Краева А.А. Проблема общения как взаимопонимания людей / А.А. Краева // Путь науки. – 2016. №3. – С. 103 – 105.
34. Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына. – СПб: Питер, 2011. – 544 с.
35. Леонтьев А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – М.: Академия; Смысл, 2008. – 368 с.
36. Лисина М.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М.И. Лисина, Г.И. Капчелия. – М.: Педагогика, 2002. – 127 с.
37. Лисина М.И. Проблема онтогенеза общения / М.И. Личина. – М.: Педагогика, 2003. – 144 с.
38. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии / Б.Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
39. Лукьяненко В.С. Эффекты влияния гармонизации межличностных отношений со сверстниками на благополучие младших школьников / В.С. Лукьяненко // Психологическое здоровье личности: теория и практика. Сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2014. – С. 64 – 70.
40. Максименко Ж.А. Особенности структурных компонентов Я-концепции коммуникативно успешной личности: дис. …канд. психол. наук. – М., 2008. – 223 с.
41. Манжилей А.А. Дружеское общение глазами подростка / А.А. Манжилей, Т.А. Федосеева // Филологическое образование в 21 веке: Проблемы и способы их решения: Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. – 2017. – С. 143 – 147.
42. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 456 с.
43. Мясищев В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1995. – 356 с.
44. Нагорнова А.Ю. Особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников / А.Ю. Нагорнова // Воспитание школьников. – 2015. №8. – С. 38 – 42.
45. Обозов Н.Н., Обозова И.С. Психология дружбы и супружества. СПб, 2001.
46. Общение: виды, структура, функции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ovendij.ru/2011-12-08-13-23-47/99-2011-12-08-13-28-34.html
47. Оклендер В. Окна в мир ребёнка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Класс, 2005. – 158 с.
48. Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К.Р. Роджерс. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 258 с.
49. Сачкова М.Е. Специфика межличностных отношений младших школьников / М.Е. Сачкова // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. Психолого-педагогические науки. – 2011. №2. – С. 252 – 256.
50. Смирнова Е.О. Соотношение межличностных отношений в раннем онтогенезе / Е.О. Смирнова // Вопросы психологии. – 1994. №6. – С. 5 – 10.
51. Стецко А.С. Особенности потребности в общении современного подростка / А.С. Стецко // Академия педагогических идей Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2016. №9. – С. 26 – 35.
52. Уварова Л.Н. Развитие личности младшего школьника в процессе общения / Л.Н. Уварова // Инновационные механизмы решения проблем научного развития: Сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 201 – 203.
53. Усманова Г.Н. Общение с младшими школьниками / Г.Н. Усманова // Развитие современного образования: Теория, методика и практика. – 2015. №1. – С. 146 – 149.
54. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д.И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования. – 2011. №4. – С. 3 – 12.
55. Фельдштейн Д.И. Психология взаимодействия взрослого мира и мира детства / Д.И. Фельдштейн. – М., 2006. – 256 с.
56. Харре Р. Дружба как достижение: этогенетический подход к социальному взаимодействию// Межличностное общение: Хрестоматия. –СПб: изд. Питер, 2001. –512 с.
57. Чёрная А.В. Психолого-педагогическое сопровождение межличностных отношений со сверстниками в младшем школьном возрасте / А.В. Чёрная, Е.С. Лукьяненко. – Ростов-на-Дону: Фонд науки и образования, 2014. – 200 с.
58. Щербинина О.А. Общение как фактор формирования и развития внутренней позиции личности подростка / О.А. Щербинина, Е.В. Назаренко, А.А. Харькова // Образование и саморазвитие. – 2013. №2. – С. 168 – 173.
59. Щуркова Н.Е. Искусство общения как проблема нового воспитания / Н.Е. Щуркова // Воспитание школьников. – 2013. №9. – С. 3 – 12.
60. Эльконин Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2007. – 384 с.
61. Юркова Е. В. Социально-психологические исследования дружбы. Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 3. – СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2009. – С. 96-101.
62. Юркова Е.В. Психологическая диагностика представлений о дружбе и о себе/ Справочник практического психолога. Психодиагностика. - М.;СПб., 2005. - С.535-561.
63. Юркова Е.В. Влияние уровня личностной зрелости на социальные представления о разнополой дружбе. // Становление личности - норма и патология: материалы науч.конф.студентов и аспирантов. - СПб., 2002. - С.4648

Вопрос-ответ:

Какие возрастные особенности у младших школьников и подростков влияют на их представления о дружбе?

