Основные образы России и русской культуры, какие основные ценности выделяют исследователи
Заказать уникальный доклад- 12 12 страниц
- 13 + 13 источников
- Добавлена 10.04.2019
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Национальная культура – это совокупность верований, символов, убеждений, норм образцов поведения, ценностей, которые определяют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране. В одном государстве, которое однородно в этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран существует несколько национальных культур. В этих странах, как правило, можно выделить культуру большинства и культуру национальных меньшинств. Взаимоотношения между этими культурами строятся либо в рамках диалога, либо в рамках культурного конфликта . Русская культура представляет собой смену резко отличающихся друг от друга культурно-исторических парадигм, которые часто исторически «наслаивались» друг на друга. Так, в Киевской Руси язычество сосуществовало одновременно с христианством, в петровской России глубокая модернизация сочеталась с традиционализмом Руси допетровской . Ещё одной особенностью является фольклоризация русской культуры. По мнению П. А. Сапронова, русская народная культура – это вид «народной низовой или близкой к ней культуры» .
В исследовательских кругах сложилось в целом единодушное мнение о существенном значении и роли религии в формировании системы норм, ценностей и специфике социальной структуры общества. Религия своим длительным влиянием на сознание народа способна качественным образом трансформировать первичные, существовавшие до утверждения новой религии, ценности. Также современное научное сообщество разделяет точку зрения, согласно которой принятие христианства оказало важнейшее, и во многом определяющее влияние на развитие и становление русской социальной и политико-правовой культуры. Так, В. Маринич обозначает переход Руси к христианству, осуществленный в 988 г., ключевым событием русской истории. Крещение Руси, по его мнению, необходимо интерпретировать, как одну из попыток князя Владимира сформировать единую культуру Киевской Руси, внедрить некоторое организующее начало в религиозную систему киевской культуры. По мнению же Р. Пайпса, Русь, приняв восточное христианство, тем самым усугубила собственное изоляционное положение, тем самым существенно затруднив взаимодействие с западным христианским миром . В ХI в. в Киевской Руси стала формироваться идея об особом положении и миссии русского народа в мире, согласно которой, Бог, даровав русским православие, будет больше с них спрашивать и строже наказывать за грехи. Эта идея, которая играла важную роль в формировании самосознания и системы ценностей русских людей впоследствии оформилась в концепцию особого предназначения Москвы как «Третьего Рима», призванного отстоять христианство, распространить
Глобализация подрывает эту идентификацию. Как указывает У. Бек, «вместе с глобализацией... рушится структура основных принципов, на которых до сих пор организовывались и жили общества и государства, представляя собой территориальные, отграниченные друг от друга единства...».Кроме того, идентичность подрывают глобализационные процессы, протекающие в сфере культуры. Так как идентичность человека с определенной группой формируется, в первую очередь, через интериоризацию норм, ценностей, представлений, образующих ее культуру. Исторически сформировавшиеся культуры социальных и национальных общностей являются основным источником, из которого личность черпает ценности и смыслы, образующие основания ее самосознания, конструирующие иерархию ее норм, определяет духовное содержание ее бытия. Человек, утративший свои культурные корни, оказывается в ситуации психологической дезориентации.Современные культурные процессы делают практически невозможным локальное существование отдельных культур. Европейские и американские ученые, такие как Дж. Мартин, Д. Белл, Дж. Грант полагают, что текущая глобализация космополитична и несовместима с уникальностью национальных культур. Развитие современного мира характеризуется тенденциями складывания его поликультурного пространства, процессами интеграции и культурной диффузии. Взаимодействие и взаимопроникновение разных культур, сложность и неоднозначность интеграционных явлений объективно отражают динамику общественных отношений, в которой человек находится на рубеже культур. В виду этого, предметами научного осмысления становятся вопросы формирования поликультурного пространства, баланса культурной самобытности и общемирового культурного развития, взаимопроникновения культур, толерантности и поддержания культурной идентичности. Фундаментом культурной идентичности выступает дифференциация представителей всех культур на «своих» и «чужих». Вместе с тем, культурная идентичность имеет ряд оснований, являющихся общими для всех культур. Такими особенностями культуры являются мировоззренческие, духовно-нравственные ценности (отношение к матери, к родной земле, ценностное отношение к физическому и интеллектуальному труду; природе, к здоровью человека). Эти компоненты образуют ядро культурной идентичности. Осознание принадлежности к ним дает человеку ощущение незыблемости и стабильности бытия. К периферийным компонентам культурной идентичности, имеющим инвариантный характер, могут быть отнесены обычаи, ритуалы, нормы, традиции, обусловленные культурной средой. Сущность культурной идентичности заключается в добровольном, осознанном принятии смыслов соответствующих культурных ценностей, норм и моделей поведения, ценностных ориентаций, элементов сознания, языка и традиций, в самоотождествлении своего «Я» с позиций тех культурных универсалий, которые утвердились в данном обществе.В многообразии вызовов современности и возрастающей динамики культурной интеграции личность человека оказывается в сложной социокультурной ситуации, подвергаясь воздействию новых ценностей, идей, культурных форм.Таким образом, национальный образ России всистеме межкультурной коммуникации и дискурсе социально-культурных отношений можно обозначить как сумму концептов национальной идеи страны как во внешней, так и во внутренней среде, отражающих степеньсформированностименталитета, национальной культуры, государственности и иных качеств, характеризующих национальную идентичность.Современный национальный образ России в рамках модели поликультурального мира является результатом его исторического развития. Исторический процесс генезиса и эволюционирования национального образа страны от Руси к СССР и современной России наложил специфический отпечаток на восприятие российской культуры и ее носителей как в национальном, так и в межкультурном пространстве.Список использованной литературыАнтонюк Е. Ю., Трунев С. И. Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации/ Е.Ю. Антонюк, С.И. Трунев // Вестник Поволжского института управления. – 2014. - № 5 (44). – С. 63-71.Гладилина И. П., Королева Г. М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П. Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общества. – 2012. - № 4 (32). – С. 23-30.Глобализация и постсоветское общество / под ред. А. Согомонова, С. Кухтерина – Москва :Стови, 2001. – 223 с. Зиновьев А. А. Глобальное общество и Россия / /А.А. Зиновьев / Молодежь и общество на рубеже веков. – Москва : Изд-во института молодежи; Голос, 1999. – С 45-62. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка / А.А. Мельникова // Человек. – 2009. - № 3. – С. 137-142.Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.Самойлова А. В. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / А.В. Самойлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - № 4-1. – С. 94-97. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург :Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.Этуев А. Б. Культурная идентичность в контексте глобализации / А.Б. Этуев // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. - № 1. – С. 185-194.
1. Антонюк Е. Ю., Трунев С. И. Трансформация национального образа России в системе межкультурной коммуникации / Е.Ю. Антонюк, С.И. Трунев // Вестник Поволжского института управления. – 2014. - № 5 (44). – С. 63-71.
2. Гладилина И. П., Королева Г. М. Роль традиционной народной культуры в консолидации современного общества / И.П. Гладилина, Г.М. Королева // Армия и общества. – 2012. - № 4 (32). – С. 23-30.
3. Глобализация и постсоветское общество / под ред. А. Согомонова, С. Кухтерина – Москва : Стови, 2001. – 223 с.
4. Зиновьев А. А. Глобальное общество и Россия / /А.А. Зиновьев / Молодежь и общество на рубеже веков. – Москва : Изд-во института молодежи; Голос, 1999. – С 45-62.
5. Козелько В. Н. Национальная культура: сущность, структура, компоненты / В.Н. Козелько // Новые технологии. – 2008. - № 5. – С. 1-4.
6. Мельникова А. А. Онтология национальной ментальности и синтаксис языка / А.А. Мельникова // Человек. – 2009. - № 3. – С. 137-142.
7. Монина Н. П. Условия формирования русской культуры: геополитический аспект / Н.П. Монина // Омский научный вестник. – 2010. - № 1. – С. 204-208.
8. Пивоваров Ю. С. Политическая культура и политическая система России: от принятия христианства до петровских реформ / Ю.С. Пивоваров // Мир России. Социология. Этнология. – 1993. - № 1. – С. 184-212.