Младшие школьники и подростки находятся в периоде формирования своей личности, что может сказываться на их представлениях о дружбе. В это время у них усиливается потребность в общении и социальной принадлежности, что может влиять на то, как они видят дружбу и друга. Кроме того, разные возрастные группы могут иметь разное представление о ценностях и качествах, которыми должен обладать друг.

Влияют ли социокультурные факторы на представления о дружбе у младших школьников и подростков?

Да, социокультурные факторы могут оказывать влияние на представления о дружбе у младших школьников и подростков. Культурные ценности, нормы и ожидания могут определять, что считается важным для дружбы, какие качества должен иметь друг и какие поведенческие нормы следует соблюдать. Например, в некоторых культурах может быть особое значение придаваемое верности и поддержке в дружбе, в то время как в других на первый план может выходить веселье и развлечения.

Какие исследования проводились по представлениям о дружбе у младших школьников и подростков?

В отечественной и зарубежной психологии проводились исследования, направленные на изучение представлений о дружбе у младших школьников и подростков. Они включали анализ понятий и определений дружбы, выявление ценностей, которые дети и подростки связывают с дружбой, и изучение особенностей взаимоотношений между друзьями. Такие исследования помогают лучше понять, как формируются представления о дружбе и друге в разные возрастные периоды.

В чем заключается особенность представлений о друге у подростков?

Одной из особенностей представлений о друге у подростков является усиленная роль индивидуальных качеств и личностных особенностей. Подростки обычно более осознанно выбирают друзей, ориентируясь на сходство интересов, ценностей и характера. Им также важно ощущать поддержку и понимание со стороны друга, а также иметь возможность развиваться вместе с ним.

Какие особенности представлений о дружбе и друге имеют младшие школьники и подростки?

Младшие школьники и подростки могут иметь различные представления о дружбе и друге. В этом возрасте они начинают осознавать значимость дружеских отношений и начинают строить свои представления о том, что такое дружба. Некоторые из них могут видеть друга как игрового партнера, с кем можно проводить время, играть и делиться интересами. Другие могут видеть друга как человека, на которого можно положиться, поделиться своими проблемами и эмоциями. Еще одна особенность – дети часто смотрят на других детей, на то, что они делают и как они дружат, и пытаются повторить их поведение, создавая свое представление о дружбе и друге в процессе подражания. В целом, представления о дружбе и друге младших школьников и подростков могут быть еще не очень сложными и осознанными, они могут формироваться и меняться в процессе их личностного развития.

Какие возрастные особенности младших школьников и подростков влияют на их представления о дружбе и друге?

Младшие школьники и подростки находятся на разных этапах своего развития, которые влияют на их представления о дружбе и друге. Например, в младшем школьном возрасте дети только начинают осознавать свое "я" и формировать свою личность. Их представления о дружбе могут быть более эгоцентричными, они могут видеть своих друзей в первую очередь как помощников или способных придти на помощь в трудной ситуации. Подростки уже более осознанно строят представления о дружбе и друге, они могут искать друзей, с которыми у них есть общие интересы или жизненные ценности. На этом этапе они также начинают осознавать возможности друзей в поддержке и понимании и пытаются найти таких людей в своей жизни.

Что такое дружба и друг в психологии?

В психологии дружба и друг - это социальные отношения, которые формируются на основе доверия, взаимной поддержки, понимания и совместной деятельности. Дружба является одним из важнейших аспектов социального развития и позволяет младшим школьникам и подросткам учиться взаимодействовать с другими людьми, развивать навыки эмпатии и социальной компетентности.

Какие особенности представлений о дружбе у младших школьников?

У младших школьников представления о дружбе часто связаны с игровой активностью и совместным времяпрепровождением. Они склонны выбирать друзей на основе общих интересов и подобных характеров. Для младших школьников дружба часто означает взаимное уважение и поддержку, а также возможность делиться секретами и испытывать радость от общения с близким человеком.