9. Пичко Н. С. Русская культура в контексте православного миросозерцания / Н.С. Пичко // Вестник Алтайского государственного университета – 2013. - № 1. – С. 1-18.
10. Самойлова А. В. Культурная идентичность как социально-педагогическая проблема / А.В. Самойлова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2013. - № 4-1. – С. 94-97.
11. Сапронов П. А. Культурология. Курс лекций по теории и истории культуры / П.А. Сапронов – Санкт-Петербург : Лениздат; Изд-во «Союз», 2001. – 560 с.
12. Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока / Н.С. Трубецкой // Европа и Евразия. – Москва : Алгоритм, 2014. – С. 106-140.
13. Этуев А. Б. Культурная идентичность в контексте глобализации / А.Б. Этуев // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2009. - № 1. – С. 185-194.
Вопрос-ответ:
Какие основные ценности выделяют исследователи в России?
Исследователи в России выделяют такие основные ценности, как традиции, патриотизм, справедливость, семья и духовность.
В чем состоит уникальный национальный образ России и русской культуры?
Уникальный национальный образ России и русской культуры выражает социально-культурную, национально-цивилизационную и коммуникационную идентичность. Это образ, который отражает особенности и ценности русского народа, их историю, традиции, менталитет и духовность.
Какие процессы влияют на формирование национального образа России в настоящее время?
Формирование национального образа России в настоящее время обусловлено глобальными цивилизационными процессами, такими как глобализация, технологические изменения, миграция и культурный обмен. Также на формирование национального образа влияют социально-политические процессы внутри страны.
Какие традиции и ценности особенно важны для русской культуры?
Для русской культуры особенно важны традиции семьи, гостеприимства, взаимопомощи, уважения к старшим, религиозности и духовности. Русская культура также ценит искусство, литературу, музыку, театр и другие проявления культурного наследия.
Какое предназначение имеет национальный образ России и русской культуры?
Предназначение национального образа России и русской культуры состоит в выражении социально-культурной, национально-цивилизационной и коммуникационной идентичности. Он помогает сохранить и передать наследие предков, укрепляет чувство принадлежности к русскому народу и формирует общие ценности и смысловую систему.
Какие основные ценности исследователи выделяют в России и русской культуре?
Исследователи выделяют такие основные ценности в России и русской культуре, как коллективизм, семейные ценности, верность традициям, духовность, патриотизм и гостеприимство.
Какой уникальный национальный образ присущ России в целом и русской культуре в частности?
Уникальный национальный образ России и русской культуры связан с выражением социально-культурной, национально-цивилизационной и коммуникационной идентичности. Это образ страны, которая сочетает в себе глубокие традиции, мудрость, уникальные художественные выражения и духовные ценности.
В чем причина формирования национального образа России в настоящее время?
Формирование национального образа России в настоящее время обусловлено как глобальными цивилизационными процессами, так и социальными и политическими изменениями в стране. Россия стремится к самоопределению и созданию своей уникальной идентичности, отражающей ее историю, культуру и ценности.
Какие ценности можно назвать основными для России и русской культуры?
Основными ценностями России и русской культуры являются семейные ценности, духовность, патриотизм, гостеприимство, уважение к старшим и традициям, коллективизм, важность образования и науки, любовь к родине и красоте.
Какие главные черты национального образа России и русской культуры можно выделить?
Главные черты национального образа России и русской культуры включают в себя богатство и многообразие культурных традиций, сильную художественную традицию, уникальную музыку и литературу, пристрастие к фольклору, великое прошлое и стремление к будущему, а также глубокое уважение к природе и окружающей среде.
Какие основные ценности выделяют исследователи в России в целом и русской культуре в частности?
Исследователи в России выделяют различные ценности, которые характеризуют русскую культуру. Одной из основных ценностей является семья и ее целостность. Русская культура придает большое значение семейным связям и традиционным ролевым моделям. Также выделяются патриотизм, вера, духовность и толерантность. Важным аспектом русской культуры является также уважение к старшим и традиции гостеприимства.